Обладатели Гран-при «Перспективы-2012»: крупным планом

В апреле Михаил Бейлин и Даниил Никишин стали обладателями Гран-при смотра-конкурса «Перспектива». Публикуем обзор работ, представленных в портфолио творческой группы «Горожане/Citizenstudio», получивших столь высокую оценку жюри.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Михаил Бейлин и Даниил Никишин – представители нового архитектурного поколения, успевшие громко заявить о себе. Спустя два года по окончании МАрхИ молодые архитекторы организовали собственную творческую группу «Горожане/Citizenstudio». Сегодня на их счету множество престижных наград, участие в выставках и конкурсах, в том числе международных (победители конкурса «20 лучших молодых архитекторов России NEXT-2011», KIEV ISLANDS-2012 (2-место), участники выставки «АрхМосква-2011», CANNACTIONS-2012 и др.).

На суд жюри смотра «Перспектива» они представили четыре работы. Две из них это результаты участия в международных конкурсах. Третья – первый самостоятельно реализованный проект, реконструкция цеха завода «Рот Фронт» под фотогалерею «Глаз». И, наконец, четвертая – инсталляция «Москва… В ожидании расширения», реакция на изменение границ российской столицы.

«Портфолио участников, получивших Гран-при, было на голову выше всех остальных, – прокомментировал итоги конкурса член жюри Николай Лызлов, – Чего стоят одни только конкурсные проекты – основательные, с хорошей проработкой. Так что решение жюри было единогласным».

Александр Купцов – в 2006 году получивший гран-при самого первого конкурса «Перспективы», а ныне представитель судейской коллегии, признался:
«В этот раз, принимая участие в работе жюри, я очень ждал проектов, достойных Гран-при. Портфолио Михаила Бейлина и Даниила Никишина – единственное, в котором были представлены и конкурсные проекты, и реализация, и арт-объект. А, кроме того, приятно удивила широкая география проектов – Украина, Италия, Москва…».

Михаил Бейлин и Даниил Никишин рассказали обозревателю Архи.ру, что арт-объекта «Москва… В ожидании расширения» был создан достаточно давно – тогда, когда еще не было достоверно известно, как именно и в какую сторону будет расширяться столица. Архитекторы как будто предчувствовали, к чему идет дело: уже тогда они придумали образ руки, простертой над южной частью Подмосковья. Позже родился саркастический манифест, провозглашающий Москву пределом устремлений россиян, а финальное воплощение наглядно продемонстрировало личное отношение авторов к проблеме.
Обладатели Гран-при Даниил Никишин и Михаил Бейлин
«Москва… В ожидании расширения». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
zooming
Инсталляция «Москва… В ожидании расширения». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Иронический скепсис присущ многим творческим зарисовкам этих архитекторов. К примеру, одна из последних работ, не успевшая войти в портфолио – «Дом_с_городом» – стилизация избушки гипертрофированных масштабов, в которой интерьерообразующими деталями служат всемирно известные небоскребы – Empire State Building, Turning Torso, Torre Agbar, Willis Tower.
zooming
«Дом_с_городом». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Однако крупным планом в архитектурной деятельности Михаила Бейлина и Даниила Никишина выступает отнюдь не легкий стеб, а вдумчивые и высокопрофессиональные работы. К таким работам можно смело отнести конкурсный проект благоустройства общественного пространства в Киеве «Kiev Edge», который сами авторы назвали «CENTRAL PARK». Он стал единственным российским проектом, вошедшим в число финалистов киевского конкурса, проведенного в 2011 году. По условиям конкурса необходимо было благоустроить территорию зеленого массива, которая хоть и расположена в самом центре города, но при этом лишена какой-либо инфраструктуры и программных пешеходных связей. Подступы к реке отрезаны автомагистралью, набережные изолированы от города и пребывают в запустении.

