23.06.2015

Blow up: музейные концепции ОМА

Илья Мукосей об изобретенном Ремом Колхасом инструменте для усиления эмоций.

информация:

Новая площадка Музея современного искусства «Гараж» открылась для публики 12 июня: напомним, это реконструированный советский ресторан «Времена года». Двумя днями ранее, выступая перед журналистами, основатель OMA Рем Колхас заметил, что этот проект с самого начала имел для него особое значение. Почему он так сказал? Потому ли, что именно с поездки в Москву в середине шестидесятых начался его интерес к архитектуре? Или потому, что ему, наконец, удалось что-то построить в России? Или это простая вежливость? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к портфолио ОМА.

Реализованных проектов музеев у Колхаса сравнительно немного – восемь или девять (точнее определить сложно, поскольку «Гараж» и Prada Foundation пока что числятся на сайте OMA среди строящихся, а в число построенных музеев входит, например, Музейный парк (Museumpark) в Роттердаме, который сам по себе музеем не является).

Первым построенным по проекту ОМА музейным зданием стал Кунстхаль (Kunsthal), открывшийся в 1992 году в родном городе Колхаса Роттердаме. На первый взгляд, Кунстхаль устроен намного сложнее «Гаража»: он в полтора раза больше по площади, фасады у него разнообразнее, да и внутри сплошь наклонные полы и отверстия неправильной формы в стенах и перекрытиях.
Общий вид Кунстхала в Роттердаме. Спутниковая съемка © DigitalGlobe, 2015. Картографические данные © Google, 2015
Общий вид Кунстхала в Роттердаме. Спутниковая съемка © DigitalGlobe, 2015. Картографические данные © Google, 2015
Фрагмент фасада Кунстхала © OMA
Фрагмент фасада Кунстхала © OMA
Кунстхал, деталь интерьера.
Кунстхал, деталь интерьера.


Но именно здесь начинается и сходство. Оба здания можно назвать «музеями без коллекции» – Кунстхаль называет себя так почти официально, а у «Гаража» собственная коллекция еще только формируется. При этом внутренние пространства, предназначенные для выставок в обоих зданиях, никак не назовешь нейтральными. Они имеют самую разную форму, порой не слишком высокие потолки, да и отделку стен и там, и здесь трудно назвать спокойной. Именно за эту «тесноту и суетливость пространства» критикуют сейчас «Гараж» некоторые комментаторы. Но у Колхаса, похоже, другое мнение: он считает, что места для экспонирования искусства не должны быть монументальными сами по себе.

Его собственный вкус к современному искусству, рассказывает Колхас, сформировался благодаря куратору Виллему Сандбергу, возглавлявшему Амстердамский городской музей (Stedelijk Museum Amsterdam) с 1945 по 1963 годы (сам Колхас жил в Амстердаме с 1955 по 1968). Выставки современного искусства, русского и европейского авангарда, концерты современной музыки и показы актуального кино в Амстердамском музее проводились в построенном 1954 году непритязательном двухэтажном здании размером всего лишь 24х10м, больше похожем, по словам Колхаса «на небольшую школу». Этот скромный сарайчик под двухскатной крышей вмещал в себя, помимо выставочных залов, библиотеку, типографию, кафе и аудиторию для концертов и лекций. «Корпус Сандберга» (Sandberg wing) успешно знакомил жителей Амстердама с современным искусством вплоть до 2004 года, когда его решено было заменить более современной и масштабной пристройкой.
 
Корпус Сандберга при Амстердамском городском музее, 1954-2004. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013
Корпус Сандберга при Амстердамском городском музее, 1954-2004. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Говоря о большинстве современных художественных музеев, Колхас подчеркивает, что они, в первую очередь, «предоставляют к использованию гигантские объемы пустого пространства», и приводит в качестве ключевого примера знаменитый «Турбинный зал» галереи Тейт Модерн в Лондоне, который «стал практически символом нашего времени».
«Турбинный зал» в галерее Тейт Модерн, Лондон, архитекторы Herzog & de Meuron. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013
«Турбинный зал» в галерее Тейт Модерн, Лондон, архитекторы Herzog & de Meuron. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


В результате, продолжает Колхас, «художники вынуждены выступать в этакой апокалиптической манере», ибо только самые сильные эмоции способны конкурировать с пространствами подобного масштаба. Нюансам здесь места нет. «Искусство становится все более авторитарным». В проектах ОМА, наоборот, разнообразие пространств, по мысли Колхаса, позволяет художникам и кураторам работать с более тонкими материями.
Инсталляция Олафура Элиассона Weather Project в «Турбинном зале» галереи Тейт Модерн. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013
Инсталляция Олафура Элиассона Weather Project в «Турбинном зале» галереи Тейт Модерн. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Кунстхаль отличается от большинства художественных музеев еще и тем, что его архитектор не просто предложил посетителю набор разнообразных помещений с экспонатами, но нанизал их на определенный маршрут движения. Колхас, сам в прошлом киносценарист, считает, что архитектор обязан заранее продумывать сценарии использования пространства.

Возможно, кураторам было бы легче работать с нейтральными по оформлению и простыми по форме объемами, с нейтральной средой, не навязывающей собственных сценариев? Но современное искусство, которое по своей природе полемично, должно реагировать на окружение. Если же реагировать не на что, как раз и приходится ограничиваться приемами, вызывающими самые сильные эмоции.

Те же принципы сценарного программирования музейного пространства и формирования его из разнообразных по размерам и пропорциям помещений, что были применены в Кунстхале, прослеживаются и в других построенных ОМА музеях, например, в двух проектах для Сеула (Leeum Museum, 2004 и Seoul National University Museum of Art, 2005). Те же принципы мы встречаем и в «Гараже».
Leeum Museum в Сеуле, фрагмент интерьера © OMA
Leeum Museum в Сеуле, фрагмент интерьера © OMA
Музей искусств Сеульского национального университета, структурная схема © OMA
Музей искусств Сеульского национального университета, структурная схема © OMA


Но, возможно, не все идеи, появившиеся у Колхаса в процессе работы над проектами музеев, ему уже удалось реализовать в построенных зданиях? Похоже, так и есть. «Участие в большом музейном буме было для нас не слишком успешным», признается Колхас, и демонстрирует слайд, из которого следует, что неосуществленные проекты музеев современного искусства, выпущенные ОМА, по площади эквивалентны тридцати четырем футбольным полям. Какие еще интересные мысли можно найти на этих просторах? В частности, они касаются приемов работы с историческим материалом.
«34 футбольных поля современного искусства». Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013
«34 футбольных поля современного искусства». Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


В 2000-е годы, консультируя Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колхас был впечатлён запущенными интерьерами Генштаба и некоторых помещений самого Эрмитажа, которые не показывают публике. Он задался вопросами: «Всякий ли музей нуждается в модернизации? Возможно, иногда требуется бездействие? Может ли нежелание меняться стать инструментом, который бы усилил ощущение подлинности, нередко пропадающее при модернизации? Не стоит ли архитектору в определенных случаях выступать в роли археолога?»

Рассказывая об «Эрмитажном проекте» (Hermitage Project) в своих выступлениях, Колхас демонстрирует коллажи, на которых шедевры мирового искусства выставлены на фоне полуразрушенных дворцовых интерьеров. Идея заключалась в том, что сочетание самых выдающихся произведений с самым убогим и запущенным (но при этом старым и подлинным) окружением многократно усиливает эффект воздействия этих самых произведений на зрителя. Благодаря этому тонкие, деликатные материи становятся равны по силе влияния примитивным эффектам «авторитарного» искусства.
«Эрмитажный проект». Сочетание выдающегося произведения с убогим и запущенным окружением. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013
«Эрмитажный проект». Сочетание выдающегося произведения с убогим и запущенным окружением. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Этот предложенный в рамках «Эрмитажного проекта» инструмент для усиления эмоций Колхасу впервые удалось реализовать на практике именно в «Гараже». Конечно, руинированность «Времен года» слегка ослаблена реставрацией. Обшарпанные стены словно покрылись лаком, и под ногами посетителей не хрустит обвалившаяся штукатурка, как это представлялось при взгляде на эскизы. Но инструмент все равно мощный.
Интерьер Музея соременного искусства «Гараж», проект. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013
Интерьер Музея соременного искусства «Гараж», проект. Слайд из лекции Колхаса в Стокгольме, март 2013


Между Эрмитажем и «Гаражом» есть существенное различие: в первом выставляются признанные шедевры, а во втором основной упор, все-таки, будет сделан на новое, актуальное искусство. Сработает ли увеличительное стекло Колхаса в этом случае? Сработает, если будет что увеличивать. Работа с таким пространством – серьезный вызов и для художников, и для кураторов. Им сильные эмоции гарантированы точно.
***

В работе над статьей использованы материалы лекций, прочитанных Рамом Колхасом в
Музее современного искусства в (Moderna Museet) в Стокгольме в марте 2013 года [см. видеозапись лекции] и в Фонде Галери Лафайет (Fondation Galeries Lafayette) в Париже в июле 2014 года [см. видеозапись лекции].
 

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Башня и площадь Воэрманн
Иньяки Абалос Васкес, Хуан Эррерос Герра, 2001 – 2005
Башня и площадь Воэрманн

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Комплекс Экспо-2017
Эдриан Смит, 2014 – 2017
Комплекс Экспо-2017

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи