Долина знаний

«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 3.2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» © Студия 44
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Постолимпийский синдром
Современные олимпиады требуют создания дорогостоящей и нередко одноразовой инфраструктуры. Зачастую город или даже государство оказываются не способными разрешить созданную ради удовлетворения амбиций проблему, и тогда появляются районы с ветшающими гигантскими сооружениями. В качестве примеров вспоминаются Сараево с Олимпиадой-1984, Афины, построившие к Олимпиаде 2004 года за 15 миллиардов долларов несколько объектов в пригороде столицы Греции, а также Рио-де-Жанейро с Олимпиадой-2016. Впрочем, есть и обратные примеры, когда построенная инфраструктура успешно закрывает инвестиционные долги и оказывается востребованной городом и горожанами уже как оздоровительные комплексы или рекреационные зоны, либо просто как новые городские районы со специфической застройкой. Пекин и Лондон неплохо справились с олимпийским наследием.

Сочинская Олимпиада 2014 года потребовала огромных инвестиций, общая сумма которых оценивается в 1,5 трл рублей. Предполагалось, что потом спортивная инфраструктура будет частично перепрофилирована, частично демонтирована и перевезена в другие российские города, а гостиницы заполнятся туристами – ожидания не оправдались в лучших российских традициях, о которых так красноречиво высказался Черномырдин. В отсутствие комплексной программы регион начал эволюционировать в полном соответствии с теорией Дарвина. Какие-то проекты оказались более успешными и жизнеспособными (арена «Фишт» приняла матчи ЧМ-18), какие-то – менее, например, гигантский медиа-центр, так и не ставший торговым, теперь перепрофилируется в «крытый город», объединяющий под одной крышей развлечения, коммерцию и культуру.

Одним из наиболее успешных, позитивных и, безусловно, перспективных проектов, стартовавших в пост-олимпийской Имеритинской долине, стал Образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный по распоряжению президента РФ уже в декабре 2014 года на базе трехзвездочного отеля «Азимут», выкупленного и переоборудованного для проживания и занятий учащихся. Проект оказался настолько успешным и так хорошо отвечал стратегическим задачам государства в области социальной и культурной политики, что уже через два года, в 2016 году, встал вопрос о расширении центра; сейчас разрабатывается программа создания на его базе нового университетского комплекса, а возможно и масштабного образовательно-культурного кластера в Имеретинской долине.
 

Экстра-образование
Проект образовательного центра «Сириус», названного в честь самой яркой звезды ночного неба, реализуется благотворительным фондом «Талант и успех», в чьи задачи входит создание детских образовательных центров по всей стране. Но основные усилия команды сосредоточены в Сочи, где создана и функционирует уникальная система экстра-образования, ориентированная на выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных в области науки, техники, искусства и спорта детей и подростков.
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Продолжительность курса в «Сириусе» составляет всего 24 дня и за это время 600 учащихся занимаются по трем направлениям: «Спорт», «Искусство» и «Наука». Каждый блок рассчитан на 200 детей.
Попасть в образовательный центр «Сириус» может любой российский ребенок и подросток в возрасте от 10 до 17 лет, имеющий на своем счету победы в олимпиадах или другие награды. Для этого нужно заполнить заявку на сайте центра. В «Сириусе» с талантливыми детьми занимаются ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Среди лекторов и тьюторов «Сириуса» – Михаил Пиотровский, Валерий Гергиев, Анатолий Чубайс, Татьяна Черниговская, Сергей Ролдугин и так далее.

Одна из ключевых идей центра – контакты между талантливыми в разных областях детьми, пересечение совершенно разных кругов общения, что позволяет расширить кругозор и освободиться от стереотипов.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Ситуационная схема
© Студия 44

Гостиница, переоборудованная под спально-образовательный корпус, неплохо справляется с задачей размещения учащихся, но, как стало ясно почти сразу же после запуска проекта, для полноценного и эффективного учебного процесса ее планировочных и технических возможностей явно не достаточно. Вскоре после запуска руководство фонда приняло решение о строительстве на его территории, которая занимает площадь немногим менее 11 га, еще нескольких зданий, приспособленных для занятий по одному из трех ключевых направлений обучения. Для проектирования пригласили команду «Студии 44», на чьем счету не только успешное строительство вокзала «Олимпийский парк» здесь же в долине, но и несколько проектов уникальных образовательных центров, таких как Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, Главный учебный корпус ВШМ СПБГУ, Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо, Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан и другие.
 

