Важнее другое: задача мастер-плана – регенерировать городскую ткань, включить территорию, о которой пока что знает даже не каждый таксист, в жизнь центральной части Нижнего Новгорода, не повредив памятникам и сохранив морфологию, основанную на паттернах исторической застройки и истории места. Sapienti sat – это задача, подходящая для бюро «Остоженка», которое не просто интересуется темой, но и было создано больше 30 лет назад для решения подобной задачи в центре Москвы. Так что неудивительно, что 2 года назад ее архитекторы выиграли конкурс на концепцию мастер-плана.
Павел Гаврилов, вице-президент блока проектирования компании GloraX
Участок очень сложный, перепад высот на нем порядка 30 метров, и очень много ограничений, высотных и связанных с ландшафтно-визуальным анализом. Мы с самого начала знали, что так будет, – и хотели превратить ограничения в преимущество. Создать достойный фон для памятников, изучить историю… Мы, к примеру, прямо сейчас работаем над иммерсивным маршрутом, который через QR-коды будет рассказывать об истории места.
Так что в ТЗ конкурса 2021 года мы закладывали пожелание мелкодисперсной застройки в исторической части – кто-то услышал эту рекомендацию, кто-то нет, но из трех участников именно архитекторы «Остоженки» решили эту задачу наиболее точно.
Так что в ТЗ конкурса 2021 года мы закладывали пожелание мелкодисперсной застройки в исторической части – кто-то услышал эту рекомендацию, кто-то нет, но из трех участников именно архитекторы «Остоженки» решили эту задачу наиболее точно.
В 2021 году конкурс проводили на территорию по обе стороны от Метромоста – сейчас речь об участке между ним и Канавинским мостом, сразу за Благовещенским монастырем.
Монастырь – памятник XVII века, из первостепенных туристических точек города. Мост, наоборот, построили недавно, запустили в 2012 году. Так что территория разделяется на две очевидные части: высотную современную, которая тяготеет к мосту и составляет с ним композиционную пару, и историческую, ту самую, обремененную множеством ограничений, но зато и со всем правом наследующую морфологию застройки городского центра.
Помимо монастыря в исторической части сохранилась церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1725 и перестроенная в XIX веке, она стоит ближе к мельницам в относительно высокой позиции, на склоне и может служить ориентиром, если ее качественно восстановить.
В Нижнем Новгороде проектированием для территории у Черниговской улицы занимаются 10 лет – и вариантов было достаточно, так что если посмотреть на проект суммарно вместе с его предысторией, то он похож на сумму «лессировок», как на картине старых мастеров, – уточнений и вариантов. Предшествующие концепции для Черниговской собраны здесь.
Значимость предварительных исследований и обсуждений в процессе работы подчеркивает и руководитель проектной группы «Остоженки» Раис Баишев.
Мы не первые, кто работает с этим участком, здесь еще до нас были определены и высоты, и параметры, и подходы. Кроме того проект рождался в многократных обсуждениях с коллегами, мы с большим уважением относимся к нижегородским архитекторам – нижегородской школе, все они наши друзья и отличные профессионалы, мы считаем их полноценными соавторами. Разумеется, мы учли и историко-архитектурное исследование, и данные визуально-ландшафтного анализа. Восстановили и развили историческую уличную сеть, сделали все для того, чтобы подхватить морфологию исторической застройки по модульности – так новая фоновая ткань не будет чужеродной. Развернули объемы под углами, чтобы создать больше ракурсов.
Башни у моста – другая история, они были нужны как контрапункт мощной горизонтали Метромоста – его длина около километра, здесь требовалось работать уже в другом масштабе.
Башни у моста – другая история, они были нужны как контрапункт мощной горизонтали Метромоста – его длина около километра, здесь требовалось работать уже в другом масштабе.
Если коротко, то суть в следующем. Сначала Благовещенская слобода за монастырем развивалась как мещанская, то есть как жилой городской район. К середине XIX века здесь «поселились» мельницы с их пристанями, так как по Оке в то время было удобно привозить зерно и увозить муку. Слобода постепенно слилась с мельницами периода промышленной революции, их складами и прочими заведениями.
