Мир бинарных оппозиций

Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.

mainImg
Новая книга Андрея Бокова, как впрочем и предыдущие его книги, читается быстро и легко. Как поэма или как набор афоризмов. Быстро ловишь себя на том, что почти каждый фрагмент хочется сохранить, поскольку: о, как точно и красиво сказал. Нужно усилие, чтобы подавить в себе желание вызубрить его наизусть и цитировать как Библию. 

К примеру: «проектировать и строить дома стало проще, чем оценить содеянное».
А.В. Боков. Культурное пространство. Екатеринбург, Tatlin, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Подавляешь в себе желание превратить книгу в цитатник – и тогда уже обнаруживаешь несколько вещей. Во-первых, текст развивается чуточку скачкообразно. Во-вторых, так как идеи изложены, как и в предыдущей книге автора – «Геометрические основания архитектуры и картина мира» – на общеизвестном материале, то они кажутся знакомыми и где-то очевидными: зачем еще раз об этом говорить? И наконец, с каждым третьим, примерно, утверждением немедленно хочется поспорить. Хотя нет никакой уверенности в том, что выйдешь из этого спора победителем. Почему? Вероятно, во многом из-за того, что изложение происходит на знакомом материале и читатель чувствует себя соучастником рассуждения или воображаемого семинара. 

Текст фокусирует и разворачивает известные темы под несколько иными ракурсами и углами  зрения. Поднимает на очень высокий уровень обобщения – Алексей Новиков в послесловии сравнивает его сначала со «взглядом Петрарки», который первым взобрался на гору Ванту «исключительно ради удовольствия», – а потом с более понятным для наших современников helicopter view: «он концентрируется на существенном, а не на внешнем». 

Высокий уровень обобщения – редкое, но полезное свойство текста, поскольку каждая из категорий рукотворного пространства в реальной жизни очень уж обременена заинтересованностью. Привязана к жизненным реалиям и интересам. Все это «наполнение» очень полезно – именно для него, пусть не в конечном счете, то поначалу, культурная среда и делается; но оно мешает размышлять о категориях пространства как такового. В интервью, которое, надеюсь, скоро будет опубликовано, Андрей Боков говорит, что идеальное восприятие архитектуры доступно в руинах или же в опустевшем городе, к примеру, который оставлен одними обитателями перед приходом других. Не будучи наполнена жизнедеятельностью, архитектура чище проявляет свою метафизичность. 

В книге про Культурное пространство мы и наблюдаем за таким, метафизическим осмыслением всего «пространства вообще», созданного человеком в мире в целом. За поиском его сущностных законов, не предопределенных сиюминутной выгодой или частным интересом – или же предопределенных таким количеством выгод и интересов, распределенных на протяжении времени такой длительности, что они сами по себе, как большие данные, переходят на иной уровень метафизичности. 

Это завораживает даже на уровне предположения. И заставляет задуматься над утверждением о взаимном влиянии жизнедеятельности и пространства друг на друга. С одной стороны, тоже ясно и очевидно: пространство возникает в ответ на запрос, а потом предопределяет деятельность в своих рамках, так как запрос в нем уже застыл, реализован; если его не достаточно или оно не подходит, возникает запрос на трансформацию, и так далее. Тем не менее переходя на метафизический уровень рассуждений улавливаешь тут некий идеализм – и вспоминаешь, что материализм, может быть не любой, но как минимум его вульгарный советский вариант Боков порицает. И что вопрос о – если не вероисповедании, то отношении автора к Абсолюту – как точно заметил Григорий Ревзин в послесловии к «Геометрическим основам», пока не получил своего ответа. 

