English version

Толерантная эстетика терраформирования

Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Самая первая всемирная промышленная выставка в Лондоне 1851 года занимала территорию 10 га, в ней участвовали 25 стран. Затем площадь варьировалась, от десятков га в Европе до 500 га в США, но количество стран-участниц редко оказывалось больше ста. За последние 20 лет прошло 4 больших экспо, выставка в Дубае – пятая. Причем в в немецком Ганновере 2000, японской Накагуте 2005 и итальянском Милане 2015 площадь выставок была 160, 173 и 110 га соответственно, а количество стран-участниц – 155, 121, 145, что дает некие средние цифры для, говоря обобщенно, главных международных выставок XXI века – большие, но не предельные. На этом фоне ЭКСПО 2010 года в Шанхае целенаправленно побила все рекорды: площадь 528 га, количество посетителей 73 млн человек, число стран-участниц – 192, притом что, по разным оценкам, количество независимых стран в мире колеблется от 195 до 197. Ну то есть собрали почти всех. 

Нынешняя ЭКСПО 2020 в Дубае, первая в арабской части мира, определенно поставила цель если не перегнать, то догнать шанхайскую биеннале по показателям, что почти удалось – стран-участниц ровно 192, не больше чем когда-либо, а ровно столько же, сколько в Шанхае. Территория – несколько меньше, но тоже немалая, 438 га. На фоне пандемии 2020 года, из-за которой выставку пришлось перенести на год (сохранив «ключевой» номер 2020 года) такие показатели тоже можно считать своего рода рекордом. 
По выставке ездят роботы, предоставленые компанией Terminus. Что делают, не очень понятно, в основном при обращении к ним просят не мешать и дать проехать, но намекают на какую-то миссию безопасности. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Территория выставки расположена в границах города в его южной части, за индустриальными районами и рядом с новым аэропортом. В отличие от Шанхая, будущее территории тщательно спланировано: 80% выставочной инфраструктуры, включая самые заметные капитальные здания павильонов, особенно с сертификатами LEED и Platinum, планируется сохранить, достроив вокруг жилье и «многофункциональные» здания – на месте экспо должен появиться экологически устойчивый район под названием District 2020 – мастер-план последующего развития можно найти здесь, ниже – сравнение плана и того ядра, которое занимает на данный момент выставка. Видно, что вокруг полукруга-«веера», на месте открытых парковок должны появиться еще, как минимум два дополнительных полукольца, выставочный центр у станции метро – расшириться. 
  • zooming
    Мастер-плана развития District 2020 после завершения экспо c распределением функций. При сравнении со схемой выставки видно, что между «лепестками» плана появляются офисные здания и многоярусные парковки, на месте открытых парковок выставки в два контура появляются жилые и многофункциональные (что бы это ни значило) кварталы
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020
  • zooming
    Схема выставки экспо 2020. Заполнены 3 основных лепестка, предложенных в мастер-плане HOK, пространства между ними, и центральная площадь под куполом. Выставочный центр при входе построен наполовину, если не на треть. Здания вокруг купола – две гостиницы со стороны метро и 3 офисных здания со стороны выставки
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020

Перспективы превращения в инновационный район – мини-город на южной окраине Дубая – делают проект экспо 2020, с одной стороны, действительно экологичным, поскольку ресурсы потрачены не на временное, а на постоянное; а с другой стороны, заставляют приглядеться к его инфраструктуре, составным частям и истории. Все это, как обычно бывает с крупными начинаниями, имеет ряд «слоев». 

Самый заметный и яркий слой – crème de la crème, постройки «звездных» архитекторов. Здесь безусловно лидирует павильон страны-хозяйки ОАЭ, спроектированный Сантьяго Калатравой: белый, с куполом внутри и заглубленным многоярусным двориком снаружи, накрытый гигантскими «крыльями», концы которых зависают в полуметре над землей, образуя вокруг здания тенистую галерею. Крылья вдохновлены образом местного сокола «в полете», их закрылки подвижны, они плавно поднимаются и опускаются время от времени, демонстрируя то «взъерошенный», то «причесанный» вариант здания. После экспо павильон будет служить культурным центром. 
  • zooming
    1 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Калатрава спроектировал на экспо еще один павильон – государства Катар, небольшой, в виде элегантного белого паруса, он вдохновлен образом лодки, главного средства передвижения рыбаков и пиратов, исторически населявших полуостров. 
  • zooming
    1 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Также «звездным» можно было бы, вероятно, назвать павильон Сингапура местного по происхождению, но всемирно известного бюро WOHA. Он полностью состоит из вертикального озеленения, окружен деревьями-крупномерми и призван изображать влажные тропические леса. Посетителям предлагают пройти по пандусам, вьющимся между тремя коническими конструкциями; перед павильоном устроен пруд, местами установлены паровые пушки, но это мало помогает – поскольку внешних стен нет, окружающий климат пустыни берет свое и некоторая, небольшая, впрочем, часть растений засохла. 
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Замечательны и достойны внимания с точки зрения архитектуры павильоны Финляндии, Люксембурга, Великобритании, Бахрейна, Бразилии, Польши, Португалии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Японии – надеемся сделать обзор интересных павильонов в ближайшее время. Павильон России авторства Сергея Чобана занимает в их ряду заметное место; планируется, что он, как и ряд других павильонов, будет сохранен.

Девиз выставки – «Соединяя умы, создаем будущее», и для раскрытия темы предложены три ключевых слова-сюжета: мобильность / mobility, экология / sustainabity и возможность / opportunity. Соответственно, согласно мастер-плану HOK, Populous и Arup, территория выставки разделена на три тематических «лепестка», каждый из которых заканчивается большим павильоном, не отданным ни стране, ни корпорации, а призванным раскрыть один из сюжетов. Первоначально, в 2016 году, для каждой из тематических зон было анонсировано по одному гигантскому павильону от «звездных» архитекторов: тему мобильности разрабатывали Фостер и партнеры, над экологией работал Николас Гримшо, а павильон возможностей спроектировал Бьярке Ингельс. Из трех осталось два. 

Павильон Mobility, или Alif по имени первой буквы арабского алфавита, спроектированный бюро Нормана Фостера, можно назвать вторым «звездным» после белой птицы Калатравы. Гигантский трифолий расширяется снизу вверх уступами металлических выносов, что помогает образовать вокруг тень, в частности, для пары амфитеатров. Привлекают внимание качественно исполненные бетонные элементы в основании здания. 
  • zooming
    1 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

В отличие от павильона Калатравы, который нужно смотреть только из-за архитектуры, выставка павильона Mobility, посвященная истории путешествий от переселения народов и до освоения космоса – вполне захватывающа, нас встречают гигантские натуралистично исполненные головы арабских путешественников, затем – проекция на гигантский шар в центральном зале и ярко-радужное «путешествие в будущее», включающее проекты городов, предложенных детьми и множество переливающихся бабочек, в завершении. В начало экспозиции посетителей привозит лифт-платформа, расположенная в ядре трилистника и способная поднять до 160 человек единовременно.
Фрагмент экспозиции. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Снаружи павильон окружен обходом, частично заглубленным в землю, частично приподнятым на мостах, – по-видимому, о нем шла речь как о 330-метровом треке, на котором посетители смогут наблюдать самые современные устройства в действии; но пока никаких устройств по этой дороге не ездит, пройтись по ней тоже невозможно, так что путь, частично окружающий павильон Мобильности, остается скорее загадкой.

