«Животворна и органична здесь»

Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.

Сергей Мишин

Автор текста:
Сергей Мишин

mainImg
0 Ленинград: архитектура советского модернизма 1955-1991
М., GARAGE, 2021

Это, конечно, не рецензия, а, скорее ода или даже панегирик, поскольку и к авторам я отношусь с плохо скрываемой приязнью и к рассматриваемому в этой книжке предмету дышу довольно неровно.
 
Итак: три московских человека написали книгу о Ленинграде.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Признаюсь, когда я начал читать эту книжку, мой и без того бледный эпидермис, присущий обитателям здешних блат, побледнел еще пуще от негодования при виде промелькнувших было трюизмов о бордюрах, поребриках и прочих апокрифах оппозиции петербуржцев и москвичей. Все это расхожие мифы. «Ревность и зависть петербуржцев к москвичам за то, что столица уехала и что «все деньги в Москве» вымышлены. Скорее напротив, к москвичам здесь относятся с некоторой долей сочувствия, – как же они там, бедолаги, живут?

Все же в назойливом педалировании противостояния Москвы и Петербурга, есть, воля ваша, судари мои, что-то безнадежно пошлое.

«Снисходительно посмеиваются они над старательным «парадная», «поребрик» и т.д., произнесенными приезжими. Но про себя. Сами запросто скажут «подъезд». Однако не дай вам бог простодушно попросить в пышечной пончик. Скомпрометированы будете безнадежно, хотя пышку, возможно, и отдадут», подкалывает нас Татьяна Мэй.
 
Однако по ходу чтения негодование незаметно сменилось наслаждением. Путеводители обычно скучнейшее чтиво, то есть это вообще не чтиво. Но только не эта книжка.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Это какой-то новый жанр и слог. Так еще никто не писал о не столь, казалось бы, увлекательных вещах, как архитектура. Здесь рассказ о каждом доме построен как новелла или как маленький роман, с завязкой, сюжетом, лирическими отступлениями и эпилогом и читать это, скажу я вам, довольно захватывающе. Здесь фактография и развитый научный аппарат органично переплетаются с байками и местными мифами. Авторы напомнят нам, что аэропорт в народе называют «пять стаканов», памятник Грибоедову, что у ТЮЗа, известен, как «ногу свело», а второй дом Ленсовета – это «дворянское гнездо». Здесь приводятся захватывающие споры, даже схватки между участниками общественных обсуждений.

Вот, к примеру, выдержка из протокола обсуждения реконструкции района Смольного института: «Историк архитектуры Евгения Петрова… называет здание Князева «архитектурным сапогом», который втаптывает в грязь и забивает бриллиант Смольного собора, она обвиняет Гольдгора в том, что он «пришивает к этому сапогу голенище».
 
Как же нам не хватает сейчас этих разящих критических стрел, этого кипящего профессионального бульона! Бесстрастность, комплиментарность, если не заискивание, заполонили нашу архитектурную прессу.
  • zooming
    1 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Язык этой книги, не знаю, умышленно ли, или авторы так незаметно для себя прониклись духом того времени, язык этот порой вызывает в памяти бестселлеры 1960-х, когда о серьезных вещах не принято было говорить с придыханием или звериной серьезностью, а следовало, с сардонической усмешкой цедить слова, как бы попыхивая трубкой старика Хэма. Хотя авторы только-только появились на свет примерно в описываемое ими время, но как же точно они почувствовали эту здоровую ироническую ноту. Заочно споря с Иосифом Бродским, не обинуясь, называют его «25-летним тунеядцем». Почему-то я думаю, что Бродский не слишком возражал бы. Таким языком изъяснялись герои «Затоваренной бочкотары», «Понедельника», битовского «Пушкинского дома».
 
Возможно, это выглядит не слишком академично для жанра справочника-путеводителя, но здесь меня чрезвычайно подкупает ценность личного взгляда. Авторы могут поморщиться, говоря о здании Финляндского вокзала: «шпиль бессильно царапает небо и довершает нелепость целого», или даже выругаться: «злобная сосуля Лахта-центра». Порой они афористичны: «...но дух места одолел дух времени только в первом раунде». Порою поэтичны: «проспект грезил соединить южные районы города», а случается, что «проспект присягает одной традиции, зато отрекается от другой».
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Почему-то мне кажется, что так и нужно писать о домах и городе, ведь архитектура сама по себе предмет довольно чувственный и поэтичный, по крайней мере, в лучших своих проявлениях.
 