Почему-то на периферии сознания начинает маячить говорящий шкаф из гофмановского романтизма, хотя речь, конечно, не про шкаф, а про то, что явление, в данном случае названное культурным пространством – это материальная форма ноосферы, развивающаяся вместе с ней и как ее часть? Кажется, что так...
Андрей Боков подписывает книгу «Культурное пространство»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вообще-то книга сама по себе вовсе не большая. Но внутри она состоит из трех, а на самом деле из четырех, потому что послесловие Алексея Новикова, по справедливому замечанию Никиты Токарева – тоже текст с собственной ценностью и особенностями. Оно, помимо прочего, восполняет отсутствие историографии в основной, авторской части книги; впрочем, это историография особенного плана, со свойственным уже самому Новикову экономико-географическим уклоном. К примеру, определяя метод Бокова как «архитектурную герменевтику», Алексей Новиков сравнивает использованный в книге подход с картоидами – упрощенными схемами карт, которые философы, экономисты и географы использовали, чтобы не утопить важное в деталях: «...зоны Ратцеля, полюса Маккиндера, оси Хаусхофера, кольца Тюнена и Алонсо, шестиугольники Кристаллера – это новый язык, посредством которого пространство транслировало свое значение». И это тоже разворачивает рассмотренные в книге понятия под новым углом зрения. 

Тем не менее книга не только внутри составлена из нескольких частей, но и сама может быть понята как часть двухтомника – ну, или попросту как продолжение уже упомянутых выше «Геометрических основ», издания, которое стало переработанной версией докторской диссертации Андрея Бокова, начатой в 1970-е, защищенной в 1994, а опубликованной в 2022. Недаром Tatlin поместил на обложки обеих книжек части одного «окна клиники секретариата Парламента Бангладеша, архитекторы Луис Кан, Мужарул Ислам». Наличие прообраза забавно, но две обложки читаются как «половинки» – а вообще-то 20 на 80 – одной геометрической фигуры, и особенных сомнений в том, что одна дополняет другую, не возникает. 
Книги А.В. Бокова «Геометрические основания архитектуры и картина мира» (2022) и «Культурное пространство» (2024)
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

От первой книги-диссертации новая наследует метод бинарных оппозиций. На нем построена основная, центральная часть, и там каждой дано имя: Интра и Экстра, Супер и Инфра, – как будто имена одушевленных персонажей. Сходство с идеями, которые летают где-то на границе пещеры, в которой мы, наблюдая за ними, сидим, от такого метафорического «остранения» привычных – и не очень, как например, Супер – понятий, только обостряется. 

Но бинарные оппозиции присутствуют не только в ключевых главах, они тут  повсеместны. Хотя бы «пространство» и «жизнедеятельность». Или: «архитектура» и «дизайн». Текст построен на бинарных оппозициях. У этого метода длинная история, для XX века он укоренен в структурализме, хотя искусствоведу будут ближе пары Генриха Вельфлина, укорененные в диалектике. Отправляемся в словарь: оппозиции восходят к Пифагору, их использовали Платон и Аристотель, Кант и Гегель; это признак дискурсивного мышления, основанного на рассуждении, что отличает его от мышления интуитивного. 

Пары – вторая особенность текста наряду с высокой степенью обобщения. С их помощью возникают новые ракурсы и внутренняя динамика, которая делает текст захватывающим, несмотря на отсутствие в нем картинок и разговоров. Из-за пар возникают и своего рода «качели», и отмеченная выше «скачкообразность» текста, его склонность к калейдоскопичности и желание читателя поспорить. То есть, как это нередко бывает, плюсы рождают минусы. 

Качаясь на «качелях» оппозиций, мы, с одной стороны, получаем в каждой новой главе новый слой, который накладывается на предыдущие как новая сетка под углом, и в конечном счете рассуждение кажется наслоением полупрозрачных слоев тюли из сценографии 1970-х – отражением многослойной жизни. То ли приближает нас к истине, то ли нет. Но ведь истина недостижима? Так-так... Может быть, не столько приближает, сколько плетет ту самую «тюль» – этакую паутину – из нитей категорий? Недаром лучше всех – живее и увереннее – написан раздел, посвященный инфраструктуре. Недаром Википедия называет Бокова «идеологом сетевого расселения». Сети, сети нас спасут... Они ничего не требуют, ничем не притворяются, просто работают. Но – это уже не авторское утверждение, ничего такого Боков не пишет, а результат рефлексии на текст. 

