«Животворна и органична здесь»

Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.

mainImg
Ленинград: архитектура советского модернизма 1955-1991
М., GARAGE, 2021

Это, конечно, не рецензия, а, скорее ода или даже панегирик, поскольку и к авторам я отношусь с плохо скрываемой приязнью и к рассматриваемому в этой книжке предмету дышу довольно неровно.
 
Итак: три московских человека написали книгу о Ленинграде.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Признаюсь, когда я начал читать эту книжку, мой и без того бледный эпидермис, присущий обитателям здешних блат, побледнел еще пуще от негодования при виде промелькнувших было трюизмов о бордюрах, поребриках и прочих апокрифах оппозиции петербуржцев и москвичей. Все это расхожие мифы. «Ревность и зависть петербуржцев к москвичам за то, что столица уехала и что «все деньги в Москве» вымышлены. Скорее напротив, к москвичам здесь относятся с некоторой долей сочувствия, – как же они там, бедолаги, живут?

Все же в назойливом педалировании противостояния Москвы и Петербурга, есть, воля ваша, судари мои, что-то безнадежно пошлое.

«Снисходительно посмеиваются они над старательным «парадная», «поребрик» и т.д., произнесенными приезжими. Но про себя. Сами запросто скажут «подъезд». Однако не дай вам бог простодушно попросить в пышечной пончик. Скомпрометированы будете безнадежно, хотя пышку, возможно, и отдадут», подкалывает нас Татьяна Мэй.
 
Однако по ходу чтения негодование незаметно сменилось наслаждением. Путеводители обычно скучнейшее чтиво, то есть это вообще не чтиво. Но только не эта книжка.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Это какой-то новый жанр и слог. Так еще никто не писал о не столь, казалось бы, увлекательных вещах, как архитектура. Здесь рассказ о каждом доме построен как новелла или как маленький роман, с завязкой, сюжетом, лирическими отступлениями и эпилогом и читать это, скажу я вам, довольно захватывающе. Здесь фактография и развитый научный аппарат органично переплетаются с байками и местными мифами. Авторы напомнят нам, что аэропорт в народе называют «пять стаканов», памятник Грибоедову, что у ТЮЗа, известен, как «ногу свело», а второй дом Ленсовета – это «дворянское гнездо». Здесь приводятся захватывающие споры, даже схватки между участниками общественных обсуждений.

Вот, к примеру, выдержка из протокола обсуждения реконструкции района Смольного института: «Историк архитектуры Евгения Петрова… называет здание Князева «архитектурным сапогом», который втаптывает в грязь и забивает бриллиант Смольного собора, она обвиняет Гольдгора в том, что он «пришивает к этому сапогу голенище».
 
Как же нам не хватает сейчас этих разящих критических стрел, этого кипящего профессионального бульона! Бесстрастность, комплиментарность, если не заискивание, заполонили нашу архитектурную прессу.
  • zooming
    1 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Язык этой книги, не знаю, умышленно ли, или авторы так незаметно для себя прониклись духом того времени, язык этот порой вызывает в памяти бестселлеры 1960-х, когда о серьезных вещах не принято было говорить с придыханием или звериной серьезностью, а следовало, с сардонической усмешкой цедить слова, как бы попыхивая трубкой старика Хэма. Хотя авторы только-только появились на свет примерно в описываемое ими время, но как же точно они почувствовали эту здоровую ироническую ноту. Заочно споря с Иосифом Бродским, не обинуясь, называют его «25-летним тунеядцем». Почему-то я думаю, что Бродский не слишком возражал бы. Таким языком изъяснялись герои «Затоваренной бочкотары», «Понедельника», битовского «Пушкинского дома».
 
Возможно, это выглядит не слишком академично для жанра справочника-путеводителя, но здесь меня чрезвычайно подкупает ценность личного взгляда. Авторы могут поморщиться, говоря о здании Финляндского вокзала: «шпиль бессильно царапает небо и довершает нелепость целого», или даже выругаться: «злобная сосуля Лахта-центра». Порой они афористичны: «...но дух места одолел дух времени только в первом раунде». Порою поэтичны: «проспект грезил соединить южные районы города», а случается, что «проспект присягает одной традиции, зато отрекается от другой».
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Почему-то мне кажется, что так и нужно писать о домах и городе, ведь архитектура сама по себе предмет довольно чувственный и поэтичный, по крайней мере, в лучших своих проявлениях.
 
Ни один из авторов ни минуты ни архитектор. Журналист, искусствовед и, даже страшно произнести, структурный лингвист. Но посмотрите, как, со знанием дела, я не иронизирую, действительно профессионально и точно описываются предварительно напряженные параболоиды перекрытия дворца спорта «Юбилейный». Я узнал тут, что моя любимая телебашня Васильковского, на которую я каждый день смотрю из своего окна, построена из пустотелых стержней на болтовых соединениях. И, что дворовые фасады упоминавшегося ранее «дворянского гнезда» облицованы давно исчезнувшим из практики белоснежным ангобированным кирпичом.
 
Сквозной невербальный рассказ здесь ведут черно-белые снимки. Здесь мы видим странный магический город, совсем иной Ленинград, нежели тот, что мы знаем. Ленинград здесь пуст, величествен и залит совсем не свойственным ему солнцем. Немногословность бетона, резкие тени де Кирико, отсутствие людей, машин, котов и хабариков. Ленинград, увы или к счастью, так и не наступившего коммунизма.
Общежитие ЛИСИ (СПбГАСУ). 1957–1964. Архитекторы А.Оль, С.Евдокимов, Н. Устинович
Фотография © Юрий Пальмин / из книги Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021

 

***

Ленинградскость. Бессильно щелкаю пальцами, но не могу объяснить этот феномен, кажущийся всем вроде бы очевидным. Он исчезает или уже почти исчез, но его тающие черты еще можно, можно распознать.
 
Такое впечатление, что здесь архитектура не слишком важна, а город сильнее отдельных домов. Он впитает все, все пожрет и все сделает своей частью.

Это свойство города – негромкость, деликатность, свойственна в массе и его жителям, и не всегда можно понять, что есть порождение чего – город или люди, его населяющие.

Порою кажется, что в какой-то период здесь был социализм. Тот самый, который нам показывали в фильмах Геннадия Шпаликова и Марлена Хуциева. Не тот социализм, где на тебя строем идут комбайны и вот-вот засосут прокатные станы, а тот, где библиотеки и люди читают стихи на набережных. Я вообще люблю социализм, а вот капитализм – не очень. Я убежден, что ничего более захватывающего в области идей мироустройства, чем построение общества равных возможностей, так и не было придумано. Как идея, как концепт это завораживает, не то что этот бескрылый и алчный капитализм. И вот здесь, в Ленинграде, кажется, что это было.
 
«Смелые жесты и были традицией города», говорится в книге. Действительно, сам этот город онтологически модерен. Это город-проект, город-чертеж, умопостигаемый город-ноумен. Любому действию здесь предшествовали воля и замысел, а не сумма обстоятельств, как в городах-мицелиях, откуда родом авторы книжки. 
 
По справедливому наблюдению авторов, модернистским жестом было и само основание города. Модернистской, неизвестной нам рукой был прочерчено божественное трехлучие, структуралист Леблон нанес сетку линий и каналов Васильевского острова. Трезиниевские дома для «подлых» и «именитых» – предчувствие и прообраз типовых серий 1960-х годов. Ультрамодернистским жестом были витальные градостроительные структуры Антуана Модюи и Карла Росси, наложивших свои лихие оси, пьяццы и пьяцетты на сложившуюся к концу XVIII века несколько консервативную сетку особняков и усадеб.
 
Представляется, что наш город – это наслоение нескольких проектов, наложенных друг на друга, как если бы листы огромных прозрачных калек с чертежами были брошены друг на друга на гигантском столе. Он опровергает распространенное заблуждение, что модернистская архитектура, дескать, разрушительна для традиционной (что бы это ни значило) городской ткани. Нет же, нет, мы видим, как она животворна и органична здесь.

Возможно потому, что идеализм модернистских зданий стал верной нотой в пропитанном романтическими идеалами городе. А скорее всего потому, и я охотно соглашусь здесь с авторами, что и модернизм здесь феноменологически особый, сдержанный до скуповатости (но ничуть не вялый!), немногословный, мудрый и эмпатичный, с легким налетом дендизма. Интеллигентный, одним словом.
 
Хочется, дождавшись мирных дней, отправиться с этой книжкой под мышкой и посмотреть еще раз вживую на этот модернизм через волшебную оптику авторов этой книги.
 
Сергей Мишин,
Санкт-Петербург,
июль 2022

19 Июля 2022

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.