Открытая структура

В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Мастерская:
Foster + Partners
ВостокПроект
Проект:
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Россия, Екатеринбург, ул. Максима Горького, 57

Авторский коллектив:
Архитектура: Foster + Partners
Автор проекта: Люк Фокс
Генеральное проектирование: ООО «Востокпроект»

2014 / 2020

Заказчик: Русская медная компания
0 РМК входит в число наиболее успешных и высокотехнологичных производителей меди в России и мире. Она изначально базировалась в Екатеринбурге, и в какой-то момент вопрос о необходимости строительства отдельной штаб-квартиры встал, что называется, в полный рост. Амбициозный бизнес ставит амбициозные задачи, и РМК не исключение – уже среди самых первых пожеланий к будущему комплексу руководство компании озвучивало инновационность, зрелищность и уникальность. И почти сразу для воплощения этих качеств в объеме стали искать иностранного архитектора, причем непременно первой величины. Для Foster + Partners это был прямой заказ: в 2012 году проект начали разрабатывать, в 2015-м его принял градсовет Екатеринбурга, и еще пять лет спустя стройка успешно завершилась.

Видео блога можно посмотреть здесь.

Участок для строительства своей новой штаб-квартиры РМК приобрела в самом центре Екатеринбурга, на улице Максима Горького. Это одна из старейших улиц города, которая вытянулась вдоль левого берега реки Исеть примерно на 1,8 км. За близость к реке ее в свое время очень любили купцы и промышленники – особняки многих из них, пусть и далеко не всегда в парадном состоянии, и сегодня формируют основу градостроительной ткани и самой улицы, и всех прилегающих к ней кварталов.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Именно поэтому, кстати, в этом районе города очень долгое время действовал строгий высотный регламент – строить выше 5-6 этажей инвесторам настоятельно не рекомендовалось. Но для РМК и приглашенной компанией архитектурной звезды сделали исключение – с оговоркой, что 87,5-метровое здание останется конкретно в этой части екатеринбургского центра самой высокой доминантой. И это, кстати, важное уточнение, поскольку к участку, на котором построена штаб-квартира, вплотную примыкает еще один, выходящий на параллельную улицу Гоголя и также принадлежащий РМК: так вот, на нем компания, при всем желании, ничего высотного построить уже не сможет.
План благоустройства. Штаб-квартира «Русской медной» компании
© Foster + Partners / предоставлено РМК

Первое, чем построенное здание обращает на себя внимание, – это, конечно, фасад. Очень фактурный фасад отчетливо медного цвета, решенный в виде кристаллической решетки. С одной стороны, такая оболочка, конечно, очень однозначно и прямолинейно отсылает к основному роду деятельности компании, но метафоричностью ее роль не исчерпывается. Одновременно это еще и важная часть климатической концепции здания. Пирамидки-«кристаллы», образующие фасад, состоят из четырех треугольных граней, две из которых выполнены из металла, а две – из стекла. Прозрачные и непрозрачные сегменты комбинируются в разном порядке в зависимости от того, к какой стороне света обращен тот или иной модуль: его стеклянные грани ловят солнечный свет, ориентируясь на преимущественно низкое в этих широтах солнце, верхние же металлические «капюшоны» защищают внутренние помещения от перегрева в те недолгие недели года, когда оно поднимается высоко над горизонтом и действительно припекает. Кроме того, сложная трехмерная форма фасадных элементов позволяет, даже при их многократной повторяемости, сформировать очень разнообразную поверхность, которая постоянно меняет свой облик в зависимости от интенсивности света, времени суток, облачности и щедро компенсирует предельную рациональность плана этого здания. Ведь если мысленно снять с комплекса штаб-квартиры 3D-оболочку, мы увидим лаконичный параллелепипед – каким, строго говоря, и должно быть любое офисное здание, заточенное в первую очередь на эргономику и высокую производительность труда.
  • zooming
    1 / 7
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 7
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Интересно и то, что прямоугольное в плане здание на улицу Горького ориентировано своей узкой стороной. То есть формально это торец, но одновременно – главный фасад. И архитекторы привносят в его облик дополнительную пространственную интригу, составляя центральные модульные элементы остекленными треугольниками друг к другу. В результате по центру торца возникает полностью прозрачная решетка, обрамленная медными складками. Первый и два последних этажа здания собраны из «пирамид» увеличенной высоты (12 метров против стандартных 10), так что на уровне пешехода «медная» облицовка воспринимается как торжественная драпировка. Особенно эффектно в этом смысле отмечен главный вход в здание – треугольные «складки» ниспадают с двух сторон поверх масштабного плоского витража, словно торжественно раздвинутый занавес.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая

И точно такой же плоский витраж фиксирует завершение башни – там он использован для размещения объемного логотипа РМК, также выполненного из стекла.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

В темное время суток здание подсвечивается теплым желтым светом, который очень логично продолжает и развивает тему медной облицовки. Эмблема же украшена светодиодной подсветкой в цветах очень пестрого по своей палитре логотипа РМК. Впрочем, инсталлированные внутрь этой структуры программируемые светодиоды позволяют реализовать самые разные светосценарии: жителям Екатеринбурга обещаны и российский триколор, и цвета георгиевской ленточки, и другие спецэффекты. Презентация всех возможностей подсветки пройдет чуть позже, вероятно, уже ближе к новому году, но уже сейчас понятно, что здание стало очень заметным ориентиром в панораме и всего центра Екатеринбурга, и новой благоустроенной набережной реки Исеть, который и в прямом и в переносном смысле освещает все вокруг.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Структура здания в пересказе проста и в хорошем смысле предсказуема. Первый этаж – это общественное лобби, высота потолков которого составляет 12 метров. Со второго по 13 – офисные блоки, решенные в рамках этого проекта стандартно. И, наконец, два верхних этажа – это уровни с индивидуальной отделкой, где разместились кабинеты руководства компании. Кровля трактована как «пятый фасад» – она выложена такими же структурными модулями, что и фасады. Модулей в общей сложности 196, если считать десять «уложенных» на кровле. Весит каждый такой элемент от 9 до 12 тонн и состоит из 1100 деталей. Колоссальная цифра, причем каждый модуль включает в себя сложное остекление и элементы стального каркаса, составляющего основу его конструкции, а также облицовывающие этот каркас стальные накладки, заполняющие алюминиевые панели, и уже поверх этих панелей закрепленные листы микроребристой нержавеющей стали. Всю эту сложную многослойную конструкцию глаз воспринимает как некий монолит – не в последнюю очередь за счет специального PVD-покрытия, которое, с одной стороны, дает тот самый медный оттенок и тактильно приятную гладкую, но не зеркальную, а словно бархатистую поверхность, а с другой обеспечивает стойкость фасада по отношению к довольно суровому климату.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Монтаж фасадной конструкции велся почти два года, с середины 2017, и нельзя не отдать должное местным подрядчикам, выдержавшим подобное испытание: модули были изготовлены и частично собраны заранее, а все финальные монтажные работы велись непосредственно на площадке, в специальном ангаре, который, кстати, и сегодня еще не разобрали полностью.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

И – пару слов о том, почему фасады, призванные символизировать принадлежность к медедобывающей отрасли, выполнены не из меди. Наверное только ленивый уже не пошутил по этому поводу, но и для Foster + Partners, и для РМК в данном вопросе на первом месте стояли соображения целесообразности и технологичности – фасады из меди не только на порядок сложнее и дороже в производстве, но и непредсказуемо капризны в эксплуатации и особенно во взаимодействии с окружающей средой. Остроумнее всего в разговоре со мной этот момент прокомментировал Алексей Байда, заместитель генерального директора Группы компании «А1», выступившей генподрядчиком строительства комплекса: «Мы не хотели получить еще одну Статую Свободы». Важно и то, что фасад, при всей его технологической сложности, в теории воспринимается заказчиком как сменная оболочка: конструктивный каркас здания штаб-квартиры выполнен из белого архитектурного бетона и рассчитан на десятилетия беспроблемной эксплуатации, тогда как фасад, по словам Алексея Байды, через 20-30 лет запросто может быть заменен на «другие кастомизированные решения».

