Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.12.2021

Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной идентичностью»

Григорий Ревзин

Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».

На ЭКСПО половина стран (больше 60) не имеет своих павильонов, арендует стандартные модули, из которых образуется своего рода городок ЭКСПО, что-то вроде логистической зоны или строительного городка, хотя, конечно, почище. Вот у Сергея Собянина есть программа «Мой район», и здесь довольно похоже, могло бы называться «мой контейнер». Ответить на вопрос, зачем тратить сотни тысяч долларов на эту аренду и подготовку экспозиции, в глубине этого лабиринта, мне трудно, разве что сказать, что это затем, чтобы не тратить миллионы долларов на собственный павильон.

Типовые павильоны ЭКСПО 2020 Фотография © Григорий Ревзин
Типовые павильоны ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Типовые павильоны ЭКСПО 2020 Фотография: Архи.ру
Типовые павильоны ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Некоторые страны не могут себе позволить экономить исходя из соображений цены собственного имиджа, в Дубае это прежде всего Европа и арабский мир. Они как бы обязаны перед собственной идентичностью, и в таком случае это сильная идентичность, раз такие обязанности. А есть еще довольно много стран, вышедших на ристалище государственного тщеславия с неясными намерениями, не вполне четко понимающих себя самих и смысл своего послания, но находящихся в большом энтузиазме по поводу того, что они могут себе позволить играть в первой лиге с собственными павильонами. И довольно много считают, что уже этого достаточно.

Чтобы не ходить далеко, возьмем не чужие нам страны – Украину с Белоруссией. Они сегодня страны с разными политическими устройствами и устремлениями. Кстати, ЭКСПО начали делать еще в 2017 году, еще до того, батька пережил новый этап преображения в нелюдь, и основой белорусской экспозиции было белорусское IT, детище Валерия Цепкало, теперь, как я понимаю, более или менее уничтоженное. Общего между этими странами то, что для обеих отдельный павильон – жест, заметный для государственного бюджета. И про эти жесты как-то сначала трудно определить, а что же это такое, оно как бы ниже уровня архитектурного высказывания, будто само сложилось, без участия архитектурной рефлексии. Украина обратилась к дубайским строителям Hannes Werner и Mansoor Al Falasi, а Белоруссия к швейцарской NÜSSLI, занимающейся выставочной логистикой здесь же на ЭКСПО. Вряд ли из этого можно сделать вывод о том, что в Украине и Белоруссии нет никаких архитекторов, но можно сделать вывод, что чиновники там не подозревают, что архитекторы нужны. Это так бывает – вот у нас дворец в Геленджике заказали дилеру декора Ланфранко Чирилло просто потому, что не знали, что есть такая специальность – архитектор, и это совсем не тот, кто возит мебель из Италии, и даже не тот, кто делает проект подключения сантехники. Чтобы знать, что есть архитектор, требуется известная квалификация, увы и ах она есть не всегда. Но оба эти павильона аутентично смотрелись бы на вещевой ярмарке, украинский даже побогаче, мог бы быть администрацией (знаете, такая совмещенная с гостиницей и автовокзалом), а белорусский похозяйственнее, пообширнее, как бы ангар под вещевой склад, обделанный фотообоями. Видимо, это потолок административной компетенции этих стран, и его важно иметь в виду. Это точка отсчета, которая позволяет начинать ценить любое архитектурное высказывание уже за то, что оно есть.
Павильон Украины, Hannes Werner / Mansoor Al Falasi. ЭКСПО 2020 Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Украины, Hannes Werner / Mansoor Al Falasi. ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Белоруссии, NÜSSLI. ЭКСПО 2020 Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Белоруссии, NÜSSLI. ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Ну вот возьмите ближайшего соседа хозяйственной Белоруссии – павильон Китая. Это очень тревожная для нас история. Россия уже третий раз подает заявку на то, чтобы провести ЭКСПО у нас, и дважды уже пролетела (мы сейчас боремся за 2030 год, судя по тому, что дни России на ЭКСПО проводили Мишустин с Собяниным, борьба одобрена на самом высоком уровне, так что исходя из горизонта знания архитектурного критика до этой даты персональный состав высшего уровня планируется к сохранению). И все время, пока мы боремся, мы делаем павильоны, которые входят в первую пятерку ЭКСПО. Китай тоже так делал, и получил ЭКСПО в 2010 году. И с тех пор считает, что игра сыграна и можно не париться. На месте заявочной комиссии я бы сделал выводы. В Китае бессмысленно спрашивать, кто делал павильон, они всегда отвечают, что это ЦККПК, но если в 2010 году это делали товарищи из центрального аппарата, то сейчас передали на уровень провинциального райкома. По архитектуре это 1980 год, недавно снесенный дворец спорта Олимпийский на проспекте мира Михаила Посохина старшего, только поменьше, выстроенный как бы в Рязани или даже Торжке.
Павильон Китая, ЭКСПО 2020
Павильон Китая, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Внутри там рассказывается довольно страшная история, как мы будем жить под камерами и с чипами, и если кто выбросит мусор мимо урны, то камера сразу передаст, что и кто. И потом показывают фильм, что вот один мальчик на острове написал письмо, положил в бутылку и выбросил ее в океан, и потом ее нашли китайские подростки, возбудились, выучились на инженеров и ай-тишников, и что вы думаете, через 23 года нашли его, нашли как миленького. Он уж и старенький стал, а они его все равно нашли и полетел он на работу в глубокий Космос. Убедительно, как писали у меня в детстве в объявлении у мусоропровода, «насвинячил – убери», только это теперь на уровне высоких технологий. Но показано все это так топорно, так прямоугольно, через какие-то блок-схемы и таблицы уборки помещений, ну будто делали наглядные пособия для уроков начальной военной подготовки. Просто не верится, что это та же страна, которая проводила шанхайскую ЭКСПО.

