Ещё пока не терема

Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. О самых интересных объектах рассказывает куратор премии Николай Малинин.

mainImg
Архитектор:
Алексей Розенберг
Проект:
Дом в Духанино
Россия, дер. Духанино

Авторский коллектив:
А.Розенберг, П.Костелов

2015
Ожидать, что изменившийся курс эпохи принесет ворох наличников, было бы, конечно, нелепо, но определенные беспокойства о том, как скажется кризис на формировании премии, у нас были. Однако лонг-лист собрал рекордное количество работ – 176.Тогда как в прошлом году их было 167, а в первый год премии, в 2010-м – 145. Хочется, конечно, думать, что в ситуации сгущающегося мрака сердцам людей особенно любезны проекты с доброй репутацией, не деградировавшие за последний год ни в какую сторону и тем дающие какие-то надежды (или иллюзии). Но на самом деле последствия кризиса просто ещё до нас не докатились: премию определяют стройки прошлого года. А по-настоящему показательным будет год следующий.
Дом в Духанино. Алексей Розенберг при участии Петра Костелова
Фотография © Константин Дубовец

Пока же можно простодушно праздновать успех, который прекрасен не только числом, но и качеством. Среди номинантов на премию – легендарные «бумажники» (Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Андрей Чернов), мэтры деревянной архитектуры (Николай Белоусов, Алексей Розенберг, Петр Костелов, Роман Леонидов) и просто звезды – такие, как Евгений Асс. Но ничуть не меньше радует появление новых имен – а в этом году в шорт-листе 15 дебютантов, больше трети! Впервые участвуют в премии самарские асы Валентин Пастушенко и Виталий Самогоров: их шикарная вилла выглядит возмутительно европейской и модернистской в контексте нынешней ретрорусификации. Впрочем, авторов немного извиняет деревянная обшивка, которая сообщает дому рустический шарм.

Опирается на традиции авангарда и дом новичка премии Татьяны Белобородько: крепко сбитый из кубиков в динамичную объемно-пространственную композицию, он умиляет также озелененными кровлями. Растворяется в природе и стеклянно-деревянный слиток Сергея Наседкина, возведенный за три месяца благодаря промышленным методам проектирования и строительства, нечастым в сфере частного жилья (все размеры дома кратны размерам клееных панелей).Столь же современен, но куда более агрессивен ANTONHOUSE бюро АРХПОЛЕ: серый и жесткий снаружи он, впрочем, становится белым и пушистым внутри, чему способствует отменного качества деталировка. Что тоже объяснимо: прежде чем взяться за дома, АРХПОЛЕ долго оттачивало (шлифовало, жгло и всячески мучило) мебель. Победив в номинации «Предметный дизайн» в прошлом году, они же возглавили ее и в этом – с двумя объектами, из которых экспертов особенно порадовал стол, чьими ножками служат стеклоблоки.
zooming
ANTONHOUSE. Архитектурно-производственная лаборатория ARCHPOLE. Фотография © Михаил Нефедов, Анна Сажинова

Казалось бы, куда более традиционный, чем ANTONHOUSE, дом построил другой дебютант премии – Денис Таран. Однако необычно острый угол наклона кровли вкупе с миниатюрными размерами делает и его домик, скорее, голландским, чем русским. На это ощущение работает и качество исполнения, которое, в частности, позволило оставить стыки поверхностей открытыми. Из той же типологии – дом в Кратово Евгения Асса, где главная архитектурная особенность дачи – терраса – возведена в культ и повторена (с вариациями) четырежды. Не менее остроумно решено и внутреннее пространство дома, с зонированием которого блестяще справляется парящая ровно посередине лестница.
Дом в Кратово. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева. Фотография © Николай Малинин

Но если этот объект свою светонаполненность деликатно, по-дачному скрывает, то дом Николая Белоусова превращен в мощный гимн свету, недаром и зовется «Ловушкой для солнца». Многолетние опыты Белоусова по соединению традиционных рубленых технологий и современной формы (подразумевающей большую площадь остекления) нашли здесь какое-то почти героическое воплощение. Не похож ни на что привычное и «Ковчег» Владимира Юзбашева, хотя автор особенности своего дома выводит как раз из национальной специфики, о чем написал даже целый манифест. «Наши дома должны быть одноэтажными, у нас же много земли». «Россия – северная страна … современный русский дизайн … близок спокойному скандинавскому дизайну. Отсюда простота этого дома». «И, наконец, Россия – страна лесов. Конечно, наши дома должны быть деревянными. Нужно продолжать великую традицию деревянного зодчества, насыщая ее новыми технологиями».
«Ловушка для солнца». Архитектурная мастерская Белоусова Н.В. Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий

И совсем уж нездешним выглядит белоснежный клубный дом Антонио Михе (бюро ТАММВИС). Как, кстати, и окружающий его ландшафт, что, впрочем, понятно, поскольку все это – территория гольф-клуба. Парящие крыши вторят рисунку окрестных холмов, а стекло и полупрозрачный экран из реек создают образ приземлившегося облака. Белое, прозрачное, перистое (оригинальные сдвоенные колонны помогают увеличить пролет), оно вбирает в себя оттенки неба в разное время суток и меняется вместе с ним.
Клубный дом Links National Golf Club. ТАММВИС Антонио Михе, Валерий Харитонов, Илья Пугаченко, Андрей Сайко, Алла Аниськова. Фотография © Андрей Сайко, Илья Пугаченко

Наконец, уже действительно в чужих краях построена автобусная остановка Александра Бродского. Австрийская земля Форальберг, и без того знаменитая своей деревянной архитектурой (как старой, так и новой), пригласила семь мировых звезд (японца Су Фуджимото, финна Сами Ринталу и др.) построить по остановке. В грязь лицом не ударил никто, и деревенька Крумбах с населением в тысячу человек теперь абсолютно счастливая деревня.

Гораздо более драматично строилась автобусная же остановка «Драмтеатр» в Вологде. Сначала молодые местные архитекторы (они были в числе тех, кто «активировал» город три года назад) провели широкомасштабное социологическое исследование. Вологодчане желали, чтоб не дуло и не капало, чтобы стекла не бились и объявления не клеились. И еще света, чтобы читать. В общем, техзадание тянуло на полноценный ТПУ… Реализация многое изменила, тем не менее, остановка оказалась на редкость вандалоустойчивой (что городские власти считают главным успехом) и следующая должна появиться в Вельске. Но если элегантная «табуретка» Бродского числится «Общественным сооружением», ибо стоит почти в чистом поле, то эта остановка – в номинации «Дизайн городской среды», потому что вся она «про» Вологду, про ее дерево и ее модернизм (образцом которого и является драмтеатр).
Остановка «Драмтеатр». Проектная группа 8. Фотография © Дмитрий Смирнов и др.

В ту же эпоху глядит ребристый-модернистый павильон Федора Дубинникова на «Стрелке». Несущие конструкции определяют образ постройки – аскетичный, резкий, шероховатый, что вполне созвучно духу 1970-х, предпочетших подвигам повседневность. А павильон как раз и был «футляром» для экспозиции работ студентов «Стрелки» на тему «Повседневность». Другая выставка – «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке» – стала объектом конкурса уже не как оболочка, а как содержимое. Памятники конструктивизма, окружающие новый Центр авангарда, были представлены здесь в виде фанерных моделей-метафор (служивших заодно и выставочными стендами). Дом-коммуну Ивана Николаева логично изображал стеллаж, школу на Хавской улице – стенд с круглыми, как и на школе, окнами, Даниловский Мосторг – дуга выгородки, а крематорий символизировал фанерный куб, обхвативший несущую колонну. Все это было остроумно (дизайн Ксении Яньковой) и познавательно (куратор выставки – Александра Селиванова).
Экспозиция «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке». k-мастерская Ксения Янькова, Ксения Бессараб, Алиса Фоменкова. Куратор: Александра Селиванова. Фотография © Ксения Янькова

Почти также, одним росчерком двутавровой балки решена беседка Максима Долгова, магически (как всегда, впрочем) снятая Юрием Пальминым. Сильный ход – и в доме«Сказка» Дмитрия Михейкина, который конкурирует с беседкой в номинации «Малый объект». Дом удивляет немасштабными французскими окнами, властно проросшими сквозь его тело, и создавшими в результате весьма оригинальный образ. А лихая банька Олега Волкова представляет целый «поселок архитекторов» в деревне Клюшниково: сами себе построили, сами тут и живут. Что есть достойный ответ на визг тормозов эпохи: уходят в себя и сообществами выживают. Другой поселок, уже в Тверской области, знаменит высочайшим качеством архитектуры, которую проектируют всего два автора – Алексей Розенберг и Петр Костелов. Один их дом в ривер-клабе «Конаково» уже брал АРХИWOOD в 2012 году, теперь в борьбу вступает не менее элегантный «Дом-депо». Соперничать при этом авторы будут сами с собою: в той же номинации «Дерево в отделке» есть еще один их объект – невыносимо прекрасный дом в деревне Духанино, где любимая Розенбергом тема «вибрации» доведена до звона с помощью двухслойного фасада – металлического и деревянного.
«Сказка» [баня&гостевой дом]. Проектное бюро НЛО, Дмитрий Михейкин. Фотография © Дмитрий Михейкин

В еще более неловком положении оказался каретник в музее «Усадьба Брянчаниновых», оставшийся в номинации «Реставрация» в не слишком гордом одиночестве. Изначально с ним соседствовал амбар вепсов в карельском селе Шелтозеро – вещь, тематически вроде бы проходящая по ведомству реставрационных работ. Но на самом деле это абсолютный новодел – мастерский, профессиональный, сделанный теми же инструментами и по тем же технологиям, по которым те же люди («Этноархитектура») реставрируют старое. Тем не менее, чтобы избежать укоренившейся при Лужкове порочной двусмысленности, когда словом «реставрация» именовали все что угодно, включая «полный снос с воссозданием», было решено перенести амбар в номинацию «Малый объект».
zooming
Номинация «Реставрация» (приз 2015 года решено не вручать). Каретник в музее «Усадьба Брянчаниновых». «Электра». Константин Смирнов. Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Покровское. Фотография © ООО «Электра», А. Антонов
zooming
Номинация «Малый объект». Амбар вепсов. «Этноархитектура». Ирина Гришина, Александр Косенков, Алексей Борисов, Антон Мальцев. Республика Карелия, Прионежский район, село Шелтозеро. Фотография © Антон Мальцев

Каретник, грамотно отреставрированный фирмой «Электра», находится на Вологодчине, а самой разнообразной по части географии стала номинация «Арт-объект». В ней представлены лоси, балаган, кулич, таблоид и зиккурат – из Красноярска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томской и Калужской областей. От последней выступает, естественно, самая знаменитая деревня современной России – Никола-Ленивец, а возвели в ней «Ленивый зиккурат» Владимир Кузьмин и Николай Калошин. Срубленный «в реж», то есть с просветом между бревнами, как делались древнерусские звонницы (объекты, не предполагавшие долговременного пребывания человека), он как бы перепрыгивает века, за которые те звонницы приходили в живописное состояние, и демонстрирует это качество с ходу. При этом «Зиккурат» срублен из леса, не годного к строительству, что особенно cool, ибо даже не recycle, а substandardmaterials.

А новосибирец Андрей Чернов строит и вовсе из топляка, парадоксально сочетая простоту (даже убогость) стройматериала с пафосом замысла: на этот раз главной площадкой фестиваля «ЕЛКИ ПАЛКИ» стал «Малый театр БАЛАГАН». Столь же впечатляющий разрыв между возможностями и результатом – в «Доме-куличе» другого сибиряка, Ивана Дыркина. За три месяца (и почти три копейки) сооружен оригинальный объект, в котором любимые автором темы Бакминстера Фуллера реализуются хозспособом, но на редкость вдохновенно. На новый уровень поднимают вопрос о мимолетном отдыхе красноярские скамеечки «Лоси плывут» и неожиданной стороной оборачиваются стены нижегородского «Таблоида» – заброшенного гаража, ставшего интерактивной панелью для общения с миром.
Архитектурно-строительный перфоманс «Дом-кулич». Артель куполостроителей под руководством И. Дыркина, Томская область. Фотография © Иван Дыркин

Эхом ушедшей эпохи глядит мост над «самым большим катком страны» – на московской ВДНХ. Эффектный его облик в виде переливающихся волн света, навеянный, как уверяют авторы (АИ-студия), арктическими пейзажами и северным сиянием, изумительно рифмуется с «облегченным сталинизмом» ВДНХ. Правда, этот извод стиля еще называют «курортным», так что все вместе начинает казаться каким-то сюрреалистическим пейзажем в духе Владимира Сорокина: «Каток в Магадане. Северное сияние. 1940 год».
Пешеходный мост на территории ВДНХ. АИ-студия Василий Сошников, Иван Колманок, Алёна Бусыгина, Александр Соловцов (конструктор). Фотография © Дмитрий Чебаненко

Можно было бы сказать, что он продолжает тему деревянных мостов, столь ярко начатую мостом в Парке Горького, если бы он не закрывал её. А вместе с нею – и целую эпоху надежд и обновлений, в которой городская деревянная архитектура сыграла немаловажную роль. Парк Горького и «Музеон», сад Баумана и Перово, Сокольники и Садовники – обновлению этих парков неизменно сопутствовали стильные объекты из дерева. А теперь оно снова возвращается на свое привычное место – в леса и поля.

Шорт-лист 2015 года опубликован на сайте премии, а все 38 работ будут представлены в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва». На месте и генеральный партнер и организатор премии – компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA). Победителей определят народное голосование (оно начнется 18 мая) и профессиональное жюри. В этом году в него вошли главный редактор интернет-журнала «Э.К.А.» Лариса Копылова, четырехкратный лауреат премии АРХИWOOD Иван Овчинников, прошлогодний победитель премии в главной номинации Сергей Колчин, вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов, главный архитектор фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества» Александр Никитин, руководитель бюро WOWHAUS Олег Шапиро и чешский мастер деревянной архитектуры Мартин Райниш.

Торжественная церемония награждения победителей состоится 29 мая в 19:30 в конференц-зале ЦДХ.
Архитектор:
Алексей Розенберг
Проект:
Дом в Духанино
Россия, дер. Духанино

Авторский коллектив:
А.Розенберг, П.Костелов

2015

12 Мая 2015

Похожие статьи
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Ещё пока не терема
Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. О самых интересных объектах рассказывает куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: как и в прошлом году, отмечено семь проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.