Авторские утверждения собраны, в основном, в третьей части, там, где речь о пространстве РФ, и там-то со всей силой разворачивается другая часть характера Андрея Бокова – не только теоретика, но автора указывающего и предсказывающего. Это направление сродни пророческой миссии и по задаче, и по форме, его поддерживает афористичность суждений, оно есть и в заключении книги «Параллельная архитектура», только там сопровождает не теорию, а историю. Заключение Культурного пространства перекликается с тем заключением, хотя не повторяет его, но заметно, что для Бокова важно высказать эти максимы. Цель его книг, и этой книги тоже – не только теоретически воспарить и предложить «код», но и наметить для идей если не путь, то направление.

Не то чтобы это – прямо-таки пророческое высказывание, но характерный пафос ощущается. Пророк, он же что делает? Бичует плохое и ведет к хорошему. Плохое: теоретическая база убита, идеи экспортируются напрямую и рандомно, произвольно заимствуя «волшебные слова»: «цифровой город», «компактный город», «общественные пространства», «агломерация», не давая труда дать им внятное определение. «Ригидная, упрощенная, но целостная и последовательная модель организации советского города замещается набором несвязных и несоотносимых конструкций, сосредоточенных на неких частностях». А, что, разве неправда?

Или вот: «реальным выгодоприобретателем <...> становится большой строительный бизнес, прямой наследник советского стройкомплекса, торгующий тем, что при советской власти раздавалось бесплатно». «Из фигуры, причастной к решению высоких и важных государственных задач, архитектор превращается в лицо, оказывающее платные услуги». «Попытки создания теоретических оснований не предпринимаются, институты, способные заняться серьезными работами, практически отсутствуют <...> Задачи такого рода ощущаются не актуальными, собственное знание и собственное видение не востребованы. Официальные документы, посвященные стратегии пространственного развития, носят формальный характер и слабо влияют на практику. Профессиональное сообщество не обнаруживает особого интереса к вопросам стратегии». «Пространство стало потребляемым продуктом». Это характеристика нашего времени, и тут много боли. 

Выход из всех этих «болей» не то чтобы не вовсе обозначен, но выглядит несколько эфемерным, а переход к нему – внезапен. Северо-восток страны превращается в «природный парк планеты Земля». Проблема дорог, в том числе скоростных, решается – без них никуда. На презентации книги Андрей Боков сказал хорошую фразу: «глупость не вечна», отсутствие дорог в России это глупость, значит он появятся, появились же в Китае одной волей за 30 лет. Поселения объединяются в агломерации и конурбации, обеспечивающие самодостаточность и устойчивость регионов. «Высокоплотная застройка соберется в узлах ближе к центру города, а пригороды и «зеленые земли» останутся за семейными домами». И мое любимое: «обеспеченность жильем, площадью общественных пространств и мест приложения труда, по сравнению с нынешним уровнем, должны повыситься в два-три раза до некоего цивилизационного стандарта. до современной нормы». Все это поддерживается ростом «горизонтальной» инфраструктуры. Возрождаются заброшенные земли и города, появляются новые города, чья модель строится на обращении к теоретическому знанию и новых открытиях. 

Прямо-таки чувствуешь, как впереди встает большое, сияющее солнце. 

