English version

Прообраз будущего сити

Когда-то по Северной улице проходила граница исторического Краснодара, сегодня же это практически центр города и одна из его основных транспортных магистралей. Однако пока что она лишена достойного архитектурного оформления и остается станично-деревенской. Архитекторы компании «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировали для центральной части этой улицы четыре офисные башни – и предложили градостроительную концепцию развития района.

mainImg
Проект:
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар
Россия, Краснодар, улица Северная, вл. 269/2, 374, 396, 412-414,

Авторский коллектив:
Архитекторы: Киселев С.Б., Лабутин В.С., Добрев А.И., Петрова Д.Д., Хайкина Н.М., Шилова А. Г., инженер Браславский Ю.И.

2008 — 2009

«Чайковски плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.269/2, Заказчик ООО «Кэпитал Инвест»
«Шостакович плаза» – офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.374 , Заказчик ООО «Сити групп»
«Рахманинов плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.396, Заказчик ООО «Юг Инвест»
«Прокофьев плаза»- офисное здание по адресу : РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.412-414, Заказчик ООО «Вест Групп»

Согласно генплану, утвержденному еще Екатериной Великой, прилегающие к Северной улице территории разбиты на квадратные в плане и примерно одинаковые по площади кварталы, которые сегодня застроены хрущевками вперемешку с частными деревянными домами, школами и всевозможными сервисами. Больше всего этот район напоминает лоскутное одеяло (причем как в смысле архитектуры, так и с точки зрения вопросов собственности), и понятно, что для его «перекройки» нужна железная воля либо администрации города, либо даже администрации края. Пока что инвесторы выкупают у собственников небольшие участки земли, объединяют их и приглашают известных архитекторов для разработки проектов.

Так поступил и швейцарский инвестор PHI Group, который приобрел сразу четыре участка вдоль Северной улицы. И обратился к архитекторам компании «Сергей Киселев и Партнеры», зная об их опыте работы для Краснодара (недавно «СКиП» закончили строительство большого торгового центра «Галерея Краснодар» на пересечении Северной и Красной улиц). Одним из мотивов обращения к команде Сергея Киселева была, по словам инвестора, уверенность, что эти архитекторы могут сделать в Краснодаре «фасады европейского качества».

Перед архитекторами была поставлена задача спроектировать четыре офисные башни на участках, выстроенных вереницей вдоль улицы Северной вблизи ее пересечения с главной улицей города, Красной. Сложность же состояла в том, что участки расположены не рядом, а на расстоянии одного-двух миниатюрных кварталов друг от друга. 16-этажные здания поневоле будут выглядеть «одиночками» среди приземистой одно-двухэтажной застройки. Поэтому, проанализировав ситуацию, «Сергей Киселев и Партнеры» предложили заказчику, помимо четырех отдельных проектов, еще и градостроительную концепцию развития района. Ее суть – в том, чтобы, постепенно выкупая участки у владельцев, создать вдоль Северной «линейный урбанизированный центр». Иными словами, создать на этом месте ровный строй умеренно-высоких бизнес-центров вдоль линии улицы, своего рода городское Сити. Кроме того, комплексная концепция предполагает проектирование парадных въездов на улицу, создание транспортного дублера, новых скверов и кардинальное изменение функциональной программы. Впрочем, пока участки выкупить не удается; но проект четырех башен на Северной следует рассматривать как зародыш будущей урбанизации этой части центра города.

Офисная типология будущих объектов была предопределена – в городе катастрофически не хватает современных бизнес-центров. Поэтому несколько деловых комплексов, построенных на расстоянии квартала друг от друга, не только никого не смутят, но и будут рентабельны. Единственное пожелание, которое заказчик выдвинул к архитектуре будущих высоток, заключалось в стилистическом объединении объектов. Казалось бы, перед проектировщиками открываются невероятные перспективы работы в условиях ничем не ограниченной творческой свободы, но на самом деле это не так. Основным сдерживающим фактором стала сама улица Северная – до тех пор, пока концепция ее развития не утверждена, архитекторы вынуждены считаться не только с ныне существующими постройками, но и всеми гипотетически возможными. Так что свободный полет фантазии очень быстро обернулся искусным лавированием между рифами требований СНиПов.

Что можно построить на участке, который вплотную граничит с покосившимся деревянным особняком, снос которого в будущем скорее всего неизбежен? Много ли можно спроектировать, оказавшись лицом к лицу с неизвестным будущим контекстом? Увы, ответ будет отрицательным. Краснодар – город архитектурных контрастов, он состоит из пятен или даже полос очень разной застройки: небольшой фрагмент регулярного города периода историзма внезапно сменяется одноэтажной станицей, за которой вырастают панельные кварталы. Деревня-станица оказалась внутри города, и даже близко к центральным районам. С таким окружением нередко имели дело архитекторы XIX века, урбанизировавшие русские многие города, в то время больше похожие на деревни. И архитекторы «СКиП» решили руководствоваться принципами дореволюционной России. Которые гласят: «хочешь выйти на межу – делай брандмауэр; если нужны окна во всех фасадах – отойди на несколько саженей». Архитекторы сделали боковые стены всех зданий глухими, в расчете на то, что в будущем к ним могут быть пристроены новые здания, которые постепенно дополнят линию улицы – именно так, как это делалось в XIX веке.

Таким образом, как минимум два фасада у каждой из четырех башен получились глухими. А что такое глухой фасад у высотки? Огромная пустая плоскость, которую, конечно, нужно как-то маскировать или искусно декорировать. Словом, тут и всплыл вопрос о едином для четырех башен стиле оформления фасадов. Архитекторам предстояло найти образ, который с легкостью выдержит как использование на столь масштабных плоскостях, так и умножение на четыре.

Ответ на вопрос «как?» был найден достаточно быстро – на внешние плоскости стеклопакетов методом прямой печати было решено нанести декоративное монохромное изображение, а на бетонные панели глухих частей фасадов – тот же рисунок отображается  рельефом. Здание, таким образом, оказывается «завернутым» в орнамент, рисунок которого идентичен в разных материалах. 

А вот вопрос «что?», или на основе какой общей темы сделать рисунок – долгое время оставался открытым. В архиве мастерской сохранились десятки разных вариантов фасадного декора, отвергнутых авторами в поисках образа зданий: всевозможные фигуры, абстрактный рисунок, сочетания ярких цветов. Сергей Киселев вспоминает: на совещаниях с заказчиком, посвященных данному вопросу, постоянно фигурировала мысль о том, что в оформлении высоток нужно использовать какой-то общезначимый культурный символ, по которому нашу страну узнают за рубежом и который вызывает только положительные ассоциации. По аналогии со знаменитым московским комплексом «Авангард» Эрика Эгераата инвестор, глава PHI Group Питер Хензелер (Peter Haenseler), предложил ассоциировать башни с известными личностями. Выбор пал на композиторов. Великие русские композиторы, чьи сочинения исполняются во всех концертных залах мира, – чем не прекрасное продолжение аксиомы про «застывшую музыку»? Так родилась маркетинговая идея проекта: партитуры самых известных произведений четырех наиболее прославившихся композиторов – Чайковского, Прокофьева, Рахманинова и Шостаковича, – станут украшением фасадов новых офисных центров. Действительно, ноты – в меру простой и ненавязчивый, но при этом очень графичный, далекий от однообразия и монотонности рисунок. Издалека фасад, уподобленный гигантской нотной тетради, будет восприниматься абстрактно текстурным, что придаст ему желаемую визуальную легкость, а вблизи станет замысловатым пазлом для прохожих.

Четыре башни выстроятся цепочкой вдоль Северной улицы. «Чайковский-плаза», которая стоит чуть поодаль от основной группы зданий – это самый высокий из четырех проектируемых объектов, будущий лидер ансамбля. Она расположена строго по линии существующей застройки (зданий средней школы и сооружений военного училища, выходящих на Северную) и имеет очень стройный и графичный силуэт, призванный работать как новый городской ориентир. Объем этой башни состоит из нескольких пластин разной высоты (от 15 до 23 этажей), «сросшихся» друг с другом и прикрытых сверху бетонным козырьком на ножках, под которым на крыше задумана смотровая площадка. Козырек – своеобразная пергола: сверху прорезано прямоугольное отверстие, превращающее его в большую раму для рассматривания неба. Надо сказать, что эту форму можно признать до некоторой степени контекстуальной для южного города Краснодара – похожие конструкции здесь можно увидеть, например, на крышах жилых домов комплекса Дома книги на улице Красной. Здание «СКиП», таким образом, подхватывает тему, характерную для модернистской застройки города 1970-х.

Три других здания комплекса меньше по высоте – максимум 15 этажей, – и не столь устремлены вверх, их объемы компактнее. В сущности, они представляют собой различные варианты компоновки остекленных и глухих поверхностей в зависимости от характера окружающей застройки. Так, «Рахманинов-плаза» – это объем с перепадами по высоте на 6-м и 13-м этажах, в результате чего образуются три разновысоких ризалита. «Шостакович-плаза», в силу тех же объективных градостроительных причин, обращен к Северное улице ступенчатым фасадом. А «Прокофьев-плаза» – это и вовсе композиция из двух отдельно стоящих разноэтажных объемов, один из которых 16-этажный, а второй – одноэтажный, занимает южную часть и формирует с первым небольшой внутренний двор.

Эти небольшие различия не уменьшают очевидного сходства между зданиями. Сходства, которое определено общей простотой и графичностью решения. Все башни составлены из простых прямоугольных форм – сдержанность, по нашим временам почти немыслимая (ни одного изгиба!) и потому не лишенная оттенка благородства. И все они сплошь покрыты орнаментом – потому что ноты в данном случае это, конечно, не партитура, а разновидность «говорящего» декора сродни фасадам, покрытым надписями или цифрами. Рисунок-ковер скрывает этажи, акцентирует основные плоскости и массы – но одновременно развеществляет объемы, делая легкими и графичными. Если это начало краснодарского Сити, то оно может стать достаточно изысканным.

Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Шостакович-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Шостакович-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Прокофьев-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Прокофьев-плаза. 3D визуализация офисного пространства
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Проект:
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар
Россия, Краснодар, улица Северная, вл. 269/2, 374, 396, 412-414,

Авторский коллектив:
Архитекторы: Киселев С.Б., Лабутин В.С., Добрев А.И., Петрова Д.Д., Хайкина Н.М., Шилова А. Г., инженер Браславский Ю.И.

2008 — 2009

«Чайковски плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.269/2, Заказчик ООО «Кэпитал Инвест»
«Шостакович плаза» – офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.374 , Заказчик ООО «Сити групп»
«Рахманинов плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.396, Заказчик ООО «Юг Инвест»
«Прокофьев плаза»- офисное здание по адресу : РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.412-414, Заказчик ООО «Вест Групп»

26 Октября 2009

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Похожие статьи
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.