English version

Сохраняя историю Чистых прудов

Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Клубный дом «Чистые Пруды»
Россия, Москва, Потаповский переулок, 5 строение 4

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Илья Уткин, ГАП: Александра Ким, архитектор: Михаил Чирков
Проект «Гараж» Комьюнити: APRELarchitects
Ландшафт: ALD+Sminex. МОПы: Woodstone+Sminex

7.2020 — 8.2022 / 12.2021

Девелопер: Sminex
Кварталы между Маросейкой и Мясницкой – один из хороших примеров цельной, сложившейся и сохранной, среды исторического центра Москвы. Хорошо известные памятники истории российской архитектуры, такие, как, к примеру, Меншикова башня, соседствуют здесь с достопримечательностями, привлекательными для экскурсантов и способными задержать на себе взгляд прохожего: от «Чайного домика» на Мясницкой до доходного дома церкви Троицы с рельефными зверями, которых архитектор Леон Кравецкий заимствовал у храмов Владимира и Суздаля. Все эти, и многие другие достопримечательности, ампирные особняки и нарышкинские палаты, погружены в городскую среду, разновременную, но историческую – спокойную, тихую и приятную. В основном она сложилась в конце XIX – начале XX века, в момент уплотнения особняковой Москвы доходными домами. До этого город жил просторно и в нем было немало лакун: садов, огородов и хоздворов, но потом пространство стали заполнять, превращая «большую деревню» в город европейского типа. Строили, как и в Петербурге, в том числе внутри кварталов, в промежутках между фронтом застройки улиц.
Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: виды на окрестности, главный акцент к северу – Меншикова башня
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дом в Потаповском – именно таков. Он встроен в середину квартала между Чистопрудным бульваром и переулком, причем к переулку обращен главный вход и парадный фасад, поскольку именно с этой стороны имеется проход в створе между двумя зданиями по красной линии. Здание построено по проекту архитектора (и барона) Отто фон Дессина как доходный дом страхового общества «Якорь». Из-за расположения во дворе, а отчасти из-за времени проектирования и строительства: 1913–1915 годы не располагали к пышному декоративизму, – три основных фасада достаточно сдержанны. Фон Дессин покрыл, однако, три фасада тонким рустом и придал дому легкий романтический флер на грани неоклассики, историзма и модерна. Чему немало поспособствовали четвертинки башен, встроенных в углы между основным объемом и крыльями-ризалитами. 
Клубный дом «Чистые Пруды»
© Sminex

В советское время здание перестроили, возможно, даже несколько раз, приспособили под жилье, затем под офисы: первоначальная внутренняя структура совершенно не сохранилась, в интерьерах перед началом реконструкции преобладал гипсокартон и пластик.

Итак, дом в Потаповском – ценный градообразующий объект. Компания Sminex, следуя рекомендациям Департамента культурного наследия Москвы, отказалась от проекта с большим объемом фасадного остекления и от современной стилистики,  сделав ставку на максимально возможное сохранение как архитектурных форм здания 1915 года, так и подлинных кирпичных стен.

Над проектом работал Илья Уткин, автор, известный своим интересом к классическому формообразованию и уважительным отношением к подлинности исторических построек. Пожалуй, он – один из тех архитекторов, кто способен обеспечить «венецианский», то есть основанный на максимальной деликатности и внимании к деталям, подход к реконструкции.
«Район Чистых прудов сформировался в начале XX века, когда он застраивался доходными домами; тогда в них жили чиновники и небогатые дворяне, средний класс своего времени. Они и определяли характер среды, формировали, если можно так сказать, Чистые пруды. В Москве есть целый ряд подобных районов, но они различаются нюансами. На Бронной, к примеру, было похоже, но не совсем так. Сейчас, конечно, все эти районы меняются, это происходит достаточно давно, где-то процесс обновления идет более, где-то менее интенсивно.

Мы любим архитектуру прошлого. И считаем важным, в тех случаях, когда это возможно, способствовать сохранению исторического «лица» и для отдельных зданий, и для городской ткани – особенно там, где она имеет цельный характер. И, когда получаем такой шанс, делаем для этого все, что в наших силах.
 
