Хрустальный дворец + Ханский шатер. Символ новой Москвы от лорда Фостера был показан 14 декабря на заседании Общественного совета при мэре Москвы

На сей раз сэр Норман Фостер предложил Москве «Хрустальный остров»: гигантское вантовое сооружение предполагается построить на полуострове в Нагатинской пойме. Получив различные отзывы, проект был принят. Также утвердили пересадочный узел в «Выхино», экспериментальный проект отвода высоковольтных линий под землю, линии скоростного трамвая вдоль шоссе Энтузиастов и восстановление парка «Москворецкий»

mainImg
Архитектор:
Норман Фостер
Мастерская:
Foster + Partners
Проект:
Хрустальный остров
Россия, Москва

2007

Культурно-деловой центр «Хрустальный остров» должен расположиться в восточной части Нагатинской поймы, на окруженном водой открытом природном пространстве, недалеко от проспекта Андропова. Это сооружение инопланетного вида – широкая база в виде «перевернутого цветка» с 12 лепестками, диаметром около 400 м, вверху плавно переходящая в шпиль, плетение металлических конструкций в верхней части которого уподоблено Шуховской башне. Все вместе больше всего напоминает стеклянно-металлический шатер, натянутый на единственную гигантскую опору в центре – неудивительно, что первоначально проект предлагался Китаю и Казахстану – «степные» ассоциации здесь очевидны. Собственно, в Астане похожий проект носит название «развлекательный центр Ханские шатры»… Лорд Фостер, по-видимому, решил проявить забытую золотоордынскую суть российских территорий, поженив эту тему с полуторавековой мечтой о хрустальном дворце. Многие в школе читали Чернышевского, которому казалось, что как только у нас появится Хрустальный дворец, который в Лондоне тогда уже был, а в России не было, так сразу все станет хорошо. Теперь, судя по всему, стараниями знаменитого английского лорда такой дворец наконец появится, да еще и в компании с исконным ханским шатром.

Высота широкой и застекленной части «шатра» - около 150 м, к ней добавляется еще 300 м металлической конструкции шпиля, который оказывается вдвое выше основания, а высота в общей сложности получается 450 м. Это в некотором роде компромисс: по абсолютным показателям здание высотное, а визуально – скорее широкое и распластанное по земле. Он был нужен для того, чтобы гигантское сооружение высотном смысле отвечало фостеровской же башне «Россия», при этом не спорило с расположенными поблизости памятниками – ансамблями Коломенского, Данилова монастыря и уже упомянутой Шуховской башней. Увеличенный «ханский шатер» своей верхушкой, таким образом, призван перекликаться с шедевром русского авангарда. До чего же неисповедимы пути культурных аналогий.

Если же не обращать внимания на запутанные ассоциации, то надо признать, что проект сложен и красив. Это очень цельная форма, цель которой, как может показаться – в том, чтобы совершить плавный переход от земли к некоторой точке вверху, причем обязательно на высоте 450 м – отчего возникает ажурная металлическая конструкция, используемая только визуально – иными словами, сделанная для красоты и подчиненная исключительно эстетике замысла. Собственно, эта непрактичная, зато хорошо проветриваемая конструкция огромного шпиля и превращает здание из распластанного шатра в высотную башню, покрытую сеткой гибких линий, рисунок которых, начинаясь с верхушки шпиля, продолжается на стеклянной поверхности «обитаемой» части, а затем распространяется по окрестному парку и виде дорожек, продолжающих все те же направления. «В ответ» природа парка проникает внутрь здания в виде многочисленных висячих садов за стеклом. Единение с природой налицо – причем не обычное, а какое-то усиленное, переходящее с банального уровня на инженерно-тектонический, если не геологический. То ли нечто металлическое решило выбраться из-под земли, поднимая за собой пласты оплавленной – стеклянной – материи, то ли невидимые силовые линии материализовались в эффектный фрактал, притянутый к той самой точке на большой высоте. Все вместе обладает чертами природной геометрии и поэтому похоже на цветок из какой-нибудь сказки типа фэнтези – который сорвали, перевернули и оставили на нужном месте, после чего он засветился, вырос до полукилометровой высоты и проник в  окружающий пейзаж. И еще немного оно напоминает ядерный взрыв – гриб без шляпки. Вполне себе фантастическое явление.

