Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.02.2017

Лионский «Дефанс»: продолжение следует

Василий Бабуров

С начала 2010-х годов в Лионе реализуется проект трансформации района Пар-Дьё, который сформировался вокруг мегапроекта 1960-х годов – торгово-административного центра. Его цель: упорядочить развитие лионского «сити», придав ему новый импульс.

Пар-Дьё в перспективе © Grand Lyon
Пар-Дьё в перспективе © Grand Lyon



Об истории создания Пар-Дьё можно прочесть здесь.

Пар-Дьё – «роман с открытым финалом»: проект, стартовавший в конце 1950-х годов, находится в постоянном развитии. Со времени завершения строительства модернистского комплекса (административно-делового, торгового и культурного центра) и нового вокзала прошло почти 40 лет. С одной стороны, Пар-Дьё в основном оправдал связанные с ним ожидания, став ещё одним центром города. Сегодня это второй по величине кластер офисной недвижимости во Франции (56 тысяч рабочих мест и 1,150 млн м2 – т.е. четверть всех офисов лионской агломерации), «состыкованный» с мощным транспортным узлом. С другой стороны, он не избежал проблем, характерных для аналогичных проектов 1950–80-х годов, и пока ещё недотягивает по популярности до исторического центра. Лионцы по-прежнему предпочитают Полуостров, где жизнь, в отличие от Пар-Дьё, не замирает вечером, с закрытием офисов и учреждений.

За последние десятилетия район сильно изменился. Процесс его реконструкции распространился на сопредельные с «ядром» района территории (прежде всего, вдоль железной дороги, причём по обе её стороны). Застройка выросла по высоте и уплотнилась. Пришёл конец одиночеству башни «Пар-Дьё» – стали появляться новые небоскрёбы, строившиеся в новой планировочной парадигме, т.е. следуя не художественному замыслу градостроителей, а требованиям рынка недвижимости. Отныне самое высокое здание Лиона – башня Incity (архитекторы Valode et Pistre / AIA) высотой 200 м – вместе со шпилем. С момента реализации «лионского Дефанс», заселённого преимущественно госструктурами и крупными компаниями, в городе выросло число малых и средних предприятий. Однако пока недвижимость Пар-Дьё не слишком привлекательна для небольших фирм, хотя те и заинтересованы в площадях в этом районе. Вокзал, быстро достигнув расчётной пропускной способности, давно работает с перегрузками, снижающими конкурентные преимущества Лиона. На рубеже веков до Пар-Дьё дошёл процесс «поставтомобилизации», стартовавший в историческом центре: личный транспорт шаг за шагом уступает позиции пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. И эти изменения «провоцируют» благоустройство открытых пространств, с которыми непосредственно взаимодействуют пешеходы: городского «партера» и первых этажей зданий.

Башня Incity (архитекторы Valode et Pistre / AIA, 2012-2015) – самое высокое здание Лиона Фото © Василий Бабуров
Башня Incity (архитекторы Valode et Pistre / AIA, 2012-2015) – самое высокое здание Лиона Фото © Василий Бабуров
Башня Oxygene (бюро Arte Charpentier, 2007-2010). Фото © Василий Бабуров
Башня Oxygene (бюро Arte Charpentier, 2007-2010). Фото © Василий Бабуров


Происходящие перемены потребовали новых градостроительных планов, которые должны были устранить препятствия для гармоничного развития Пар-Дьё. За последние 30 лет было создано три таких проекта: первый – 1994 года (архитектор Рене Провост), второй – 2002 года (архитектор Жан-Пьер Бюффи) и, наконец, самый масштабный из всех, инициированный местными властями в 2009-м и утверждённый в 2014 году. Нынешний план, охватывающий 177 га, призван упорядочить и систематизировать развитие района на срок до 2030 года. Он разработан бюро AUC (архитекторы Франсуа Декостер, Джамель Клуш и Каролин Пулен), известным в России благодаря участию в конкурсе на «Большую Москву» в 2012 году. AUC же делегировано право координировать его реализацию.

