English version

Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»

Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.

Архи.ру:
На «Активном гражданине» прошло голосование по поводу проектов здания на месте СЭВ. Борьба с модернизмом продолжается?

Григорий Ревзин:
Скорее продолжается неуверенность в том, что же с ним делать. История с СЭВ снова в подвешенном состоянии. Собирались сносить, не решились, теперь опять вроде бы решились, но москвичи высказались за вариант с сохранением. Правда рядом возникла какая-то крупная мозговая кость, обеспечивающая инвестиционную привлекательность. Не уверен, что все так и останется, как-то это наспех нарисовано. Какие-то гамлетические метания вокруг тени Посохина-старшего, «быть или не быть».
 
А вы как считаете, «быть или не быть»?
 
Я не нахожу в этой архитектуре эстетической ценности, бороться за ее сохранение мне трудно. К сносу призывать не хочу, но и защищать не буду.
 
Неужели вы не видите ни одного эстетически значимого объекта в 1970-е? 
 
Они есть. Но мне кажется, они появлялись каждый раз как-то незаконно, исподтишка, с извинениями что ли, что вот мы тут такое построили. Мы привыкли думать, что архитектура соцмодернизма едина и единственна. На самом деле там две разные архитектуры. Даже, я бы сказал, одна архитектура, а вторая – какая-то другая деятельность. Не архитектурная, а строительная.
 
Звучит как сложные эпитеты для обозначения простого различия «плохая» и «хорошая» архитектура.
 
Согласен, но я не совсем это имею в виду. Вместе со скандалом вокруг СЭВа и до того с цирком на Ленинских горах появился вопрос о кинотеатре «Россия». Артемий Лебедев выступил, что надо снести, Ксения Собчак его поддержала. Началось какое-то обсуждение, за и против. Но знаете, «России» бывают разные.
 
Что вы имеете в виду?
 
А вот в 1974 году в Ереване тоже построили кинотеатр «Россия». Если их сравнить, то сравнение оказывается не в пользу московского. Ереванская «Россия» – это уникальная архитектура и очень хорошая. На вид огромная скала, которая разломилась и образовала две части, два зала кинотеатра. Как две горы. Они рифмуются с пейзажем, с горами Еревана. И создают некое мощное, но и трагическое ощущение архитектурной пластики. Такова вся армянская архитектура, вся армянская культура, отмеченная и национальной гордостью и национальным горем, темой геноцида. Архитектура входит в этот пейзаж, в эти горы, архитектура становится историей, превращается почти что в некое геологическое явление. Историческое время становится вечностью. Это достаточно сильно сделано.
Бывший кинотеатр «Россия» в Ереване, общий вид
Кинотеатр «Россия» (Ереван), вид со стороны большого зала

Ну и сравните это с московским кинотеатром «Россия». Это довольно стандартный объект, в основе которого – типовой проект. По такому же проекту строились «Первомайский», «Витязь», «Киргизия», «Варшава», «Эльбрус» – они уже все снесены или перестроены. «России» на Пушкинской придали какие-то уникальные черты, связанные с площадью и сквером. Ему приделали козырек, добавили парадные лестницы, галереи. Но по статусу, по принципу формообразования – это всего лишь тюнингованные «Жигули».
  • zooming
    Кинотеатр «Россия» в Москве
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру / 2025
  • zooming
    Кинотеатр «Россия» в Москве
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру / 2025

Но это не типовой проект…
 
Он первый в ряду. Его построили в 1961 году, а потом проект повторно применяли. Хорошо, давайте я назову его не типовым проектом, а опытным образцом «Жигулей», который потом пошел в серию. Попробуйте ощутить разницу. Я даже скажу, что это был своеобразный проект, поскольку к опытному образцу прилагались детали для последующего тюнинга. У всех этих кинотеатров разные козырьки и разные лестницы всхода. Но основа – везде одна и та же. Базовый кинотеатральный сундук.
 
Проект, который делается с прицелом на типовой, заранее оптимизирован, чтобы его можно было повторять много раз с минимальными изменениями. И все сделано максимально эффективно именно с точки зрения стандарта. Если вы посмотрите на план этого кинотеатра, то там видно, насколько он грубо вставлен в город. Ширина малого Путинковского переулка, который находится позади кинотеатра, со стороны Дмитровки 13–14 метров, а с противоположной – 19–20 метров. Это означает, что он туда не влезал, его косо поставили. Так холодильник на кухню впендюривают, если места нет и он встает немного под углом.



Согласитесь, это нечто принципиально иное, чем то, что мы видим в Ереване. На качественную архитектуру можно надеяться в Тбилиси, в Прибалтике, в Крыму. В этот момент СССР заигрывал со своими республиками и позволял делать там уникальные вещи. И там есть чем гордиться. Историк модернистской архитектуры Жан Луи Коэн когда-то делал специальную выставку и даже ввел соцмодернизм в моду. Но ближе к центру, особенно в Москве, это на мой взгляд вообще не архитектура. Строительная деятельность.
 
Почему так? 
 
