English version

Космический пух

Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Проект:
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
Россия, ул. Авиаторов, дом 1

Авторский коллектив:
А.Р. Асадов, А.А. Асадов, В. Шкуро, Н. Асадов, Х. Шамилов, С. Соболев, В. Кизенкова

2022

Заказчик: Компания “Аэропорты Регионов”
0 В прошлом году Оренбургский аэропорт приобрела компания, созданная совместно двумя главными игроками на рынке строительства новых российских аэропортов: АО «Аэропорты регионов» и ООО «Новапорт холдинг». Одним из условий сделки было требование разработать три варианта реконструкции старого терминала и согласовать проект победителя с правительством региона. Аэропорт расположен в степях, в паре десятков километров от Оренбурга, и примерно в сотне от границы с Казахстаном, поэтому заказчики предполагают, что он может стать пересадочным узлом на пути в Москву и Санкт-Петербург из Центральной Азии. Здание построено в 1970-е годы.

Так выглядит существующий терминал аэропорта Оренбурга: 

Заказчики провели закрытый архитектурный конкурс, в финал которого вышли АБ ASADOV и KOSMOS. Архитекторы презентовали свои работы на градсовете, при участии губернатора, администрации и общественности. К каждому проекту возникли пожелания, поэтому состоялся второй тур, в котором победила концепция KOSMOS – о ней мы надеемся рассказать чуть позже.
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
© KOSMOS
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
© Архитектурное бюро ASADOV

Андрей Асадов с удовольствием рассказывает о конкуренции, которая позволила победить его коллегам, высказывая сомнения лишь в возможных сложностях при реализации. 

Андрей Асадов

Должен отдать должное смелости оренбургских архитекторов, которые большинством голосов выбрали проект наших коллег, – и приверженности самих авторов традициям авангарда. 

Мне нравится и наш проект, и проект архитекторов KOSMOS. Будем надеяться, что его удастся воплотить так, как было задумано – чтобы создать такую ажурную консоль при большом выносе, понадобится много труда и умения инженеров-конструкторов. Я заинтригован, интересно будет увидеть воплощение, так что пожелаем коллегам красивой реализации.

Заметим, что обе команды интерпретировали в своих работах один и тот же образ – оренбургский пуховый платок – но сделали это по-разному. 
 
Пуховый платок, герой одноименной песни, безусловно, один из самых очевидных и, главное, хорошо знакомых всей стране символов Оренбурга. Тут он обгоняет многие другие смыслы, связанные с городом и областью: газ, нефть или соль, которые тут добывают, историю Пугачевского бунта, с которой тесно связаны местные степи, идею восстановления популяции диких лошадей Пржевальского, которую здесь успешно реализуют. Все знают и помнят про платок. 

С другой стороны, в 2011 году аэропорту присвоили имя Юрия Гагарина: будущий космонавт учился здесь в военно-авиационном училище и познакомился с женой. Любопытно, что аэропорт в Саратове, построенный в 2013-2019 по проекту архитекторов бюро ASADOV, тоже назван в честь Гагарина, но ему имя первого космонавта присвоили позднее, в 2018 году, в процессе проектирования и строительства. И тем не менее получилось так, что архитекторы уже второй раз работают с аэропортом «по имени Гагарин». Был и другой опыт интеграции космической тематики – терминал аэропорта «Леонов» в Кемерове, завершенный в 2020 году. 

Словом, архитекторы ASADOV в проекте аэропорта Оренбурга решили осмыслить обе ключевые темы и сыграли на контрасте, прямо совместив вещи, казалось бы, совершенно противоположные: «пуховый платок и Гагарина». 
zooming

Но, на самом деле, совместили они их, конечно, не совсем напрямую. Гагарин в пуховом платке – это скорее авторская бравада.

Архитекторы сопоставили ажурный платок как нечто теплое, дробное, светлое – и Космос как темное, условно бесконечное и определенно холодное, пространство с поблескивающими звездами. Как будто бы «вырезали» фрагмент Вселенной и «укутали» в тепло, но приподняли край платка, приоткрыв звездное мерцание внутри терминала. 
zooming
 
Цитируем авторов: 
 
Как совместить платок и Гагарина? Очень просто. Снаружи – теплый и уютный образ русской души. Приподнимаем уголок платка, а под ним – глубины души, подобные бескрайним просторам космоса.

Тут и контрапункт, и парадокс. Нельзя, однако, сказать, что противопоставление двух материй абсолютизировано: в рисунке платка можно разглядеть льдистые кристаллики «солярных знаков» – в нем, как в почти любом орнаменте, зашифровано традиционное представление о мироздании, тогда как искорки «звезд» в темно-синем пространстве отражают современное представление о бесконечной Вселенной. Так возникает рифма «двух Космосов», один – тот, который первым видел Гагарин, другой – шифровка древней культуры, дошедшая до нас в известном декоре (здесь нелишне заметить, что по-гречески слово cosmos означает все упорядоченное и украшенное, прекрасное). Так что авторы совместили в проекте два представления о Космосе, древнее и современное.  

