Многоликие транзиты

Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.

mainImg

Идея

Переосмыслить транзитные территории города как полноценные городские пространства, а не как технические коридоры для перемещения. Исследовать, какими могут быть транспортные сети будущего в условиях отказа от привычной логики дорог: представить новые формы передвижения, новые сценарии использования пространства и новые модели взаимодействия человека с городской средой.
  • zooming
    Воркшоп «Городские транзиты» под руководством АБ ASADOV / Открытый город 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Воркшоп «Городские транзиты» под руководством АБ ASADOV / Открытый город 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Задачи

1. Исследование среды
Проанализировать существующие транзитные территории и их роль в городской структуре. Выявить проблемы и ограничения, возникающие из текущей модели дорог и транспортных коридоров.

2. Переосмысление функций
Рассмотреть альтернативные сценарии использования транзитных пространств вне логики «просто перемещение». Определить, как эти территории могут стать более гибкими, многофункциональными и ориентированными на человека.

3. Формирование будущих моделей перемещения
Смоделировать, как может выглядеть город при отказе от традиционного понимания дороги. Предложить новые типологии передвижения, сетей и транспортного взаимодействия.

4. Выдвижение гипотез и решений
Разработать комплекс идей – от прикладных до футуристических – способных изменить структуру городских транзитов. Исследовать возможности внедрения этих решений в разных временных горизонтах: сейчас, в ближайшем будущем, в долгосрочной перспективе.

5. Создание смысловой рамки
Сформулировать персональную позицию относительно приоритетов развития транзитных территорий. Определить концептуальные принципы, на которых может строиться новая модель городской мобильности.

Решения

1. Новые типологии движения
Введение альтернативных форм перемещения, не завязанных на традиционные дороги: распределённые пешеходные маршруты, автономные транспортные капсулы, надземные и подземные траектории движения. Создание адаптивных сетей, которые подстраиваются под потребности горожан и изменяются во времени.

2. Трансформация транзитных территорий
Превращение транспортных коридоров в многофункциональные городские пространства, сочетающие перемещение, отдых, природу и сервисы. Сокращение доли территорий, предназначенных исключительно для транспорта, и интеграция их в активную городскую ткань.

3. Интеграция человеческого опыта
Проектирование транзитных решений, основанных на человеческих маршрутах и паттернах поведения, а не на технических требованиях инфраструктуры. Формирование сетей, которые улучшают качество городской жизни: безопасность, доступность, средовой комфорт.

4. Технологические и футуристические концепции
Использование технологий для создания динамических, «умных» транзитных систем – от автоматизации потоков до модульных транспортных платформ. Разработка концепций, которые пока невозможны, но задают направление будущим инновациям.

5. Многоуровневые стратегии внедрения
Предложение решений с разными горизонтами реализации: краткосрочные – локальные улучшения и микро-интервенции; среднесрочные – переосмысление отдельных маршрутов и узлов; долгосрочные – создание новых моделей городской мобильности и сетевой структуры.

Проекты студентов

СИМисты и пешеходы
Маргарита Альмухаметова

С ростом спроса на средства индивидуальной мобильности (СИМ) – мы не можем отрицать, что они стали новым явлением, появившимся на улицах города. СИМ везде: на автодорогах, тротуарах, в подземных пешеходных переходах (что, как оказалось, противозаконно). По всему городу мы наблюдаем разбросанные парковки для индивидуального транспорта – они бывают обозначенными и стихийными. Это не только создает визуальный шум, но и порой препятствует перемещению пешеходов. Я решила обозначить явление Средств Индивидуальной Мобильности, предложить варианты для их нового названия и подумать, как же им сожительствовать с пешеходами.
  • zooming
    1 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    2 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    3 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    4 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    5 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    6 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    7 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    8 / 8
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова

Проблему взаимодействия средств индивидуальной мобильности и пешеходов решаем выделением нового типа участников дорожного движения (СИМистов) и обустройством необходимой для них инфраструктуры – микро-ТПУ у выходов из метро с зарядками для электротранспорта и вибрирующими тротуарами, которые предупреждают пешеходов о приближении СИМистов.
 
Транзитная осознанность
Алина Аракчеева

Проблему бессмысленных поездок решаем, превращая транспорт в пространство для отдыха, работы, образования и общения, превращая привычные транспортные средства в функциональные капсулы-трансформеры, в которых каждый найдет себе занятие по душе, с пользой дополнив свой распорядок дня.
  • zooming
    1 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    2 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    3 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    4 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    5 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    6 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    7 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева

КОНЦЕПЦИЯ «КАПСУЛЫ – ТРАНСФОРМЕРЫ»
Это не просто кресло. Это ваше личное пространство на время поездки, которое настраивается под вашу задачу. Технически: Капсула – это автономный модуль на автоматизированной платформе (беспилотное такси/вагонетка). Внутри – «умный» интерьер.

- Режим «Работа»: Кресло принимает эргономичное положение, выдвигается большой экран, включается шумоподавление, подсветка фокусирует свет на рабочей зоне.
- Режим «Кинотеатр»: Кресло откидывается, экран становится шире, включается объемный звук.
- Режим «Обеденный»: Столик трансформируется, появляется подогрев для еды и кофе, который вы заказали через приложение при посадке.
- Режим «Релакс»: Приглушенный свет, ароматерапия, трансляция успокаивающих звуков природы через акустику кресел.
- Режим «Фитнес»: Кресло убирается в пол, освобождая пространство для коврика. На экране – запись тренировки, датчики следят за пульсом.

Суть: Вы не «теряете» час, а «инвестируете» его в себя.

КОНЦЕПЦИЯ «ТРАНСПОРТ-КЛУБ»
Вместо того чтобы загонять каждого в свою «скорлупу», мы создаем комфортабельные общественные пространства, где поездка становится временем для общения, нетворкинга или тимбилдинга.

Как это выглядит: Это вагоны или салоны, больше похожие на коворкинги, лаунж-зоны аэропортов или уютные кафе. Мягкие диваны, столы для переговоров, зоны с креслами для неформального общения, библиотечные полки, кофе-поинты.

Что делают люди: Коллеги по дороге в офис могут провести утреннюю планёрку. Студенты – обсудить проект. Вы можете поработать за ноутбуком за удобным столом или просто пообщаться с новыми интересными людьми.

Суть: Мы возвращаем время, превращая пассивное перемещение в активное социальное взаимодействие. Транспорт становится продолжением офиса или клуба по интересам.

КОНЦЕПЦИЯ «ТРАНСПОРТ-ЛАБОРАТОРИЯ»
Поездка становится временем для обучения и личностного роста. Это мобильные лекционные залы и мастерские.

Как это выглядит: Вагоны, оборудованные интерактивными экранами, VR-шлемами, стендами для практических занятий. Маршруты или отдельные рейсы могут быть тематическими: «урок английского», «лекция по истории искусств», «мастер-класс по программированию».

Что делают люди: Надев VR-шлем, вы «переноситесь» в Древний Рим во время лекции по истории. Или проходите интерактивный урок на встроенном экране перед сиденьем. Или собираете простой электрический конструктор на столе.

Суть: Мы превращаем «мертвое» время в пути в инвестицию в свои знания и навыки. Вы выходите из транспорта не просто на другой станции, а с новой идеей.

КОНЦЕПЦИЯ «ТРАНСПОРТ-ПАРК»
Акцент на ментальном здоровье и физическом восстановлении. Это ответ на выгорание и стресс городской жизни.

Как это выглядит: Вагоны с панорамными окнами, живыми растениями, «зелеными» стенами, аквариумами. Вместо громкого гудка – приглушенные звуки природы. Есть зоны для медитации с шумоподавлением, кресла-капсулы для короткого сна, массажные кресла, зоны с тренажерами для кистевого эспандера или легкой растяжки.

Что делают люди: Вы можете провести сеанс медитации по дороге на работу, чтобы приехать собранным и спокойным. Или вздремнуть 20 минут после тяжелого дня. Или просто наблюдать за городом через огромное окно, отключившись от суеты.

Суть: Мы используем время в пути для перезагрузки нервной системы. Транспорт становится «буферной зоной» между домом и работой, местом, где можно восстановить силы.

Реализация:
Уже существующие элементы:
– Беспилотный транспорт: технологии Tesla, Waymo (такси).
– Интернет вещей (IoT): «умные» дома – те же принципы для «умной» капсулы.
– Модульные конструкции: используются в автомобилестроении и мебели (трансформеры).
– AR/VR: дополненная реальность для работы или развлечений.

Реализация: сначала такие капсулы могут появиться как премиум-сервис на длинных маршрутах (от аэропортов, между городами), а затем, с удешевлением технологий, стать массовыми в рамках городской транспортной сети.

Локация №1
Локация «Маршрут»: магистрали между спальными районами и центром или между центром и аэропортами (например, вдоль Калужского или Киевского шоссе Москва – Шереметьево).

Почему: Тысячи людей ежедневно тратят по 1.5–2 часа на дорогу до метро или в пробках. Идеальное место для тестирования скоростных капсул как альтернативы личному автомобилю и маршруткам.

Локация №2
Локация «Узел»: крупнейшие ТПУ (транспортно-пересадочные узлы) – например, «Южные ворота» или будущий узел в Коммунарке.

Почему: Это точки, куда стекаются потоки из разных районов. Здесь можно создать целый «терминал осознанности» – хаб, где люди пересаживаются из обычного метро/автобуса в персонализированные капсулы для дальнейшего комфортного пути.
 
Возвращая время
Анна Белякова

Проблему бессмысленности потраченного времени и зависимости от преград в городе решаем, превращая часть здания в разносценарный воздушный транспорт, который перемещается прямолинейно.
  • zooming
    1 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    2 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    3 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    4 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    5 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    6 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова

КЛАУЗУРА «ТРАНЗИТНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ»
Мы застряли в пути, заключив себя в стальные клетки маршрутов. Наше время, украденное дорогой, стало мертвой зоной между жизнью дома и работой. Городские артерии, созданные для скорости, разрезают живую ткань города, оставляя по берегам пустыри безразличия. Мы смирились с транзитом как с неизбежным злом, а человека превратили в пассивный груз, терпящий монотонность и отчуждение. Но город – это пространство для жизни, а не сеть дорог. Мы настаиваем: путь должен быть осмысленным. Транзитный узел – это нервный центр, а не точка бегства. Мы против архитектуры безразличия – заборов, переходов-ловушек и скуки. Наша цель – превратить линейный коридор в последовательность многофункциональных пространств, где искусство, торговля и рекреация становятся неотъемлемой частью маршрута. Мы создаем среду, которая защищает, вдохновляет и уважает человека. Безопасность, комфорт и эстетика – это не опции, а фундамент новой городской этики. Мы возвращаем городу его время. Мы возвращаем человеку его путь.
 
Perpetuum mobile
Ислам Гильмутдинов

Проблему негативного отношения к транспортным территориям решаем их сознательным позиционированием как эстетики пульсации жизни города через движение – через создание точек созерцания городских транзитов: смотровых площадок, которые раскрывают вид на оживлённые городские трассы и осознанное наблюдение за ними, как за течением реки или движением солнца.
  • zooming
    1 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    2 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    3 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    4 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    5 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    6 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов


ГОРОД БЕЗ ДОРОГ
Клаузура «Город без дорог»
Материал: бумага, карандаш.

В этой клаузуре я освобождаю огромные пространства на земле, убираю все транзиты под землю, упорядочиваю их по масштабу и скорости передвижения. В местах пересечения потоков возникают ТПУ-ориентиры, градиентно располагающиеся в городской среде. Для разрыва монотонности я создаю места наблюдения за транзитом, поскольку считаю важным внедрять их в среду города.
 
Dasein
Алексей Захаров

Проблему маргинализации транзитных территорий решаем их превращением в интересное многослойное полифункциональное пространство, насыщенное событиями и эмоциями.
Dasein
© Алексей Захаров


«Я утверждаю: инфраструктура мобильности подавляет человека. Она вынуждает нас преодолевать огромные расстояния, идти под гулом магистралей, где страшно и некомфортно, она отбирает у нас право на город и возможность наслаждаться им. Я знаю: транзитные территории – это разрывы. Они соединяют машины и грузы, но разделяют людей. Они превращают город в сеть анклавов, лишённых прямой связи. Я знаю: магистрали и железные дороги работают как стены. Они превращают город в архипелаг, где человек живёт в анклаве и не может перейти за его пределы. Я отказываюсь принимать этот парадокс. Транспортные структуры не должны диктовать человеку, как он должен взаимодействовать с городом. Человек эры тотальной цифровизации будет особенно остро нуждаться не в анонимной инфраструктуре, а в живой коммуникации и возможности чувствовать окружающий мир. Я утверждаю: транзит должен перестать быть барьером. Он обязан стать пространством, где человек может находиться, а не только проноситься мимо. Я сделаю пересечение недавнего не-места событием, олицетворяющим присутствие. Переход через дорогу или пути станет опытом, в котором есть эмоция, встреча, проживание момента. Я уверен: транзитные зоны должны не только обслуживать движение, но и поддерживать жизнь. На них появятся новые уровни города – мосты-улицы, сады-платформы, капсулы-сообщества. Они примут в себя и скейт-площадки, граффити, андеграундные выставки и бары. Я верю: их маргинальность – это энергия, которую нужно не подавлять, а направить. Я превращу шум и опасность в силу. Транзитные территории станут сакральными порогами, лиминальными пространствами, где человек испытывает DASEIN – присутствие здесь и сейчас. Я знаю: глобальная связь через интернет не компенсирует физическую разобщённость. Я создаю реальную сеть – переходы и пересечения, где рождается человеческое со-бытие. Я утверждаю: DASEIN – это право проживать город, а не просто пересекать его. Это город поверх транзита, где движение становится присутствием».
 
Городской градиент
Никита Киндрат

Проблему нехватки места для растущей плотности дорог решаем многоэтажными дорогами-этажерками, увеличивающимися не вширь, но и вверх. Причем, чем выше уровень – тем выше скорость транспорта.
Городской градиент
© Никита Киндрат


Манифест
Транспортная система современного мегаполиса основана на приоритете индивидуального автомобиля. Эволюционный путь в транспортном планировании – строительство новых дорог, развязок, «умных» светофоров – не решает системных проблем. Он лишь временно смягчает симптомы, требуя колоссальных ресурсов для обслуживания устаревшей парадигмы. Эта модель нерациональна и антигуманна, так как заведомо признаёт допустимыми постоянные потери времени, здоровья и жизней в ДТП. Эта «дорогостоящая терапия» лишь усугубляет болезнь, подпитывая порочный круг: расширение дорог провоцирует новый спрос на частные автомобили, что вновь приводит к заторам и требует очередного расширения. Мы не просто тратим силы впустую – мы активно инвестируем в систему, которая заведомо не имеет будущего. Необходим радикальный разрыв с существующей моделью. Проблему перемещения людей в городе следует решать не бесконечным улучшением транспорта, основанного на отдельных транспортных средствах, а его полной заменой на интегрированную сетевую систему. Ключевой принцип такой системы – пассивное перемещение посредством траволатора, где целью является не управление средством передвижения, а максимально эффективное и комфортное достижение пункта назначения. Результатом этого преобразования станет город, в котором транзит перестанет быть ежедневной проблемой. Он превратится в незаметный, безопасный и эффективный фон городской жизни. Это – технически осуществимая, экономически рациональная и единственно гуманная перспектива для городов будущего.
 
Вверх?
Дмитрий Левин

Проблему оптимизации площадей, занятых транспортом, решаем переносом городских транзитов из плоскости в объём, постепенно превращая высотный город в многоуровневую структуру, где перемещение происходит не только в плоскости земли, но и во всех измерениях его трёхмерной структуры.
  • zooming
    1 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    2 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    3 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    4 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    5 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    6 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    7 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин

 
Nova dimensio
Мухаммад Рукая

Проблема тяжести грузов, пробки, повсеместное загрязнение и постоянный шум превращают городскую среду в источник неудобств. Переосмысляем городские транзиты в многоуровневую структуру, где каждый ярус отвечает за свою функцию. Вещепровод – подземная сеть доставки всех товаров, в которую можно загружать и получать вещи как в аэропорту, чтобы передвигаться по городу налегке.
  • zooming
    1 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    2 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    3 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    4 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    5 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    6 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    7 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    8 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    9 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    10 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    11 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая

 
Городской гибрид
Матвей Налетов

Проблему монофункциональности городских транзитов решаем смешением транспорта и зданий, выращивая на их основе гибридов в виде передвижных составов со специальными функциями – начиная от движущейся поликлиники и вагона-МФЦ, заканчивая передвижными выставками, лекториями и храмами.
  • zooming
    1 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    2 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    3 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    4 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    5 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    6 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    7 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    8 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    9 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    10 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    11 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов

КЛАУЗУРА «ГОРОД-АДАПТОР»
В ответ на вызовы урбанизации и дефицита пространства данная концепция предлагает модель «вертикального роста» – динамичного модульного города. Его плотная структура состоит из унифицированных ячеек-модулей, выполняющих различные функции. Ключевой особенностью является бескаркасный метод строительства, при котором новые элементы интегрируются в городской организм с помощью дронов, обеспечивая его непрерывную эволюцию и адаптацию.

Поезд-лифт становится вертикальным метро. Город пронизан вертикальными стволами-тоннелями. Поезда в них не поднимают кабиной, а непрерывно движутся вверх-вниз по маршруту, как лифты-челноки. Пассажиры заходят на остановку-платформу на нужном уровне и ждут свой «вертикальный поезд».

МАНИФЕСТ «ГОРОД – ОРГАНИЗМ»
Проблема: каждый раз, садясь в машину или вагон метро, ты выпадаешь из городской жизни. Ты не житель, а пассажир. Город за окном – это картинка, а не среда, к которой ты принадлежишь. Ты оторван, пока едешь. Транспорт выступает исключительно транзитной зоной. Заборы и провода. Эффект оторванности от города усиливается за счёт шумозащитных экранов и гаражей. Люди и здания воспринимаются будто картина в рамке: за окном – жизнь, в которую ты вернёшься минут через 40...

Гипотеза: если превратить транспорт и прилегающие к нему территории (вокзалы, площади) из транзитных зон в многофункциональные, трансформируемые модули городской среды, то ощущение оторванности и пассивности «пассажира» сменится чувством постоянного включения и принадлежности «горожанина», даже во время передвижения.

Решение: предложено превратить транспорт из изолированной капсулы в живой, трансформируемый модуль города. Модули стирают границу между движением и жизнью. Город – это не сумма домов и транспорта! Нужен поиск новых типологий и морфотипов.

ТРАНСПОРТ – ХАМЕЛЕОН
Гипотеза: вагон метро или шаттл, где сиденья и стены перестраиваются под задачу. Наполнение: утром это коворкинг «с видом на город». Днём – мобильная библиотека или кафе. Вечером – кинотеатр в движении.

Эффект: ты не «оторван», ты просто перемещаешь свой офис, гостиную или клуб по городу. Ты остаёшься в своей жизненной среде.
 
Свободный поток
Анастасия Попова

Проблему сокращения озеленения и пространств для пешеходов решаем подвешенным струнным транспортом, который постепенно замещает традиционный, превращая уровень земли в тотальный парк для пешеходов.
  • zooming
    1 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    2 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    3 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    4 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    5 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    6 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    7 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова

КЛАУЗУРА «ГОРОД 720»
Мы застряли на плоскости. Мы упираемся в пределы двух измерений. Дороги разделяют нас и отнимают время. Город – это не площадь, а объём. Я утверждаю, что город должен развиваться ввысь, создавая многослойный, объёмный организм. Жильё, работа, отдых и культура интегрированы в вертикальные небоскрёбы. Основное передвижение людей происходит в воздушном пространстве. Дороги превращаются в бульвары и скверы, улицы освобождаются от магистралей.

МАНИФЕСТ «НОВАЯ ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»
Мы живём в городах, захваченных асфальтом. Дороги, которые должны служить нам, стали нашими тюремщиками. Они пожирают общественное пространство, отравляют воздух, крадут наше время и разобщают городские сообщества. Каждый день мы жертвуем парками, детскими площадками, велодорожками ради права стоять в пробках. Городской стресс стал нормой, порождённой ежедневной борьбой за пространство. Пришло время освободиться от тирании дорог. Я создаю альтернативу нынешнему транспорту – новую философию городской мобильности.

Вертикальность становится нормой. От плоского, двумерного движения – к трёхмерному пространству возможностей. Я предлагаю использовать лёгкие конструкции, которые можно быстро переконфигурировать под меняющиеся потребности города. Транспорт станет модульным и адаптивным. С новой городской мобильностью возвращаются территории. Транспорт постепенно поднимается на уровень выше. Над железнодорожными путями устанавливаются опоры, по которым запускаются непрерывные линии кабинок. Трамваи становятся подвесными, избавляя землю от рельс. Парковки становятся скверами и детскими площадками, проезжие части – пешеходными променадами. Воздух становится чище. Транспортная инфраструктура не исчезает, а «возносится» на второй уровень, уступая нижний ярус пешеходам, зелени и городской жизни.

Я предлагаю не эволюционное улучшение, а революционную перезагрузку принципов городского планирования, где приоритетом является качество жизни человека, а не перемещение автомобиля.

Железнодорожные «разрывы»: Рижская эстакада

Проблема: широкие железнодорожные пути создают непреодолимый барьер для пешеходов и машин. Чтобы попасть с одной стороны путей на другую, нужно делать огромный крюк через тоннели или дальние мосты, которые зачастую загружены.
Пример: переход от метро «Рижская» к районам за путями.

Решение: канатные мосты-переправы и подвесные поезда. Над железнодорожными путями устанавливаются опоры, по которым запускаются непрерывные линии кабинок (как на горнолыжном подъёмнике, но полностью закрытые и комфортные). Поезда поднимаются уровнями выше.

Транспортные «хвосты» у станции метро «Юго-Западная»

Проблема: утром у станции метро скапливаются сотни людей, ожидающих автобусы в «спальные» районы. Образуются огромные живые очереди на 20–30 минут. Автобусы не справляются с пассажиропотоком.

Решение: канатные капсулы и поезда. От выхода со станции метро запускается линия подвесных капсул-челноков по маршруту «метро – удалённый микрорайон». Капсулы отправляются каждые 20–30 секунд, образуя «канатный поезд».
 

18 Ноября 2025

Похожие статьи
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Технологии и материалы
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сейчас на главной
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».