English version

Все наоборот

Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.

mainImg
«Стоять на голове
для девочки твоих лет
в высшей степени неприлично!»
Алиса в стране чудес

Хочется начать с того, что в этом году архитектонам Малевича исполняется сто лет, – но датировки штука тонкая, и за минуту поиска в сети нам удалось найти и 1923 год как дату появления первого архитектона Альфа, и 1920, и 1925 как год распространения архитектонов вообще. Есть мнение, что архитектоны Малевич начал делать раньше, а само слово для их обозначения придумал в 1923 году. То есть не факт, что у сейчас юбилей, но сам по себе поиск заставляет вспомнить, что мы живем в период столетия произведений авангарда вообще. А следовательно что? Пора обновиться и встряхнуться. Все же столетие самого свежего и смелого движения не должно быть ни пафосным, ни пыльным. 

У слова «архитектон» есть еще одно значение: именно так в летописях конца XV века назван Пьетро Антонио Солари, строивший башни московского Кремля, когда Петербурга еще не было, – в смысле архитектор. Древнее только Дедал, но с ним вообще сложно соперничать. Если смешать все эти смыслы в один компот, получается: русский авангард, плюс что-то древнее, плюс итальянский архитектор, какой-то общемировой дух Ренессанса. Много всего, сложно соответствовать. 

Может быть поэтому, а может быть еще почему, но петербургский фестиваль «Архитектон», основанный в 2001 году союзом архитекторов, не был очень заметен, а существовал как традиционная профессиональная премия, в виде планшетов в здании союза и множества дипломов. А потом вообще пару лет не существовал. 

В этом году Архитектон заявил о перезапуске, привлек новую команду и на пять дней поселился в ЦВЗ Манеж, одном из главных выставочных залов Петербурга, сравнительно недавно обновленном, – он известен тем, что привлекает модные выставки, в том числе современного искусства.
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И перезапустился по полной, то есть вместо пары рядов планшетов получилась очень атмосферная выставка, главная роль на которой отведена арт-объектам, которые сделаны молодыми архитекторами и некрупными архитектурными мастерскими – и интерьеру, продуманному Сергеем Падалко, который хорошо известен как мастер экспозиционного дизайна, в числе прочего, он работал над выставкой «Студии 44» в Главном штабе. 

То и другое помогло решить всю выставку «крупными мазками», этаким a la prima, и снять напряжение от избытка информации, как правило присутствующее на профессиональных смотрах. Такую экспозицию прямо-таки тянет поинтерпретировать, и мы, как всегда, не откажем себе в этом удовольствии. 

При входе нас встречает главная аудитория, где стулья расставлены между кадками с грушевыми деревьями – после выставки из них планируется выстроить аллею при здании союза, а может быть даже подарить часть деревьев победителям смотра-конкурса. Тут сложно не вспомнить липы в одном из залов эрмитажной выставки «Студии 44». 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И еще всех волонтеров, работавших на выставке, нарядили в оранжевые «арестантские» комбинезоны. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше пространство Манежа становится двухъярусным, и первый этаж трехнефный. В центральном нефе было темно, там установили 16 одинаковых черных боксов с перспективными раструбами – в них показывали 16 видеороликов от крупных архбюро Петербурга. Заметим, все боксы совершенно одинаковые, названия подписаны под ногами и их почти не видно, только всматриваясь в кино можно понять, кто перед нами. Самые успешные выступают ровным строем. Говорят, из тех архитекторов, кто мог себе позволить участвовать в выставке с персональным стендом, здесь не было только мастерской Евгения Герасимова.  

Два боковых нефа – намного светлее, здесь на стену проецируются работы участников, финалистов и победителей конкурса: первых показывают в малом объеме и побыстрее, гран-при – чуть не на всю стену. Крупно, ощутимо крупнее, чем мэтры в боксах. И к слову, перед боксами надо было стоять, а перед лентой премии можно было сидеть.
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Во всем этом прочитывается неожиданное смирение мэтров. Могут себе позволить. Или же вот так: частенько у нас «генералов» показывают крупно и первыми, а участников смотра – некоей массой. Что тоже имеет осмысленный подтекст. Новый Архитектон все перевернул – впрочем надо сказать, это вообще кажется основным посылом и главной задачей его организаторов: все сделать наоборот.

