English version

Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской слободы

В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Раис Баишев
София Каверина
Максимилиан Мосешвили
Мария Дехтяр
Проект:
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, участок от пер. Мельничный до Метромоста

Авторский коллектив:
Конкурсный проект на Концепцию Мастер-плана территории по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Победитель – АБ Остоженка. (Авторский коллектив: А. Скокан, Р. Баишев, М. Мосешвили, М. Дехтяр, С. Каверина, А. Таирова, А. Бутусов, С. Сунгатуллин, Н. Филимонов, Н. Гурьянов, К. Анохин)
Стадия «Проект» Многоквартирного жилого дома со встроенным паркингом и коммерческими помещениями (Здание 1.1.5 на генплане) по адресу: НН, улица Гаршина, 40. Автор – АБ Остоженка (Авторский коллектив: Р. Баишев, Е. Алексеенко, С. Исаченко, С. Каверина, О. Федорук)
Стадия «Мастер план» территории Благовещенской слободы по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Автор – АБ «Остоженка». (Авторский коллектив: Р. Баишев, С. Каверина). 
Визуально-ландшафтный анализ, историко-архитектурное исследование – «АС-студия».
Проект планировки территории – «Золотое сечение».
Стадия «Проект» застройки четырёх кластеров территории Благовещенской слободы. Авторы: кластер 1 – бюро ГОРА, кластер 2 и кластер 4 – бюро MIR, кластер 3 – бюро «Архстрой». (АБ Остоженка спроектировало лестницу, ведущую от Черниговской улицы – к церкви Иоанна Предтечи и начинало работу по кластеру 4, впоследствии продолженному бюро MIR)

2021 — 2023

Заказчик: ООО «Радиус»
Девелопер: GloraX
Мастер-план для Черниговской улицы в Нижнем Новгороде архитекторы «Остоженки» показывали, сравнительно недавно, на «Зодчестве», и в суете выставки это был один из самых приятных стендов. Но стенд, конечно, не главное.
Макет на выставке Зодчество 2023. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Важнее другое: задача мастер-плана – регенерировать городскую ткань, включить территорию, о которой пока что знает даже не каждый таксист, в жизнь центральной части Нижнего Новгорода, не повредив памятникам и сохранив морфологию, основанную на паттернах исторической застройки и истории места. Sapienti sat – это задача, подходящая для бюро «Остоженка», которое не просто интересуется темой, но и было создано больше 30 лет назад для решения подобной задачи в центре Москвы. Так что неудивительно, что 2 года назад ее архитекторы выиграли конкурс на концепцию мастер-плана.
cic =

Павел Гаврилов, вице-президент блока проектирования компании GloraX

Участок очень сложный, перепад высот на нем порядка 30 метров, и очень много ограничений, высотных и связанных с ландшафтно-визуальным анализом. Мы с самого начала знали, что так будет, – и хотели превратить ограничения в преимущество. Создать достойный фон для памятников, изучить историю… Мы, к примеру, прямо сейчас работаем над иммерсивным маршрутом, который через QR-коды будет рассказывать об истории места. 
 
Так что в ТЗ конкурса 2021 года мы закладывали пожелание мелкодисперсной застройки в исторической части – кто-то услышал эту рекомендацию, кто-то нет, но из трех участников именно архитекторы «Остоженки» решили эту задачу наиболее точно.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

В 2021 году конкурс проводили на территорию по обе стороны от Метромоста – сейчас речь об участке между ним и Канавинским мостом, сразу за Благовещенским монастырем.
  • zooming
    Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема положения участка в городе
    © АБ «Остоженка»

Монастырь – памятник XVII века, из первостепенных туристических точек города. Мост, наоборот, построили недавно, запустили в 2012 году. Так что территория разделяется на две очевидные части: высотную современную, которая тяготеет к мосту и составляет с ним композиционную пару, и историческую, ту самую, обремененную множеством ограничений, но зато и со всем правом наследующую морфологию застройки городского центра. 
Стадия «Мастер-план» территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Параметры застройки территориальных подзон ТОИ.5 и ТО-1.5
© АБ «Остоженка»

Помимо монастыря в исторической части сохранилась церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1725 и перестроенная в XIX веке, она стоит ближе к мельницам в относительно высокой позиции, на склоне и может служить ориентиром, если ее качественно восстановить. 
Макет. Внизу – Предтеченская церковь и лестницы, ведущие, согласно проекту, от нее в сторону реки. Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Нижнем Новгороде проектированием для территории у Черниговской улицы занимаются 10 лет – и вариантов было достаточно, так что если посмотреть на проект суммарно вместе с его предысторией, то он похож на сумму «лессировок», как на картине старых мастеров, – уточнений и вариантов. Предшествующие концепции для Черниговской собраны здесь.

Значимость предварительных исследований и обсуждений в процессе работы подчеркивает и руководитель проектной группы «Остоженки» Раис Баишев. 
Мы не первые, кто работает с этим участком, здесь еще до нас были определены и высоты, и параметры, и подходы. Кроме того проект рождался в многократных обсуждениях с коллегами, мы с большим уважением относимся к нижегородским архитекторам – нижегородской школе, все они наши друзья и отличные профессионалы, мы считаем их полноценными соавторами. Разумеется, мы учли и историко-архитектурное исследование, и данные визуально-ландшафтного анализа. Восстановили и развили историческую уличную сеть, сделали все для того, чтобы подхватить морфологию исторической застройки по модульности – так новая фоновая ткань не будет чужеродной. Развернули объемы под углами, чтобы создать больше ракурсов.

Башни у моста – другая история, они были нужны как контрапункт мощной горизонтали Метромоста – его длина около километра, здесь требовалось работать уже в другом масштабе.

Если коротко, то суть в следующем. Сначала Благовещенская слобода за монастырем развивалась как мещанская, то есть как жилой городской район. К середине XIX века здесь «поселились» мельницы с их пристанями, так как по Оке в то время было удобно привозить зерно и увозить муку. Слобода постепенно слилась с мельницами периода промышленной революции, их складами и прочими заведениями.  
  • zooming
    Вид на Благовещенскую слободу с пристани
    Открытка начала XX века / источник: pastvu.com
  • zooming
    Вид на Благовещенскую слободу с Оки
    Фотография начала XX века / источник: pastvu.com
Благовещенская слобода и ее окрестности. Карта 1859 года
Материалы выставки на Зодчестве 2023. Источник: retromap.ru

Затем деревянные здания, создававшие здесь значительную плотность застройки, постепенно исчезли, место стало полупустым. Остались монастырь, церковь Иоанна Предтечи и каменные дома вдоль Черниговской улицы – в общей сложности 3 здания со статусом ОКН – они заняты арендаторами и в непосредственный девелопмент не входят, но их фасады GloraX планирует реставрировать – как часть вклада компании в развитие места и города. 

От промышленного периода здесь осталось несколько краснокирпичных зданий, 4 из них со статусом ОКН. Самое крупное здание, собственно мельницы Башкирова, GloraX планирует отреставрировать под квартиры loft.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема генерального плана застройки
© АБ «Остоженка»
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Развёртка с высотными отметками зданий
© АБ «Остоженка»

Ниже него, у реки через Черниговскую улицу, Александр Дехтяр, но уже для другого заказчика, спроектировал реконструкцию заброшенного ангара под общественный центр с ресторанами. Южнее и выше, на бровке склона за мостом, планируется строительство большого учебного корпуса IT-кампуса Неймарк по проекту «Студии 44» – по заказу GloraX архитекторы KOSMOS уже сделали для этого места проект развития городской ткани, связывающий Черниговскую и кампус. И еще в сферу внимания проекта входит здание бывшего Ромодановского вокзала, псевдоренессанс 1904 года с другой стороны Метромоста, вокруг него тоже намечается место для прогулок. 

Наконец, берегоукрепление и благоустройство набережной, которая занимает здесь широкую полосу у реки к западу от Черниговской улицы, планируется реализовать по городским программам, но в тесной связи с общественными пространствами нового района: так, у Предтеченской церкви должна появиться площадь, комплекс ресторанов, ближе к реке ярмарка – этакая поперечная ось городских общественных пространств с насыщенной жизнью, связывающая жилой район и прогулочную набережную. 
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы. Площадь и лестница, ведущая к церкви Иоанна Предтечи, кластер 4, версия АБ «Остоженка»
© АБ «Остоженка» / Визуализация © Framestudio
Стадия «Проект» разработки башен. Стадия «Мастер-план» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы
© АБ «Остоженка»

За мельницей Башкирова в советское время был построен зерновой элеватор высотой 75 м, но недавно его сломали, так как бетон стен признали непрочным, а идею реконструкции элеватора под жилье, тоже высказанную в нескольких проектах – неудачной. Сергей Попов характеризует те проекты как «в основном студенческие» (один из проектов с сохранением элеватора – здесь). Между тем элеватор определил значительную высотность будущей «доминанты» на его месте, а поддерживает ее Метромост, чья горизонталь километровой длины требует противовеса.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»
Конкурсный проект разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / Фотография макета © Иван Бойко
Конкурсный проект разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / Фотография макета © Иван Бойко
Макет. Вид с юго-запада, со стороны Оки и Метромоста. Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / фотография макета © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Фотовстройка с Канавинского моста
© АБ «Остоженка»

Весь проект в целом призван «вдохнуть жизнь» в полузаброшенное сейчас место – когда-нибудь, говорит Сергей Попов, Черниговская станет частью большого сквозного маршрута по набережной, от Нижневолжской до парка «Швейцария». 
cic =

Сергей Попов, главный архитектор Нижегородской области (с 2011 года)

Территория Черниговской и Гаршина расположена в центре – и в то в то же время на отшибе. Но из-за того, что место тупиковое, здесь сохранилась историческая среда, впрочем только ее часть – каменные дома, а деревянные, которых тоже было немало, утрачены. Так что мы на архсовете с самого начала, в 2012–2013 годах, когда возникли первые попытки что-то предложить для участка, занятого хлебозаводом, настояли на том, чтобы рассматривать территорию вплоть до Мельничного переулка комплексно. Тогда появилась идея «спонтанной» застройки, подчиненной рельефу и сетке улиц, невысокой этажности, – поползновения к повышению высоты в центральной и северной части «приземлили». 
 
Я считаю, что концепция получилась удачная, если она будет реализована, в городе появится хорошее комфортное место, и прогулочная зона, и застройка, совмещающая исторический масштаб с современным. Общественный транспорт должен появиться, – участок будет полноценно вовлечен в городскую ткань.

Итак, часть предложений мастер-плана «Остоженки» мы уже описали и рассмотрели. Его ключевой особенностью кажется включенность, я бы так сказала, – «во всё»: в исторический контекст, в ландшафт, в историю, предысторию, так же как и чуткость к мнению профессионального сообщества. Чуткость ко всему. 

Отличие мастер-плана от всех других, более ранних проектов – в отмеченной выше пиксельности, тонкой и дробной лепке, поворотах и ракурсах объемов «исторической» части – она же премиальная, так как домов немного, они невысоки, благодаря перепаду высот не смотрят друг другу в окна, располагают террасами, балконами, видами на реку и на памятники. 
Стадия «Мастер-план» разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема генплана с указанием этажности проектируемых зданий
© АБ «Остоженка»
Стадия «Мастер-план» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Функциональная схема застройки
© АБ «Остоженка»
zooming
Аэрофотосъемка 1943 года
Источник: retromap.ru

Впрочем как историк архитектуры замечу, что, хотя предложенная морфология действительно отвечает принципам старого города как такового, – ни в Нижнем, ни в других среднерусских городах такой застройки исторически не было и быть не могло. Среднерусские города, даже построенные на склонах, не лепились к ним так же, как итальянские с их садами на кровлях – у русских городов как правило было в запасе место, к примеру занятое хоздворами и огородами, – ресурс для развития несколько более размашистого. Поэтому соглашусь с мнением Александра Дехтяра, что получившиеся улочки чем-то напоминают средиземноморские, но только на мой взгляд дело не в белом цвете, как считает нижегородский архитектор, а в самом формате пластики. 

