English version

Наше всё

Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Александра Шейнер
Выставка Щусева для Музея архитектуры, он же ГНИМА имени А.В. Щусева – институциональная, «именная», очень важная. Может и поворотная? Пару лет назад Елизавета Лихачева мне сказала, что с подготовки к Щусеву может начаться постоянная экспозиция, а ведь отсутствие постоянной экспозиции – одна из главных музейных «болей», давно, после переезда половины коллекции из Донского монастыря на Воздвиженку. Словом неудивительно, что в выставку вложено много времени и сил: «весь музей работал над ней полтора года», хотя кое-кто мне говорил, что и все четыре. Три книги и одна на подходе (про гостиницу «Москва»), фильм, порядка 700 экспонатов из 18 коллекций – работа, правда, огромная. Плюс дизайн от Сергея Чобана. Словом, музей сейчас в центре внимания вполне заслуженно. 

Попробую изложить по порядку. У выставки несколько особенностей: во-первых, она научно-исследовательская и в наше время, – когда все в основном сосредоточены на развлечении почтеннейшей публики за деньги, а от приставки «НИИ» стремятся поскорее избавиться, – музей оправдывает свою приставку в полной мере. Не могу сказать, что это произошло внезапно, я наблюдаю за музеем больше 20 лет, он прошел все стадии от отрицания до принятия, был очень скучным научным, был модным тусовочным с водкой под соленые огурцы в ледяной Руине, чего с ним только не было. Все это время верой и правдой служил архитектурным архивом для исследователей. Тут необходим комплимент Елизавете Лихачевой: при Ирине Коробьиной отреставрировали Руину и отрыли временный вариант постоянной экспозиции, но именно при Лихачевой сами большие музейные выставки стали опять становиться фундаментальными, одна за одной: с подлинниками, исследованиями; но и с модным экспозиционным дизайном. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Далее. Когда начали готовить выставку про отца-основателя, выяснилось, что вроде бы все всё о нем знают «и в то же время ничего», как говорила Алиса. В книгах лакуны, издано не все, полноценной монографии по-прежнему нет, – по церковным проектам есть одна, Дианы Кейпен-Вардиц, вероятно, через какое-то время появится еще одна, более основательная и на материалах личного архива Щусева, от Сергея Колузакова. Но в остальном Щусев оказался не то чтобы фундаментально изучен. Выставка – никак не монография, но закрывает часть пробелов, тем более что ее каталог 7-сантиметровой толщины и весом с хороший кирпич, объединен со сборником из 9 исследовательских статей по разным темам. Честно говоря, не знаю, зачем так сделали – много лучше было бы издать сборник отдельно, его проще было бы купить, и тем не менее, «задел» дальнейшего изучения архитектуры и биографии Щусева очевиден.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее полезен двухтомник: в одном томе мемуары четырех человек, в другом все статьи и письменные работы Щусева. Кроме того, сейчас музей в телеграм-канале регулярно выкладывает небольшие фрагменты «о Щусеве», что тоже любопытно, ну, для клипового сознания и вообще. Плюс фильм, а на самом деле два: от музея и от первого канала

Это совершенно точно не монография, не окончательное фундированное исследование, но подготовка к нему; такая любопытная примета времени, когда информацию можно получать очень разными способами. Со всех сторон нам теперь рассказывают, кто такой Щусев. 
Щусев
Должна сказать, для меня Алексей Викторович Щусев не очень понятен как архитектор.  