Пар-Дьё, ситуационный план. Синим шрихом выделена территория модернистского комплекса, красной сплошной линией – зона трансформации, охваченная планом AUC
Пар-Дьё, ситуационный план. Синим шрихом выделена территория модернистского комплекса, красной сплошной линией – зона трансформации, охваченная планом AUC


Планы Провоста и Бюффи были призваны исправить ошибки проекта 1960–70-х годов: прежде всего, упростить доступ на крышу стилобата и устранить изолированность модернистского кластера от окружающих территорий, которая вызвана оживлённым автомобильным движением по периметру комплекса. Пандусы и мостики, ведущие на крышу стилобата, заменены на лестницы и лифты; часть поверхности стилобата перед башней Пар-Дьё была благоустроена, чем с выгодой воспользовались владельцы ресторанов, расположенных в торговом центре. Параллельно с этим меняются профили улиц по восточной и северной границам комплекса. Тем самым нарушается непрерывность движения транспорта вокруг квартала и, соответственно, снижается привлекательность автомобильного транзита. При этом облегчается движение пешеходов и происходит конверсия улиц в подлинно общественные пространства.

Благоустроенная часть стилобата между торговым центром и башней Пар-Дьё © Grand Lyon
Благоустроенная часть стилобата между торговым центром и башней Пар-Дьё © Grand Lyon



План AUC сохраняет преемственность по отношению к предшествующим, однако не только масштабнее, но также и содержит ряд новых идей.

Основные цели плана AUC:
– «умное» уплотнение застройки, т.е. повышение плотности одних участков (вплоть до строительства небоскрёбов) и компенсаторное понижение других;
– реорганизация движения пешеходов и транспорта;
– реконструкция вокзального комплекса;
– обустройство общественных пространств (в т.ч. улучшение связи стилобата модернистского комплекса с уровнем земли) и объединение их в единую систему;
– активное общественное использование цокольных этажей;
– «мягкая» реконструкция модернистского архитектурного наследия с сохранением его ценных характеристик и выработка архитектурного регламента (дизайн-кода) для нового строительства;
– строительство жилья с инфраструктурой
– устранение сохраняющейся изолированности района и превращение его в полноценное место для жизни.

План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC
План трансформации Пар-Дьё 2010-2030 © AUC


Один из ключевых элементов стратегии AUC – концепция «активного цоколя» [«socles actifs»], которая будет включена в правила застройки (PLU – Plan local d’urbanisme). Идея заключается в том, чтобы активно задействовать первые этажи зданий в интересах города, заставить их «работать» на жителей. Согласно концепции, на цокольных уровнях должны размещаться разнообразные общественные функции (рестораны, аудитории, шоурумы, помещения для коворкинга, магазины, мастерские, спортзалы или места собраний), тем самым оживляя городское пространство. Первые проекты, отвечающие данным требованиям, – здания Silex 1 (бюро AIA) и Silex 2 (ma architectes), строящиеся рядом с реконструируемой башней EDF 1970-х годов.

Концепция «активного цоколя». Схема использования цокольных этажей. Жёлтым выделено: магазины и мастерские (предложение), голубым: прочие общественные функции (предложение), красным: существующее использование. © AUC
Концепция «активного цоколя». Схема использования цокольных этажей. Жёлтым выделено: магазины и мастерские (предложение), голубым: прочие общественные функции (предложение), красным: существующее использование. © AUC
Примеры неэффективного использования цокольных этажей. © AUC
Примеры неэффективного использования цокольных этажей. © AUC
Схема, иллюстрирующая концепцию «активного цоколя». © AUC
Схема, иллюстрирующая концепцию «активного цоколя». © AUC
Офисно-гостиничный комплекс возле вокзала. © AUC
Офисно-гостиничный комплекс возле вокзала. © AUC
Комплекс башен Silex 1 (арх. AIA), Silex 2 (ma architectes) и EDF. © AUC
Комплекс башен Silex 1 (арх. AIA), Silex 2 (ma architectes) и EDF. © AUC



Планируется переустроить в интересах пешеходов около 30 га открытых пространств (устранить барьеры, разрывы, сгладить перепады уровней). Пешеходы уже составляют около 60% потоков, и в будущем это число возрастёт. AUC вместе с ландшафтным дизайнером, бельгийцем Басом Сметсом предложили концепцию «легкодоступной поверхности земли» [«sol facile»], которая охватывает не только «лионский Дефанс», но и сопредельные кварталы. Открытые пространства должны быть реорганизованы и обустроены максимально естественно и неформально, подчиняясь уже сложившимся траекториям и дифференциируясь в соответствии с функциями в первых этажах. Важнейшая задача – по возможности полная взаимная интеграция уровня земли и стилобата, что не было в достаточной степени предусмотрено планом Провоста 1990-х годов. Кроме того, необходимо задействовать и промежуточные уровни зданий и террасы на крышах.

