English version

Толерантная эстетика терраформирования

Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.

mainImg
Самая первая всемирная промышленная выставка в Лондоне 1851 года занимала территорию 10 га, в ней участвовали 25 стран. Затем площадь варьировалась, от десятков га в Европе до 500 га в США, но количество стран-участниц редко оказывалось больше ста. За последние 20 лет прошло 4 больших экспо, выставка в Дубае – пятая. Причем в в немецком Ганновере 2000, японской Накагуте 2005 и итальянском Милане 2015 площадь выставок была 160, 173 и 110 га соответственно, а количество стран-участниц – 155, 121, 145, что дает некие средние цифры для, говоря обобщенно, главных международных выставок XXI века – большие, но не предельные. На этом фоне ЭКСПО 2010 года в Шанхае целенаправленно побила все рекорды: площадь 528 га, количество посетителей 73 млн человек, число стран-участниц – 192, притом что, по разным оценкам, количество независимых стран в мире колеблется от 195 до 197. Ну то есть собрали почти всех. 

Нынешняя ЭКСПО 2020 в Дубае, первая в арабской части мира, определенно поставила цель если не перегнать, то догнать шанхайскую биеннале по показателям, что почти удалось – стран-участниц ровно 192, не больше чем когда-либо, а ровно столько же, сколько в Шанхае. Территория – несколько меньше, но тоже немалая, 438 га. На фоне пандемии 2020 года, из-за которой выставку пришлось перенести на год (сохранив «ключевой» номер 2020 года) такие показатели тоже можно считать своего рода рекордом. 
По выставке ездят роботы, предоставленые компанией Terminus. Что делают, не очень понятно, в основном при обращении к ним просят не мешать и дать проехать, но намекают на какую-то миссию безопасности. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Территория выставки расположена в границах города в его южной части, за индустриальными районами и рядом с новым аэропортом. В отличие от Шанхая, будущее территории тщательно спланировано: 80% выставочной инфраструктуры, включая самые заметные капитальные здания павильонов, особенно с сертификатами LEED и Platinum, планируется сохранить, достроив вокруг жилье и «многофункциональные» здания – на месте экспо должен появиться экологически устойчивый район под названием District 2020 – мастер-план последующего развития можно найти здесь, ниже – сравнение плана и того ядра, которое занимает на данный момент выставка. Видно, что вокруг полукруга-«веера», на месте открытых парковок должны появиться еще, как минимум два дополнительных полукольца, выставочный центр у станции метро – расшириться. 
  • zooming
    Мастер-плана развития District 2020 после завершения экспо c распределением функций. При сравнении со схемой выставки видно, что между «лепестками» плана появляются офисные здания и многоярусные парковки, на месте открытых парковок выставки в два контура появляются жилые и многофункциональные (что бы это ни значило) кварталы
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020
  • zooming
    Схема выставки экспо 2020. Заполнены 3 основных лепестка, предложенных в мастер-плане HOK, пространства между ними, и центральная площадь под куполом. Выставочный центр при входе построен наполовину, если не на треть. Здания вокруг купола – две гостиницы со стороны метро и 3 офисных здания со стороны выставки
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020

Перспективы превращения в инновационный район – мини-город на южной окраине Дубая – делают проект экспо 2020, с одной стороны, действительно экологичным, поскольку ресурсы потрачены не на временное, а на постоянное; а с другой стороны, заставляют приглядеться к его инфраструктуре, составным частям и истории. Все это, как обычно бывает с крупными начинаниями, имеет ряд «слоев». 