Для одних Щусев это Марфо-Мариинская обитель с резьбой Коненкова и живописью Нестерова, для других он автор Мавзолея, для третьих строчка в названии музея. Очень разносторонний был архитектор, кажется только ему одному удалось не просто гибко, но именно что успешно, с хорошим результатом пройти перипетии первой половины российского XX века.
Посмертный портрет Щусева, стоявший в углу на лестнице, перенесли, сейчас он перед входом в Анфиладу. Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Такую «всеядность» в XX веке, который может похвастаться списками модернистов, не принявших классику, и классиков, не принявших авангард, сложновато понять. Другие «не могли», а он мог. Ругался, как рассказывают, на ВХУТЕМАС и его выпускников за безграмотность, но работал и в конструктивизме, и в модерне, в разных видах сталинской классики и пышном национальном стиле – его яркому примеру, театру в Ташкенте, на выставке уделено пол-зала. После войны делал проекты восстановления городов: Сталинграда, Истры, Великого Новгорода, Туапсе, Кишинева. То есть – и храмо-, и градо-строитель.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Нельзя, вероятно, называть Щусева реставратором, но домонгольскую церковь Василия в Овруче он при участии Петра Петровича Покрышкина для Николая II реконструировал, поставив на «свои» места найденные фрагменты, и историей архитектуры интересовался всерьез. Ключевой памятник советских двадцатых – Мавзолей, точнее говоря, Мавзолеи, Ленина – они вероятно, стали своего рода защитной грамотой для Щусева: то ли как автор гробницы вождя, то ли как просто очень умелый человек, он почти без потерь прошел не только смены стилевых предпочтений, но и репрессии.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Защищал отправленного в ссылку реставратора Петра Барановского. И вот еще удивительно: когда в 1937 году его «разнесли» в газете «Правда» коллеги-архитекторы – добрые люди Савельев и Стапран, – Щусева всего лишь понизили в должностях, и даже из союза архитекторов не выгнали после этой статьи. А других казнили и ссылали. Вот как так? 

Все это можно объяснять и понимать по-разному. Словечко «всеядность» имеет очевидно негативные коннотации – ты либо за красных, либо за белых, – но ведь можно посмотреть и иначе, как сказал на открытии выставки один из четырех кураторов, замдиректора музея по науке Анатолий Оксенюк: «Человек, который хочет и может работать, будет работать и будет успешен». Прямо скажу, не всегда, ох не всегда это работает, но какое прекрасное мотивационное напутствие для всех. 

И еще мне почему-то кажется, есть такие люди, которым надо, может, было бы жить вечно. Жил бы Щусев в наше время, был бы очень неплох на высокой должности, строил бы и башни, и стадионы, и созданием мастер-планов бы руководил. Не знаю, мог бы он сделать постсоветскую архитектуру счастливой, это вот как раз вряд ли, но эффективной бы сделал совершенно точно. А может я и не права – вон, какие слова молодого Щусева о церковной архитектуре, хочется кому-нибудь на лбу выгравировать такие слова: «оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпеть рабского стеснения в формах». 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, глаза разбегаются. 

Неудивительно, что одна из задач выставки – показать многообразие личности и в то же время как-то его абсорбировать, «собрать». В чем много помогает архитектура экспозиции от Сергея Чобана и Александры Шейнер. 
Экспозиция
Она – вторая особенность. Легкая, простая и емкая. С таким дизайном выставка похожа на модный журнал. С хорошей типографикой, ненавязчивыми комментариями, особенно хорошо авторы разложили в среднем зале новый логотип музея в виде буквы Щ на латинские номера Мавзолеев. Мы как будто ходим внутри книги о Щусеве, написанной, напомню, еще не до конца. Не буквально, конечно, это сейчас была метафора, но ощущение любопытное. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

И еще одна особенность собственно экспозиционного дизайна – он очень деликатен по отношению к историческим интерьерам, как классицистической Анфилады, так и сводчатого Аптекарского приказа. Другие выставки отгораживаются или спорят, перекрикивают, а эта, простая и белая, как-то очень неплохо рифмуется. Александра Шейнер рассказала мне, что это намеренно: в некоторых случаях авторы экспозиции даже уменьшили высоту стендов, чтобы были видны медальоны за ними, и предлагали медальоны подсветить. Все это разумные решения не только потому, что историческую обстановку музея надо уважать (признаем, это не всегда работает) – но еще потому что сами залы Анфилады тут в некотором роде экспонат, в них-то и открылся в 1948 году музей Щусева. 

Самое очевидное заявление о многообразии вынесено вперед, в первый зал: тут нас встречают заголовки «музейщик», «защитник», «реставратор» – любопытно, что главного, «архитектор», нету – вероятно, подразумевается «кто еще кроме как архитектор». А также список основных наград, от императорских до сталинских (вождя Щусев не пережил, умер в 1949 году), и портрет, картина маслом в золоченой раме. Сразу скажу, несколько таких «выпадающих» из общего строя вкраплений связаны с тем, что хранилища-источники потребовали «не переодевать» работы, то есть рамы вынужденные, но и вносят разнообразие. 
  • zooming
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Все остальное – а материала, как мы помним, очень много – аккуратно и тщательно вписано в концепцию: белые рамки ритмически срифмованы и отчасти нивелируют неизбежную разноформатность графики. И все залы погружены, в основном, в белый цвет, оживленный простой ступенчатой формой, источником которой, как рассказывают авторы, стал силуэт Мавзолея. Более того, Сергей Чобан и Александра Шейнер нашли там, у Ленина, пропорции Золотого сечения и выстроили свои ступеньки тоже в «золотой» пропорции: чуть больше, чуть меньше. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Перевернутые пирамиды формируют профили подставок для макетов, и только в одном месте – в маленьком проходном зале, посвященном мостам, архитекторы позволили себе соорудить крупные ступени, добавив к ним эффект перспективы: средняя часть скошена, что, при общей сдержанности решения, производит должный эффект, особенно – если идти, уже посмотрев выставку, назад, к выходу. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Не меньшее впечатление производит дугообразная скамейка в самом центре, как бы некие «качели», если представить ее себе на плане, между авангардом и имперской классикой – и белые схематичные планы городов, в проектировании восстановления которых Щусев принимал участие после войны: Сталинграда, Истры, Великого Новгорода, Туапсе, Кишинева. И металлические стеллажи в заключительном зале Анфилады, посвященном истории создания музея.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

В экспозиции Аптекарского приказа, посвященной церквям, стеллажей намного больше – но там и экспонаты размещены плотнее, их больше – зато пространство организуют круглые и скругленные подставки-колонны, похожие на колонны новгородско-псковских храмов, – на них размещены шесть белых макетов, заказанных специально для выставки. Поэтому они одномасштабны и служат одновременно экспонатами и выставочным приемом. К слову, часть экспозиционной застройки планируется сохранить и использовать впоследствии: это относится и к подставкам, и к решетчатым стендам, простым и на вид очень прочным, несмотря на прозрачность. Больше всего выиграет пространство Аптекарского приказа, здесь появился новый гардероб и кладовки, устроенные так, что теперь для любого входящего очевидно, где начало экспозиции – стенки «ведут» за собой посетителя.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Сергей Чобан и Александра Шейнер позволили себе только один цветной акцент – красный зал на «перекрестке». Он напоминает о конференц-зале Петербургской Академии художеств и это логично, так как в нем выставлены академические рисунки и дипломная работа Щусева. Есть в этом решении и немного лирики: и Чобан, и Шейнер учились в Академии, защищались в том же зале, что и Щусев. 
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Словом, белый цвет с одной сквозной темой и не слишком кричащими акцентами – почти беспроигрышное решение для богатой экспонатами выставки: он и объединяет, и «успокаивает», и даже делает как будто более заметными те деликатные пластические комментарии, которые позволяют себе авторы пространства выставки. Может ли быть так, что сдержанность дизайна стала откликом на критику слишком яркой, по мнению некоторых ценителей, выставки Мельникова? Может да, а может и нет. Во всяком случае сейчас на выставке светло и спокойно. Что хорошо, поскольку очень многое надо воспринять.
Многотемье
Итак, Щусев – строитель Мавзолея, это в центре Анфилады, Щусев – автор церквей модерна, это в Аптекарском приказе. Очевидные вещи. Но есть довольно много неочевидных, «открытий» – для тех, конечно, кто не очень хорошо знает творчество Щусева, а таких большинство, все (и я) как-то знают его точечно.

К примеру, надо знать, что Щусев не просто автор Казанского вокзала, а что он строил его всю жизнь, из императорского времени до сороковых. Может и его карьера в начале большевистского времени так травоядно сложилась потому, что он был важен как архитектор очень большого вокзала, а для 1920-х поезд культовая вещь, очень важная, потому что транспорт должен был налаживаться. 

