English version

Прообраз будущего сити

Когда-то по Северной улице проходила граница исторического Краснодара, сегодня же это практически центр города и одна из его основных транспортных магистралей. Однако пока что она лишена достойного архитектурного оформления и остается станично-деревенской. Архитекторы компании «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировали для центральной части этой улицы четыре офисные башни – и предложили градостроительную концепцию развития района.

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Сергей Киселев
Проект:
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар
Россия, Краснодар, улица Северная, вл. 269/2, 374, 396, 412-414,

Авторский коллектив:
Архитекторы: Киселев С.Б., Лабутин В.С., Добрев А.И., Петрова Д.Д., Хайкина Н.М., Шилова А. Г., инженер Браславский Ю.И.

2008 — 2009

«Чайковски плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.269/2, Заказчик ООО «Кэпитал Инвест»
«Шостакович плаза» – офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.374 , Заказчик ООО «Сити групп»
«Рахманинов плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.396, Заказчик ООО «Юг Инвест»
«Прокофьев плаза»- офисное здание по адресу : РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.412-414, Заказчик ООО «Вест Групп»

Согласно генплану, утвержденному еще Екатериной Великой, прилегающие к Северной улице территории разбиты на квадратные в плане и примерно одинаковые по площади кварталы, которые сегодня застроены хрущевками вперемешку с частными деревянными домами, школами и всевозможными сервисами. Больше всего этот район напоминает лоскутное одеяло (причем как в смысле архитектуры, так и с точки зрения вопросов собственности), и понятно, что для его «перекройки» нужна железная воля либо администрации города, либо даже администрации края. Пока что инвесторы выкупают у собственников небольшие участки земли, объединяют их и приглашают известных архитекторов для разработки проектов.

Так поступил и швейцарский инвестор PHI Group, который приобрел сразу четыре участка вдоль Северной улицы. И обратился к архитекторам компании «Сергей Киселев и Партнеры», зная об их опыте работы для Краснодара (недавно «СКиП» закончили строительство большого торгового центра «Галерея Краснодар» на пересечении Северной и Красной улиц). Одним из мотивов обращения к команде Сергея Киселева была, по словам инвестора, уверенность, что эти архитекторы могут сделать в Краснодаре «фасады европейского качества».

Перед архитекторами была поставлена задача спроектировать четыре офисные башни на участках, выстроенных вереницей вдоль улицы Северной вблизи ее пересечения с главной улицей города, Красной. Сложность же состояла в том, что участки расположены не рядом, а на расстоянии одного-двух миниатюрных кварталов друг от друга. 16-этажные здания поневоле будут выглядеть «одиночками» среди приземистой одно-двухэтажной застройки. Поэтому, проанализировав ситуацию, «Сергей Киселев и Партнеры» предложили заказчику, помимо четырех отдельных проектов, еще и градостроительную концепцию развития района. Ее суть – в том, чтобы, постепенно выкупая участки у владельцев, создать вдоль Северной «линейный урбанизированный центр». Иными словами, создать на этом месте ровный строй умеренно-высоких бизнес-центров вдоль линии улицы, своего рода городское Сити. Кроме того, комплексная концепция предполагает проектирование парадных въездов на улицу, создание транспортного дублера, новых скверов и кардинальное изменение функциональной программы. Впрочем, пока участки выкупить не удается; но проект четырех башен на Северной следует рассматривать как зародыш будущей урбанизации этой части центра города.

Офисная типология будущих объектов была предопределена – в городе катастрофически не хватает современных бизнес-центров. Поэтому несколько деловых комплексов, построенных на расстоянии квартала друг от друга, не только никого не смутят, но и будут рентабельны. Единственное пожелание, которое заказчик выдвинул к архитектуре будущих высоток, заключалось в стилистическом объединении объектов. Казалось бы, перед проектировщиками открываются невероятные перспективы работы в условиях ничем не ограниченной творческой свободы, но на самом деле это не так. Основным сдерживающим фактором стала сама улица Северная – до тех пор, пока концепция ее развития не утверждена, архитекторы вынуждены считаться не только с ныне существующими постройками, но и всеми гипотетически возможными. Так что свободный полет фантазии очень быстро обернулся искусным лавированием между рифами требований СНиПов.

Что можно построить на участке, который вплотную граничит с покосившимся деревянным особняком, снос которого в будущем скорее всего неизбежен? Много ли можно спроектировать, оказавшись лицом к лицу с неизвестным будущим контекстом? Увы, ответ будет отрицательным. Краснодар – город архитектурных контрастов, он состоит из пятен или даже полос очень разной застройки: небольшой фрагмент регулярного города периода историзма внезапно сменяется одноэтажной станицей, за которой вырастают панельные кварталы. Деревня-станица оказалась внутри города, и даже близко к центральным районам. С таким окружением нередко имели дело архитекторы XIX века, урбанизировавшие русские многие города, в то время больше похожие на деревни. И архитекторы «СКиП» решили руководствоваться принципами дореволюционной России. Которые гласят: «хочешь выйти на межу – делай брандмауэр; если нужны окна во всех фасадах – отойди на несколько саженей». Архитекторы сделали боковые стены всех зданий глухими, в расчете на то, что в будущем к ним могут быть пристроены новые здания, которые постепенно дополнят линию улицы – именно так, как это делалось в XIX веке.

Таким образом, как минимум два фасада у каждой из четырех башен получились глухими. А что такое глухой фасад у высотки? Огромная пустая плоскость, которую, конечно, нужно как-то маскировать или искусно декорировать. Словом, тут и всплыл вопрос о едином для четырех башен стиле оформления фасадов. Архитекторам предстояло найти образ, который с легкостью выдержит как использование на столь масштабных плоскостях, так и умножение на четыре.

