Толерантная эстетика терраформирования

Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Самая первая всемирная промышленная выставка в Лондоне 1851 года занимала территорию 10 га, в ней участвовали 25 стран. Затем площадь варьировалась, от десятков га в Европе до 500 га в США, но количество стран-участниц редко оказывалось больше ста. За последние 20 лет прошло 4 больших экспо, выставка в Дубае – пятая. Причем в в немецком Ганновере 2000, японской Накагуте 2005 и итальянском Милане 2015 площадь выставок была 160, 173 и 110 га соответственно, а количество стран-участниц – 155, 121, 145, что дает некие средние цифры для, говоря обобщенно, главных международных выставок XXI века – большие, но не предельные. На этом фоне ЭКСПО 2010 года в Шанхае целенаправленно побила все рекорды: площадь 528 га, количество посетителей 73 млн человек, число стран-участниц – 192, притом что, по разным оценкам, количество независимых стран в мире колеблется от 195 до 197. Ну то есть собрали почти всех. 

Нынешняя ЭКСПО 2020 в Дубае, первая в арабской части мира, определенно поставила цель если не перегнать, то догнать шанхайскую биеннале по показателям, что почти удалось – стран-участниц ровно 192, не больше чем когда-либо, а ровно столько же, сколько в Шанхае. Территория – несколько меньше, но тоже немалая, 438 га. На фоне пандемии 2020 года, из-за которой выставку пришлось перенести на год (сохранив «ключевой» номер 2020 года) такие показатели тоже можно считать своего рода рекордом. 
По выставке ездят роботы, предоставленые компанией Terminus. Что делают, не очень понятно, в основном при обращении к ним просят не мешать и дать проехать, но намекают на какую-то миссию безопасности. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Территория выставки расположена в границах города в его южной части, за индустриальными районами и рядом с новым аэропортом. В отличие от Шанхая, будущее территории тщательно спланировано: 80% выставочной инфраструктуры, включая самые заметные капитальные здания павильонов, особенно с сертификатами LEED и Platinum, планируется сохранить, достроив вокруг жилье и «многофункциональные» здания – на месте экспо должен появиться экологически устойчивый район под названием District 2020 – мастер-план последующего развития можно найти здесь, ниже – сравнение плана и того ядра, которое занимает на данный момент выставка. Видно, что вокруг полукруга-«веера», на месте открытых парковок должны появиться еще, как минимум два дополнительных полукольца, выставочный центр у станции метро – расшириться. 
  • zooming
    Мастер-плана развития District 2020 после завершения экспо c распределением функций. При сравнении со схемой выставки видно, что между «лепестками» плана появляются офисные здания и многоярусные парковки, на месте открытых парковок выставки в два контура появляются жилые и многофункциональные (что бы это ни значило) кварталы
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020
  • zooming
    Схема выставки экспо 2020. Заполнены 3 основных лепестка, предложенных в мастер-плане HOK, пространства между ними, и центральная площадь под куполом. Выставочный центр при входе построен наполовину, если не на треть. Здания вокруг купола – две гостиницы со стороны метро и 3 офисных здания со стороны выставки
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020

Перспективы превращения в инновационный район – мини-город на южной окраине Дубая – делают проект экспо 2020, с одной стороны, действительно экологичным, поскольку ресурсы потрачены не на временное, а на постоянное; а с другой стороны, заставляют приглядеться к его инфраструктуре, составным частям и истории. Все это, как обычно бывает с крупными начинаниями, имеет ряд «слоев». 

