Групповой портрет архитекторов Серебряного века

Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.

mainImg
Мария Нащокина – доктор искусствоведения и академик РААСН, автор десятков книг по архитектуре конца XIX начала ХХ века и русской усадьбы. Судя по названию, сначала можно подумать, что это продолжение книги «Московский модерн», которая с 2003 года выдержала 6 переизданий, и других сочинений автора по этой теме. Но это лишь отчасти так. Биографии творцов модерна дополнены новыми данными, а также добавлены 44 новых биографии архитекторов, работавших в стиле неоклассицизма и поздней эклектики.
Нащокина М.В. Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих. М., 2023.
Фотография © Лара Копылова

Структура книги такова: первый раздел «Эпоха модерна в культуре России» – концептуальный, представляет собой оценку эпохи 1890-х – 1910-х годов. Там как раз сказано, почему это время называется «эпоха модерна», а не как-то иначе. Поклонники других стилей вправе затеять полемику: почему имя эпохе дает именно стиль модерн, а не неоклассика или неорусский стиль? Не будем раскрывать заранее систему аргументации автора, сохраняя интригу, отсылаем к изданию.
Из книги Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих. Худ. К.Ф. Юон. Москворецкий мост. 1911. (Титул).
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

Второй раздел называется «Город». В первой, одноименной, главе (с. 27) перед нами предстает образ Москвы как деловой столицы Российской империи, колоритные фигуры московских заказчиков, просвещенных купцов-старообрядцев, готовых к экспериментам и чувствительных к талантам. В главе «Архитектурные стили» (стр. 40) даны точные и нетривиальные оценки московских стилей дореволюционной эпохи. Что мне особенно дорого, подчеркнута роль ордерной классики как национального стиля. Об этом помнил выдающийся архитектор Иван Александрович Фомин, его высказывание приведено в книге, но сегодня эту тему, кажется, пора обсуждать заново. Наконец, в третьей главе дан групповой портрет архитектурной профессии в эпоху Серебряного века, который очень любопытно сравнить с современностью.

Третий раздел, самый большой, почти 600 страниц, – собственно творческие биографии зодчих. Здесь собран и систематизирован колоссальный материал, итог 20-летних исследований автора книги, представлено много новых имен (скажем, архитекторы Челищев, Харко, Матвеев-Калинин) и новых фактов в творческом пути известных архитекторов).

Вот как Мария Нащокина определила принцип отбора материала и структуру глав: «О каждом из зодчих написана общая статья, акцентирующая его вклад в развитие московской архитектуры модерна и неоклассицизма начала ХХ века и, как правило, лишь кратко касающаяся остального творчества мастера. Оцениваются его постройки в этих стилях, характеризуются их архитектурно-художественные особенности и черты индивидуального почерка. Далее следует хронологический список всех известных на данный момент его работ и по возможности полная библиография, предваренная перечнем просмотренных автором архивных источников» (с. 12).
Неизвестные факты об известных мастерах
Любимая многими архитектура рубежа XIX–XX веков, близкая нам и современная по функциональности и качеству жизни, но еще сохранившая панэстетизм Серебряного века, позднее утраченный, проанализирована в книге Нащокиной любовно и профессионально. Очередной прекрасный дом в арбатских переулках, на Садовой или у Казанского вокзала, архитектор которого был не известен или известен лишь по фамилии, теперь обрел создателя с биографией. Нас всегда интересуют люди. Порой это биографии драматические и даже трагические. Например, сын немецкого пастора, архитектор Траугот Бардт, построивший несколько доходных домов в Москве, был в 1934 году был отправлен в ссылку в Новосибирск, где создал Государственный академический театр оперы и балета, затем еще раз был невинно осужден и сослан в Казахстан, где умер от голода (с. 86).

Листая книгу, наталкиваешься на потрясающие сведения. Далеко не все знают, что в Москве есть дом, спроектированный Михаилом Врубелем. И что тема Венеции и свойственные ей «высота духа и дивный праздник красок», как четко формулирует Нащокина (с. 191), нашла в нем новое преломление. Врубель называл свою мастерскую во флигеле усадьбы Мамонтова на Садово-Спасской римско-византийской. Хотя мастерская была выполнена с искажениями и не была украшена цветной майоликой, как планировалось, можно надеяться, что сам путь цветных фасадов, который был намечен Врубелем, не потерял актуальности для города, и, кстати, не забыт в наши дни (см. проекты новых домов «Студии 44» в Петербурге). Серебряный век и здесь нам дал урок и перспективу.
Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих». М.М. Перетяткович. Храм-памятник русским морякам, погибшим войне с Японией – «Спас на водах» (Церковь Христа-Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая-Чудотворца). Санкт-Петербург, наб. Невы. 1910-1911.
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

