Культурно-деловой центр «Хрустальный остров» должен расположиться в восточной части Нагатинской поймы, на окруженном водой открытом природном пространстве, недалеко от проспекта Андропова. Это сооружение инопланетного вида – широкая база в виде «перевернутого цветка» с 12 лепестками, диаметром около 400 м, вверху плавно переходящая в шпиль, плетение металлических конструкций в верхней части которого уподоблено Шуховской башне. Все вместе больше всего напоминает стеклянно-металлический шатер, натянутый на единственную гигантскую опору в центре – неудивительно, что первоначально проект предлагался Китаю и Казахстану – «степные» ассоциации здесь очевидны. Собственно, в Астане похожий проект носит название «развлекательный центр Ханские шатры»… Лорд Фостер, по-видимому, решил проявить забытую золотоордынскую суть российских территорий, поженив эту тему с полуторавековой мечтой о хрустальном дворце. Многие в школе читали Чернышевского, которому казалось, что как только у нас появится Хрустальный дворец, который в Лондоне тогда уже был, а в России не было, так сразу все станет хорошо. Теперь, судя по всему, стараниями знаменитого английского лорда такой дворец наконец появится, да еще и в компании с исконным ханским шатром.
Высота широкой и застекленной части «шатра» - около 150 м, к ней добавляется еще 300 м металлической конструкции шпиля, который оказывается вдвое выше основания, а высота в общей сложности получается 450 м. Это в некотором роде компромисс: по абсолютным показателям здание высотное, а визуально – скорее широкое и распластанное по земле. Он был нужен для того, чтобы гигантское сооружение высотном смысле отвечало фостеровской же башне «Россия», при этом не спорило с расположенными поблизости памятниками – ансамблями Коломенского, Данилова монастыря и уже упомянутой Шуховской башней. Увеличенный «ханский шатер» своей верхушкой, таким образом, призван перекликаться с шедевром русского авангарда. До чего же неисповедимы пути культурных аналогий.
Если же не обращать внимания на запутанные ассоциации, то надо признать, что проект сложен и красив. Это очень цельная форма, цель которой, как может показаться – в том, чтобы совершить плавный переход от земли к некоторой точке вверху, причем обязательно на высоте 450 м – отчего возникает ажурная металлическая конструкция, используемая только визуально – иными словами, сделанная для красоты и подчиненная исключительно эстетике замысла. Собственно, эта непрактичная, зато хорошо проветриваемая конструкция огромного шпиля и превращает здание из распластанного шатра в высотную башню, покрытую сеткой гибких линий, рисунок которых, начинаясь с верхушки шпиля, продолжается на стеклянной поверхности «обитаемой» части, а затем распространяется по окрестному парку и виде дорожек, продолжающих все те же направления. «В ответ» природа парка проникает внутрь здания в виде многочисленных висячих садов за стеклом. Единение с природой налицо – причем не обычное, а какое-то усиленное, переходящее с банального уровня на инженерно-тектонический, если не геологический. То ли нечто металлическое решило выбраться из-под земли, поднимая за собой пласты оплавленной – стеклянной – материи, то ли невидимые силовые линии материализовались в эффектный фрактал, притянутый к той самой точке на большой высоте. Все вместе обладает чертами природной геометрии и поэтому похоже на цветок из какой-нибудь сказки типа фэнтези – который сорвали, перевернули и оставили на нужном месте, после чего он засветился, вырос до полукилометровой высоты и проник в окружающий пейзаж. И еще немного оно напоминает ядерный взрыв – гриб без шляпки. Вполне себе фантастическое явление.
Внутри будут применены вантовые конструкции, в связи с чем присутствующие вспомнили о немногочисленных, но хорошо известных мостах лорда Фостера – гигантском виадуке в Миллау и знаменитом мосте Миллениум в Лондоне. Помимо сложных инженерных приемов «Хрустальный остров» собирается активно использовать ресурсы природной среды – в числе других данных по проекту на совете была показана впечатляющая схема циркуляции тепла, света и воздуха – здание будет использовать солнечный свет, естественную вентиляцию и кислород от зимних садов. Судя по всему, перед нами – один из передовых и экологичных проектов мастерской Фостера.
Общая площадь территории, на которой разместится «Хрустальный дворец» - 90 га, 43 из них превратят в общественную, 53 – в парковую зону. Основание шатра займет всего лишь 243 кв.м. Внутри остекленная структура его этажей, смыкающихся над обширным центральным пространством стадиона-арены, напоминает мукарнасы мусульманской архитектуры, вновь напоминая о ханском шатре. Впрочем, мукарнас, декоративный мотив напоминающий приклеенную к потолку пчелиную соту – это такое атектоническое образование, которое смотрится очень органично в любом современном сооружении, претендующем на то, чтобы быть фантастичным, воспаряющим и нарушающим законы тяготения.
По периметру расположенной в центре здания арены разместятся гостиницы, общей площадью около 500 кв.м, а выше, в «стеклянных сотах», на шести ярусах по 3-4 этажа в каждом – разные учреждения культурного, офисного и магазинного назначения. Предполагается целый этаж выставочных залов и вообще заявлено, что центр будет в большей мере развлекательным и культурным, чем торгово-коммерческим. Любопытно, что больше половины общей площади сооружения занимает подземная автостоянка – ей отведено 1400 кв.м, тогда как все, что над землей, займет не более 1100 кв. м.
В целях доступности центра на проходящей рядом «зеленой» ветке метро построят еще одну станцию (которая уже была задумана ранее для технопарка «Нагатино-ЗИЛ»). Также вдоль Москва-реки проложат автомагистраль, которая будет связывать 3-е и 4-е транспортные кольца. Девелопер проекта – МДК во главе с Шалвой Чигиринским, оценивает необходимые инвестиции в $3 млрд.
