Групповой портрет архитекторов Серебряного века

Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.

mainImg
Мария Нащокина – доктор искусствоведения и академик РААСН, автор десятков книг по архитектуре конца XIX начала ХХ века и русской усадьбы. Судя по названию, сначала можно подумать, что это продолжение книги «Московский модерн», которая с 2003 года выдержала 6 переизданий, и других сочинений автора по этой теме. Но это лишь отчасти так. Биографии творцов модерна дополнены новыми данными, а также добавлены 44 новых биографии архитекторов, работавших в стиле неоклассицизма и поздней эклектики.
Нащокина М.В. Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих. М., 2023.
Фотография © Лара Копылова

Структура книги такова: первый раздел «Эпоха модерна в культуре России» – концептуальный, представляет собой оценку эпохи 1890-х – 1910-х годов. Там как раз сказано, почему это время называется «эпоха модерна», а не как-то иначе. Поклонники других стилей вправе затеять полемику: почему имя эпохе дает именно стиль модерн, а не неоклассика или неорусский стиль? Не будем раскрывать заранее систему аргументации автора, сохраняя интригу, отсылаем к изданию.
Из книги Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих. Худ. К.Ф. Юон. Москворецкий мост. 1911. (Титул).
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

Второй раздел называется «Город». В первой, одноименной, главе (с. 27) перед нами предстает образ Москвы как деловой столицы Российской империи, колоритные фигуры московских заказчиков, просвещенных купцов-старообрядцев, готовых к экспериментам и чувствительных к талантам. В главе «Архитектурные стили» (стр. 40) даны точные и нетривиальные оценки московских стилей дореволюционной эпохи. Что мне особенно дорого, подчеркнута роль ордерной классики как национального стиля. Об этом помнил выдающийся архитектор Иван Александрович Фомин, его высказывание приведено в книге, но сегодня эту тему, кажется, пора обсуждать заново. Наконец, в третьей главе дан групповой портрет архитектурной профессии в эпоху Серебряного века, который очень любопытно сравнить с современностью.

Третий раздел, самый большой, почти 600 страниц, – собственно творческие биографии зодчих. Здесь собран и систематизирован колоссальный материал, итог 20-летних исследований автора книги, представлено много новых имен (скажем, архитекторы Челищев, Харко, Матвеев-Калинин) и новых фактов в творческом пути известных архитекторов).

Вот как Мария Нащокина определила принцип отбора материала и структуру глав: «О каждом из зодчих написана общая статья, акцентирующая его вклад в развитие московской архитектуры модерна и неоклассицизма начала ХХ века и, как правило, лишь кратко касающаяся остального творчества мастера. Оцениваются его постройки в этих стилях, характеризуются их архитектурно-художественные особенности и черты индивидуального почерка. Далее следует хронологический список всех известных на данный момент его работ и по возможности полная библиография, предваренная перечнем просмотренных автором архивных источников» (с. 12).
Неизвестные факты об известных мастерах
Любимая многими архитектура рубежа XIX–XX веков, близкая нам и современная по функциональности и качеству жизни, но еще сохранившая панэстетизм Серебряного века, позднее утраченный, проанализирована в книге Нащокиной любовно и профессионально. Очередной прекрасный дом в арбатских переулках, на Садовой или у Казанского вокзала, архитектор которого был не известен или известен лишь по фамилии, теперь обрел создателя с биографией. Нас всегда интересуют люди. Порой это биографии драматические и даже трагические. Например, сын немецкого пастора, архитектор Траугот Бардт, построивший несколько доходных домов в Москве, был в 1934 году был отправлен в ссылку в Новосибирск, где создал Государственный академический театр оперы и балета, затем еще раз был невинно осужден и сослан в Казахстан, где умер от голода (с. 86).

Листая книгу, наталкиваешься на потрясающие сведения. Далеко не все знают, что в Москве есть дом, спроектированный Михаилом Врубелем. И что тема Венеции и свойственные ей «высота духа и дивный праздник красок», как четко формулирует Нащокина (с. 191), нашла в нем новое преломление. Врубель называл свою мастерскую во флигеле усадьбы Мамонтова на Садово-Спасской римско-византийской. Хотя мастерская была выполнена с искажениями и не была украшена цветной майоликой, как планировалось, можно надеяться, что сам путь цветных фасадов, который был намечен Врубелем, не потерял актуальности для города, и, кстати, не забыт в наши дни (см. проекты новых домов «Студии 44» в Петербурге). Серебряный век и здесь нам дал урок и перспективу.
Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих». М.М. Перетяткович. Храм-памятник русским морякам, погибшим войне с Японией – «Спас на водах» (Церковь Христа-Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая-Чудотворца). Санкт-Петербург, наб. Невы. 1910-1911.
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

