Производство располагается в Ростове-на-Дону и занимает большую территорию в промышленной зоне между вертолетным заводом и заводом гражданской авиации. Один из участков этой территории не использовался больше 30 лет – начатый в перестроечные годы, да так и не достроенный завод «Копнитель». В 2021 году Ростсельмаш решил построить на его месте новый тракторный цех: перевод и расширение производства позволит увеличить выпуск единиц в два раза – с 1500 до 3000 в год.
Что необычно – промышленную постройку решили архитектурно осмыслить, для чего пригласили бюро ASADOV.
Необычно это, конечно же, только для современной российской промышленности: советских фабрик, гаражей или ГЭС, которые уже включены или просятся в список объектов культурного наследия, известно немало. Сам Сельмаш с рабочим поселком строился в 1927–1931 годы, одновременно с ним в городе появлялись заметные конструктивистские постройки: Театр имени Горького, который Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли жемчужиной советской архитектуры, Лендворец, жилые комплексы Михаила Кондратьева и Леонида Эберга.
Примечательно, что заказчик высказал пожелание отдать в новом проекте дань уважения ростовскому конструктивизму.
Впрочем, недостроенный «Копнитель» все же пришлось снести – все же технические требования для промышленного корпуса важнее, чем воспоминания. Новый цех в целом повторяет его габариты, но это уже совсем другая «оболочка», соответствующая современной линии производства. Цех, где тракторы будут собирать с нуля, оснащен оборудованием для сварки, механической обработки, окраски и сборки. Существующие административный корпус, котельную и входную группу сохранили, обновив фасады согласно общей концепции.
Производственный цех огромен – это прямоугольный в плане корпус со сторонами 400 на 125 метров и общей площадью около 62 000 м2. Протяженные белоснежные фасады прерывает ленточное остекление и включения красного. Со стороны главного фасада это сочные «стяги» из сэндвич-панелей, которые отмечают зону погрузки-выгрузки; наружная лестница, напоминающая вблизи увеличенный фрагмент ферм, а с дальних ракурсов – стрелку; бруталистская надпись закрепляет угол. Фасады со стороны административного корпуса и склада отмечает также красная лента карниза, протянутая на всю длину здания. Кровля работает как пятый фасад благодаря стройным рядам световых фонарей. От прямых солнечных лучей их защищают «домики» из солнечных панелей отечественного бренда «Хевел».
Простая форма здания отражает внутреннее устройство: современная производственная линия лаконична, выверена и эффективна. Стационарным, впрочем, будет только окрасочный комплекс и часть склада комплектующих, остальное пространство предполагает гибкость и вариативность.
За впечатление и презентацию отвечает входная группа здания, которая располагается в небольшом относительно всего здания выступе, но при этом все равно вмещает семь единиц техники для экспонирования. Судя по эскизам, входная группа задавала тон всей концепции: среди вариантов, в частности, видим модернистский наклонный портал – или пилонаду, поддержанную ребристыми ламелями на основном объеме.
Итоговый вариант – самый сбалансированный как по массе, так и по посылу. Стеклянный куб накрыт красным козырьком с названием предприятия, слева фасад изгибается широкой гибкой дугой – в одной стороны, эффектный и лаконичный жест, с другой стороны, похоже на знамя, так как тыльная сторона дуги – красная. Движение дуги уравновешено светлым параллелепипедом – в нем размещены конференц-зал и переговорные, он врезан в витраж входной группы справа и «парит» в стекле, открывая вид на тонкие зубчики бетонных лестниц, ведущих наверх – все сделано по правилам выбранного стилевого направления.
На фасаде конференц-зала, опять же согласно модернистским предпочтениям, планировалось разместить барельеф. «Ростсельмаш» даже проводил конкурс: участникам нужно было придумать композицию, которая будет не только встречать гостей, «но и вдохновлять сотрудников, являя собой гимн созидательному труду и человеку труда». Финалисты получили серьезное вознаграждение, модели обещали оставить в музее Ростсельмаша, но почему-то не сложилось – барельеф решили заменить медиаэкранами.
На входе посетителя встречает просторный двусветный зал шоу-рума, в котором выставлены образцы техники. От цеха его отделяет прозрачный этаж во всю высоту здания, через который можно наблюдать за рабочим процессом. Темная монохромная отделка помогает сосредоточить все внимание на технике, а различные по текстуре и степени матовости материалы сообщают пространству глубину и объем. Приветственную зону, конференц-зал и переговорные объединяют красные детали: светильники, градиентная подсветка, панели с перфорацией. Аграрную тему поддерживают композиции из сухоцветов. Общее настроение получилось несколько даже гламурным.
Сохраненные корпуса обновили и подвели под единый стилевой знаменатель: вспышки красного на белом связывают здания в единый комплекс. Шестиэтажный административный корпус соединят с цехами два воздушных перехода на уровне третьего этажа. Главный вход обрамит площадь, где также планируют выставлять технику. Ее дополнит сквер для отдыха, а также парковочные места, защищенные тенью деревьев.
Если посмотреть на все в целом – во-первых, само по себе обращение к архитекторам и задание сделать оммаж модернизму/конструктивизму ростовской земли вызывает интерес и уважение. Во-вторых, модернистская нота здесь сильнее и интереснее конструктивистской, да и больше подходит масштабу заводского строения. Хотя в конечном счете они выступают совместно и неплохо укореняются в Ростовской области, где сельское хозяйство – это промышленность с традициями, где все растет и колосится и просится со своими рекордами в «окна РОСТа».