Заказчик терминала – компания «Новапорт», крупнейшая сеть региональных аэропортов, с ней бюро Asadov реализовало объекты в Перми и Кемерове.
Региональный аэропорт – та типология, в которой сейчас принято «докручивать» идентичность до высоких показателей, даром что терминалы чаще всего располагаются в поле или промышленной зоне – отсутствие непосредственного контекста как раз дает чуть больше свободы для акцентов. Здесь уместно гостю – рассказать, а жителю – напомнить о том важном, что есть у города.
В Томске архитекторы отталкивались от названия аэропорта: в 2018 ему было присвоено имя Николая Камова – авиаконструктора, основателя советского вертолетостроения, который ввел в обиход само слово «вертолет» вместо слова «геликоптер», кальки с английского. Под руководством Николая Камова и Михаила Миля началось производство известных всему миру «Ка» и «Ми». В Томске Николай Камов учился, он поступил в технологический институт в 16 лет. Нельзя сказать, что разработки инженера отражены в здании как-то буквально, – и в то же время кажется очевидным, что они послужили источником для вдохновения.
Новый терминал располагается слева от старого здания аэровокзала и в плане имеет форму, приближенную к квадрату – объем обусловлен «технологией» и был задан заранее, так что бюро ASADOV работало над приданием исходному параллелепипеду архитектурного качества.
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Здесь можно вспомнить, что главной особенностью вертолетов Николая Камова стала двухвинтовая соосная схема, при которой пара винтов, установленных параллельно, вращается в противоположных направлениях на общей геометрической оси. Кажется, что в решении главного фасада можно увидеть отзвуки рефлексии этого изобретения – не буквальные, но все же считываемые: крылья, воздушные потоки, оси и винты, определенно, занимают существенное место в образном решении.
Энергичным движением, снизу вверх и от краев к центру, перед главным фасадом сходятся две крупные веретенообразные опоры. Весь фасад подчинен их симметричному порыву: как будто навстречу входящим пассажирам «проклюнулся» гигантский летательный аппарат. Развернул золотистое «крыло» козырька, отразившееся в стекле фасада. В то же время ряд ламелей внизу плавно склоняется – как трава под раскручивающимися лопастями; аналогию подкрепляют изображения вертолетов на их металлических поверхностях. То ли дельтаплан, то ли винтокрылый самолет.
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Сбоку козырек особенно похож на крыло дельтаплана, линии – просты и лаконичны, в порыве «вперед и вверх», видится не только вполне обоснованная в данном случае тема полета, но и какая-то ретро-нота, напоминание о «Рабочем и колхознице» и даже переклички с со сдержанной и легкой стилисткой советских терминалов.
Посмотрим на буквы названия – «Камов» – их тонкий шрифт похож на тот, что был у аэропорта в советское время. Столь же тонко в проекте написано и название города Томск, со стороны взлетно-посадочных полос и телетрапов.
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
В данный момент неизвестно, какими в конечном счете станут интерьеры терминала, но в рамках проекта принцип взаимосвязи внешнего и внутреннего решения был соблюден полностью. За золотистым козырьком в светящихся волнах внутри – того же оттенка потолок с круглыми отверстиями световых фонарей, в которые встроены винты-вентиляторы. Они напоминают и об артхаусном кино, но больше, конечно, о вертолетах. Плавные волны подвешенных к потолку акустических лент визуализируют «движимые винтами» потоки воздуха, и, одновременно поглощая шум, маскируют от взглядов конструкции перекрытий – и вполне экономичными средствами формируют живую и нелинейную, и в то же время позитивную, светящуюся желтовато-золотистой теплотой, глубокую поверхность. Это экономно, уютно и позитивно, благодаря желтому цвету – даже радостно. Будем наблюдать, вдруг и интерьер тоже реализуют.
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Световые фонари на кровле тоже продолжают тему модернистских истоков и простой «оттепельной» выразительности: они выдвинуты цилиндрами наверх и сверху выглядят как кнопки на пульте – так что «пятый фасад» терминала, временами видимый из окна самолета, тоже продуман. И в то же время сходство фонарей-«кнопок» с большими световыми «грибами» питерского Пулково-1 кажется достаточно очевидным.