Самый заметный и яркий слой – crème de la crème, постройки «звездных» архитекторов. Здесь безусловно лидирует павильон страны-хозяйки ОАЭ, спроектированный Сантьяго Калатравой: белый, с куполом внутри и заглубленным многоярусным двориком снаружи, накрытый гигантскими «крыльями», концы которых зависают в полуметре над землей, образуя вокруг здания тенистую галерею. Крылья вдохновлены образом местного сокола «в полете», их закрылки подвижны, они плавно поднимаются и опускаются время от времени, демонстрируя то «взъерошенный», то «причесанный» вариант здания. После экспо павильон будет служить культурным центром. 
  • zooming
    1 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Калатрава спроектировал на экспо еще один павильон – государства Катар, небольшой, в виде элегантного белого паруса, он вдохновлен образом лодки, главного средства передвижения рыбаков и пиратов, исторически населявших полуостров. 
  • zooming
    1 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Также «звездным» можно было бы, вероятно, назвать павильон Сингапура местного по происхождению, но всемирно известного бюро WOHA. Он полностью состоит из вертикального озеленения, окружен деревьями-крупномерми и призван изображать влажные тропические леса. Посетителям предлагают пройти по пандусам, вьющимся между тремя коническими конструкциями; перед павильоном устроен пруд, местами установлены паровые пушки, но это мало помогает – поскольку внешних стен нет, окружающий климат пустыни берет свое и некоторая, небольшая, впрочем, часть растений засохла. 
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Замечательны и достойны внимания с точки зрения архитектуры павильоны Финляндии, Люксембурга, Великобритании, Бахрейна, Бразилии, Польши, Португалии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Японии – надеемся сделать обзор интересных павильонов в ближайшее время. Павильон России авторства Сергея Чобана занимает в их ряду заметное место; планируется, что он, как и ряд других павильонов, будет сохранен.

Девиз выставки – «Соединяя умы, создаем будущее», и для раскрытия темы предложены три ключевых слова-сюжета: мобильность / mobility, экология / sustainabity и возможность / opportunity. Соответственно, согласно мастер-плану HOK, Populous и Arup, территория выставки разделена на три тематических «лепестка», каждый из которых заканчивается большим павильоном, не отданным ни стране, ни корпорации, а призванным раскрыть один из сюжетов. Первоначально, в 2016 году, для каждой из тематических зон было анонсировано по одному гигантскому павильону от «звездных» архитекторов: тему мобильности разрабатывали Фостер и партнеры, над экологией работал Николас Гримшо, а павильон возможностей спроектировал Бьярке Ингельс. Из трех осталось два. 

Павильон Mobility, или Alif по имени первой буквы арабского алфавита, спроектированный бюро Нормана Фостера, можно назвать вторым «звездным» после белой птицы Калатравы. Гигантский трифолий расширяется снизу вверх уступами металлических выносов, что помогает образовать вокруг тень, в частности, для пары амфитеатров. Привлекают внимание качественно исполненные бетонные элементы в основании здания. 
  • zooming
    1 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

В отличие от павильона Калатравы, который нужно смотреть только из-за архитектуры, выставка павильона Mobility, посвященная истории путешествий от переселения народов и до освоения космоса – вполне захватывающа, нас встречают гигантские натуралистично исполненные головы арабских путешественников, затем – проекция на гигантский шар в центральном зале и ярко-радужное «путешествие в будущее», включающее проекты городов, предложенных детьми и множество переливающихся бабочек, в завершении. В начало экспозиции посетителей привозит лифт-платформа, расположенная в ядре трилистника и способная поднять до 160 человек единовременно.
Фрагмент экспозиции. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Снаружи павильон окружен обходом, частично заглубленным в землю, частично приподнятым на мостах, – по-видимому, о нем шла речь как о 330-метровом треке, на котором посетители смогут наблюдать самые современные устройства в действии; но пока никаких устройств по этой дороге не ездит, пройтись по ней тоже невозможно, так что путь, частично окружающий павильон Мобильности, остается скорее загадкой.