Но это не хорошо и не плохо. Дело в том, что современные требования к застройке иные и погрузить ее полностью в «ретроразвитие» невозможно и не нужно. Представим себе регенерацию объемов паровой мельницы, которая работала здесь, на плотно застроенной территории, в 1943 году.
Стадия «Конкурс на концепцию мастер-плана». Вид с улицы Гаршина на церковь Иоанна Предтечи
© АБ «Остоженка»

Строго говоря, можно было бы повторить все эти протяженные сараи и маловыразительные закутки один в один, – но это не будет премиальным жилым кварталом. Сейчас, в новых условиях и с новыми требованиями, предложенная террасная застройка со стилобатами вдоль улиц, дворами на их кровлях, авторскими ракурсами фасадов и парковками, углубленными в землю – здравое решение. Оно основано на масштабе исторической застройки, но оно новое и современное, не копирует старую морфологию, а развивает ее. 

Еще одна особенность дизайн-кода, предложенного «Остоженкой» – белый цвет, или «все оттенки белого», как их называет Раис Баишев, сравнивая это решение с «рукавишной штукатуркой» стен монастыря: техника средневековая, простая, а выглядит такая стена как драгоценность, – добавляет автор проекта. Белый цвет не исключает материальности и фактуры, к примеру, кирпичной кладки простой или полосатой, камня, фибробетона и так далее, но он должен объединить все новые объемы северной части в общий, карабкающийся по горе террасами, фон – для разноцветных исторических и даже псевдоисторических домов первой линии Черниговской, так же как и красно-кирпичного прома. 
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Развёртка вдоль Оки с выделением ОКН
© АБ «Остоженка»

У этого решения есть сторонники и противники. Александр Дехтяр, автор нескольких более ранних проектов для Черниговской, уверен, что преобладающим тоном новой застройки Черниговской должны быть «все оттенки земли», от терракотового до желтого и коричневого, свойственного существующим домам – тогда церковь и монастырь будут лучше выделяться на общем фоне. А белый цвет архитектор считает несвойственным нижегородской архитектуре, слишком «приморским». 

Впрочем, уже на стадии мастер-плана белизна уже не была абсолютной. 
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Фрагменты фасадных решений
© НПО «Архстрой»

Южные ноты нам тоже удалось разглядеть в проекте – см. выше, не в цвете, а в форме. И с цветом в проекте развивается интересная история, но для начала надо сказать, что правы оба архитектора, поскольку и памятники архитектуры здесь присутствуют оттенков: земляного-терракотового – и белого. К первому относятся городские усадьбы и заводские корпуса, ко второму церкви. То есть если не делать новую застройку целиком, к примеру, меднозеленой или черной, – то надо просто выбрать, с какой частью истории слиться, а от какой дистанцироваться в колористическом отношении. «Архстрой» в свое время склонился к терракотовому, «Остоженка» сейчас к белому – в этом и есть нюансы авторских решений. Но, как мы увидим дальше, не все так просто. 

Но вернемся в мелкодисперсной части мастер-плана. В стилобаты встроено 2 детских сада, а школа, по решению города, к району приписана расположенная наверху, южнее. Продуманы разноформатные планировки квартир, помельче и покрупнее, виды из окон, связь с террасами, выходы во дворы и подземные пространства. В склон в основном вкопаны парковки, а исходя из инсоляции в стилобатах расположено либо жилье, либо магазины и салоны, обращенные к улицам. 
  

Мне в этом проекте больше всего нравятся многомаршевые лестницы, они не только выстраивают поперечные связи, спуски и подъемы – но и придают иное, импозантное измерение пространству, позволяют ощутить величие горы. Позволю себе заметить, из-за них район становится, опять же, каким-то «римским». Не спорю, в Нижнем есть свои лестницы, вот например, Чкаловская, – но первая аналогия, которая приходит в голову, когда смотришь на церковь Иоанна Предтечи и ее лестницу – почему-то даже не San Miniato, a Trinita dei monti с ее Испанской лестницей.
Стадия «Конкурс на концепцию мастер-плана» территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Другая особенность мастер-плана – развитие уличной сети, и проезжей, и пешеходной. Сейчас здесь только одна сквозная артерия, Черниговская улица вдоль набережной, к ней спускается Мельничный переулок за монастырем, а верхняя улица Гаршина заканчивается тупиком у церкви. Но если посмотреть на старые карты, то исторически так не было: Предтеченская, она же Гаршина, шла до оврага и только там спускалась к Черниговской; помимо Мельничного переулка между ними существовало три (!) поперечные связи, сейчас целиком утраченные. 

