Новый школьный корпус был завершен к осени 2020 года, а буквально на днях его отметили гран-при специализированной премии Союза архитекторов BuildSchool. Образовательный центр увеличил мощности школы примерно наполовину: если старое здание не без труда вмещало четыреста пятьдесят учеников, то теперь можно с комфортом обучать около семисот. В новом здании разместились: большая столовая, второй спортивный зал и специализированные кабинеты средней и старшей школы, как большие, «лабораторные», так и маленькие, удобные для разделения по группам. Школа частная, классы здесь по 16 человек, а языковые группы – по 3-4 человека.
Ситуационный план. Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
© АБ ASADOV
Здание школы 1936 года расположено в глубине квартала между двумя улицами: Александра Солженицына и Большим Дровяным переулком, торцом в сторону Садового кольца. От другого, восточного, торца начинается двор – в этом смысле школе повезло, не всегда в центре города ученикам достается столь внушительное пространство для прогулок. Новый корпус построен у северного угла старого здания, в начале двора, причем достаточно много зеленого пространства тоже удалось сохранить. Кроме того, как известно, Таганка – это горка, вокруг лестницы и склоны, так что и новый корпус отчасти «врыт» в склон, перепад высот с юга на север – около 7 метров, так что в северной части снаружи видны четыре этажа, в южной три. На западном углу устроено несколько пандусов, использующих перепад, и входы-выходы на разных уровнях.
Впрочем основной вход в новый корпус – по навесному стеклянному переходу в уровне 2 этажа старого здания.
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Переход соединяет углы двух зданий по диагонали и приводит учеников в небольшой двусветный атриум, очень хорошо освещенный, поскольку его правая (от входа) часть обращена на юго-восток. Как известно, атриум – одна из ключевых частей современных школьных зданий, он служит и для релаксации, и для общения/социализации детей. Он также ощутимо повышает настроение входящего – благодаря солнечным бликам и значительной высоте, прямо-таки заставляет вдохнуть полной грудью и как-то оглядеться по сторонам.
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Атриум невелик, но в нем нашлось место для четырех ступенек амфитеатра, вереницы кольцевидных светильников, подчеркивающих высоту пространства, и балкона с несколькими шкафами открытой библиотеки. На второй ярус вдоль стеклянного фасада ведет лестница, по ней же можно попасть и на балкон-террасу, которая тянется вдоль восточного фасада над школьным двором. Она ограждена бордюром с бесимпостным остеклением, ее планируется использовать и для прогулок, и для школьных мероприятий.
Связь атриума с внешним пространством, помимо выхода на балкон и витражных окон, намечена также и через использование стеклофибробетонных плит с рельефными вертикальными полосами, аналогичных фасадным – они оформляют западную стену в интерьере, подчеркивая, что с этой стороны «пристыкован» объем, внешняя фактура которого – точно такая же.
Поскольку здание обращено ко входной части углом, от атриума пути расходятся веерно, правее коридор вдоль дверей небольших аудиторий, левее к лабораторным кабинетам. Потолки коридоров достаточно высокие, открытые вентконструкции покрашены в собственный цвет каждого этажа, что, как и общее различие тона в интерьерах, служит для интуитивной навигации.
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Самый интересный из специализированных классов – кабинет биологии с высоким двусветным пространством, витражным окном, зенитным фонарем и еще одним внутренним окном, позволяющим взглянуть из общешкольного пространства в кабинет сверху. Его белые стены украшены рельефными подобиями спиралей ДНК, а внутри школа планирует, используя хорошо освещенное высокое пространство, устроить зимний сад (часть растений в кадках уже присутствует).
В северной части корпуса сгруппированы, внизу – высокий спортивный зал с балконом, над ним – столовая с тонкой прорезью зенитного фонаря и небольшой театральный зал над ее западной частью. Восточная стена и спортзала, и столовой – стеклянная и обращена в сад. Театральный зал затемняется шторами, но когда шторы открыты, из него можно взглянуть на восток в столовую и на север в сторону Большого Дровяного переулка – надо заметить, что здесь вообще предусмотрено достаточно много возможностей взглянуть из одного пространства в другое, начиная от стеклянных дверей всех классов и заканчивая витражными окнами всех крупных помещений и несколькими зенитными фонарями.
Все эти функции «упакованы» в компактный объем, вписанный, как мы помним, в склон. Он, впрочем, далеко не прост, оживлен двумя не очень большими, но выразительными консолями и снаружи решен как составленный из трех частей разной материи. За одну, самую простую, отвечают золотисто-рыжеватые алюминиевые панели в нижней части, за другую, самую объемную – рельефный полосатый стеклофибробетон: он появляется на северо-западном углу, где консолью с двухъярусным угловым окном выступает кабинет биологии, а также на южном и восточном фасадах, тоже с консолью и со скругленным углом – где оформляет основной массив аудиторий среднего и малого размера, и соседствует со стеклянной стеной спортзала / столовой.
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Самая эффектная часть фасада – своего рода «кружево» – оформляет входной угол и атриум, с которого мы начали свой рассказ, акцентируя, уже снаружи, вход с корпус. Здесь также использован стеклофибробетон, но не серовато-коричневый, как в основной части, а ярко-белый, с ажурным рисунком, в окнах сквозным, вокруг рельефным. Рисунок совмещает стилизованные диагональной геометрией ветви деревьев, буквы и цифры. В угловой выемке этажа под атриумом устроен еще один вход с открытой двухмаршевой лестницей.
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Образовательный центр Школы сотрудничества на Таганке
Фотография: предоставлена АБ ASADOV
Таким образом, снаружи корпус воспринимается по-разному, он похож на конструктор из нескольких состыкованных между собой частей, причем «входная» часть, примыкающая к переходу, оказывается самый торжественной – хотя эта «репрезентативность» входа решена и нетипичными средствами, она ощущается благодаря обилию стекла, белизне, ажурности, высоте атриума – и, вероятно, настраивает учеников на некий позитивный лад при переходе из одного корпуса в другой, служит не только композиционно-пространственным, но и эмоциональным «шарниром». Во всяком случае, мне показалось, что это так.
Надо ли говорить, что в новом школьном здании так или иначе отразились многие принципы проектирования современных школ, – что неудивительно, поскольку школьные здания стали в последние годы одной из специализаций АБ ASADOV: общественное пространство с открытой библиотекой и амфитеатром, выход на террасу, зенитные фонари и витражи, компактная «упаковка» объемов для оптимального использования пространства и разнообразно спланированные «лучи зрения», возможность заглянуть куда-то, к примеру, в спортзал или кабинет биологии, сверху, – все это признаки нетипового, актуального подхода. В данном случае они применены не к гигантскому, а к относительно небольшому – 2060 м2 – школьному зданию, которое и внутри, и снаружи кажется своего рода «драгоценной шкатулкой», в которую вложено много сил, времени и любви – как проектировщиками, так и руководством частной школы.