Затем деревянные здания, создававшие здесь значительную плотность застройки, постепенно исчезли, место стало полупустым. Остались монастырь, церковь Иоанна Предтечи и каменные дома вдоль Черниговской улицы – в общей сложности 3 здания со статусом ОКН – они заняты арендаторами и в непосредственный девелопмент не входят, но их фасады GloraX планирует реставрировать – как часть вклада компании в развитие места и города.
От промышленного периода здесь осталось несколько краснокирпичных зданий, 4 из них со статусом ОКН. Самое крупное здание, собственно мельницы Башкирова, GloraX планирует отреставрировать под квартиры loft.
Ниже него, у реки через Черниговскую улицу, Александр Дехтяр, но уже для другого заказчика, спроектировал реконструкцию заброшенного ангара под общественный центр с ресторанами. Южнее и выше, на бровке склона за мостом, планируется строительство большого учебного корпуса IT-кампуса Неймарк по проекту «Студии 44» – по заказу GloraX архитекторы KOSMOS уже сделали для этого места проект развития городской ткани, связывающий Черниговскую и кампус. И еще в сферу внимания проекта входит здание бывшего Ромодановского вокзала, псевдоренессанс 1904 года с другой стороны Метромоста, вокруг него тоже намечается место для прогулок.
Наконец, берегоукрепление и благоустройство набережной, которая занимает здесь широкую полосу у реки к западу от Черниговской улицы, планируется реализовать по городским программам, но в тесной связи с общественными пространствами нового района: так, у Предтеченской церкви должна появиться площадь, комплекс ресторанов, ближе к реке ярмарка – этакая поперечная ось городских общественных пространств с насыщенной жизнью, связывающая жилой район и прогулочную набережную.
За мельницей Башкирова в советское время был построен зерновой элеватор высотой 75 м, но недавно его сломали, так как бетон стен признали непрочным, а идею реконструкции элеватора под жилье, тоже высказанную в нескольких проектах – неудачной. Сергей Попов характеризует те проекты как «в основном студенческие» (один из проектов с сохранением элеватора – здесь). Между тем элеватор определил значительную высотность будущей «доминанты» на его месте, а поддерживает ее Метромост, чья горизонталь километровой длины требует противовеса.
Весь проект в целом призван «вдохнуть жизнь» в полузаброшенное сейчас место – когда-нибудь, говорит Сергей Попов, Черниговская станет частью большого сквозного маршрута по набережной, от Нижневолжской до парка «Швейцария».
Сергей Попов, главный архитектор Нижегородской области (с 2011 года)
Территория Черниговской и Гаршина расположена в центре – и в то в то же время на отшибе. Но из-за того, что место тупиковое, здесь сохранилась историческая среда, впрочем только ее часть – каменные дома, а деревянные, которых тоже было немало, утрачены. Так что мы на архсовете с самого начала, в 2012–2013 годах, когда возникли первые попытки что-то предложить для участка, занятого хлебозаводом, настояли на том, чтобы рассматривать территорию вплоть до Мельничного переулка комплексно. Тогда появилась идея «спонтанной» застройки, подчиненной рельефу и сетке улиц, невысокой этажности, – поползновения к повышению высоты в центральной и северной части «приземлили».
Я считаю, что концепция получилась удачная, если она будет реализована, в городе появится хорошее комфортное место, и прогулочная зона, и застройка, совмещающая исторический масштаб с современным. Общественный транспорт должен появиться, – участок будет полноценно вовлечен в городскую ткань.
Я считаю, что концепция получилась удачная, если она будет реализована, в городе появится хорошее комфортное место, и прогулочная зона, и застройка, совмещающая исторический масштаб с современным. Общественный транспорт должен появиться, – участок будет полноценно вовлечен в городскую ткань.
Итак, часть предложений мастер-плана «Остоженки» мы уже описали и рассмотрели. Его ключевой особенностью кажется включенность, я бы так сказала, – «во всё»: в исторический контекст, в ландшафт, в историю, предысторию, так же как и чуткость к мнению профессионального сообщества. Чуткость ко всему.