Но, с другой стороны, у нас же тоже есть кадры, которые не привлечены к работе ни на ЭКСПО, ни вообще куда-нибудь, которые как раз сейчас активно продвигают среди меня и надо полагать не только меня идею, что павильоны Сергея Чобана – это позор России. Я могу их утешить, что как раз после 2030 года, если Россия выиграет ЭКСПО, они получат возможность блеснуть вторым составом и сделать такой же российский архитектурный отстой.

Хотя это не обязательно. Вот Казахстан в 2017 году тоже проводил ЭКСПО в Астане, правда это была промежуточная ЭКСПО с меньшим на треть количеством стран-участниц, но у нас и такой не было. Так вот, глядя на его павильон, с завистью думаешь, что ему все мало. Правда, форма очень из начала 2000-х, из раннего увлечения компьютерной графикой (Даниэль Либескинд предлагал такой мотив на конкурсе на ОХТА-центр в Питере в 2007), но она здесь очень уместна, а отдельное существование «стены оболочки» и самого павильона с возникающими между ними патио – это и сегодня очень модное решение, тем более, что здесь обыграна историческая мусульманская архитектура и обыграна хорошо – это сильная современная авторская вещь. Увы, как и в Китае тут не сообщают имени архитектора павильона (официально значится ARDECO and Insglueck, но это ARDECO создано специально под павильон и безымянно, а Insglueck – логистическая фирма по устройству выставок), так что это приходится рассматривать как мавзолей неизвестного архитектора. Власти Казахстана достаточно цивилизованы для того, чтобы отличать качественную архитектуру от автовокзала на рынке, но недостаточно для того, чтобы сообщать имя мастера, с которым они работают.
Павильон Казахстана, ARDECO and Insglueck, ЭКСПО 2020 Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Казахстана, ARDECO and Insglueck, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Конкурсный проект Охта центра, 2007 © Даниэль Либескинд
Конкурсный проект Охта центра, 2007
© Даниэль Либескинд

