К счастью, проект школы в Троицке (подробнее о проекте читайте здесь) был реализован с минимальным количеством изменений, чему способствовала настойчивость вкупе с изобретательностью архитекторов, поддержка со стороны Департамента образования и науки Москвы и руководства школы, а также веский аргумент в виде премии мэра Москвы в области архитектуры, присужденной авторскому коллективу в 2020 году.
Интересно проследить, какие проектные решения удалось реализовать, какие пришлось скорректировать, а также – как они показали себя на практике в течение первого полугодия эксплуатации школы.
А для того, чтобы читателям было удобнее сравнивать и находить отличия между проектом и реализацией, мы включили несколько визуализаций в подборку фотографий в этой публикации.
Вид на гимназию из леса
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Среди деревьев
Для строительства школы был выделен участок в лесном массиве, что стало причиной длительных и ожесточенных «баталий» с местными жителями, протестовавшими против вырубки деревьев и перекрытия прогулочной тропы. Чтобы нивелировать конфликт и минимизировать ущерб природе, проектировщикам пришлось тщательно выбирать пятно застройки, учитывая не только необходимые по требованиям пожарной безопасности отступы от границ участка, но и трассировку тропы и подземных коммуникаций.В дальнейшем коммуникации было решено все-таки демонтировать. А вместо тропы в проект благоустройства была включена специальная дорожка, разделяющая территорию школы на спортивную зону и собственно здание. С обеих сторон дорожки были сделаны калитки в заборе, которые по требованиям безопасности должны быть закрыты. Вот такой парадокс!
Вид на гимназию из леса
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Ограничения по площади застройки и стремление сохранить максимальное количество деревьев в сочетании с техническим заданием, впечатляющим по составу и объему необходимых функциональных зон и помещений, стали основой для изобретательной планировки в виде не то неопрятной морской звезды, не то асимметричного листа, с пятью «отростками»-корпусами, выходящими из одного центрального блока с атриумом.
Благодаря такой живописной конфигурации комплекса удалось осветить естественным светом максимальное количество помещений и более того, раскрыть виды на окружающий лес через большие окна на фасадах и витражи на торцах корпусов.
Один из торцевых фасадов с логотипом гимназии
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Важность лесного окружения подчеркнута и в фасадной отделке. В проекте предполагалась облицовка из керамических панелей красновато-коричневого и желтовато-оранжевого оттенков, которые должны были напоминать цвет стволов сосен, освещенных солнцем. Уже на этапе рабочего проектирования, чтобы остаться в бюджетных рамках, керамику пришлось поменять на мелкоштучные бетонные плитки с мраморной крошкой. Соответственно, изменился и дизайн фасада: скорректировались оттенки и ритм чередования цветов. Но главный образ – осенний лес – сохранился, как и оригинальные фрагменты фасадов, выступающие под углом из плоскости стены. Также фасады украшены мозаичными орнаментами, наподобие тех, что украшали здания в стиле советского модернизма, которые образуют несколько нарядных паттернов.
Смена отделочного материала на более мелкоразмерный имела еще один положительный эффект: она позволила скрыть строительные дефекты, возникшие на этапе возведения монолитных и блочных стен. Некоторые стены оказались искривлены в трех измерениях, но благодаря навесному фасаду все эти огрехи с большей или меньшей степенью успешности удалось компенсировать.
Правда, не удалось исправить творческое отношение строителей к использованию в витражах стемалитовых панелей, которые оказались установлены лицевой стороной внутрь. Интересно, что ошибка была замечена архитекторами вовремя, но по указанию так и оставшегося неизвестным «начальника» строители продолжили установку задом-наперед. Но, к счастью, подобных инцидентов было немного.
Пространство общения
Звездообразная конфигурация школы объясняется не только спецификой участка, но и, в первую очередь, стремлением архитекторов найти баланс между изначальной задачей разделить школу на функциональные блоки и необходимостью создать общественные зоны, места для отдыха и коммуникации, воплощением которых стал многосветный атриум, расположенный в точке соединения блоков.Один из торцевых фасадов с витражным остеклением
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Сегодняшним детям не так важно запоминать информацию, как уметь ее находить и использовать, объединяясь с другими людьми для выхода за рамки своих возможностей. Школа может провоцировать к общению, взаимодействию, совместному творчеству. От проекта к проекту мы исследуем типологию школы и ищем в ней новые возможности. Поэтому ключевым элементом нового подхода для нас стали атриумные пространства с амфитеатрами, пространства коммуникации и свободы.
Другая важная тема – образ города: атриум напоминает ратушную площадь, кабинеты похожи на офисные центры, обычные классы – это жилые кварталы, актовый и спортивные залы – общественные центры, а коридоры и лестницы превращаются в магистрали и проезды. Даже модели поведения внутри школы выстраиваются по аналогии с социальными стандартами городского комьюнити.
Мы хотим двигаться дальше, превращая школы в центры общественной жизни района. В Троицке нам удалось частично этого добиться, но надо продолжать работу над типологией и существующими стандартами.
Другая важная тема – образ города: атриум напоминает ратушную площадь, кабинеты похожи на офисные центры, обычные классы – это жилые кварталы, актовый и спортивные залы – общественные центры, а коридоры и лестницы превращаются в магистрали и проезды. Даже модели поведения внутри школы выстраиваются по аналогии с социальными стандартами городского комьюнити.
Мы хотим двигаться дальше, превращая школы в центры общественной жизни района. В Троицке нам удалось частично этого добиться, но надо продолжать работу над типологией и существующими стандартами.
Многочастность функционального наполнения школы усложняла работу над планировками. Особое внимание было уделено возможности изолировать помещения для младших учащихся от блоков старшей школы. Для них были сделаны разные входы, кроме того, внутри комплекса предусмотрены двери, которые можно по желанию закрывать или открывать. Для малышей есть своя часть столовой и даже в библиотеке для них выделено отдельное пространство. Но после открытия администрация не стала изолировать младшие классы, что оказалось очень удобно для всех.
Были случаи, когда кто-то из малышей терялся, и старшие с радостью помогали им найти дорогу.
Нужно сказать, что в случае с бюджетной школой, для которой, в отличие от коммерческих учреждений, не рассматривался вариант с проектированием по спецтехусловиям, соблюдение нормативов и регламентов было непростым процессом, даже с учетом утвержденного в декабре 2021 года стандарта «Московская школа» (подробнее о стандарте и входящих в него документах и рекомендациях смотрите здесь). С 2021 года стандарт регулярно актуализируется, и на сегодняшний день действует версия 2.1.
Но стандарты не могут предусмотреть все нюансы и актуализировать все требования, какими бы устаревшими или нелогичными сейчас они не казались, поэтому многие решения проектировщикам приходилось уточнять в процессе согласования.
Ольга Григорьева, главный архитектор проекта, «Архитектурное бюро ASADOV»
Внутри каждого из функциональных блоков были свои сложности. К примеру, мы долго прорабатывали кухонный блок с точки зрения технологии. У нас был прототип, но в процессе работы над проектом поменялись нормативы и пришлось все переделывать.
Значительный перепад высотных отметок на участке позволил нам развести разные функции и блоки по высоте: в частности, группы для малышей и ученики постарше входят в школу в одном месте, но на разных уровнях, благодаря чему удалось организовать и амфитеатр на склоне.
Рельеф и ставил перед нами задачи, и подсказывал решения. Все учебные блоки – трехэтажные, но в месте их соединения из-за перепада получилось четыре этажа, и спортивный блок, который по нормативам должен быть не выше второго этажа, оказался, если считать от уровня младших классов, на третьем. Но переносить его было нельзя, так как все функции были уже распределены в объеме. Тогда, проанализировав еще раз съему здания, мы поняли, что часть первого этажа младших классов с гардеробом, а также часть общественного блока с бассейном могут быть трактованы как цокольный этаж, а двусветный актовый зал, расположенный под спортивным залом, может считаться за один уровень. Получилось, что спортивные залы находятся на втором этаже. Мы соблюли нормы и не сломали логику планировки школы благодаря гибкости изначальной структуры.
Значительный перепад высотных отметок на участке позволил нам развести разные функции и блоки по высоте: в частности, группы для малышей и ученики постарше входят в школу в одном месте, но на разных уровнях, благодаря чему удалось организовать и амфитеатр на склоне.
Рельеф и ставил перед нами задачи, и подсказывал решения. Все учебные блоки – трехэтажные, но в месте их соединения из-за перепада получилось четыре этажа, и спортивный блок, который по нормативам должен быть не выше второго этажа, оказался, если считать от уровня младших классов, на третьем. Но переносить его было нельзя, так как все функции были уже распределены в объеме. Тогда, проанализировав еще раз съему здания, мы поняли, что часть первого этажа младших классов с гардеробом, а также часть общественного блока с бассейном могут быть трактованы как цокольный этаж, а двусветный актовый зал, расположенный под спортивным залом, может считаться за один уровень. Получилось, что спортивные залы находятся на втором этаже. Мы соблюли нормы и не сломали логику планировки школы благодаря гибкости изначальной структуры.
Функциональная схема
© бюро ASADOV
Отдельные входы в школу предусматривались не только для разных возрастных групп. Согласно заданию, большой актовый зал на 775 мест и бассейн должны были использоваться в вечернее время. И этого удалось добиться благодаря дополнительным входам в изолированную от учебных блоков зону, частью помещений могут пользоваться жители близлежащих районов. Например, начиная с декабря 2024 года в бассейне начались вечерние занятия акваэробикой и оздоровительным плаванием.
На сегодняшний день, к сожалению, родители не могут попасть на территорию школы и ждут детей за воротами, хотя по проекту, в том числе для них, устраивался небольшой амфитеатр со скамейками перед обоими входами в школу. Тем не менее дети с удовольствием проводят там время в теплое время года, как на остальных игровых и спортивных площадках, устроенных рядом со школой.
Открытый амфитеатр перед входом в гимназию. Хорошо видны разделенные входы в младшую ;внизу) и старшую (вверху) школы
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Безопасность стала причиной еще одного изменения в проекте. Центральный атриум должен был быть открытым и выходящие в него галереи планировалось огородить стандартными металлическими поручнями высотой 1.2 м. Для обеспечения пожарной безопасности закладывались специальные противопожарные шторы, изолировавшие атриум от дыма. Но уже на последних этапах строительства стало понятно, что дети скорее всего будут забираться на перила и для страховки было принято решение поставить витражные конструкции по периметру атриума. Это, конечно, изменило восприятие пространства, но одновременно существенно расширило спектр его использования. Ведь со стеклянными стенами в атриуме можно проводить мероприятия, шум которых не будет мешать ученикам и учителям в соседних классах.
Цвет и свет
Пространство школы задумывалось как стимулирующее. Оно должно вдохновлять, воодушевлять, придавать сил и создавать позитивный настрой у детей и учителей. Для этого в школе сделано многое: обилие естественного света, чередование открытых и камерных пространств, продуманная колористика в интерьерах, нетривиальные отделочные материалы и многие другие приемы использовались архитекторами для создания особой атмосферы. Также, по заказу руководства школы, архитекторы разработали бренд-бук, с логотипом и фирменным стилем, что также стало частью комплексного проекта и было использовано в навигации.Святослав Соболев, руководитель отдела интерьеров, «Архитектурное бюро ASADOV»
Для образовательных учреждений важно позаботиться о влиянии интерьерных решений на психологическое состояние учащихся и преподавателей; а для бюджетных проектов надо еще и найти баланс между эстетичностью, экономичностью и долговечностью отделочных материалов. Кроме того мы всегда стремимся найти решение, которое будет выполнять еще какую-то сверхзадачу, например, помогать в навигации.
В данном случае мы предложили сквозной прием – геометрический паттерн из пересекающихся полос и фигур, благодаря вариабельности которого по-разному оформили как просторные помещения холлов и коридоров школы, так и небольшие учебные комнаты. Подобрали цветовые комбинации для каждого блока школы. При выборе цветов мы отдавали предпочтение жизнеутверждающим и энергичным оттенкам, но тщательно следили за визуальным балансом между акцентными и фоновыми цветами, прежде всего в учебных классах.
Еще одним преимуществом разработанного для школы паттерна стала легкость его нанесения во время отделочных работ. Крупный масштаб и прямые линии позволили нанести графику на стены строителям без специальной квалификации, не привлекая художников.
В данном случае мы предложили сквозной прием – геометрический паттерн из пересекающихся полос и фигур, благодаря вариабельности которого по-разному оформили как просторные помещения холлов и коридоров школы, так и небольшие учебные комнаты. Подобрали цветовые комбинации для каждого блока школы. При выборе цветов мы отдавали предпочтение жизнеутверждающим и энергичным оттенкам, но тщательно следили за визуальным балансом между акцентными и фоновыми цветами, прежде всего в учебных классах.
Еще одним преимуществом разработанного для школы паттерна стала легкость его нанесения во время отделочных работ. Крупный масштаб и прямые линии позволили нанести графику на стены строителям без специальной квалификации, не привлекая художников.
Интерьер холла возле атриума
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Для создания оригинальных интерьерных пространств архитекторы использовали даже конструктивные элементы, которые в других условиях, скорее всего, были бы спрятаны за обшивкой. Для перекрытия актового зала планировалось использовать балки, но конструкторы вместе с архитекторами приняли решение заменить их на фермы, по высоте равными этажу, расположенному выше. Именно там должны были находится классы черчения и рисования, а также, частично, школьная библиотека. Стойки и раскосы фермы не стали прятать внутри перегородок, а покрасили в светлый цвет и превратили в не то ширму, не то структуру, создающую отличный антураж для творческих занятий.
Еще одним нестандартным приемом, отлично показавшим себя на деле, оказались фонари верхнего света в библиотеке, которые удалось сделать за счет перепада уровней кровли. Благодаря им в пространство читального зала поступает рассеянный естественный свет, позитивное впечатление от которого усиливается за счет ярко-желтых стен.
Прошедшие с момента открытия школы полгода стали временем проверки проекта на прочность, пользу и красоту. Сами архитекторы имели возможность неоднократно посетить школу и составить свое представление о каждом ее классе, коридоре и лестнице, и уже получили важный материал для использования в следующих проектах. Но самые главные тестировщики – это реальные пользователи, ученики и учителя, которые также продолжают анализировать свои впечатления и охотно делятся ими с проектировщиками.
Елена Матюшенко, заместитель директора по содержанию образования ГАОУ Гимназия им. Н. В. Пушкова
Педагогический коллектив школы принимал самое активное участие в разработке проекта. По нашей инициативе в него включили лаборантскую при кабинетах информатики для хранения оборудования, обсерваторию и площадку для наблюдения за звездами. На более поздних этапах мы разделили кафедры по этажам и пронумеровали кабинеты. Помимо учителей, в процесс создания будущей школы включились и дети. Летом состоялся воркшоп, на котором ребята придумывали свои варианты навигации, организации умывальной зоны возле школьной столовой и информационных зон. Что-то из общих наработок было учтено в проекте, а что-то – нет, но вовлеченность в проект и заинтересованность в его качестве объединили всех нас.
Это чувствуется и сейчас, когда школа уже открылась. Наиболее позитивными решениями, с нашей точки зрения, стали высокие потолки, обилие естественного света, атриумные пространства, просторные кабинеты и коридоры, большой бассейн, удобные библиотека и медиацентр, продуманные цветовые решения и, конечно, современное материально-техническое обеспечение. Но есть и нарекания. В некоторых кабинетах появляется эхо, некоторые окна установлены плохо и пропускают холодный воздух, краска на стенах коридоров легко пачкается и плохо отмывается. Медицинский кабинет неудобно расположен, а малый актовый зал не оправдал ожиданий: телескопическая трибуна занимает слишком много места, там недостаточно света и плохая акустика. В результате негде проводить балы, дискотеки и другие мероприятия. Мы стараемся анализировать наш пользовательский опыт и делимся им с проектировщиками и методистами, чтобы можно было что-то исправить и сделать нашу школу лучше и комфортнее, а какие-то моменты учесть в следующих проектах.
Это чувствуется и сейчас, когда школа уже открылась. Наиболее позитивными решениями, с нашей точки зрения, стали высокие потолки, обилие естественного света, атриумные пространства, просторные кабинеты и коридоры, большой бассейн, удобные библиотека и медиацентр, продуманные цветовые решения и, конечно, современное материально-техническое обеспечение. Но есть и нарекания. В некоторых кабинетах появляется эхо, некоторые окна установлены плохо и пропускают холодный воздух, краска на стенах коридоров легко пачкается и плохо отмывается. Медицинский кабинет неудобно расположен, а малый актовый зал не оправдал ожиданий: телескопическая трибуна занимает слишком много места, там недостаточно света и плохая акустика. В результате негде проводить балы, дискотеки и другие мероприятия. Мы стараемся анализировать наш пользовательский опыт и делимся им с проектировщиками и методистами, чтобы можно было что-то исправить и сделать нашу школу лучше и комфортнее, а какие-то моменты учесть в следующих проектах.