В тени гор и в свете звезд 
Задача лишь на первый взгляд могла показаться легкой. На большой парковой территории, отделяющей бывший отель от пляжа, уже располагались несколько спортивных площадок, вспомогательных построек и искусственный водоем. Разместить на участке еще три здания с обширным функциональным наполнением, с учетом нормативных требований к образовательным учреждениям, сохранив парковый характер участка и не закрыв вид на море из окон спального корпуса, было непросто.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Силуэты застройки © Студия 44

Помимо преодоления планировочных и программных сложностей необходимо было найти объемно-пространственное решение, отвечающее уже сложившемуся характеру застройки прибрежной зоны Имеретинской низменности и расположенного в рядом с «Сириусом» комплекса олимпийских стадионов с их узнаваемыми силуэтами.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

«Олимпийские объекты создали неожиданно позитивный градостроительный эффект, – говорит Никита Явейн. – Большое количество оригинальных зданий привело к формированию застройки с ярко выраженным силуэтом, перекликающимся с вырастающим на заднем плане силуэтом гор. Абрис каждого нового здания должен был продолжать начатую тему».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

Архитекторы оттолкнулись от пластики стадионов, в первую очередь от соседнего «Фишта», и соединили ее с образом гальки – обкатанного камешка, с которым дети любят играть на пляже и раскрашивать, превращая в сувениры на память о времени, проведенном у моря. В результате, получилась обтекаемые, невысокие (2-3 этажа) объемы, сферический и эллипсовидный – форма скрадывает их реальные размеры и служит контрастом к угловатому гостиничному корпусу. И как напоминание о детских поделках из гальки, с разноцветными вставками на фасадах.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Генеральный план
© Студия 44

Они напоминают временную павильонную архитектуру, органично вписанную в парковый ландшафт. Интересно, что мотив павильонов вновь и вновь возникает в работах «Студии 44», отнюдь не специализирующейся на малых архитектурных формах, да и сам Никита Явейн не скрывает своей симпатии к нему. В данном случае эта «слабость» стала сильным местом проекта.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Конструкции военного фасада © Студия 44

Еще одна, на этот раз космическая ассоциация невольно возникает при взгляде на проекты новых корпусов, в аэродинамичности которых видится сходство с космическими кораблями из фантастических фильмов нашего детства. Никита Явейн и тут не отрицает справедливости сравнения: «Есть сложившаяся и очень важная для Центра символика – Сириус, космос, звезды, потенциал, люди будущего. И мы нашли способ подчеркнуть эту тему».

Образная составляющая предложенного объемно-пространственного решения дополняется его эффективностью. К достоинствам «космических павильонов» можно с уверенностью отнести следующие качества:
– планировочную свободу;
– сочетание компактности и прочности за счет равномерного распределения природных нагрузок;
– минимизация площади оболочки и, как следствие, снижение теплопотерь
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Новые корпуса © Студия 44

В результате сложился ясный и четко прослеживаемый дизайн-код новых корпусов, обеспечивающий ансамблевость при всей оригинальности формы каждого корпуса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Тор знаний
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Первым из новых корпусов «Сириуса» началось строительство павильона «Школа», в котором расположатся учебные классы и лаборатории. Он максимально близко расположен к спальному корпусу и соединен с ним теплым переходом. Зданию придана необычная кольцевая форма, в центре которой оставлен просторный озелененный двор.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Причиной такой конфигурации здания стало огромное дерево – срубить его посчитали невозможным как заказчики, так и проектировщики. Никита Явейн рассказывает: «Это был единственно возможный, оптимальный по коммуникации с основным корпусом участок для размещения «Школы» и когда мы обнаружили, что на нем растет прекрасный вяз, я вспомнил легенды о школах, сложившихся из бесед учителя с учениками в тени дерева. Мы решили сохранить дерево и сделать его центром и символом нашей «Школы». Так появилась форма «бублика».
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Схема компоновки учебных классов © Студия 44

Круговой коридор позволил оптимизировать планировку здания, связав в одну систему пять вестибюлей, каждый с возможностью выхода наружу. По периметрам, внутреннему и внешнему, здания, на первом этаже идут лаборатории, на втором – учебные классы, а на третьем – кабинеты преподавателей и администрации. Учебные комнаты разделены трансформируемыми перегородками, что позволяет произвольно менять размер помещения в зависимости от количества занимающихся.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +4,650 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +8,850 © Студия 44

За космический и высокотехнологичный имидж «Школы», помимо формы здания, отвечает конструктивное решение оболочки. Двойная кровля состоит из внутреннего покрытия из профлиста, паро-, тепло- и гидроизоляции, а также внешней декоративной системы, вынесенной на металлическом каркасе на 160 мм наружу, с отделкой из сотового алюминия с прорезями для окон и зенитных фонарей в разноцветных рамах. Точно рассчитанное расположение светопрозрачных конструкций позволило привести внутреннюю освещенность учебных помещений к российским нормативным показателям.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44

 

Оптимальная оболочка
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Корпус «Спорт», представляющий собой двухэтажное овальное в плане здание, расположен на противоположной от «Школы» стороне участка, ближе к стадиону «Фишт», и в некоторой степени повторяет его горбатый силуэт. Асимметричная форма корпуса напоминает каплю или половинку яйца. Согласно программе в нем разместились два плавательных бассейна: большой бассейн, 25х16 м и открытый бассейн с соленой водой, расположенный частично под кровлей, частично – на открытом воздухе; многофункциональный зал, 12х24 м, площадка для мини-футбола 24х40 м и еще несколько помещений для тренировок. Рядом со зданием обустроят открытые площадки для футбола, волейбола и тенниса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Схема минимизации объема © Студия 44

По словам Никиты Явейна, «это был планировочный и пространственный эксперимент по максимально компактному расположению всех необходимых по программе помещений и созданию минимально возможного объема оболочки. Требуемые по нормам высоты потолков – около 10 метров – было решено соблюдать только в центральных частях залов. На их периферии мы позволили себе опустить кровлю до 5-6 метров, логично предположив, что международные соревнования тут проводиться не будут и бить мячом в потолок с края поля тоже никто не будет. В результате, мы всю необходимую функцию обтянули гибким «облаком», смонтированным на криволинейных металлических рамах».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Продольный разрез © Студия 44

Все помещения сосредоточены на двух террасах, спускающихся каскадом к открытому бассейну с искусственной морской водой. На верхней террасе находятся спортивные площадки, под ними – комнаты для переодевания, душевые, санузлы и другие технические помещения. Благодаря единой оболочке с зенитными окнами все пространство в дневное время освещается естественным светом.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +4,200 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей. Корпус «Искусство»
© Студия 44

 

Шатер искусств
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Третий корпус предназначен для занятий музыкой, хореографией и живописью. В нем, кроме учебных классов, размещается концертный зал на 350 зрителей и еще два репетиционных балетных зала. Расположение в затесненной из-за искусственного водоема части территории и ориентация с севера на юг усложнили работу архитекторов над планировкой. Как и задача совместить под одной крышей столь различные по своим параметрам и требованиям залы для рисования, музыкальных репетиций и танцев. Где-то нужен свет, где-то нет, где-то нужна высота, где-то, наоборот, площадь. «Этот корпус был самым сложным, – рассказывает Никита Явейн. – Мы должны были создать под единым шатром самодостаточный мир, в котором гармонично сосуществуют, плотно спрессованные, словно части головоломки, помещения для занятий разными искусствами, объединенные треугольным атриумом».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер концертного зала © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер атриумного пространства © Студия 44

На первом этаже расположены два хореографических зала с подсобными помещениями. От вестибюля залы отделены перегородкой с матовым стеклом, создающим особый театральный эффект, когда идут репетиции. Двусветный концертный зал скомпонован в виде амфитеатра, вокруг которого по кругу располагаются кабинеты для занятий музыкой.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Продольный разрез © Студия 44

Второй этаж отдан под административные помещения, нотную библиотеку и репетиционные комнаты. На третьем этаже здания размещены классы, учительские помещения, а также большая художественная студия и выставочная галерея, освещаемые естественным светом с северной стороны. В студию и галерею можно подняться прямо из главного атриума.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +3,600 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Цепная реакция
Сейчас на территории образовательного центра заканчивается возведение корпуса «Школа», на очереди – строительство спортивного блока. Но уже очевидно, что и этих трех корпусов будет недостаточно. Фонд ставит перед собой новую амбициозную задачу – включить в систему экстра-образования не только программу средней, но и высшей школы, а также активизировать программу повышения квалификации для педагогов и профессуры. Для расширения центра могут быть выкуплены другие пустующие гостиницы в Имеретинской долине.

Один успешный проект начинает изменять будущее всего региона, определяя новую стратегическую задачу – создание на юге России научного или научно-культурного кластера на базе пост-олимпийской инфраструктуры и строительства объектов с ноля. Этих целей не было в изначальных планах развития пост-олимпийского Сочи, но оказывается, что и спонтанные решения могут быть жизнеспособны. Словно цепная реакция, за одним успешным проектом начинает развертывается комплексная долгосрочная программа, в отдаленной перспективе которой находится образ идеального города на берегу моря, города, ориентированного на развитие творческого и научного потенциала взрослых и детей.
 
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Строительство корпуса «Школа». 2018 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа» © Студия 44

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)
Viega
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 3.2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»

21 Декабря 2018

Студия 44: другие проекты
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.