Садик-городок

В Малом Полуярославском переулке, недалеко от метро Курская, построен детский сад по проекту бюро Асадова – прекрасный пример нестандартного подхода к архитектуре дошкольных учреждений в столице.

author pht

Автор текста:
Антонина Плахина

mainImg

Архитектор:

Андрей Асадов

Проект:

Детский сад в Малом Полуярославском пер.
Россия, Москва, Малый Полуярославский переулок, д. 4

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Асадов, А. Гераскина, П. Белкова, при участии Ю. Шалетри, А. Евтух

2014 – 2016

Заказчик: НОУ ЦО «Школа Сотрудничества»
Детские сады, созданные по авторскому проекту, пока остаются большой редкостью и для столицы, и для других городов России, а значит и воспринимаются как роскошь, о которой приходится разве что мечтать. Но жителям района вблизи метро Курская и Чкаловская повезло: здесь в Малом Полуярославском переулке появился детский сад, спроектированный архитектурным бюро Асадова. Случай оказался как раз из тех, про которые говорят «Не было бы счастья, да несчастье помогло». На небольшом участке, зажатом со всех сторон существующей застройкой старого московского района, первоначально собирались строить типовое муниципальное ДОУ. Но разместить стандартное здание на маленькой площади и при этом соблюсти нормативы по размерам прогулочных площадок не получалось. Тогда был объявлен конкурс, который выиграла одна из старейших частных школ Москвы, НОУ ЦО «Школа Сотрудничества», и архитектурное бюро Асадова получило сложный, но интересный заказ.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Генеральный план © Архитектурное бюро Асадова
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова

По словам руководителя проекта, Андрея Асадова, архитектурная концепция здания складывалась постепенно, в процессе преодоления задач по соблюдению той или иной нормы, которыми у нас регулируется строительство детских садов. Ни одно решение в архитектурном облике садика не случайно, но продиктовано какой-либо необходимостью. К примеру двухчастная форма и расположение объёма на участке обусловлены выбором оптимальной ориентации по сторонам света. Как видно на плане, здание состоит из двух крыльев, в плане перпендикулярных друг другу. Одно крыло вытянуто вдоль северной границы участка, другое – вдоль западной. Корпуса закрывают двор от самых неприятных ветров, открывая его для солнца с юга и востока. Максимум окон, освещающих пространства детсадовских групп, также выходит на южную и восточную стороны, что позволило соблюсти нормативы по их инсоляции. (Согласно московским городским строительным нормам – МГСН – для дошкольных образовательных учреждений, допустимая ориентация окон групповых ячеек по сторонам горизонта находится в секторе от 85 до 275 градусов, но оптимальной считается 180 градусов, то есть на юг).

Красивая полукруглая стеклянная вставка на западном фасаде обязана своим появлением необходимости разместить около запасного выхода площадку для разворота пожарной машины.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова
Детский сад в Малом Полуярославском пер. План 1 этажа © Архитектурное бюро Асадова

Небольшая площадь участка также существенно повлияла на планировку садика. Территории, оставшейся от пятна застройки, было всё же недостаточно для того, чтобы обеспечить каждую группу прогулочной площадкой (опять же согласно МГСН, это 108 м2 для группы детей до 3 лет, 80 м2 для группы детей от 3 до 7 лет, плюс веранды площадью 40 м2, плюс общая спортивная площадка, 250 м2). Неудивительно, что авторы проекта расположили дополнительные прогулочные зоны с верандами на эксплуатируемых кровлях. Причём такие кровельные площадки есть как на уровне второго, так и третьего этажей. Всё это определило узнаваемый облик здания – оба крыла идут уступами, похожими на палубы корабля. Корабельные ассоциации возникают и благодаря скругленным контурам стен и ограждения площадок на крышах.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова

Авторы сравнивают новое здание детского сада со своим более ранним проектом «Лоскутки»: концепцией городского поселения невысокой этажности, основанной на принципах самоорганизации по типу средневекового города. Для «Лоскутков» характерна нелинейная, несимметричная застройка, «кварталоцентричность», где каждый квартал – город в миниатюре, разнообразие отделок и форм, в конечном счёте – формирование достаточно плотной, но при этом «человечной» среды со множеством возникающих внутри каждого квартала комфортных социальных связей. Причем отправной точкой, дающей своего рода импульс этому социо-культурному процессу, становится именно продуманная архитектурная организация городского пространства.

Детский сад на Малом Полуярославском – со сложной системой разновысотных крыш, меняющийся при взгляде с разных ракурсов, с неодинаковыми, неравномерно распределёнными по фасадам окнами – мог бы быть частью такого «лоскутного» городского квартала. Это с одной стороны. С другой – весь садик вместе с площадкой и верандами, которые есть как на земле, так и на крышах, в целом выглядит как поселение «Лоскутки» в миниатюре. И это, опять же, прежде всего за счёт их динамичного, разноуровневого облика: на верандах архитекторы спроектировали игровую среду, напоминающую игрушечный город, с силуэтами воображаемых домов – таких же разновысотных и пёстрых, как и само здание. Таким образом, сквозной дизайн связывает основное здание и веранды в один комплекс-городок.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Разрез © Архитектурное бюро Асадова

Ландшафтное решение участка визуально связано с архитектурным. Округлая планировка дорожек созвучна скругленным контурам здания. Их же подчеркивают плавные насыпные холмики, сделанные для того, чтобы уйти от однообразия плоского рельефа. На на кровлях, растительность и рельефную поверхность делать не стали, чтобы не усложнять строительные работы. Ограничились цветным резиновым покрытием.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова

Фасады получили очень эмоциональную в положительном смысле этого слова отделку. Большая часть стен покрыта штукатуркой кремового цвета. На этом фоне отлично смотрятся несколько объемов, облицованных пёстрой терракотовой плиткой. Тональность колеблется от светло-песочного до темно-бордового, с небольшими вкраплениями серого. То же цветовое решение выбрано и для веранд, только здесь всё сделано из дерева, выкрашенного морилкой разных оттенков. Если в основном здании цветные участки фасадов визуально дробятся на своеобразные пиксели – по формату плитки, то веранды получились в разноцветную рельефную полоску: за счёт раскрашенных стропил, поддерживающих крыши, и реек, которыми отделаны стены.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова

Окна на выходящих на площадку фасадах размещены на разном расстоянии друг от друга, к тому же в глаза бросается то, что они разных размеров – одни выше и шире, другие ниже и уже. Что вносит неформальный, игровой элемент в облик здания. Можно сказать, что принцип «Лоскутков»: соединение непохожих домов в одно «полотно» в данном случае повторён в композиции оконных проёмов на фасадах ДОУ.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова

Идея оформить окна резными деревянными наличниками тоже происходит из концепции «Лоскутков». Важную роль сыграли и заказчики из «Школы сотрудничества». Они активно участвовали в выборе отделки фасадов и сами же предложили поискать интересные решения для наличников. В итоге получилось, что все рамки не только разные, но каждая – собирательный образ оконных наличников какого-либо региона России. Образы придумывались на основе коллекции виртуального музея наличников, который уже несколько лет создаёт московский фотограф Иван Хафизов. В реальность их воплощал потомственный резчик по дереву из российской глубинки Яков Вельников. По большому счёту, декор фасадов становится своего роде образовательным проектом: если подойти к нему творчески, такие окна могли бы стать отправной точкой для занятий занимательным краеведением и географией с детьми.
Детский сад в Малом Полуярославском пер. Наличники Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Асадова

Внутренняя планировка садика делалась с учётом установленных норм, по которым у каждой детской группы есть свой определенный набор помещений: раздевалка со шкафчиками, игровая вместе со столовой, спальня, буфетная, санузел. На первом этаже при входе в здание запроектирован большой холл со сплошным остеклением. Холл переходит в полукруглый широкий и тоже полностью остекленный коридор (это как раз тот самый контур, возникший из необходимости делать разворотную площадку). Внутри получилось довольно-таки много помещений с изогнутыми, неправильными контурами, что должно стать дополнительным аттракционом для детей. Помимо трёх надземных уровней здесь есть цокольный этаж, где расположены хозяйственные помещения и часть административных.

Так что жёсткие рамки, установленные МГСН для детских дошкольных учреждений, не помешали архитекторам бюро Асадова создать проект со множеством оригинальных решений. Складывается даже впечатление, что ограничения – как территориальные, так и со стороны законодательства – в каком-то смысле подзадорили авторов и дали дополнительный импульс для творческих находок.
 
Детский сад в Малом Полуярославском пер. План 2 этажа © Архитектурное бюро Асадова


Архитектор:

Андрей Асадов

Проект:

Детский сад в Малом Полуярославском пер.
Россия, Москва, Малый Полуярославский переулок, д. 4

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Асадов, А. Гераскина, П. Белкова, при участии Ю. Шалетри, А. Евтух

2014 – 2016

Заказчик: НОУ ЦО «Школа Сотрудничества»

12 Мая 2016

author pht

Автор текста:

Антонина Плахина

Технологии и материалы

Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.

Сейчас на главной

Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Город за рекой
Концепция крупного ЖК на 20 гектарах у реки в Тюмени делает ставку на общественное пространство городского бульвара, который авторы выстраивают вдоль набережной, и на образность «разновременного» города, что позволяет им смело стилизовать в рамках намеренной эклектичности.