Самый заметный и яркий слой – crème de la crème, постройки «звездных» архитекторов. Здесь безусловно лидирует павильон страны-хозяйки ОАЭ, спроектированный Сантьяго Калатравой: белый, с куполом внутри и заглубленным многоярусным двориком снаружи, накрытый гигантскими «крыльями», концы которых зависают в полуметре над землей, образуя вокруг здания тенистую галерею. Крылья вдохновлены образом местного сокола «в полете», их закрылки подвижны, они плавно поднимаются и опускаются время от времени, демонстрируя то «взъерошенный», то «причесанный» вариант здания. После экспо павильон будет служить культурным центром. 
  • zooming
    1 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Калатрава спроектировал на экспо еще один павильон – государства Катар, небольшой, в виде элегантного белого паруса, он вдохновлен образом лодки, главного средства передвижения рыбаков и пиратов, исторически населявших полуостров. 
  • zooming
    1 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Также «звездным» можно было бы, вероятно, назвать павильон Сингапура местного по происхождению, но всемирно известного бюро WOHA. Он полностью состоит из вертикального озеленения, окружен деревьями-крупномерми и призван изображать влажные тропические леса. Посетителям предлагают пройти по пандусам, вьющимся между тремя коническими конструкциями; перед павильоном устроен пруд, местами установлены паровые пушки, но это мало помогает – поскольку внешних стен нет, окружающий климат пустыни берет свое и некоторая, небольшая, впрочем, часть растений засохла. 
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Замечательны и достойны внимания с точки зрения архитектуры павильоны Финляндии, Люксембурга, Великобритании, Бахрейна, Бразилии, Польши, Португалии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Японии – надеемся сделать обзор интересных павильонов в ближайшее время. Павильон России авторства Сергея Чобана занимает в их ряду заметное место; планируется, что он, как и ряд других павильонов, будет сохранен.

Девиз выставки – «Соединяя умы, создаем будущее», и для раскрытия темы предложены три ключевых слова-сюжета: мобильность / mobility, экология / sustainabity и возможность / opportunity. Соответственно, согласно мастер-плану HOK, Populous и Arup, территория выставки разделена на три тематических «лепестка», каждый из которых заканчивается большим павильоном, не отданным ни стране, ни корпорации, а призванным раскрыть один из сюжетов. Первоначально, в 2016 году, для каждой из тематических зон было анонсировано по одному гигантскому павильону от «звездных» архитекторов: тему мобильности разрабатывали Фостер и партнеры, над экологией работал Николас Гримшо, а павильон возможностей спроектировал Бьярке Ингельс. Из трех осталось два. 

Павильон Mobility, или Alif по имени первой буквы арабского алфавита, спроектированный бюро Нормана Фостера, можно назвать вторым «звездным» после белой птицы Калатравы. Гигантский трифолий расширяется снизу вверх уступами металлических выносов, что помогает образовать вокруг тень, в частности, для пары амфитеатров. Привлекают внимание качественно исполненные бетонные элементы в основании здания. 
  • zooming
    1 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

В отличие от павильона Калатравы, который нужно смотреть только из-за архитектуры, выставка павильона Mobility, посвященная истории путешествий от переселения народов и до освоения космоса – вполне захватывающа, нас встречают гигантские натуралистично исполненные головы арабских путешественников, затем – проекция на гигантский шар в центральном зале и ярко-радужное «путешествие в будущее», включающее проекты городов, предложенных детьми и множество переливающихся бабочек, в завершении. В начало экспозиции посетителей привозит лифт-платформа, расположенная в ядре трилистника и способная поднять до 160 человек единовременно.
Фрагмент экспозиции. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Снаружи павильон окружен обходом, частично заглубленным в землю, частично приподнятым на мостах, – по-видимому, о нем шла речь как о 330-метровом треке, на котором посетители смогут наблюдать самые современные устройства в действии; но пока никаких устройств по этой дороге не ездит, пройтись по ней тоже невозможно, так что путь, частично окружающий павильон Мобильности, остается скорее загадкой.