Михаил Бейлин и Даниил Никишин предложили создать единое парково-рекреационное пространство, пронизав его сеткой продольных и поперечных маршрутов. Высокие деревянные башни различной конфигурации, которые планировалось рассредоточить по всей парковой зоне, служили бы и смотровыми площадками, и арт-объектами, и хорошим ориентиром для отдыхающих – чтобы не сбиться с пути. Вдоль реки предполагалось устроить набережную-эспланаду в несколько уровней, а магистраль отгородить зелеными стенами с арочными остекленными просветами. Подход к реке обеспечивался бы посредством многочисленных переходов над автодорогой, которые сами по себе являются арт-объектами.
Но ценность проекта авторы видят даже не в преобразовании «дикого леса» в центральное место отдыха. Главная идея кроется в создании так называемого городского виртуального пространства – словами Даниила Никишина: «идеальной социальной сети». Практически это воплощается посредством установки информационных панелей, вовлекающих всех посетителей парка в русло социальной активности. Порталы создают условия для обмена информацией, открывают горожанам доступ к самым свежим новостям и событиям, к ресурсам города, позволяют выражать отношение к тем или иным преобразованиям либо вносить собственные рациональные предложения. Таким образом, выстраивается путь к демократизации и социализации внутригородских процессов.
zooming
Конкурсный проект благоустройства общественного пространства в Киеве «Central Park». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Бейлину и Никишину также удалось стать финалистами международного концептуального конкурса «Parcosolare sud» на создание экопарка в Калабрии, регионе Италии. Здесь требовалось придумать идею перепрофилирования прибрежного шоссе в состав которого входили виадуки середины XX века авторства Пьера Луиджи Нерви.

Архитеторы предложили сузить автомобильное движение до двух полос (рядом построен дублер), освободив таким образом место для создания экопарка вдоль виадука. Для этого вторым ярусом выстраивается прогулочная деревянная палуба – подобие искусственного рельефа с многочисленными спусками и подъемами. Под ней прокладывается линия электропоезда, предназначенного для передвижения отдыхающих – сверху открывается завораживающая картина на зеленые склоны Калабрии.

Третьим ярусом и одновременно самой острой эстетической линией становится так называемый парк солнечной энергии, а проще говоря, многофункциональный навес. В нем три функции: защита от солнца и дождя, сбор дождевой воды и преобразование солнечной энергии. Подвижные модули солнечных панелей должны были следовать за солнцем, постоянно двигаясь как постоянно изменяющаяся кинетическая скульптура. Таким образом парк может полностью перейти на самообеспечение и даже более того – вырабатывать энергию для окружающих городов. Архитекторы подсчитали, что выработанного электричества хватит на обслуживание 8000 человек, а количество собранной за один год дождевой воды составит более 60 тысяч тонн.
Конкурсный проект экопарка в Калабрии, Италия. М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Аскетичное экспозиционное пространство фотогалереи «Глаз» в помещении бывшего заводского цеха было создано архитекторами фактически вручную. Металлические лестницы, белые скульптурные перегородки, обнаженные фрагменты старой кирпичной кладки, восстановленные проемы из стеклоблоков – все это чистой воды хэнд-мейд, который вкупе с непритязательностью стиля лофт довел стоимость строительства до неправдоподобно низкой цифры.
Еще одной привлекательной особенностью проекта стало увеличение исходной площади более чем на треть. Небольшой приямок глубиной чуть менее 1 м, служивший некогда для хранения орехов, был преобразован в хранилище экспонатов. Вход в галерею расположен значительно выше уровня пола, что и помогло создать полноценное складское помещение. Внушительная высота потолков (7 м) позволила разбить пространство еще на два уровня, которые были отданы собственно под экспозиции. Офисное помещение разместилось на антресольном этаже. Центральное пространство представляет собой атриум, окружающие его галерея и антресоль формируют подобие амфитеатра, что делает помещение удобным для проведения не только выставок, но и других разнообразных мероприятий, включая концерты. Таким образом, малыми средствами удалось добиться поразительного результата: переживший пожар и надолго заброшенный зал с растрескавшейся грязно-голубой плиткой на стенах и обгоревшим потолком усилиями архитекторов превратился в современную четырехуровневую галерею.
Проект реконструкции бывшего цеха завода «Рот Фронт» под фотогалерею «Глаз». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Фото А.Народицкого.

Вручая главную награду конкурса «Перспектива» Михаилу Бейлину и Даниилу Никишину, жюри особо отметило профессионализм представленных проектов и разнообразие решённых задач, а также выразило надежду на их дальнейшие победы уже в «Золотом сечении».


22 Мая 2012

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.