Лионский «Дефанс»: продолжение следует

С начала 2010-х годов в Лионе реализуется проект трансформации района Пар-Дьё, который сформировался вокруг мегапроекта 1960-х годов – торгово-административного центра. Его цель: упорядочить развитие лионского «сити», придав ему новый импульс.

mainImg


Об истории создания Пар-Дьё можно прочесть здесь.

Пар-Дьё – «роман с открытым финалом»: проект, стартовавший в конце 1950-х годов, находится в постоянном развитии. Со времени завершения строительства модернистского комплекса (административно-делового, торгового и культурного центра) и нового вокзала прошло почти 40 лет. С одной стороны, Пар-Дьё в основном оправдал связанные с ним ожидания, став ещё одним центром города. Сегодня это второй по величине кластер офисной недвижимости во Франции (56 тысяч рабочих мест и 1,150 млн м2 – т.е. четверть всех офисов лионской агломерации), «состыкованный» с мощным транспортным узлом. С другой стороны, он не избежал проблем, характерных для аналогичных проектов 1950–80-х годов, и пока ещё недотягивает по популярности до исторического центра. Лионцы по-прежнему предпочитают Полуостров, где жизнь, в отличие от Пар-Дьё, не замирает вечером, с закрытием офисов и учреждений.

За последние десятилетия район сильно изменился. Процесс его реконструкции распространился на сопредельные с «ядром» района территории (прежде всего, вдоль железной дороги, причём по обе её стороны). Застройка выросла по высоте и уплотнилась. Пришёл конец одиночеству башни «Пар-Дьё» – стали появляться новые небоскрёбы, строившиеся в новой планировочной парадигме, т.е. следуя не художественному замыслу градостроителей, а требованиям рынка недвижимости. Отныне самое высокое здание Лиона – башня Incity (архитекторы Valode et Pistre / AIA) высотой 200 м – вместе со шпилем. С момента реализации «лионского Дефанс», заселённого преимущественно госструктурами и крупными компаниями, в городе выросло число малых и средних предприятий. Однако пока недвижимость Пар-Дьё не слишком привлекательна для небольших фирм, хотя те и заинтересованы в площадях в этом районе. Вокзал, быстро достигнув расчётной пропускной способности, давно работает с перегрузками, снижающими конкурентные преимущества Лиона. На рубеже веков до Пар-Дьё дошёл процесс «поставтомобилизации», стартовавший в историческом центре: личный транспорт шаг за шагом уступает позиции пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. И эти изменения «провоцируют» благоустройство открытых пространств, с которыми непосредственно взаимодействуют пешеходы: городского «партера» и первых этажей зданий.

Пар-Дьё в перспективе © Grand Lyon
Башня Incity (архитекторы Valode et Pistre / AIA, 2012-2015) – самое высокое здание Лиона Фото © Василий Бабуров
Башня Oxygene (бюро Arte Charpentier, 2007-2010). Фото © Василий Бабуров


Происходящие перемены потребовали новых градостроительных планов, которые должны были устранить препятствия для гармоничного развития Пар-Дьё. За последние 30 лет было создано три таких проекта: первый – 1994 года (архитектор Рене Провост), второй – 2002 года (архитектор Жан-Пьер Бюффи) и, наконец, самый масштабный из всех, инициированный местными властями в 2009-м и утверждённый в 2014 году. Нынешний план, охватывающий 177 га, призван упорядочить и систематизировать развитие района на срок до 2030 года. Он разработан бюро AUC (архитекторы Франсуа Декостер, Джамель Клуш и Каролин Пулен), известным в России благодаря участию в конкурсе на «Большую Москву» в 2012 году. AUC же делегировано право координировать его реализацию.

