English version

Сохраняя историю Чистых прудов

Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Клубный дом «Чистые Пруды»
Россия, Москва, Потаповский переулок, 5 строение 4

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Илья Уткин, ГАП: Александра Ким, архитектор: Михаил Чирков
Проект «Гараж» Комьюнити: APRELarchitects
Ландшафт: ALD+Sminex. МОПы: Woodstone+Sminex

7.2020 — 8.2022 / 12.2021

Девелопер: Sminex
Кварталы между Маросейкой и Мясницкой – один из хороших примеров цельной, сложившейся и сохранной, среды исторического центра Москвы. Хорошо известные памятники истории российской архитектуры, такие, как, к примеру, Меншикова башня, соседствуют здесь с достопримечательностями, привлекательными для экскурсантов и способными задержать на себе взгляд прохожего: от «Чайного домика» на Мясницкой до доходного дома церкви Троицы с рельефными зверями, которых архитектор Леон Кравецкий заимствовал у храмов Владимира и Суздаля. Все эти, и многие другие достопримечательности, ампирные особняки и нарышкинские палаты, погружены в городскую среду, разновременную, но историческую – спокойную, тихую и приятную. В основном она сложилась в конце XIX – начале XX века, в момент уплотнения особняковой Москвы доходными домами. До этого город жил просторно и в нем было немало лакун: садов, огородов и хоздворов, но потом пространство стали заполнять, превращая «большую деревню» в город европейского типа. Строили, как и в Петербурге, в том числе внутри кварталов, в промежутках между фронтом застройки улиц.
Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: виды на окрестности, главный акцент к северу – Меншикова башня
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дом в Потаповском – именно таков. Он встроен в середину квартала между Чистопрудным бульваром и переулком, причем к переулку обращен главный вход и парадный фасад, поскольку именно с этой стороны имеется проход в створе между двумя зданиями по красной линии. Здание построено по проекту архитектора (и барона) Отто фон Дессина как доходный дом страхового общества «Якорь». Из-за расположения во дворе, а отчасти из-за времени проектирования и строительства: 1913–1915 годы не располагали к пышному декоративизму, – три основных фасада достаточно сдержанны. Фон Дессин покрыл, однако, три фасада тонким рустом и придал дому легкий романтический флер на грани неоклассики, историзма и модерна. Чему немало поспособствовали четвертинки башен, встроенных в углы между основным объемом и крыльями-ризалитами. 
Клубный дом «Чистые Пруды»
© Sminex

В советское время здание перестроили, возможно, даже несколько раз, приспособили под жилье, затем под офисы: первоначальная внутренняя структура совершенно не сохранилась, в интерьерах перед началом реконструкции преобладал гипсокартон и пластик.

Итак, дом в Потаповском – ценный градообразующий объект. Компания Sminex, следуя рекомендациям Департамента культурного наследия Москвы, отказалась от проекта с большим объемом фасадного остекления и от современной стилистики,  сделав ставку на максимально возможное сохранение как архитектурных форм здания 1915 года, так и подлинных кирпичных стен.

Над проектом работал Илья Уткин, автор, известный своим интересом к классическому формообразованию и уважительным отношением к подлинности исторических построек. Пожалуй, он – один из тех архитекторов, кто способен обеспечить «венецианский», то есть основанный на максимальной деликатности и внимании к деталям, подход к реконструкции.
«Район Чистых прудов сформировался в начале XX века, когда он застраивался доходными домами; тогда в них жили чиновники и небогатые дворяне, средний класс своего времени. Они и определяли характер среды, формировали, если можно так сказать, Чистые пруды. В Москве есть целый ряд подобных районов, но они различаются нюансами. На Бронной, к примеру, было похоже, но не совсем так. Сейчас, конечно, все эти районы меняются, это происходит достаточно давно, где-то процесс обновления идет более, где-то менее интенсивно.

Мы любим архитектуру прошлого. И считаем важным, в тех случаях, когда это возможно, способствовать сохранению исторического «лица» и для отдельных зданий, и для городской ткани – особенно там, где она имеет цельный характер. И, когда получаем такой шанс, делаем для этого все, что в наших силах.
 