В данном случае компания Sminex попросила нас разработать проект максимально деликатной реконструкции здания в Потаповском переулке – с сохранением внешних кирпичных стен и логики фасадного убранства. Дом – качественный, по-своему красивый, в целом он – органичная часть застройки, элемент, характерный для своего времени. У него толстые кирпичные стены, порядка 80 см; первоначальная штукатурка на фасадах в свое время была достаточно качественной, но со временем была в значительной степени испорчена и в то же время пластика фасадов была достаточно простой, лаконичной – на грани модерна и неоклассики, неглубокий руст, тяги, окна с арочными завершениями…
 
Словом, нельзя сказать, что на фасадах сохранялись какие-то исключительные элементы. В то же время когда мы начали исследовать и обмерять дом, мы обнаружили в этой простоте какое-то невероятное множество разнообразных особенностей и нюансов. Фасады были наполнены тонкой пластикой – не броской, но по-своему интересной. Мы увидели в этом ценность и решили сохранить. Все обмерили и планируем воспроизвести».

Илья Уткин досконально изучил дом, буквально-таки «прополз» по строительным лесам с линейкой и собрал, благодаря такой своей исследовательской инициативе, подробный материал обо всех нюансах деталировки – что стало основой для чертежей фасадов, воспроизводящих исторический декор. 
  • zooming
    Клубный дом «Чистые Пруды». Главный фасад
    © Илья Уткин
  • zooming
    Клубный дом «Чистые пруды». Торцевой фасад
    © Илья Уткин

«Цокольный» ярус – декор двух нижних этажей – будет реализован вместо штукатурки в натуральном камне, но воспроизведет пластику фон Дессина. Выше те же фасады будут воспроизведены в новой штукатурке хорошего современного качества. Тыльный фасад, обращенный в сторону бульвара к таким же, второстепенным, фасадам застройки его красной линии, исторически был совершенно черновым: здесь архитекторы в общих чертах воспроизвели логику трех других фасадов. Со стороны Чистых прудов авторы сохраняют и характерный рисунок скатной вальмовой кровли, ее объем поможет скрыть инженерное оборудование. 
План кровли. Клубный дом «Чистые Пруды»
© Sminex
  • zooming
    Фасад. Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    Разрез. Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex

Под домом запланирован паркинг на 45 мест – решение, совершенно необходимое для современного клубного дома в центре города. Три подземных яруса несколько отступают от исторического контура вглубь – котлован будут углублять не под стенами, а с некоторым отступом, для безопасности. Паркинг автоматизированный, это почти стандарт для дорогих домов в городском центре. Для жителей, как и для водителей, предусмотрены комнаты ожидания автомобиля; жители выходят из зоны парковки прямо в лобби, не спускаясь под землю. Все лифты и машиноместа просторны (5.8 х 2.15 м), – выбор слотов будет происходить достаточно быстро и «вашу машину никто не поцарапает на парковке», – подчеркивают представители девелопера. 

Новые внутренние этажи из железобетона планируется возводить по методу up&down, двигаясь одновременно вверх и вниз для экономии времени. Кирпичные стены, примерно 80-сантиметровой толщины  сохраняют полностью: сейчас они «вывешены» и укреплены, – на конструкции пошло порядка 400 тонн металла.  
  • zooming
    1 / 3
    Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: металлические крепления
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: металлические крепления
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Клубный дом «Чистые Пруды» / Потаповский пер., 5с4, в процессе реконструкции: металлические крепления
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем новая функция здания – современный клубный дом, это дорогое и престижное жилье в центре Москвы. Дом, сохранив свои достоинства столетней давности, сейчас должен приобрести новое качество, стать современным, удобным и даже эффектным. От Ильи Уткина требовалось найти баланс между двумя полюсами – задача, признаем это, достаточно непростая, здесь-то и требуется мастерство тонкой работы с наследием в историческом городе.
 
И таких достоинств клубного дома, при сохранении исторического облика, в доме внедрено немало. Они работают на разных уровнях восприятия. Прежде всего современный клубный дом требует хорошего естественного освещения, видов на старый город, «французских» окон «в пол». Такие окна удалось расположить на бывшем тыльном фасаде, так как его историческое решение не представляло серьезной ценности. Распространив на него композиционные принципы главного фасада, архитекторы тщательно вписали увеличенные проемы в общий ритм – таким образом, что изнутри света получилось довольно много, но снаружи нет заметных витражей. Два лестнично-лифтовых узла расположили в «теле» здания, освободив максимум светового фронта для квартир.
 