Столь же любопытен факт, что Мариан Перетяткович, известный всем как автор впечатляющего петербургского банка Вавельберга, где произошел синтез флорентийского Ренессанса с северным модерном, делал интерьеры Елисеевского магазина в Москве. Не многие помнят про его церковь Спаса на водах у Адмиралтейских верфей в Петербурге, к сожалению, не сохранившуюся. В этом храме-памятнике соединилась тема владимирского Дмитровского собора XII века и мемориальный музей в честь моряков, погибших в Японской войне. 
Неизвестные усадьбы Жолтовского: дом в Горках для Морозовой-Рейнбот, тверская усадьба Лубенькино, курская усадьба Гуево-Рождественское, недавно выявленные Нащокиной и включенные в книгу «Русская усадьба конца XIX – начала ХХ века. Образ и стиль», также вошли в новое издание. Великолепный Александр Таманов (Таманян), за что ни брался, все превращал в сокровища архитектуры (см. ниже отрывок из книги, посвященный Таманову). Он начал три направления. Дом князя Щербатова на Новинском бульваре – с курдонером и усадьбой на крыше! – стал уникальным домом-музеем клубного типа с коллекционерами в качестве арендаторов. Город-сад для служащих Казанской железной дороги на станции Прозоровская с санаторием и палладианским мостом (совместно с Владимиром Семеновым, ныне поселок Кратово) заложил основы российских городов-садов. Генплан Еревана и важнейшие постройки в городе: Театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова и Дом правительства Армянской ССР соединили ордерную архитектуру с национальным колоритом.
Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих». Портрет архитекторов – участников IV съезда русских зодчих в Петербурге. В ресторане гостиницы «Европейская». 1911
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»
Как была устроена архитектурная профессия в Серебряном веке?
Эта тема рассмотрена в главе «Творцы новой архитектуры». В главе дан возрастной, географический, социальный срезы профессии. Как архитекторы распределялись по сословиям: наибольшее количество – дворяне, на втором месте купцы и разночинцы, совсем немногие – из крестьян и духовного сословия. Какова была доля вузов в формировании архитекторов: по 20 человек закончили Императорскую академию художеств (ИАХ) и Институт гражданских инженеров (ИГИ), 50 человек, то есть примерно половина, учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), что говорит о сложении в городе архитектурной школы (с. 52). Архитекторы, закончившие МУЖВЗ, не имели права на проектирование, за исключением получивших Большую и Малую Серебряные медали. Но, еще не закончив вуз, архитекторы работали помощниками. Этот путь, в частности, прошел Иван Жолтовский и считал его весьма эффективным, ведь Дом Скакового общества он создал еще до получения медали ИАХ.

Каковы были отношения с заказчиками? Нащокина приводит высказывание Алексея Щусева: «Чтобы получить заказы, архитекторы прибегали ко всевозможным уловкам. Были такие, которые даже выработали правила общения с заказчиком, а именно: когда приходишь к заказчику, то самолюбие свое оставляли в кармане своего пальто. Более выдающиеся архитекторы старались воспитывать заказчика, а некоторые подходили к заказчику малокультурному с грубой фамильярностью. Один архитектор, когда ему какой-то купец предложил сделать так-то и так-то, заявил: «Ты что, меня учить хочешь? Кто из нас архитектор, ты или я?»». Так или иначе, но отношения с заказчиками, как правило, складывались долговременные, а некачественная реализация встречалась реже, чем в наше время. Похоже, что Серебряный век был золотым временем для профессии: архитекторов уже достаточно много, есть профессиональная среда, организации, съезды, при этом роль зодчего исключительна, он диктует застройщику, что делать, а не наоборот. Зодчие были эрудитами и художниками, им присваивалась квалификация «художник архитектуры». Из всех этих деталей складывается групповой, но состоящий из ярких индивидуальностей, исторический портрет архитекторов Серебряного века.

Ниже публикуем фрагмент книги Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» –биографию Александра Таманяна из главы «Творческие портреты московских зодчих». 
Таманов (Таманян) Александр Иванович (Ованесович)

(Екатеринодар, 04(16).03.1878 – Ереван, 20.02.1936)Родился в семье мелкого банковского служащего. В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, а через два года, благодаря материальной помощи армянской общины Екатеринодара, отправился в Петербург и поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при ИАХ. В 1902 году закончил курс наук и поступил учеником в мастерской профессора ИАХ академика А.Н. Померанцева, получил свидетельство на право производства строительных работ. Диплом архитектора-художника защитил в 1904 году.
В ИАХ сложились его стилистические приоритеты – он стал приверженцем архитектурной классики, знатоком и апологетом русского классицизма и ампира. Дружба со студенческих лет с преподавателями ИАХ Леонтием и Альбертом Бенуа, студентами В. А. Щуко, Н. и Е. Лансере, Е. Л. Шретером, Г. Гинцем, Н. В. Соколовым, а далее с А. В. Щусевым, И. А. Фоминым, И. В. Жолтовским, основанная на общности художественных взглядов, продолжалась всю жизнь.
Со времен учебы в ИАХ до 1916 года Т. занимал должность архитектора при Совете по управлению имуществом С.-Петербургских Армянских церквей, что принесло ему знакомство с известными общественные деятели столичной армянской общины. Первая работа, принесшая Т. профессиональное признание – реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге, при которой он отделал интерьер «Кафе де Франс» в духе графики Мира искусства (вместе с В.А. Щуко).
  • zooming
    Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих». Архитектор А.И.Таманов
    Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»
  • zooming
    Переплет книги полностью. Вид Москвы с Храма Христа Спасителя. Худ. К.В. Киселев. 2001.
    Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

В этой церкви в 1908 году он венчался с Камиллой Эдварс (1885–1965) – дочерью англичанина  и Камиллы Бенуа, благодаря которой вошел в знаменитую столичную семью архитекторов и художников. Его жена была внучкой известного архитектора Н. Л. Бенуа, племянницей братьев Бенуа и кузиной Евгения Лансере.
По свидетельству князя С.А. Щербатова в работах Т. с самого начала царил культ русской классики, он был влюблен в царскосельские произведения Ч. Камерона[1].  Первые же работы зодчего в духе неоклассицизма, в котором он сумел выработать свой индивидуальный почерк, принесли ему заслуженный успех. Реконструкция поволжских усадеб Мусиных-Пушкиных, выполненная на высочайшем профессиональном уровне, показала его свободное владение  формами классики и доскональное знание русской архитектуры конца XVIII – начала XIX века. Неудивительно, что вскоре после окончания ИАХ Т. стал членом правления Общества архитекторов-художников (Петербург) и редакционной коллегии Ежегодника Общества архитекторов-художников. Преподавал на Высших женских архитектурных курсах Е.Ф. Багаевой (1900–1910).
Фотография из книги "Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих. Доходный дом и особняк князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре. Вид особняка на верхнем этаже. Арх. Александр Таманов.1911-1913.
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

В 1910-1913 годах Т. построил в Москве великолепный дом князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре, в котором оказались соединены усадьба и доходный дом, который по замыслу заказчика впоследствии должен был превратиться в музей частных коллекций, который он собирался подарить городу.  Классическое произведение московского неоклассицизма. Собственно доходный дом располагался в нижних этажах центрального корпуса и в боковых трехэтажных корпусах, планировка которых воспроизводила московскую ампирную усадьбу с флигелями. В двух верхних этажах центральной, силуэтно доминирующей части зодчий разместил особняк владельца, выделяющийся изяществом внешней «ампирной» ордерной отделки. Его тыльная стороны со стеклянной террасой выходила в сторону Москвы-реки, оттуда открывался дивные вид на ее пойму, далекий Нескучный сад и Воробьевы горы. Стройная, ритмически богатая колоннада коринфского ордера, выступающие портики и закругленные углы придают этой части здания зримую архитектурную самостоятельность. Независимы от нижних этажей были план и решение внутреннего пространства особняка, в которых Т. проявил незаурядное творческое воображение, создав анфиладу разнообразных роскошно декорированных залов. Отдельные элементы скульптурного убранства были выполнены столичным скульптором А.А. Кудиновым и Е.Е. Лансере. За архитектуру этого произведения на московском конкурсе «красоты фасадов» в 1914 году Городская управа присудила Т. первую премию – золотую медаль. В том же году за известность на художественном поприще по инициативе Л.Н. Бенуа, Ф.В. Беренштама и А.В. Щусева он был удостоен звания академика ИАХ.
Фотография из книги «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих».Доходный дом и особняк князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре. Интерьер. Арх. Александр Таманов. 1911-1913.
Предоставлено издательством «Прогресс-Традиция»