Впоследствии здание планируется использовать как офисное. 
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Главный тематический павильон другого лепестка – экологического, по имени Terra – спроектирован бюро Николаса Гримшо в виде гигантской наклонной воронки, окруженной «цветами» поменьше. Все сооружения собирают как солнечную энергию, так и воду от дождей и конденсата. Здание получило сертификат LEED, оно «нулевое» с точки зрения потребления энергии и выбросов. Воронка накрывает своей тенью заглубленный двор, вокруг, в приподнятой части над ним, разбит сад – но из-за больших размеров и извилистых дорожек здание приходится до мучительности долго обходить, попадая то вверх, то вниз, и спрашивая дорогу – в этом смысле павильон Mobility позиционирован в пространстве яснее и проще, хотя вокруг него и не разбиты сады. 
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Вид из павильона Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Сады вокруг. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Центр большой воронки приходит к символическому углубленному «колодцу» в интерьере – в нем установлена инсталляция на тему сбора конденсата, с крупными каплями на пластмассовых листьях. Но в этом «колодце» воду собирают лишь символически: сверху от затянут прозрачной материей, именно на ней скапливается вода, которую служители время от времени разгоняют швабрами. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Гигантский павильон Sustainability, как и металлические «зонтики» вокруг него, видно с очень многих точек на территории выставки, они ощутимо доминируют в пространстве, наглядно демонстрируя, какие мощные субструкции и какое гигантское количество металла требуется, чтобы собрать солнечную энергию и воду и вывести здание «в ноль». Кому как, а мне это сооружение напомнило цветы из мультфильма Тайна третьей планеты – те, которые записывали космонавтов на видео.

Впоследствии в здании планируется разместить детский и исследовательский центр. 

История главного здания третьего лепестка – «возможностей», с девизом «Миссия выполнима» – оказалась непростой. Поначалу, в 2015 году, проект треугольного здания с углубленными порталами и зеленым внутренним двором был разработан Бьярке Ингельсом и BIG. В 2018 от него отказались в пользу проекта Cox Architecture, почти что втрое меньшего по площади (4500 м2 в проекте Cox к 12 000 м2 у BIG). 
  • zooming
    1 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    2 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    3 / 3
    Павильон Opportunity / Dubai Expo, вариант 2018 года, Cox architects
    © Cox architects

Его, однако, затем сменил проект AGi Architects, архитектурного бюро, основанного, как говорится на его собственном сайте, профессорами Гарварда, с офисами в Мадриде и Кювейте. Проект датирован 2021 годом – иными словами, судя по всему он появился прямо перед открытием выставки. Здание представляет собой рамку вокруг просторной внутренней площади, накрытую обтянутыми прозрачной тканью металлическими конструкциями. На мастер-плане будущего города оно не обозначено, что может быть вызвано как сложной историей изменений, так и тем, что его не планируют сохранять, впрочем, окончательного ответа на вопрос о судьбе павильона найти пока не удалось. 
AGi Architects, павильон Opportunities. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Подобная же участь постигла некоторые элементы мастер-плана HOK – того, с которым ОАЭ в 2013 году выиграли право устраивать экспо на своей территории. Трехлепестковая структура сохранилась, погрузившись в радиально-кольцевую планировку полукруга будущего города, а вот обещанная в 2013 году канатная дорога для передвижения по выставке с ее обозрением сверху не состоялась, будучи заменена системой курсирующих по аллеям шаттлов. 

Обзор с канатной дороги отчасти заменил лифт, спроектированный знаменитым британцем Асифом Ханом – он поднимает посетителей на высоту 55 метров над выставкой на 5 минут за 30 дирхемов. Небольшой сад на платформе образуют деревья пелтофорумы, с листьями как у акации и желтыми цветами, привычные к местному климату; в нижней части обустроено кондиционированное пространство для тех, кто предпочитает обозревать окрестности с комфортом. 

