Красочная выставка называется Insulae, то есть «Острова»: это относится, с одной стороны, к наименованию одной из показанных серий рисунков, а с другой – ко второму значению этого латинского слова – «квартал». Имеется в виду конкретный «Квартал Шютценштрассе» в центре Берлина, застроенный по проекту Росси в 1994–1998 годах.
Выставка Aldo Rossi. Insulae. Организаторы: Фонд Сергея Чобана и Fondazione Aldo Rossi
Фото © Алексей Шолохов
Поэт, который стал архитектором
Лауреат Притцкеровской премии Альдо Росси – один из самых известных мастеров постмодернизма последней четверти ХХ века. Росси называли поэтом, который стал архитектором. В дополнение к знаковым зданиям, в наши дни ставшим хрестоматийными (достаточно вспомнить плавучий «Театр мира» на 1-й архитектурной биеннале в Венеции), его творческая сила всегда воплощалась в красочных эскизах, коллажах и рисунках.
Однако сейчас сказать, что наследие Альдо Росси хорошо изучено и давно набило оскомину искушенному зрителю – значит в принципе не быть в курсе общекультурного контекста. Как писал Михаил Кузмин в посвящении отнюдь не архитектурному, а более чем реальному поэту: «…у всех душа нетленна. Но он особенно живет!» И это «особенно живет» в отношении всей эстетики Альдо Росси, конечно, нужно изучать вдумчиво и долгосрочно. Чем и занялся Фонд Сергея Чобана совместно с миланским Фондом Альдо Росси, созданным его семьей. Общими усилиями они, помимо организации самой выставки, издали к вернисажу 200-страничный академический каталог.
В монохромных рисунках и красочных акварелях Росси разрабатывал решения для проектов, формулировал теоретические идеи, а иногда использовал их и для иллюстрации своих представлений о городе и архитектуре. В этом его разительное, если хотите, императивное отличие от множества не менее оцененных, но куда более рациональных современников-постмодернистов, которые полагали, что «нефункциональный» рисунок – осколок доиндустриальных времен. Морфология графической традиции, которую развивал Росси, кристально внятна: здесь не только весь итальянский контекст его века, но и Джованни Батиста Пиранези, и Клод Лоррен, и Андреа Палладио.
С другой стороны, несмотря на обаятельную «инфантильность», рисунок Росси (впрочем, как и большинство его построек) настолько классичен, что вряд ли мог быть контекстуально уместен в XXI веке или даже ранее, во времена набирающего силу деконструктивизма. Поэтому гибель Альдо Росси в 1997 году символически закрыла эпоху постмодернизма в архитектуре, а может быть – и все архитектурное столетие.
Живой, легко дышащий рисунок
Росси рисовал много – карандашом, пером, фломастером, ручкой, акварелью и тушью, на самых разнообразных основах. Иногда он использовал копии своих эскизов в качестве шаблонов для характерных цветных иллюстраций к проектам. Однако это никогда не было чисто иллюстративным занятием.
Рисунок Росси постоянно эволюционировал. На выставке можно проследить развитие его графического языка от ранних проектов, таких как «Монте Амиата» в миланском Галларатезе (совместно с Карло Аймонино), до работ 1980-х и 1990-х годов в Берлине. Изображения часто вращаются вокруг идей традиционного города и основаны на простых геометрических формах – пирамидах или цилиндрах.
Росси строил в городах по всему миру, и его рисунки всех творческих этапов, включая нью-йоркские или японские проекты, демонстрируют большую цельность его творческого подхода. Особую роль на выставке играет связь архитектора с Берлином, где ему удалось реализовать ряд крупных проектов, хотя один важный проект все же остался на бумаге: это Немецкий исторический музей.
Контраст фактуры
Техническая «размытость» приемов рисования, используемых Росси, абсолютно контрастирует с его реализованными постройками. Иногда его работы больше напоминают иллюстрации к детской книге какого-нибудь свободолюбивого сказочника, чем архитектурные эскизы лауреата Притцкеровской премии. Присутствие ярких и чистых акварельных цветов только усиливают это впечатление. Однако на самом деле в работах Росси отражены поиск решений, внимание к контексту и уверенность в своем подходе, который служил архитектору посредником между традиционными идеалами и современными формами выражения.
Выставка Aldo Rossi. Insulae открыта до 14 мая 2023.