Хотя пересечь сегодня пешком «лионский Дефанс» не составляет особого труда в силу его компактности, там легко заблудиться из-за отсутствия ясных ориентиров. Главное препятствие на пути пешехода – гигантский «монолит» торгового центра: во-первых, он не изобилует входами, во-вторых, использовать его в качестве пассажа не слишком удобно. Перед авторами реконструкции шопинг-мола стоит сложная задача «накормить волков и сберечь овец»: закрыть его нельзя – это всё равно, что зарезать курицу, несущую золотые яйца, однако оставить в нынешнем состоянии – также невозможно. К трансформации подталкивает и конкуренция со стороны магазинов в историческом центре, которые привлекают уже больше покупателей, чем Пар-Дьё. Это общемировая тенденция – торговые улицы становятся популярнее герметичных шопинг-молов. Неслучайно, что миссия по решению этой головоломки поручена бюро MVRDV, славящемуся своей изобретательностью.

Обустройство крыши торгового центра превратит её в полноценное общественное пространство © AUC
Обустройство крыши торгового центра превратит её в полноценное общественное пространство © AUC


Крышу торгового центра AUC предлагает интегрировать с новыми видами активности, создав новую «культурную ось». Цепь общественных пространств объединит гастрономический рынок Поля Бокюза, концертный зал Мориса Равеля, новый мультиплекс (который должен переехать из торгового центра), большой книжный магазин и библиотеку. В перспективе её можно будет продлить до здания архива департамента, недавно выстроенного с восточной стороны вокзала. Важность этой идеи – не только в создании открытой площадки для проведения разнообразных культурных мероприятий, в т.ч. регионального масштаба, что должно усилить позиции Пар-Дьё на фоне других территорий. «Культурная ось», проложенная через кластер лионского «сити», выведет комплекс из изолированного состояния и усилит связи вокзала с рекой и старым городом.

Система открытых общественных пространств, связывающих исторический центр на Полуострове и Пар-Дьё © AUC
Система открытых общественных пространств, связывающих исторический центр на Полуострове и Пар-Дьё © AUC
Система открытых общественных пространств Пар-Дьё © AUC
Система открытых общественных пространств Пар-Дьё © AUC
Схема «культурной оси» Пар-Дьё © AUC
Схема «культурной оси» Пар-Дьё © AUC
Схема «культурной оси» Пар-Дьё © AUC
Схема «культурной оси» Пар-Дьё © AUC
Схема реконструкции восточной привокзальной площади © AUC
Схема реконструкции восточной привокзальной площади © AUC


Транспортный узел Пар-Дьё – один из самых крупных во Франции: сегодня он обслуживает 164 тысячи пассажиров в день. Цель к 2030 году – 292 тысячи (т.е.рост почти в 2 раза). Собственно вокзал в настоящее время ежедневно обслуживает около 120 тысяч человек (при том, что был изначально рассчитан на 35 тысяч), а в к 2030 году в перспективе их число возрастёт до 220 тысяч. Вокзал необходимо реконструировать, освободив от непрофильных функций и увеличив площади. Бюро Arep, разработавшее проект его обновления, предлагает расширить вдвое вестибюль, а многочисленные магазины и сервисы переместить в новые боковые галереи. Появятся и новые южные входы (как с западной стороны, в створе торгового центра Пар-Дьё, так и с восточной). AUC рекомендуют полностью изменить оба вокзальных фасада: монументальные постмодернистские порталы сменятся полностью прозрачными витражами, нивелирующими границу между внешними и внутренними пространствами.

Проект реконструкции улицы Гарибальди и пространства перед аудиторией им. Мориса Равеля © AUC
Проект реконструкции улицы Гарибальди и пространства перед аудиторией им. Мориса Равеля © AUC
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Вид с запада © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Вид с запада © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Вид с востока © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Вид с востока © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Новый вестибюль © Arep
Проект реконструкции вокзала Пар-Дьё. Новый вестибюль © Arep



***

Пар-Дьё: основные цифры

Пар-Дьё сегодня:

56 000 рабочих мест
2 200 предприятий
1 150 000 м2 офисов
21 000 жителей
500 тысяч ежедневных перемещений
120 тысяч пассажиров железной дороги и 165 тысяч пользователей общественного транспорта в день

Пар-Дьё в 2030 году:

+ 35 000 рабочих мест
+ 30 га открытых общественных пространств и благоустроенных тротуаров
+ 650 000 м2 офисов
+ 2 200 жилых единиц
+ 3000 жителей
+ 100 000 пассажиров железной дороги
+ двукратное увеличение вокзала