  • zooming
    1 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    2 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    3 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    4 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды». Тыльный фасад
    © Sminex
  • zooming
    5 / 5
    Клубный дом «Чистые Пруды». Тыльный фасад
    © Sminex

Далее – планировки: здесь 34 квартиры и ни одна не повторяется, нет ни одного «типового» этажа, что дает хорошее разнообразие при выборе лотов для покупателей. В нижних этажах квартиры меньшей площади, выше они увеличиваются, на верхнем этаже – четыре пентхауса с просторными террасами на кровле. С них будут открываться отличные виды на Чистопрудный бульвар, район Маросейки–Мясницкой, даже на Кремль и Сити.
  • zooming
    1 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    2 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    3 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    4 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    5 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    6 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    7 / 7
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex

Таким образом, с архитектурной точки зрения дом можно понять как пример почти образцового баланса между сохранением и внедрением современных удобств – «решений для комфорта жителей», как это принято теперь говорить. Пример достаточно деликатной адаптации здания более чем столетней давности к реальности Москвы 2020-х. 

С точки зрения девелопмента, продаж, и шире – типологии современной недвижимости, – дом в Потаповском также отмечен новшествами. Как правило – подчеркивают представители Sminex, – клубные дома Москвы не имеют ни двора, ни дополнительных функций, только лобби с ресепшном, что объясняется стесненными условиями участков, на которых развивается данная типология современного жилья. В случае «Чистых прудов» условия тоже ограничены, но девелопер использовал все имеющиеся в его распоряжении особенности участка.

Он расположен внутри квартала, а значит, вокруг, как уже говорилось, будет не просто тихо, а очень тихо. Кроме того, вокруг дома, как это обычно бывает в  московских дворах, образуется некий «воздух» – благодаря расстояниям между ним и соседними зданиями. На прилегающей территории, чья площадь – 1300 м2, – достаточно велика по меркам клубного дома, планируется ландшафтное благоустройство в виде небольшого, но пышного сада вокруг дома; его позиционируют как «двор-сад» (авторы проекта: специалисты Sminex и ALD).  
  • zooming
    1 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    2 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    3 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    4 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    5 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex
  • zooming
    6 / 6
    Клубный дом «Чистые Пруды»
    © Sminex

Во-вторых, московские дворы как правило заполнены небольшими постройками и пристройками. В данном случае в нескольких таких малогабаритных строениях – часть из них появилась чуть раньше, а часть одновременно с домом, – разместятся общественная гостиная для жителей с камином (по стандарту FRIEND’S LAB), детские развивающие пространства (по стандарту KID’S LAB), фитнес-зал (по стандарту FIT LAB), а также велосипедно-колясочная.

В новом строительстве эти функции, позволяющие жителям воспользоваться сервисами на территории дома, обычно располагают в стилобате; в данном же случае основой для развития стала многосоставная структура исторической дворовой застройки. Проект реконструкции павильонов был выполнен бюро APRELarchitects совместно со Sminex.

«Представительскую» функцию берет на себя лобби первого этажа: еще одно общественное пространство с высотой потолков 4.7 метра (авторы дизайна общественных пространств: специалисты Sminex и Woodstone). «Мы возвращаем в городскую ткань исторические павильоны и наполняем их новыми функциями. Инвестируем в благоустройство и инфраструктуру «Чистых Прудов», чтобы жителям не приходилось выбирать между приватностью и комфортом. Для клубного дома всего на 34 квартиры продуман небывалый дополнительный сервис. Здесь есть все для здорового образа жизни, развития детей, отдыха, прогулок и общения», – говорит директор по продажам Sminex Иван Обухов.
Клубный дом «Чистые Пруды». Главный фасад
© Sminex

Усилия, как по сохранению здания, так и по развитию, формированию нового, более сложного варианта московского клубного дома с предельно разнообразной квартирографией и развитыми общественными пространствами, судя по всему, приносят «рыночные» результаты: предложение вызывает интерес у покупателей квартир. С момента старта продаж в январе 2022 года продана примерно четверть квартир.
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Клубный дом «Чистые Пруды»
Россия, Москва, Потаповский переулок, 5 строение 4

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Илья Уткин, ГАП: Александра Ким, архитектор: Михаил Чирков
Проект «Гараж» Комьюнити: APRELarchitects
Ландшафт: ALD+Sminex. МОПы: Woodstone+Sminex

7.2020 — 8.2022 / 12.2021

Девелопер: Sminex

06 Октября 2022

Студия Уткина, APRELarchitects: другие проекты
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Северная Фиваида
По проекту бюро APRELarchitects благоустроена центральная часть села Ферапонтово, примыкающего к знаменитому монастырю с фресками Дионисия. Теперь здесь есть базовые сервисы для туристов, а также место для досуга сельчан.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.