Многоликие транзиты

Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.

mainImg

Идея

Переосмыслить транзитные территории города как полноценные городские пространства, а не как технические коридоры для перемещения. Исследовать, какими могут быть транспортные сети будущего в условиях отказа от привычной логики дорог: представить новые формы передвижения, новые сценарии использования пространства и новые модели взаимодействия человека с городской средой.
  • zooming
    Воркшоп «Городские транзиты» под руководством АБ ASADOV / Открытый город 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Воркшоп «Городские транзиты» под руководством АБ ASADOV / Открытый город 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Задачи

1. Исследование среды
Проанализировать существующие транзитные территории и их роль в городской структуре. Выявить проблемы и ограничения, возникающие из текущей модели дорог и транспортных коридоров.

2. Переосмысление функций
Рассмотреть альтернативные сценарии использования транзитных пространств вне логики «просто перемещение». Определить, как эти территории могут стать более гибкими, многофункциональными и ориентированными на человека.

3. Формирование будущих моделей перемещения
Смоделировать, как может выглядеть город при отказе от традиционного понимания дороги. Предложить новые типологии передвижения, сетей и транспортного взаимодействия.

4. Выдвижение гипотез и решений
Разработать комплекс идей – от прикладных до футуристических – способных изменить структуру городских транзитов. Исследовать возможности внедрения этих решений в разных временных горизонтах: сейчас, в ближайшем будущем, в долгосрочной перспективе.

5. Создание смысловой рамки
Сформулировать персональную позицию относительно приоритетов развития транзитных территорий. Определить концептуальные принципы, на которых может строиться новая модель городской мобильности.

Решения

1. Новые типологии движения
Введение альтернативных форм перемещения, не завязанных на традиционные дороги: распределённые пешеходные маршруты, автономные транспортные капсулы, надземные и подземные траектории движения. Создание адаптивных сетей, которые подстраиваются под потребности горожан и изменяются во времени.

2. Трансформация транзитных территорий
Превращение транспортных коридоров в многофункциональные городские пространства, сочетающие перемещение, отдых, природу и сервисы. Сокращение доли территорий, предназначенных исключительно для транспорта, и интеграция их в активную городскую ткань.

3. Интеграция человеческого опыта
Проектирование транзитных решений, основанных на человеческих маршрутах и паттернах поведения, а не на технических требованиях инфраструктуры. Формирование сетей, которые улучшают качество городской жизни: безопасность, доступность, средовой комфорт.

4. Технологические и футуристические концепции
Использование технологий для создания динамических, «умных» транзитных систем – от автоматизации потоков до модульных транспортных платформ. Разработка концепций, которые пока невозможны, но задают направление будущим инновациям.

5. Многоуровневые стратегии внедрения
Предложение решений с разными горизонтами реализации: краткосрочные – локальные улучшения и микро-интервенции; среднесрочные – переосмысление отдельных маршрутов и узлов; долгосрочные – создание новых моделей городской мобильности и сетевой структуры.

Проекты студентов

СИМисты и пешеходы
Маргарита Альмухаметова

С ростом спроса на средства индивидуальной мобильности (СИМ) – мы не можем отрицать, что они стали новым явлением, появившимся на улицах города. СИМ везде: на автодорогах, тротуарах, в подземных пешеходных переходах (что, как оказалось, противозаконно). По всему городу мы наблюдаем разбросанные парковки для индивидуального транспорта – они бывают обозначенными и стихийными. Это не только создает визуальный шум, но и порой препятствует перемещению пешеходов. Я решила обозначить явление Средств Индивидуальной Мобильности, предложить варианты для их нового названия и подумать, как же им сожительствовать с пешеходами.
  • zooming
    1 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    2 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    3 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    4 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    5 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    6 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова
  • zooming
    7 / 7
    СИМисты и пешеходы
    © Маргарита Альмухаметова

Проблему взаимодействия средств индивидуальной мобильности и пешеходов решаем выделением нового типа участников дорожного движения (СИМистов) и обустройством необходимой для них инфраструктуры – микро-ТПУ у выходов из метро с зарядками для электротранспорта и вибрирующими тротуарами, которые предупреждают пешеходов о приближении СИМистов.
 
