Учебник рисования?

Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.

mainImg
Андрей Томский закончил МАРХИ и был архитектором, работал в ГИПРОНИИ АН СССР, Моспроекте-4 и Курорт Проекте. Изучал теорию и практику проектирования научных, а позднее курортных центров. Самая большая и известная постройка, в работе над которой он участвовал – Конькобежный центр в Коломне, между Кремлем и рекой Коломенкой: большое, но невысокое здание с безопорным перекрытием зала 200 х 110 м стальной овальной мембраной двоякой гауссовой кривизны – инженерами руководил Нодар Канчели, а архитектурой занимались Александр Годер и Андрей Томский. Здание начато в 2001 и завершено в 2006 году. 
zooming
Конькобежный центр в панораме Коломенского Кремля. Рисунок А.И. Томского
Из кн.: Учитель. Андрей Иванович Томский. М., 2024

Тем не менее главным и любимым занятием Томского было преподавание академического рисунка. Строго говоря, он занимался репетиторством и подготовкой в МАРХИ. Но превратил это занятие в искусство – что хорошо доказывает книга, изданная учениками Томского сейчас, через год после его смерти. 

Само название книги – «Учитель» – о многом говорит. 

Книга большая и красивая, с хорошими репродукциями графики, а ее формат – не вполне традиционный. «...книга сделана так, что может служить пособием при освоении классического рисунка», – пишет жена Томского Татьяна в послесловии. Это правда. Ученики расшифровали видеоуроки рисунка Андрея Ивановича, именно они, перемежаясь с авторскими рисунками, которые служат примерами и образцами, иногда схемами, составили основное содержание книги. Объяснения – детальные, любой, кто учился рисунку, может оценить их скрупулезность и, в то же время, образность рассказа. Читая их, время от времени мысленно восклицаешь: и что же мне 40 лет назад никто этого не мог объяснить? Вот оно все, оказывается, как!
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юрий Хвощевский

Академический рисунок вещь особенная, а при поступлении в МАРХИ ей придавали, – не знаю уж, придают ли теперь – особенное значение. Кто-то двумя руками «за», кто-то, насколько мне известно, против этого «лишнего в наше время» занятия. Тем не менее, какой бы позиции ни придерживаться, надо признать, что сделать рисунок карандашом не скучным, а интересным – большое искусство. Это вам не кисть и перо, не линер с маркерами и не масляная живопись; у рисунка карандашом, в силу множества ограничений, заданных материалом и правилами, крайне ограниченный спектр выразительных возможностей. Больше того, академический рисунок XX века – тот, экзамен по которому был обязателен во всех художественных институтах – отличается от рисунка в императорской Академии: в нем правил и ограничений еще больше. А сделать надо – всё. Тон, полутон, пространство, воздушную перспективу, детали; построение без ошибок. Это по меньшей мере кропотливо, хотя отлично развивает и терпение, и логическое мышление. 

Но вот дойти до того уровня мастерства, которое позволяет найти в этой, во многом технической, работе творческую составляющую, способен мало кто. В основном, большинству надоедает раньше и они, если продолжают рисовать, переходят к другим, более пластичным техникам. Перу, линеру; пастели, например...
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юрий Хвощевский
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юрий Хвощевский

Томский, и книга это хорошо показывает, грань мастерства, позволяющего найти в карандашном рисунке не только умение, но и живое творчество, перешел. Это хорошо видно прежде всего по увеличенным фрагментам, которых в книге множество. Фрагменты показывают не так часто, обычно у «старых мастеров», а тут ученики выстроили книгу, практически, на увеличенных рисунках. Они прекрасно выдерживают изменение масштаба, виден каждый штрих, маэстрия очевидна. 
  • zooming
    Фрагмент. Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент. Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагмент. Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее книга, конечно, не только учебник рисования. Уроки рисования – а они никогда не были оформлены самим Томским в «учебник», может быть и в этом состоит причина принципиальной фрагментарности издания – перемежаются с воспоминаниями. Среди них есть как довольно обширные, об учебе и работе в проектных институтах – Владимира Орлова, там даже встроены ноты песни Take Five; о работе в Коломне – Александра Годера; воспоминания Натальи Душкиной названы «Учитель учителя» и построены от рассказа о ее деде Алексее Душкине, который учил Томского. И все же ближе к концу она говорит: «[Томский] существенно подтянул мой рисунок гипсовой головы <...> прежде
всего изложил свою философию рисунка при работе с гипсом. Он значительно повысил мой уровень, вывел на совершенно другой горизонт – я стала крепче рисовать, по-другому чувствовать форму, стала лучше понимать, что такое светотень». 
  • zooming
    Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
    Фотография © Юрий Хвощевский
  • zooming
    Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
    Фотография © Юрий Хвощевский

Помимо «больших» воспоминаний-рассказов весь «учебник» на полях сопровождают воспоминания других учеников. О курице с яблоками – как всех встречал, как кормил и заботился. Лейтмотивом проходит: любил всех учеников, ценил индивидуальность, к каждому находил подход. К нему приходили после поступления, и во время, и после учебы. Очевидно, что ученики Томского составляют сообщество. Вот они и издали книгу, собрав много разного материала и оформив его всего лишь за год после ухода своего Учителя. Так и получилась смесь мемуаров и полезного для рисовальщиков наследия. Интересный, увлекательный и «теплый», уютный формат. Надо думать, он отражает атмосферу, сложившуюся в мастерской Томского. 

Еще в книге много стихов – разных. А если посмотреть в нижний правый угол тыльной картонной обложки, там мелко-мелко написано: «Слава Богу». Андрей Иванович был и верующим человеком, учеников своих крестил вслед. 

См. веб-страницу книги «Учитель. Андрей Иванович Томский».

11 Декабря 2024

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.