Внутри будут применены вантовые конструкции, в связи с чем присутствующие вспомнили о немногочисленных, но хорошо известных мостах лорда Фостера – гигантском виадуке в Миллау и знаменитом мосте Миллениум в Лондоне. Помимо сложных инженерных приемов «Хрустальный остров» собирается активно использовать ресурсы природной среды – в числе других данных по проекту на совете была показана впечатляющая схема циркуляции тепла, света и воздуха – здание будет использовать солнечный свет, естественную вентиляцию и кислород от зимних садов. Судя по всему, перед нами – один из передовых и экологичных проектов мастерской Фостера.

Общая площадь территории, на которой разместится «Хрустальный дворец» - 90 га, 43 из них превратят в общественную, 53 – в парковую зону. Основание шатра займет всего лишь 243 кв.м. Внутри остекленная структура его этажей, смыкающихся над обширным центральным пространством стадиона-арены, напоминает мукарнасы мусульманской архитектуры, вновь напоминая о ханском шатре. Впрочем, мукарнас, декоративный мотив напоминающий приклеенную к потолку пчелиную соту – это такое атектоническое образование, которое смотрится очень органично в любом современном сооружении, претендующем на то, чтобы быть фантастичным, воспаряющим и нарушающим законы тяготения.

По периметру расположенной в центре здания арены разместятся гостиницы, общей площадью около 500 кв.м, а выше, в «стеклянных сотах», на шести ярусах по 3-4 этажа в каждом – разные учреждения культурного, офисного и магазинного назначения. Предполагается целый этаж выставочных залов и вообще заявлено, что центр будет в большей мере развлекательным и культурным, чем торгово-коммерческим. Любопытно, что больше половины общей площади сооружения занимает подземная автостоянка – ей отведено 1400 кв.м, тогда как все, что над землей, займет не более 1100 кв. м.
В целях доступности центра на проходящей рядом «зеленой» ветке метро построят еще одну станцию (которая уже была задумана ранее для технопарка «Нагатино-ЗИЛ»). Также вдоль Москва-реки проложат автомагистраль, которая будет связывать 3-е и 4-е транспортные кольца. Девелопер проекта – МДК во главе с Шалвой Чигиринским, оценивает необходимые инвестиции в $3 млрд.

Яркую и оптимистичную оценку проекту дал Александр Кудрявцев, сказав, что после первого впечатления – «что это за наряженная елка!» – постепенно приходит понимание математической логики кристалла, покрывающего здание, который устроен по принципу «сетки для яиц» - в какую сторону ее не потяни, в ту она и будет собираться. Поэтому в ответ на замечания о том, что подножие башни очень распластано и его надо бы «подсобрать», он сказал, что такую мобильную конструкцию можно двигать как угодно, логика кристалла это позволяет, и прибавил, что возможно эта башня станет символом новой Москвы.

Реакция Юрия Лужкова на этот проект Фостера была позитивной, хотя и несколько острожной. Мэр принял «Хрустальный остров», выразив при этом признательность знаменитому архитектору за то, что он предложил этот проект, который ранее понравился Астане и Китаю, именно Москве. Юрию Лужкову пришлась по душе скульптурность фостеровского объема – по его словам, она не в пример лучше «плосколобых прямоугольников многих современных архитекторов». Юрий Лужков назвал эту форму инновацией, которая может стать «если не символом города, то символом архитектуры ХХI века». Мэр однако рекомендовал «подсобрать» основу и подумать над шпилем, который не должен накладываться на исторические доминанты, а также проверить на проходимость транспортные артерии.
Сложно сказать, как это можно сделать – «собрать» нижнюю часть и одновременно сделать шпиль менее заметным; если оба пожелания будут выполнены, проект, судя по всему, ждут существенные трансформации, после которых его будет непросто узнать.

<далее на совете было рассмотрено еще 5 проектов>
1.
Экспериментально-пилотный проект переустройства воздушных высоковольтных линий в подземные кабели и последующее освоение освободившихся территорий – архитекторов ГУП «Моспроекта-4». Эксперимент будет проведен с северной части Москвы. На первую очередь заложена перекладка линий электропередач и перевод стоящих на территории гаражей в многоуровневые стоянки вдоль МКАДа. На освобожденной площади между Алтуфьевским шоссе, МКАДом и Полярным проездом предполагается построить три крупных микрорайона с высотными комплексами – до 35 этажей, в которых будет преимущественно социальное жилье для москвичей. Проект был принят как концепция.

2.
Проект транспортно-пересадочного узла в «Выхино» должен решить проблему самой напряженной точки города, которая будет еще более перегружена после прокладки здесь трассы Москва – Нижний Новгород. Предполагается сделать единый переход, поднятый над землей, ведущий от паркинга к станции метро. Авторы предложили три варианта решения терминала – простой паркинг, паркинг с «попутной» торговлей, и соединяющий еще и гостиницу. Второй вариант многим показался предпочтительней, поскольку тогда его будет строить не город, а инвестор – потому на нем и остановились.       

3.
В природно-историческом парке «Москворецкий», прилагающем к району Крылатское и Москве-реке, по проекту И.Н. Ильина (НИиПИ Генплан Москвы) предполагается максимально освободить зеленую зону, в том числе и от «самостройщиков» и сделать в ней полноценную зону рекреации со спортивными сооружениями. Так, вместо картинга будет построен небольшой стадион для хоккея на траве с маленькой гостиницей для спортсменов, а рядом центр игровых видов спорта. Над очистными сооружениями предполагается сделать автостоянку, которая будет наполовину опущена в землю и сверху прикрыта зелеными холмами. Существующие сейчас горнолыжные склоны будут сохранены. Проект в целом приняли, однако Ю.М. Лужков отклонил все функции кроме спортивных, в том числе и гостиницу.

4.
Вдоль шоссе Энтузиастов из района Ивановское до станций Новогиреево, Площади Ильича и т.д. предполагается проложить первые в Москве линии скоростного трамвая по проекту Сергея Ткаченко. Линии будут состоять из «настоящего» скоростного трамвая, поднятого на эстакаду, и чуть приподнятых над дорогой путей. На данном этапе прорабатывается «экспериментальный» отрезок от МКАДа до шоссе. Общая протяженность линии всего проекта составит 11 километров и будет проходить 10 остановок. Префект восточного округа сравнил скоростной трамвай с легким метро, практика строительства которого уже известна и «которое из-за большей емкости, возможно, выгодней в строительстве». Также он отметил, что новые линии должны обязательно проходить над уже существующими трамвайными путями, чтобы уменьшить вырубку деревьев. Мэр города согласился с необходимостью разгрузки крупных жилых районов общественным транспортом, при этом предостерегая авторов от «залезания» на территорию области, чтобы «не увязнуть в согласованиях», а также рекомендовал сравнить мини-метро и скоростной трамвай – что лучше строить.