Две страны хотели бы быть как Казахстан, но у них не выходит. Это Узбекистан, которому павильон делала известная дубайская фирма «OP3 Global», официальный партнер ЭКСПО, и Пакистан, столь же респектабельная дубайская фирма Al Jabal Engineering Consultancy. И там, и там власти не очень заморачивались поисками архитектора, но покупать смокинг на вещевом рынке, как Украина, не стали, и в трениках, как белоруссы, на прием не пришли. И там, и там попытка соединить неомодернистскую архитектуру с национальными мотивами, и в общем-то удачная попытка, если бы не Казахстан. На его фоне они немедленно перемещаются из разряда роскошной виллы для просвещенного шейха в разряд детского сада для детей тунисских эмигрантов, заселивших промзону бывшего ГДР. Это может и более достойно, но никак не в художественном смысле.
Павильон Пакистана, OP3 Global, ЭКСПО 2020 Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Пакистана, OP3 Global, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Узбекистана, Al Jabal Engineering Consultancy, ЭКСПО 2020 Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Узбекистана, Al Jabal Engineering Consultancy, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Причем не вполне понятно, насколько работа с собственными архитекторами украшает. Примерно в ту же силу играет Египет, хотя павильон тут авторский и делал его египетский мастер Hazem Hamada. Увлечен он не неомодернизмом, а деконструкцией, но это два течения с соседних страниц архитектурного журнала 1996 года. Он тоже пытается насытить ее национальными мотивами, создав коллаж из египетский образов от пирамид до сего дня.
Павильон Египта, Hazem Hamada, ЭКСПО 2020
Павильон Египта, Hazem Hamada, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

У Египта странный имидж. Каждый раз, когда я захожу в павильон Египта на архитектурной биеннале в Венеции, я с одной стороны удивляюсь тому, насколько там все серьезно и добротно сделано, а с другой, насколько все это как-то не дотягивает. У Египта серьезная архитектурная школа и большая строительная индустрия, но строят они что-то невыносимо похожее на продукцию нашего фестиваля «Зодчество», то ли Красноярск, то ли Омск, видно, что люди с каким-то художественным намерением, но в жанре «я человек эпохи Москвошвея, смотрите как на мне топорщится пиджак». Я всегда с сочувствием отношусь к этим египетским поискам, мне почему-то кажется, это страна непростой исторической судьбы с неизжитыми трагедиями. И я думаю, что когда обиженным Чобаном конкурентам из числа заслуженных зодчих РФ и угрюмой талантливой молодежи удастся его съесть, мы получим павильон как раз такого уровня.

