Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.08.2024

Дом-лестница

Юлия Тарабарина
Объект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Адрес:
Россия, Москва. ул. Харлампиева
ДОУ Южная (1 этап)
Адрес:
Россия, Москва. пос. Марьино, ул. Харлампиева
ДОУ Северная (4 этап)
Адрес:
Россия, Москва. ул. Харлампиева
Паркинг ЖК Детали (этап 5)
Адрес:
Россия, Москва.
Архитектор:
Раис Баишев
Мастерская:
АБ «Остоженка»
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Р. Баишев
ГИП: О. Чубарова
ГАП: И. Римашевская, М. Копылов
Архитекторы: Е. Алексеенко, Е. Шаламова
Визуализация: Д. Антонян
При участии: Н. Фомин

Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.

Жилой комплекс «Детали» строится в Новой Москве в поселке Марьино. Рядом речка Незнайка, от Внуково его отделяет Валуевский лесопарк, другой парк, Марьино, благоустроен 3 года назад; до МКАДа здесь ближе, чем от Троицка. Словом, неудивительно, что новое строительство в Марьино идет интенсивно, дополняя коттеджные проселки и трехэтажки прошлых лет новым масштабом. 

Думаю не ошибусь, если скажу, что «Детали» среди новых проектов Марьино – самый интересный. Ну, хотя бы потому, что предметом вдохновения для его авторов, Раиса Баишева и архитекторов АБ «Остоженка», послужило не что-нибудь, а графика Маурица Эшера. Эшер – это такой Пиранези сюрреализма, один из самых увлекательных художников XX века, а для архитекторов так и вовсе находка, поскольку у него не только оптика и превращения миметических фигур в геометрические, но и, почти все время, очень много лестниц. Как в Хогвартсе. Кстати не факт, что Эшер не повлиял на идею передвигающихся лестниц школы магии, и в то же время готические колледжи и замки тоже могли повлиять на его пространства... 

Но вернемся в Новую Москву. Свою идею архитекторы иллюстрируют литографией «Цикл» 1938 года; там человечки бегут по лестнице, превращаясь с рисунок пола, из которого выбегают, опять же, человечки.

Лист с гравюрой-вдохновением. ЖК «Детали»
Лист с гравюрой-вдохновением. ЖК «Детали»
Из презентации проекта / АБ «Остоженка»

Достаточно острый образ цикличности. Хочется как-то его приземлить и понять как, хотя бы, образ бесконечной генерации общественных пространств, что неплохо совпадает с актуальной урбанистической повесткой – ведь бегут человечки, как будто бы, по амфитеатру. 

Но дело, конечно, не в амфитеатре. А в террасах, – для начала, в цикличности как таковой. Получив крупный участок с большими ТЭПами и с требованиями по инсоляции, архитекторы начали «лепить» его объем не абстрактно исходя из гармоничных пропорций, что тоже было бы неплохо, а ритмизуя свои усилия в рамках идеи. Что всегда интереснее. Поначалу получился «узел» в самом центре территории, затем на его месте образовалась пустота – к пустоте Раис Баишев относится с большим вниманием, а в данном случае приводит цитату Лао Цзы: «...полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты». 

В идеальном представлении на предварительном макете поиска формы – а такой метод работы Раис Баишев считает очень важным – дом, действительно, превращается в череду лестниц, ведущих вверх и вниз и сходящихся на площади в центре, там, где встречаются углами все четыре двора. 

Смотришь на фотографии предварительных макетов – ну, правда, Эшер. 
Макет. ЖК «Детали» Макет. ЖК «Детали»
Макет. ЖК «Детали»
Макет. ЖК «Детали»
Макет. ЖК «Детали» Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Макет. ЖК «Детали»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сюрреализм и пространственные размышления, стартующие от теории вероятности, будучи положены в основу такой, в общем-то, обыденной вещи как жилой комплекс, – во-первых, заставляют как-то встряхнуться, оживляют все; во-вторых, формируют некий магнетизм, построенный на одновременной удаленности: где Эшер и где жилой комплекс? – и сближенности понятий: лестницы про пространство и архитектура дома тоже про пространство. Так авторам удается «подсадить» в стандартную задачу «червячка» свободной творческой мысли. И задать интригу: даже слова «не такой как все» в буклете перестают казаться натяжкой. 

Из «червячка» прорастает красивая, даже очень красивая подача идеи: тут и объемы разной высоты подсвечены разным цветом и светом, и дерево на каждом уступе, большое количество зеленых плоскостей. Романтичный массинг – мы видим, как зеленая поверхность поднимается от земли кровлями, объем формируется этакими «столбиками», вырастающими из земли; майнкрафт и множество современных игр, в которых герою надо прыгать по платформам, прямо как тем человечкам 1938 года, – тоже вспоминается. 
  
