Blow up: музейные концепции ОМА

Илья Мукосей об изобретенном Ремом Колхасом инструменте для усиления эмоций.

mainImg
Новая площадка Музея современного искусства «Гараж» открылась для публики 12 июня: напомним, это реконструированный советский ресторан «Времена года». Двумя днями ранее, выступая перед журналистами, основатель OMA Рем Колхас заметил, что этот проект с самого начала имел для него особое значение. Почему он так сказал? Потому ли, что именно с поездки в Москву в середине шестидесятых начался его интерес к архитектуре? Или потому, что ему, наконец, удалось что-то построить в России? Или это простая вежливость? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к портфолио ОМА.

Реализованных проектов музеев у Колхаса сравнительно немного – восемь или девять (точнее определить сложно, поскольку «Гараж» и Prada Foundation пока что числятся на сайте OMA среди строящихся, а в число построенных музеев входит, например, Музейный парк (Museumpark) в Роттердаме, который сам по себе музеем не является).

Первым построенным по проекту ОМА музейным зданием стал Кунстхаль (Kunsthal), открывшийся в 1992 году в родном городе Колхаса Роттердаме. На первый взгляд, Кунстхаль устроен намного сложнее «Гаража»: он в полтора раза больше по площади, фасады у него разнообразнее, да и внутри сплошь наклонные полы и отверстия неправильной формы в стенах и перекрытиях.
zooming
Общий вид Кунстхала в Роттердаме. Спутниковая съемка © DigitalGlobe, 2015. Картографические данные © Google, 2015
zooming
Фрагмент фасада Кунстхала © OMA
zooming
Кунстхал, деталь интерьера.


Но именно здесь начинается и сходство. Оба здания можно назвать «музеями без коллекции» – Кунстхаль называет себя так почти официально, а у «Гаража» собственная коллекция еще только формируется. При этом внутренние пространства, предназначенные для выставок в обоих зданиях, никак не назовешь нейтральными. Они имеют самую разную форму, порой не слишком высокие потолки, да и отделку стен и там, и здесь трудно назвать спокойной. Именно за эту «тесноту и суетливость пространства» критикуют сейчас «Гараж» некоторые комментаторы. Но у Колхаса, похоже, другое мнение: он считает, что места для экспонирования искусства не должны быть монументальными сами по себе.

Его собственный вкус к современному искусству, рассказывает Колхас, сформировался благодаря куратору Виллему Сандбергу, возглавлявшему Амстердамский городской музей (Stedelijk Museum Amsterdam) с 1945 по 1963 годы (сам Колхас жил в Амстердаме с 1955 по 1968). Выставки современного искусства, русского и европейского авангарда, концерты современной музыки и показы актуального кино в Амстердамском музее проводились в построенном 1954 году непритязательном двухэтажном здании размером всего лишь 24х10м, больше похожем, по словам Колхаса «на небольшую школу». Этот скромный сарайчик под двухскатной крышей вмещал в себя, помимо выставочных залов, библиотеку, типографию, кафе и аудиторию для концертов и лекций. «Корпус Сандберга» (Sandberg wing) успешно знакомил жителей Амстердама с современным искусством вплоть до 2004 года, когда его решено было заменить более современной и масштабной пристройкой.
 
zooming
Корпус Сандберга при Амстердамском городском музее, 1954-2004. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Говоря о большинстве современных художественных музеев, Колхас подчеркивает, что они, в первую очередь, «предоставляют к использованию гигантские объемы пустого пространства», и приводит в качестве ключевого примера знаменитый «Турбинный зал» галереи Тейт Модерн в Лондоне, который «стал практически символом нашего времени».
zooming
«Турбинный зал» в галерее Тейт Модерн, Лондон, архитекторы Herzog & de Meuron. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