Впоследствии здание планируется использовать как офисное. 
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Главный тематический павильон другого лепестка – экологического, по имени Terra – спроектирован бюро Николаса Гримшо в виде гигантской наклонной воронки, окруженной «цветами» поменьше. Все сооружения собирают как солнечную энергию, так и воду от дождей и конденсата. Здание получило сертификат LEED, оно «нулевое» с точки зрения потребления энергии и выбросов. Воронка накрывает своей тенью заглубленный двор, вокруг, в приподнятой части над ним, разбит сад – но из-за больших размеров и извилистых дорожек здание приходится до мучительности долго обходить, попадая то вверх, то вниз, и спрашивая дорогу – в этом смысле павильон Mobility позиционирован в пространстве яснее и проще, хотя вокруг него и не разбиты сады. 
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Вид из павильона Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Сады вокруг. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Центр большой воронки приходит к символическому углубленному «колодцу» в интерьере – в нем установлена инсталляция на тему сбора конденсата, с крупными каплями на пластмассовых листьях. Но в этом «колодце» воду собирают лишь символически: сверху от затянут прозрачной материей, именно на ней скапливается вода, которую служители время от времени разгоняют швабрами. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Гигантский павильон Sustainability, как и металлические «зонтики» вокруг него, видно с очень многих точек на территории выставки, они ощутимо доминируют в пространстве, наглядно демонстрируя, какие мощные субструкции и какое гигантское количество металла требуется, чтобы собрать солнечную энергию и воду и вывести здание «в ноль». Кому как, а мне это сооружение напомнило цветы из мультфильма Тайна третьей планеты – те, которые записывали космонавтов на видео.

Впоследствии в здании планируется разместить детский и исследовательский центр. 

История главного здания третьего лепестка – «возможностей», с девизом «Миссия выполнима» – оказалась непростой. Поначалу, в 2015 году, проект треугольного здания с углубленными порталами и зеленым внутренним двором был разработан Бьярке Ингельсом и BIG. В 2018 от него отказались в пользу проекта Cox Architecture, почти что втрое меньшего по площади (4500 м2 в проекте Cox к 12 000 м2 у BIG). 
  • zooming
    1 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    2 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    3 / 3
    Павильон Opportunity / Dubai Expo, вариант 2018 года, Cox architects
    © Cox architects

Его, однако, затем сменил проект AGi Architects, архитектурного бюро, основанного, как говорится на его собственном сайте, профессорами Гарварда, с офисами в Мадриде и Кювейте. Проект датирован 2021 годом – иными словами, судя по всему он появился прямо перед открытием выставки. Здание представляет собой рамку вокруг просторной внутренней площади, накрытую обтянутыми прозрачной тканью металлическими конструкциями. На мастер-плане будущего города оно не обозначено, что может быть вызвано как сложной историей изменений, так и тем, что его не планируют сохранять, впрочем, окончательного ответа на вопрос о судьбе павильона найти пока не удалось. 
AGi Architects, павильон Opportunities. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Подобная же участь постигла некоторые элементы мастер-плана HOK – того, с которым ОАЭ в 2013 году выиграли право устраивать экспо на своей территории. Трехлепестковая структура сохранилась, погрузившись в радиально-кольцевую планировку полукруга будущего города, а вот обещанная в 2013 году канатная дорога для передвижения по выставке с ее обозрением сверху не состоялась, будучи заменена системой курсирующих по аллеям шаттлов. 

Обзор с канатной дороги отчасти заменил лифт, спроектированный знаменитым британцем Асифом Ханом – он поднимает посетителей на высоту 55 метров над выставкой на 5 минут за 30 дирхемов. Небольшой сад на платформе образуют деревья пелтофорумы, с листьями как у акации и желтыми цветами, привычные к местному климату; в нижней части обустроено кондиционированное пространство для тех, кто предпочитает обозревать окрестности с комфортом. 