Столь же любопытен факт, что Мариан Перетяткович, известный всем как автор впечатляющего петербургского банка Вавельберга, где произошел синтез флорентийского Ренессанса с северным модерном, делал интерьеры Елисеевского магазина в Москве. Не многие помнят про его церковь Спаса на водах у Адмиралтейских верфей в Петербурге, к сожалению, не сохранившуюся. В этом храме-памятнике соединилась тема владимирского Дмитровского собора XII века и мемориальный музей в честь моряков, погибших в Японской войне. 
Неизвестные усадьбы Жолтовского: дом в Горках для Морозовой-Рейнбот, тверская усадьба Лубенькино, курская усадьба Гуево-Рождественское, недавно выявленные Нащокиной и включенные в книгу «Русская усадьба конца XIX – начала ХХ века. Образ и стиль», также вошли в новое издание. Великолепный Александр Таманов (Таманян), за что ни брался, все превращал в сокровища архитектуры (см. ниже отрывок из книги, посвященный Таманову). Он начал три направления. Дом князя Щербатова на Новинском бульваре – с курдонером и усадьбой на крыше! – стал уникальным домом-музеем клубного типа с коллекционерами в качестве арендаторов. Город-сад для служащих Казанской железной дороги на станции Прозоровская с санаторием и палладианским мостом (совместно с Владимиром Семеновым, ныне поселок Кратово) заложил основы российских городов-садов. Генплан Еревана и важнейшие постройки в городе: Театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова и Дом правительства Армянской ССР соединили ордерную архитектуру с национальным колоритом.
Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих». Портрет архитекторов – участников IV съезда русских зодчих в Петербурге. В ресторане гостиницы «Европейская». 1911
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»
Как была устроена архитектурная профессия в Серебряном веке?
Эта тема рассмотрена в главе «Творцы новой архитектуры». В главе дан возрастной, географический, социальный срезы профессии. Как архитекторы распределялись по сословиям: наибольшее количество – дворяне, на втором месте купцы и разночинцы, совсем немногие – из крестьян и духовного сословия. Какова была доля вузов в формировании архитекторов: по 20 человек закончили Императорскую академию художеств (ИАХ) и Институт гражданских инженеров (ИГИ), 50 человек, то есть примерно половина, учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), что говорит о сложении в городе архитектурной школы (с. 52). Архитекторы, закончившие МУЖВЗ, не имели права на проектирование, за исключением получивших Большую и Малую Серебряные медали. Но, еще не закончив вуз, архитекторы работали помощниками. Этот путь, в частности, прошел Иван Жолтовский и считал его весьма эффективным, ведь Дом Скакового общества он создал еще до получения медали ИАХ.

Каковы были отношения с заказчиками? Нащокина приводит высказывание Алексея Щусева: «Чтобы получить заказы, архитекторы прибегали ко всевозможным уловкам. Были такие, которые даже выработали правила общения с заказчиком, а именно: когда приходишь к заказчику, то самолюбие свое оставляли в кармане своего пальто. Более выдающиеся архитекторы старались воспитывать заказчика, а некоторые подходили к заказчику малокультурному с грубой фамильярностью. Один архитектор, когда ему какой-то купец предложил сделать так-то и так-то, заявил: «Ты что, меня учить хочешь? Кто из нас архитектор, ты или я?»». Так или иначе, но отношения с заказчиками, как правило, складывались долговременные, а некачественная реализация встречалась реже, чем в наше время. Похоже, что Серебряный век был золотым временем для профессии: архитекторов уже достаточно много, есть профессиональная среда, организации, съезды, при этом роль зодчего исключительна, он диктует застройщику, что делать, а не наоборот. Зодчие были эрудитами и художниками, им присваивалась квалификация «художник архитектуры». Из всех этих деталей складывается групповой, но состоящий из ярких индивидуальностей, исторический портрет архитекторов Серебряного века.