Отличие мастер-плана от всех других, более ранних проектов – в отмеченной выше пиксельности, тонкой и дробной лепке, поворотах и ракурсах объемов «исторической» части – она же премиальная, так как домов немного, они невысоки, благодаря перепаду высот не смотрят друг другу в окна, располагают террасами, балконами, видами на реку и на памятники.
Впрочем как историк архитектуры замечу, что, хотя предложенная морфология действительно отвечает принципам старого города как такового, – ни в Нижнем, ни в других среднерусских городах такой застройки исторически не было и быть не могло. Среднерусские города, даже построенные на склонах, не лепились к ним так же, как итальянские с их садами на кровлях – у русских городов как правило было в запасе место, к примеру занятое хоздворами и огородами, – ресурс для развития несколько более размашистого. Поэтому соглашусь с мнением Александра Дехтяра, что получившиеся улочки чем-то напоминают средиземноморские, но только на мой взгляд дело не в белом цвете, как считает нижегородский архитектор, а в самом формате пластики.
Но это не хорошо и не плохо. Дело в том, что современные требования к застройке иные и погрузить ее полностью в «ретроразвитие» невозможно и не нужно. Представим себе регенерацию объемов паровой мельницы, которая работала здесь, на плотно застроенной территории, в 1943 году.
Строго говоря, можно было бы повторить все эти протяженные сараи и маловыразительные закутки один в один, – но это не будет премиальным жилым кварталом. Сейчас, в новых условиях и с новыми требованиями, предложенная террасная застройка со стилобатами вдоль улиц, дворами на их кровлях, авторскими ракурсами фасадов и парковками, углубленными в землю – здравое решение. Оно основано на масштабе исторической застройки, но оно новое и современное, не копирует старую морфологию, а развивает ее.
Еще одна особенность дизайн-кода, предложенного «Остоженкой» – белый цвет, или «все оттенки белого», как их называет Раис Баишев, сравнивая это решение с «рукавишной штукатуркой» стен монастыря: техника средневековая, простая, а выглядит такая стена как драгоценность, – добавляет автор проекта. Белый цвет не исключает материальности и фактуры, к примеру, кирпичной кладки простой или полосатой, камня, фибробетона и так далее, но он должен объединить все новые объемы северной части в общий, карабкающийся по горе террасами, фон – для разноцветных исторических и даже псевдоисторических домов первой линии Черниговской, так же как и красно-кирпичного прома.
У этого решения есть сторонники и противники. Александр Дехтяр, автор нескольких более ранних проектов для Черниговской, уверен, что преобладающим тоном новой застройки Черниговской должны быть «все оттенки земли», от терракотового до желтого и коричневого, свойственного существующим домам – тогда церковь и монастырь будут лучше выделяться на общем фоне. А белый цвет архитектор считает несвойственным нижегородской архитектуре, слишком «приморским».
Впрочем, уже на стадии мастер-плана белизна уже не была абсолютной.
Южные ноты нам тоже удалось разглядеть в проекте – см. выше, не в цвете, а в форме. И с цветом в проекте развивается интересная история, но для начала надо сказать, что правы оба архитектора, поскольку и памятники архитектуры здесь присутствуют оттенков: земляного-терракотового – и белого. К первому относятся городские усадьбы и заводские корпуса, ко второму церкви. То есть если не делать новую застройку целиком, к примеру, меднозеленой или черной, – то надо просто выбрать, с какой частью истории слиться, а от какой дистанцироваться в колористическом отношении. «Архстрой» в свое время склонился к терракотовому, «Остоженка» сейчас к белому – в этом и есть нюансы авторских решений. Но, как мы увидим дальше, не все так просто.
Но вернемся в мелкодисперсной части мастер-плана. В стилобаты встроено 2 детских сада, а школа, по решению города, к району приписана расположенная наверху, южнее. Продуманы разноформатные планировки квартир, помельче и покрупнее, виды из окон, связь с террасами, выходы во дворы и подземные пространства. В склон в основном вкопаны парковки, а исходя из инсоляции в стилобатах расположено либо жилье, либо магазины и салоны, обращенные к улицам.
