Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной идентичностью»

Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».

mainImg
На ЭКСПО половина стран (больше 60) не имеет своих павильонов, арендует стандартные модули, из которых образуется своего рода городок ЭКСПО, что-то вроде логистической зоны или строительного городка, хотя, конечно, почище. Вот у Сергея Собянина есть программа «Мой район», и здесь довольно похоже, могло бы называться «мой контейнер». Ответить на вопрос, зачем тратить сотни тысяч долларов на эту аренду и подготовку экспозиции, в глубине этого лабиринта, мне трудно, разве что сказать, что это затем, чтобы не тратить миллионы долларов на собственный павильон.
  • zooming
    Типовые павильоны ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Типовые павильоны ЭКСПО 2020
    Фотография: Архи.ру

Некоторые страны не могут себе позволить экономить исходя из соображений цены собственного имиджа, в Дубае это прежде всего Европа и арабский мир. Они как бы обязаны перед собственной идентичностью, и в таком случае это сильная идентичность, раз такие обязанности. А есть еще довольно много стран, вышедших на ристалище государственного тщеславия с неясными намерениями, не вполне четко понимающих себя самих и смысл своего послания, но находящихся в большом энтузиазме по поводу того, что они могут себе позволить играть в первой лиге с собственными павильонами. И довольно много считают, что уже этого достаточно.

Чтобы не ходить далеко, возьмем не чужие нам страны – Украину с Белоруссией. Они сегодня страны с разными политическими устройствами и устремлениями. Кстати, ЭКСПО начали делать еще в 2017 году, еще до того, батька пережил новый этап преображения в нелюдь, и основой белорусской экспозиции было белорусское IT, детище Валерия Цепкало, теперь, как я понимаю, более или менее уничтоженное. Общего между этими странами то, что для обеих отдельный павильон – жест, заметный для государственного бюджета. И про эти жесты как-то сначала трудно определить, а что же это такое, оно как бы ниже уровня архитектурного высказывания, будто само сложилось, без участия архитектурной рефлексии. Украина обратилась к дубайским строителям Hannes Werner и Mansoor Al Falasi, а Белоруссия к швейцарской NÜSSLI, занимающейся выставочной логистикой здесь же на ЭКСПО. Вряд ли из этого можно сделать вывод о том, что в Украине и Белоруссии нет никаких архитекторов, но можно сделать вывод, что чиновники там не подозревают, что архитекторы нужны. Это так бывает – вот у нас дворец в Геленджике заказали дилеру декора Ланфранко Чирилло просто потому, что не знали, что есть такая специальность – архитектор, и это совсем не тот, кто возит мебель из Италии, и даже не тот, кто делает проект подключения сантехники. Чтобы знать, что есть архитектор, требуется известная квалификация, увы и ах она есть не всегда. Но оба эти павильона аутентично смотрелись бы на вещевой ярмарке, украинский даже побогаче, мог бы быть администрацией (знаете, такая совмещенная с гостиницей и автовокзалом), а белорусский похозяйственнее, пообширнее, как бы ангар под вещевой склад, обделанный фотообоями. Видимо, это потолок административной компетенции этих стран, и его важно иметь в виду. Это точка отсчета, которая позволяет начинать ценить любое архитектурное высказывание уже за то, что оно есть.
  • zooming
    Павильон Украины, Hannes Werner / Mansoor Al Falasi. ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Павильон Белоруссии, NÜSSLI. ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин

Ну вот возьмите ближайшего соседа хозяйственной Белоруссии – павильон Китая. Это очень тревожная для нас история. Россия уже третий раз подает заявку на то, чтобы провести ЭКСПО у нас, и дважды уже пролетела (мы сейчас боремся за 2030 год, судя по тому, что дни России на ЭКСПО проводили Мишустин с Собяниным, борьба одобрена на самом высоком уровне, так что исходя из горизонта знания архитектурного критика до этой даты персональный состав высшего уровня планируется к сохранению). И все время, пока мы боремся, мы делаем павильоны, которые входят в первую пятерку ЭКСПО. Китай тоже так делал, и получил ЭКСПО в 2010 году. И с тех пор считает, что игра сыграна и можно не париться. На месте заявочной комиссии я бы сделал выводы. В Китае бессмысленно спрашивать, кто делал павильон, они всегда отвечают, что это ЦККПК, но если в 2010 году это делали товарищи из центрального аппарата, то сейчас передали на уровень провинциального райкома. По архитектуре это 1980 год, недавно снесенный дворец спорта Олимпийский на проспекте мира Михаила Посохина старшего, только поменьше, выстроенный как бы в Рязани или даже Торжке.
Павильон Китая, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Внутри там рассказывается довольно страшная история, как мы будем жить под камерами и с чипами, и если кто выбросит мусор мимо урны, то камера сразу передаст, что и кто. И потом показывают фильм, что вот один мальчик на острове написал письмо, положил в бутылку и выбросил ее в океан, и потом ее нашли китайские подростки, возбудились, выучились на инженеров и ай-тишников, и что вы думаете, через 23 года нашли его, нашли как миленького. Он уж и старенький стал, а они его все равно нашли и полетел он на работу в глубокий Космос. Убедительно, как писали у меня в детстве в объявлении у мусоропровода, «насвинячил – убери», только это теперь на уровне высоких технологий. Но показано все это так топорно, так прямоугольно, через какие-то блок-схемы и таблицы уборки помещений, ну будто делали наглядные пособия для уроков начальной военной подготовки. Просто не верится, что это та же страна, которая проводила шанхайскую ЭКСПО.

Но, с другой стороны, у нас же тоже есть кадры, которые не привлечены к работе ни на ЭКСПО, ни вообще куда-нибудь, которые как раз сейчас активно продвигают среди меня и надо полагать не только меня идею, что павильоны Сергея Чобана – это позор России. Я могу их утешить, что как раз после 2030 года, если Россия выиграет ЭКСПО, они получат возможность блеснуть вторым составом и сделать такой же российский архитектурный отстой.

Хотя это не обязательно. Вот Казахстан в 2017 году тоже проводил ЭКСПО в Астане, правда это была промежуточная ЭКСПО с меньшим на треть количеством стран-участниц, но у нас и такой не было. Так вот, глядя на его павильон, с завистью думаешь, что ему все мало. Правда, форма очень из начала 2000-х, из раннего увлечения компьютерной графикой (Даниэль Либескинд предлагал такой мотив на конкурсе на ОХТА-центр в Питере в 2007), но она здесь очень уместна, а отдельное существование «стены оболочки» и самого павильона с возникающими между ними патио – это и сегодня очень модное решение, тем более, что здесь обыграна историческая мусульманская архитектура и обыграна хорошо – это сильная современная авторская вещь. Увы, как и в Китае тут не сообщают имени архитектора павильона (официально значится ARDECO and Insglueck, но это ARDECO создано специально под павильон и безымянно, а Insglueck – логистическая фирма по устройству выставок), так что это приходится рассматривать как мавзолей неизвестного архитектора. Власти Казахстана достаточно цивилизованы для того, чтобы отличать качественную архитектуру от автовокзала на рынке, но недостаточно для того, чтобы сообщать имя мастера, с которым они работают.
  • zooming
    Павильон Казахстана, ARDECO and Insglueck, ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Конкурсный проект Охта центра, 2007
    © Даниэль Либескинд

Две страны хотели бы быть как Казахстан, но у них не выходит. Это Узбекистан, которому павильон делала известная дубайская фирма «OP3 Global», официальный партнер ЭКСПО, и Пакистан, столь же респектабельная дубайская фирма Al Jabal Engineering Consultancy. И там, и там власти не очень заморачивались поисками архитектора, но покупать смокинг на вещевом рынке, как Украина, не стали, и в трениках, как белоруссы, на прием не пришли. И там, и там попытка соединить неомодернистскую архитектуру с национальными мотивами, и в общем-то удачная попытка, если бы не Казахстан. На его фоне они немедленно перемещаются из разряда роскошной виллы для просвещенного шейха в разряд детского сада для детей тунисских эмигрантов, заселивших промзону бывшего ГДР. Это может и более достойно, но никак не в художественном смысле.
  • zooming
    Павильон Пакистана, OP3 Global, ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Павильон Узбекистана, Al Jabal Engineering Consultancy, ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин

Причем не вполне понятно, насколько работа с собственными архитекторами украшает. Примерно в ту же силу играет Египет, хотя павильон тут авторский и делал его египетский мастер Hazem Hamada. Увлечен он не неомодернизмом, а деконструкцией, но это два течения с соседних страниц архитектурного журнала 1996 года. Он тоже пытается насытить ее национальными мотивами, создав коллаж из египетский образов от пирамид до сего дня.
Павильон Египта, Hazem Hamada, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