5.
В отличие от предыдущих проектов последним был рассмотрен проект достаточно традиционного здания, которое к тому же не было принято. Проект его существует уже давно и по замечанию Юрия Лужкова, давно уже его надо построить, а мы все обсуждаем… Но видимо пока не судьба. На углу проспекта Сахарова и Садово-Спасской предполагается поставить 6-ти этажный прямоугольник, вытянутый вдоль проспекта, в котором будут размещаться торгово-административные помещения (Арх. О.Л. Дубровский, ЗАО «РОМИР»). Не дойдя собственно до архитектуры, мэр остановил доклад на том основании, что «в центре больше не должно быть офисов, тем более таких объемов». Вступившийся заказчик, сразу предложил сделать здесь паркинг, однако его быстро остановили и проект отклонили, приняв решение, что на этом месте должно быть построено небольшое здание с гостиничной или жилой функцией.

zooming
Похожий на «Хрустальный остров» развлекательный центр «Ханский шатер», спроектированный Норманом Фостером для Астаны. Он в два раза меньше московского проекта – диаметр основания здесь не 400, а 200 м. Стенки «шатра» ровнее и прозрачнее, а шпиль – тонкий, намного короче московского и напоминает опоры «настоящих» шатров. Для Москвы эта идея была переработана в духе глобализации
Илл. с сайта компании Foster&Partners
«Хрустальный остров» Нормана Фостера на Общественном совете при мэре Москвы. Фотографии: Ирина Фильченкова
Норман Фостер. «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. Макет
Согласно законам садово-паркового искусства дорожки расходятся, продолжая линии гигантского стеклянного шатра-цветка
Норман Фостер. «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. Макет
Норман Фостер. «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. Визуализация, на которой сооружение особенно похоже на ножку ядерного взрыва – возможно, из-за мрачноватой раскраски
Норман Фостер. «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. Схема тепловых и воздушых потоков, обеспечивающих естественную вентилляцию, обогрев и освещение здания
Норман Фостер. «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. Визуализация интерьера центральной зоны, над которой к стенкам «шатра» лепятся большие стеклянные соты-«мукарнасы»
Норман Фостер. «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. На этом плане сопоставлено расположение «Хрустального острова» и Кремля
Экспериментально-пилотный проект переустройства воздушных высоковольтных линий в подземные кабели и последующее освоение освободившихся территорий. ГУП «Моспроект-4»
Проект транспортно-пересадочного узла в «Выхино»
Реконструкция природно-исторического парка «Москворецкий». И.Н. Ильин (НИиПИ Генплан Москвы)
Проект озеленения парка «Москворецкий». И.Н. Ильин (НИиПИ Генплан Москвы)
бизнес комплекс на просп. Сахарова. Арх. О.Л. Дубровский, ЗАО «РОМИР»
Архитектор:
Норман Фостер
Мастерская:
Foster + Partners
Проект:
Хрустальный остров
Россия, Москва

2007

16 Декабря 2007

Foster + Partners: другие проекты
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Железнодорожный восторг
Команда архитекторов, возглавляемая Foster + Partners и Marge Arkitekter, выиграла конкурс на реконструкцию Центрального вокзала Стокгольма. Крупнейший транспортный хаб Северной Европы увеличит свою пропускную способность в два раза.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
«Ориентация на неудачу»
Foster + Partners и Zaha Hadid Architects вышли из-за идеологических разногласий из архитектурного объединения Architects Declare, созданного для борьбы с изменением климата и сохранения биоразнообразия.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Mriya Resort. Гигантский цветок у моря
Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
«Дворы» на Гудзоне
С недавних пор линия горизонта Манхэттена пополнилась новыми высотными доминантами – это башни нового многофункционального комплекса Хадсон-Ярдс, парящие над рядами железнодорожных путей, где отдыхают поезда, ожидая отправления с Пенсильванского вокзала.
Цветок в центре Лондона
Новая лондонская башня по проекту бюро Нормана Фостера, 305-метровый «Тюльпан», одобрена властями. Она станет вторым по высоте зданием в Западной Европе — после «Осколка» Ренцо Пьяно.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Дань памяти
Конкурсные проекты мемориала Холокоста в Лондоне, который станет главным памятникам его жертвам в Великобритании. В шорт-лист вошли ведущие архитекторы, художники и дизайнеры мира.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.