В данном случае компания Sminex попросила нас разработать проект максимально деликатной реконструкции здания в Потаповском переулке – с сохранением внешних кирпичных стен и логики фасадного убранства. Дом – качественный, по-своему красивый, в целом он – органичная часть застройки, элемент, характерный для своего времени. У него толстые кирпичные стены, порядка 80 см; первоначальная штукатурка на фасадах в свое время была достаточно качественной, но со временем была в значительной степени испорчена и в то же время пластика фасадов была достаточно простой, лаконичной – на грани модерна и неоклассики, неглубокий руст, тяги, окна с арочными завершениями…
 
Словом, нельзя сказать, что на фасадах сохранялись какие-то исключительные элементы. В то же время когда мы начали исследовать и обмерять дом, мы обнаружили в этой простоте какое-то невероятное множество разнообразных особенностей и нюансов. Фасады были наполнены тонкой пластикой – не броской, но по-своему интересной. Мы увидели в этом ценность и решили сохранить. Все обмерили и планируем воспроизвести».

Илья Уткин досконально изучил дом, буквально-таки «прополз» по строительным лесам с линейкой и собрал, благодаря такой своей исследовательской инициативе, подробный материал обо всех нюансах деталировки – что стало основой для чертежей фасадов, воспроизводящих исторический декор. 
  • zooming
    Клубный дом «Чистые Пруды». Главный фасад
    © Илья Уткин
  • zooming
    Клубный дом «Чистые пруды». Торцевой фасад
    © Илья Уткин

«Цокольный» ярус – декор двух нижних этажей – будет реализован вместо штукатурки в натуральном камне, но воспроизведет пластику фон Дессина. Выше те же фасады будут воспроизведены в новой штукатурке хорошего современного качества. Тыльный фасад, обращенный в сторону бульвара к таким же, второстепенным, фасадам застройки его красной линии, исторически был совершенно черновым: здесь архитекторы в общих чертах воспроизвели логику трех других фасадов. Со стороны Чистых прудов авторы сохраняют и характерный рисунок скатной вальмовой кровли, ее объем поможет скрыть инженерное оборудование. 
План кровли. Клубный дом «Чистые Пруды»
© Sminex
  • zooming
    Фасад. Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    Разрез. Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex

Под домом запланирован паркинг на 45 мест – решение, совершенно необходимое для современного клубного дома в центре города. Три подземных яруса несколько отступают от исторического контура вглубь – котлован будут углублять не под стенами, а с некоторым отступом, для безопасности. Паркинг автоматизированный, это почти стандарт для дорогих домов в городском центре. Для жителей, как и для водителей, предусмотрены комнаты ожидания автомобиля; жители выходят из зоны парковки прямо в лобби, не спускаясь под землю. Все лифты и машиноместа просторны (5.8 х 2.15 м), – выбор слотов будет происходить достаточно быстро и «вашу машину никто не поцарапает на парковке», – подчеркивают представители девелопера. 

Новые внутренние этажи из железобетона планируется возводить по методу up&down, двигаясь одновременно вверх и вниз для экономии времени. Кирпичные стены, примерно 80-сантиметровой толщины  сохраняют полностью: сейчас они «вывешены» и укреплены, – на конструкции пошло порядка 400 тонн металла.  
  • zooming
    1 / 3
    Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: металлические крепления
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: металлические крепления
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: металлические крепления
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем новая функция здания – современный клубный дом, это дорогое и престижное жилье в центре Москвы. Дом, сохранив свои достоинства столетней давности, сейчас должен приобрести новое качество, стать современным, удобным и даже эффектным. От Ильи Уткина требовалось найти баланс между двумя полюсами – задача, признаем это, достаточно непростая, здесь-то и требуется мастерство тонкой работы с наследием в историческом городе.
 
И таких достоинств клубного дома, при сохранении исторического облика, в доме внедрено немало. Они работают на разных уровнях восприятия. Прежде всего современный клубный дом требует хорошего естественного освещения, видов на старый город, «французских» окон «в пол». Такие окна удалось расположить на бывшем тыльном фасаде, так как его историческое решение не представляло серьезной ценности. Распространив на него композиционные принципы главного фасада, архитекторы тщательно вписали увеличенные проемы в общий ритм – таким образом, что изнутри света получилось довольно много, но снаружи нет заметных витражей. Два лестнично-лифтовых узла расположили в «теле» здания, освободив максимум светового фронта для квартир.
 
  • zooming
    1 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    2 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    3 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    4 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды». Тыльный фасад
    © Sminex
  • zooming
    5 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды». Тыльный фасад
    © Sminex

Далее – планировки: здесь 34 квартиры и ни одна не повторяется, нет ни одного «типового» этажа, что дает хорошее разнообразие при выборе лотов для покупателей. В нижних этажах квартиры меньшей площади, выше они увеличиваются, на верхнем этаже – четыре пентхауса с просторными террасами на кровле. С них будут открываться отличные виды на Чистопрудный бульвар, район Маросейки–Мясницкой, даже на Кремль и Сити.
  • zooming
    1 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    2 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    3 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    4 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    5 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    6 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    7 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex

Таким образом, с архитектурной точки зрения дом можно понять как пример почти образцового баланса между сохранением и внедрением современных удобств – «решений для комфорта жителей», как это принято теперь говорить. Пример достаточно деликатной адаптации здания более чем столетней давности к реальности Москвы 2020-х. 

С точки зрения девелопмента, продаж, и шире – типологии современной недвижимости, – дом в Потаповском также отмечен новшествами. Как правило – подчеркивают представители Sminex, – клубные дома Москвы не имеют ни двора, ни дополнительных функций, только лобби с ресепшном, что объясняется стесненными условиями участков, на которых развивается данная типология современного жилья. В случае «Чистых прудов» условия тоже ограничены, но девелопер использовал все имеющиеся в его распоряжении особенности участка.

Он расположен внутри квартала, а значит, вокруг, как уже говорилось, будет не просто тихо, а очень тихо. Кроме того, вокруг дома, как это обычно бывает в  московских дворах, образуется некий «воздух» – благодаря расстояниям между ним и соседними зданиями. На прилегающей территории, чья площадь – 1300 м2, – достаточно велика по меркам клубного дома, планируется ландшафтное благоустройство в виде небольшого, но пышного сада вокруг дома; его позиционируют как «двор-сад» (авторы проекта: специалисты Sminex и ALD).  
  • zooming
    1 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    2 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    3 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    4 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    5 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    6 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex

Во-вторых, московские дворы как правило заполнены небольшими постройками и пристройками. В данном случае в нескольких таких малогабаритных строениях – часть из них появилась чуть раньше, а часть одновременно с домом, – разместятся общественная гостиная для жителей с камином (по стандарту FRIEND’S LAB), детские развивающие пространства (по стандарту KID’S LAB), фитнес-зал (по стандарту FIT LAB), а также велосипедно-колясочная.

В новом строительстве эти функции, позволяющие жителям воспользоваться сервисами на территории дома, обычно располагают в стилобате; в данном же случае основой для развития стала многосоставная структура исторической дворовой застройки. Проект реконструкции павильонов был выполнен бюро APRELarchitects совместно со Sminex.

«Представительскую» функцию берет на себя лобби первого этажа: еще одно общественное пространство с высотой потолков 4.7 метра (авторы дизайна общественных пространств: специалисты Sminex и Woodstone). «Мы возвращаем в городскую ткань исторические павильоны и наполняем их новыми функциями. Инвестируем в благоустройство и инфраструктуру «Чистых Прудов», чтобы жителям не приходилось выбирать между приватностью и комфортом. Для клубного дома всего на 34 квартиры продуман небывалый дополнительный сервис. Здесь есть все для здорового образа жизни, развития детей, отдыха, прогулок и общения», – говорит директор по продажам Sminex Иван Обухов.
Клубный дом «Чистые Пруды». Главный фасад
© Sminex

Усилия, как по сохранению здания, так и по развитию, формированию нового, более сложного варианта московского клубного дома с предельно разнообразной квартирографией и развитыми общественными пространствами, судя по всему, приносят «рыночные» результаты: предложение вызывает интерес у покупателей квартир. С момента старта продаж в январе 2022 года продана примерно четверть квартир.
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Клубный дом «Чистые Пруды»
Россия, Москва, Потаповский переулок, 5 строение 4

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Илья Уткин, ГАП: Александра Ким, архитектор: Михаил Чирков
Проект «Гараж» Комьюнити: APRELarchitects
Ландшафт: ALD+Sminex. МОПы: Woodstone+Sminex

7.2020 — 8.2022 / 12.2021

Девелопер: Sminex

06 Октября 2022

Студия Уткина, APRELarchitects: другие проекты
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Северная Фиваида
По проекту бюро APRELarchitects благоустроена центральная часть села Ферапонтово, примыкающего к знаменитому монастырю с фресками Дионисия. Теперь здесь есть базовые сервисы для туристов, а также место для досуга сельчан.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.