Ещё пока не терема

Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. О самых интересных объектах рассказывает куратор премии Николай Малинин.

mainImg
Архитектор:
Алексей Розенберг
Проект:
Дом в Духанино
Россия, дер. Духанино

Авторский коллектив:
А.Розенберг, П.Костелов

2015
Ожидать, что изменившийся курс эпохи принесет ворох наличников, было бы, конечно, нелепо, но определенные беспокойства о том, как скажется кризис на формировании премии, у нас были. Однако лонг-лист собрал рекордное количество работ – 176.Тогда как в прошлом году их было 167, а в первый год премии, в 2010-м – 145. Хочется, конечно, думать, что в ситуации сгущающегося мрака сердцам людей особенно любезны проекты с доброй репутацией, не деградировавшие за последний год ни в какую сторону и тем дающие какие-то надежды (или иллюзии). Но на самом деле последствия кризиса просто ещё до нас не докатились: премию определяют стройки прошлого года. А по-настоящему показательным будет год следующий.
Дом в Духанино. Алексей Розенберг при участии Петра Костелова
Фотография © Константин Дубовец

Пока же можно простодушно праздновать успех, который прекрасен не только числом, но и качеством. Среди номинантов на премию – легендарные «бумажники» (Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Андрей Чернов), мэтры деревянной архитектуры (Николай Белоусов, Алексей Розенберг, Петр Костелов, Роман Леонидов) и просто звезды – такие, как Евгений Асс. Но ничуть не меньше радует появление новых имен – а в этом году в шорт-листе 15 дебютантов, больше трети! Впервые участвуют в премии самарские асы Валентин Пастушенко и Виталий Самогоров: их шикарная вилла выглядит возмутительно европейской и модернистской в контексте нынешней ретрорусификации. Впрочем, авторов немного извиняет деревянная обшивка, которая сообщает дому рустический шарм.

Опирается на традиции авангарда и дом новичка премии Татьяны Белобородько: крепко сбитый из кубиков в динамичную объемно-пространственную композицию, он умиляет также озелененными кровлями. Растворяется в природе и стеклянно-деревянный слиток Сергея Наседкина, возведенный за три месяца благодаря промышленным методам проектирования и строительства, нечастым в сфере частного жилья (все размеры дома кратны размерам клееных панелей).Столь же современен, но куда более агрессивен ANTONHOUSE бюро АРХПОЛЕ: серый и жесткий снаружи он, впрочем, становится белым и пушистым внутри, чему способствует отменного качества деталировка. Что тоже объяснимо: прежде чем взяться за дома, АРХПОЛЕ долго оттачивало (шлифовало, жгло и всячески мучило) мебель. Победив в номинации «Предметный дизайн» в прошлом году, они же возглавили ее и в этом – с двумя объектами, из которых экспертов особенно порадовал стол, чьими ножками служат стеклоблоки.
zooming
ANTONHOUSE. Архитектурно-производственная лаборатория ARCHPOLE. Фотография © Михаил Нефедов, Анна Сажинова

Казалось бы, куда более традиционный, чем ANTONHOUSE, дом построил другой дебютант премии – Денис Таран. Однако необычно острый угол наклона кровли вкупе с миниатюрными размерами делает и его домик, скорее, голландским, чем русским. На это ощущение работает и качество исполнения, которое, в частности, позволило оставить стыки поверхностей открытыми. Из той же типологии – дом в Кратово Евгения Асса, где главная архитектурная особенность дачи – терраса – возведена в культ и повторена (с вариациями) четырежды. Не менее остроумно решено и внутреннее пространство дома, с зонированием которого блестяще справляется парящая ровно посередине лестница.
Дом в Кратово. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева. Фотография © Николай Малинин

Но если этот объект свою светонаполненность деликатно, по-дачному скрывает, то дом Николая Белоусова превращен в мощный гимн свету, недаром и зовется «Ловушкой для солнца». Многолетние опыты Белоусова по соединению традиционных рубленых технологий и современной формы (подразумевающей большую площадь остекления) нашли здесь какое-то почти героическое воплощение. Не похож ни на что привычное и «Ковчег» Владимира Юзбашева, хотя автор особенности своего дома выводит как раз из национальной специфики, о чем написал даже целый манифест. «Наши дома должны быть одноэтажными, у нас же много земли». «Россия – северная страна … современный русский дизайн … близок спокойному скандинавскому дизайну. Отсюда простота этого дома». «И, наконец, Россия – страна лесов. Конечно, наши дома должны быть деревянными. Нужно продолжать великую традицию деревянного зодчества, насыщая ее новыми технологиями».
«Ловушка для солнца». Архитектурная мастерская Белоусова Н.В. Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий

И совсем уж нездешним выглядит белоснежный клубный дом Антонио Михе (бюро ТАММВИС). Как, кстати, и окружающий его ландшафт, что, впрочем, понятно, поскольку все это – территория гольф-клуба. Парящие крыши вторят рисунку окрестных холмов, а стекло и полупрозрачный экран из реек создают образ приземлившегося облака. Белое, прозрачное, перистое (оригинальные сдвоенные колонны помогают увеличить пролет), оно вбирает в себя оттенки неба в разное время суток и меняется вместе с ним.
Клубный дом Links National Golf Club. ТАММВИС Антонио Михе, Валерий Харитонов, Илья Пугаченко, Андрей Сайко, Алла Аниськова. Фотография © Андрей Сайко, Илья Пугаченко

Наконец, уже действительно в чужих краях построена автобусная остановка Александра Бродского. Австрийская земля Форальберг, и без того знаменитая своей деревянной архитектурой (как старой, так и новой), пригласила семь мировых звезд (японца Су Фуджимото, финна Сами Ринталу и др.) построить по остановке. В грязь лицом не ударил никто, и деревенька Крумбах с населением в тысячу человек теперь абсолютно счастливая деревня.

Гораздо более драматично строилась автобусная же остановка «Драмтеатр» в Вологде. Сначала молодые местные архитекторы (они были в числе тех, кто «активировал» город три года назад) провели широкомасштабное социологическое исследование. Вологодчане желали, чтоб не дуло и не капало, чтобы стекла не бились и объявления не клеились. И еще света, чтобы читать. В общем, техзадание тянуло на полноценный ТПУ… Реализация многое изменила, тем не менее, остановка оказалась на редкость вандалоустойчивой (что городские власти считают главным успехом) и следующая должна появиться в Вельске. Но если элегантная «табуретка» Бродского числится «Общественным сооружением», ибо стоит почти в чистом поле, то эта остановка – в номинации «Дизайн городской среды», потому что вся она «про» Вологду, про ее дерево и ее модернизм (образцом которого и является драмтеатр).
Остановка «Драмтеатр». Проектная группа 8. Фотография © Дмитрий Смирнов и др.

В ту же эпоху глядит ребристый-модернистый павильон Федора Дубинникова на «Стрелке». Несущие конструкции определяют образ постройки – аскетичный, резкий, шероховатый, что вполне созвучно духу 1970-х, предпочетших подвигам повседневность. А павильон как раз и был «футляром» для экспозиции работ студентов «Стрелки» на тему «Повседневность». Другая выставка – «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке» – стала объектом конкурса уже не как оболочка, а как содержимое. Памятники конструктивизма, окружающие новый Центр авангарда, были представлены здесь в виде фанерных моделей-метафор (служивших заодно и выставочными стендами). Дом-коммуну Ивана Николаева логично изображал стеллаж, школу на Хавской улице – стенд с круглыми, как и на школе, окнами, Даниловский Мосторг – дуга выгородки, а крематорий символизировал фанерный куб, обхвативший несущую колонну. Все это было остроумно (дизайн Ксении Яньковой) и познавательно (куратор выставки – Александра Селиванова).
Экспозиция «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке». k-мастерская Ксения Янькова, Ксения Бессараб, Алиса Фоменкова. Куратор: Александра Селиванова. Фотография © Ксения Янькова

Почти также, одним росчерком двутавровой балки решена беседка Максима Долгова, магически (как всегда, впрочем) снятая Юрием Пальминым. Сильный ход – и в доме«Сказка» Дмитрия Михейкина, который конкурирует с беседкой в номинации «Малый объект». Дом удивляет немасштабными французскими окнами, властно проросшими сквозь его тело, и создавшими в результате весьма оригинальный образ. А лихая банька Олега Волкова представляет целый «поселок архитекторов» в деревне Клюшниково: сами себе построили, сами тут и живут. Что есть достойный ответ на визг тормозов эпохи: уходят в себя и сообществами выживают. Другой поселок, уже в Тверской области, знаменит высочайшим качеством архитектуры, которую проектируют всего два автора – Алексей Розенберг и Петр Костелов. Один их дом в ривер-клабе «Конаково» уже брал АРХИWOOD в 2012 году, теперь в борьбу вступает не менее элегантный «Дом-депо». Соперничать при этом авторы будут сами с собою: в той же номинации «Дерево в отделке» есть еще один их объект – невыносимо прекрасный дом в деревне Духанино, где любимая Розенбергом тема «вибрации» доведена до звона с помощью двухслойного фасада – металлического и деревянного.
«Сказка» [баня&гостевой дом]. Проектное бюро НЛО, Дмитрий Михейкин. Фотография © Дмитрий Михейкин