Базируясь на истории места, архитекторы делают всю территорию более связной: продлевают улицу Гаршина до моста, внутри застройки над ней и под ней находят место для двух внутренних улиц. В какой-то момент предполагалось, что они могут стать пешеходными, но открытыми для горожан, однако в конечном счете внутренние улицы стали приватными дворами и будут доступны только для спецтехники. 
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема транспортной организации территории
© АБ «Остоженка»
Стадия «Мастер-план». Схема пешеходных связей территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»
Проект планировки территории (ППТ) Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© «Золотое сечение»

Третья особенность, или скорее даже принципиальная составляющая проекта – башни. Как уже было сказано, они составляют пару Метромосту: он длинный, они высокие, и наследуют высотность сломанного советского элеватора с небольшой поправкой – его высота была 75 м, сейчас разрешено 100 м, хотя поговаривают, что если бы разрешить высоту побольше, получилось бы еще лучше. Между тем 100 м – еще и оптимальная высота с точки зрения экономики. И еще это будут первые 100-метровые башни Нижнего; технически их высота 99.9 м.

И авторы, и архсовет, рассматривали последовательно несколько вариантов башен, все – из двух объемов, с парковкой, рестораном и магазином с многоярусном стилобате и двором на его кровле. Итоговым вариантом стали башни-пластины с белой вертикальной решеткой фасадов и пилонад стилобата и объемно-ступенчатыми стеклянными срезами, зеркалирующими друг друга – как будто в створе между башнями кто-то прошелся очень большой и крупной пилой. Цвета были выбраны «фирменные» компании GloraX – белый и золотой, так что зависимости от положения солнца разрывы и торцы должны были казаться либо золотистыми, либо рельефно-объемными.
  • zooming
    Стадия «Проект» разработки башен. Варианты фасадов. Вид со стороны Оки
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Стадия «Проект» разработки башен. Варианты фасадов. Вид со стороны Оки
    © АБ «Остоженка»

Высота большей башни 99.9 м,  меньшей 86 м. На высоте 26 этажа башни были соединены золотистой же перемычкой, с фермой, которая, недвусмысленно перекликаясь с Метромостом, подчеркивала его композиционную связь с башнями: как будто здесь, на большой высоте, тоже есть мост.
Стадия «Проект» разработки башен. Вид со стороны Метромоста
© АБ «Остоженка»
Стадия «Проект» разработки башен. Вид со стороны улицы Гаршина
© АБ «Остоженка»
 
Если посмотреть на будущий район со стороны Ярмарки, видно, как объемы, очень постепенно, нарастают в сторону моста, прежде всего за счет исторических зданий, мельницы и даже церкви высоко на склоне – и затем «выстреливают» двумя башнями, обозначая начало другой части города. 
Стадия «Проект» разработки башен. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Вид со стороны Оки
© АБ «Остоженка»

Белый цвет, между тем объединял все части проекта, служил общей базой при различии высот, пластики и материала – фасады башен планировались алюминиевые, в среднеэтажной части должны преобладать натуральные материалы. 

Мастер-план утвержден, как и ППТ на его основе, а также АГО башен.

Между тем, еще работая над проектом, архитекторы «Остоженки», по согласованию с заказчиком, внесли в него еще один нюанс – предложили разделить склон на 5 частей и пригласить для работы над стадией Проект, в рамках мастер-плана, нижегородских архитекторов. Так в проект вернулся «Архстрой» и Александр Дехтяр, уже неоднократно работавший с этим местом.
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема кластеров
© АБ «Остоженка»

Работа над стадией Проект в преддверии получения АГО приближается к завершению, все параметры, в том числе высоты и инсоляцию, уточняют, где-то, по замечаниям архсовета, еще немного уменьшают высоту – те рендеры отдельных кластеров, которые мы показываем здесь, относятся не к стадии Проект, а к мастер-плану 2023 года.

