Так выглядит существующий терминал аэропорта Оренбурга:
Заказчики провели закрытый архитектурный конкурс, в финал которого вышли АБ ASADOV и KOSMOS. Архитекторы презентовали свои работы на градсовете, при участии губернатора, администрации и общественности. К каждому проекту возникли пожелания, поэтому состоялся второй тур, в котором победила концепция KOSMOS – о ней мы надеемся рассказать чуть позже.
Андрей Асадов с удовольствием рассказывает о конкуренции, которая позволила победить его коллегам, высказывая сомнения лишь в возможных сложностях при реализации.
Андрей Асадов, генеральный директор мастерской
Должен отдать должное смелости оренбургских архитекторов, которые большинством голосов выбрали проект наших коллег, – и приверженности самих авторов традициям авангарда.
Мне нравится и наш проект, и проект архитекторов KOSMOS. Будем надеяться, что его удастся воплотить так, как было задумано – чтобы создать такую ажурную консоль при большом выносе, понадобится много труда и умения инженеров-конструкторов. Я заинтригован, интересно будет увидеть воплощение, так что пожелаем коллегам красивой реализации.
Мне нравится и наш проект, и проект архитекторов KOSMOS. Будем надеяться, что его удастся воплотить так, как было задумано – чтобы создать такую ажурную консоль при большом выносе, понадобится много труда и умения инженеров-конструкторов. Я заинтригован, интересно будет увидеть воплощение, так что пожелаем коллегам красивой реализации.
Заметим, что обе команды интерпретировали в своих работах один и тот же образ – оренбургский пуховый платок – но сделали это по-разному.
Пуховый платок, герой одноименной песни, безусловно, один из самых очевидных и, главное, хорошо знакомых всей стране символов Оренбурга. Тут он обгоняет многие другие смыслы, связанные с городом и областью: газ, нефть или соль, которые тут добывают, историю Пугачевского бунта, с которой тесно связаны местные степи, идею восстановления популяции диких лошадей Пржевальского, которую здесь успешно реализуют. Все знают и помнят про платок.
С другой стороны, в 2011 году аэропорту присвоили имя Юрия Гагарина: будущий космонавт учился здесь в военно-авиационном училище и познакомился с женой. Любопытно, что аэропорт в Саратове, построенный в 2013-2019 по проекту архитекторов бюро ASADOV, тоже назван в честь Гагарина, но ему имя первого космонавта присвоили позднее, в 2018 году, в процессе проектирования и строительства. И тем не менее получилось так, что архитекторы уже второй раз работают с аэропортом «по имени Гагарин». Был и другой опыт интеграции космической тематики – терминал аэропорта «Леонов» в Кемерове, завершенный в 2020 году.
Словом, архитекторы ASADOV в проекте аэропорта Оренбурга решили осмыслить обе ключевые темы и сыграли на контрасте, прямо совместив вещи, казалось бы, совершенно противоположные: «пуховый платок и Гагарина».
Но, на самом деле, совместили они их, конечно, не совсем напрямую. Гагарин в пуховом платке – это скорее авторская бравада.
Архитекторы сопоставили ажурный платок как нечто теплое, дробное, светлое – и Космос как темное, условно бесконечное и определенно холодное, пространство с поблескивающими звездами. Как будто бы «вырезали» фрагмент Вселенной и «укутали» в тепло, но приподняли край платка, приоткрыв звездное мерцание внутри терминала.
Цитируем авторов:
Как совместить платок и Гагарина? Очень просто. Снаружи – теплый и уютный образ русской души. Приподнимаем уголок платка, а под ним – глубины души, подобные бескрайним просторам космоса.
Тут и контрапункт, и парадокс. Нельзя, однако, сказать, что противопоставление двух материй абсолютизировано: в рисунке платка можно разглядеть льдистые кристаллики «солярных знаков» – в нем, как в почти любом орнаменте, зашифровано традиционное представление о мироздании, тогда как искорки «звезд» в темно-синем пространстве отражают современное представление о бесконечной Вселенной. Так возникает рифма «двух Космосов», один – тот, который первым видел Гагарин, другой – шифровка древней культуры, дошедшая до нас в известном декоре (здесь нелишне заметить, что по-гречески слово cosmos означает все упорядоченное и украшенное, прекрасное). Так что авторы совместили в проекте два представления о Космосе, древнее и современное.
Заметим, что на первом градсовете архитекторы ASADOV показали два варианта. В одном из них тема платка была обыграна более наглядно, здесь перед фасадом появлялось кольцо, через которое хороший платок, как известно, может пройти.
Градсовет Оренбурга выбрал в качестве основного второй вариант – он и самим авторам нравится больше: здесь простой стеклянный объем терминала «накрыт» узорным «платком», один его край приподнят, образуя дугу, которая напоминает не только изгиб ткани, но и траекторию взлета – тогда «пух» платка можно понять как инверсионный след.
В концепции архитекторов ASADOV предусмотрено три этапа развития комплекса аэропорта. На первом строится новый терминал рядом с существующим, что позволяет не останавливать работу аэропорта.
На втором этапе предполагается снос старого терминала и создание на его месте парковой зоны – она может быть актуальна не только для пассажиров и встречающих, но и для посетителей расположенного рядом музея гражданской авиации, а также постояльцев гостиницы.
В случае увеличения нагрузки на аэропорт и необходимости его расширения стартует третий этап: достраивается второй терминал, его объем зеркалирует первый. Концепция сохраняется, только вместо уголка «платка» на главном фасаде появляется симметричный полог.
Но даже если вторая часть так и не появится, высказывание остается внятным, а образ – эффектным. Терминал представляет собой многослойный «хрустальный» объем. Первый его слой – прозрачный параллелепипед, почти полностью собранный из витражных конструкций. Частично его закрывает невесомая паутинка декоративной решетки, ниспадающей волнами. Над ней – более плотная, но все еще ажурная объемная конструкция: представим себе, что платок сложили вдвое, а потом еще раз, рисунок стал менее различимым, но по-прежнему считывается. Приподнятый угол верхнего слоя образует козырек в более корпусной, жесткой структурой, но все еще прозрачный. Его объемная конструкция переходит на кровлю и фасад со стороны летного поля, «натягивается» поверх.
Под уголком в вечернее время открывается «звездная россыпь»: в узлы ажурных конструкций встроены светильники разного цветового спектра, которые отражаются в витражах и накладываются на паутинку декоративной решетки.
Всё это не только работает на образ «бездны, полной звезд» – разноцветные огоньки, подсветка и ажурные решетки создают еще и праздничное настроение, подходящее предвкушению полета и смены обстановки.
В интерьере дуальность темного, но поблескивающего космического пространства и пушистого рукотворного платка еще более ощутима. Белые ажурные конструкции встречаются с темным перфорированным потолком, в который встроены точечные светильники и большие круглые фонари-«кратеры». Серо-металлическую гамму, сверкающие поверхности и чистые линии оттеняют деревья, сухоцветы и пятна цвета, слегка размытые, как в северном сиянии: их дают ограждения из стекла, неоновая подсветка и видеопроекции.
Напоследок отметим, что образ безвоздушного пространства и даже контраст между пуховым платком и космосом даны скорее намеками. Похожи и непохожи. О платке можно было бы рассказывать, как и о звездах, но он не бросается в глаза, ажурный полог кажется скорее одним из популярных приемов современной архитектуры, чем какой-то определенной цитатой; как и звезды – они же фонарики умной подсветки. Видимо, сказывается большой опыт работы авторов в аэропортами, как и с темой Космоса.