В еще более неловком положении оказался каретник в музее «Усадьба Брянчаниновых», оставшийся в номинации «Реставрация» в не слишком гордом одиночестве. Изначально с ним соседствовал амбар вепсов в карельском селе Шелтозеро – вещь, тематически вроде бы проходящая по ведомству реставрационных работ. Но на самом деле это абсолютный новодел – мастерский, профессиональный, сделанный теми же инструментами и по тем же технологиям, по которым те же люди («Этноархитектура») реставрируют старое. Тем не менее, чтобы избежать укоренившейся при Лужкове порочной двусмысленности, когда словом «реставрация» именовали все что угодно, включая «полный снос с воссозданием», было решено перенести амбар в номинацию «Малый объект».
zooming
Номинация «Реставрация» (приз 2015 года решено не вручать). Каретник в музее «Усадьба Брянчаниновых». «Электра». Константин Смирнов. Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Покровское. Фотография © ООО «Электра», А. Антонов
zooming
Номинация «Малый объект». Амбар вепсов. «Этноархитектура». Ирина Гришина, Александр Косенков, Алексей Борисов, Антон Мальцев. Республика Карелия, Прионежский район, село Шелтозеро. Фотография © Антон Мальцев

Каретник, грамотно отреставрированный фирмой «Электра», находится на Вологодчине, а самой разнообразной по части географии стала номинация «Арт-объект». В ней представлены лоси, балаган, кулич, таблоид и зиккурат – из Красноярска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томской и Калужской областей. От последней выступает, естественно, самая знаменитая деревня современной России – Никола-Ленивец, а возвели в ней «Ленивый зиккурат» Владимир Кузьмин и Николай Калошин. Срубленный «в реж», то есть с просветом между бревнами, как делались древнерусские звонницы (объекты, не предполагавшие долговременного пребывания человека), он как бы перепрыгивает века, за которые те звонницы приходили в живописное состояние, и демонстрирует это качество с ходу. При этом «Зиккурат» срублен из леса, не годного к строительству, что особенно cool, ибо даже не recycle, а substandardmaterials.

А новосибирец Андрей Чернов строит и вовсе из топляка, парадоксально сочетая простоту (даже убогость) стройматериала с пафосом замысла: на этот раз главной площадкой фестиваля «ЕЛКИ ПАЛКИ» стал «Малый театр БАЛАГАН». Столь же впечатляющий разрыв между возможностями и результатом – в «Доме-куличе» другого сибиряка, Ивана Дыркина. За три месяца (и почти три копейки) сооружен оригинальный объект, в котором любимые автором темы Бакминстера Фуллера реализуются хозспособом, но на редкость вдохновенно. На новый уровень поднимают вопрос о мимолетном отдыхе красноярские скамеечки «Лоси плывут» и неожиданной стороной оборачиваются стены нижегородского «Таблоида» – заброшенного гаража, ставшего интерактивной панелью для общения с миром.
Архитектурно-строительный перфоманс «Дом-кулич». Артель куполостроителей под руководством И. Дыркина, Томская область. Фотография © Иван Дыркин

Эхом ушедшей эпохи глядит мост над «самым большим катком страны» – на московской ВДНХ. Эффектный его облик в виде переливающихся волн света, навеянный, как уверяют авторы (АИ-студия), арктическими пейзажами и северным сиянием, изумительно рифмуется с «облегченным сталинизмом» ВДНХ. Правда, этот извод стиля еще называют «курортным», так что все вместе начинает казаться каким-то сюрреалистическим пейзажем в духе Владимира Сорокина: «Каток в Магадане. Северное сияние. 1940 год».
Пешеходный мост на территории ВДНХ. АИ-студия Василий Сошников, Иван Колманок, Алёна Бусыгина, Александр Соловцов (конструктор). Фотография © Дмитрий Чебаненко

Можно было бы сказать, что он продолжает тему деревянных мостов, столь ярко начатую мостом в Парке Горького, если бы он не закрывал её. А вместе с нею – и целую эпоху надежд и обновлений, в которой городская деревянная архитектура сыграла немаловажную роль. Парк Горького и «Музеон», сад Баумана и Перово, Сокольники и Садовники – обновлению этих парков неизменно сопутствовали стильные объекты из дерева. А теперь оно снова возвращается на свое привычное место – в леса и поля.

Шорт-лист 2015 года опубликован на сайте премии, а все 38 работ будут представлены в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва». На месте и генеральный партнер и организатор премии – компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA). Победителей определят народное голосование (оно начнется 18 мая) и профессиональное жюри. В этом году в него вошли главный редактор интернет-журнала «Э.К.А.» Лариса Копылова, четырехкратный лауреат премии АРХИWOOD Иван Овчинников, прошлогодний победитель премии в главной номинации Сергей Колчин, вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов, главный архитектор фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества» Александр Никитин, руководитель бюро WOWHAUS Олег Шапиро и чешский мастер деревянной архитектуры Мартин Райниш.

Торжественная церемония награждения победителей состоится 29 мая в 19:30 в конференц-зале ЦДХ.
Архитектор:
Алексей Розенберг
Проект:
Дом в Духанино
Россия, дер. Духанино

Авторский коллектив:
А.Розенберг, П.Костелов

2015

12 Мая 2015

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Ещё пока не терема
Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. О самых интересных объектах рассказывает куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».