А вот Азербайджан и к своим архитекторам не обращается, и на местном рынке покупать себе дизайн брезгует. Это настоящие знатоки и ценители высокой моды, они отправляются за дизайном в Милан. Павильон Азербайджану делала фирма Simmetrico, это гранды дизайна и выставочных ивентов, и Даниэле Дзамбелли, который ее основал – несомненно человек с большим воображением и вкусом в области современной гламурной роскоши. Он успешно работает и в Турции, и в эмиратах, и, конечно, в Баку. Павильон они сделали в известном смысле безупречный, просто концертный Steinway. Эта концертная ассоциация особенно уместна, потому что экспозиция в павильоне посвящена Шуше как культурной столице Азербайджана, и прежде всего концертам государственного симфонического оркестра Азербайджана на улицах этого города. Я, увы, слово Шуша узнал из стихотворения Осипа Мандельштама «Фаэтонщик», где «сорок тысяч мертвых окон» Шуши, геноцид армян, погром Шуши 1920 года, я был в Шуше в период, когда она была возвращена армянам, за что являюсь в Азербайджане персоной нон-грата, и эта прекрасная музыка на великолепном инструменте на улицах, где было все, что там было, вызывает во мне чувства, далекие от тех, какими стоит делиться. Завоеватели могут любить музицировать на пепелищах изувеченных городов, но вряд ли стоит рассчитывать, что кто-то разделит с ними радость, так что я не совсем понимаю уместность присутствия таких мелодий на ЭКСПО. Но и страшные люди могут ценить вполне безупречные вещи, и сами вещи от этого не проигрывают.
Павильон Азербайджана, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Павильон Азербайджана, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Азербайджана ночью, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Павильон Азербайджана ночью, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Единственная проблема Азербайджана в том, что в Милане, конечно, великолепные мастера гламура, но они не сонаты пишут, а работают на рынке. Продают «от кутюр», если что берут, то чего не продать второй раз. Тут же на ЭКСПО есть еще павильон Омана, и хотя его делала другая фирма, миланско-дубайская Middle East Favero@Milan, но это два рояля из одного магазина. Забавно, когда постсоветские шейхи так лажаются.
Павильон Омана, Middle East Favero@Milan, ЭКСПО 2020
Павильон Омана, Middle East Favero@Milan, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Безусловно великолепный павильон у Польши, и это польские архитекторы, WXCA, и вообще Польшу, конечно, не верно рассматривать в ряду стран с не вполне сложившейся идентичностью, которую завтра можно поменять на что-то другое – она выступает в первой лиге, ровно в той же весовой категории, что Германия, Франция или Бельгия. Единственное, что заставляет говорить о ней здесь – то, что она так сильно заявляет о себе первый раз. Это не вчерашняя мода из журнала, это не вторично – это и есть main-stream европейского архитектурного языка. Немного обидно из-за птиц. Польша весело поступила с рассказом о себе, они утверждают, что все перелетные птицы, которые летят через Дубай на юг (а они таки летят, я видел гусей над морем), летят из Польши. Отчего ж только из Польши-то? А мы? А наши?
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Для меня ЭКСПО – это прежде всего чемпионат мира по архитектуре, и все павильоны, которые я описал, в определенном смысле сделаны в одном жанре. Это дома, даже скорее дворцы, и страны действительно соревнуются, у кого круче. Но нужно учитывать, что тут можно вообще поменять правила.

Израиль (David Knafo), скажем, вместо павильона сделал врата, символизирующие перспективу вступления в арабский мир, и имея ввиду традиции мемориальной израильской архитектуры 1960-1970-х это очень предсказуемый, хотя, быть может, излишне фасцинирующий жест. Это архитектура как агитация, и человек родом из СССР чувствует к такому типу архитектурной деятельности известную отчужденность. Но не знаю, может людям без этой травмы такое очень нравится.
Павильон Израиля, David Knafo, ЭКСПО 2020
Павильон Израиля, David Knafo, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Самая громкая из таких попыток отменить архитектуру вообще – это Южная Корея (Mooyuki Architects). Они вместо павильона сделали большую платформу, на нее поместили структуру из направляющих, на них надели разноцветные кубы, и все время их вращают. А под платформой находится экспозиция, практически на открытом воздухе. Все это показывает, что архитектура в будущем станет мобильной, будет все время меняться, и вот вам. Многим очень нравится, и говорят, все архитекторы в детстве любили играть в кубики. Но я пришел к архитектуре другим путем, мне это чуждо.
Павильон Южной Кореи, Mooyuki Architects, ЭКСПО 2020
Павильон Южной Кореи, Mooyuki Architects, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