Талантливость и профессионализм Т. включали и сферу декоративно-прикладного искусства (делал проекты мебели, серебряных изделий) и сферу градостроительства. Вместе с В.А. Семеновым он спроектировал по заказу Н.К. фон Мекка подмосковный Город-сад «Юбилейный» для служащих Казанской железной дороги. В его основу легла трехлучевая планировка, сходившаяся к главному въезду в поселок от станции железной дороги. Рядом с ним планировалось построить гостиницу,  туберкулёзный санаторий, пристань и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне – Кратово) (1913–1923).
В 1916 году – член Технического совета при Министерстве Императорского двора, руководитель реставраций архитектурных памятников. Редактор Архитектурно-художественного еженедельника (1914–1917). В 1916-1918 годах увлекся театральной сценографией, занимался созданием Театра трагедии, сотрудничал с выдающимися режиссерами Ю. Юрьевым, А. Алексеевым-Яковлевым, художниками М. Добужинским и О. Аллегри.

После февральской революции 1917 года Т. был избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента, и председателем Совета по делам искусств, образованном при комиссаре Временного правительства. В 1917 году его также избрали Председателем вновь образованного Союза деятелей искусств, который распался к осени 1918 года вслед за упразднением Академии художеств и Высшего художественного училища при ней.

Крушение мира, в котором он сформировался и в котором достиг общественного признания, заставило Т. покинуть Петроград. В 1919 году он приехал в разоренную, наполненную беженцами от геноцида Армению, которая оценила масштаб неожиданного приобретения, и в 1920 году Т. был назначен Главным архитектором Республики Армения, членом Комитета охраны старины Армении. Ему было поручено проектирование генерального плана Еревана. Однако с приходом к власти большевиков, Т. с семьей  удалось перебраться в Иран. В 1921-1923 годах по его проектам застраивался главный проспект Тавриза.
В 1923 году после длительных уговоров со стороны армянских властей Т. вернулся в Ереван и продолжил работу над генеральным планом Еревана (утвержден в 1924 г.). С 1925 по 1933 год зодчий разработал генеральные планы небольших городов и селений Армении, в том числе, Ленинакана (совр. Гюмри,1925), Эчмиадзина(1927–1928), Арабкира, Лукашина, Октемберяна, Степанакерта, Кировакана, Нор-Баязета (совр. Гавар, 1927), Ахта-Ахпара (совр. Раздан, 1927), Советашена.
С 1924 года – председатель Общества работников изобразительного искусства. С 1925 года – заместитель председателя Госплана Армянской ССР, председатель комитета по охране памятников старины, член совета Института науки и искусства Армянской ССР. В 1926 году присвоено звание народного архитектора Советской Армении.Член ЦИК Армянской ССР (1926–1936).

Первые из его реализованных в Армении проектов – гидроэлектростанции на реке Раздан (ЕРГЭС-1, 1926) и озере Айгр. Построил в Ереване Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926–1953), Дом правительства Армянской ССР (1926–1941), работал над монументальными проектами Высшей сельскохозяйственной школы, народного дома, зданиями анатомикума Медицинского института, Зооветеринарного, Физиотерапевтического и Политехнического научно-исследовательских институтов, обсерватории Госуниверситета, Публичной библиотеки, детской клиники; спроектировал и построил поселок Нубарашен в пригороде Еревана и т.д. Т. также сыграл ведущую роль в восстановлении исторических ландшафтов страны, был председателем Комитета защиты исторических памятников Армении.

В 1935 году участвовал в сессии Академии архитектуры в Москве, читал лекции в Академии. В 1937 году на парижской Всемирной выставке проект Народного дома в Ереване получил Большую золотую медаль (Grand prix), в 1941 за здание Дом правительства в Ереване ему посмертно была присуждена Государственная премия. Произведения Т. и заданные им монументальные градостроительные параметры превратили Ереван из маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. В архитектуре зданий центра города Т. соединил принципы столичного петербургского неоклассицизма с элементами национального зодчества  (традиционной декоративная резьба по камню и др.), превратив их в произведения искусства своего времени. Похоронен в Ереване в Пантеоне парка имени Комитаса.
 