Асиф Хан также спроектировал трое ажурных ворот из легкого углепластика перед входом в каждый из лепестков – их открывают и закрывают утром и вечером, а стоят они немного на отшибе, среди пустыни, поскольку встречают тех, кто движется со стороны парковок, а со стороны метро ворот нет. 
Асиф Хан, ворота из углепластика. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Рядом со смотровой башней разместилась Water Feature – большая воронка с водопадами, спроектированная и реализованная калифорнийским WET Design (они же авторы фонтана перед Бурж Дубаем, как и музыки к сериалу «Игра престолов») совместно с архитекторами SWA Group, урбанистами с восемью офисами, большая часть которых расположена в США, а один – в соседнем с Дубаем городе Шарджа. Круглая площадь окружена стенами, по которым, то медленно, то потоками стекает вода; скульптура из лепестков в центре площади продуцирует, в свою очередь, пар. Сложно сказать, представляет ли это сооружение интерес с точки зрения архитектуры, оно больше напоминает аттракцион какого-нибудь аквапарка – но в местном климате для отдыха усталых посетителей оно кажется более чем уместным. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Особенное изумление вызывает центральная купольная площадь, к которой сходятся три планировочных лепестка. В предварительных эскизах тенты аллей сходились к центру летящими белыми лепестками – итогом же стал массивный металлический купол Al Wasl, спроектированный британскими бюро Adrian Smith + Gordon Gill Architecture – уникальный, самый большой в мире экран для 360° проекции. Его диаметр 130 м, высота 67,5 м, а вес стальных конструкций – 2,544 тонны, сравнивают с весом 25 синих китов. Авторы сравнивают купол с традиционными конструкциями восточного базара.

Конструкция, однако, выглядит тяжеловесно и больше напоминает элемент заштатного парка развлечений, чем центр всемирной выставки – ее ключевая функция обозначена разве что гигантским размером и нетривиальной задачей, но эстетически купол не без труда дотягивает до оценки 3. Она совершенно не обладает той легкостью и парадоксальностью миража в пустыне, которую демонстрируют входные конструкции Асифа Хана; однако, вероятно, порталы разберут, а купол останется. Особенно контрастно он выглядит по соседству с белыми крыльями павильона Сантьяго Калатравы.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Окружающие купол здания – 3 офисных и 2 гостиницы – подступают к нему очень плотно, затесняя пространство вокруг и образуя контур, похожий на Софию Константинопольскую снаружи, что для Востока аутентично, но все же не очень красиво. К тому же их фасады более чем банальны – надо сказать, в проекте они были несколько интереснее; в целом возникает ощущение, что не самый пафосный фрагмент офисной застройки Дубая прежних лет попросту «пересадили» в центр выставки. Поначалу захотелось даже проверить, не стали ли эти здания наследием какого-то прежде существовавшего на этом месте квартала – но нет, они построены именно для экспо, территория осваивается только сейчас. Этот комплекс образует иной, какой-то очень местный слой выставки, который с бодрой непосредственностью соседствует с павильонами «звездных» европейцев, как тематическими, так и представительствами стран, создавая гремучую смесь, в которой, скажем, белая ракушка павильона Люксембурга оказывается на одном полюсе, футуристическом, а павильон Украины, напротив, поддерживает ретро-тренд.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Павильон Украины. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Тут, как на хорошем базаре, есть всё на все вкусы, но, благодаря клубку офисных зданий в центре территории, из пестрой ткани международной выставки, рассчитанной на WOW-эффект и устремленной в будущее самых амбициозных технологий, прорастают длинные уши достаточно банального девелоперского проекта, равнодушного к вопросам эстетики и готового исказить любые решения по внеположным причинам: экономическим, организационным или из-за простого «я так хочу». Кто, впрочем, сказал, что это не будущее? Вероятно, будущее не только за космическими программами, исследованиями Марса, добычей воды из воздуха и сетями мини-спутников, но и за наблюдаемой здесь толерантностью эстетических решений, настолько разноуровневых и в то же время сосуществующих настолько мирно и «нормально», что временами волосы шевелятся на голове. 

