Открытая структура

В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.

mainImg
Мастерская:
Foster + Partners
ВостокПроект
Проект:
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Россия, Екатеринбург, ул. Максима Горького, 57

Авторский коллектив:
Архитектура: Foster + Partners
Автор проекта: Люк Фокс
Генеральное проектирование: ООО «Востокпроект»

2014 / 2020

Заказчик: Русская медная компания
РМК входит в число наиболее успешных и высокотехнологичных производителей меди в России и мире. Она изначально базировалась в Екатеринбурге, и в какой-то момент вопрос о необходимости строительства отдельной штаб-квартиры встал, что называется, в полный рост. Амбициозный бизнес ставит амбициозные задачи, и РМК не исключение – уже среди самых первых пожеланий к будущему комплексу руководство компании озвучивало инновационность, зрелищность и уникальность. И почти сразу для воплощения этих качеств в объеме стали искать иностранного архитектора, причем непременно первой величины. Для Foster + Partners это был прямой заказ: в 2012 году проект начали разрабатывать, в 2015-м его принял градсовет Екатеринбурга, и еще пять лет спустя стройка успешно завершилась.

Видео блога можно посмотреть здесь.

Участок для строительства своей новой штаб-квартиры РМК приобрела в самом центре Екатеринбурга, на улице Максима Горького. Это одна из старейших улиц города, которая вытянулась вдоль левого берега реки Исеть примерно на 1,8 км. За близость к реке ее в свое время очень любили купцы и промышленники – особняки многих из них, пусть и далеко не всегда в парадном состоянии, и сегодня формируют основу градостроительной ткани и самой улицы, и всех прилегающих к ней кварталов.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Именно поэтому, кстати, в этом районе города очень долгое время действовал строгий высотный регламент – строить выше 5-6 этажей инвесторам настоятельно не рекомендовалось. Но для РМК и приглашенной компанией архитектурной звезды сделали исключение – с оговоркой, что 87,5-метровое здание останется конкретно в этой части екатеринбургского центра самой высокой доминантой. И это, кстати, важное уточнение, поскольку к участку, на котором построена штаб-квартира, вплотную примыкает еще один, выходящий на параллельную улицу Гоголя и также принадлежащий РМК: так вот, на нем компания, при всем желании, ничего высотного построить уже не сможет.
План благоустройства. Штаб-квартира «Русской медной» компании
© Foster + Partners / предоставлено РМК

Первое, чем построенное здание обращает на себя внимание, – это, конечно, фасад. Очень фактурный фасад отчетливо медного цвета, решенный в виде кристаллической решетки. С одной стороны, такая оболочка, конечно, очень однозначно и прямолинейно отсылает к основному роду деятельности компании, но метафоричностью ее роль не исчерпывается. Одновременно это еще и важная часть климатической концепции здания. Пирамидки-«кристаллы», образующие фасад, состоят из четырех треугольных граней, две из которых выполнены из металла, а две – из стекла. Прозрачные и непрозрачные сегменты комбинируются в разном порядке в зависимости от того, к какой стороне света обращен тот или иной модуль: его стеклянные грани ловят солнечный свет, ориентируясь на преимущественно низкое в этих широтах солнце, верхние же металлические «капюшоны» защищают внутренние помещения от перегрева в те недолгие недели года, когда оно поднимается высоко над горизонтом и действительно припекает. Кроме того, сложная трехмерная форма фасадных элементов позволяет, даже при их многократной повторяемости, сформировать очень разнообразную поверхность, которая постоянно меняет свой облик в зависимости от интенсивности света, времени суток, облачности и щедро компенсирует предельную рациональность плана этого здания. Ведь если мысленно снять с комплекса штаб-квартиры 3D-оболочку, мы увидим лаконичный параллелепипед – каким, строго говоря, и должно быть любое офисное здание, заточенное в первую очередь на эргономику и высокую производительность труда.
  • zooming
    1 / 7
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 7
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Интересно и то, что прямоугольное в плане здание на улицу Горького ориентировано своей узкой стороной. То есть формально это торец, но одновременно – главный фасад. И архитекторы привносят в его облик дополнительную пространственную интригу, составляя центральные модульные элементы остекленными треугольниками друг к другу. В результате по центру торца возникает полностью прозрачная решетка, обрамленная медными складками. Первый и два последних этажа здания собраны из «пирамид» увеличенной высоты (12 метров против стандартных 10), так что на уровне пешехода «медная» облицовка воспринимается как торжественная драпировка. Особенно эффектно в этом смысле отмечен главный вход в здание – треугольные «складки» ниспадают с двух сторон поверх масштабного плоского витража, словно торжественно раздвинутый занавес.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира Русской медной компании
    Фотография © Анна Мартовицкая

И точно такой же плоский витраж фиксирует завершение башни – там он использован для размещения объемного логотипа РМК, также выполненного из стекла.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

В темное время суток здание подсвечивается теплым желтым светом, который очень логично продолжает и развивает тему медной облицовки. Эмблема же украшена светодиодной подсветкой в цветах очень пестрого по своей палитре логотипа РМК. Впрочем, инсталлированные внутрь этой структуры программируемые светодиоды позволяют реализовать самые разные светосценарии: жителям Екатеринбурга обещаны и российский триколор, и цвета георгиевской ленточки, и другие спецэффекты. Презентация всех возможностей подсветки пройдет чуть позже, вероятно, уже ближе к новому году, но уже сейчас понятно, что здание стало очень заметным ориентиром в панораме и всего центра Екатеринбурга, и новой благоустроенной набережной реки Исеть, который и в прямом и в переносном смысле освещает все вокруг.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Структура здания в пересказе проста и в хорошем смысле предсказуема. Первый этаж – это общественное лобби, высота потолков которого составляет 12 метров. Со второго по 13 – офисные блоки, решенные в рамках этого проекта стандартно. И, наконец, два верхних этажа – это уровни с индивидуальной отделкой, где разместились кабинеты руководства компании. Кровля трактована как «пятый фасад» – она выложена такими же структурными модулями, что и фасады. Модулей в общей сложности 196, если считать десять «уложенных» на кровле. Весит каждый такой элемент от 9 до 12 тонн и состоит из 1100 деталей. Колоссальная цифра, причем каждый модуль включает в себя сложное остекление и элементы стального каркаса, составляющего основу его конструкции, а также облицовывающие этот каркас стальные накладки, заполняющие алюминиевые панели, и уже поверх этих панелей закрепленные листы микроребристой нержавеющей стали. Всю эту сложную многослойную конструкцию глаз воспринимает как некий монолит – не в последнюю очередь за счет специального PVD-покрытия, которое, с одной стороны, дает тот самый медный оттенок и тактильно приятную гладкую, но не зеркальную, а словно бархатистую поверхность, а с другой обеспечивает стойкость фасада по отношению к довольно суровому климату.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Монтаж фасадной конструкции велся почти два года, с середины 2017, и нельзя не отдать должное местным подрядчикам, выдержавшим подобное испытание: модули были изготовлены и частично собраны заранее, а все финальные монтажные работы велись непосредственно на площадке, в специальном ангаре, который, кстати, и сегодня еще не разобрали полностью.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

И – пару слов о том, почему фасады, призванные символизировать принадлежность к медедобывающей отрасли, выполнены не из меди. Наверное только ленивый уже не пошутил по этому поводу, но и для Foster + Partners, и для РМК в данном вопросе на первом месте стояли соображения целесообразности и технологичности – фасады из меди не только на порядок сложнее и дороже в производстве, но и непредсказуемо капризны в эксплуатации и особенно во взаимодействии с окружающей средой. Остроумнее всего в разговоре со мной этот момент прокомментировал Алексей Байда, заместитель генерального директора Группы компании «А1», выступившей генподрядчиком строительства комплекса: «Мы не хотели получить еще одну Статую Свободы». Важно и то, что фасад, при всей его технологической сложности, в теории воспринимается заказчиком как сменная оболочка: конструктивный каркас здания штаб-квартиры выполнен из белого архитектурного бетона и рассчитан на десятилетия беспроблемной эксплуатации, тогда как фасад, по словам Алексея Байды, через 20-30 лет запросто может быть заменен на «другие кастомизированные решения».

В России, кстати, это первый случай, когда из белого архитектурного бетона выполнен абсолютно весь конструктив. Использование этого материала – честного и за счет этой честности самодостаточного, то есть не требующего отделки, – было одним из основных условий Foster + Partners. Остается только догадываться, какой ценой (и я сейчас даже не про бюджет, а в первую очередь про мастерство строителей) удалось добиться идеально гладких стен и колонн (шестигранных!), определяющих облик интерьеров и всех рабочих зон штаб-квартиры, и ее торжественного главного входного вестибюля 12-метровой высоты.
  • zooming
    1 / 11
    Штаб-квартира Русской медной компании, интерьер лобби
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    2 / 11
    Штаб-квартира Русской медной компании, интерьер лобби
    Фотография © Анна Мартовицкая
  • zooming
    3 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    8 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    9 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    10 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    11 / 11
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Модульная система легла в основу и внутренней планировки здания. Все офисные этажи представляют собой не что иное, как двухэтажные стандартизированные блоки, по длинным сторонам которых расположились кабинеты. К заднему фасаду обращены лестнично-лифтовые узлы, а в центре организована общественная коммуникационная зона, которая благодаря десятиметровому витражу со стороны главного фасада не знает недостатка дневного света. Иными словами, высота каждого рабочего этажа составляет 5 метров (конечно, часть этого пространства «съели» инженерные коммуникации, которые здесь спрятаны в перекрытия абсолютно полностью), а вот общественная зона оставлена двухсветной. Фактически центром каждого модуля стал собственный атриум, а его скульптурной и коммуникационной доминантой служит трехмаршевая Y-образная лестница, соединяющая уровни модуля между собой.
  • zooming
    1 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    2 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    3 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    4 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    5 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    6 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК
  • zooming
    7 / 7
    Штаб-квартира «Русской медной компании»
    Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

Сама идея подобного планировочного решения родилась у архитекторов в результате изучения того, как устроена внутренняя структура РМК. Компания состоит из отдельных подразделений, внутри которых работают команды численностью преимущественно 4-6 человек. В новой штаб-квартире для каждой из таких команд создан отдельный кабинет, а в пределах одного модуля расположились или одно подразделение компании, или те, что по роду деятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. Максимум дневного света и проницаемости рабочим помещениям обеспечивают внутренние прозрачные перегородки – из стекла выполнены не только стены кабинетов, которыми те обращены к атриуму, но и перила ограждений верхнего (по сути, антресольного) уровня. Кстати, не только эти элементы интерьера (перегородки, лестницы, стойки ресепшн и т.д.) были выполнены по эскизам Foster + Partners, но и вся мебель. «Кристаллические» по своей форме столы, установленные в кабинетах руководителей подразделений, теперь, например, даже присутствуют в каталогах производителей мебели под названием «РМК».
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Фотография © Олег Ковалюк / Предоставлено РМК

В Екатеринбурге к зданию РМК уже успели привыкнуть. Оно довольно долго возводилось и еще дольше обрастало «пирамидками», из которых собраны фасады (именно благодаря им, кстати, этот объект в столице Урала называют не иначе, как «ананас»), и для местных жителей успело стать неотъемлемой частью городского ландшафта. Но на скромный взгляд приезжего, у РМК получилась доминанта, от которой сложно оторваться. По улице Горького (кстати, качественно и масштабно благоустроенной к окончанию строительства здания) так и хочется гулять взад-вперед, рассматривая, как треугольные стеклянно-медные складки вросли в ее ткань и панораму.

На мой взгляд, это здание опровергает два едва ли не самых болезненных для российской архитектурно-строительной культуры стереотипа: первый о том, что красивые замыслы иностранных звезд неизбежно разбиваются об уныние наших нормативов и квалификацию наших застройщиков, и второй о том, что навороченные штаб-квартиры корпораций неизбежно скрываются за высокими заборами. Не разбиваются и не скрываются. И если за первое стоит поблагодарить масштабную российскую команду, отвечавшую за реализацию проекта, то второе – заслуга компании-заказчика. Последнее особенно отчетливо понимаешь, гуляя по улице Горького, где здание совершенно свободно стоит в пространстве города. Хотя в поле зрения время от времени оказываются фигуры охранников, ненавязчиво присутствующих в разных частях района – но это, надо думать, необходимая и достаточно деликатная предосторожность. Поставить традиционный забор, было бы, пожалуй, куда проще и надежнее, но РМК сознательно сделала ставку на открытость – ради здания, задуманного британскими архитекторами как воплощение прозрачности, и, с другой стороны, следуя актуальным трендам в развитии пространства городского центра, поскольку в наше время вкрапление современного «звездного» здания в череду особняков должно выглядеть живо и естественно – так, чтобы каждый мог прикоснуться к блестящему «медному» фасаду. Интересно, пойдут ли по этому пути другие крупные компании, которые еще только планируют строительство масштабных штаб-квартир, в том числе в Москве.
Мастерская:
Foster + Partners
ВостокПроект
Проект:
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Россия, Екатеринбург, ул. Максима Горького, 57

Авторский коллектив:
Архитектура: Foster + Partners
Автор проекта: Люк Фокс
Генеральное проектирование: ООО «Востокпроект»

2014 / 2020

Заказчик: Русская медная компания

03 Ноября 2020

In.Form, Foster + Partners: другие проекты
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Железнодорожный восторг
Команда архитекторов, возглавляемая Foster + Partners и Marge Arkitekter, выиграла конкурс на реконструкцию Центрального вокзала Стокгольма. Крупнейший транспортный хаб Северной Европы увеличит свою пропускную способность в два раза.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
«Ориентация на неудачу»
Foster + Partners и Zaha Hadid Architects вышли из-за идеологических разногласий из архитектурного объединения Architects Declare, созданного для борьбы с изменением климата и сохранения биоразнообразия.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Mriya Resort. Гигантский цветок у моря
Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
«Дворы» на Гудзоне
С недавних пор линия горизонта Манхэттена пополнилась новыми высотными доминантами – это башни нового многофункционального комплекса Хадсон-Ярдс, парящие над рядами железнодорожных путей, где отдыхают поезда, ожидая отправления с Пенсильванского вокзала.
Цветок в центре Лондона
Новая лондонская башня по проекту бюро Нормана Фостера, 305-метровый «Тюльпан», одобрена властями. Она станет вторым по высоте зданием в Западной Европе — после «Осколка» Ренцо Пьяно.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Дань памяти
Конкурсные проекты мемориала Холокоста в Лондоне, который станет главным памятникам его жертвам в Великобритании. В шорт-лист вошли ведущие архитекторы, художники и дизайнеры мира.
Похожие статьи
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.