Тут можно строить догадки. Возможно, это действительно политика, которая требовала показать, что в СССР расцветают все республики и дальняя периферия. Возможно, какие-то другие причины. Но мне кажется, что нужно, прежде всего, взглянуть на сам пафос строительной деятельности и попытаться понять ее ценности.
 
Чем гордились строители? Во-первых, это объемы. Вспомните любой партийный отчет или любую передовицу в газете ко Дню строителя. Построено 10 миллионов квадратных метров культурных площадей. Количество культурной площади достигло 45 квадратных сантиметров на каждого жителя СССР. Освоено 100 миллионов кубометров бетона. Двести миллионов тонн металлоконструкций. Объем гораздо важнее, чем то, что построено. Это торжество какой-то неоформленной строительной материи.
 
Во-вторых, это сроки. Обязательно говорилось, что план выполнен и перевыполнен, строительство идет ускоренными темпами. Скорость преображения пространства важнее, чем то, что получается.
 
Третья ценность – дефицит. Использование дефицитных материалов. Качество – не архитектура, а то, что архитектору удалось «достать». Меня в свое время поразила в путеводителе по Суздалю фраза, где описывался ГТК Суздаль – гостиничный комплекс. Авторы с упоением перечисляют дефицитные материалы, «полы сделаны из подлинного житомирского лабрадорита». Как будто бывает фальшивый житомирский лабрадорит. Престижное здание – это то, в котором есть дефицитные материалы. Там, где нет – рядовое здание.
 
Это ценности индустриального производства. Сама эта строительная деятельность имеет целью развитое индустриальное производство строительных объемов.
 
И на этом фоне, как мне кажется, создание уникальной архитектуры, как кинотеатр «Россия» в Ереване, по уникальному проекту с изготовлением моделей, с продумыванием деталей, пропорций, образа, представляется своего рода кустарным промыслом. Мало, дорого, нетехнологично. Это не наш путь. Там, в республиках, можно. Они еще не до такой степени развились, чтобы прийти к освоению космоса, к ракетам, к пафосу большой инженерной страны. А вот путь нашего центра – путь большого индустриального строительства. И эта ценность должна утверждаться каждым произведением строительной деятельности.
 
Но вы же не можете отрицать, что были архитекторы, архитектурные поиски, творчество…
 
Вы знаете, могу. Эти архитекторы объявляют себя модернистами, авангардистами, но на самом деле никаких поисков архитектурной формы там нет. Если угодно, Роншанская капелла Корбюзье для них – это как раз произведение кустаря-одиночки. Главная ценность для них заключается в жизни внутри системы большого строительства, в организации проектного процесса. Это партийные бонзы с архитектурным уклоном. При этом проектный процесс у них – это коллективное творчество «заседательным путем»: совещания и заседания, которые становятся ареной борьбы честолюбий, где индивидуальные формы подавляются.
 
Они гасят поползновения друг друга. Оригинальные концепции не выживают. Если человек предлагает что-то, чего еще не было – ему говорят: вы нас куда тянете, товарищ? Вы нас тянете в кустарное производство. А у нас совершенно другие задачи. Для этой архитектуры то, что у них стандартное коллективное решение, очень важно. Мы тут все едины эстетически, пришли к одному идеалу и его утверждаем. Проходят самые тупые решения, поэтому типовой проект самый проходной. А творчество у них проявляется в форме рисования в доме отдыха «Суханово», куда выезжают на выходные.
 
Как же это относится к СЭВ или к «России»? Вы можете объяснить, в чем различие: где поиски архитектурной формы, а где – строительная деятельность?
 
Мне кажется, это довольно очевидно. И даже то, что такой вопрос можно задать, свидетельствует о девальвации архитектурного творчества и, как раз, превращении его в строительную деятельность.
 
Есть три группы отличий. Во первых, качественная архитектура, как и любая художественная форма, – это нечто вроде магии. У нее есть магическое воздействие. Это звучит поэтично и абстрактно. Но вот например, стихи. «Мороз и солнце, день чудесный». Эти строки нельзя заменить на «Земля и небо, день хороший». Смысл будет тот же, магия исчезнет.
 
Архитектура устроена так же: нельзя менять форму окон, пропорции, материалы. Но архитектура 1970-х, если посмотреть на историю проектов, это сплошное «Земля и небо, день хороший». Пропорций нет, скажем, у здания ТАСС отрезают верхние этажи, и кроме авторов никому до этого дела нет: здание состоит из одинаковых блоков, какая разница, сколько рядов контейнеров уложено один на другой? Да и авторы, подозреваю, переживают главным образом из-за потери строительного объема.
 
Материалы меняются как угодно: здание Лукойла на Тургеневской площади было из камня, армянского туфа – его покрасили. Архитектор Феликс Новиков отказался от авторства; ни покраску, ни его демарш никто не заметил. Все элементы могут меняться – форма как таковая не важна, в строительном объеме она роли не играет.
 
