Ещё пока не терема

Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. О самых интересных объектах рассказывает куратор премии Николай Малинин.

mainImg
Ожидать, что изменившийся курс эпохи принесет ворох наличников, было бы, конечно, нелепо, но определенные беспокойства о том, как скажется кризис на формировании премии, у нас были. Однако лонг-лист собрал рекордное количество работ – 176.Тогда как в прошлом году их было 167, а в первый год премии, в 2010-м – 145. Хочется, конечно, думать, что в ситуации сгущающегося мрака сердцам людей особенно любезны проекты с доброй репутацией, не деградировавшие за последний год ни в какую сторону и тем дающие какие-то надежды (или иллюзии). Но на самом деле последствия кризиса просто ещё до нас не докатились: премию определяют стройки прошлого года. А по-настоящему показательным будет год следующий.
Дом в Духанино. Алексей Розенберг при участии Петра Костелова. Фотография © Константин Дубовец

Пока же можно простодушно праздновать успех, который прекрасен не только числом, но и качеством. Среди номинантов на премию – легендарные «бумажники» (Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Андрей Чернов), мэтры деревянной архитектуры (Николай Белоусов, Алексей Розенберг, Петр Костелов, Роман Леонидов) и просто звезды – такие, как Евгений Асс. Но ничуть не меньше радует появление новых имен – а в этом году в шорт-листе 15 дебютантов, больше трети! Впервые участвуют в премии самарские асы Валентин Пастушенко и Виталий Самогоров: их шикарная вилла выглядит возмутительно европейской и модернистской в контексте нынешней ретрорусификации. Впрочем, авторов немного извиняет деревянная обшивка, которая сообщает дому рустический шарм.

Опирается на традиции авангарда и дом новичка премии Татьяны Белобородько: крепко сбитый из кубиков в динамичную объемно-пространственную композицию, он умиляет также озелененными кровлями. Растворяется в природе и стеклянно-деревянный слиток Сергея Наседкина, возведенный за три месяца благодаря промышленным методам проектирования и строительства, нечастым в сфере частного жилья (все размеры дома кратны размерам клееных панелей).Столь же современен, но куда более агрессивен ANTONHOUSE бюро АРХПОЛЕ: серый и жесткий снаружи он, впрочем, становится белым и пушистым внутри, чему способствует отменного качества деталировка. Что тоже объяснимо: прежде чем взяться за дома, АРХПОЛЕ долго оттачивало (шлифовало, жгло и всячески мучило) мебель. Победив в номинации «Предметный дизайн» в прошлом году, они же возглавили ее и в этом – с двумя объектами, из которых экспертов особенно порадовал стол, чьими ножками служат стеклоблоки.
zooming
ANTONHOUSE. Архитектурно-производственная лаборатория ARCHPOLE. Фотография © Михаил Нефедов, Анна Сажинова

Казалось бы, куда более традиционный, чем ANTONHOUSE, дом построил другой дебютант премии – Денис Таран. Однако необычно острый угол наклона кровли вкупе с миниатюрными размерами делает и его домик, скорее, голландским, чем русским. На это ощущение работает и качество исполнения, которое, в частности, позволило оставить стыки поверхностей открытыми. Из той же типологии – дом в Кратово Евгения Асса, где главная архитектурная особенность дачи – терраса – возведена в культ и повторена (с вариациями) четырежды. Не менее остроумно решено и внутреннее пространство дома, с зонированием которого блестяще справляется парящая ровно посередине лестница.
Дом в Кратово. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева. Фотография © Николай Малинин

Но если этот объект свою светонаполненность деликатно, по-дачному скрывает, то дом Николая Белоусова превращен в мощный гимн свету, недаром и зовется «Ловушкой для солнца». Многолетние опыты Белоусова по соединению традиционных рубленых технологий и современной формы (подразумевающей большую площадь остекления) нашли здесь какое-то почти героическое воплощение. Не похож ни на что привычное и «Ковчег» Владимира Юзбашева, хотя автор особенности своего дома выводит как раз из национальной специфики, о чем написал даже целый манифест. «Наши дома должны быть одноэтажными, у нас же много земли». «Россия – северная страна … современный русский дизайн … близок спокойному скандинавскому дизайну. Отсюда простота этого дома». «И, наконец, Россия – страна лесов. Конечно, наши дома должны быть деревянными. Нужно продолжать великую традицию деревянного зодчества, насыщая ее новыми технологиями».
«Ловушка для солнца». Архитектурная мастерская Белоусова Н.В. Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий

И совсем уж нездешним выглядит белоснежный клубный дом Антонио Михе (бюро ТАММВИС). Как, кстати, и окружающий его ландшафт, что, впрочем, понятно, поскольку все это – территория гольф-клуба. Парящие крыши вторят рисунку окрестных холмов, а стекло и полупрозрачный экран из реек создают образ приземлившегося облака. Белое, прозрачное, перистое (оригинальные сдвоенные колонны помогают увеличить пролет), оно вбирает в себя оттенки неба в разное время суток и меняется вместе с ним.
Клубный дом Links National Golf Club. ТАММВИС Антонио Михе, Валерий Харитонов, Илья Пугаченко, Андрей Сайко, Алла Аниськова. Фотография © Андрей Сайко, Илья Пугаченко

Наконец, уже действительно в чужих краях построена автобусная остановка Александра Бродского. Австрийская земля Форальберг, и без того знаменитая своей деревянной архитектурой (как старой, так и новой), пригласила семь мировых звезд (японца Су Фуджимото, финна Сами Ринталу и др.) построить по остановке. В грязь лицом не ударил никто, и деревенька Крумбах с населением в тысячу человек теперь абсолютно счастливая деревня.

Гораздо более драматично строилась автобусная же остановка «Драмтеатр» в Вологде. Сначала молодые местные архитекторы (они были в числе тех, кто «активировал» город три года назад) провели широкомасштабное социологическое исследование. Вологодчане желали, чтоб не дуло и не капало, чтобы стекла не бились и объявления не клеились. И еще света, чтобы читать. В общем, техзадание тянуло на полноценный ТПУ… Реализация многое изменила, тем не менее, остановка оказалась на редкость вандалоустойчивой (что городские власти считают главным успехом) и следующая должна появиться в Вельске. Но если элегантная «табуретка» Бродского числится «Общественным сооружением», ибо стоит почти в чистом поле, то эта остановка – в номинации «Дизайн городской среды», потому что вся она «про» Вологду, про ее дерево и ее модернизм (образцом которого и является драмтеатр).
Остановка «Драмтеатр». Проектная группа 8. Фотография © Дмитрий Смирнов и др.

В ту же эпоху глядит ребристый-модернистый павильон Федора Дубинникова на «Стрелке». Несущие конструкции определяют образ постройки – аскетичный, резкий, шероховатый, что вполне созвучно духу 1970-х, предпочетших подвигам повседневность. А павильон как раз и был «футляром» для экспозиции работ студентов «Стрелки» на тему «Повседневность». Другая выставка – «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке» – стала объектом конкурса уже не как оболочка, а как содержимое. Памятники конструктивизма, окружающие новый Центр авангарда, были представлены здесь в виде фанерных моделей-метафор (служивших заодно и выставочными стендами). Дом-коммуну Ивана Николаева логично изображал стеллаж, школу на Хавской улице – стенд с круглыми, как и на школе, окнами, Даниловский Мосторг – дуга выгородки, а крематорий символизировал фанерный куб, обхвативший несущую колонну. Все это было остроумно (дизайн Ксении Яньковой) и познавательно (куратор выставки – Александра Селиванова).
Экспозиция «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке». k-мастерская Ксения Янькова, Ксения Бессараб, Алиса Фоменкова. Куратор: Александра Селиванова. Фотография © Ксения Янькова

Почти также, одним росчерком двутавровой балки решена беседка Максима Долгова, магически (как всегда, впрочем) снятая Юрием Пальминым. Сильный ход – и в доме«Сказка» Дмитрия Михейкина, который конкурирует с беседкой в номинации «Малый объект». Дом удивляет немасштабными французскими окнами, властно проросшими сквозь его тело, и создавшими в результате весьма оригинальный образ. А лихая банька Олега Волкова представляет целый «поселок архитекторов» в деревне Клюшниково: сами себе построили, сами тут и живут. Что есть достойный ответ на визг тормозов эпохи: уходят в себя и сообществами выживают. Другой поселок, уже в Тверской области, знаменит высочайшим качеством архитектуры, которую проектируют всего два автора – Алексей Розенберг и Петр Костелов. Один их дом в ривер-клабе «Конаково» уже брал АРХИWOOD в 2012 году, теперь в борьбу вступает не менее элегантный «Дом-депо». Соперничать при этом авторы будут сами с собою: в той же номинации «Дерево в отделке» есть еще один их объект – невыносимо прекрасный дом в деревне Духанино, где любимая Розенбергом тема «вибрации» доведена до звона с помощью двухслойного фасада – металлического и деревянного.
«Сказка» [баня&гостевой дом]. Проектное бюро НЛО, Дмитрий Михейкин. Фотография © Дмитрий Михейкин

В еще более неловком положении оказался каретник в музее «Усадьба Брянчаниновых», оставшийся в номинации «Реставрация» в не слишком гордом одиночестве. Изначально с ним соседствовал амбар вепсов в карельском селе Шелтозеро – вещь, тематически вроде бы проходящая по ведомству реставрационных работ. Но на самом деле это абсолютный новодел – мастерский, профессиональный, сделанный теми же инструментами и по тем же технологиям, по которым те же люди («Этноархитектура») реставрируют старое. Тем не менее, чтобы избежать укоренившейся при Лужкове порочной двусмысленности, когда словом «реставрация» именовали все что угодно, включая «полный снос с воссозданием», было решено перенести амбар в номинацию «Малый объект».
zooming
Номинация «Реставрация» (приз 2015 года решено не вручать). Каретник в музее «Усадьба Брянчаниновых». «Электра». Константин Смирнов. Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Покровское. Фотография © ООО «Электра», А. Антонов
zooming
Номинация «Малый объект». Амбар вепсов. «Этноархитектура». Ирина Гришина, Александр Косенков, Алексей Борисов, Антон Мальцев. Республика Карелия, Прионежский район, село Шелтозеро. Фотография © Антон Мальцев

Каретник, грамотно отреставрированный фирмой «Электра», находится на Вологодчине, а самой разнообразной по части географии стала номинация «Арт-объект». В ней представлены лоси, балаган, кулич, таблоид и зиккурат – из Красноярска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томской и Калужской областей. От последней выступает, естественно, самая знаменитая деревня современной России – Никола-Ленивец, а возвели в ней «Ленивый зиккурат» Владимир Кузьмин и Николай Калошин. Срубленный «в реж», то есть с просветом между бревнами, как делались древнерусские звонницы (объекты, не предполагавшие долговременного пребывания человека), он как бы перепрыгивает века, за которые те звонницы приходили в живописное состояние, и демонстрирует это качество с ходу. При этом «Зиккурат» срублен из леса, не годного к строительству, что особенно cool, ибо даже не recycle, а substandardmaterials.

А новосибирец Андрей Чернов строит и вовсе из топляка, парадоксально сочетая простоту (даже убогость) стройматериала с пафосом замысла: на этот раз главной площадкой фестиваля «ЕЛКИ ПАЛКИ» стал «Малый театр БАЛАГАН». Столь же впечатляющий разрыв между возможностями и результатом – в «Доме-куличе» другого сибиряка, Ивана Дыркина. За три месяца (и почти три копейки) сооружен оригинальный объект, в котором любимые автором темы Бакминстера Фуллера реализуются хозспособом, но на редкость вдохновенно. На новый уровень поднимают вопрос о мимолетном отдыхе красноярские скамеечки «Лоси плывут» и неожиданной стороной оборачиваются стены нижегородского «Таблоида» – заброшенного гаража, ставшего интерактивной панелью для общения с миром.
Архитектурно-строительный перфоманс «Дом-кулич». Артель куполостроителей под руководством И. Дыркина, Томская область. Фотография © Иван Дыркин

Эхом ушедшей эпохи глядит мост над «самым большим катком страны» – на московской ВДНХ. Эффектный его облик в виде переливающихся волн света, навеянный, как уверяют авторы (АИ-студия), арктическими пейзажами и северным сиянием, изумительно рифмуется с «облегченным сталинизмом» ВДНХ. Правда, этот извод стиля еще называют «курортным», так что все вместе начинает казаться каким-то сюрреалистическим пейзажем в духе Владимира Сорокина: «Каток в Магадане. Северное сияние. 1940 год».
Пешеходный мост на территории ВДНХ. АИ-студия Василий Сошников, Иван Колманок, Алёна Бусыгина, Александр Соловцов (конструктор). Фотография © Дмитрий Чебаненко

Можно было бы сказать, что он продолжает тему деревянных мостов, столь ярко начатую мостом в Парке Горького, если бы он не закрывал её. А вместе с нею – и целую эпоху надежд и обновлений, в которой городская деревянная архитектура сыграла немаловажную роль. Парк Горького и «Музеон», сад Баумана и Перово, Сокольники и Садовники – обновлению этих парков неизменно сопутствовали стильные объекты из дерева. А теперь оно снова возвращается на свое привычное место – в леса и поля.

Шорт-лист 2015 года опубликован на сайте премии, а все 38 работ будут представлены в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва». На месте и генеральный партнер и организатор премии – компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA). Победителей определят народное голосование (оно начнется 18 мая) и профессиональное жюри. В этом году в него вошли главный редактор интернет-журнала «Э.К.А.» Лариса Копылова, четырехкратный лауреат премии АРХИWOOD Иван Овчинников, прошлогодний победитель премии в главной номинации Сергей Колчин, вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов, главный архитектор фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества» Александр Никитин, руководитель бюро WOWHAUS Олег Шапиро и чешский мастер деревянной архитектуры Мартин Райниш.

Торжественная церемония награждения победителей состоится 29 мая в 19:30 в конференц-зале ЦДХ.

12 Мая 2015

Похожие статьи
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Ещё пока не терема
Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. О самых интересных объектах рассказывает куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.