Заметим, что на первом градсовете архитекторы ASADOV показали два варианта. В одном из них тема платка была обыграна более наглядно, здесь перед фасадом появлялось кольцо, через которое хороший платок, как известно, может пройти. 
zooming
Первый вариант концепции. Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
© Архитектурное бюро ASADOV

Градсовет Оренбурга выбрал в качестве основного второй вариант – он и самим авторам нравится больше: здесь простой стеклянный объем терминала «накрыт» узорным «платком», один его край приподнят, образуя дугу, которая напоминает не только изгиб ткани, но и траекторию взлета – тогда «пух» платка можно понять как инверсионный след. 
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
© Архитектурное бюро ASADOV

В концепции архитекторов ASADOV предусмотрено три этапа развития комплекса аэропорта. На первом строится новый терминал рядом с существующим, что позволяет не останавливать работу аэропорта. 
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
© Архитектурное бюро ASADOV

На втором этапе предполагается снос старого терминала и создание на его месте парковой зоны – она может быть актуальна не только для пассажиров и встречающих, но и для посетителей расположенного рядом музея гражданской авиации, а также постояльцев гостиницы.
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Второй этап работ
© Архитектурное бюро ASADOV

В случае увеличения нагрузки на аэропорт и необходимости его расширения стартует третий этап: достраивается второй терминал, его объем зеркалирует первый. Концепция сохраняется, только вместо уголка «платка» на главном фасаде появляется симметричный полог.
  • zooming
    1 / 6
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Третий этап
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Третий этап
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Третий этап
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Второй этап работ
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Третий этап
    © Архитектурное бюро ASADOV

Но даже если вторая часть так и не появится, высказывание остается внятным, а образ – эффектным. Терминал представляет собой многослойный «хрустальный» объем. Первый его слой – прозрачный параллелепипед, почти полностью собранный из витражных конструкций. Частично его закрывает невесомая паутинка декоративной решетки, ниспадающей волнами. Над ней – более плотная, но все еще ажурная объемная конструкция: представим себе, что платок сложили вдвое, а потом еще раз, рисунок стал менее различимым, но по-прежнему считывается. Приподнятый угол верхнего слоя образует козырек в более корпусной, жесткой структурой, но все еще прозрачный. Его объемная конструкция переходит на кровлю и фасад со стороны летного поля, «натягивается» поверх. 
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Второй этап работ
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Второй этап работ
    © Архитектурное бюро ASADOV

Под уголком в вечернее время открывается «звездная россыпь»: в узлы ажурных конструкций встроены светильники разного цветового спектра, которые отражаются в витражах и накладываются на паутинку декоративной решетки.

Всё это не только работает на образ «бездны, полной звезд» – разноцветные огоньки, подсветка и ажурные решетки создают еще и  праздничное настроение, подходящее предвкушению полета и смены обстановки.

В интерьере дуальность темного, но поблескивающего космического пространства и пушистого рукотворного платка еще более ощутима. Белые ажурные конструкции встречаются с темным перфорированным потолком, в который встроены точечные светильники и большие круглые фонари-«кратеры». Серо-металлическую гамму, сверкающие поверхности и чистые линии оттеняют деревья, сухоцветы и пятна цвета, слегка размытые, как в северном сиянии: их дают ограждения из стекла, неоновая подсветка и видеопроекции. 
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 4
    Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
    © Архитектурное бюро ASADOV
 
Напоследок отметим, что образ безвоздушного пространства и даже контраст между пуховым платком и космосом даны скорее намеками. Похожи и непохожи. О платке можно было бы рассказывать, как и о звездах, но он не бросается в глаза, ажурный полог кажется скорее одним из популярных приемов современной архитектуры, чем какой-то определенной цитатой; как и звезды – они же фонарики умной подсветки. Видимо, сказывается большой опыт работы авторов в аэропортами, как и с темой Космоса.
Проект:
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
Россия, ул. Авиаторов, дом 1

Авторский коллектив:
А.Р. Асадов, А.А. Асадов, В. Шкуро, Н. Асадов, Х. Шамилов, С. Соболев, В. Кизенкова

2022

Заказчик: Компания “Аэропорты Регионов”

10 Февраля 2023

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Открытый космос
К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Похожие статьи
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Художественная инъекция
Китайское бюро Studio Zhu Pei реконструировало часть заброшенных корпусов бывшего военного завода на северо-востоке Пекина, при этом внедрив туда новые выставочные пространства. В результате возникла территория абсолютной творческой свободы.
Красная ротонда
Входной павильон в художественном музее Цюйцзян в Сиане по проекту архитекторов Neri&Hu получил облицовку из красного травертина.
Вертикальная коммуникация
Бюро LMN Architects завершило работу над новым конференц-центром в Сиэтле. Оно стало первым в Северной Америке объектом подобной типологии, в котором все функциональные зоны организованы не горизонтально, а вертикально.
Рынок в ландшафте
Пригородный овощной рынок по проекту MVRDV на Тайване получил зеленую кровлю для прогулок и любования ландшафтом, а также для устройства грядок.
С видом на замок
Бюро Zaha Hadid Architects и литовский девелопер Hanner получили разрешение властей Вильнюса на строительство делового комплекса Business Stadium Central. Работы планируется начать уже во 2-м квартале 2023-го.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Перо из веера
Бюро MAD выиграло международный конкурс на проект нового терминала в аэропорту Чанчуня: в качестве визуальных образов архитекторы выбрали веер и перо.
Белый ФОК
Физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный по проекту Futura Architects на въезде в микрорайон – ЖК New Питер, обеспечивает развивающейся застройке не только функциональное, но и пластическое разнообразие, оживляя и освежая строй кирпичных кварталов белизной бесшовных фасадов, консолями и динамикой наклонных линий.
Музей для города
OMA выиграли конкурс на проект реконструкции Египетского музея в Турине – самого старого в мире из посвященных культуре Страны пирамид.
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.