Яркую и оптимистичную оценку проекту дал Александр Кудрявцев, сказав, что после первого впечатления – «что это за наряженная елка!» – постепенно приходит понимание математической логики кристалла, покрывающего здание, который устроен по принципу «сетки для яиц» - в какую сторону ее не потяни, в ту она и будет собираться. Поэтому в ответ на замечания о том, что подножие башни очень распластано и его надо бы «подсобрать», он сказал, что такую мобильную конструкцию можно двигать как угодно, логика кристалла это позволяет, и прибавил, что возможно эта башня станет символом новой Москвы.
Реакция Юрия Лужкова на этот проект Фостера была позитивной, хотя и несколько острожной. Мэр принял «Хрустальный остров», выразив при этом признательность знаменитому архитектору за то, что он предложил этот проект, который ранее понравился Астане и Китаю, именно Москве. Юрию Лужкову пришлась по душе скульптурность фостеровского объема – по его словам, она не в пример лучше «плосколобых прямоугольников многих современных архитекторов». Юрий Лужков назвал эту форму инновацией, которая может стать «если не символом города, то символом архитектуры ХХI века». Мэр однако рекомендовал «подсобрать» основу и подумать над шпилем, который не должен накладываться на исторические доминанты, а также проверить на проходимость транспортные артерии.
Сложно сказать, как это можно сделать – «собрать» нижнюю часть и одновременно сделать шпиль менее заметным; если оба пожелания будут выполнены, проект, судя по всему, ждут существенные трансформации, после которых его будет непросто узнать.
<далее на совете было рассмотрено еще 5 проектов>
1.
Экспериментально-пилотный проект переустройства воздушных высоковольтных линий в подземные кабели и последующее освоение освободившихся территорий – архитекторов ГУП «Моспроекта-4». Эксперимент будет проведен с северной части Москвы. На первую очередь заложена перекладка линий электропередач и перевод стоящих на территории гаражей в многоуровневые стоянки вдоль МКАДа. На освобожденной площади между Алтуфьевским шоссе, МКАДом и Полярным проездом предполагается построить три крупных микрорайона с высотными комплексами – до 35 этажей, в которых будет преимущественно социальное жилье для москвичей. Проект был принят как концепция.
2.
Проект транспортно-пересадочного узла в «Выхино» должен решить проблему самой напряженной точки города, которая будет еще более перегружена после прокладки здесь трассы Москва – Нижний Новгород. Предполагается сделать единый переход, поднятый над землей, ведущий от паркинга к станции метро. Авторы предложили три варианта решения терминала – простой паркинг, паркинг с «попутной» торговлей, и соединяющий еще и гостиницу. Второй вариант многим показался предпочтительней, поскольку тогда его будет строить не город, а инвестор – потому на нем и остановились.
3.
В природно-историческом парке «Москворецкий», прилагающем к району Крылатское и Москве-реке, по проекту И.Н. Ильина (НИиПИ Генплан Москвы) предполагается максимально освободить зеленую зону, в том числе и от «самостройщиков» и сделать в ней полноценную зону рекреации со спортивными сооружениями. Так, вместо картинга будет построен небольшой стадион для хоккея на траве с маленькой гостиницей для спортсменов, а рядом центр игровых видов спорта. Над очистными сооружениями предполагается сделать автостоянку, которая будет наполовину опущена в землю и сверху прикрыта зелеными холмами. Существующие сейчас горнолыжные склоны будут сохранены. Проект в целом приняли, однако Ю.М. Лужков отклонил все функции кроме спортивных, в том числе и гостиницу.
4.
Вдоль шоссе Энтузиастов из района Ивановское до станций Новогиреево, Площади Ильича и т.д. предполагается проложить первые в Москве линии скоростного трамвая по проекту Сергея Ткаченко. Линии будут состоять из «настоящего» скоростного трамвая, поднятого на эстакаду, и чуть приподнятых над дорогой путей. На данном этапе прорабатывается «экспериментальный» отрезок от МКАДа до шоссе. Общая протяженность линии всего проекта составит 11 километров и будет проходить 10 остановок. Префект восточного округа сравнил скоростной трамвай с легким метро, практика строительства которого уже известна и «которое из-за большей емкости, возможно, выгодней в строительстве». Также он отметил, что новые линии должны обязательно проходить над уже существующими трамвайными путями, чтобы уменьшить вырубку деревьев. Мэр города согласился с необходимостью разгрузки крупных жилых районов общественным транспортом, при этом предостерегая авторов от «залезания» на территорию области, чтобы «не увязнуть в согласованиях», а также рекомендовал сравнить мини-метро и скоростной трамвай – что лучше строить.
5.
В отличие от предыдущих проектов последним был рассмотрен проект достаточно традиционного здания, которое к тому же не было принято. Проект его существует уже давно и по замечанию Юрия Лужкова, давно уже его надо построить, а мы все обсуждаем… Но видимо пока не судьба. На углу проспекта Сахарова и Садово-Спасской предполагается поставить 6-ти этажный прямоугольник, вытянутый вдоль проспекта, в котором будут размещаться торгово-административные помещения (Арх. О.Л. Дубровский, ЗАО «РОМИР»). Не дойдя собственно до архитектуры, мэр остановил доклад на том основании, что «в центре больше не должно быть офисов, тем более таких объемов». Вступившийся заказчик, сразу предложил сделать здесь паркинг, однако его быстро остановили и проект отклонили, приняв решение, что на этом месте должно быть построено небольшое здание с гостиничной или жилой функцией.