Мне в этом проекте больше всего нравятся многомаршевые лестницы, они не только выстраивают поперечные связи, спуски и подъемы – но и придают иное, импозантное измерение пространству, позволяют ощутить величие горы. Позволю себе заметить, из-за них район становится, опять же, каким-то «римским». Не спорю, в Нижнем есть свои лестницы, вот например, Чкаловская, – но первая аналогия, которая приходит в голову, когда смотришь на церковь Иоанна Предтечи и ее лестницу – почему-то даже не San Miniato, a Trinita dei monti с ее Испанской лестницей.
Другая особенность мастер-плана – развитие уличной сети, и проезжей, и пешеходной. Сейчас здесь только одна сквозная артерия, Черниговская улица вдоль набережной, к ней спускается Мельничный переулок за монастырем, а верхняя улица Гаршина заканчивается тупиком у церкви. Но если посмотреть на старые карты, то исторически так не было: Предтеченская, она же Гаршина, шла до оврага и только там спускалась к Черниговской; помимо Мельничного переулка между ними существовало три (!) поперечные связи, сейчас целиком утраченные.
Базируясь на истории места, архитекторы делают всю территорию более связной: продлевают улицу Гаршина до моста, внутри застройки над ней и под ней находят место для двух внутренних улиц. В какой-то момент предполагалось, что они могут стать пешеходными, но открытыми для горожан, однако в конечном счете внутренние улицы стали приватными дворами и будут доступны только для спецтехники.
Третья особенность, или скорее даже принципиальная составляющая проекта – башни. Как уже было сказано, они составляют пару Метромосту: он длинный, они высокие, и наследуют высотность сломанного советского элеватора с небольшой поправкой – его высота была 75 м, сейчас разрешено 100 м, хотя поговаривают, что если бы разрешить высоту побольше, получилось бы еще лучше. Между тем 100 м – еще и оптимальная высота с точки зрения экономики. И еще это будут первые 100-метровые башни Нижнего; технически их высота 99.9 м.
И авторы, и архсовет, рассматривали последовательно несколько вариантов башен, все – из двух объемов, с парковкой, рестораном и магазином с многоярусном стилобате и двором на его кровле. Итоговым вариантом стали башни-пластины с белой вертикальной решеткой фасадов и пилонад стилобата и объемно-ступенчатыми стеклянными срезами, зеркалирующими друг друга – как будто в створе между башнями кто-то прошелся очень большой и крупной пилой. Цвета были выбраны «фирменные» компании GloraX – белый и золотой, так что зависимости от положения солнца разрывы и торцы должны были казаться либо золотистыми, либо рельефно-объемными.
Высота большей башни 99.9 м, меньшей 86 м. На высоте 26 этажа башни были соединены золотистой же перемычкой, с фермой, которая, недвусмысленно перекликаясь с Метромостом, подчеркивала его композиционную связь с башнями: как будто здесь, на большой высоте, тоже есть мост.
Если посмотреть на будущий район со стороны Ярмарки, видно, как объемы, очень постепенно, нарастают в сторону моста, прежде всего за счет исторических зданий, мельницы и даже церкви высоко на склоне – и затем «выстреливают» двумя башнями, обозначая начало другой части города.
Белый цвет, между тем объединял все части проекта, служил общей базой при различии высот, пластики и материала – фасады башен планировались алюминиевые, в среднеэтажной части должны преобладать натуральные материалы.
Мастер-план утвержден, как и ППТ на его основе, а также АГО башен.
Между тем, еще работая над проектом, архитекторы «Остоженки», по согласованию с заказчиком, внесли в него еще один нюанс – предложили разделить склон на 5 частей и пригласить для работы над стадией Проект, в рамках мастер-плана, нижегородских архитекторов. Так в проект вернулся «Архстрой» и Александр Дехтяр, уже неоднократно работавший с этим местом.
Работа над стадией Проект в преддверии получения АГО приближается к завершению, все параметры, в том числе высоты и инсоляцию, уточняют, где-то, по замечаниям архсовета, еще немного уменьшают высоту – те рендеры отдельных кластеров, которые мы показываем здесь, относятся не к стадии Проект, а к мастер-плану 2023 года.
Но мы поговорили со всеми участниками работы
над застройкой Черниговской, и попросили каждого прокомментировать свои решения.
Александр Дехтяр, «Архстрой»
Территорию мы знаем хорошо, несколько лет назад работали здесь над проектами застройки. Пристально рассматривали участок хлебозавода, но изучали его в связи со всей территорией в целом – в статусе предварительных проработок. В наших проектах плотность среднеэтажной части была несколько меньше, а морфология ее построения строже и несколько жестче: планы были в виде буквы Ш, раскрытые на реку. А цвет у нас – наоборот, был более живописным, адаптивно погруженным в «земляную» гамму кирпича и штукатурки. Я по-прежнему считаю, что белыми должны оставаться только церковь Иоанна Предтечи и монастырь, так они лучше выделяются на фоне застройки, и старой, и новой. Белые дома мне кажутся… происходящими не из наших широт, что ли, из какого-то приморского городка,– я говорил об этом и на архсовете, и авторам тоже говорил.
Но сейчас мы работаем в направлении, заданном «Остоженкой», в рамках мастер-плана, поэтому наша гамма тоже светло-серая, условно-белокаменная. А текстура фасадов – кирпичная, в двух вариантах: просто кирпичная поверхность и рельефно-полосатая, рассчитанная на косой свет. Кроме того мы предложили добавить рельефные, скорее всего фиброцементные, вставки – чтобы выстроить переклички с XVII веком и с Благовещенским монастырем. Вероятно, здесь были бы уместны даже изразцы.
Но сейчас мы работаем в направлении, заданном «Остоженкой», в рамках мастер-плана, поэтому наша гамма тоже светло-серая, условно-белокаменная. А текстура фасадов – кирпичная, в двух вариантах: просто кирпичная поверхность и рельефно-полосатая, рассчитанная на косой свет. Кроме того мы предложили добавить рельефные, скорее всего фиброцементные, вставки – чтобы выстроить переклички с XVII веком и с Благовещенским монастырем. Вероятно, здесь были бы уместны даже изразцы.
Первым участком, ответственным и маловысотным из-за близкого соседства с монастырем, занимается бюро ГОРА Станислава Горшунова. Один из детских садов встроен здесь, в самой северной части комплекса.
Станислав Горшунов, «Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА»
Я считаю этот проект уместным, он корректно вписался в существующую застройку, и не согласен с теми, кто выступает против какой-то либо застройки территории Черниговской и Гаршина в принципе. Мне кажется, эту территорию надо осваивать, делать ее лучше и для жителей, и для туристов.
Наш участок – в западной части, рядом с Благовещенским монастырем, так что мы пытались удержаться на грани между минималистичностью архитектурного решения и некими, очень легкими «древнерусскими» аллюзиями. Корпус рядом с монастырем, со встроенным детским садом – светлокирпичный с широкими откосами, для соседнего мы предложили мотив, подобный открытым ставням – поперечными вставками. Дальше все растворяется, становится более современным. Мы не отходили от предложения «Остоженки», старались оставаться в рамках мастер-плана. Я бы так сказал, было чуть больше определенности, чем обычно.
Наш участок – в западной части, рядом с Благовещенским монастырем, так что мы пытались удержаться на грани между минималистичностью архитектурного решения и некими, очень легкими «древнерусскими» аллюзиями. Корпус рядом с монастырем, со встроенным детским садом – светлокирпичный с широкими откосами, для соседнего мы предложили мотив, подобный открытым ставням – поперечными вставками. Дальше все растворяется, становится более современным. Мы не отходили от предложения «Остоженки», старались оставаться в рамках мастер-плана. Я бы так сказал, было чуть больше определенности, чем обычно.