Специально для экспо 2020 и как один из аргументов для проведения выставки в Дубае, была спроектирована и реализована новая линия метро, ответвляющаяся от основной «красной ветки», идущей вдоль побережья. Ее длина – 15 км, задача – с одной стороны, обслуживать поток посетителей экспо, а с другой помочь развитию девелоперских проектов на территории, уходящей от побережья в сторону пустыни. Авторы архитектурного проекта – лондонское бюро Weston Williamson+Partners. Путь до экспо из города, действительно, удобнее всего на метро, поскольку конечная станция подходит прямо к выставочному центру и входу. Визуально же предложенные британцами золотистые козырьки в реализации узнаваемы в парадигме «Гоги напел»: силуэт с разлетом ребристых крыльев заметен издалека – мои коллеги подозревали даже авторство Сантьяго Калатравы – но вблизи исполнение кажется очевидно грубоватым, ребра толстыми, разлет меньше, краска слишком желтой. От запланированного «прорастания» золотистых конструкций в интерьеры не осталось ничего, как и от зимних садов, – хотя галереи подхода к станции широки и подсветки много. Надо думать, самые утонченные элементы замысла 2016 года, с которым можно познакомиться здесь, потерялись в ходе адаптации проекта. 
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Менее ответственные части инфраструктуры выглядят спокойнее и лучше. Посетительские центры с магазинами еды, туалетами и даже душем, очень полезным в климате Дубая – простые, белые и легкие, неизвестно, впрочем, сохранят их или нет.

Типовая застройка в «лепестках», впрочем, вероятно рассчитана на сохранение: 4-6-этажные здания из prefabricated бетонных панелей и декоративными экранами – пока они предназначены для расселения павильонов стран, не готовых реализовать собственный проект, ради «рекордного» числа 192 участников выставки – впоследствии постройки ближе к центру станут жильем, те, что расположены дальше, отдадут коммерции.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Лучше всего решено благоустройство, к нему, в сущности, нет никаких вопросов и в него вложено немало средств: в пустыне появилось много зелени, в том числе взрослых пальмовых деревьев. На территории устроено несколько детских игровых площадок и парков, вдохновленных образом вади – рек, возникающих в пустыне после ливневых дождей. Парк спроектировали те же, кто и водную установку – SWA Group.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Отдельный проект – скамейки виде арабских надписей, обозначающих разные хорошие слова, к примеру, «счастье», – их также, как и ворота, и смотровую башню, придумал Асиф Хан совместно с арабским каллиграфом Ларой Каптан. Некоторые оснащены генераторами пара. На аллеях расставлены фонтаны питьевой воды, что очень уместно, кое-где – «сухие» фонтаны. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

В остальном, экспо 2020 – огромный праздник. Павильоны светятся днем внутри, а ночью снаружи. Темнеет рано, пик посещаемости планируется на зиму, когда вечернее время будет занимать почти половину рабочего времени выставки. Три плоскости павильона Саудовской Аравии, к примеру, превращены в один большой экран для медиа-проекции. Все движется и сияет. Развлекает, а не называет утомительное чтение – впрочем, изучение огромной выставки в любом случае требует немало сил.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Обилие кинотеатров и медийных экранов создает совершенно феерическое впечатление – со всех сторон нам рассказывают, как близко фантастическое будущее со всеобщим равенством и полетами в космос, но не чуждое экологической ответственности. Умом понимаешь, насколько это нереально, но чувства говорят об обратном – в сущности, сам Дубай – территория успешного терраформирования, превращения пустыни в цветущие сады, а экспо 2020 – новый, технически продвинутый пример того же самого, успешного воздействия человека на природу, причем, как заявлено, с нулевыми выбросами и очень устойчивого при всей энергетике вторжения, обилии использованного бетона, металла, электричества. В какой-то момент поддаешься ярким шоу и веришь, что все возможно, и прогресс, и экологичная пассивность, единство противоположностей достижимо, надо только правильно рассчитать. В чем-то это Луна-парк, заставляющий посетителей верить, что они уже находятся на Луне, поддаться соблазну сияющих проекций, не замечая, насколько неуместен грузный металлический купол и насколько банальны офисы вокруг него.

Экспо 2020 открыта до 31 марта 2022 года, павильоны работают до 22:00, территория доступна для посещения сб-ср до 0:00, чт-пт до 02:00.

18 Октября 2021

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.