Ниже публикуем фрагмент книги Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» –биографию Александра Таманяна из главы «Творческие портреты московских зодчих». 
Таманов (Таманян) Александр Иванович (Ованесович)

(Екатеринодар, 04(16).03.1878 – Ереван, 20.02.1936)Родился в семье мелкого банковского служащего. В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, а через два года, благодаря материальной помощи армянской общины Екатеринодара, отправился в Петербург и поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при ИАХ. В 1902 году закончил курс наук и поступил учеником в мастерской профессора ИАХ академика А.Н. Померанцева, получил свидетельство на право производства строительных работ. Диплом архитектора-художника защитил в 1904 году.
В ИАХ сложились его стилистические приоритеты – он стал приверженцем архитектурной классики, знатоком и апологетом русского классицизма и ампира. Дружба со студенческих лет с преподавателями ИАХ Леонтием и Альбертом Бенуа, студентами В. А. Щуко, Н. и Е. Лансере, Е. Л. Шретером, Г. Гинцем, Н. В. Соколовым, а далее с А. В. Щусевым, И. А. Фоминым, И. В. Жолтовским, основанная на общности художественных взглядов, продолжалась всю жизнь.
Со времен учебы в ИАХ до 1916 года Т. занимал должность архитектора при Совете по управлению имуществом С.-Петербургских Армянских церквей, что принесло ему знакомство с известными общественные деятели столичной армянской общины. Первая работа, принесшая Т. профессиональное признание – реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге, при которой он отделал интерьер «Кафе де Франс» в духе графики Мира искусства (вместе с В.А. Щуко).
  • zooming
    Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих». Архитектор А.И.Таманов
    Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»
  • zooming
    Переплет книги полностью. Вид Москвы с Храма Христа Спасителя. Худ. К.В. Киселев. 2001.
    Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

В этой церкви в 1908 году он венчался с Камиллой Эдварс (1885–1965) – дочерью англичанина  и Камиллы Бенуа, благодаря которой вошел в знаменитую столичную семью архитекторов и художников. Его жена была внучкой известного архитектора Н. Л. Бенуа, племянницей братьев Бенуа и кузиной Евгения Лансере.
По свидетельству князя С.А. Щербатова в работах Т. с самого начала царил культ русской классики, он был влюблен в царскосельские произведения Ч. Камерона[1].  Первые же работы зодчего в духе неоклассицизма, в котором он сумел выработать свой индивидуальный почерк, принесли ему заслуженный успех. Реконструкция поволжских усадеб Мусиных-Пушкиных, выполненная на высочайшем профессиональном уровне, показала его свободное владение  формами классики и доскональное знание русской архитектуры конца XVIII – начала XIX века. Неудивительно, что вскоре после окончания ИАХ Т. стал членом правления Общества архитекторов-художников (Петербург) и редакционной коллегии Ежегодника Общества архитекторов-художников. Преподавал на Высших женских архитектурных курсах Е.Ф. Багаевой (1900–1910).
Фотография из книги "Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих. Доходный дом и особняк князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре. Вид особняка на верхнем этаже. Арх. Александр Таманов.1911-1913.
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

В 1910-1913 годах Т. построил в Москве великолепный дом князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре, в котором оказались соединены усадьба и доходный дом, который по замыслу заказчика впоследствии должен был превратиться в музей частных коллекций, который он собирался подарить городу.  Классическое произведение московского неоклассицизма. Собственно доходный дом располагался в нижних этажах центрального корпуса и в боковых трехэтажных корпусах, планировка которых воспроизводила московскую ампирную усадьбу с флигелями. В двух верхних этажах центральной, силуэтно доминирующей части зодчий разместил особняк владельца, выделяющийся изяществом внешней «ампирной» ордерной отделки. Его тыльная стороны со стеклянной террасой выходила в сторону Москвы-реки, оттуда открывался дивные вид на ее пойму, далекий Нескучный сад и Воробьевы горы. Стройная, ритмически богатая колоннада коринфского ордера, выступающие портики и закругленные углы придают этой части здания зримую архитектурную самостоятельность. Независимы от нижних этажей были план и решение внутреннего пространства особняка, в которых Т. проявил незаурядное творческое воображение, создав анфиладу разнообразных роскошно декорированных залов. Отдельные элементы скульптурного убранства были выполнены столичным скульптором А.А. Кудиновым и Е.Е. Лансере. За архитектуру этого произведения на московском конкурсе «красоты фасадов» в 1914 году Городская управа присудила Т. первую премию – золотую медаль. В том же году за известность на художественном поприще по инициативе Л.Н. Бенуа, Ф.В. Беренштама и А.В. Щусева он был удостоен звания академика ИАХ.
Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих».Доходный дом и особняк князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре. Интерьер. Арх. Александр Таманов. 1911-1913.
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

