Открытая структура

В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.

mainImg
Мастерская:
Foster + Partners
ВостокПроект
Проект:
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Россия, Екатеринбург, ул. Максима Горького, 57

Авторский коллектив:
Архитектура: Foster + Partners
Автор проекта: Люк Фокс
Генеральное проектирование: ООО «Востокпроект»

2014 / 2020

Заказчик: Русская медная компания
РМК входит в число наиболее успешных и высокотехнологичных производителей меди в России и мире. Она изначально базировалась в Екатеринбурге, и в какой-то момент вопрос о необходимости строительства отдельной штаб-квартиры встал, что называется, в полный рост. Амбициозный бизнес ставит амбициозные задачи, и РМК не исключение – уже среди самых первых пожеланий к будущему комплексу руководство компании озвучивало инновационность, зрелищность и уникальность. И почти сразу для воплощения этих качеств в объеме стали искать иностранного архитектора, причем непременно первой величины. Для Foster + Partners это был прямой заказ: в 2012 году проект начали разрабатывать, в 2015-м его принял градсовет Екатеринбурга, и еще пять лет спустя стройка успешно завершилась.

Видео блога можно посмотреть здесь.

Участок для строительства своей новой штаб-квартиры РМК приобрела в самом центре Екатеринбурга, на улице Максима Горького. Это одна из старейших улиц города, которая вытянулась вдоль левого берега реки Исеть примерно на 1,8 км. За близость к реке ее в свое время очень любили купцы и промышленники – особняки многих из них, пусть и далеко не всегда в парадном состоянии, и сегодня формируют основу градостроительной ткани и самой улицы, и всех прилегающих к ней кварталов.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Именно поэтому, кстати, в этом районе города очень долгое время действовал строгий высотный регламент – строить выше 5-6 этажей инвесторам настоятельно не рекомендовалось. Но для РМК и приглашенной компанией архитектурной звезды сделали исключение – с оговоркой, что 87,5-метровое здание останется конкретно в этой части екатеринбургского центра самой высокой доминантой. И это, кстати, важное уточнение, поскольку к участку, на котором построена штаб-квартира, вплотную примыкает еще один, выходящий на параллельную улицу Гоголя и также принадлежащий РМК: так вот, на нем компания, при всем желании, ничего высотного построить уже не сможет.
План благоустройства. Штаб-квартира «Русской медной» компании
© Foster + Partners / предоставлено РМК

Первое, чем построенное здание обращает на себя внимание, – это, конечно, фасад. Очень фактурный фасад отчетливо медного цвета, решенный в виде кристаллической решетки. С одной стороны, такая оболочка, конечно, очень однозначно и прямолинейно отсылает к основному роду деятельности компании, но метафоричностью ее роль не исчерпывается. Одновременно это еще и важная часть климатической концепции здания. Пирамидки-«кристаллы», образующие фасад, состоят из четырех треугольных граней, две из которых выполнены из металла, а две – из стекла. Прозрачные и непрозрачные сегменты комбинируются в разном порядке в зависимости от того, к какой стороне света обращен тот или иной модуль: его стеклянные грани ловят солнечный свет, ориентируясь на преимущественно низкое в этих широтах солнце, верхние же металлические «капюшоны» защищают внутренние помещения от перегрева в те недолгие недели года, когда оно поднимается высоко над горизонтом и действительно припекает. Кроме того, сложная трехмерная форма фасадных элементов позволяет, даже при их многократной повторяемости, сформировать очень разнообразную поверхность, которая постоянно меняет свой облик в зависимости от интенсивности света, времени суток, облачности и щедро компенсирует предельную рациональность плана этого здания. Ведь если мысленно снять с комплекса штаб-квартиры 3D-оболочку, мы увидим лаконичный параллелепипед – каким, строго говоря, и должно быть любое офисное здание, заточенное в первую очередь на эргономику и высокую производительность труда.
  • zooming
    1 / 7
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 7
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Интересно и то, что прямоугольное в плане здание на улицу Горького ориентировано своей узкой стороной. То есть формально это торец, но одновременно – главный фасад. И архитекторы привносят в его облик дополнительную пространственную интригу, составляя центральные модульные элементы остекленными треугольниками друг к другу. В результате по центру торца возникает полностью прозрачная решетка, обрамленная медными складками. Первый и два последних этажа здания собраны из «пирамид» увеличенной высоты (12 метров против стандартных 10), так что на уровне пешехода «медная» облицовка воспринимается как торжественная драпировка. Особенно эффектно в этом смысле отмечен главный вход в здание – треугольные «складки» ниспадают с двух сторон поверх масштабного плоского витража, словно торжественно раздвинутый занавес.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая

И точно такой же плоский витраж фиксирует завершение башни – там он использован для размещения объемного логотипа РМК, также выполненного из стекла.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

В темное время суток здание подсвечивается теплым желтым светом, который очень логично продолжает и развивает тему медной облицовки. Эмблема же украшена светодиодной подсветкой в цветах очень пестрого по своей палитре логотипа РМК. Впрочем, инсталлированные внутрь этой структуры программируемые светодиоды позволяют реализовать самые разные светосценарии: жителям Екатеринбурга обещаны и российский триколор, и цвета георгиевской ленточки, и другие спецэффекты. Презентация всех возможностей подсветки пройдет чуть позже, вероятно, уже ближе к новому году, но уже сейчас понятно, что здание стало очень заметным ориентиром в панораме и всего центра Екатеринбурга, и новой благоустроенной набережной реки Исеть, который и в прямом и в переносном смысле освещает все вокруг.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Структура здания в пересказе проста и в хорошем смысле предсказуема. Первый этаж – это общественное лобби, высота потолков которого составляет 12 метров. Со второго по 13 – офисные блоки, решенные в рамках этого проекта стандартно. И, наконец, два верхних этажа – это уровни с индивидуальной отделкой, где разместились кабинеты руководства компании. Кровля трактована как «пятый фасад» – она выложена такими же структурными модулями, что и фасады. Модулей в общей сложности 196, если считать десять «уложенных» на кровле. Весит каждый такой элемент от 9 до 12 тонн и состоит из 1100 деталей. Колоссальная цифра, причем каждый модуль включает в себя сложное остекление и элементы стального каркаса, составляющего основу его конструкции, а также облицовывающие этот каркас стальные накладки, заполняющие алюминиевые панели, и уже поверх этих панелей закрепленные листы микроребристой нержавеющей стали. Всю эту сложную многослойную конструкцию глаз воспринимает как некий монолит – не в последнюю очередь за счет специального PVD-покрытия, которое, с одной стороны, дает тот самый медный оттенок и тактильно приятную гладкую, но не зеркальную, а словно бархатистую поверхность, а с другой обеспечивает стойкость фасада по отношению к довольно суровому климату.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Монтаж фасадной конструкции велся почти два года, с середины 2017, и нельзя не отдать должное местным подрядчикам, выдержавшим подобное испытание: модули были изготовлены и частично собраны заранее, а все финальные монтажные работы велись непосредственно на площадке, в специальном ангаре, который, кстати, и сегодня еще не разобрали полностью.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

И – пару слов о том, почему фасады, призванные символизировать принадлежность к медедобывающей отрасли, выполнены не из меди. Наверное только ленивый уже не пошутил по этому поводу, но и для Foster + Partners, и для РМК в данном вопросе на первом месте стояли соображения целесообразности и технологичности – фасады из меди не только на порядок сложнее и дороже в производстве, но и непредсказуемо капризны в эксплуатации и особенно во взаимодействии с окружающей средой. Остроумнее всего в разговоре со мной этот момент прокомментировал Алексей Байда, заместитель генерального директора Группы компании «А1», выступившей генподрядчиком строительства комплекса: «Мы не хотели получить еще одну Статую Свободы». Важно и то, что фасад, при всей его технологической сложности, в теории воспринимается заказчиком как сменная оболочка: конструктивный каркас здания штаб-квартиры выполнен из белого архитектурного бетона и рассчитан на десятилетия беспроблемной эксплуатации, тогда как фасад, по словам Алексея Байды, через 20-30 лет запросто может быть заменен на «другие кастомизированные решения».

В России, кстати, это первый случай, когда из белого архитектурного бетона выполнен абсолютно весь конструктив. Использование этого материала – честного и за счет этой честности самодостаточного, то есть не требующего отделки, – было одним из основных условий Foster + Partners. Остается только догадываться, какой ценой (и я сейчас даже не про бюджет, а в первую очередь про мастерство строителей) удалось добиться идеально гладких стен и колонн (шестигранных!), определяющих облик интерьеров и всех рабочих зон штаб-квартиры, и ее торжественного главного входного вестибюля 12-метровой высоты.
  • zooming
    1 / 11
    Штаб-квартира Русской медной компании, интерьер лобби
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    2 / 11
    Штаб-квартира Русской медной компании, интерьер лобби
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    3 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    8 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    9 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    10 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    11 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Модульная система легла в основу и внутренней планировки здания. Все офисные этажи представляют собой не что иное, как двухэтажные стандартизированные блоки, по длинным сторонам которых расположились кабинеты. К заднему фасаду обращены лестнично-лифтовые узлы, а в центре организована общественная коммуникационная зона, которая благодаря десятиметровому витражу со стороны главного фасада не знает недостатка дневного света. Иными словами, высота каждого рабочего этажа составляет 5 метров (конечно, часть этого пространства «съели» инженерные коммуникации, которые здесь спрятаны в перекрытия абсолютно полностью), а вот общественная зона оставлена двухсветной. Фактически центром каждого модуля стал собственный атриум, а его скульптурной и коммуникационной доминантой служит трехмаршевая Y-образная лестница, соединяющая уровни модуля между собой.
  • zooming
    1 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Сама идея подобного планировочного решения родилась у архитекторов в результате изучения того, как устроена внутренняя структура РМК. Компания состоит из отдельных подразделений, внутри которых работают команды численностью преимущественно 4-6 человек. В новой штаб-квартире для каждой из таких команд создан отдельный кабинет, а в пределах одного модуля расположились или одно подразделение компании, или те, что по роду деятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. Максимум дневного света и проницаемости рабочим помещениям обеспечивают внутренние прозрачные перегородки – из стекла выполнены не только стены кабинетов, которыми те обращены к атриуму, но и перила ограждений верхнего (по сути, антресольного) уровня. Кстати, не только эти элементы интерьера (перегородки, лестницы, стойки ресепшн и т.д.) были выполнены по эскизам Foster + Partners, но и вся мебель. «Кристаллические» по своей форме столы, установленные в кабинетах руководителей подразделений, теперь, например, даже присутствуют в каталогах производителей мебели под названием «РМК».
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