Но мы поговорили со всеми участниками работы 
над застройкой Черниговской, и попросили каждого прокомментировать свои решения. 
cic =

Александр Дехтяр, Архстрой

Территорию мы знаем хорошо, несколько лет назад работали здесь над проектами застройки. Пристально рассматривали участок хлебозавода, но изучали его в связи со всей территорией в целом – в статусе предварительных проработок. В наших проектах плотность среднеэтажной части была несколько меньше, а морфология ее построения строже и несколько жестче: планы были в виде буквы Ш, раскрытые на реку. А цвет у нас – наоборот, был более живописным, адаптивно погруженным в «земляную» гамму кирпича и штукатурки. Я по-прежнему считаю, что белыми должны оставаться только церковь Иоанна Предтечи и монастырь, так они лучше выделяются на фоне застройки, и старой, и новой. Белые дома мне кажутся… происходящими не из наших широт, что ли, из какого-то приморского городка,– я говорил об этом и на архсовете, и авторам тоже говорил.
 
Но сейчас мы работаем в направлении, заданном «Остоженкой», в рамках мастер-плана, поэтому наша гамма тоже светло-серая, условно-белокаменная. А текстура фасадов – кирпичная, в двух вариантах: просто кирпичная поверхность и рельефно-полосатая, рассчитанная на косой свет. Кроме того мы предложили добавить рельефные, скорее всего фиброцементные, вставки – чтобы выстроить переклички с XVII веком и с Благовещенским монастырем. Вероятно, здесь были бы уместны даже изразцы.
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 3, вид со стороны Оки
© НПО «Архстрой»

Первым участком, ответственным и маловысотным из-за близкого соседства с монастырем, занимается бюро ГОРА Станислава Горшунова. Один из детских садов встроен здесь, в самой северной части комплекса.  
cic =

Станислав Горшунов, Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА

Я считаю этот проект уместным, он корректно вписался в существующую застройку, и не согласен с теми, кто выступает против какой-то либо застройки территории Черниговской и Гаршина в принципе. Мне кажется, эту территорию надо осваивать, делать ее лучше и для жителей, и для туристов.
 
Наш участок – в западной части, рядом с Благовещенским монастырем, так что мы пытались удержаться на грани между минималистичностью архитектурного решения и некими, очень легкими «древнерусскими» аллюзиями. Корпус рядом с монастырем, со встроенным детским садом – светлокирпичный с широкими откосами, для соседнего мы предложили мотив, подобный открытым ставням – поперечными вставками. Дальше все растворяется, становится более современным. Мы не отходили от предложения «Остоженки», старались оставаться в рамках мастер-плана. Я бы так сказал, было чуть больше определенности, чем обычно.
Кластер 1. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ ГОРА / Визуализация © Framestudio

Теперь, на стадии Проект, примерно половиной всего комплекса: кластерами 2, 4, так же как и башнями, занимается московское бюро MIR Аркадия Смирнова.
cic =

Аркадий Смирнов, MIR

В работе мы столкнулись с множеством вызовов.
Предстояла комплексная проработка сложного участка и нестандартного композиционного решения.

Во всей застройке мы стремились к реализации перехода от истории к современности, используя актуальные материалы и решения, но сохраняя пропорции и приемы, свойственные исторической среде.

Альтернативный вариант фасадов Башен решен в двух материалах – керамические и алюминиевые панели. Терракота как дань историческому контексту, алюминий как современный и технологичный ответ.

Кварталы 2 и 4 расположены в южной части территории, ближе к мельницам и будущим башням. Их территория включает и Предтеченскую церковь, и городскую площадь перед ней с поперечной связью – спуском в сторону набережной, и еще один из двух встроенных детских садов. Насколько мне удалось понять, фасады MIR не будут очень похожи на предварительные наработки мастер-плана, но объемы и структура функций будет приблизительно той же, с поправкой на доработку и корректировки. 
  • zooming
    Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 2 слева и кластер 3 справа
    © АБ MIR / © НПО «Архстрой» / Визуализация © Framestudio
  • zooming
    Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 2 слева и кластер 3 справа
    © АБ MIR / © НПО «Архстрой» / Визуализация © Framestudio

История башен развивалась, в свою очередь, так: заказчик попросил Аркадия Смирнова сделать еще один «подход» к их фасадам, и предпочел красный цвет фасадов с переходом к металлическому серому. 