Талантливость и профессионализм Т. включали и сферу декоративно-прикладного искусства (делал проекты мебели, серебряных изделий) и сферу градостроительства. Вместе с В.А. Семеновым он спроектировал по заказу Н.К. фон Мекка подмосковный Город-сад «Юбилейный» для служащих Казанской железной дороги. В его основу легла трехлучевая планировка, сходившаяся к главному въезду в поселок от станции железной дороги. Рядом с ним планировалось построить гостиницу,  туберкулёзный санаторий, пристань и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне – Кратово) (1913–1923).
В 1916 году – член Технического совета при Министерстве Императорского двора, руководитель реставраций архитектурных памятников. Редактор Архитектурно-художественного еженедельника (1914–1917). В 1916-1918 годах увлекся театральной сценографией, занимался созданием Театра трагедии, сотрудничал с выдающимися режиссерами Ю. Юрьевым, А. Алексеевым-Яковлевым, художниками М. Добужинским и О. Аллегри.

После февральской революции 1917 года Т. был избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента, и председателем Совета по делам искусств, образованном при комиссаре Временного правительства. В 1917 году его также избрали Председателем вновь образованного Союза деятелей искусств, который распался к осени 1918 года вслед за упразднением Академии художеств и Высшего художественного училища при ней.

Крушение мира, в котором он сформировался и в котором достиг общественного признания, заставило Т. покинуть Петроград. В 1919 году он приехал в разоренную, наполненную беженцами от геноцида Армению, которая оценила масштаб неожиданного приобретения, и в 1920 году Т. был назначен Главным архитектором Республики Армения, членом Комитета охраны старины Армении. Ему было поручено проектирование генерального плана Еревана. Однако с приходом к власти большевиков, Т. с семьей  удалось перебраться в Иран. В 1921-1923 годах по его проектам застраивался главный проспект Тавриза.
В 1923 году после длительных уговоров со стороны армянских властей Т. вернулся в Ереван и продолжил работу над генеральным планом Еревана (утвержден в 1924 г.). С 1925 по 1933 год зодчий разработал генеральные планы небольших городов и селений Армении, в том числе, Ленинакана (совр. Гюмри,1925), Эчмиадзина(1927–1928), Арабкира, Лукашина, Октемберяна, Степанакерта, Кировакана, Нор-Баязета (совр. Гавар, 1927), Ахта-Ахпара (совр. Раздан, 1927), Советашена.
С 1924 года – председатель Общества работников изобразительного искусства. С 1925 года – заместитель председателя Госплана Армянской ССР, председатель комитета по охране памятников старины, член совета Института науки и искусства Армянской ССР. В 1926 году присвоено звание народного архитектора Советской Армении.Член ЦИК Армянской ССР (1926–1936).

Первые из его реализованных в Армении проектов – гидроэлектростанции на реке Раздан (ЕРГЭС-1, 1926) и озере Айгр. Построил в Ереване Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926–1953), Дом правительства Армянской ССР (1926–1941), работал над монументальными проектами Высшей сельскохозяйственной школы, народного дома, зданиями анатомикума Медицинского института, Зооветеринарного, Физиотерапевтического и Политехнического научно-исследовательских институтов, обсерватории Госуниверситета, Публичной библиотеки, детской клиники; спроектировал и построил поселок Нубарашен в пригороде Еревана и т.д. Т. также сыграл ведущую роль в восстановлении исторических ландшафтов страны, был председателем Комитета защиты исторических памятников Армении.

В 1935 году участвовал в сессии Академии архитектуры в Москве, читал лекции в Академии. В 1937 году на парижской Всемирной выставке проект Народного дома в Ереване получил Большую золотую медаль (Grand prix), в 1941 за здание Дом правительства в Ереване ему посмертно была присуждена Государственная премия. Произведения Т. и заданные им монументальные градостроительные параметры превратили Ереван из маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. В архитектуре зданий центра города Т. соединил принципы столичного петербургского неоклассицизма с элементами национального зодчества  (традиционной декоративная резьба по камню и др.), превратив их в произведения искусства своего времени. Похоронен в Ереване в Пантеоне парка имени Комитаса.
 