К этой же группе принадлежит павильон Сингапура, который делала фирма WOHA. Это очень знаменитая фирма, она прославилась парком Marina Bay Park в Сингапуре, и я помню, что в 2010 году он меня совершенно потряс и очаровал, в городе они сделали отель Parkroyal, обошедший все архитектурные журналы – это мировые архитектурные звезды первой величины, правда, только по озеленению. Всю архитектуру – стены, перекрытия – они превращают в зелень, и делают это виртуозно. Павильона им точно мало, им бы подошел небоскреб. Павильоном с зеленью на выставке трудно удивить, это лучше работает в каменных джунглях. На ЭКСПО кажется, что это просто очень большой колониальный цветочный магазин.
Павильон Сингапура, WOHA, зал в орхидеями внутри, ЭКСПО 2020
Павильон Сингапура, WOHA, зал в орхидеями внутри, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Сингапура, WOHA, ЭКСПО 2020
Павильон Сингапура, WOHA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Ну и конечно шедевр всякого отрицания архитектуры – павильон Бразилии. Это очень большой контейнер. В контейнер налита вода. В воде есть остров. На нем поют и танцуют. Можно слушать, стоя в воде, или сесть в гамак. Основания для такого жеста в том, что в Бразилии много болот, и эта лужа есть образ страны. Жалко, когда архитектуры вообще нет. Но образ Бразилии, безусловно, все запомнят, в пустыне он радует.
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Россия и Америка
В павильон России целый день стоит большая очередь, я, естественно, как гражданин своей страны, попытался пройти по знакомству, и пока это знакомство организовывалось через три страны и два правительства посредством телефонных звонков и мессенджеров, решил пойти посмотреть США. И там все оказалось каким-то прямо-таки родным. А очереди не было никакой.
Павильон США не имеет формы, ему попался участок в форме тупой трапеции, в неожиданном месте сделан вырез прохода под малоудачным углом, так что входишь ты или выходишь, все равно упираешься в стену. Остальное застроено одним ангаром по периметру. Архитектура самая простая, почти как Белоруссия. Авторы павильона, фирма Woods Bagot, малоизвестая, но как выяснилось очень старая австралийская корпорация с американским офисом, которая строит по всему миру, в Сиднее, Лондоне, Нью-Йорке, и везде без излишеств, даже не промешает эту работу на своем сайте, считая, видимо, незначительной. А зря, потому что ангар, конечно, но сплошь украшен пятиугольными металлическими звездочками, так и опять этак, и хоть штамповка, но как бы чеканка в цветочек.
Входишь, и сразу упираешься в экран, и с него произносит речь вице-президент США Камала Харрис. Мы, говорит, мировой лидер, у нас прогресс, наука, технологии, у нас образование, медицина, справедливость, у нас конституция и мы очень собой гордимся. Очень хорошо говорит, с выражением, приятной интонацией с нотками искренности, с душевностью на лице, видно, что очень хорошая и достойная женщина, но ощущение, что жизнь ее как-то прошла по профсоюзной линии или где-то при райкоме. Потом попадаешь на травелатор, и он тебя везет по экспозиции. И там портреты разных американских изобретателей, Белла, Эдисона, Форда и дальше, и краткое изложение того, что именно они изобрели. Ну как бы конкретизация того, что Америка – это центр научно-технического прогресса, и большинство известных изобретателей были гражданами США. Приятно так, культурно, люди все знакомые из учебников, за пределы школьной программы травелатор не выезжает. Потом приезжает в главный зал, а там, о чудо, летают как бы в звездном небе шар Земли, большой, и Луны, поменьше, очень красиво подсвеченные, виды рельефа нечеткие, а как бы сквозь космическую дымку. Красиво прямо как в планетарии. И среди них летает космонавт в скафандре, большой, не в масштабе, а как бы передающий масштаб явления. И диктор добрым тоже голосом говорит, мы были первые на земле, мы стали первые в Космосе. Немного неожиданно в павильоне США это слышать, но сами слова-то какие знакомые! И все, дальше выходишь из зала, а там – представляете! – настоящая ракета! На которой они были первыми в Космосе ракета, Space Х называется, и они ее привезли! Она немного несвежая, историческая, но какая вещь! Ну а потом спускаешься вниз мимо ракеты, и там уже фаст-фуд. Кстати, среди американских шагов на пути прогресса важной ступенью был кетчуп Heinz, который великий изобретатель Генри Джон Хайнц показал на ЭКСПО в Филадельфии, в 1876 году.
У нас тоже висят портреты разных русских ученых, которые тоже что-то изобрели, но не в смысле движения к прогрессу, а просто в силу чрезвычайной силы ума. Изобретения не описываются, портреты какие-то погруженные в себя, выглядят они не как солдаты армии прогресса, а как лица неофициальные, а возможно и праздные, а вместо травелатора у нас эскалатор. Поднимаешься на третий этаж (второй для переговоров), там тоже темная комната, но вместо планеты земля там мозг. Это такая мобильная скульптура, она движется, раздвигается, на поверхности начинают строится связи между нейронами, а на окружающих главную инсталляцию экранах появляются города, в них высвечиваются точки, и они так же связываются. Тезис в том, что мысль рождается как связь между нейронами, а социум – как связь между людьми, отсюда мы биологически обречены на сотрудничество и чем оно активнее, тем смыслов больше. Философия в стиле Дюркгейма, никакой идеологии, артистичная, я бы даже сказал отвязанная инсталляция, послание миру от лица мозга. И у нас в павильоне нет видеообращения Путина или какого-либо другого ответственного лица, которому он поручил видеообратиться. Вообще нет ни одного портрета Путина во всем павильоне. Это прямо скандал какой-то. В любой Замбии или Заире есть портрет первого лица, в Америке есть, а у нас нет. Прямо Европа какая-то – у них тоже не принято.
 