Итак, новый Архитектон все сделал наоборот. «Малых» подсветил, «крупных» затемнил и расставил в строй. Проявив при этом еще одну любопытную вещь: работы мэтров, как среднерыночные, так и яркие и интересные, все, вот эта деятельность успешных архбюро, на выставке выглядит субстратом, неким культурно-экономическим базисом – но в то же время центральной осью, стволом-позвоночником, – на котором «вырастают» победители премии. Очччень метафорично. 

Раздражает только одно, картинки видеопрезентаций все время улетают и сменяются другими. Не то чтобы они очень быстро сменяются, но улетают в самый неподходящий момент, и надо ждать их появления. Как решить эту проблему видеопроекций – не знаем, поскольку даже если спрограммировать возможность ее управления посетителями выставки, то разные люди захотят ведь управлять по-разному. Однако что проекция должна быть на всю стену – это совершенно правильно. 

Сразу скажем и о премии. Тут тоже все очень наоборот. Раньше вручали много дипломов – сейчас ограничились четырьмя: за постройку и проект общественной функции и жилья. Раньше судили сами – сейчас пригласили в жюри московских архитекторов (и еще немного нас, писателей/издателей). Вручили не в последний день фестиваля, а в самом начале, перед открытием, – очень хорошая идея, поскольку все пять дней на выставке можно было рассматривать в большом объеме проекты, признанные жюри лучшими. 

Об одном из победивших проектов мы уже рассказывали, другие еще будем рассматривать отдельно, здесь только перечислим, и надо сказать, что выбор редакции совпал с выбором жюри, нам понравились те работы, которые в итоге и победили, что, определенно, радует. А вот кто-то из петербургских архитекторов, по слухам, напротив, удивился такому выбору. И опять все наоборот.На балконе второго этажа в объемных боксах разместились архитектурные школы Петербурга, причем как минимум две выбрали для показа интерактив: в пространстве ВШЭ постоянно проводили и снимали под софитами какие-то то ли интервью, то ли мастер-классы, а напротив Академия рисовала отмывку, предлагая посетителям поучаствовать. Говорят, никто так, как в Академии, не умеет делать отмывки, а большинство и не учатся, но удивительно другое: из отмывки тоже можно сделать интерактив, классический подход живее всех живых. Так они и трудились, друг напротив друга, интерактив технологичный современный и тот, который с традицией. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но, как и было сказано, главное эмоциональное содержание – которое и есть ключевая часть любой экспозиции, поскольку на ней строится общение с посетителем, – это арт-объекты и дизайн пространства. 

На втором этаже двусветное пространство с балконом Сергей Падалко решил как пилонаду-периптер, вторя внешнему периптеру Кваренги, но черными ламелями отсылая, конечно, скорее к Малевичу. Впрочем москвичу проход в зал кураторских проектов между тонкими ламелями напомнит подобную структуру на 2 этаже ЦДХ, где долгое время проводили Арх Москву. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В кураторском зале царили металлические сетки – еще один любимый прием Падалко, тоже использованный им на выставке в Главштабе, только там были светлые алюминиевые, а тут заржавленные, поскольку относятся к кураторскому проекту Владимира Фролова «Руина» – хотя получилось так, что сетки «охватывают» весь зал, встречают нас повсюду. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут надо немного покритиковать. И сетки, и деревья – эффектные и продуктивные приемы, но очень уж узнаваемые. Может быть для петербуржцев они стали уже чем-то привычным, но взгляд москвича сразу считывает сходство с выставкой «Студии 44» в Главном штабе и воспринимает эту выставку как продолжение той. Ну, металл чуть-чуть поржавел, так и три года прошло. Хотя конечно сказать, что приемы повторены буквально, нельзя – но у нас так редко ставят деревья в выставочном зале, что угадать мелодию несложно. 

Впрочем сетки отлично помогают организовать пространство, поскольку расчерчивают его по трем осям, позволяя ощутить трехмерность, – они же ощутимо «замораживают» его, как в кино, когда кадр течения времени остановлен. Здесь это уловлено и подчеркнуто: в сетках разложили битые кирпичи, заставив их, таким образом, «зависнуть» в пространстве. Словом, сетки воспринимались как своего рода пространственные сгустки, сгущения, это довольно любопытный эффект. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сетках Владимир Фролов развесил листы из серии гравюр Павла Шиллинговского «Петербург. Руины и возрождение» – это крайне любопытное издание совмещает стилистику и пассеизм «Мира искусства» и документацию революционных разрушений столицы империи. Изданию в этом году исполняется 100 лет – еще один юбилей. Гравюры куратор называет отправной точкой проекта Руины. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Основная часть «Руины»  – объекты-размышления. Они заметно подразделяются на две части: одни тают на глазах, визуализируя красоту распада и возникающих случайных форм, – это парафиновый брусок от APRELarchitects, который отращивает себе «корни» потеков, обнажая каркас; ледяной ДК имени Кирова от TOBE; красный куб «Витрувиев», из которого сыплется песок, и даже «Наборная касса» архитекторов Хора, в которой таяние не было предусмотрено, но все же состоялась усилиями посетителей, которые отщипывали кусочки от содержимого ящичков. Даже соляной столб, оммаж жене Лота, среди объектов снаружи, можно отнести к разряду тающих. 
  • zooming
    Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другие – устойчивые, замершие в разных позициях. Графика Степана Липгарта – в диалоге с Камероном, гранитный фасад KATARSIS, перископ Ивана Кожина, показывавший сгенерированный нейросетями руинированный Петербург.
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В середине зала летящим перспективам руин противостоял круглый цилиндрический объем выставки «Ленинградская школа» куратора Андрея Ларионова, посвященной периоду модернизма. На нескольких витках дискретных «скорлупок» там были замиксованы рассказы об отдельных мастерах, некоторые из которых живы и работают, а также о ключевых постройках и направлениях. Преобладала графика, удивительно разнообразная по стилистике, в основном копии, но для рассматривания это не всегда важно; фотографии дополняли ленту, возвращая зрителей в реальность, а черно-белые видео уносили опять в область мечтаний. Приятно удивили тексты, написанные Ларионовым: емкие, точные и с красивым слогом. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внутри «скорлупок» выставки модернизма размещался «Кабинет архитектора» – так устроители постепенно шли от прошлого (Руины и модернизма) к настоящему. Впрочем, в кабинете собралось много вещей из прошлого, но таких, которые украшают офисы архитектурных мастерских сейчас. Среди них школьные поделки Никиты Явейна и готовальня Ивана Фомина. Предметы собрали с 30 бюро, и пара человек на выставке занимались составлением для них карточного каталога. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Завершающим аккордом 2 этажа стало будущее: проект «Город с открытым кодом», под кураторством SA lab и Gonzo:Research&Art, метаверс-архитектора Алины Черейской и антрополога Ксении Диодоровой. QR-коды с разными историями, так или иначе касающимися городского пространства и его возможных трансформаций, – всего 17 – чередовались с картинками, нарисованными нейросетью, и составляли пазл: посетителям предлагалось подсоединять к истории картинку, но неправильных ответов не предусмотрено – только аттракцион сотворчества. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не столько дополнением, сколько преддверием проектов второго этажа стала открывшаяся заранее – да и завершится она позднее – выставка объектов от молодых архитекторов на площади перед Манежем. Их спонсировал Газпром в рамках своего продолжающегося проекта и экспозиция называется «Магистрали», но каждый объект – по-своему архитектон, начиная от самой высокой оранжевой башни и заканчивая соляным столбом, а между ними – несколько традиционно деревянных, в том числе китчевая деревянная печь, шатерчик с черепом лошади, черные «колонны», зеркальный металл, объект, покрытый защитой от съемки со вспышкой. 
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Получился отличный поинт для само-съемки, а еще – импровизированная детская площадка. Хотя повсюду написано, что залезать нельзя, дети все равно активно взаимодействуют в объектами. Что пожелать организаторам? В следующий раз строить архитектоны еще прочнее, чем в предыдущий. Хотя, как кажется, они сейчас неплохо выдерживают антропогенную нагрузку. 

***

Итого. Профессиональная выставка шагнула в город и «в народ» – по всему городу встречалась реклама, а на самом Архитектоне нам встречались горожане, которые задавали вопросы – как тут найти архитекторов? Мы хотим с ними поговорить! О чем, не раскрыли, но мы постарались им помочь. Больше половины выставки было рассчитано не только на профессионалов, придирчиво рассматривающих работы друг друга, а на всех людей вообще, – в этом смысле хорошо работают и истории Алины Черейской, и модернисткая графика, понятная, как выставка рисунка, и вещи в «Кабинете», и свеча с перископом в Руине, и, конечно, сам экспозиционный дизайн, превративший проход по Манежу в некотором роде в приключение: особенно – черный коридор с мэтрами. Посетителям показали не столько что архитекторы тоже люди, а что они тоже художники, и им есть что людям показать, помимо того, что можно видеть построенным на улицах и на горизонте, – вот что, пожалуй, важно для изменения взгляда на архитектора; чтобы он был не злодей какой-то, который строит высотки. Ну или не только. 

Что любопытно: там вообще не было стендов производителей, которые мы привыкли видеть на Арх Москве, и стендов администраций, неизбежных на Зодчестве. Архитектону, чье размещение в Манеже провоцирует сравнение с московскими выставками, но чей масштаб заметно меньше, – было, вероятно, проще «отрезать» эти неизбежные для общероссийских фестивалей части. И наполнить искусством – перевернуть все с ног на голову, молодежь и объекты поставить вперед, опытных с их профессиональными успехами «спрятать» в середине – впрочем, обеспечив к ним доступ inter pares. 

Вообще говоря, это, конечно, не первая попытка «перезагрузки» архитектурных выставок вообще и в Петербурге в частности. История главного фестиваля Союза архитекторов Зодчество, как кажется, целиком состоит из такого рода попыток – начиная с дизайна Юрия Аввакумова, когда он разместил все тот же пестрый материал, но «только сбоку», до кораблей Эдуарда Кубенского три года назад. В 2019 году Владимир Фролов курировал на «Севкабеле» вполне европейскую, хотя и не без планшетов, выставку МАД с проросшими луковицами и реками в пробирках, с участием французской премии AJAP и голландско-российского MLA+. И наконец, прошлогодняя выставка ОАМ тоже была попыткой такой перезагрузки, но там устроители пошли по пути усовершенствования планшетов до лайтбоксов и развития параллельной культурной программы, воркшопов, кинопоказов и лекций. Тогда мы предположили, что трансформации архитектурной биеннале ОАМ отчасти вызваны расколом, произошедшим среди ведущих архитекторов Петербурга. Теперь мы видим еще одну выставку, обновленную очень заметным образом, так что и задумываешься: не к пользе ли разного рода малоосвещенные в прессе внутренние дискуссии – как-никак мы в колыбели революции, может, все это будет драйвером обновления формата архитектурных фестивалей, полезным, в том числе, и для Москвы, которая тоже нельзя сказать чтобы очень динамична в развитии? Показанное в Манеже очень не похоже на выставку Союза архитекторов, больше даже похоже – тут согласимся в замечанием Елены Петуховой, озвученным на нашей дискуссии перед открытием Архитектона – на кусочек венецианской биеннале. Впрочем, без того перебора социальной повестки, который там есть сейчас. И без иностранного участия, надо сказать. Обошлись без соблазна пригласить китайских товарищей, так остро поразившего МУФ. 

С другой стороны, нельзя сказать, что выставка дает нам представительный срез современной повестки архитектурного контекста Петербурга – скорее намекает.  Выйдя с нее, невозможно было сказать, что ну вот, теперь я хорошо знаю, что происходит в «архитектурном цеху северной столицы», – вовсе нет. Ну или надо очень пристально приглядываться. Пока что лидирует импровизация, художественное высказывание, настроенное скорее на то, чтобы «подтолкнуть» к чему-то участников и зрителей, а не «отчитаться». Может, оно и к лучшему, хватит с нас отчетно-перевыборных. Но интересно, как все будет развиваться дальше. Архитектон планируют проводить, как биеннале, раз в два года.
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Архитектон-2023, Санкт-Петербург
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

18 Сентября 2023

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Архитектон. Магистрали
Представляем работы участников паблик-арт проекта петербургского фестиваля Архитектон, который пройдет в середине сентября в «Манеже».
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.