Демократичный модуль

Архитектурная мастерская «Сергей Скуратов Architects» выиграла международный конкурс на концепцию жилого комплекса, который будет построен на Павелецкой набережной. На территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината архитекторы предлагают создать своего рода кампус – удобный и стильный район, рассчитанный, в основном, на молодежь.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

18 Апреля 2011
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Предпроектное предложение жилого комплекса на территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл.8

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов. Главный архитектор проекта: П.Шалимов Архитекторы: И.Ильин, С.Семеновский

2012

Заказчик: OAO «Московский картонажно-полиграфический комбинат» Управляющая компания: ООО «АФИ РУС»

Участок, выделенный под строительство жилого комплекса, и расположенный на нем сейчас картонажный комбинат, пожалуй, лучше всего знакомы московским автомобилистам: в те нередкие дни, когда глухо стоят и Садовое, и Третье транспортное, ускользнуть из центра города можно только по набережным, и тогда Павелецкую не миновать. Как и ее ближайший сосед – Дербеневская набережная, она выгнута динамичной дугой, «омывая» бурным транспортным потоком редкий для этого района Москвы островок сложившейся застройки. Редкий, потому что практически сразу за набережной проходит Павелецкая железная дорога, фактически изолирующая ее от города. Подъехать сюда можно только со стороны реки, дойти пешком – от метро «Тульская» (20 минут быстрым шагом) или станции «Павелецкая-товарная» (15 минут), но прогулка эта будет не из самых живописных, а в ночное время, увы, может оказаться и небезопасной.

Подобный географический парадокс – вроде бы и центр города, а доступность «на троечку», – конечно, не мог не сказаться на классе будущего жилья. Ничего, кроме бюджетного «эконома», здесь построить нельзя, поэтому девелопер (AFI Development) и сделал ставку на молодежь: большая часть квартир имеет скромную площадь и предназначена для студентов, бездетных пар и молодых семей с одним ребенком. «Естественно, в таком жилом комплексе должно быть много инфраструктуры – различные кафе, клубы, галереи, службы быта и спортивные центры, и, работая над проектом, мы очень внимательно следили за соблюдением баланса между жилыми и общественными зонами», – рассказывает архитектор Сергей Скуратов.

Необходимость разместить по соседству с жилыми домами большое количество объектов соцкультбыта, в свою очередь, натолкнула архитекторов на мысль не сносить все здания полиграфического комбината, а сохранить и перепрофилировать некоторые корпуса. Так частью жилого комплекса стали промышленные постройки начала XX века, а в его архитектурный облик был вплетен столь любимый Скуратовым кирпич. В частности, именно кирпичом предлагается вымостить центральную площадь комплекса и отделать цокольные этажи жилых домов. Интересно, что в последнем случае Сергей Скуратов выкладывает из кирпича ажурный узор: элегантные диагонали пустот не только придают цоколям визуальную легкость, но и наполняют светом расположенные в них помещения. В том случае, если это клуб или, скажем, кафе, проемы, естественно, заполняются изнутри стеклом, а вот стены холодных паркингов так и оставлены «дырявыми».

Вновь возводимые жилые объемы и сохраняемые фабричные корпуса сгруппированы вокруг центральной пешеходной площади с прудом, причем одно из исторических зданий оказывается прямо в центре водоема и вполне предсказуемо превращается в ресторан с летней террасой у воды. Впрочем, у корпуса, который издалека кажется дрейфующим на узкой льдине, есть и важная градостроительная роль – он замыкает собой перспективу зеленого бульвара, соединяющего центральную площадь комплекса с 3-м Павелецким проездом. Своей противоположной стороной бульвар выходит к памятнику конструктивизма – зданию хлебозавода, – и возникающий между фабричными постройками разных эпох диалог кажется Сергею Скуратову очень важным. «Территория приобретает интересные видовые точки и ориентиры, а жилой комплекс не воспринимается созданным с нуля, но органично развивает масштаб и стилистику существующей застройки».

