18.04.2011

Демократичный модуль

Архитектурная мастерская «Сергей Скуратов Architects» выиграла международный конкурс на концепцию жилого комплекса, который будет построен на Павелецкой набережной. На территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината архитекторы предлагают создать своего рода кампус – удобный и стильный район, рассчитанный, в основном, на молодежь.

информация:

Первоначальный вариант
Первоначальный вариант

Участок, выделенный под строительство жилого комплекса, и расположенный на нем сейчас картонажный комбинат, пожалуй, лучше всего знакомы московским автомобилистам: в те нередкие дни, когда глухо стоят и Садовое, и Третье транспортное, ускользнуть из центра города можно только по набережным, и тогда Павелецкую не миновать. Как и ее ближайший сосед – Дербеневская набережная, она выгнута динамичной дугой, «омывая» бурным транспортным потоком редкий для этого района Москвы островок сложившейся застройки. Редкий, потому что практически сразу за набережной проходит Павелецкая железная дорога, фактически изолирующая ее от города. Подъехать сюда можно только со стороны реки, дойти пешком – от метро «Тульская» (20 минут быстрым шагом) или станции «Павелецкая-товарная» (15 минут), но прогулка эта будет не из самых живописных, а в ночное время, увы, может оказаться и небезопасной.

Подобный географический парадокс – вроде бы и центр города, а доступность «на троечку», – конечно, не мог не сказаться на классе будущего жилья. Ничего, кроме бюджетного «эконома», здесь построить нельзя, поэтому девелопер (AFI Development) и сделал ставку на молодежь: большая часть квартир имеет скромную площадь и предназначена для студентов, бездетных пар и молодых семей с одним ребенком. «Естественно, в таком жилом комплексе должно быть много инфраструктуры – различные кафе, клубы, галереи, службы быта и спортивные центры, и, работая над проектом, мы очень внимательно следили за соблюдением баланса между жилыми и общественными зонами», – рассказывает архитектор Сергей Скуратов.

Необходимость разместить по соседству с жилыми домами большое количество объектов соцкультбыта, в свою очередь, натолкнула архитекторов на мысль не сносить все здания полиграфического комбината, а сохранить и перепрофилировать некоторые корпуса. Так частью жилого комплекса стали промышленные постройки начала XX века, а в его архитектурный облик был вплетен столь любимый Скуратовым кирпич. В частности, именно кирпичом предлагается вымостить центральную площадь комплекса и отделать цокольные этажи жилых домов. Интересно, что в последнем случае Сергей Скуратов выкладывает из кирпича ажурный узор: элегантные диагонали пустот не только придают цоколям визуальную легкость, но и наполняют светом расположенные в них помещения. В том случае, если это клуб или, скажем, кафе, проемы, естественно, заполняются изнутри стеклом, а вот стены холодных паркингов так и оставлены «дырявыми».

Вновь возводимые жилые объемы и сохраняемые фабричные корпуса сгруппированы вокруг центральной пешеходной площади с прудом, причем одно из исторических зданий оказывается прямо в центре водоема и вполне предсказуемо превращается в ресторан с летней террасой у воды. Впрочем, у корпуса, который издалека кажется дрейфующим на узкой льдине, есть и важная градостроительная роль – он замыкает собой перспективу зеленого бульвара, соединяющего центральную площадь комплекса с 3-м Павелецким проездом. Своей противоположной стороной бульвар выходит к памятнику конструктивизма – зданию хлебозавода, – и возникающий между фабричными постройками разных эпох диалог кажется Сергею Скуратову очень важным. «Территория приобретает интересные видовые точки и ориентиры, а жилой комплекс не воспринимается созданным с нуля, но органично развивает масштаб и стилистику существующей застройки».