 
В перечень проектов и построек включены только постройки Т. до 1917 года:
После 1904. Отделка интерьеров «Кафе де Франс» в доме Армянской церкви. Совместно с В.А. Щуко. СПб., Невский пр-т., 40. (не сохр.)
1905-1906. Проект перестройки особняка князя Абамелек. Совместно с Е.О. Константинович. СПб.
1908. Проект музея в Ани. Идея и консультации Н.Я. Марра.  (не осущ.)
1909. Главный дом и службы в усадьбе Борисоглеб графов Мусиных-Пушкиных. Мологский уезд Ярославской губ. (затоплена в нач. 1940-х).
1909- 1914. Проект и постройка каменной набережной, проекты устройства парка и отделки фасадов домов, реставрация каменной церкви во имя Св. Алексия Человека Божияконца XVIII века в усадьбе Иловна графов Мусиных-Пушкиных. Реконструкция главного дома в Иловне (с 1914 г.), осталась незаконченной из-за революции. Мологский уезд Ярославской губ. (затоплена в нач. 1940-х).
1910. Реконструкция Армянской церкви Св. Екатерины (арх. Ю. Фельтен, XVIIIв.). СПб., Невский пр-т. .
1911-1912. Особняк церемонимейстера императорского двора князя В. П. Кочубея. Совместно с Н.Е. Лансере и В.И. Яковлевым. г. Пушкин (Царское Село), Радищева, 4.
1911-1913, Доходный дом князя С.А. Щербатова. При участии арх. А.П. Крамарева, В.И. Яковлева; инж.-строитель А.Н. Аггеенко, худ. Е.Е. Лансере. скульпт. А.А. Кудинов, В.В. Кузнецов и др., худ. И.И. Нивинский. М., Новинский бул., 11
1913. Комплекс деревянных павильонов Показательной сельскохозяйственной выставки в Ярославле, посвященной 300-летнему юбилею Дома Романовых (не сохр.)
1913–1917. Город-сад «Юбилейный» для служащих Казанской ж.д. на станции Прозоровская с туберкулезным санаторием, пристанью на Москве-реке и железобетонным мостиком (ныне Кратово) под Москвой (1913–1923). Совместно с В.А. Семеновым. Московско-Казанская ж.д., пос. Кратово.
1913-1917. Больничный комплекс Московско-Казанской железной дороги в Прозоровке. Московская обл.,  пос. Кратово.
1915. Эскизный проект дома в усадьбе Воронежской губернии Е.И.В. великой княгини Ольги Александровны.
1915-1917. Особняк В.И. Фирсановой (отделка зала, вестибюля, лестницы и т.д.). При участии худ. А.Е. Яковлева, В.И. Шухаева, скульпт. А.А. Кудинова, М.М. Страховской. М., ул. Пречистенка, 32
1916. Центральное депо Казанской железной дороги. Ст. Люберцы.
1916 Проект и отделка актового зала Дома правления Московско-Казанской железной дороги (арх. Д.М. Челищев,1911-1915). М., Краснопрудная ул., 20 – Давыдовский пер., 8
 
Библиография
Таманов А. Лекция академика С.В. Ноаковского //  Архит-худ. еженедельник, 1915, № 48, с. 464-465.
Музей семьи Бенуа. (Петергоф)
Кондаков. С. 394.
ЕОАХ, 1907, Вып.2, с.127-128, 131;  1910, Вып.5, с. 134; 1913, Вып.8, с. 166-178.
Мод. В Императоском СПб. Обществе Архитекторов // Зодчий, № 47, 24 ноября. С. 483-487.
Лукомский Г. Вопросы старины и искусства на V съезде зодчих (описание выставки работ архитекторов – в т.ч. Таманова) // Зодчий, 1914, № 5, с. 43-45.
Архитектурно-художественный еженедельник, 1916, № 52, с. 497.
Яралов Ю.С. Таманян. М., 1950
Цапенко Я. О реалистических основах советской архитектуры. М.,1952. С. 85-86. (о доме кн. Щербатова)
Щербатов Сергей. Художник в ушедшей России. (Репринт издания- Нью-Йорк, 1955). М., 2000. С. 255-260.
Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г, Иконников А.В. и др. (ред). М., Искусство, 1975.
Зарьян Л. Таманян. Ереван, 1978.
Гинзбург, Кириков. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга. С. 294.
Архитектурные прогулки по Москве. С. 210.
Нащокина М.В. Памятники архитектуры неоклассицизма в Москве. Каталог // АН, № 45. М., УРСС, 2003. С.225-245.
Мирзоян Г. Божьей милостью зодчий // Ноев ковчег, 2011, № 15 (174), август (1-15). https://noev-kovcheg.ru/mag/2011-15/2748.html
Галстян Р. Александр Таманян и невоплощенная мечта о городе-саде // Армянский музей Москвы и культуры наций, 2017, 19 декабря. Новостной портал. https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/7/3/-4tam
Старостенко Ю.Д. Больничный городок «первого в России города-сада» у платформы Прозоровская: история проектирования и строительства. (1912-1930) // Academia, 2018, №2, с. 40-49.
 
 
[1] Щербатов Сергей. Художник в ушедшей России. М., 2000. С. 256.

26 Декабря 2024

Похожие статьи
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.