Пар-Дьё, ситуационный план. Синим шрихом выделена территория модернистского комплекса, красной сплошной линией – зона трансформации, охваченная планом AUC


Планы Провоста и Бюффи были призваны исправить ошибки проекта 1960–70-х годов: прежде всего, упростить доступ на крышу стилобата и устранить изолированность модернистского кластера от окружающих территорий, которая вызвана оживлённым автомобильным движением по периметру комплекса. Пандусы и мостики, ведущие на крышу стилобата, заменены на лестницы и лифты; часть поверхности стилобата перед башней Пар-Дьё была благоустроена, чем с выгодой воспользовались владельцы ресторанов, расположенных в торговом центре. Параллельно с этим меняются профили улиц по восточной и северной границам комплекса. Тем самым нарушается непрерывность движения транспорта вокруг квартала и, соответственно, снижается привлекательность автомобильного транзита. При этом облегчается движение пешеходов и происходит конверсия улиц в подлинно общественные пространства.

Благоустроенная часть стилобата между торговым центром и башней Пар-Дьё © Grand Lyon



План AUC сохраняет преемственность по отношению к предшествующим, однако не только масштабнее, но также и содержит ряд новых идей.

Основные цели плана AUC:
– «умное» уплотнение застройки, т.е. повышение плотности одних участков (вплоть до строительства небоскрёбов) и компенсаторное понижение других;
– реорганизация движения пешеходов и транспорта;
– реконструкция вокзального комплекса;
– обустройство общественных пространств (в т.ч. улучшение связи стилобата модернистского комплекса с уровнем земли) и объединение их в единую систему;
– активное общественное использование цокольных этажей;
– «мягкая» реконструкция модернистского архитектурного наследия с сохранением его ценных характеристик и выработка архитектурного регламента (дизайн-кода) для нового строительства;
– строительство жилья с инфраструктурой
– устранение сохраняющейся изолированности района и превращение его в полноценное место для жизни.

План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC


Один из ключевых элементов стратегии AUC – концепция «активного цоколя» [«socles actifs»], которая будет включена в правила застройки (PLU – Plan local d’urbanisme). Идея заключается в том, чтобы активно задействовать первые этажи зданий в интересах города, заставить их «работать» на жителей. Согласно концепции, на цокольных уровнях должны размещаться разнообразные общественные функции (рестораны, аудитории, шоурумы, помещения для коворкинга, магазины, мастерские, спортзалы или места собраний), тем самым оживляя городское пространство. Первые проекты, отвечающие данным требованиям, – здания Silex 1 (бюро AIA) и Silex 2 (ma architectes), строящиеся рядом с реконструируемой башней EDF 1970-х годов.

Концепция «активного цоколя». Схема использования цокольных этажей. Жёлтым выделено: магазины и мастерские (предложение), голубым: прочие общественные функции (предложение), красным: существующее использование. © AUC
Примеры неэффективного использования цокольных этажей. © AUC
Схема, иллюстрирующая концепцию «активного цоколя». © AUC
Офисно-гостиничный комплекс возле вокзала. © AUC
Комплекс башен Silex 1 (арх. AIA), Silex 2 (ma architectes) и EDF. © AUC



Планируется переустроить в интересах пешеходов около 30 га открытых пространств (устранить барьеры, разрывы, сгладить перепады уровней). Пешеходы уже составляют около 60% потоков, и в будущем это число возрастёт. AUC вместе с ландшафтным дизайнером, бельгийцем Басом Сметсом предложили концепцию «легкодоступной поверхности земли» [«sol facile»], которая охватывает не только «лионский Дефанс», но и сопредельные кварталы. Открытые пространства должны быть реорганизованы и обустроены максимально естественно и неформально, подчиняясь уже сложившимся траекториям и дифференциируясь в соответствии с функциями в первых этажах. Важнейшая задача – по возможности полная взаимная интеграция уровня земли и стилобата, что не было в достаточной степени предусмотрено планом Провоста 1990-х годов. Кроме того, необходимо задействовать и промежуточные уровни зданий и террасы на крышах.

Хотя пересечь сегодня пешком «лионский Дефанс» не составляет особого труда в силу его компактности, там легко заблудиться из-за отсутствия ясных ориентиров. Главное препятствие на пути пешехода – гигантский «монолит» торгового центра: во-первых, он не изобилует входами, во-вторых, использовать его в качестве пассажа не слишком удобно. Перед авторами реконструкции шопинг-мола стоит сложная задача «накормить волков и сберечь овец»: закрыть его нельзя – это всё равно, что зарезать курицу, несущую золотые яйца, однако оставить в нынешнем состоянии – также невозможно. К трансформации подталкивает и конкуренция со стороны магазинов в историческом центре, которые привлекают уже больше покупателей, чем Пар-Дьё. Это общемировая тенденция – торговые улицы становятся популярнее герметичных шопинг-молов. Неслучайно, что миссия по решению этой головоломки поручена бюро MVRDV, славящемуся своей изобретательностью.

Обустройство крыши торгового центра превратит её в полноценное общественное пространство © AUC


Крышу торгового центра AUC предлагает интегрировать с новыми видами активности, создав новую «культурную ось». Цепь общественных пространств объединит гастрономический рынок Поля Бокюза, концертный зал Мориса Равеля, новый мультиплекс (который должен переехать из торгового центра), большой книжный магазин и библиотеку. В перспективе её можно будет продлить до здания архива департамента, недавно выстроенного с восточной стороны вокзала. Важность этой идеи – не только в создании открытой площадки для проведения разнообразных культурных мероприятий, в т.ч. регионального масштаба, что должно усилить позиции Пар-Дьё на фоне других территорий. «Культурная ось», проложенная через кластер лионского «сити», выведет комплекс из изолированного состояния и усилит связи вокзала с рекой и старым городом.

Система открытых общественных пространств, связывающих исторический центр на Полуострове и Пар-Дьё © AUC
Система открытых общественных пространств Пар-Дьё © AUC
Схема «культурной оси» Пар-Дьё © AUC
Схема «культурной оси» Пар-Дьё © AUC
Схема реконструкции восточной привокзальной площади © AUC


Транспортный узел Пар-Дьё – один из самых крупных во Франции: сегодня он обслуживает 164 тысячи пассажиров в день. Цель к 2030 году – 292 тысячи (т.е.рост почти в 2 раза). Собственно вокзал в настоящее время ежедневно обслуживает около 120 тысяч человек (при том, что был изначально рассчитан на 35 тысяч), а в к 2030 году в перспективе их число возрастёт до 220 тысяч. Вокзал необходимо реконструировать, освободив от непрофильных функций и увеличив площади. Бюро Arep, разработавшее проект его обновления, предлагает расширить вдвое вестибюль, а многочисленные магазины и сервисы переместить в новые боковые галереи. Появятся и новые южные входы (как с западной стороны, в створе торгового центра Пар-Дьё, так и с восточной). AUC рекомендуют полностью изменить оба вокзальных фасада: монументальные постмодернистские порталы сменятся полностью прозрачными витражами, нивелирующими границу между внешними и внутренними пространствами.

Проект реконструкции улицы Гарибальди и пространства перед аудиторией им. Мориса Равеля © AUC
zooming
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Вид с запада © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Вид с востока © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Новый вестибюль © Arep



***

Пар-Дьё: основные цифры

Пар-Дьё сегодня:

56 000 рабочих мест
2 200 предприятий
1 150 000 м2 офисов
21 000 жителей
500 тысяч ежедневных перемещений
120 тысяч пассажиров железной дороги и 165 тысяч пользователей общественного транспорта в день

Пар-Дьё в 2030 году:

+ 35 000 рабочих мест
+ 30 га открытых общественных пространств и благоустроенных тротуаров
+ 650 000 м2 офисов
+ 2 200 жилых единиц
+ 3000 жителей
+ 100 000 пассажиров железной дороги
+ двукратное увеличение вокзала
 

09 Февраля 2017

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.