Жилые объемы – одна башня и два многоподъездных дома – расположены вдоль бульвара, то есть максимально отвернуты от шумной набережной и не менее шумной железной дороги. Там, где дома соседствуют с бизнес-центрами (по восточной и юго-западной границам участка), архитекторы «утолщают» цоколи, отводя под паркинги до 3-4 этажей: с одной стороны, так четче обозначены границы нового жилого квартала, а с другой окружающие его офисы получат дополнительные парковочные места, которых сегодня им остро не хватает. Кровли жилых домов авторы предлагают сделать эксплуатируемыми, на одной из них даже спроектирована видовая площадка, украшенная перголой. И хотя на первый взгляд кажется, что с Павелецкой набережной любоваться особенно нечем, построенный здесь высотный жилой дом способен в корне опровергнуть эту точку зрения: участок расположен точно посередине между Московским кремлем и музеем-заповедником «Коломенское» и с верхних этажей на обе знаменитые достопримечательности столицы откроется очень красивый вид.

Перед авторами проекта стояла задача спроектировать дома из экономичных и быстровозводимых материалов. Решив нижние этажи зданий в кирпиче, архитекторы основные фасады выполняют по принципу навесного модуля. Размер последнего составляет 0,7х3,30 метров – с одной стороны, этого достаточно, например, для устройства балконной двери, а с другой, в масштабах всего фасада, такой относительно небольшой элемент позволяет создавать самые разнообразные сочетания. В частности, внешняя отделка модулей может быть выполнена из минерита, краспана, термообработанной древесины, непрозрачных стеклопакетов или стекла с нанесением шелкографии. «Ну, а дальше дело техники», – и Сергей Скуратов демонстрирует на мониторе своего компьютера, как разноцветные узкие прямоугольники комбинируются в разном порядке, образуя фасады, демократичные по своей «одежке», но обладающие индивидуальной и запоминающейся внешностью. Даже проектируя жилье эконом-класса, архитектор остается верен себе: общественные пространства сотканы из благородных и бархатистых текстур кирпича, а модульная сетка имитирует фирменный скуратовский росчерк  фасада тонкими вертикальными линиями (здесь можно вспомнить и поэтичный проект Пермского театра оперы и балета, где за стеклом размещался тончайший лист меди,  и расчерченную на прямоугольники стеклянную плоскость жилого комплекса на Саввинской набережной, и, может быть, даже знаменитый Copper house).

Сделали авторы проекта все от них зависящее и для решения транспортно-пешеходных проблем. В частности, архитекторы предлагают расширить проезжие части Павелецкой набережной и перпендикулярного ей 3-го Павелецкого проезда, построить пешеходный переход через железную дорогу, а под ней проложить автомобильный тоннель. Самое же радикальное предложение касается создания нового пешеходного моста через Москву-реку, который соединит квартал застройки с противоположным берегом и станцией метро «Автозаводская». «Этот мост – полностью наша инициатива, – поясняет Сергей Скуратов, – однако мы выяснили, что в планах НИиПИ Генплана Москвы он предусмотрен, а значит, рано или поздно может быть построен». И поскольку пока проект моста носит концептуальный характер, архитекторы сделали его подчеркнуто футуристическим: опоры ярко-красного цвета «набраны» из отдельных полуовальных в плане пластин, а из воды навстречу им вырастают белоснежные полусферы.

Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант © Сергей Скуратов architects
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант © Сергей Скуратов architects
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Первоначальный вариант
Генплан. Первоначальный вариант
Генплан. Первоначальный вариант
План комплекса на отметке 0.000
План комплекса на отметке 0.000
Фасады. Развертки
Фасады. Развертки
Фасады. Развертки
Фасады. Развертки

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Наталия Порошкина
  • Кристина Павлова
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Вероника Дубовик
  • Евгений Подгорнов
  • Василий Крапивин
  • Катерина Грень
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Павел Андреев
  • Алексей Гинзбург
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Иван Рубежанский
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Владимир Плоткин
  • Олег Шапиро
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Реутт
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон
  • Всеволод Медведев
  • Александр Попов
  • Вера Бутко
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Романов
  • Сергей Чобан
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Зайченко
  • Наталья Сидорова
  • Илья Уткин
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Карен Сапричян
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Шилова
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Юлия Тряскина
  • Александра Кузьмина
  • Александр Порошкин
  • Антон Надточий

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»
  • Туристический кластер в Оймяконе, проект-победитель конкурса
  • Административно-деловой комплекс с подземным паркингом на Ленинградском проспекте
  • Технопарк на базе Университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
  • Комплекс Snail-apartments
  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи