English version

Остов кремля, осколки метеорита

Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.

mainImg
Архитектор:
Андрей Асадов
Проект:
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород

Авторский коллектив:
Липадат В., Латыпова Н.

2024
Если проект бюро ГОРА – победителя конкурса – выстроен вокруг водной стихии, то бюро Asadov делает ставку на идентичность, охватывая ее широко, подключая и знаковые символы города, и особенности конкретного участка. Итогом стал «детинец», в котором разнообразие пластических решений сочетается с линейной-осевой композицией и четкой иерархией приватных и общественных пространств. 
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Архитектурное бюро ASADOV

Свою сверхзадачу архитекторы увидели в создании третьей доминанты, которая продолжит ряд крупных объектов на волжской стороне Нижнего Новгорода – после Кремля и Печёрского Вознесенского монастыря, основанного в XIV веке. В поисках образа авторы концепции проанализировали архитектуру города от каменных палат до новейших жилых комплексов, отдельно акцентировав морфотип деревянной застройки.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Сверхзадача
© Архитектурное бюро ASADOV

Затем оптику настроили на район Подновье, который примыкает к участку. В этой слободе родился и жил изобретатель Иван Кулибин – дом его не сохранился, но сеттинг по-прежнему как в «Грозе» Александра Островского – высокий берег, современные «усадьбы», утопающие в пышной зелени. Еще это место известно огурцами, которые местные крестьяне – хозяйке на заметку – солили в тыквах, а затем платили ими оброк тому самому монастырю. Такой эпизод не то чтобы прямо влияет на архитектуру, но «когда б вы знали, из какого сора…» Данных всегда должно быть больше, чем в итоге попадает в книгу, фильм или здание.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Фотофиксация
© Архитектурное бюро ASADOV

На этапе сбора фактуры родился образ, который стал символом соединения прошлого и будущего – комета, угодившая прямиком в Кремль. После ее падения остались руины старого и осколки нового, неведомого.
cic =

Владислав Липадат, ведущий архитектор бюро Asadov

Образ метеорита пришел в голову из-за особенностей рельефа: примерно посередине участка существует небольшой островок и как-будто сформированная им выемка на берегу. Когда мы придумывали концепт, выдумали миф о том, что когда-то давно на этот участок упал метеорит-огурец. Часть его «осколков» была воплощена в фасадах.

Вот такой получился мудборд с настроением средневекового манускрипта, отражающий дух Нижнего Новгорода и интервенцию современной архитектуры.   
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Архитектурное бюро ASADOV
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Идея
© Архитектурное бюро ASADOV

Еще один шаг перед массингом и планированием градостроительных осей и улично-дорожной сети – загрузка всех собранных данных в MidJourney, которая предложила некоторый визуальный ориентир. Терракотовая часть отвечает за прошлое, светлая – за будущее.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Поиск прообраза
© Архитектурное бюро ASADOV

Если продолжать придерживаться метафоры метеорита, то на генплане можно обнаружить «кратер» – футбольное поле, примыкающее к зданию школы. По разные стороны от него разлетелись «осколки» небесного тела – светлые корпуса меньшей этажности и площади. Устояли и «стены кремля» – многосекционные дома и башни, выполненные в терракоте и дереве. Последним сопутствует характерный декор, отсылающий к мерлонам, закомарам, щипцам и кокошникам из-за чего некоторые визуализации становятся похожими на коллаж, составленный в попытках открыть или определить новый русский стиль. Схожее решение, кстати, но в куда более приглушенном варианте, бюро Asadov предлагало для Кемерова.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Архитектурное бюро ASADOV
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Развертка
© Архитектурное бюро ASADOV
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Видовые характеристики застройки
© Архитектурное бюро ASADOV

Набор пластических решений вообще очень богат и отсылает не к одному только «русскому духу»: ромбовидные окна, характерные для ар-деко «египетские» пилоны, пришедшие из советского модернизма «короны», рустовка и замковые камни, стрельчатые окна и метаболические ячейки – все нижегородское слилось и переплавилось. Сложно представить подобное разнообразие в реализованном виде, но кажется, что у покупателя оно имело бы успех – такое жилье отличается ярко выраженной индивидуальностью, свой корпус легко отличить от соседнего корпуса, монотонности не остается места.
  • zooming
    1 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    8 / 8
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
    © Архитектурное бюро ASADOV

Что касается градостроительных решений, то они куда более серьезны, традиционны и близки к реальности. По обе стороны от «кратера» располагаются «островки» кварталов на стилобатах. Каждый – неповторимый набор разновысотных секций, ориентация которых обеспечивает как виды из квартир, так и виды на Волгу со стороны тротуаров и дорог. Равномерная сетка транспортных «капилляров» обеспечивает удобный подъезд и вариации маршрутов. Со стороны автомобильной дороги формируется классический «уличный фронт» с ритмичной посадкой башен, перекрестки и визуальные оси держат высотные акценты. 
  • zooming
    1 / 6
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Схема генерального плана
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Принципы формирования мастер-плана
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Схема вело-пешеходных сообщений
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Схема функционального зонирования
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Схема транспортного сообщения и парковочная стратегия
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Схема озеленения
    © Архитектурное бюро ASADOV

Условия для общественной жизни создают коммерческие помещения в стилобатах и, конечно, широкая многоуровневая набережная все с теми же причалами. Остров соединяется с ней тремя мостами, продлевая променад. Школы и детские сады распределены таким образом, чтобы до них было комфортно и не долго добираться всем жителями квартала. Дворы на стилобатах обособлены и в течение всего дня наполнены светом. 

Чуть больше подробностей о проекте здесь –>
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Архитектурное бюро ASADOV

 
  • zooming
    1 / 5
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Сечение по подземному этажу
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 5
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Сечение по первому этажу
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 5
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Сечение по типовому этажу
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 5
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Сечение по пентхаусам
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 5
    Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Сечение продольное
    © Архитектурное бюро ASADOV
Архитектор:
Андрей Асадов
Проект:
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород

Авторский коллектив:
Липадат В., Латыпова Н.

2024

09 Декабря 2024

Похожие статьи
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Капли воды
Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.