Вокруг кирпичной площади

Год назад архитектурная мастерская «Сергей Скуратов Architects» выиграла международный конкурс на концепцию жилого комплекса, который будет построен на территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината. За время, прошедшее с тех пор, архитекторы кардинально доработали свой первоначальный проект, придумав для Павелецкой набережной стильное сочетание промышленной кирпичной архитектуры и кажущихся эфемерными современных объемов из стекла и металла.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

26 Марта 2012
mainImg

Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Предпроектное предложение жилого комплекса на территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл.8

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов. Главный архитектор проекта: П.Шалимов Архитекторы: И.Ильин, С.Семеновский

2012

Заказчик: OAO «Московский картонажно-полиграфический комбинат» Управляющая компания: ООО «АФИ РУС»
Напомним, одной из особенностей участка, на котором сейчас находится Московский картонажно-полиграфический комбинат, является его расположение: если смотреть по карте, Павелецкая набережная – это практически центр города, но если попробовать добраться до нее общественным транспортом либо пешком, быстро выяснится, что место это отнюдь не самое доступное. Связь с ближайшими станциями метро («Тульская» либо «Павелецкая») здорово затруднена из-за проходящего за набережной полотна Павелецкой железной дороги, и этот географический казус предопределил относительно невысокий класс проектируемого жилья. Новый район будет рассчитан преимущественно на молодых людей, поэтому в его состав архитекторы изначально включили большое количество объектов социальной инфраструктуры. За минувший год концепция жилого комплекса окончательно выкристаллизовалась: этажность жилья понизилась, плотность застройки несколько возросла, все необходимые сопутствующие функции органично вплетены в жилую ткань, а для их размещения архитекторы использовали существующие фабричные корпуса. И если в первоначальном варианте предпроектного предложения промышленные объекты включались в состав комплекса единично, то теперь краснокирпичная архитектура «с историей» полноправно присутствует в облике района.

«В нашем конкурсном проекте тема реконструкции фабричных конкурсов была лишь заявлена, теперь же мы даем конкретные предложения по их сохранению и перепрофилированию, сделанные на основании обмеров и уточненной функциональной программы», – поясняет Сергей Скуратов. Так, центральный корпус фабрики планируется превратить в кафе и выставочный зал – этот двухэтажный объем, который архитекторы надстраивают прозрачной мансардой и накрывают брутальной двухскатной кровлей из черного металла, разместится посередине искусственного пруда. Сам водоем, в свою очередь, окружен вымощенной кирпичом площадью и служит отправной точкой оси центрального пешеходного бульвара. Эта сложенная из нескольких пространственных элементов «рекреация» (пруд, площадь, бульвар) задумана как центральное ядро всей композиции комплекса, вокруг которого и выстраиваются основные объемы. Еще одна пешеходная артерия связывает площадь и Павелецкую набережную – вдоль нее расположено сразу несколько фабричных корпусов, которые предлагается перепрофилировать под культурно-общественный центр. А для того, чтобы комплекс визуально не распадался на две стилистически абсолютно разнородные части (налево от пруда пойдешь – на фабрику попадешь, направо пойдешь – среди стекляшек окажешься), архитекторы поддерживают тему прома несколькими новыми объемами, сложенными из клинкерного кирпича.

Часть из них пристроена к существующим фабричным зданиям, другая, наоборот, вплотную примыкает к современным домам, образуя интересный стилистический симбиоз. Очень стильное здание получилось у архитекторов и в том случае, когда на кирпичный объем они частично наложили кожух из металла – последний не выглядит слишком массивным, так как его полированная поверхность заполнена отражениями окружающих зданий, но вместе с тем очевидно подчеркивает «технократическое» прошлое места. Еще два объема решены как высотные доминанты – за счет них авторы отрывают промышленную тему от уровня земли и заставляют ее вступить в диалог с современной архитектурой. Это 10-этажная башня, размещенная на границе бульвара между светлыми жилыми многосекционными домами, выполненными в современной стилистике, и 17-этажная башня, замыкающая ось «север-юг» и активно участвующая в формировании силуэта набережной. Обе высотки жилые и обе решены как вертикальное развитие архитектурной темы объемов, из которых они «прорастают». Так, 10-этажный дом замыкает и дополняет вытянутый корпус детского сада – к глади пруда и полупрозрачному фасаду современного дома оба объема обращены стеклянной поверхностью, обрамленной кирпичным «багетом», тогда как на бульвар и расположенные напротив фабричные корпуса смотрит полностью кирпичная стена, единственным украшением которой, помимо фактурной кладки, становятся столь характерные для Скуратова вертикальные окна, толщина перемычек между которыми постепенно истончается по мере приближения к пруду. Куда более брутальной, монолитной внешностью обладает вторая, более высокая башня, и это вполне предсказуемо, если учесть, что она соседствует непосредственно с фабричными корпусами и их стилизованным расширением, где предполагается разместить офисно-деловую часть комплекса. Единственным стилистическим звеном, связующим этот объем с современными домами, можно считать прозрачные коробочки балконов.

Два слова следует сказать и о самих офисах. Продлевая фабричные корпуса до самой набережной, архитекторы логично разместили в них помещения, предназначенные для сдачи в аренду. В первоначальном проекте этот объем был решен весьма лапидарно – практически вплотную к нему примыкал футуристический мост, связывавший комплекс с противоположным берегом Москвы-реки, и на его фоне никаких пластических излишеств больше не требовалось. Но от моста пришлось отказаться – слишком уж дорогостоящее это удовольствие, – поэтому проблема лицевого фасада встала очень остро. Вытянутый кирпичный объем, выходящий на набережную под углом, архитекторы максимально продлили с помощью очень развитого козырька из уже упоминавшегося черного металла. Само же здание по мере приближения к набережной уменьшается на один этаж, так что под козырьком, устремленным к воде, возникает своего рода открытая смотровая площадка. Это и удачно придуманная «визитная карточка» всего комплекса, и остроумное напоминание о мосте, которые мог бы существенно облегчить жизнь обитателям нового района, но, увы, так и останется мечтой.
Генплан


Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Предпроектное предложение жилого комплекса на территории бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл.8

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов. Главный архитектор проекта: П.Шалимов Архитекторы: И.Ильин, С.Семеновский

2012

Заказчик: OAO «Московский картонажно-полиграфический комбинат» Управляющая компания: ООО «АФИ РУС»

26 Марта 2012

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.