И как хорошо совпало, что нынешний директор музея Наталья Шашкова защитила кандидатскую диссертацию как раз по Московско-Курской железной дороге, главным архитектором которой был Щусев. Так на выставке появился целый зал: не только про Казанский вокзал, но и про малые станции, дополнительные, тоже щусевские. И зал про мосты.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Работа Щусева с проектами московской Академии наук, позднее построенной, как известно, по проекту Юрия Платонова, тоже не очень известна, между тем она вдохновила часть академической застройки Ленинского проспекта, а где-то и легла в основу. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Гостиница «Москва» – тоже отдельный сюжет. С ним связана та самая статья-донос 1937 года из «Правды», то есть началась она для Щусева болезненно, и закончилась тоже грустно: гостиницу сломали и сделали из нее муляж, похожий, но не очень, причем тогда, в начале 2000-х, «при Давиде», музей пытался бороться за сохранение подлинного здания, как и почти тогда же – за сохранение подлинного Военторга. То и другое не удалось, и сейчас нам показывают собранные при разрушении фрагменты подлинного здания «Москвы».

Очень красиво в стеклянном кожухе у основания колонн разложена всякая гостиничная ерунда, от четок и старого телефона до гипсовой капители пилястры и балюстры ограждения. Граненые медальоны из кессонов потолка – на стенах. 
  • zooming
    1 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    8 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    9 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Или вот, например, о работе Щусева с восстановлением городов тоже как будто бы не было очень известно. Особенно важен для него был Кишинев, там Щусев родился и провел детство, и Новгород – образец для представлений модерна о «русском духе» и источник для архитектуры церквей. Почему только Щусев Псков не восстанавливал, вот вопрос; видимо, так исторически сложилось. В аннотации к новгородскому проекту есть слова Щусева с рекомендацией «внешний облик выдержать в духе классики и новгородско-псковской архитектуры». Ужасно захотелось поехать в Новгород и поискать среди сталинок такие мотивы – но кажется, все же их там нет. 
Музей 
Отдельная тема музей, ему посвящен последний зал анфилады.

И тут надо сказать, что музеев было два. Точнее сначала, конечно, был один – музей при созданной в начале 1930-х Академии архитектуры, и находился он в Донском монастыре. Потом в 1945 году Щусев создает второй – Музей русской архитектуры. Вот прямо так, с упором на идентичность в названии. Впрочем, в тот исторический момент многие только об идентичности и думали (и опять напрашивается: что-то да делал бы Щусев сейчас). Здесь же в пояснении сказано: на тему архитектурного музея Щусев высказывался еще в 1919 году, и у него был опыт руководства Третьяковской галереей (именно! опять же, не все об этом знают; в 1926–1928 годах). Поддержку «общедоступного музея» Щусев получает прямо от Молотова, и тогда же получает здание, дом Талызиных, за три года расселяет жильцов коммуналок, которые там были, и в 1948 году открывает в Анфиладе, то есть прямо там, где сейчас выставка в честь Щусева, выставку, посвященную всем периодам русской архитектуры. Поговаривают, что часть экспонатов была заимствована из музея Академии архитектуры. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Дело это стало для Щусева последним: в 1948 открыли музей, в мае 1949 Щусев умер, и музей на следующий день назвали его именем. 

История, надо сказать, довольно любопытная, будем надеяться, музей не перестанет ее рассказывать. В 1964 два музея объединили в один под именем Щусева, а в 1990-е музей выехал из Донского монастыря и поселился в доме Талызиных, где ему теперь очень тесно. 

Решетки-стеллажи последнего зала становятся той почти не верифицируемой «зацепкой», которая связывает выставку в Анфиладе с ее продолжением, посвященным церковной архитектуре Щусева – там установлены похожие конструкции, рассчитанные на повторное применение в дальнейшем. Музей был концом, церкви началом, и все как будто закольцовывается. 
Церкви 
Выставка церковных проектов Щусева, напомню, занимает Аптекарский приказ, у нее отдельные кураторы: ученый секретарь музея Юлия Ратомская и замдиректора по науке Анатолий Оксенюк. По-хорошему, на нее можно прийти отдельно, поскольку она очень насыщенна, экспонаты в два ряда, шесть новых белых макетов очень симпатично зонируют пространство, в общем, это такой большой учебник по церковной архитектуре начала века.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