Ответ на вопрос «как?» был найден достаточно быстро – на внешние плоскости стеклопакетов методом прямой печати было решено нанести декоративное монохромное изображение, а на бетонные панели глухих частей фасадов – тот же рисунок отображается  рельефом. Здание, таким образом, оказывается «завернутым» в орнамент, рисунок которого идентичен в разных материалах. 

А вот вопрос «что?», или на основе какой общей темы сделать рисунок – долгое время оставался открытым. В архиве мастерской сохранились десятки разных вариантов фасадного декора, отвергнутых авторами в поисках образа зданий: всевозможные фигуры, абстрактный рисунок, сочетания ярких цветов. Сергей Киселев вспоминает: на совещаниях с заказчиком, посвященных данному вопросу, постоянно фигурировала мысль о том, что в оформлении высоток нужно использовать какой-то общезначимый культурный символ, по которому нашу страну узнают за рубежом и который вызывает только положительные ассоциации. По аналогии со знаменитым московским комплексом «Авангард» Эрика Эгераата инвестор, глава PHI Group Питер Хензелер (Peter Haenseler), предложил ассоциировать башни с известными личностями. Выбор пал на композиторов. Великие русские композиторы, чьи сочинения исполняются во всех концертных залах мира, – чем не прекрасное продолжение аксиомы про «застывшую музыку»? Так родилась маркетинговая идея проекта: партитуры самых известных произведений четырех наиболее прославившихся композиторов – Чайковского, Прокофьева, Рахманинова и Шостаковича, – станут украшением фасадов новых офисных центров. Действительно, ноты – в меру простой и ненавязчивый, но при этом очень графичный, далекий от однообразия и монотонности рисунок. Издалека фасад, уподобленный гигантской нотной тетради, будет восприниматься абстрактно текстурным, что придаст ему желаемую визуальную легкость, а вблизи станет замысловатым пазлом для прохожих.

Четыре башни выстроятся цепочкой вдоль Северной улицы. «Чайковский-плаза», которая стоит чуть поодаль от основной группы зданий – это самый высокий из четырех проектируемых объектов, будущий лидер ансамбля. Она расположена строго по линии существующей застройки (зданий средней школы и сооружений военного училища, выходящих на Северную) и имеет очень стройный и графичный силуэт, призванный работать как новый городской ориентир. Объем этой башни состоит из нескольких пластин разной высоты (от 15 до 23 этажей), «сросшихся» друг с другом и прикрытых сверху бетонным козырьком на ножках, под которым на крыше задумана смотровая площадка. Козырек – своеобразная пергола: сверху прорезано прямоугольное отверстие, превращающее его в большую раму для рассматривания неба. Надо сказать, что эту форму можно признать до некоторой степени контекстуальной для южного города Краснодара – похожие конструкции здесь можно увидеть, например, на крышах жилых домов комплекса Дома книги на улице Красной. Здание «СКиП», таким образом, подхватывает тему, характерную для модернистской застройки города 1970-х.

Три других здания комплекса меньше по высоте – максимум 15 этажей, – и не столь устремлены вверх, их объемы компактнее. В сущности, они представляют собой различные варианты компоновки остекленных и глухих поверхностей в зависимости от характера окружающей застройки. Так, «Рахманинов-плаза» – это объем с перепадами по высоте на 6-м и 13-м этажах, в результате чего образуются три разновысоких ризалита. «Шостакович-плаза», в силу тех же объективных градостроительных причин, обращен к Северное улице ступенчатым фасадом. А «Прокофьев-плаза» – это и вовсе композиция из двух отдельно стоящих разноэтажных объемов, один из которых 16-этажный, а второй – одноэтажный, занимает южную часть и формирует с первым небольшой внутренний двор.

Эти небольшие различия не уменьшают очевидного сходства между зданиями. Сходства, которое определено общей простотой и графичностью решения. Все башни составлены из простых прямоугольных форм – сдержанность, по нашим временам почти немыслимая (ни одного изгиба!) и потому не лишенная оттенка благородства. И все они сплошь покрыты орнаментом – потому что ноты в данном случае это, конечно, не партитура, а разновидность «говорящего» декора сродни фасадам, покрытым надписями или цифрами. Рисунок-ковер скрывает этажи, акцентирует основные плоскости и массы – но одновременно развеществляет объемы, делая легкими и графичными. Если это начало краснодарского Сити, то оно может стать достаточно изысканным.

Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Шостакович-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Шостакович-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Прокофьев-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Прокофьев-плаза. 3D визуализация офисного пространства
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектор:
Игорь Шварцман
Сергей Киселев
Проект:
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар
Россия, Краснодар, улица Северная, вл. 269/2, 374, 396, 412-414,

Авторский коллектив:
Архитекторы: Киселев С.Б., Лабутин В.С., Добрев А.И., Петрова Д.Д., Хайкина Н.М., Шилова А. Г., инженер Браславский Ю.И.

2008 — 2009

«Чайковски плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.269/2, Заказчик ООО «Кэпитал Инвест»
«Шостакович плаза» – офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.374 , Заказчик ООО «Сити групп»
«Рахманинов плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.396, Заказчик ООО «Юг Инвест»
«Прокофьев плаза»- офисное здание по адресу : РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.412-414, Заказчик ООО «Вест Групп»

26 Октября 2009

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Похожие статьи
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.