Вопрос, как это все воплотить, оставлен открытым, вернее держится – ну, это на мой взгляд – на оптимистичном утверждении, что глупость не вечна. Приятная аффирмация, но в русской ей культуре противостоит устойчивое объединение дураков и дорог в одной поговорке. Аккуратнее и точнее на тот же вопрос отвечает Алексей Новиков: «Зияющая пустота вместо городской политики в российском культурном пространстве – это не просто проблема, а его стратегическая слабость». И сразу же: «На вопрос, что с этим делать, герменевтика не отвечает: она способна лишь выпукло обозначить проблему и предоставить материал в размышлению». Кажется, сам Боков не один раз говорил, что для реализации этих идей нужна политическая воля. А – барина все нету, барин все не едет... Так вот, на мой взгляд, несомненное достоинство новой книги о Культурном пространстве – в том, что из нее изъяты все непосредственные призывы, а оставлены лишь констатации. 

Вступительная часть, которую в былые времена назвали бы «историей градостроительства», – историку, боюсь, покажется самой спорной: очень уж велик размах, размыта хронология и границы традиционного города; к тому же истории сильнее, нежели теории, недостает историографии и сносок. Но с ее помощью Бокову удается добавить к компании из четырех бинарных оппозиций троичность: традиционного, классического и современного города. Четыре бинарные пары и три типа города – получается семь; и тут хитрое подсознание подсовывает сравнение – эльфийских колец три, гномьих семь... Пойте, пойте, Айнуры. Тем не менее, сколько бы ни возникало вопросов к исторической преамбуле, в общую ткань она вплетается логично и выглядит необходимой. Хотя лично я бы строителей готических соборов «масонами» не называла; возникает вопрос к степени легендарности такого утверждения. Если кто готику и «синтезировал», то аббат Суггерий. Очевидно, что maçons – это каменщики, но в контексте русского языка, а контекст важен! – задумываешься, а насколько вольные? Все же для русского языка масоны – явление Нового времени, XVII и XVIII века. Или – часть поэзии Серебряного века: «В нем пели молоты и пилы, в ночи работали масоны», которая от вопроса, повисающего над строчкой, становится только поэтичнее. Красиво, но не понятие; слишком много вопросов тянет за собой. И в повествовании возникает еще одна ступенька. Для спотыкания. Хотя, вероятно, мелочи могли бы быть убраны корректором и литредактором – ау, издательство Tatlin! То, что книга вышла в свет – очень хорошо, спасибо вам за это, но редактор все-таки нужен. Вероятно, он бы смог отговорить автора и от употребления слова сабэрбия вместо уже привычного в русском языке субурбия. 

И еще. Очень хочется поспорить с утверждением и принципиальном сходстве португальских городов с городами майя; а возразить хочется так: но ведь и люди все похожи, на уровне базовой морфологии, две руки, две ноги, одна голова. Впрочем! Ближе к концу, там, где Глобал и Локал, Боков говорит уже не только о сходстве, но и об отличиях городов майя. В этом опасность бинарных оппозиций: они универсальны, и динамика, высекаемая из их противопоставления, тоже наследует качество универсальности. А значит, может крутиться как хочет.

Вот только – как хочет ли? Или есть какие-то закономерности? Этому и посвящена книга, в этом ее ценность, в попытке, опять же, по словам Алексея Новикова, превратить мысль «в код, овладев которым, можно понять и описать противоречия культурного пространства».

Но на мой взгляд, большая ценность не в этом. Может быть, мысль тут и превращается в код или коды, но не застывает, вот что важнее. Книга заставляет думать. Даже не заставляет, а как-то – провоцирует. Вот что более существенно. А если будет движение – мысли – то, может, и связь эпох как-то срастется. Срастается ведь только живое. 

13 Октября 2024

Похожие статьи
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Технологии и материалы
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Настройка уровня: телескопические фальшполы Hilti
Для современных интерьеров, где каждый сантиметр пространства имеет значение, компания Hilti предлагает надежную и гибко настраиваемую систему фальшполов с телескопическими стойками. Диапазон высоты стоек – от 2 см до более чем 1.5 метров. Их не сложно монтировать, они позволяют быстро добиться ровной горизонтальной поверхности. Рассказываем об особенностях и достоинствах.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Пресса: Город, сбросивший историческую память. Архангельск:...
Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.