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа © АБ «Остоженка»
ЖК Детали. Концепция архитектурного образа
© АБ «Остоженка»
 
Это правда эффектно, поскольку вызывает интерес и даже какие-то мечты об идеальном городе. Подача идеи – следующая «ступенька», на грани между гравюрой и реальным проектом. 
ЖК Детали (этап 2,3) © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3) © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

Но сама идея выросла не только из Эшера – к нему она, скорее, пришла, найдя в нем эстетическую, а может, и психологическую опору. 

Собственно проект – как это случается с крупными жилыми комплексами Москвы – развивался стремительно, в большим количеством изменений задачи в процессе, а следовательно, напряжением всех сил. «Сроки были короткими, объем работы большой, а исходные условия не один раз менялись», – говорит руководитель проекта Раис Баишев. – «Поэтому у нас необычный авторский коллектив, около двадцати участников. На мой взгляд, каждый участник – соавтор успеха».
Авторский коллектив проекта ЖК Детали
Авторский коллектив проекта ЖК Детали
© АБ «Остоженка»

Не впервые я слышу истории о стремительной работе со многими неизвестными. В Москве и раньше так бывало, а теперь как будто становится нормой. Зачем, почему? Тем не менее мы видим, что архитекторы, отвечая на вызовы рынка, научились, в частности, собирать «летучие команды» и вообще быстро реагировать. Как в таких условиях задумываться об идее, раскладывать замысел на какие-то образные составляющие? А может быть, наоборот, помогает? Идея вполне может быть внутренним стрежнем. 

Тем не менее идея выросла не только из метафизической графики Эшера. А выросла она, на мой взгляд – помимо собственно «главной задачи» как-то интерпретировать значительный объем жилья – из трех вещей. Первая – современная любовь к уступчатым «выгрызам» – когда-то их пестовал Моше Сафди, потом MVRDV, но наилучшее ускорение теме придал Бьярке Ингельс. Теперь они «шагают по Москве». Вторая – собственно террасы; наконец и в Москве поняли их полезность. Третий источник заключается в том, что силуэты одной высоты – что кварталы, что вереницы башен, надоели всем до зубовного скрежета. 

«Остоженка» давно экспериментирует и с террасами – вспомним хотя бы первую очередь Ривер Парка (2013–2018), и с разнообразными «выгрызами» в объемах: только 10–15 лет назад выемки чаще были крупными «арками» или «арками наоборот», глубокими уступами в верхней части домов, Александр Скокан даже статью написал о «проемах, пустотах и дырах». В последние годы, следуя тенденциям, проемы чаще приобретают, вместо асимметрии, некоторую регулярную ступенчатость. Кажется, в «Деталях» мы видим именно это: поиск неназойливого силуэта, многовысотности, чередования повышений с паузами приведен к определенной регулярности. Графика Эшера, любителя регулярности наряду с парадоксальностью – его гравюры «метафизически» плотны и устойчивы, они как будто стремятся удержать свою странность в себе – такому решению вполне созвучна. То есть в проекте присутствует опыт деконструкции формы, основанный на уже почти 30-летней традиции, но деконструкция поставлена в рамки модульной структуры. 
ЖК Детали (этап 2,3) © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3) © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

Модуль – куб со стороной 4–5 этажей, около 15 метров. Он позволил сформировать уверенно-ступенчатый силуэт. И, поскольку дом большой, то модуль не диктует форму жестко, есть ступеньки и по 3 этажа; но общий контур задает. Контур «кубов» рисуется и на фасадах – рамками, с заметными паузами между ними, образующими крестообразную разгранку. Но только в основной части здания, поскольку внизу, до 7 этажа, господствует «базовая» горизонтальная лента с одним перепадом, вторящим перепаду рельефа, а он тут порядка 7 метров. 

Заметим, что разгранка фасадов сформирована белыми решетчатыми лентами, скрывающими блоки для кондиционеров. Это, как и ступеньки, достаточно новый тренд: ритмически организовывать на фасадах «ящики» уже не принято, а ленты отвлекают внимание от прагматики – в данном случае они уверенно расчерчивают массу суперграфикой, которая, напомним, помогает проявить идею мега-лестниц, составленных из мега-кубиков. Прорисовать ее на некотором расстоянии от основной плоскости, что дает тень, да и саму основу, составленную из стекла и сероголубой полированной материи, делает не столь внушительной, «расслаивая» фасад. 
ЖК Детали (этап 2,3)
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

Ступенчатое устройство силуэтов работает и на перспективу – в некоторых ракурсах за счет понижения кажется, что улица «убегает вдаль» как-то очень быстро. Что тоже способствует лепке пространства и облегчению силуэта. 
ЖК Детали (этап 2,3) © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3) © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

План – квартальный, по внешнему контуру около 200 х 200 м, это примерно как сталинские кварталы на Кутузовском проспекте. Сталинские кварталы были очень большими, в середину их дворов нередко что-то встраивали, то школу, то местную администрацию, то просто еще один парцеллирующий дом. Это был классичный подход. Здесь похожий, но отчасти, вторя парадоксам исходной идеи, обратный: внутренние корпуса не тяготеют к центру, они, наоборот – отходят от внешних корпусов внутрь, а середину оставляют пустой. Напомню, для Раиса Баишева и архитекторов «Остоженки» пустота имеет большое значение. Здесь – получается даже всего рода «поклон пустоте», так все внутренние корпуса своими ступеньками к центру спускаются. Расчерчивая внутри дворы современного масштаба, меньше «сталинских» и больше, чем было принято в период историзма, от 40 до 90 м под одной стороне. Как например в Level Причальном той же «Остоженки». 
ЖК Детали (этап 2,3). Ситуационный план © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Ситуационный план
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории
© АБ «Остоженка»

Поскольку участок не квадратный, а «генетический код» замысла построен на квадратах, то идея приспосабливается, проявляет гибкость: квадраты вытягиваются в прямоугольники, как это происходит и с частью уступов, а там, где корпуса подходят близко к дороге, срезающей контур по косой, они тоже получают срезы. За внешними корпусами расположена наземная многоярусная парковка и два детских сада, «северный» и «южный», вот они уже не ортогональные, а вытянуты по дуге и контекстуально перекликаются с трехэтажными домами, составляющими окружение комплекса. 
ДОУ Южная (1 этап) © АБ «Остоженка»
ДОУ Южная (1 этап)
© АБ «Остоженка»
ДОУ Южная (1 этап) © АБ «Остоженка»
ДОУ Южная (1 этап)
© АБ «Остоженка»

Есть и наземная парковка, большая, полосатая, ребристая. Все «здания сопровождения», надо сказать, решены лаконично, без избыточного декорирования. 
Паркинг ЖК Детали (этап 5) © АБ «Остоженка»
Паркинг ЖК Детали (этап 5)
© АБ «Остоженка»
Паркинг ЖК Детали (этап 5) © АБ «Остоженка»
Паркинг ЖК Детали (этап 5)
© АБ «Остоженка»

Если говорить о формате жилого комплекса, то, помимо идеи связать дом с графикой Эшера, дом предлагает «гибридный» формат квартала. Он квартал, но не совсем. Разновысотный, но это не квартал с башнями. Наконец, строго говоря, это и не дом с террасами – с мыслью о зеленых кровлях пришлось расстаться на «мечтательной» стадии развития замысла. Хотелось бы, конечно, ее оставить... Но, вероятно, в следующий раз.   

В итоге дом – «играет» с современными и доступными форматами «в кубики». Миксует, приводит к какому-то собственному знаменателю. Такого рода игра не может дать принципиального и явно прорыва сквозь обыденность, но она заметно подкупает: решимостью оперировать, наряду с доступными средствами, внутренне смелыми идеями. Которые, будучи заложены в основу проекта на самой ранней стадии, читаются на фасадах и ощущаются в силуэте. Квартал с повышенными объемами прижился в Москве в 2010-е годы. А тут мы видим его подвид: квартал с равномерными повышениями – дом-лестницу. 
  
  
  
ЖК Детали (этап 2,3). Фасады в осях 2.A – 2.Е; 26.1- 24.8; 24.8 – 26.1; 21.7 – 21.3; 21.3 – 21.7 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасады в осях 2.A – 2.Е; 26.1- 24.8; 24.8 – 26.1; 21.7 – 21.3; 21.3 – 21.7
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 2.1 – 21.7 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 2.1 – 21.7
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Развертка фасадов по улице Харлампиева © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Развертка фасадов по улице Харлампиева
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 7.1 – 21.7 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 7.1 – 21.7
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 15.Ж – 23.А © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 15.Ж – 23.А
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 21.7 – 3.1 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 21.7 – 3.1
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 25.А – 15.Ж © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 25.А – 15.Ж
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 3.5 – 21.7 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 3.5 – 21.7
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 21.7 – 3.5 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 21.7 – 3.5
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 23.А – 15.Ж © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Фасад в осях 23.А – 15.Ж
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 12-12 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 12-12
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 6-6 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 6-6
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 13-13 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 13-13
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 16-16, 17-17 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). Разрез 16-16, 17-17
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. -7,400; -6,500;-6,160; -6,000; -5,900; 5,300 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. -7,400; -6,500;-6,160; -6,000; -5,900; 5,300
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +3,700 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +3,700
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +12,700 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +12,700
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +21,700 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +21,700
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +31,000 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +31,000
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +40,450 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +40,450
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +49,900 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +49,900
© АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +62,500 © АБ «Остоженка»
ЖК Детали (этап 2,3). План на отм. +62,500
© АБ «Остоженка»