В результате, продолжает Колхас, «художники вынуждены выступать в этакой апокалиптической манере», ибо только самые сильные эмоции способны конкурировать с пространствами подобного масштаба. Нюансам здесь места нет. «Искусство становится все более авторитарным». В проектах ОМА, наоборот, разнообразие пространств, по мысли Колхаса, позволяет художникам и кураторам работать с более тонкими материями.
zooming
Инсталляция Олафура Элиассона Weather Project в «Турбинном зале» галереи Тейт Модерн. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Кунстхаль отличается от большинства художественных музеев еще и тем, что его архитектор не просто предложил посетителю набор разнообразных помещений с экспонатами, но нанизал их на определенный маршрут движения. Колхас, сам в прошлом киносценарист, считает, что архитектор обязан заранее продумывать сценарии использования пространства.

Возможно, кураторам было бы легче работать с нейтральными по оформлению и простыми по форме объемами, с нейтральной средой, не навязывающей собственных сценариев? Но современное искусство, которое по своей природе полемично, должно реагировать на окружение. Если же реагировать не на что, как раз и приходится ограничиваться приемами, вызывающими самые сильные эмоции.

Те же принципы сценарного программирования музейного пространства и формирования его из разнообразных по размерам и пропорциям помещений, что были применены в Кунстхале, прослеживаются и в других построенных ОМА музеях, например, в двух проектах для Сеула (Leeum Museum, 2004 и Seoul National University Museum of Art, 2005). Те же принципы мы встречаем и в «Гараже».
zooming
Leeum Museum в Сеуле, фрагмент интерьера © OMA
zooming
Музей искусств Сеульского национального университета, структурная схема © OMA


Но, возможно, не все идеи, появившиеся у Колхаса в процессе работы над проектами музеев, ему уже удалось реализовать в построенных зданиях? Похоже, так и есть. «Участие в большом музейном буме было для нас не слишком успешным», признается Колхас, и демонстрирует слайд, из которого следует, что неосуществленные проекты музеев современного искусства, выпущенные ОМА, по площади эквивалентны тридцати четырем футбольным полям. Какие еще интересные мысли можно найти на этих просторах? В частности, они касаются приемов работы с историческим материалом.
zooming
«34 футбольных поля современного искусства». Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


В 2000-е годы, консультируя Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колхас был впечатлён запущенными интерьерами Генштаба и некоторых помещений самого Эрмитажа, которые не показывают публике. Он задался вопросами: «Всякий ли музей нуждается в модернизации? Возможно, иногда требуется бездействие? Может ли нежелание меняться стать инструментом, который бы усилил ощущение подлинности, нередко пропадающее при модернизации? Не стоит ли архитектору в определенных случаях выступать в роли археолога?»

Рассказывая об «Эрмитажном проекте» (Hermitage Project) в своих выступлениях, Колхас демонстрирует коллажи, на которых шедевры мирового искусства выставлены на фоне полуразрушенных дворцовых интерьеров. Идея заключалась в том, что сочетание самых выдающихся произведений с самым убогим и запущенным (но при этом старым и подлинным) окружением многократно усиливает эффект воздействия этих самых произведений на зрителя. Благодаря этому тонкие, деликатные материи становятся равны по силе влияния примитивным эффектам «авторитарного» искусства.
zooming
«Эрмитажный проект». Сочетание выдающегося произведения с убогим и запущенным окружением. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Этот предложенный в рамках «Эрмитажного проекта» инструмент для усиления эмоций Колхасу впервые удалось реализовать на практике именно в «Гараже». Конечно, руинированность «Времен года» слегка ослаблена реставрацией. Обшарпанные стены словно покрылись лаком, и под ногами посетителей не хрустит обвалившаяся штукатурка, как это представлялось при взгляде на эскизы. Но инструмент все равно мощный.
zooming
Интерьер Музея соременного искусства «Гараж», проект. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Между Эрмитажем и «Гаражом» есть существенное различие: в первом выставляются признанные шедевры, а во втором основной упор, все-таки, будет сделан на новое, актуальное искусство. Сработает ли увеличительное стекло Колхаса в этом случае? Сработает, если будет что увеличивать. Работа с таким пространством – серьезный вызов и для художников, и для кураторов. Им сильные эмоции гарантированы точно.
***

В работе над статьей использованы материалы лекций, прочитанных Рамом Колхасом в
Музее современного искусства в (Moderna Museet) в Стокгольме в марте 2013 года [см. видеозапись лекции] и в Фонде Галери Лафайет (Fondation Galeries Lafayette) в Париже в июле 2014 года [см. видеозапись лекции].
 