У Египта странный имидж. Каждый раз, когда я захожу в павильон Египта на архитектурной биеннале в Венеции, я с одной стороны удивляюсь тому, насколько там все серьезно и добротно сделано, а с другой, насколько все это как-то не дотягивает. У Египта серьезная архитектурная школа и большая строительная индустрия, но строят они что-то невыносимо похожее на продукцию нашего фестиваля «Зодчество», то ли Красноярск, то ли Омск, видно, что люди с каким-то художественным намерением, но в жанре «я человек эпохи Москвошвея, смотрите как на мне топорщится пиджак». Я всегда с сочувствием отношусь к этим египетским поискам, мне почему-то кажется, это страна непростой исторической судьбы с неизжитыми трагедиями. И я думаю, что когда обиженным Чобаном конкурентам из числа заслуженных зодчих РФ и угрюмой талантливой молодежи удастся его съесть, мы получим павильон как раз такого уровня.

А вот Азербайджан и к своим архитекторам не обращается, и на местном рынке покупать себе дизайн брезгует. Это настоящие знатоки и ценители высокой моды, они отправляются за дизайном в Милан. Павильон Азербайджану делала фирма Simmetrico, это гранды дизайна и выставочных ивентов, и Даниэле Дзамбелли, который ее основал – несомненно человек с большим воображением и вкусом в области современной гламурной роскоши. Он успешно работает и в Турции, и в эмиратах, и, конечно, в Баку. Павильон они сделали в известном смысле безупречный, просто концертный Steinway. Эта концертная ассоциация особенно уместна, потому что экспозиция в павильоне посвящена Шуше как культурной столице Азербайджана, и прежде всего концертам государственного симфонического оркестра Азербайджана на улицах этого города. Я, увы, слово Шуша узнал из стихотворения Осипа Мандельштама «Фаэтонщик», где «сорок тысяч мертвых окон» Шуши, геноцид армян, погром Шуши 1920 года, я был в Шуше в период, когда она была возвращена армянам, за что являюсь в Азербайджане персоной нон-грата, и эта прекрасная музыка на великолепном инструменте на улицах, где было все, что там было, вызывает во мне чувства, далекие от тех, какими стоит делиться. Завоеватели могут любить музицировать на пепелищах изувеченных городов, но вряд ли стоит рассчитывать, что кто-то разделит с ними радость, так что я не совсем понимаю уместность присутствия таких мелодий на ЭКСПО. Но и страшные люди могут ценить вполне безупречные вещи, и сами вещи от этого не проигрывают.
Павильон Азербайджана, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Азербайджана ночью, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Единственная проблема Азербайджана в том, что в Милане, конечно, великолепные мастера гламура, но они не сонаты пишут, а работают на рынке. Продают «от кутюр», если что берут, то чего не продать второй раз. Тут же на ЭКСПО есть еще павильон Омана, и хотя его делала другая фирма, миланско-дубайская Middle East Favero@Milan, но это два рояля из одного магазина. Забавно, когда постсоветские шейхи так лажаются.
Павильон Омана, Middle East Favero@Milan, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Безусловно великолепный павильон у Польши, и это польские архитекторы, WXCA, и вообще Польшу, конечно, не верно рассматривать в ряду стран с не вполне сложившейся идентичностью, которую завтра можно поменять на что-то другое – она выступает в первой лиге, ровно в той же весовой категории, что Германия, Франция или Бельгия. Единственное, что заставляет говорить о ней здесь – то, что она так сильно заявляет о себе первый раз. Это не вчерашняя мода из журнала, это не вторично – это и есть main-stream европейского архитектурного языка. Немного обидно из-за птиц. Польша весело поступила с рассказом о себе, они утверждают, что все перелетные птицы, которые летят через Дубай на юг (а они таки летят, я видел гусей над морем), летят из Польши. Отчего ж только из Польши-то? А мы? А наши?
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Для меня ЭКСПО – это прежде всего чемпионат мира по архитектуре, и все павильоны, которые я описал, в определенном смысле сделаны в одном жанре. Это дома, даже скорее дворцы, и страны действительно соревнуются, у кого круче. Но нужно учитывать, что тут можно вообще поменять правила.

Израиль (David Knafo), скажем, вместо павильона сделал врата, символизирующие перспективу вступления в арабский мир, и имея ввиду традиции мемориальной израильской архитектуры 1960-1970-х это очень предсказуемый, хотя, быть может, излишне фасцинирующий жест. Это архитектура как агитация, и человек родом из СССР чувствует к такому типу архитектурной деятельности известную отчужденность. Но не знаю, может людям без этой травмы такое очень нравится.
Павильон Израиля, David Knafo, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Самая громкая из таких попыток отменить архитектуру вообще – это Южная Корея (Mooyuki Architects). Они вместо павильона сделали большую платформу, на нее поместили структуру из направляющих, на них надели разноцветные кубы, и все время их вращают. А под платформой находится экспозиция, практически на открытом воздухе. Все это показывает, что архитектура в будущем станет мобильной, будет все время меняться, и вот вам. Многим очень нравится, и говорят, все архитекторы в детстве любили играть в кубики. Но я пришел к архитектуре другим путем, мне это чуждо.
Павильон Южной Кореи, Mooyuki Architects, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

К этой же группе принадлежит павильон Сингапура, который делала фирма WOHA. Это очень знаменитая фирма, она прославилась парком Marina Bay Park в Сингапуре, и я помню, что в 2010 году он меня совершенно потряс и очаровал, в городе они сделали отель Parkroyal, обошедший все архитектурные журналы – это мировые архитектурные звезды первой величины, правда, только по озеленению. Всю архитектуру – стены, перекрытия – они превращают в зелень, и делают это виртуозно. Павильона им точно мало, им бы подошел небоскреб. Павильоном с зеленью на выставке трудно удивить, это лучше работает в каменных джунглях. На ЭКСПО кажется, что это просто очень большой колониальный цветочный магазин.
Павильон Сингапура, WOHA, зал в орхидеями внутри, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Сингапура, WOHA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Ну и конечно шедевр всякого отрицания архитектуры – павильон Бразилии. Это очень большой контейнер. В контейнер налита вода. В воде есть остров. На нем поют и танцуют. Можно слушать, стоя в воде, или сесть в гамак. Основания для такого жеста в том, что в Бразилии много болот, и эта лужа есть образ страны. Жалко, когда архитектуры вообще нет. Но образ Бразилии, безусловно, все запомнят, в пустыне он радует.
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
zooming
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Россия и Америка
В павильон России целый день стоит большая очередь, я, естественно, как гражданин своей страны, попытался пройти по знакомству, и пока это знакомство организовывалось через три страны и два правительства посредством телефонных звонков и мессенджеров, решил пойти посмотреть США. И там все оказалось каким-то прямо-таки родным. А очереди не было никакой.
Павильон США не имеет формы, ему попался участок в форме тупой трапеции, в неожиданном месте сделан вырез прохода под малоудачным углом, так что входишь ты или выходишь, все равно упираешься в стену. Остальное застроено одним ангаром по периметру. Архитектура самая простая, почти как Белоруссия. Авторы павильона, фирма Woods Bagot, малоизвестая, но как выяснилось очень старая австралийская корпорация с американским офисом, которая строит по всему миру, в Сиднее, Лондоне, Нью-Йорке, и везде без излишеств, даже не промешает эту работу на своем сайте, считая, видимо, незначительной. А зря, потому что ангар, конечно, но сплошь украшен пятиугольными металлическими звездочками, так и опять этак, и хоть штамповка, но как бы чеканка в цветочек.
Входишь, и сразу упираешься в экран, и с него произносит речь вице-президент США Камала Харрис. Мы, говорит, мировой лидер, у нас прогресс, наука, технологии, у нас образование, медицина, справедливость, у нас конституция и мы очень собой гордимся. Очень хорошо говорит, с выражением, приятной интонацией с нотками искренности, с душевностью на лице, видно, что очень хорошая и достойная женщина, но ощущение, что жизнь ее как-то прошла по профсоюзной линии или где-то при райкоме. Потом попадаешь на травелатор, и он тебя везет по экспозиции. И там портреты разных американских изобретателей, Белла, Эдисона, Форда и дальше, и краткое изложение того, что именно они изобрели. Ну как бы конкретизация того, что Америка – это центр научно-технического прогресса, и большинство известных изобретателей были гражданами США. Приятно так, культурно, люди все знакомые из учебников, за пределы школьной программы травелатор не выезжает. Потом приезжает в главный зал, а там, о чудо, летают как бы в звездном небе шар Земли, большой, и Луны, поменьше, очень красиво подсвеченные, виды рельефа нечеткие, а как бы сквозь космическую дымку. Красиво прямо как в планетарии. И среди них летает космонавт в скафандре, большой, не в масштабе, а как бы передающий масштаб явления. И диктор добрым тоже голосом говорит, мы были первые на земле, мы стали первые в Космосе. Немного неожиданно в павильоне США это слышать, но сами слова-то какие знакомые! И все, дальше выходишь из зала, а там – представляете! – настоящая ракета! На которой они были первыми в Космосе ракета, Space Х называется, и они ее привезли! Она немного несвежая, историческая, но какая вещь! Ну а потом спускаешься вниз мимо ракеты, и там уже фаст-фуд. Кстати, среди американских шагов на пути прогресса важной ступенью был кетчуп Heinz, который великий изобретатель Генри Джон Хайнц показал на ЭКСПО в Филадельфии, в 1876 году.
У нас тоже висят портреты разных русских ученых, которые тоже что-то изобрели, но не в смысле движения к прогрессу, а просто в силу чрезвычайной силы ума. Изобретения не описываются, портреты какие-то погруженные в себя, выглядят они не как солдаты армии прогресса, а как лица неофициальные, а возможно и праздные, а вместо травелатора у нас эскалатор. Поднимаешься на третий этаж (второй для переговоров), там тоже темная комната, но вместо планеты земля там мозг. Это такая мобильная скульптура, она движется, раздвигается, на поверхности начинают строится связи между нейронами, а на окружающих главную инсталляцию экранах появляются города, в них высвечиваются точки, и они так же связываются. Тезис в том, что мысль рождается как связь между нейронами, а социум – как связь между людьми, отсюда мы биологически обречены на сотрудничество и чем оно активнее, тем смыслов больше. Философия в стиле Дюркгейма, никакой идеологии, артистичная, я бы даже сказал отвязанная инсталляция, послание миру от лица мозга. И у нас в павильоне нет видеообращения Путина или какого-либо другого ответственного лица, которому он поручил видеообратиться. Вообще нет ни одного портрета Путина во всем павильоне. Это прямо скандал какой-то. В любой Замбии или Заире есть портрет первого лица, в Америке есть, а у нас нет. Прямо Европа какая-то – у них тоже не принято.
 