Асиф Хан также спроектировал трое ажурных ворот из легкого углепластика перед входом в каждый из лепестков – их открывают и закрывают утром и вечером, а стоят они немного на отшибе, среди пустыни, поскольку встречают тех, кто движется со стороны парковок, а со стороны метро ворот нет. 
Асиф Хан, ворота из углепластика. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Рядом со смотровой башней разместилась Water Feature – большая воронка с водопадами, спроектированная и реализованная калифорнийским WET Design (они же авторы фонтана перед Бурж Дубаем, как и музыки к сериалу «Игра престолов») совместно с архитекторами SWA Group, урбанистами с восемью офисами, большая часть которых расположена в США, а один – в соседнем с Дубаем городе Шарджа. Круглая площадь окружена стенами, по которым, то медленно, то потоками стекает вода; скульптура из лепестков в центре площади продуцирует, в свою очередь, пар. Сложно сказать, представляет ли это сооружение интерес с точки зрения архитектуры, оно больше напоминает аттракцион какого-нибудь аквапарка – но в местном климате для отдыха усталых посетителей оно кажется более чем уместным. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Особенное изумление вызывает центральная купольная площадь, к которой сходятся три планировочных лепестка. В предварительных эскизах тенты аллей сходились к центру летящими белыми лепестками – итогом же стал массивный металлический купол Al Wasl, спроектированный британскими бюро Adrian Smith + Gordon Gill Architecture – уникальный, самый большой в мире экран для 360° проекции. Его диаметр 130 м, высота 67,5 м, а вес стальных конструкций – 2,544 тонны, сравнивают с весом 25 синих китов. Авторы сравнивают купол с традиционными конструкциями восточного базара.

Конструкция, однако, выглядит тяжеловесно и больше напоминает элемент заштатного парка развлечений, чем центр всемирной выставки – ее ключевая функция обозначена разве что гигантским размером и нетривиальной задачей, но эстетически купол не без труда дотягивает до оценки 3. Она совершенно не обладает той легкостью и парадоксальностью миража в пустыне, которую демонстрируют входные конструкции Асифа Хана; однако, вероятно, порталы разберут, а купол останется. Особенно контрастно он выглядит по соседству с белыми крыльями павильона Сантьяго Калатравы.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Окружающие купол здания – 3 офисных и 2 гостиницы – подступают к нему очень плотно, затесняя пространство вокруг и образуя контур, похожий на Софию Константинопольскую снаружи, что для Востока аутентично, но все же не очень красиво. К тому же их фасады более чем банальны – надо сказать, в проекте они были несколько интереснее; в целом возникает ощущение, что не самый пафосный фрагмент офисной застройки Дубая прежних лет попросту «пересадили» в центр выставки. Поначалу захотелось даже проверить, не стали ли эти здания наследием какого-то прежде существовавшего на этом месте квартала – но нет, они построены именно для экспо, территория осваивается только сейчас. Этот комплекс образует иной, какой-то очень местный слой выставки, который с бодрой непосредственностью соседствует с павильонами «звездных» европейцев, как тематическими, так и представительствами стран, создавая гремучую смесь, в которой, скажем, белая ракушка павильона Люксембурга оказывается на одном полюсе, футуристическом, а павильон Украины, напротив, поддерживает ретро-тренд.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Павильон Украины. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Тут, как на хорошем базаре, есть всё на все вкусы, но, благодаря клубку офисных зданий в центре территории, из пестрой ткани международной выставки, рассчитанной на WOW-эффект и устремленной в будущее самых амбициозных технологий, прорастают длинные уши достаточно банального девелоперского проекта, равнодушного к вопросам эстетики и готового исказить любые решения по внеположным причинам: экономическим, организационным или из-за простого «я так хочу». Кто, впрочем, сказал, что это не будущее? Вероятно, будущее не только за космическими программами, исследованиями Марса, добычей воды из воздуха и сетями мини-спутников, но и за наблюдаемой здесь толерантностью эстетических решений, настолько разноуровневых и в то же время сосуществующих настолько мирно и «нормально», что временами волосы шевелятся на голове. 