И живописи. Щусев работал и с консерватором Нестеровым (он поссорился с архитектором, когда тот построил Мавзолей), и с авангардистами: Петровым-Водкиным, Рерихом и даже Натальей Гончаровой. Его первой заметной работой стало восстановление домогольской церкви Василия в Овруче совместно с реставратором Петром Петровичем Покрышкиным, причем в процессе раскопали основания лестничных башен, которые тут же и восстановили. Показывают видео с освящения храма, причем Щусева там разглядеть сложно, а Николая II – видно. Тогда Щусев стал одним из любимых архитекторов царской семьи, потому-то он потом построил для великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинскую обитель, безусловный шедевр церковного модерна, целостное, очень романтичное и красивое произведение, которое все так любят. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Экспонатов множество, но «держит» пространство выставки нестеровский картон Нерукотворного Спаса, написанный для показа Елизавете Федоровне, единожды поставленный на фасад, – любопытнейший аналог современных рендеров и VR-моделей, которые показывают заказчикам для презентации и обсуждения проектов. Откуда он в музее неизвестно, вероятно, был в коллекции самого Щусева. Но живопись очень «достоверная», добротная, выдерживает рассматривание с близкого расстояния. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее хорош узнаваемый издали Петров-Водкин: вроде бы известно, что он по образованию иконописец, но ранние работы как-то редко видишь и не всегда есть возможность сравнить Троицу с «Пролетарской Мадонной». 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кто-то сказал, что экспонатов многовато, а мне нравится изобилие «вытащенных на свет» рисунков и эскизов. В том числе орнаментов, это отдельная тема, можно рассмотреть каждую завитушку.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, для поклонников Марфо-Мариинской обители эта выставка – находка. Как, надо думать, и для церковных архитекторов и их заказчиков, которых надо сюда на экскурсии водить, хотя бы – чтобы почитали размышления Щусева о свободе творчества. Развитие церковной архитектуры в православии в начале века пережило подъем, но затем остановилось и все никак не может вырваться обратно на свободу. Вряд ли надежды обоснованы, но вдруг выставка и здесь поможет? 
  • zooming
    1 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    8 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    9 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    10 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    11 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    12 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    13 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    14 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    15 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    16 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

 
Итак, кто же такой Щусев? Однозначного ответа выставка не дает, да и не должна; но задает много вопросов, «остраняет» тему и освежает восприятие. Фигура Щусева срослась с музеем и стала – это, конечно, субъективный взгляд, но кажется, что так и есть – за многие годы какой-то застывшей и одновременно неясной, в отличие от многих его современников – без яркого определенного образа. Все знают, что Шехтель строил особняки, Мельников искал собственную форму авангарда, Гинзбург – это экспериментальный дом не хуже, чем у Корбюзье, и так далее. А про Щусева такой зацепки нет, точнее, он распределяется между многими точками: обитель, вокзал, гробница – и теряет ясность. Сродни посмертному скульптурному портрету на лестнице, где глаз академика почти не видно, и лицо какое-то стертое. В портрете прием понятен: Сарра Лебедева показала, как покойный Щусев в 1949 году «уходит» от современников, растворяется. И вот эта неопределенность, неясность какая-то, как будто «прилипла» к Щусеву. То ли он гениальный архитектор, то ли талантливый администратор, то ли в церковное время раскрылся полностью, то ли в авангарде, то ли в сталинское. Выставка же показывает, что «реперных точек» было не три, а больше, – может быть, она станет началом или «драйвером» исследования какого-то нового уровня, которое когда-нибудь объяснит нам, что же за человек был академик. А может наоборот, после того, как весь материал будет собран и проанализирован, вопросы все равно останутся открытыми, и так будет и нужно. 

Между тем хоть Щусев и не был единственным основателем Музея архитектуры, он, похоже, был тем человеком, благодаря которому музей поселился в центре Москвы и стал по-настоящему большим, исключительно ценным хранилищем информации по истории архитектуры. Честно сказать, не за Мавзолей, а за ГНИМА, – ему точно надо поставить памятник. 
Архитектор:
Сергей Чобан
Александра Шейнер

30 Октября 2023

Похожие статьи
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.