Я бы сказал, мы поменялись местами. Американский павильон мог бы сделать СССР образца 1970 года, такой уже подусталый брежневский СССР, но еще бодрый и генеральски самоуверенный. Российский павильон могла бы сделать Америка того же времени, это творение такого физика-ядерщика, который ездит на фестиваль в Вудсток, и у него соединяется уверенность в возможности научного, математического даже решения фундаментальных проблем бытия, детская вера в возможности машин и технологии, и несколько даже галлюциногенное индивидуалистическое восприятие яркости и остроты жизни. Жалко, что русская делегация явилась в Дубай в черных костюмах – им бы подошли люминисцентные гавайки в тонкую полоску рубежа 60-х и 70-х.
Я что-то прочитал про павильон Чобана Tchoban Sergej и с кем-то об этом поспорил. Я не говорил с ним, и не знаю, что сам он думает про свою работу. Но я хочу сказать, что его уникальность, его невероятная ценность для нас в том, что он как-то ухитряется протащить через цепенеющий бюрократический аппарат вот этот дух, соединяющий раскованность, даже отвязанность, яркость и глубину. Он сохраняет веру в то, что архитектурой можно что-то сказать, и даже сказать что-то, что еще не звучало. Вам матрешка в русском павильоне видится? Юла? Ну да, вы же на ярмарке. Китай вон тоже сделал карусель, оцените разницу в качестве. Вы, кстати, попробуйте протащить юлу через заседание с утверждением плана русского павильона. А дервиша не видите? Но вы же в мусульманской стране! А кенотаф Ньютона Булле не видите? С мозгом Ньютона, висящем в центре шара мироздания? А Пантеон? Но это же очевидно! А как все это – от Пантеона до интернета – существует сегодня? Как выглядит? Чобан у нас уникален, потому что он умеет думать такими категориями и о таких предметах, и может их воплощать в здания.
Главная проблема современного ЭКСПО – как соединить осмысленное, даже серьезное высказывание, которое можно сделать от лица страны, с институтом ярмарки, попросту базара. Главная проблема современной архитектуры – как сделать форму подвижной. Чтобы она лилась как свет, как потоки данных, как кадры клипа, как течение мысли, чтобы она изменялась у вас на глазах. Вот на эти темы у нас павильон. А могло бы быть как в Америке – у нас с Байденом, как выясняется много общего в смысле ностальгии по Леониду Ильичу.

21 Декабря 2021

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.