Я бы сказал, мы поменялись местами. Американский павильон мог бы сделать СССР образца 1970 года, такой уже подусталый брежневский СССР, но еще бодрый и генеральски самоуверенный. Российский павильон могла бы сделать Америка того же времени, это творение такого физика-ядерщика, который ездит на фестиваль в Вудсток, и у него соединяется уверенность в возможности научного, математического даже решения фундаментальных проблем бытия, детская вера в возможности машин и технологии, и несколько даже галлюциногенное индивидуалистическое восприятие яркости и остроты жизни. Жалко, что русская делегация явилась в Дубай в черных костюмах – им бы подошли люминисцентные гавайки в тонкую полоску рубежа 60-х и 70-х.
Я что-то прочитал про павильон Чобана Tchoban Sergej и с кем-то об этом поспорил. Я не говорил с ним, и не знаю, что сам он думает про свою работу. Но я хочу сказать, что его уникальность, его невероятная ценность для нас в том, что он как-то ухитряется протащить через цепенеющий бюрократический аппарат вот этот дух, соединяющий раскованность, даже отвязанность, яркость и глубину. Он сохраняет веру в то, что архитектурой можно что-то сказать, и даже сказать что-то, что еще не звучало. Вам матрешка в русском павильоне видится? Юла? Ну да, вы же на ярмарке. Китай вон тоже сделал карусель, оцените разницу в качестве. Вы, кстати, попробуйте протащить юлу через заседание с утверждением плана русского павильона. А дервиша не видите? Но вы же в мусульманской стране! А кенотаф Ньютона Булле не видите? С мозгом Ньютона, висящем в центре шара мироздания? А Пантеон? Но это же очевидно! А как все это – от Пантеона до интернета – существует сегодня? Как выглядит? Чобан у нас уникален, потому что он умеет думать такими категориями и о таких предметах, и может их воплощать в здания.
Главная проблема современного ЭКСПО – как соединить осмысленное, даже серьезное высказывание, которое можно сделать от лица страны, с институтом ярмарки, попросту базара. Главная проблема современной архитектуры – как сделать форму подвижной. Чтобы она лилась как свет, как потоки данных, как кадры клипа, как течение мысли, чтобы она изменялась у вас на глазах. Вот на эти темы у нас павильон. А могло бы быть как в Америке – у нас с Байденом, как выясняется много общего в смысле ностальгии по Леониду Ильичу.
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора