Конькобежный центр в панораме Коломенского Кремля. Рисунок А.И. Томского
Из кн.: Учитель. Андрей Иванович Томский. М., 2024
Тем не менее главным и любимым занятием Томского было преподавание академического рисунка. Строго говоря, он занимался репетиторством и подготовкой в МАРХИ. Но превратил это занятие в искусство – что хорошо доказывает книга, изданная учениками Томского сейчас, через год после его смерти.
Само название книги – «Учитель» – о многом говорит.
Книга большая и красивая, с хорошими репродукциями графики, а ее формат – не вполне традиционный. «...книга сделана так, что может служить пособием при освоении классического рисунка», – пишет жена Томского Татьяна в послесловии. Это правда. Ученики расшифровали видеоуроки рисунка Андрея Ивановича, именно они, перемежаясь с авторскими рисунками, которые служат примерами и образцами, иногда схемами, составили основное содержание книги. Объяснения – детальные, любой, кто учился рисунку, может оценить их скрупулезность и, в то же время, образность рассказа. Читая их, время от времени мысленно восклицаешь: и что же мне 40 лет назад никто этого не мог объяснить? Вот оно все, оказывается, как!
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юрий Хвощевский
Академический рисунок вещь особенная, а при поступлении в МАРХИ ей придавали, – не знаю уж, придают ли теперь – особенное значение. Кто-то двумя руками «за», кто-то, насколько мне известно, против этого «лишнего в наше время» занятия. Тем не менее, какой бы позиции ни придерживаться, надо признать, что сделать рисунок карандашом не скучным, а интересным – большое искусство. Это вам не кисть и перо, не линер с маркерами и не масляная живопись; у рисунка карандашом, в силу множества ограничений, заданных материалом и правилами, крайне ограниченный спектр выразительных возможностей. Больше того, академический рисунок XX века – тот, экзамен по которому был обязателен во всех художественных институтах – отличается от рисунка в императорской Академии: в нем правил и ограничений еще больше. А сделать надо – всё. Тон, полутон, пространство, воздушную перспективу, детали; построение без ошибок. Это по меньшей мере кропотливо, хотя отлично развивает и терпение, и логическое мышление.
Но вот дойти до того уровня мастерства, которое позволяет найти в этой, во многом технической, работе творческую составляющую, способен мало кто. В основном, большинству надоедает раньше и они, если продолжают рисовать, переходят к другим, более пластичным техникам. Перу, линеру; пастели, например...
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юрий Хвощевский
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юрий Хвощевский
Томский, и книга это хорошо показывает, грань мастерства, позволяющего найти в карандашном рисунке не только умение, но и живое творчество, перешел. Это хорошо видно прежде всего по увеличенным фрагментам, которых в книге множество. Фрагменты показывают не так часто, обычно у «старых мастеров», а тут ученики выстроили книгу, практически, на увеличенных рисунках. Они прекрасно выдерживают изменение масштаба, виден каждый штрих, маэстрия очевидна.
Фрагмент. Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тем не менее книга, конечно, не только учебник рисования. Уроки рисования – а они никогда не были оформлены самим Томским в «учебник», может быть и в этом состоит причина принципиальной фрагментарности издания – перемежаются с воспоминаниями. Среди них есть как довольно обширные, об учебе и работе в проектных институтах – Владимира Орлова, там даже встроены ноты песни Take Five; о работе в Коломне – Александра Годера; воспоминания Натальи Душкиной названы «Учитель учителя» и построены от рассказа о ее деде Алексее Душкине, который учил Томского. И все же ближе к концу она говорит: «[Томский] существенно подтянул мой рисунок гипсовой головы <...> прежде
всего изложил свою философию рисунка при работе с гипсом. Он значительно повысил мой уровень, вывел на совершенно другой горизонт – я стала крепче рисовать, по-другому чувствовать форму, стала лучше понимать, что такое светотень».
Помимо «больших» воспоминаний-рассказов весь «учебник» на полях сопровождают воспоминания других учеников. О курице с яблоками – как всех встречал, как кормил и заботился. Лейтмотивом проходит: любил всех учеников, ценил индивидуальность, к каждому находил подход. К нему приходили после поступления, и во время, и после учебы. Очевидно, что ученики Томского составляют сообщество. Вот они и издали книгу, собрав много разного материала и оформив его всего лишь за год после ухода своего Учителя. Так и получилась смесь мемуаров и полезного для рисовальщиков наследия. Интересный, увлекательный и «теплый», уютный формат. Надо думать, он отражает атмосферу, сложившуюся в мастерской Томского.
Еще в книге много стихов – разных. А если посмотреть в нижний правый угол тыльной картонной обложки, там мелко-мелко написано: «Слава Богу». Андрей Иванович был и верующим человеком, учеников своих крестил вслед.
См. веб-страницу книги «Учитель. Андрей Иванович Томский».