Теперь, на стадии Проект, примерно половиной всего комплекса: кластерами 2, 4, так же как и башнями, занимается московское бюро MIR Аркадия Смирнова.
Аркадий Смирнов, «MIR»
В работе мы столкнулись с множеством вызовов.
Предстояла комплексная проработка сложного участка и нестандартного композиционного решения.
Во всей застройке мы стремились к реализации перехода от истории к современности, используя актуальные материалы и решения, но сохраняя пропорции и приемы, свойственные исторической среде.
Альтернативный вариант фасадов Башен решен в двух материалах – керамические и алюминиевые панели. Терракота как дань историческому контексту, алюминий как современный и технологичный ответ.
Предстояла комплексная проработка сложного участка и нестандартного композиционного решения.
Во всей застройке мы стремились к реализации перехода от истории к современности, используя актуальные материалы и решения, но сохраняя пропорции и приемы, свойственные исторической среде.
Альтернативный вариант фасадов Башен решен в двух материалах – керамические и алюминиевые панели. Терракота как дань историческому контексту, алюминий как современный и технологичный ответ.
Кварталы 2 и 4 расположены в южной части территории, ближе к мельницам и будущим башням. Их территория включает и Предтеченскую церковь, и городскую площадь перед ней с поперечной связью – спуском в сторону набережной, и еще один из двух встроенных детских садов. Насколько мне удалось понять, фасады MIR не будут очень похожи на предварительные наработки мастер-плана, но объемы и структура функций будет приблизительно той же, с поправкой на доработку и корректировки.
История башен развивалась, в свою очередь, так: заказчик попросил Аркадия Смирнова сделать еще один «подход» к их фасадам, и предпочел красный цвет фасадов с переходом к металлическому серому.
Башни опять стали красными, проект, после ухода архитекторов «Остоженки», вновь повернул в сторону, многократно исследованную в предыдущих предложениях: в частности, в башнях Евгения Герасимова 2018 года. Даже ферма, ставшая стеклянной перемычкой, отдаленно напоминает стеклянную горизонталь в проекте Герасимова. Оттенок – насколько можно судить по рендерам, скорее пурпурный, а не терракотовый, однако башни стали заметнее перекликаться с мельницей Башкирова, слились с ней в один ряд.
Ну а свой уход из проекта Благовещенской слободы архитекторы «Остоженки» мне объяснили так: «мы сделали свою работу и мирно расстались»).
***
Между тем интересен не очередной поворот поисков, а весь проект в целом – в нем очень сильно проявлена череда наслоений, обсуждений, противоречивые мнения: одному не нравится одно, другому – другое, кто-то «тянет» в свою сторону сильнее, кто-то нет... Кто-то сомневается в реализуемости, кто-то рад, что история, наконец-то, сдвинулась с места. Не так ли развивается, собственно, город – почти всегда? Коды трансформируются, идеи перерабатываются, их ядро – ну, по крайней мере какое-то время – сохраняется и берет на себя объединяющую роль. Но все постоянно куда-то движется, не застывает.В последние 15, а может быть и 25 лет стало ужасно модным имитировать естественное развитие города в новых проектах. Особенно потому, что сами эти новые проекты стали такими огромными, что постоянно рискуют утратить человеческое измерение. Вот и интегрируют в них разнообразие – и подчас доходит до отчаянной пестроты, к примеру, в разноцветных секциях. Иногда приглашают разных авторов, чтобы «руки» были естественнее, это тоже тренд. Проект Черниговской попадает в этот створ предпочтений, но отличается, на мой взгляд, двумя вещами. Во-первых, в нем с самого начала было заложено не только стремление к разнообразию, но и пути его объединения в цельное решение. А во-вторых, он настолько интегрирован «в саму жизнь» со всеми его ограничениями, проработками и обсуждениями, что разнообразие тут оказывается более чем естественным следствием стечения большого количества обстоятельств.
Интересно, что в конечном счете получится. Сейчас начато строительство первой очереди – башен у моста с жильем бизнес-класса, второй очередью будет приспособление мельницы Башкирова.