В Екатеринбурге к зданию РМК уже успели привыкнуть. Оно довольно долго возводилось и еще дольше обрастало «пирамидками», из которых собраны фасады (именно благодаря им, кстати, этот объект в столице Урала называют не иначе, как «ананас»), и для местных жителей успело стать неотъемлемой частью городского ландшафта. Но на скромный взгляд приезжего, у РМК получилась доминанта, от которой сложно оторваться. По улице Горького (кстати, качественно и масштабно благоустроенной к окончанию строительства здания) так и хочется гулять взад-вперед, рассматривая, как треугольные стеклянно-медные складки вросли в ее ткань и панораму.

На мой взгляд, это здание опровергает два едва ли не самых болезненных для российской архитектурно-строительной культуры стереотипа: первый о том, что красивые замыслы иностранных звезд неизбежно разбиваются об уныние наших нормативов и квалификацию наших застройщиков, и второй о том, что навороченные штаб-квартиры корпораций неизбежно скрываются за высокими заборами. Не разбиваются и не скрываются. И если за первое стоит поблагодарить масштабную российскую команду, отвечавшую за реализацию проекта, то второе – заслуга компании-заказчика. Последнее особенно отчетливо понимаешь, гуляя по улице Горького, где здание совершенно свободно стоит в пространстве города. Хотя в поле зрения время от времени оказываются фигуры охранников, ненавязчиво присутствующих в разных частях района – но это, надо думать, необходимая и достаточно деликатная предосторожность. Поставить традиционный забор, было бы, пожалуй, куда проще и надежнее, но РМК сознательно сделала ставку на открытость – ради здания, задуманного британскими архитекторами как воплощение прозрачности, и, с другой стороны, следуя актуальным трендам в развитии пространства городского центра, поскольку в наше время вкрапление современного «звездного» здания в череду особняков должно выглядеть живо и естественно – так, чтобы каждый мог прикоснуться к блестящему «медному» фасаду. Интересно, пойдут ли по этому пути другие крупные компании, которые еще только планируют строительство масштабных штаб-квартир, в том числе в Москве.
Мастерская:
Foster + Partners
ВостокПроект
Проект:
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Россия, Екатеринбург, ул. Максима Горького, 57

Авторский коллектив:
Архитектура: Foster + Partners
Автор проекта: Люк Фокс
Генеральное проектирование: ООО «Востокпроект»

2014 / 2020

Заказчик: Русская медная компания

03 Ноября 2020

In.Form, Foster + Partners: другие проекты
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Железнодорожный восторг
Команда архитекторов, возглавляемая Foster + Partners и Marge Arkitekter, выиграла конкурс на реконструкцию Центрального вокзала Стокгольма. Крупнейший транспортный хаб Северной Европы увеличит свою пропускную способность в два раза.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
«Ориентация на неудачу»
Foster + Partners и Zaha Hadid Architects вышли из-за идеологических разногласий из архитектурного объединения Architects Declare, созданного для борьбы с изменением климата и сохранения биоразнообразия.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Mriya Resort. Гигантский цветок у моря
Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
«Дворы» на Гудзоне
С недавних пор линия горизонта Манхэттена пополнилась новыми высотными доминантами – это башни нового многофункционального комплекса Хадсон-Ярдс, парящие над рядами железнодорожных путей, где отдыхают поезда, ожидая отправления с Пенсильванского вокзала.
Цветок в центре Лондона
Новая лондонская башня по проекту бюро Нормана Фостера, 305-метровый «Тюльпан», одобрена властями. Она станет вторым по высоте зданием в Западной Европе — после «Осколка» Ренцо Пьяно.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Дань памяти
Конкурсные проекты мемориала Холокоста в Лондоне, который станет главным памятникам его жертвам в Великобритании. В шорт-лист вошли ведущие архитекторы, художники и дизайнеры мира.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.