В России, кстати, это первый случай, когда из белого архитектурного бетона выполнен абсолютно весь конструктив. Использование этого материала – честного и за счет этой честности самодостаточного, то есть не требующего отделки, – было одним из основных условий Foster + Partners. Остается только догадываться, какой ценой (и я сейчас даже не про бюджет, а в первую очередь про мастерство строителей) удалось добиться идеально гладких стен и колонн (шестигранных!), определяющих облик интерьеров и всех рабочих зон штаб-квартиры, и ее торжественного главного входного вестибюля 12-метровой высоты.
  • zooming
    1 / 11
    Штаб-квартира Русской медной компании, интерьер лобби
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    2 / 11
    Штаб-квартира Русской медной компании, интерьер лобби
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    3 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    8 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    9 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    10 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    11 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Модульная система легла в основу и внутренней планировки здания. Все офисные этажи представляют собой не что иное, как двухэтажные стандартизированные блоки, по длинным сторонам которых расположились кабинеты. К заднему фасаду обращены лестнично-лифтовые узлы, а в центре организована общественная коммуникационная зона, которая благодаря десятиметровому витражу со стороны главного фасада не знает недостатка дневного света. Иными словами, высота каждого рабочего этажа составляет 5 метров (конечно, часть этого пространства «съели» инженерные коммуникации, которые здесь спрятаны в перекрытия абсолютно полностью), а вот общественная зона оставлена двухсветной. Фактически центром каждого модуля стал собственный атриум, а его скульптурной и коммуникационной доминантой служит трехмаршевая Y-образная лестница, соединяющая уровни модуля между собой.
  • zooming
    1 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Сама идея подобного планировочного решения родилась у архитекторов в результате изучения того, как устроена внутренняя структура РМК. Компания состоит из отдельных подразделений, внутри которых работают команды численностью преимущественно 4-6 человек. В новой штаб-квартире для каждой из таких команд создан отдельный кабинет, а в пределах одного модуля расположились или одно подразделение компании, или те, что по роду деятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. Максимум дневного света и проницаемости рабочим помещениям обеспечивают внутренние прозрачные перегородки – из стекла выполнены не только стены кабинетов, которыми те обращены к атриуму, но и перила ограждений верхнего (по сути, антресольного) уровня. Кстати, не только эти элементы интерьера (перегородки, лестницы, стойки ресепшн и т.д.) были выполнены по эскизам Foster + Partners, но и вся мебель. «Кристаллические» по своей форме столы, установленные в кабинетах руководителей подразделений, теперь, например, даже присутствуют в каталогах производителей мебели под названием «РМК».
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

В Екатеринбурге к зданию РМК уже успели привыкнуть. Оно довольно долго возводилось и еще дольше обрастало «пирамидками», из которых собраны фасады (именно благодаря им, кстати, этот объект в столице Урала называют не иначе, как «ананас»), и для местных жителей успело стать неотъемлемой частью городского ландшафта. Но на скромный взгляд приезжего, у РМК получилась доминанта, от которой сложно оторваться. По улице Горького (кстати, качественно и масштабно благоустроенной к окончанию строительства здания) так и хочется гулять взад-вперед, рассматривая, как треугольные стеклянно-медные складки вросли в ее ткань и панораму.

На мой взгляд, это здание опровергает два едва ли не самых болезненных для российской архитектурно-строительной культуры стереотипа: первый о том, что красивые замыслы иностранных звезд неизбежно разбиваются об уныние наших нормативов и квалификацию наших застройщиков, и второй о том, что навороченные штаб-квартиры корпораций неизбежно скрываются за высокими заборами. Не разбиваются и не скрываются. И если за первое стоит поблагодарить масштабную российскую команду, отвечавшую за реализацию проекта, то второе – заслуга компании-заказчика. Последнее особенно отчетливо понимаешь, гуляя по улице Горького, где здание совершенно свободно стоит в пространстве города. Хотя в поле зрения время от времени оказываются фигуры охранников, ненавязчиво присутствующих в разных частях района – но это, надо думать, необходимая и достаточно деликатная предосторожность. Поставить традиционный забор, было бы, пожалуй, куда проще и надежнее, но РМК сознательно сделала ставку на открытость – ради здания, задуманного британскими архитекторами как воплощение прозрачности, и, с другой стороны, следуя актуальным трендам в развитии пространства городского центра, поскольку в наше время вкрапление современного «звездного» здания в череду особняков должно выглядеть живо и естественно – так, чтобы каждый мог прикоснуться к блестящему «медному» фасаду. Интересно, пойдут ли по этому пути другие крупные компании, которые еще только планируют строительство масштабных штаб-квартир, в том числе в Москве.
Мастерская:
Foster + Partners
ВостокПроект
Проект:
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Россия, Екатеринбург, ул. Максима Горького, 57