Жилые объемы – одна башня и два многоподъездных дома – расположены вдоль бульвара, то есть максимально отвернуты от шумной набережной и не менее шумной железной дороги. Там, где дома соседствуют с бизнес-центрами (по восточной и юго-западной границам участка), архитекторы «утолщают» цоколи, отводя под паркинги до 3-4 этажей: с одной стороны, так четче обозначены границы нового жилого квартала, а с другой окружающие его офисы получат дополнительные парковочные места, которых сегодня им остро не хватает. Кровли жилых домов авторы предлагают сделать эксплуатируемыми, на одной из них даже спроектирована видовая площадка, украшенная перголой. И хотя на первый взгляд кажется, что с Павелецкой набережной любоваться особенно нечем, построенный здесь высотный жилой дом способен в корне опровергнуть эту точку зрения: участок расположен точно посередине между Московским кремлем и музеем-заповедником «Коломенское» и с верхних этажей на обе знаменитые достопримечательности столицы откроется очень красивый вид.

Перед авторами проекта стояла задача спроектировать дома из экономичных и быстровозводимых материалов. Решив нижние этажи зданий в кирпиче, архитекторы основные фасады выполняют по принципу навесного модуля. Размер последнего составляет 0,7х3,30 метров – с одной стороны, этого достаточно, например, для устройства балконной двери, а с другой, в масштабах всего фасада, такой относительно небольшой элемент позволяет создавать самые разнообразные сочетания. В частности, внешняя отделка модулей может быть выполнена из минерита, краспана, термообработанной древесины, непрозрачных стеклопакетов или стекла с нанесением шелкографии. «Ну, а дальше дело техники», – и Сергей Скуратов демонстрирует на мониторе своего компьютера, как разноцветные узкие прямоугольники комбинируются в разном порядке, образуя фасады, демократичные по своей «одежке», но обладающие индивидуальной и запоминающейся внешностью. Даже проектируя жилье эконом-класса, архитектор остается верен себе: общественные пространства сотканы из благородных и бархатистых текстур кирпича, а модульная сетка имитирует фирменный скуратовский росчерк  фасада тонкими вертикальными линиями (здесь можно вспомнить и поэтичный проект Пермского театра оперы и балета, где за стеклом размещался тончайший лист меди,  и расчерченную на прямоугольники стеклянную плоскость жилого комплекса на Саввинской набережной, и, может быть, даже знаменитый Copper house).

Сделали авторы проекта все от них зависящее и для решения транспортно-пешеходных проблем. В частности, архитекторы предлагают расширить проезжие части Павелецкой набережной и перпендикулярного ей 3-го Павелецкого проезда, построить пешеходный переход через железную дорогу, а под ней проложить автомобильный тоннель. Самое же радикальное предложение касается создания нового пешеходного моста через Москву-реку, который соединит квартал застройки с противоположным берегом и станцией метро «Автозаводская». «Этот мост – полностью наша инициатива, – поясняет Сергей Скуратов, – однако мы выяснили, что в планах НИиПИ Генплана Москвы он предусмотрен, а значит, рано или поздно может быть построен». И поскольку пока проект моста носит концептуальный характер, архитекторы сделали его подчеркнуто футуристическим: опоры ярко-красного цвета «набраны» из отдельных полуовальных в плане пластин, а из воды навстречу им вырастают белоснежные полусферы.

Первоначальный вариант
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант © Сергей Скуратов architects
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Генплан. Первоначальный вариант
План комплекса на отметке 0.000
Фасады. Развертки
Фасады. Развертки


Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Предпроектное предложение жилого комплекса на территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл.8

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов. Главный архитектор проекта: П.Шалимов Архитекторы: И.Ильин, С.Семеновский

2012

Заказчик: OAO «Московский картонажно-полиграфический комбинат» Управляющая компания: ООО «АФИ РУС»

18 Апреля 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.