23 Июня 2015

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Пресса: Мастер-план и «русский хаос». В Эрмитаже обсудили...
Конференция «Музеи мира в XXI веке: реконструкция, реставрация, реэкспозиция» была организована Эрмитажем, Институтом «Про Арте» и студией АМО/ОМА, которую возглавляет прославленный голландский архитектор Рем Колхаас. С докладами выступили директора, руководители экспозиционных и реставрационных групп, кураторы и управляющие ведущих музеев Европы и Америки.
Пресса: Теперь народ повалит
Крупнейшие российские музеи модернизируются и расширяются: в Эрмитаже перестановки, ГМИИ им. Пушкина реконструирует Норман Фостер, а для Пермской художественной галереи проектируют новое здание
Пресса: Третье пришествие. Рема Колхаса опять призвали в Эрмитаж
В Эрмитажном театре состоялась презентация проекта "Эрмитаж-2014. Мастер-план". Так музей начал готовиться к своему 250-летию. Главным исполнителем первого юбилейного акта стало АМО (Analyse of Metropolitan Architecture), исследовательское подразделение голландского архитектурного бюро ОМА. Спонсорами -- правительство Нидерландов, Общество голландских друзей Эрмитажа, компания Mercury. Сценой -- весь комплекс Эрмитажа. Вместе с авторами утопии Ремом Колхасом и Михаилом Пиотровским окунулась в мечтания КИРА Ъ-ДОЛИНИНА
Пресса: Как нам обустроить Россию. "Большая анфилада" Эрмитажа...
В Музее архитектуры открылась выставка "Большая анфилада". По сути, это московская презентация проекта "Большого Эрмитажа", то есть переустройства Главного штаба под новые экспозиционные площади музея. А если точнее, то сразу двух проектов: выигравшего конкурс Всемирного банка проекта петербургской "Студии 44" и менее удачливого проекта, выполненного всемирно известным архитектором Ремом Колхасом
Пресса: "Чудеса в Главном штабе". Проект реконструкции Эрмитажа
В Эрмитаже прошла презентация проекта реставрации и реконструкции восточного крыла Главного штаба. В 2002 году тендер Всемирного банка выиграла петербургская "Студия-44" Олега Явейна, обошедшего знаменитого голландца Рэма Коолхаса. Теперь проект стоимостью в $120 млн. одобрен петербургским комитетом по охране памятников - КГИОПом, который возглавляет брат победителя, Никита Явейн
Пресса: "Проекты надо заказывать архитекторам, а не конкурсы...
Одним из главных проектов Государственного Эрмитажа остается создание музея "Эрмитаж-Гуггенхайм" в здании бывшего Главного штаба на Дворцовой площади. Об этом МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ рассказал в интервью перед пресс-конференцией корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ ХОДНЕВУ
Пресса: "Слава" и дело. Проекта "Большой Эрмитаж"
Сегодня последний день сдачи работ на объявленный тендер по технико-экономическому обоснованию для получения кредита от Всемирного банка под проект "Большой Эрмитаж". О размере кредита директор музея Михаил Пиотровский предпочитает не говорить ("Слишком рано - пока вообще еще ничего нет!"), зато имена участников тендера говорят о многом. Вполне возможно, в одной из российских столиц скоро начнут работать по-настоящему знаменитые западные архитекторы
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.