Транзитная осознанность
Алина Аракчеева

Проблему бессмысленных поездок решаем, превращая транспорт в пространство для отдыха, работы, образования и общения, превращая привычные транспортные средства в функциональные капсулы-трансформеры, в которых каждый найдет себе занятие по душе, с пользой дополнив свой распорядок дня.
  • zooming
    1 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    2 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    3 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    4 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    5 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    6 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева
  • zooming
    7 / 7
    Городские транзиты
    © Алина Аракчеева

КОНЦЕПЦИЯ «КАПСУЛЫ – ТРАНСФОРМЕРЫ»
Это не просто кресло. Это ваше личное пространство на время поездки, которое настраивается под вашу задачу. Технически: Капсула – это автономный модуль на автоматизированной платформе (беспилотное такси/вагонетка). Внутри – «умный» интерьер.

- Режим «Работа»: Кресло принимает эргономичное положение, выдвигается большой экран, включается шумоподавление, подсветка фокусирует свет на рабочей зоне.
- Режим «Кинотеатр»: Кресло откидывается, экран становится шире, включается объемный звук.
- Режим «Обеденный»: Столик трансформируется, появляется подогрев для еды и кофе, который вы заказали через приложение при посадке.
- Режим «Релакс»: Приглушенный свет, ароматерапия, трансляция успокаивающих звуков природы через акустику кресел.
- Режим «Фитнес»: Кресло убирается в пол, освобождая пространство для коврика. На экране – запись тренировки, датчики следят за пульсом.

Суть: Вы не «теряете» час, а «инвестируете» его в себя.

КОНЦЕПЦИЯ «ТРАНСПОРТ-КЛУБ»
Вместо того чтобы загонять каждого в свою «скорлупу», мы создаем комфортабельные общественные пространства, где поездка становится временем для общения, нетворкинга или тимбилдинга.

Как это выглядит: Это вагоны или салоны, больше похожие на коворкинги, лаунж-зоны аэропортов или уютные кафе. Мягкие диваны, столы для переговоров, зоны с креслами для неформального общения, библиотечные полки, кофе-поинты.

Что делают люди: Коллеги по дороге в офис могут провести утреннюю планёрку. Студенты – обсудить проект. Вы можете поработать за ноутбуком за удобным столом или просто пообщаться с новыми интересными людьми.

Суть: Мы возвращаем время, превращая пассивное перемещение в активное социальное взаимодействие. Транспорт становится продолжением офиса или клуба по интересам.

КОНЦЕПЦИЯ «ТРАНСПОРТ-ЛАБОРАТОРИЯ»
Поездка становится временем для обучения и личностного роста. Это мобильные лекционные залы и мастерские.

Как это выглядит: Вагоны, оборудованные интерактивными экранами, VR-шлемами, стендами для практических занятий. Маршруты или отдельные рейсы могут быть тематическими: «урок английского», «лекция по истории искусств», «мастер-класс по программированию».

Что делают люди: Надев VR-шлем, вы «переноситесь» в Древний Рим во время лекции по истории. Или проходите интерактивный урок на встроенном экране перед сиденьем. Или собираете простой электрический конструктор на столе.

Суть: Мы превращаем «мертвое» время в пути в инвестицию в свои знания и навыки. Вы выходите из транспорта не просто на другой станции, а с новой идеей.

КОНЦЕПЦИЯ «ТРАНСПОРТ-ПАРК»
Акцент на ментальном здоровье и физическом восстановлении. Это ответ на выгорание и стресс городской жизни.

Как это выглядит: Вагоны с панорамными окнами, живыми растениями, «зелеными» стенами, аквариумами. Вместо громкого гудка – приглушенные звуки природы. Есть зоны для медитации с шумоподавлением, кресла-капсулы для короткого сна, массажные кресла, зоны с тренажерами для кистевого эспандера или легкой растяжки.

Что делают люди: Вы можете провести сеанс медитации по дороге на работу, чтобы приехать собранным и спокойным. Или вздремнуть 20 минут после тяжелого дня. Или просто наблюдать за городом через огромное окно, отключившись от суеты.

Суть: Мы используем время в пути для перезагрузки нервной системы. Транспорт становится «буферной зоной» между домом и работой, местом, где можно восстановить силы.

Реализация:
Уже существующие элементы:
– Беспилотный транспорт: технологии Tesla, Waymo (такси).
– Интернет вещей (IoT): «умные» дома – те же принципы для «умной» капсулы.
– Модульные конструкции: используются в автомобилестроении и мебели (трансформеры).
– AR/VR: дополненная реальность для работы или развлечений.

Реализация: сначала такие капсулы могут появиться как премиум-сервис на длинных маршрутах (от аэропортов, между городами), а затем, с удешевлением технологий, стать массовыми в рамках городской транспортной сети.

Локация №1
Локация «Маршрут»: магистрали между спальными районами и центром или между центром и аэропортами (например, вдоль Калужского или Киевского шоссе Москва – Шереметьево).

Почему: Тысячи людей ежедневно тратят по 1.5–2 часа на дорогу до метро или в пробках. Идеальное место для тестирования скоростных капсул как альтернативы личному автомобилю и маршруткам.

Локация №2
Локация «Узел»: крупнейшие ТПУ (транспортно-пересадочные узлы) – например, «Южные ворота» или будущий узел в Коммунарке.

Почему: Это точки, куда стекаются потоки из разных районов. Здесь можно создать целый «терминал осознанности» – хаб, где люди пересаживаются из обычного метро/автобуса в персонализированные капсулы для дальнейшего комфортного пути.
 
Возвращая время
Анна Белякова

Проблему бессмысленности потраченного времени и зависимости от преград в городе решаем, превращая часть здания в разносценарный воздушный транспорт, который перемещается прямолинейно.
  • zooming
    1 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    2 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    3 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    4 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    5 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова
  • zooming
    6 / 6
    Возвращая время
    © Анна Белякова

КЛАУЗУРА «ТРАНЗИТНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ»
Мы застряли в пути, заключив себя в стальные клетки маршрутов. Наше время, украденное дорогой, стало мертвой зоной между жизнью дома и работой. Городские артерии, созданные для скорости, разрезают живую ткань города, оставляя по берегам пустыри безразличия. Мы смирились с транзитом как с неизбежным злом, а человека превратили в пассивный груз, терпящий монотонность и отчуждение. Но город – это пространство для жизни, а не сеть дорог. Мы настаиваем: путь должен быть осмысленным. Транзитный узел – это нервный центр, а не точка бегства. Мы против архитектуры безразличия – заборов, переходов-ловушек и скуки. Наша цель – превратить линейный коридор в последовательность многофункциональных пространств, где искусство, торговля и рекреация становятся неотъемлемой частью маршрута. Мы создаем среду, которая защищает, вдохновляет и уважает человека. Безопасность, комфорт и эстетика – это не опции, а фундамент новой городской этики. Мы возвращаем городу его время. Мы возвращаем человеку его путь.
 
Perpetuum mobile
Ислам Гильмутдинов

Проблему негативного отношения к транспортным территориям решаем их сознательным позиционированием как эстетики пульсации жизни города через движение – через создание точек созерцания городских транзитов: смотровых площадок, которые раскрывают вид на оживлённые городские трассы и осознанное наблюдение за ними, как за течением реки или движением солнца.
  • zooming
    1 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    2 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    3 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    4 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    5 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов
  • zooming
    6 / 6
    Perpetuum mobile
    © Ислам Гильмутдинов


ГОРОД БЕЗ ДОРОГ
Клаузура «Город без дорог»
Материал: бумага, карандаш.

В этой клаузуре я освобождаю огромные пространства на земле, убираю все транзиты под землю, упорядочиваю их по масштабу и скорости передвижения. В местах пересечения потоков возникают ТПУ-ориентиры, градиентно располагающиеся в городской среде. Для разрыва монотонности я создаю места наблюдения за транзитом, поскольку считаю важным внедрять их в среду города.
 
Dasein
Алексей Захаров

Проблему маргинализации транзитных территорий решаем их превращением в интересное многослойное полифункциональное пространство, насыщенное событиями и эмоциями.
Dasein
© Алексей Захаров


«Я утверждаю: инфраструктура мобильности подавляет человека. Она вынуждает нас преодолевать огромные расстояния, идти под гулом магистралей, где страшно и некомфортно, она отбирает у нас право на город и возможность наслаждаться им. Я знаю: транзитные территории – это разрывы. Они соединяют машины и грузы, но разделяют людей. Они превращают город в сеть анклавов, лишённых прямой связи. Я знаю: магистрали и железные дороги работают как стены. Они превращают город в архипелаг, где человек живёт в анклаве и не может перейти за его пределы. Я отказываюсь принимать этот парадокс. Транспортные структуры не должны диктовать человеку, как он должен взаимодействовать с городом. Человек эры тотальной цифровизации будет особенно остро нуждаться не в анонимной инфраструктуре, а в живой коммуникации и возможности чувствовать окружающий мир. Я утверждаю: транзит должен перестать быть барьером. Он обязан стать пространством, где человек может находиться, а не только проноситься мимо. Я сделаю пересечение недавнего не-места событием, олицетворяющим присутствие. Переход через дорогу или пути станет опытом, в котором есть эмоция, встреча, проживание момента. Я уверен: транзитные зоны должны не только обслуживать движение, но и поддерживать жизнь. На них появятся новые уровни города – мосты-улицы, сады-платформы, капсулы-сообщества. Они примут в себя и скейт-площадки, граффити, андеграундные выставки и бары. Я верю: их маргинальность – это энергия, которую нужно не подавлять, а направить. Я превращу шум и опасность в силу. Транзитные территории станут сакральными порогами, лиминальными пространствами, где человек испытывает DASEIN – присутствие здесь и сейчас. Я знаю: глобальная связь через интернет не компенсирует физическую разобщённость. Я создаю реальную сеть – переходы и пересечения, где рождается человеческое со-бытие. Я утверждаю: DASEIN – это право проживать город, а не просто пересекать его. Это город поверх транзита, где движение становится присутствием».
 
Городской градиент
Никита Киндрат

Проблему нехватки места для растущей плотности дорог решаем многоэтажными дорогами-этажерками, увеличивающимися не вширь, но и вверх. Причем, чем выше уровень – тем выше скорость транспорта.
Городской градиент
© Никита Киндрат


Манифест
Транспортная система современного мегаполиса основана на приоритете индивидуального автомобиля. Эволюционный путь в транспортном планировании – строительство новых дорог, развязок, «умных» светофоров – не решает системных проблем. Он лишь временно смягчает симптомы, требуя колоссальных ресурсов для обслуживания устаревшей парадигмы. Эта модель нерациональна и антигуманна, так как заведомо признаёт допустимыми постоянные потери времени, здоровья и жизней в ДТП. Эта «дорогостоящая терапия» лишь усугубляет болезнь, подпитывая порочный круг: расширение дорог провоцирует новый спрос на частные автомобили, что вновь приводит к заторам и требует очередного расширения. Мы не просто тратим силы впустую – мы активно инвестируем в систему, которая заведомо не имеет будущего. Необходим радикальный разрыв с существующей моделью. Проблему перемещения людей в городе следует решать не бесконечным улучшением транспорта, основанного на отдельных транспортных средствах, а его полной заменой на интегрированную сетевую систему. Ключевой принцип такой системы – пассивное перемещение посредством траволатора, где целью является не управление средством передвижения, а максимально эффективное и комфортное достижение пункта назначения. Результатом этого преобразования станет город, в котором транзит перестанет быть ежедневной проблемой. Он превратится в незаметный, безопасный и эффективный фон городской жизни. Это – технически осуществимая, экономически рациональная и единственно гуманная перспектива для городов будущего.
 