Впоследствии здание планируется использовать как офисное. 
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Главный тематический павильон другого лепестка – экологического, по имени Terra – спроектирован бюро Николаса Гримшо в виде гигантской наклонной воронки, окруженной «цветами» поменьше. Все сооружения собирают как солнечную энергию, так и воду от дождей и конденсата. Здание получило сертификат LEED, оно «нулевое» с точки зрения потребления энергии и выбросов. Воронка накрывает своей тенью заглубленный двор, вокруг, в приподнятой части над ним, разбит сад – но из-за больших размеров и извилистых дорожек здание приходится до мучительности долго обходить, попадая то вверх, то вниз, и спрашивая дорогу – в этом смысле павильон Mobility позиционирован в пространстве яснее и проще, хотя вокруг него и не разбиты сады. 
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Вид из павильона Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Сады вокруг. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Центр большой воронки приходит к символическому углубленному «колодцу» в интерьере – в нем установлена инсталляция на тему сбора конденсата, с крупными каплями на пластмассовых листьях. Но в этом «колодце» воду собирают лишь символически: сверху от затянут прозрачной материей, именно на ней скапливается вода, которую служители время от времени разгоняют швабрами. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Гигантский павильон Sustainability, как и металлические «зонтики» вокруг него, видно с очень многих точек на территории выставки, они ощутимо доминируют в пространстве, наглядно демонстрируя, какие мощные субструкции и какое гигантское количество металла требуется, чтобы собрать солнечную энергию и воду и вывести здание «в ноль». Кому как, а мне это сооружение напомнило цветы из мультфильма Тайна третьей планеты – те, которые записывали космонавтов на видео.

Впоследствии в здании планируется разместить детский и исследовательский центр. 

История главного здания третьего лепестка – «возможностей», с девизом «Миссия выполнима» – оказалась непростой. Поначалу, в 2015 году, проект треугольного здания с углубленными порталами и зеленым внутренним двором был разработан Бьярке Ингельсом и BIG. В 2018 от него отказались в пользу проекта Cox Architecture, почти что втрое меньшего по площади (4500 м2 в проекте Cox к 12 000 м2 у BIG). 
  • zooming
    1 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    2 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    3 / 3
    Павильон Opportunity / Dubai Expo, вариант 2018 года, Cox architects
    © Cox architects

Его, однако, затем сменил проект AGi Architects, архитектурного бюро, основанного, как говорится на его собственном сайте, профессорами Гарварда, с офисами в Мадриде и Кювейте. Проект датирован 2021 годом – иными словами, судя по всему он появился прямо перед открытием выставки. Здание представляет собой рамку вокруг просторной внутренней площади, накрытую обтянутыми прозрачной тканью металлическими конструкциями. На мастер-плане будущего города оно не обозначено, что может быть вызвано как сложной историей изменений, так и тем, что его не планируют сохранять, впрочем, окончательного ответа на вопрос о судьбе павильона найти пока не удалось. 
AGi Architects, павильон Opportunities. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Подобная же участь постигла некоторые элементы мастер-плана HOK – того, с которым ОАЭ в 2013 году выиграли право устраивать экспо на своей территории. Трехлепестковая структура сохранилась, погрузившись в радиально-кольцевую планировку полукруга будущего города, а вот обещанная в 2013 году канатная дорога для передвижения по выставке с ее обозрением сверху не состоялась, будучи заменена системой курсирующих по аллеям шаттлов. 

Обзор с канатной дороги отчасти заменил лифт, спроектированный знаменитым британцем Асифом Ханом – он поднимает посетителей на высоту 55 метров над выставкой на 5 минут за 30 дирхемов. Небольшой сад на платформе образуют деревья пелтофорумы, с листьями как у акации и желтыми цветами, привычные к местному климату; в нижней части обустроено кондиционированное пространство для тех, кто предпочитает обозревать окрестности с комфортом. 

Асиф Хан также спроектировал трое ажурных ворот из легкого углепластика перед входом в каждый из лепестков – их открывают и закрывают утром и вечером, а стоят они немного на отшибе, среди пустыни, поскольку встречают тех, кто движется со стороны парковок, а со стороны метро ворот нет. 
Асиф Хан, ворота из углепластика. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Рядом со смотровой башней разместилась Water Feature – большая воронка с водопадами, спроектированная и реализованная калифорнийским WET Design (они же авторы фонтана перед Бурж Дубаем, как и музыки к сериалу «Игра престолов») совместно с архитекторами SWA Group, урбанистами с восемью офисами, большая часть которых расположена в США, а один – в соседнем с Дубаем городе Шарджа. Круглая площадь окружена стенами, по которым, то медленно, то потоками стекает вода; скульптура из лепестков в центре площади продуцирует, в свою очередь, пар. Сложно сказать, представляет ли это сооружение интерес с точки зрения архитектуры, оно больше напоминает аттракцион какого-нибудь аквапарка – но в местном климате для отдыха усталых посетителей оно кажется более чем уместным. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Особенное изумление вызывает центральная купольная площадь, к которой сходятся три планировочных лепестка. В предварительных эскизах тенты аллей сходились к центру летящими белыми лепестками – итогом же стал массивный металлический купол Al Wasl, спроектированный британскими бюро Adrian Smith + Gordon Gill Architecture – уникальный, самый большой в мире экран для 360° проекции. Его диаметр 130 м, высота 67,5 м, а вес стальных конструкций – 2,544 тонны, сравнивают с весом 25 синих китов. Авторы сравнивают купол с традиционными конструкциями восточного базара.

Конструкция, однако, выглядит тяжеловесно и больше напоминает элемент заштатного парка развлечений, чем центр всемирной выставки – ее ключевая функция обозначена разве что гигантским размером и нетривиальной задачей, но эстетически купол не без труда дотягивает до оценки 3. Она совершенно не обладает той легкостью и парадоксальностью миража в пустыне, которую демонстрируют входные конструкции Асифа Хана; однако, вероятно, порталы разберут, а купол останется. Особенно контрастно он выглядит по соседству с белыми крыльями павильона Сантьяго Калатравы.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Окружающие купол здания – 3 офисных и 2 гостиницы – подступают к нему очень плотно, затесняя пространство вокруг и образуя контур, похожий на Софию Константинопольскую снаружи, что для Востока аутентично, но все же не очень красиво. К тому же их фасады более чем банальны – надо сказать, в проекте они были несколько интереснее; в целом возникает ощущение, что не самый пафосный фрагмент офисной застройки Дубая прежних лет попросту «пересадили» в центр выставки. Поначалу захотелось даже проверить, не стали ли эти здания наследием какого-то прежде существовавшего на этом месте квартала – но нет, они построены именно для экспо, территория осваивается только сейчас. Этот комплекс образует иной, какой-то очень местный слой выставки, который с бодрой непосредственностью соседствует с павильонами «звездных» европейцев, как тематическими, так и представительствами стран, создавая гремучую смесь, в которой, скажем, белая ракушка павильона Люксембурга оказывается на одном полюсе, футуристическом, а павильон Украины, напротив, поддерживает ретро-тренд.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Павильон Украины. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Тут, как на хорошем базаре, есть всё на все вкусы, но, благодаря клубку офисных зданий в центре территории, из пестрой ткани международной выставки, рассчитанной на WOW-эффект и устремленной в будущее самых амбициозных технологий, прорастают длинные уши достаточно банального девелоперского проекта, равнодушного к вопросам эстетики и готового исказить любые решения по внеположным причинам: экономическим, организационным или из-за простого «я так хочу». Кто, впрочем, сказал, что это не будущее? Вероятно, будущее не только за космическими программами, исследованиями Марса, добычей воды из воздуха и сетями мини-спутников, но и за наблюдаемой здесь толерантностью эстетических решений, настолько разноуровневых и в то же время сосуществующих настолько мирно и «нормально», что временами волосы шевелятся на голове. 

Специально для экспо 2020 и как один из аргументов для проведения выставки в Дубае, была спроектирована и реализована новая линия метро, ответвляющаяся от основной «красной ветки», идущей вдоль побережья. Ее длина – 15 км, задача – с одной стороны, обслуживать поток посетителей экспо, а с другой помочь развитию девелоперских проектов на территории, уходящей от побережья в сторону пустыни. Авторы архитектурного проекта – лондонское бюро Weston Williamson+Partners. Путь до экспо из города, действительно, удобнее всего на метро, поскольку конечная станция подходит прямо к выставочному центру и входу. Визуально же предложенные британцами золотистые козырьки в реализации узнаваемы в парадигме «Гоги напел»: силуэт с разлетом ребристых крыльев заметен издалека – мои коллеги подозревали даже авторство Сантьяго Калатравы – но вблизи исполнение кажется очевидно грубоватым, ребра толстыми, разлет меньше, краска слишком желтой. От запланированного «прорастания» золотистых конструкций в интерьеры не осталось ничего, как и от зимних садов, – хотя галереи подхода к станции широки и подсветки много. Надо думать, самые утонченные элементы замысла 2016 года, с которым можно познакомиться здесь, потерялись в ходе адаптации проекта. 
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Менее ответственные части инфраструктуры выглядят спокойнее и лучше. Посетительские центры с магазинами еды, туалетами и даже душем, очень полезным в климате Дубая – простые, белые и легкие, неизвестно, впрочем, сохранят их или нет.

Типовая застройка в «лепестках», впрочем, вероятно рассчитана на сохранение: 4-6-этажные здания из prefabricated бетонных панелей и декоративными экранами – пока они предназначены для расселения павильонов стран, не готовых реализовать собственный проект, ради «рекордного» числа 192 участников выставки – впоследствии постройки ближе к центру станут жильем, те, что расположены дальше, отдадут коммерции.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Лучше всего решено благоустройство, к нему, в сущности, нет никаких вопросов и в него вложено немало средств: в пустыне появилось много зелени, в том числе взрослых пальмовых деревьев. На территории устроено несколько детских игровых площадок и парков, вдохновленных образом вади – рек, возникающих в пустыне после ливневых дождей. Парк спроектировали те же, кто и водную установку – SWA Group.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Отдельный проект – скамейки виде арабских надписей, обозначающих разные хорошие слова, к примеру, «счастье», – их также, как и ворота, и смотровую башню, придумал Асиф Хан совместно с арабским каллиграфом Ларой Каптан. Некоторые оснащены генераторами пара. На аллеях расставлены фонтаны питьевой воды, что очень уместно, кое-где – «сухие» фонтаны. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

В остальном, экспо 2020 – огромный праздник. Павильоны светятся днем внутри, а ночью снаружи. Темнеет рано, пик посещаемости планируется на зиму, когда вечернее время будет занимать почти половину рабочего времени выставки. Три плоскости павильона Саудовской Аравии, к примеру, превращены в один большой экран для медиа-проекции. Все движется и сияет. Развлекает, а не называет утомительное чтение – впрочем, изучение огромной выставки в любом случае требует немало сил.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Обилие кинотеатров и медийных экранов создает совершенно феерическое впечатление – со всех сторон нам рассказывают, как близко фантастическое будущее со всеобщим равенством и полетами в космос, но не чуждое экологической ответственности. Умом понимаешь, насколько это нереально, но чувства говорят об обратном – в сущности, сам Дубай – территория успешного терраформирования, превращения пустыни в цветущие сады, а экспо 2020 – новый, технически продвинутый пример того же самого, успешного воздействия человека на природу, причем, как заявлено, с нулевыми выбросами и очень устойчивого при всей энергетике вторжения, обилии использованного бетона, металла, электричества. В какой-то момент поддаешься ярким шоу и веришь, что все возможно, и прогресс, и экологичная пассивность, единство противоположностей достижимо, надо только правильно рассчитать. В чем-то это Луна-парк, заставляющий посетителей верить, что они уже находятся на Луне, поддаться соблазну сияющих проекций, не замечая, насколько неуместен грузный металлический купол и насколько банальны офисы вокруг него.

Экспо 2020 открыта до 31 марта 2022 года, павильоны работают до 22:00, территория доступна для посещения сб-ср до 0:00, чт-пт до 02:00.

18 Октября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить галерею RuArts, новое пространство которой сделали архитекторы ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».