Авторский коллектив:
Архитектура: Foster + Partners
Автор проекта: Люк Фокс
Генеральное проектирование: ООО «Востокпроект»

2014 / 2020

Заказчик: Русская медная компания

03 Ноября 2020

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
In.Form, Foster + Partners: другие проекты
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
«Ориентация на неудачу»
Foster + Partners и Zaha Hadid Architects вышли из-за идеологических разногласий из архитектурного объединения Architects Declare, созданного для борьбы с изменением климата и сохранения биоразнообразия.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Mriya Resort. Гигантский цветок у моря
Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
«Дворы» на Гудзоне
С недавних пор линия горизонта Манхэттена пополнилась новыми высотными доминантами – это башни нового многофункционального комплекса Хадсон-Ярдс, парящие над рядами железнодорожных путей, где отдыхают поезда, ожидая отправления с Пенсильванского вокзала.
Цветок в центре Лондона
Новая лондонская башня по проекту бюро Нормана Фостера, 305-метровый «Тюльпан», одобрена властями. Она станет вторым по высоте зданием в Западной Европе — после «Осколка» Ренцо Пьяно.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Дань памяти
Конкурсные проекты мемориала Холокоста в Лондоне, который станет главным памятникам его жертвам в Великобритании. В шорт-лист вошли ведущие архитекторы, художники и дизайнеры мира.
Шесть городов для новаторов
Иннополис, инноцентр, кластер, технопарк, экогород – одним из самых интересных сюжетов недавнего конференц-тура «Город как инновация»стал рассказ о шести проектах иннополисов: реальных, живых и работающих городах.
Бизнес в степи: 7 мега-проектов Астаны
Компания OfficeNext, которая в конце сентября проведет в Астане форум, посвященный архитектуре и дизайну, подготовила для нас обзор новых проектов столицы Казахстана, как предназначенных для будущей EXPO-2017, так и не связанных с ней.
Похожие статьи
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
За кулисами музейной жизни
Открывшееся в Роттердаме фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV полностью доступно посетителям – первое и пока единственное в мире. Это поможет сохранить музей для публики во время длительной реконструкции его основного здания.
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
«Восьмерка» над метро
Штаб-квартира компании Infinitus по проекту Zaha Hadid Architects талией своего объема-«восьмерки» перекинута через тоннель метро в Гуанчжоу.
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Тает кубик льда
Офисное здание в центре Фукуоки по проекту OMA должно вписаться в городскую среду с помощью пиксельных «тающих» углов.
Легкость бытия
Цветет сакура, у костра завязалась беседа, в бассейне шумно возятся дети – это не отпускные картинки, а повседневная жизнь дворов киевского ЖК «Файна Таун». Разбираемся, из чего состоит придуманная архитекторами утопия, и каким образом ее удалось воплотить.
Чувство ритма на фасаде
Студенческое общежитие по проекту Макса Дудлера отмечает въезд в Ганновер с севера и начало нового района – преображенной промзоны.
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Дыхание востока
Проектируя жилой комплекс для Ташкента, GENPRO обращается к традиционной архитектуре и современным тенденциям, стремясь к эмоциональности и эффектности: решетки панжара и мишрабии соседствуют с вертикальным озеленением и параметрическим орнаментом, а тематические корпуса домов – с хлопковой аллеей и восточным базаром.
По каменной дуге
Арт-объект студий Sans façon и KHBT в шотландском городе Инвернесс позволяет жителям заново оценить знакомый ландшафт.
Красный двор
В жилом комплексе Ilot Queyries в Бордо по проекту MVRDV соединены человеческий масштаб и разнообразие традиционного города с экологичностью, высокой инсоляцией и комфортом современной застройки.
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Технологии и материалы
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Солнце встает над Амуром
В компактном и эффективном с точки зрения планировок аэропорту Хабаровска немецкое бюро WP|ARC обыгрывает тему речной волны и света и добавляет капельку иронии в виде белого медведя.
Звезды для Черемушек
Победитель закрытого конкурса на ЖК Кржижановского, 31, «звездное» голландское бюро UNStudio, был объявлен 9 ноября. Мы попросили у организаторов дополнительные материалы и рассказываем о проекте несколько подробнее, чем это было сделано ранее. С планами и схемами.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.