Романтический дом

Проект жилого дома на Садовнической набережной отличает мастерски придуманная функциональная схема, а также – тонкая игра с фактурой фасадов и внутренним пространством комплекса. Все это позволяет увидеть в проекте нечто романтическое и даже – мечтательное.

author pht

Автор текста:
Мария Фадеева

28 Ноября 2008
mainImg
Проект:
Жилой комплекс на Садовнической набережной
Россия, Москва, Садовническая наб. дом 11, стр.1 , ул. Садовническая, дом 16-18, стр.3, дом 20, стр.3

Авторский коллектив:
С. Киселев, А. Медведев, М. Серебряников

2005 — 2007

Инженерия – компания «Стройпроект»

В XX-м веке Болотный остров приобрел странноватый образ заднего двора Кремля. Здесь много промышленных построек, а бывшие когда-то великолепными старинные здания постепенно пришли в упадок. Пример тому – Садовническая набережная, обращенная в противоположную сторону от кремлевской цитадели и удивляющая любого приезжего своей заброшенностью – и это несмотря на близость к центру города и страны. Что уж говорить о том, что название набережной рисует в воображении совершенно иные картины.

Хотя на протяжении последних 15-ти лет девелоперы не раз обращали свое внимание на этот участок – однако, несмотря на это, ни одного проекта градостроительного масштаба до сих пор не реализовано. Другой вопрос – точечные внедрения, их тут не мало. Одним из них предстоит стать и проекту архитектурного бюро «Сергей Киселев и Партнеры». Это жилое здание с автостоянкой и небольшими вкраплениями офисов появится на месте двух ветхих домов (дома 11 по Садовнической набережной и дома 16 стр. 2. спрятанного во дворе).

С этим участком «СКиП» работал достаточно долго, поскольку планы его застройки менялись в процессе проектирования. Вначале заказчик надеялся убедить власти сменить назначение территории с жилой на административную, благо рядом уже стоят офисные новострои от «Моспроекта-2» и Сергея Ткаченко. Однако власти оказались непреклонны. Тем не менее за время работы над первоначальным проектом архитекторы успели понять все особенности места. Так что, занявшись придумыванием жилого дома, они уже хорошо представляли себе основные визуально-ландшафтные ограничения и характер площадки. «Мы решили, что наш дом должен быть этаким интеллигентом, – рассказывает главный архитектор проекта Алексей Медведев. – Он не должен стать главным событием в округе, но при этом обязан строго выдержать красную линию набережной, правильно сочетаться с видом на кремлевские соборы, на фоне которых здание оказывается при взгляде с определенных точек, ответить окружению».

Окружение же – сложносоставное. Тут и набережная, на которой надо было встать в один ряд с существующими постройками, рассчитав эффект от фасада для водителей проезжающих мимо автомобилей. Боковой фасад оказывался не менее важным из-за того, что рядом расположен открытый двор детского сада – соответственно и фасад видно издалека. Задняя же часть дома была призвана закончить формирование старого внутриквартального жилого двора.

Все это натолкнуло авторов на создание трех переплетающихся между собой корпусов расположенных по периметру вокруг внутреннего двора. Высота корпусов уступами террас повышается внутрь квартала. Вообще говоря, переплетение – очень важное слово для этого проекта. Сплетать пришлось не только корпуса, но и функциональные зоны: жилье, офисы, рекреационные внутренние и внешние пространства. В соответствии с заданным образом авторы играют с нюансами: где-то преобладает стекло, а где-то – камень; с одного бока используется более гладкая фактура, с другой – рифленая; одно стекло молочное, другое – прозрачное; и т.д. В результате фасадам не отказать в затейливости, хотя на поверку все оказывается максимально просто.

По словам архитекторов, камень как основной материал отделки был выбран ради сомасштабности здания современному городу. Однако это не помешало создать весьма романтичный образ, как и положено на набережной с «садовым» названием.
Работая с фактурой материала, авторы уделили особенное внимание ориентации фасадов по странам света, и, следовательно, тому, как они будут освещаться солнцем. Поэтому на выходящем к набережной южном фасаде предполагает использовать дающий богатую светотень шершавый камень, а на боковой стене – гладкую полированную облицовку. Южный фасад наполовину высоты занят лоджиями, защищающими жильцов от прямых солнечных лучей. Несмотря на сравнительно небольшие размеры дома здесь много игры с фактурой, рисунком поверхностей, прозрачностью стекла. И все это в рамках строгой геометрии вертикалей-горизонталей; правда, опять же ради оживления фасадов местами авторы позволили себе актуальную сбивку ритма оконных проемов.
Горизонтальная раскладка из вытянутых каменных плит теплого охристого оттенка ассоциируется с деревянным зодчеством, а накладные матовые элементы создают зыбкую пелену, как будто бы дом погружен в облако мечтаний. Может быть, он задумался о садах? Или о том, какой красивой могло бы быть окружающая застройка?

Определенная доля романтики прослеживается здесь даже в композиции функциональных зон. Для работников офисных помещений на 1-м и 2-м этажах предусмотрена узкая улочка (2 м) между новым зданием и соседним домом. Ее пространство почему-то ассоциируется с переулками средневековых городов, где можно пройти в арку, увидеть вверху полоску неба, арочную «смычку» между домами и вдруг – оказаться в неожиданно просторном дворе. Правда, в данном случае двор первого этажа перекрыт вторым уровнем и выполняет скорее служебную функцию (из него можно зайти в жилую часть или заехать в гараж). Зато если подняться по лестнице, выходящей на улочку, то обнаружится целый оазис. Внутренние фасады почти сплошь отделаны все тем же молочным стеклом, отчего пространство кажется чуть зыбким, по ощущениям – «интерьерным» и более широким, чем оно есть на самом деле.

Двор же получает продолжение внутри корпусов – в виде игровой комнаты и зимнего сада, что кажется весьма практичным в московском климате и одновременно выглядит удивительным и приятным излишеством, необязательным для жилья заявленного класса. Впрочем, в двух верхних этажах расположены пентхаусы – на пятом ярусе по две квартиры, а на шестом по одной «очень большой», и те и другие – с террасами для созерцания города. Даже белые воротнички получают здесь возможность для насладиться окружающим пространством – огромный витраж, практически в ширину бокового офиса, обеспечивает замечательные виды на Водоотводный канал с его мостиками. Для жильцов же, кроме лоджий и французских балконов задуманы еще и маленькие эркеры матового стекла, чтобы лучше осветить интерьер и расширить видовые панорамы.

Этот дом – среднего масштаба, в Москве построено уже много его собратьев, в том числе и в портфолио компании Сергея Киселева домов в центре – десятки. Можно даже сказать, что их проектирование уже лет десять как стало одним из направлений специализации «СКиП». И в то же время дом отличается от многих других подобных проектов. Во-первых, в нем остро ощущается характерная деликатность, интеллигентность, столь кстати упомянутая Алексеем Медведевым – впрочем, тонкий подход к строительству модернистских зданий в историческом контексте характерен для мастерской Сергея Киселева. Но сейчас – как видно на примере этого проекта – подход приобретает новые черты, обогащается фактурно, графически и композиционно. Это достаточно тонкая материя, нюанс развития жанра, но для Москвы достаточно важный нюанс.

Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Жилой комплекс на Садовнической набережной
© АМ Сергей Киселев и Партнеры


Проект:
Жилой комплекс на Садовнической набережной
Россия, Москва, Садовническая наб. дом 11, стр.1 , ул. Садовническая, дом 16-18, стр.3, дом 20, стр.3

Авторский коллектив:
С. Киселев, А. Медведев, М. Серебряников

2005 — 2007

Инженерия – компания «Стройпроект»

28 Ноября 2008

author pht

Автор текста:

Мария Фадеева
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».