Вторая группа отличий связана с тем, что стиральная машина не реагирует на место, где она стоит. Она и в Африке стиральная машина. А архитектура реагирует на контекст, гармонизирует его. Кинотеатр «Россия» в Ереване без Еревана, без пейзажа, без гор – это бессмысленная вещь. Форма следует контексту.
 
Третья группа: реакция на потерю. Не только у нас была такая архитектура. Возьмите пример Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Ценность объекта была в том, что зданий было два, поэтому они назывались «близнецы». То есть, главное – стандарт, тираж. Бен Ладен уничтожил здания. Потом были конкурсы на то, что делать дальше. Я публиковал результаты, и недоумевал: ни одному участнику – а их было больше ста, со всего мира – не пришло в голову предложить их восстановить, построить заново.
 
Вот собор Парижской Богоматери горит. Он еще гореть не закончил, а мы уже начали его восстанавливать. А вот уничтожено здание WTC. Сакральное для Америки здание после теракта. Но его форма ничего не значит. Потеряли и потеряли – просто лишняя вещь.
 
Не могу сказать, что вы меня убедили. Но, предположим. Что же нам делать в таком случае со всем этим строительством. Сносить?
 
Еще раз повторю: я бы не горевал из-за сноса. Но это я. По моему мнению, хорошая архитектура сама себя защищает.
 
Звучит как идеализм…
 
Да, наверное. Но известность защищает ничуть не хуже. Понимаете, не только сама архитектура изготавливается индустриально, реакция на нее тоже. Советский искусствовед Давид Аркин, который восхищается архитектурой Версаля, против журнала «Огонек», который тиражирует образ СЭВ – это такой же кустарь-одиночка, как Корбюзье, который делает Роншанскую капеллу против Главмосстроя. Здания соцмодернизма просто несопоставимо более знамениты. Это миллионы фотографий. Я бы сказал, что в отношении этой архитектуры ее знаменитость и ее ценность как произведения архитектурного творчества, сильно разошлись между собой. Никому нет дела до того, насколько совершенен или несовершенен поиск архитектурной формы здания СЭВ, да и есть ли он там вообще. А важным является то, что это здание, которое знают все.
  • zooming
    Здание СЭВ в панораме Москвы-реки
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру / 2025
  • zooming
    Значки. Предметы с изображением здания СЭВ
    Из коллекции Александра Змеула / фотография А. Змеула

Точно так же все знают здание кинотеатра «Россия». Поэтому их снос будет чрезвычайной травмой для горожан. Он будет восприниматься как насилие над реальностью, которое осуществлено властью. Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте. Совершенно непонятно, а зачем нужны такие травмы. Ну, если не считать некоторого количества квадратных метров, которые мы получим в плюс. Я боюсь, что такую цену никто не воспримет как адекватную.
 
Хорошо, вы обозначили внутри модернизма 1970-х два направления: авторскую архитектуру «на периферии» и стандартизированную не-архитектуру партийных бонз, государственническую, не интересную в художественном отношении, не-уникальную и не красивую; но узнаваемую, медийную, дорогую многим людям как память. И, следовательно, «не сносимую». Итак, кульминация нашего разговора: что с ней-то делать? 
 
Надо привнести туда архитектуру. То есть – считать, что там еще нет никакого архитектурного решения. Форма еще не найдена. Если угодно, это ноль формы, заряженное место, не имеющее смысла. Надо его переосмыслить, добавить туда архитектурный смысл.
 
Примером может быть то, что сделал Рэм Колхас в кафе «Времена года», когда превращал его в музей «Гараж». Мозаика с пионерами – не великое произведение, хотя она византийская по технике, ну, так уж вышло, что у нас продолжали делать византийскую мозаику аж в семидесятые годы XX века. Однако, когда мы его достаем, помещаем в раму, делаем центром композиции, вкладываем в него много художественного труда – то да, оно приобретает смысл. 
 
Это если не ключ, то нечто очень похожее на отмычку к тому, как нужно работать с этой темой. Радикальное переосмысление. Это имеет принципиальное значение и для места, что, конечно, важнее всего, но и для профессии. Тиражность, замена качества известностью девальвировала профессию как таковую. Поэтому нам для того, чтобы победить эту девальвацию, необходимо реабилитировать архитектурный поиск.  
 
Нужна творческая свобода в отношении этих зданий, чтобы заново создать уникальность. Вы их и не сносите, но, с другой стороны, не предписываете им те жесткие процедуры сохранения, которые у вас есть в отношении памятников. Замечу, что здания, о которых мы говорим, и не имеют такого статуса. Не «максимально бережное сохранение», а максимально бережное полное переосмысление. Если угодно, отношение к ним как к ландшафту, townscape’у который еще только ждет архитектора. Вот смысл этой программы. Я понимаю, что это звучит необычно, но иначе мы обречены на то, чтобы на веки вечные сохранять памятники девальвации профессии.

А что делать с авторскими, так сказать, «кустарными» примерами архитектуры 1970-х? 

Пока не портить. Когда они станут ОКН – реставрировать. 

26 Августа 2025

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Сад знаний
NF studio разработало интерьеры образовательного комплекса «Летово Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.