English version

Шаг к мечте

Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.

mainImg
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Гимназия им. Н. В. Пушкова
Россия, Троицк, Октябрьский проспект, владение 35

Авторский коллектив:
Авторский коллектив:
Руководители: А.А. Асадов, А.Р. Асадов
Архитекторы: ГАП: О. Григорьева, М. Матвеев, К. Згурская, А. Балюк; 
Интерьеры
ГАП: С. Соболев, архитекторы: А. Курятников, Д. Певзнер, В. Павловец, Д. Шмаков, А. Леликова, В. Иванова, Е. Ходырева


2019 / 2021 — 9.2024

Генпроектировщик: компания Академпроект
Руководитель Д. Ефромеенко, ГАП Н. Фомичева
 
Между проектом и реализацией всегда есть отличия. В процессе разработки документации и строительства неизбежны корректировки, замены, иногда утраты. С этим сложно смириться, когда речь идет о новаторском проекте, в разработке которого принимали участие и учителя, и будущие ученики, и особенно когда школа строится на бюджетные деньги и в перспективе может стать примером для десятков новых школ по всей стране.

К счастью, проект школы в Троицке (подробнее о проекте читайте здесь) был реализован с минимальным количеством изменений, чему способствовала настойчивость вкупе с изобретательностью архитекторов, поддержка со стороны Департамента образования и науки Москвы и руководства школы, а также веский аргумент в виде премии мэра Москвы в области архитектуры, присужденной авторскому коллективу в 2020 году.

Интересно проследить, какие проектные решения удалось реализовать, какие пришлось скорректировать, а также – как они показали себя на практике в течение первого полугодия эксплуатации школы.
А для того, чтобы читателям было удобнее сравнивать и находить отличия между проектом и реализацией, мы включили несколько визуализаций в подборку фотографий в этой публикации.

Вид на гимназию из леса
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Среди деревьев
Для строительства школы был выделен участок в лесном массиве, что стало причиной длительных и ожесточенных «баталий» с местными жителями, протестовавшими против вырубки деревьев и перекрытия прогулочной тропы. Чтобы нивелировать конфликт и минимизировать ущерб природе, проектировщикам пришлось тщательно выбирать пятно застройки, учитывая не только необходимые по требованиям пожарной безопасности отступы от границ участка, но и трассировку тропы и подземных коммуникаций.

В дальнейшем коммуникации было решено все-таки демонтировать. А вместо тропы в проект благоустройства была включена специальная дорожка, разделяющая территорию школы на спортивную зону и собственно здание. С обеих сторон дорожки были сделаны калитки в заборе, которые по требованиям безопасности должны быть закрыты. Вот такой парадокс!
Вид на гимназию из леса
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Ограничения по площади застройки и стремление сохранить максимальное количество деревьев в сочетании с техническим заданием, впечатляющим по составу и объему необходимых функциональных зон и помещений, стали основой для изобретательной планировки в виде не то неопрятной морской звезды, не то асимметричного листа, с пятью «отростками»-корпусами, выходящими из одного центрального блока с атриумом.

Благодаря такой живописной конфигурации комплекса удалось осветить естественным светом максимальное количество помещений и более того, раскрыть виды на окружающий лес через большие окна на фасадах и витражи на торцах корпусов.
Один из торцевых фасадов с логотипом гимназии
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Важность лесного окружения подчеркнута и в фасадной отделке. В проекте предполагалась облицовка из керамических панелей красновато-коричневого и желтовато-оранжевого оттенков, которые должны были напоминать цвет стволов сосен, освещенных солнцем. Уже на этапе рабочего проектирования, чтобы остаться в бюджетных рамках, керамику пришлось поменять на мелкоштучные бетонные плитки с мраморной крошкой. Соответственно, изменился и дизайн фасада: скорректировались оттенки и ритм чередования цветов. Но главный образ – осенний лес – сохранился, как и оригинальные фрагменты фасадов, выступающие под углом из плоскости стены. Также фасады украшены мозаичными орнаментами, наподобие тех, что украшали здания в стиле советского модернизма, которые образуют несколько нарядных паттернов.
  • zooming
    Ситуационный план
    © бюро ASADOV
  • zooming
    Генеральный план территории гимназии
    © бюро ASADOV

Смена отделочного материала на более мелкоразмерный имела еще один положительный эффект: она позволила скрыть строительные дефекты, возникшие на этапе возведения монолитных и блочных стен. Некоторые стены оказались искривлены в трех измерениях, но благодаря навесному фасаду все эти огрехи с большей или меньшей степенью успешности удалось компенсировать.

Правда, не удалось исправить творческое отношение строителей к использованию в витражах стемалитовых панелей, которые оказались установлены лицевой стороной внутрь. Интересно, что ошибка была замечена архитекторами вовремя, но по указанию так и оставшегося неизвестным «начальника» строители продолжили установку задом-наперед. Но, к счастью, подобных инцидентов было немного.
  • zooming
    1 / 4
    Одна из игровых площадок возле гимназии
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Благоустроенная территория гимназии
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Вид на гимназию со стороны спортивных площадок
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 4
    Один из внутренних двориков гимназии
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Пространство общения
Звездообразная конфигурация школы объясняется не только спецификой участка, но и, в первую очередь, стремлением архитекторов найти баланс между изначальной задачей разделить школу на функциональные блоки и необходимостью создать общественные зоны, места для отдыха и коммуникации, воплощением которых стал многосветный атриум, расположенный в точке соединения блоков.
Один из торцевых фасадов с витражным остеклением
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Сегодняшним детям не так важно запоминать информацию, как уметь ее находить и использовать, объединяясь с другими людьми для выхода за рамки своих возможностей. Школа может провоцировать к общению, взаимодействию, совместному творчеству. От проекта к проекту мы исследуем типологию школы и ищем в ней новые возможности. Поэтому ключевым элементом нового подхода для нас стали атриумные пространства с амфитеатрами, пространства коммуникации и свободы. 

Другая важная тема – образ города: атриум напоминает ратушную площадь, кабинеты похожи на офисные центры, обычные классы – это жилые кварталы, актовый и спортивные залы – общественные центры, а коридоры и лестницы превращаются в магистрали и проезды. Даже модели поведения внутри школы выстраиваются по аналогии с социальными стандартами городского комьюнити.
 
Мы хотим двигаться дальше, превращая школы в центры общественной жизни района. В Троицке нам удалось частично этого добиться, но надо продолжать работу над типологией и существующими стандартами.

  • zooming
    Интерьер атриума. Фотография
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    Интерьер атриума. Визуализация
    © бюро ASADOV

Многочастность функционального наполнения школы усложняла работу над планировками. Особое внимание было уделено возможности изолировать помещения для младших учащихся от блоков старшей школы. Для них были сделаны разные входы, кроме того, внутри комплекса предусмотрены двери, которые можно по желанию закрывать или открывать. Для малышей есть своя часть столовой и даже в библиотеке для них выделено отдельное пространство. Но после открытия администрация не стала изолировать младшие классы, что оказалось очень удобно для всех.

Были случаи, когда кто-то из малышей терялся, и старшие с радостью помогали им найти дорогу.

Нужно сказать, что в случае с бюджетной школой, для которой, в отличие от коммерческих учреждений, не рассматривался вариант с проектированием по спецтехусловиям, соблюдение нормативов и регламентов было непростым процессом, даже с учетом утвержденного в декабре 2021 года стандарта «Московская школа» (подробнее о стандарте и входящих в него документах и рекомендациях смотрите здесь). С 2021 года стандарт регулярно актуализируется, и на сегодняшний день действует версия 2.1.

Но стандарты не могут предусмотреть все нюансы и актуализировать все требования, какими бы устаревшими или нелогичными сейчас они не казались, поэтому многие решения проектировщикам приходилось уточнять в процессе согласования.
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 7
    Фрагмент интерьера атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

cic = 1

Ольга Григорьева, главный архитектор проекта, АБ ASADOV

Внутри каждого из функциональных блоков были свои сложности. К примеру, мы долго прорабатывали кухонный блок с точки зрения технологии. У нас был прототип, но в процессе работы над проектом поменялись нормативы и пришлось все переделывать.
 
Значительный перепад высотных отметок на участке позволил нам развести разные функции и блоки по высоте: в частности, группы для малышей и ученики постарше входят в школу в одном месте, но на разных уровнях, благодаря чему удалось организовать и амфитеатр на склоне.
 
Рельеф и ставил перед нами задачи, и подсказывал решения. Все учебные блоки – трехэтажные, но в месте их соединения из-за перепада получилось четыре этажа, и спортивный блок, который по нормативам должен быть не выше второго этажа, оказался, если считать от уровня младших классов, на третьем. Но переносить его было нельзя, так как все функции были уже распределены в объеме. Тогда, проанализировав еще раз съему здания, мы поняли, что часть первого этажа младших классов с гардеробом, а также часть общественного блока с бассейном могут быть трактованы как цокольный этаж, а двусветный актовый зал, расположенный под спортивным залом, может считаться за один уровень. Получилось, что спортивные залы находятся на втором этаже. Мы соблюли нормы и не сломали логику планировки школы благодаря гибкости изначальной структуры.

Функциональная схема
© бюро ASADOV

Отдельные входы в школу предусматривались не только для разных возрастных групп. Согласно заданию, большой актовый зал на 775 мест и бассейн должны были использоваться в вечернее время.  И этого удалось добиться благодаря дополнительным входам в изолированную от учебных блоков зону, частью помещений могут пользоваться жители близлежащих районов. Например, начиная с декабря 2024 года в бассейне начались вечерние занятия акваэробикой и оздоровительным плаванием.

На сегодняшний день, к сожалению, родители не могут попасть на территорию школы и ждут детей за воротами, хотя по проекту, в том числе для них, устраивался небольшой амфитеатр со скамейками перед обоими входами в школу. Тем не менее дети с удовольствием проводят там время в теплое время года, как на остальных игровых и спортивных площадках, устроенных рядом со школой.
Открытый амфитеатр перед входом в гимназию. Хорошо видны разделенные входы в младшую ;внизу) и старшую (вверху) школы
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Безопасность стала причиной еще одного изменения в проекте. Центральный атриум должен был быть открытым и выходящие в него галереи планировалось огородить стандартными металлическими поручнями высотой 1.2 м. Для обеспечения пожарной безопасности закладывались специальные противопожарные шторы, изолировавшие атриум от дыма. Но уже на последних этапах строительства стало понятно, что дети скорее всего будут забираться на перила и для страховки было принято решение поставить витражные конструкции по периметру атриума. Это, конечно, изменило восприятие пространства, но одновременно существенно расширило спектр его использования. Ведь со стеклянными стенами в атриуме можно проводить мероприятия, шум которых не будет мешать ученикам и учителям в соседних классах.
  • zooming
    1 / 3
    Интерьер бассейна
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 3
    Интерьер бассейна. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 3
    Интерьер бассейна
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Цвет и свет
Пространство школы задумывалось как стимулирующее. Оно должно вдохновлять, воодушевлять, придавать сил и создавать позитивный настрой у детей и учителей. Для этого в школе сделано многое: обилие естественного света, чередование открытых и камерных пространств, продуманная колористика в интерьерах, нетривиальные отделочные материалы и многие другие приемы использовались архитекторами для создания особой атмосферы. Также, по заказу руководства школы, архитекторы разработали бренд-бук, с логотипом и фирменным стилем, что также стало частью комплексного проекта и было использовано в навигации.
cic = 1

Святослав Соболев, руководитель отдела интерьеров, АБ ASADOV

Для образовательных учреждений важно позаботиться о влиянии интерьерных решений на психологическое состояние учащихся и преподавателей; а для бюджетных проектов надо еще и найти баланс между эстетичностью, экономичностью и долговечностью отделочных материалов. Кроме того мы всегда стремимся найти решение, которое будет выполнять еще какую-то сверхзадачу, например, помогать в навигации.
 
В данном случае мы предложили сквозной прием – геометрический паттерн из пересекающихся полос и фигур, благодаря вариабельности которого по-разному оформили как просторные помещения холлов и коридоров школы, так и небольшие учебные комнаты. Подобрали цветовые комбинации для каждого блока школы. При выборе цветов мы отдавали предпочтение жизнеутверждающим и энергичным оттенкам, но тщательно следили за визуальным балансом между акцентными и фоновыми цветами, прежде всего в учебных классах.

Еще одним преимуществом разработанного для школы паттерна стала легкость его нанесения во время отделочных работ. Крупный масштаб и прямые линии позволили нанести графику на стены строителям без специальной квалификации, не привлекая художников.

Интерьер холла возле атриума
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Для создания оригинальных интерьерных пространств архитекторы использовали даже конструктивные элементы, которые в других условиях, скорее всего, были бы спрятаны за обшивкой. Для перекрытия актового зала планировалось использовать балки, но конструкторы вместе с архитекторами приняли решение заменить их на фермы, по высоте равными этажу, расположенному выше. Именно там должны были находится классы черчения и рисования, а также, частично, школьная библиотека. Стойки и раскосы фермы не стали прятать внутри перегородок, а покрасили в светлый цвет и превратили в не то ширму, не то структуру, создающую отличный антураж для творческих занятий.

Еще одним нестандартным приемом, отлично показавшим себя на деле, оказались фонари верхнего света в библиотеке, которые удалось сделать за счет перепада уровней кровли. Благодаря им в пространство читального зала поступает рассеянный естественный свет, позитивное впечатление от которого усиливается за счет ярко-желтых стен.
  • zooming
    1 / 10
    Интерьер класса естественных наук. Старшая школа
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 10
    Интерьер класса естественных наук. Старшая школа. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 10
    Интерьер класса
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 10
    Интерьер класса старшей школы. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 10
    Интерьер класса младшей школы
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 10
    Интерьер класса младшей школы. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 10
    Интерьер коридора в учебном блоке
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    8 / 10
    Интерьер коридора в учебном блоке
    © бюро ASADOV
  • zooming
    9 / 10
    Интерьер коридора в учебном блоке
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    10 / 10
    Интерьер холла возле атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Прошедшие с момента открытия школы полгода стали временем проверки проекта на прочность, пользу и красоту. Сами архитекторы имели возможность неоднократно посетить школу и составить свое представление о каждом ее классе, коридоре и лестнице, и уже получили важный материал для использования в следующих проектах. Но самые главные тестировщики – это реальные пользователи, ученики и учителя, которые также продолжают анализировать свои впечатления и охотно делятся ими с проектировщиками.
cic =

Елена Матюшенко, заместитель директора по содержанию образования ГАОУ Гимназия им. Н. В. Пушкова

Педагогический коллектив школы принимал самое активное участие в разработке проекта. По нашей инициативе в него включили лаборантскую при кабинетах информатики для хранения оборудования, обсерваторию и площадку для наблюдения за звездами. На более поздних этапах мы разделили кафедры по этажам и пронумеровали кабинеты. Помимо учителей, в процесс создания будущей школы включились и дети. Летом состоялся воркшоп, на котором ребята придумывали свои варианты навигации, организации умывальной зоны возле школьной столовой и информационных зон. Что-то из общих наработок было учтено в проекте, а что-то – нет, но вовлеченность в проект и заинтересованность в его качестве объединили всех нас.

Это чувствуется и сейчас, когда школа уже открылась. Наиболее позитивными решениями, с нашей точки зрения, стали высокие потолки, обилие естественного света, атриумные пространства, просторные кабинеты и коридоры, большой бассейн, удобные библиотека и медиацентр, продуманные цветовые решения и, конечно, современное материально-техническое обеспечение. Но есть и нарекания. В некоторых кабинетах появляется эхо, некоторые окна установлены плохо и пропускают холодный воздух, краска на стенах коридоров легко пачкается и плохо отмывается. Медицинский кабинет неудобно расположен, а малый актовый зал не оправдал ожиданий: телескопическая трибуна занимает слишком много места, там недостаточно света и плохая акустика. В результате негде проводить балы, дискотеки и другие мероприятия. Мы стараемся анализировать наш пользовательский опыт и делимся им с проектировщиками и методистами, чтобы можно было что-то исправить и сделать нашу школу лучше и комфортнее, а какие-то моменты учесть в следующих проектах.

  • zooming
    Интерьер библиотеки
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    Интерьер библиотеки. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    1 / 13
    Интерьер актового зала
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 13
    Интерьер актового зала. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 13
    Интерьер спортивного зала
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 13
    Интерьер спортивного зала. Визулизация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 13
    Интерьер спортивного зала
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 13
    Интерьер столовой
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 13
    Интерьер столовой. ВИзуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    8 / 13
    Интерьер столовой
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    9 / 13
    Интерьер умывальных при столовой
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    10 / 13
    Интерьер умывальных при столовой. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    11 / 13
    Интерьер гардероба
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    12 / 13
    Интерьер гардероба. Визуализация
    юро ASADOV
  • zooming
    13 / 13
    Интерьер санузла
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    1 / 6
    План на отм. 0.000
    © бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    План на отм. +5.700
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    План на отм. +9.000
    © бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    План на отм. +14.000
    © бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Разрез, совмещенный с аксонометрией
    © бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Разрез по спортивному залы
    © бюро ASADOV
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Гимназия им. Н. В. Пушкова
Россия, Троицк, Октябрьский проспект, владение 35

Авторский коллектив:
Авторский коллектив:
Руководители: А.А. Асадов, А.Р. Асадов
Архитекторы: ГАП: О. Григорьева, М. Матвеев, К. Згурская, А. Балюк; 
Интерьеры
ГАП: С. Соболев, архитекторы: А. Курятников, Д. Певзнер, В. Павловец, Д. Шмаков, А. Леликова, В. Иванова, Е. Ходырева


2019 / 2021 — 9.2024

Генпроектировщик: компания Академпроект
Руководитель Д. Ефромеенко, ГАП Н. Фомичева
 

07 Февраля 2025

АБ ASADOV: другие проекты
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Похожие статьи
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.