Книга «Дом архитектора». Екатеринбург, Tatlin, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Получилось, определенно получилось. Мало того, что охвачена вся страна, до Красноярска, и период не меньше 30 лет начиная с 1990-х, так ведь и многие дома по-настоящему удивляют. Думаю, буду не одинока, если скажу, что настоящими открытиями стали для меня два дома. Первый – Гайка Гулиянца в Ростове-на-Дону: гигантская «затея», башня-крепость, «крестовокупольная обсерватория», где «по двадцатиметровому тоннелю, благодаря геотермальному эффекту, в дом поступает воздух с насыщенным запахом хвои». Да ни боже мой! Еще там есть бассейн на длиннющей парящей «стреле».
Книга «Дом архитектора». Екатеринбург, Tatlin, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Второй – дом Сергея Ткаченко в Одинцовском районе, вилла-дворец в римско-барочном понимании, с множеством огромных колонн.
Книга «Дом архитектора». Екатеринбург, Tatlin, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Но на самом деле изучение книги наглядно доказывает, что собственный дом архитектора может быть совершенно любым. Может – совершенно обычным. Тем не менее особенность жанра в том, что предел необычности для него шире. Участок свой, можно «выделываться» как угодно. Но семья тоже своя и у нее может быть мнение о доме; комфорт и уют тоже не все принесут в жертву эксперименту, и тогда задача – доказать себе, что собственное видение наилучшее. Или разочароваться. Интересно, многие ли, построив дом и поживя в нем, решили, что нет, было придумано неправильно? Многие ли признаются? Вот она тема для предстоящих исследований. С другой стороны, человек таков, что привыкает, как мы знаем, ко многому, – так что сюжет «посели архитектора в спроектированный им дом» не может быть чистым экспериментом.
Наконец, бюджет собственный! Словом, у той дихотомии, когда заказчик дома оказывается одновременно и его автором, много разных ракурсов.
Вообще-то исследование собственных домов архитекторов – тема не новая, ей сто лет в обед; есть отдельные публикации в журналах, есть обзоры, вот например, 20 домов знаменитых архитекторов от Артема Дежурко. Не позднее чем с 1970-х выходят англоязычные книги с подборками собственных домов архитекторов, начиная c классики от AR и заканчивая, к примеру, книгой «100 домов для 100 архитекторов» от Tashen, традиционно лидирующего по части основательности. Такие книги переиздают по нескольку раз.
Так что тема более-менее раскрыта, но не в России. В России такая книга первая – так заявляет TATLIN, я пробовала проверять – да, похоже, и правда первая.
Тем не менее предисловие с обзором модернистской классики из истории собственных домов архитекторов, написанное Асей Зольниковой, вполне уместно, поскольку изложено недлинно, живо и даже искрометно, включая нюансы из личной жизни Корбюзье.
Сама книга по содержанию, напротив, строга: дома – Эдуард Кубенский говорит, что их «около 50», половина от ташеновского числа – распределены строго по алфавиту, каждому отведено несколько страниц, на первом развороте информация, дальше иллюстрации крупно. Авторы не делают попыток классификации материала по группам, оставаясь на стадии сбора материала. Что, вероятно, и правильно, раз такая книга первая.
Классифицирует каждый читатель для себя. Так, может, даже веселее.
Но чем дольше ее рассматриваешь – тем больше убеждаешься: первое впечатление, что дома архитекторов поразнообразнее, чем у других людей, – было верным. Но замечаешь и веяния времени, к примеру, в 1990-е и 2000-е были популярны большие, иногда очень большие дома, а в 2010-е – 2020-е все чаще попадаются камерные, иногда миниатюрные и очень погруженные в среду. Заметно и то, что дома чудаковатые тоже тяготеют к раннему времени, к расцвету такого рода архитектуры в целом.
А вот это, дорогие архитекторы, зря – кто кроме вас будет удивлять? Мне возразят, что построил же Тотан Кузембаев наклонный дом в Лидах, или Евгений Спирин свою микробашню, то и другое недавно. И все же ощущение строгости в наше время превалирует. Все хотят быть стильными. У многих получается, но вместе с тем приходит тот уровень унификации решений, когда – да, всё хорошо, некичево, но! Ты же архитектор? Где изюм? Впрочем подчас, чтобы обнаружить «изюм», требуется вникнуть. Дом Сергея Никешкина, например, глубоко погружен в пейзаж, почти как парк Бродского в Веретьево... И хочется увидеть его своими глазами, убедиться, что это правда так, а не эффект лиричной фотосъемки.
Книга «Дом архитектора». Екатеринбург, Tatlin, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Но предоставим читателям изучать эту чудесную энциклопедию собственных домов архитекторов самостоятельно. Узнавать, кто живет в доме, спроектированном прадедом, или – кто кому спроектировал, есть и такое; хотя в основном авторство все же владельцев. Кстати сказать! Есть ощущение, что TATLIN приурочил выпуск книги к завершению строительства собственного дома Кубенских: и Эдуард, и Татьяна, основатели издательства – архитекторы.
И если собственно информация о домах распределена спокойно и предсказуемо, то дизайн авторства Татьяны Кубенской нарушает покой читателя безо всяких там лишних комментариев и рубрикаций. Это характерный образец креативного дизайна нашего времени. С открытой сшивкой полос, то есть без корешка – в этом книга, надо сказать, похожа на отчасти родственное ей издание, «Современный русский деревянный дом» Николая Малинина 2020 года.
Однако наша книга еще и черная, как и часть авторских домов внутри, удивительно, что не все... Дался им черный цвет! Или тепло привлекают?
Но главная особенность дизайна книгу все время надо крутить, а она довольно массивная. Для усталого человека – лишнее движение. Чилово информацию о домах архитекторов не освоишь. Сложно сказать, правильно ли это. Может быть, необходимость переворачивать книгу – это подобие низкой притолоки в дверях при входе в крестьянский дом: будь добр, поклонись хозяину!
Или всё проще: архитекторы любят смотреть картинки, и читаемость текстов не планируют. А зря!