 
В перечень проектов и построек включены только постройки Т. до 1917 года:
После 1904. Отделка интерьеров «Кафе де Франс» в доме Армянской церкви. Совместно с В.А. Щуко. СПб., Невский пр-т., 40. (не сохр.)
1905-1906. Проект перестройки особняка князя Абамелек. Совместно с Е.О. Константинович. СПб.
1908. Проект музея в Ани. Идея и консультации Н.Я. Марра.  (не осущ.)
1909. Главный дом и службы в усадьбе Борисоглеб графов Мусиных-Пушкиных. Мологский уезд Ярославской губ. (затоплена в нач. 1940-х).
1909- 1914. Проект и постройка каменной набережной, проекты устройства парка и отделки фасадов домов, реставрация каменной церкви во имя Св. Алексия Человека Божияконца XVIII века в усадьбе Иловна графов Мусиных-Пушкиных. Реконструкция главного дома в Иловне (с 1914 г.), осталась незаконченной из-за революции. Мологский уезд Ярославской губ. (затоплена в нач. 1940-х).
1910. Реконструкция Армянской церкви Св. Екатерины (арх. Ю. Фельтен, XVIIIв.). СПб., Невский пр-т. .
1911-1912. Особняк церемонимейстера императорского двора князя В. П. Кочубея. Совместно с Н.Е. Лансере и В.И. Яковлевым. г. Пушкин (Царское Село), Радищева, 4.
1911-1913, Доходный дом князя С.А. Щербатова. При участии арх. А.П. Крамарева, В.И. Яковлева; инж.-строитель А.Н. Аггеенко, худ. Е.Е. Лансере. скульпт. А.А. Кудинов, В.В. Кузнецов и др., худ. И.И. Нивинский. М., Новинский бул., 11
1913. Комплекс деревянных павильонов Показательной сельскохозяйственной выставки в Ярославле, посвященной 300-летнему юбилею Дома Романовых (не сохр.)
1913–1917. Город-сад «Юбилейный» для служащих Казанской ж.д. на станции Прозоровская с туберкулезным санаторием, пристанью на Москве-реке и железобетонным мостиком (ныне Кратово) под Москвой (1913–1923). Совместно с В.А. Семеновым. Московско-Казанская ж.д., пос. Кратово.
1913-1917. Больничный комплекс Московско-Казанской железной дороги в Прозоровке. Московская обл.,  пос. Кратово.
1915. Эскизный проект дома в усадьбе Воронежской губернии Е.И.В. великой княгини Ольги Александровны.
1915-1917. Особняк В.И. Фирсановой (отделка зала, вестибюля, лестницы и т.д.). При участии худ. А.Е. Яковлева, В.И. Шухаева, скульпт. А.А. Кудинова, М.М. Страховской. М., ул. Пречистенка, 32
1916. Центральное депо Казанской железной дороги. Ст. Люберцы.
1916 Проект и отделка актового зала Дома правления Московско-Казанской железной дороги (арх. Д.М. Челищев,1911-1915). М., Краснопрудная ул., 20 – Давыдовский пер., 8
 
Библиография
Таманов А. Лекция академика С.В. Ноаковского //  Архит-худ. еженедельник, 1915, № 48, с. 464-465.
Музей семьи Бенуа. (Петергоф)
Кондаков. С. 394.
ЕОАХ, 1907, Вып.2, с.127-128, 131;  1910, Вып.5, с. 134; 1913, Вып.8, с. 166-178.
Мод. В Императоском СПб. Обществе Архитекторов // Зодчий, № 47, 24 ноября. С. 483-487.
Лукомский Г. Вопросы старины и искусства на V съезде зодчих (описание выставки работ архитекторов – в т.ч. Таманова) // Зодчий, 1914, № 5, с. 43-45.
Архитектурно-художественный еженедельник, 1916, № 52, с. 497.
Яралов Ю.С. Таманян. М., 1950
Цапенко Я. О реалистических основах советской архитектуры. М.,1952. С. 85-86. (о доме кн. Щербатова)
Щербатов Сергей. Художник в ушедшей России. (Репринт издания- Нью-Йорк, 1955). М., 2000. С. 255-260.
Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г, Иконников А.В. и др. (ред). М., Искусство, 1975.
Зарьян Л. Таманян. Ереван, 1978.
Гинзбург, Кириков. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга. С. 294.
Архитектурные прогулки по Москве. С. 210.
Нащокина М.В. Памятники архитектуры неоклассицизма в Москве. Каталог // АН, № 45. М., УРСС, 2003. С.225-245.
Мирзоян Г. Божьей милостью зодчий // Ноев ковчег, 2011, № 15 (174), август (1-15). https://noev-kovcheg.ru/mag/2011-15/2748.html
Галстян Р. Александр Таманян и невоплощенная мечта о городе-саде // Армянский музей Москвы и культуры наций, 2017, 19 декабря. Новостной портал. https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/7/3/-4tam
Старостенко Ю.Д. Больничный городок «первого в России города-сада» у платформы Прозоровская: история проектирования и строительства. (1912-1930) // Academia, 2018, №2, с. 40-49.
 
 
[1] Щербатов Сергей. Художник в ушедшей России. М., 2000. С. 256.

26 Декабря 2024

Похожие статьи
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.