Ни один из авторов ни минуты ни архитектор. Журналист, искусствовед и, даже страшно произнести, структурный лингвист. Но посмотрите, как, со знанием дела, я не иронизирую, действительно профессионально и точно описываются предварительно напряженные параболоиды перекрытия дворца спорта «Юбилейный». Я узнал тут, что моя любимая телебашня Васильковского, на которую я каждый день смотрю из своего окна, построена из пустотелых стержней на болтовых соединениях. И, что дворовые фасады упоминавшегося ранее «дворянского гнезда» облицованы давно исчезнувшим из практики белоснежным ангобированным кирпичом.
 
Сквозной невербальный рассказ здесь ведут черно-белые снимки. Здесь мы видим странный магический город, совсем иной Ленинград, нежели тот, что мы знаем. Ленинград здесь пуст, величествен и залит совсем не свойственным ему солнцем. Немногословность бетона, резкие тени де Кирико, отсутствие людей, машин, котов и хабариков. Ленинград, увы или к счастью, так и не наступившего коммунизма.
Общежитие ЛИСИ (СПбГАСУ). 1957–1964. Архитекторы А.Оль, С.Евдокимов, Н. Устинович
Фотография © Юрий Пальмин / из книги Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021

 

***

Ленинградскость. Бессильно щелкаю пальцами, но не могу объяснить этот феномен, кажущийся всем вроде бы очевидным. Он исчезает или уже почти исчез, но его тающие черты еще можно, можно распознать.
 
Такое впечатление, что здесь архитектура не слишком важна, а город сильнее отдельных домов. Он впитает все, все пожрет и все сделает своей частью.

Это свойство города – негромкость, деликатность, свойственна в массе и его жителям, и не всегда можно понять, что есть порождение чего – город или люди, его населяющие.

Порою кажется, что в какой-то период здесь был социализм. Тот самый, который нам показывали в фильмах Геннадия Шпаликова и Марлена Хуциева. Не тот социализм, где на тебя строем идут комбайны и вот-вот засосут прокатные станы, а тот, где библиотеки и люди читают стихи на набережных. Я вообще люблю социализм, а вот капитализм – не очень. Я убежден, что ничего более захватывающего в области идей мироустройства, чем построение общества равных возможностей, так и не было придумано. Как идея, как концепт это завораживает, не то что этот бескрылый и алчный капитализм. И вот здесь, в Ленинграде, кажется, что это было.
 
«Смелые жесты и были традицией города», говорится в книге. Действительно, сам этот город онтологически модерен. Это город-проект, город-чертеж, умопостигаемый город-ноумен. Любому действию здесь предшествовали воля и замысел, а не сумма обстоятельств, как в городах-мицелиях, откуда родом авторы книжки. 
 
По справедливому наблюдению авторов, модернистским жестом было и само основание города. Модернистской, неизвестной нам рукой был прочерчено божественное трехлучие, структуралист Леблон нанес сетку линий и каналов Васильевского острова. Трезиниевские дома для «подлых» и «именитых» – предчувствие и прообраз типовых серий 1960-х годов. Ультрамодернистским жестом были витальные градостроительные структуры Антуана Модюи и Карла Росси, наложивших свои лихие оси, пьяццы и пьяцетты на сложившуюся к концу XVIII века несколько консервативную сетку особняков и усадеб.
 
Представляется, что наш город – это наслоение нескольких проектов, наложенных друг на друга, как если бы листы огромных прозрачных калек с чертежами были брошены друг на друга на гигантском столе. Он опровергает распространенное заблуждение, что модернистская архитектура, дескать, разрушительна для традиционной (что бы это ни значило) городской ткани. Нет же, нет, мы видим, как она животворна и органична здесь.

Возможно потому, что идеализм модернистских зданий стал верной нотой в пропитанном романтическими идеалами городе. А скорее всего потому, и я охотно соглашусь здесь с авторами, что и модернизм здесь феноменологически особый, сдержанный до скуповатости (но ничуть не вялый!), немногословный, мудрый и эмпатичный, с легким налетом дендизма. Интеллигентный, одним словом.
 
Хочется, дождавшись мирных дней, отправиться с этой книжкой под мышкой и посмотреть еще раз вживую на этот модернизм через волшебную оптику авторов этой книги.
 
Сергей Мишин,
Санкт-Петербург,
июль 2022

19 Июля 2022

Сергей Мишин

Автор текста:

Сергей Мишин
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сейчас на главной
Пресса: «Это самая правдивая история города и страны»: Сергей...
Как менялся в последние годы облик Москвы и Санкт-Петербурга, что привносят в образ города ансамбли высотных зданий, как они должны взаимодействовать с исторической застройкой и должна ли современная архитектура стоять вечно — на эти и другие темы Forbes Life поговорил с архитектором Сергеем Чобаном.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.