Вверх?
Дмитрий Левин

Проблему оптимизации площадей, занятых транспортом, решаем переносом городских транзитов из плоскости в объём, постепенно превращая высотный город в многоуровневую структуру, где перемещение происходит не только в плоскости земли, но и во всех измерениях его трёхмерной структуры.
  • zooming
    1 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    2 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    3 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    4 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    5 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    6 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин
  • zooming
    7 / 7
    Вверх?
    © Дмитрий Левин

 
Nova dimensio
Мухаммад Рукая

Проблема тяжести грузов, пробки, повсеместное загрязнение и постоянный шум превращают городскую среду в источник неудобств. Переосмысляем городские транзиты в многоуровневую структуру, где каждый ярус отвечает за свою функцию. Вещепровод – подземная сеть доставки всех товаров, в которую можно загружать и получать вещи как в аэропорту, чтобы передвигаться по городу налегке.
  • zooming
    1 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    2 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    3 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    4 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    5 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    6 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    7 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    8 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    9 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    10 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая
  • zooming
    11 / 11
    Nova dimensio
    © Мухаммад Рукая

 
Городской гибрид
Матвей Налетов

Проблему монофункциональности городских транзитов решаем смешением транспорта и зданий, выращивая на их основе гибридов в виде передвижных составов со специальными функциями – начиная от движущейся поликлиники и вагона-МФЦ, заканчивая передвижными выставками, лекториями и храмами.
  • zooming
    1 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    2 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    3 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    4 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    5 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    6 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    7 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    8 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    9 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    10 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов
  • zooming
    11 / 11
    Городской гибрид
    © Матвей Налетов

КЛАУЗУРА «ГОРОД-АДАПТОР»
В ответ на вызовы урбанизации и дефицита пространства данная концепция предлагает модель «вертикального роста» – динамичного модульного города. Его плотная структура состоит из унифицированных ячеек-модулей, выполняющих различные функции. Ключевой особенностью является бескаркасный метод строительства, при котором новые элементы интегрируются в городской организм с помощью дронов, обеспечивая его непрерывную эволюцию и адаптацию.

Поезд-лифт становится вертикальным метро. Город пронизан вертикальными стволами-тоннелями. Поезда в них не поднимают кабиной, а непрерывно движутся вверх-вниз по маршруту, как лифты-челноки. Пассажиры заходят на остановку-платформу на нужном уровне и ждут свой «вертикальный поезд».

МАНИФЕСТ «ГОРОД – ОРГАНИЗМ»
Проблема: каждый раз, садясь в машину или вагон метро, ты выпадаешь из городской жизни. Ты не житель, а пассажир. Город за окном – это картинка, а не среда, к которой ты принадлежишь. Ты оторван, пока едешь. Транспорт выступает исключительно транзитной зоной. Заборы и провода. Эффект оторванности от города усиливается за счёт шумозащитных экранов и гаражей. Люди и здания воспринимаются будто картина в рамке: за окном – жизнь, в которую ты вернёшься минут через 40...

Гипотеза: если превратить транспорт и прилегающие к нему территории (вокзалы, площади) из транзитных зон в многофункциональные, трансформируемые модули городской среды, то ощущение оторванности и пассивности «пассажира» сменится чувством постоянного включения и принадлежности «горожанина», даже во время передвижения.

Решение: предложено превратить транспорт из изолированной капсулы в живой, трансформируемый модуль города. Модули стирают границу между движением и жизнью. Город – это не сумма домов и транспорта! Нужен поиск новых типологий и морфотипов.

ТРАНСПОРТ – ХАМЕЛЕОН
Гипотеза: вагон метро или шаттл, где сиденья и стены перестраиваются под задачу. Наполнение: утром это коворкинг «с видом на город». Днём – мобильная библиотека или кафе. Вечером – кинотеатр в движении.

Эффект: ты не «оторван», ты просто перемещаешь свой офис, гостиную или клуб по городу. Ты остаёшься в своей жизненной среде.
 
Свободный поток
Анастасия Попова

Проблему сокращения озеленения и пространств для пешеходов решаем подвешенным струнным транспортом, который постепенно замещает традиционный, превращая уровень земли в тотальный парк для пешеходов.
  • zooming
    1 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    2 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    3 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    4 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    5 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    6 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова
  • zooming
    7 / 7
    Свободный поток
    © Анастасия Попова

КЛАУЗУРА «ГОРОД 720»
Мы застряли на плоскости. Мы упираемся в пределы двух измерений. Дороги разделяют нас и отнимают время. Город – это не площадь, а объём. Я утверждаю, что город должен развиваться ввысь, создавая многослойный, объёмный организм. Жильё, работа, отдых и культура интегрированы в вертикальные небоскрёбы. Основное передвижение людей происходит в воздушном пространстве. Дороги превращаются в бульвары и скверы, улицы освобождаются от магистралей.

МАНИФЕСТ «НОВАЯ ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»
Мы живём в городах, захваченных асфальтом. Дороги, которые должны служить нам, стали нашими тюремщиками. Они пожирают общественное пространство, отравляют воздух, крадут наше время и разобщают городские сообщества. Каждый день мы жертвуем парками, детскими площадками, велодорожками ради права стоять в пробках. Городской стресс стал нормой, порождённой ежедневной борьбой за пространство. Пришло время освободиться от тирании дорог. Я создаю альтернативу нынешнему транспорту – новую философию городской мобильности.

Вертикальность становится нормой. От плоского, двумерного движения – к трёхмерному пространству возможностей. Я предлагаю использовать лёгкие конструкции, которые можно быстро переконфигурировать под меняющиеся потребности города. Транспорт станет модульным и адаптивным. С новой городской мобильностью возвращаются территории. Транспорт постепенно поднимается на уровень выше. Над железнодорожными путями устанавливаются опоры, по которым запускаются непрерывные линии кабинок. Трамваи становятся подвесными, избавляя землю от рельс. Парковки становятся скверами и детскими площадками, проезжие части – пешеходными променадами. Воздух становится чище. Транспортная инфраструктура не исчезает, а «возносится» на второй уровень, уступая нижний ярус пешеходам, зелени и городской жизни.

Я предлагаю не эволюционное улучшение, а революционную перезагрузку принципов городского планирования, где приоритетом является качество жизни человека, а не перемещение автомобиля.

Железнодорожные «разрывы»: Рижская эстакада

Проблема: широкие железнодорожные пути создают непреодолимый барьер для пешеходов и машин. Чтобы попасть с одной стороны путей на другую, нужно делать огромный крюк через тоннели или дальние мосты, которые зачастую загружены.
Пример: переход от метро «Рижская» к районам за путями.

Решение: канатные мосты-переправы и подвесные поезда. Над железнодорожными путями устанавливаются опоры, по которым запускаются непрерывные линии кабинок (как на горнолыжном подъёмнике, но полностью закрытые и комфортные). Поезда поднимаются уровнями выше.

Транспортные «хвосты» у станции метро «Юго-Западная»

Проблема: утром у станции метро скапливаются сотни людей, ожидающих автобусы в «спальные» районы. Образуются огромные живые очереди на 20–30 минут. Автобусы не справляются с пассажиропотоком.

Решение: канатные капсулы и поезда. От выхода со станции метро запускается линия подвесных капсул-челноков по маршруту «метро – удалённый микрорайон». Капсулы отправляются каждые 20–30 секунд, образуя «канатный поезд».
 

18 Ноября 2025

Похожие статьи
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
На берегу
Комплекс, спроектированный Андреем Анисимовым на берегу Волги – редкий пример православной архитектуры, нацеленной на поиск синтеза: современности и традиции, разного рода исторических аллюзий и сложного комплекса функций. Тут звучит и Тверь, и Москва, и поздний XVIII век, и ранний XXI. Красивый, смелый, мы таких еще не видели.
Медийность как стиль
Студия Onda* спроектировала просторный офис для одного из подразделений компании Яндекс – платформы «Дзен» – и использовала в его оформлении приемы и элементы, характерные для новой медиакультуры, в которой визуальная эффектность дизайна является обязательным компонентом.
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.