Специально для экспо 2020 и как один из аргументов для проведения выставки в Дубае, была спроектирована и реализована новая линия метро, ответвляющаяся от основной «красной ветки», идущей вдоль побережья. Ее длина – 15 км, задача – с одной стороны, обслуживать поток посетителей экспо, а с другой помочь развитию девелоперских проектов на территории, уходящей от побережья в сторону пустыни. Авторы архитектурного проекта – лондонское бюро Weston Williamson+Partners. Путь до экспо из города, действительно, удобнее всего на метро, поскольку конечная станция подходит прямо к выставочному центру и входу. Визуально же предложенные британцами золотистые козырьки в реализации узнаваемы в парадигме «Гоги напел»: силуэт с разлетом ребристых крыльев заметен издалека – мои коллеги подозревали даже авторство Сантьяго Калатравы – но вблизи исполнение кажется очевидно грубоватым, ребра толстыми, разлет меньше, краска слишком желтой. От запланированного «прорастания» золотистых конструкций в интерьеры не осталось ничего, как и от зимних садов, – хотя галереи подхода к станции широки и подсветки много. Надо думать, самые утонченные элементы замысла 2016 года, с которым можно познакомиться здесь, потерялись в ходе адаптации проекта. 
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Менее ответственные части инфраструктуры выглядят спокойнее и лучше. Посетительские центры с магазинами еды, туалетами и даже душем, очень полезным в климате Дубая – простые, белые и легкие, неизвестно, впрочем, сохранят их или нет.

Типовая застройка в «лепестках», впрочем, вероятно рассчитана на сохранение: 4-6-этажные здания из prefabricated бетонных панелей и декоративными экранами – пока они предназначены для расселения павильонов стран, не готовых реализовать собственный проект, ради «рекордного» числа 192 участников выставки – впоследствии постройки ближе к центру станут жильем, те, что расположены дальше, отдадут коммерции.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Лучше всего решено благоустройство, к нему, в сущности, нет никаких вопросов и в него вложено немало средств: в пустыне появилось много зелени, в том числе взрослых пальмовых деревьев. На территории устроено несколько детских игровых площадок и парков, вдохновленных образом вади – рек, возникающих в пустыне после ливневых дождей. Парк спроектировали те же, кто и водную установку – SWA Group.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Отдельный проект – скамейки виде арабских надписей, обозначающих разные хорошие слова, к примеру, «счастье», – их также, как и ворота, и смотровую башню, придумал Асиф Хан совместно с арабским каллиграфом Ларой Каптан. Некоторые оснащены генераторами пара. На аллеях расставлены фонтаны питьевой воды, что очень уместно, кое-где – «сухие» фонтаны. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

В остальном, экспо 2020 – огромный праздник. Павильоны светятся днем внутри, а ночью снаружи. Темнеет рано, пик посещаемости планируется на зиму, когда вечернее время будет занимать почти половину рабочего времени выставки. Три плоскости павильона Саудовской Аравии, к примеру, превращены в один большой экран для медиа-проекции. Все движется и сияет. Развлекает, а не называет утомительное чтение – впрочем, изучение огромной выставки в любом случае требует немало сил.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Обилие кинотеатров и медийных экранов создает совершенно феерическое впечатление – со всех сторон нам рассказывают, как близко фантастическое будущее со всеобщим равенством и полетами в космос, но не чуждое экологической ответственности. Умом понимаешь, насколько это нереально, но чувства говорят об обратном – в сущности, сам Дубай – территория успешного терраформирования, превращения пустыни в цветущие сады, а экспо 2020 – новый, технически продвинутый пример того же самого, успешного воздействия человека на природу, причем, как заявлено, с нулевыми выбросами и очень устойчивого при всей энергетике вторжения, обилии использованного бетона, металла, электричества. В какой-то момент поддаешься ярким шоу и веришь, что все возможно, и прогресс, и экологичная пассивность, единство противоположностей достижимо, надо только правильно рассчитать. В чем-то это Луна-парк, заставляющий посетителей верить, что они уже находятся на Луне, поддаться соблазну сияющих проекций, не замечая, насколько неуместен грузный металлический купол и насколько банальны офисы вокруг него.

Экспо 2020 открыта до 31 марта 2022 года, павильоны работают до 22:00, территория доступна для посещения сб-ср до 0:00, чт-пт до 02:00.

18 Октября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Технологии и материалы
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Сейчас на главной
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы» на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATHARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.