Башни опять стали красными, проект, после ухода архитекторов «Остоженки», вновь повернул в сторону, многократно исследованную в предыдущих предложениях: в частности, в башнях Евгения Герасимова 2018 года. Даже ферма, ставшая стеклянной перемычкой, отдаленно напоминает стеклянную горизонталь в проекте Герасимова. Оттенок – насколько можно судить по рендерам, скорее пурпурный, а не терракотовый, однако башни стали заметнее перекликаться с мельницей Башкирова, слились с ней в один ряд.
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR
  • zooming
    ЖК Glorax Черниговская, вид на башни и мельницу Башкирова
    © АБ MIR / Glorax
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR

Ну а свой уход из проекта Благовещенской слободы архитекторы «Остоженки» мне объяснили так: «мы сделали свою работу и мирно расстались»). 

***

Между тем интересен не очередной поворот поисков, а весь проект в целом – в нем очень сильно проявлена череда наслоений, обсуждений, противоречивые мнения: одному не нравится одно, другому – другое, кто-то «тянет» в свою сторону сильнее, кто-то нет... Кто-то сомневается в реализуемости, кто-то рад, что история, наконец-то, сдвинулась с места. Не так ли развивается, собственно, город – почти всегда? Коды трансформируются, идеи перерабатываются, их ядро – ну, по крайней мере какое-то время – сохраняется и берет на себя объединяющую роль. Но все постоянно куда-то движется, не застывает.

В последние 15, а может быть и 25 лет стало ужасно модным имитировать естественное развитие города в новых проектах. Особенно потому, что сами эти новые проекты стали такими огромными, что постоянно рискуют утратить человеческое измерение. Вот и интегрируют в них разнообразие – и подчас доходит до отчаянной пестроты, к примеру, в разноцветных секциях. Иногда приглашают разных авторов, чтобы «руки» были естественнее, это тоже тренд. Проект Черниговской попадает в этот створ предпочтений, но отличается, на мой взгляд, двумя вещами. Во-первых, в нем с самого начала было заложено не только стремление к разнообразию, но и пути его  объединения в цельное решение. А во-вторых, он настолько интегрирован «в саму жизнь» со всеми его ограничениями, проработками и обсуждениями, что разнообразие тут оказывается более чем естественным следствием стечения большого количества обстоятельств. 

Интересно, что в конечном счете получится. Сейчас начато строительство первой очереди – башен у моста с жильем бизнес-класса, второй очередью будет приспособление мельницы Башкирова. 
Архитектор:
Александр Скокан
Раис Баишев
София Каверина
Максимилиан Мосешвили
Мария Дехтяр
Проект:
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, участок от пер. Мельничный до Метромоста

Авторский коллектив:
Конкурсный проект на Концепцию Мастер-плана территории по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Победитель – АБ Остоженка. (Авторский коллектив: А. Скокан, Р. Баишев, М. Мосешвили, М. Дехтяр, С. Каверина, А. Таирова, А. Бутусов, С. Сунгатуллин, Н. Филимонов, Н. Гурьянов, К. Анохин)
Стадия «Проект» Многоквартирного жилого дома со встроенным паркингом и коммерческими помещениями (Здание 1.1.5 на генплане) по адресу: НН, улица Гаршина, 40. Автор – АБ Остоженка (Авторский коллектив: Р. Баишев, Е. Алексеенко, С. Исаченко, С. Каверина, О. Федорук)
Стадия «Мастер план» территории Благовещенской слободы по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Автор – АБ «Остоженка». (Авторский коллектив: Р. Баишев, С. Каверина). 
Визуально-ландшафтный анализ, историко-архитектурное исследование – «АС-студия».
Проект планировки территории – «Золотое сечение».
Стадия «Проект» застройки четырёх кластеров территории Благовещенской слободы. Авторы: кластер 1 – бюро ГОРА, кластер 2 и кластер 4 – бюро MIR, кластер 3 – бюро «Архстрой». (АБ Остоженка спроектировало лестницу, ведущую от Черниговской улицы – к церкви Иоанна Предтечи и начинало работу по кластеру 4, впоследствии продолженному бюро MIR)

2021 — 2023

Заказчик: ООО «Радиус»
Девелопер: GloraX

26 Декабря 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.