Реконструкция Центрального вокзала Стокгольма
© Foster + Partners
Все это заставило муниципалитет Стокгольма, Транспортную администрацию Швеции и управляющую вокзалом компанию Jernhusen инициировать международный конкурс концепций развития самого терминала и прилегающей территории. Победителем стал целый консорциум архитекторов во главе с Foster + Partners и местным бюро Marge Arkitekter. В команду также вошли: ландшафтные проектировщики LAND Arkitektur, инженерные компании Thornton Tomasetti и Ramboll, специалисты по консервации исторических объектов Wenanders и консультанты в области недвижимости TAM Group.
Главная идея состоит в максимальной оптимизации внутригородских связей и эффективной организации потоков. Для этого предлагается все пути и переходы убрать под землю, создав вокруг здания вокзала комфортное общественное пространство. Отделяющая здание вокзала от автобусного терминала и экспресса в аэропорт эстакада улицы Кларабергсгатан с напряженным движением будет сужена, транспортные потоки перераспределены. Под нее перенесут основной переход, соединяющий все пути, а также продлят с северной стороны исторический зал ожидания, сформировав эффективный центр взаимодействия между всеми структурами. Это решение позволит также расширить и продлить платформы, благодаря чему возможная нагрузка на железнодорожный узел увеличится вдвое. Кроме того, предложенная система коммуникаций рассчитана на дальнейшее расширение, так как позволяет присоединить линию легкого метро и создать в восточной части отдельный грузовой терминал, который не будет мешать пассажирам.
Над путями будут построены многофункциональные здания, расстановка которых вторит ясной и простой для ориентации сетке кварталов соседнего района Клара, ставшей практически образцовой для Стокгольма. Световые колодцы, повышение зданий со стороны более широкой улицы, игра с объемами, срезанные углы, формирующие небольшие общественные пространства, характерный мотив арок в нижней части – все эти приемы позволят гармонично вписать новый квартал в историческую застройку. Наконец, в самой южной точке реконструируемого фрагмента городской ткани будет восстановлен парк, с которого откроются прекрасные виды на Гамластан и ратушу.
Архитекторами заявлена амбициозная цель – создать первый в мире транспортный узел с отрицательным углеродным следом. Для поиска оптимальных, безопасных с точки зрения экологии объемно-пространственных решений воспользовались возможностями компьютерного моделирования, активно планируется использовать вторичные материалы и применять на практике принципы экономики замкнутого цикла, но конкретные цифры и технологические решения пока не раскрываются. В ближайшие месяцы победная концепция будет проработана детально и на 2023 год запланированы проектные консультации и широкое обсуждение предлагаемой реконструкции.