English version

Свято место

Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс в Омске
Россия, Омск, ул. Петра Некрасова

Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, В.Липадат, В.Шкуро

2021 — 2022

заказчик: АО «Центр строительных проектов»
0 Для того, чтобы разобраться в этом проекте, необходима небольшая предыстория и история места. 

Город Омск с момента его основания в 1716 году почти 200 лет развивался вокруг гарнизона военной крепости. Первая крепость была маленькой и на левом берегу реки Оми, в 1770-е ее сменила большая – на правом берегу, площадью 30 га и окруженная мощными бастионами. К началу XX века почти все стены, кроме небольшого фрагмента в западной части, были утрачены, остались каменные арки-ворота, гауптфвахта, цейхгауз и несколько гарнизонных строений вперемежку с очень разнообразной поздней застройкой. Плац превратился в Выставочный сквер. 
ТЭЦ-1
В 1915 году между границей главной крепости, за линией вала Подгорного фордштата, по которому к тому времени прошла улица Колпаковская, и берегом реки начали строить первую Омскую ТЭЦ по проекту архитектора Николая Кудрявцева. К 1917 году не успели, первый корпус завершили только в 1918, а ток станция начала давать в 1921. Ленин прислал для нее из Москвы генератор (историю станции и съемку см. здесь и здесь).

Остановили ТЭЦ в 1986 году, оборудование вывезли в 1988, с тех пор неороманское, с ломбарскими арочками здание стоит пустым и изрядно ветшает, хотя имеет статус ОКН регионального значения. 

 

Девелоперу, АО «Центр строительных проектов», принадлежит здание ТЭЦ и пустырь к востоку от нее, сейчас там пара автодромов. Южная граница участка выходит на набережную, за восточной – Воскресенский сквер, северная проходит вдоль Партизанской улицы, по противоположной, правой стороне которой выстроены вполне импозантные неоклассические кварталы, занятые в основном учебными заведениями, к примеру Университетским колледжем агробизнеса и Финансовым университетом; здесь же между двумя кварталами – Музейная улица, на ней филиал Эрмитажа и Музей просвещения. 

Северный угол участка выходит к Омской башне, вдоль западной границы вытянуто здание Казарм 63 Сибирского стрелкового полка, построенное в 1903 году и надстроенное в 2007 году третьим этажом, ОКН и офис Омсэнерго. Оно не входит в границы участка, а небольшой корпус 1938 года у реки, без статуса ОКН – входит. 

Если посмотреть чуть шире, то город вокруг очень пестрый. Неоклассическая ясность свойственна скорее упомянутым выше кварталам в восточной части Партизанской улицы, а территория крепости поглощена разнообразной застройкой вперемежку с зелеными пространствами. Здания конца XVIII века, восстановленный в 2016 году собор, мещанский и промышленный историзм и авторский модернизм – к примеру ДК Дзержинского – перемешаны с административными зданиями 1930-х и 1970-х, школами, больницами и большим количеством жилых домов, как советского, так и постсоветского времени. Западнее участка по набережной – забавный дом-долька родом из 1990-х и советский бассейн; широкая асфальтированная дорога вдоль берега скорее пустынна. Словом, среда, которую мы привыкли ассоциировать с историческим центром, здесь встречается скорее фрагментарно. Между тем старая крепость остается историческим центром города – кто-то говорит даже о духовном центре – и дискуссии вокруг строительства в центре ведутся очень напряженные. 
Дискуссия
Споры вокруг участка ТЭЦ идут давно и в последнее время выросли в нешуточные протесты, широко освещаемые в омской прессе. В данный момент их главная тема – протест против жилой застройки в любом виде. Аргументы: жители обнесут территорию забором, «заставят все вокруг машинами», ухудшат транспортную ситуацию. Временами вспоминают и о прибыли от продажи жилья. Вторую тему хочется определить как протекционистскую: подчас в обсуждении звучит, что в Омске должны строить омские архитекторы. Тоже по-человечески понятные эмоции. Лидер противников жилой застройки территории ТЭЦ-1 – глава омского ВООПИК архитектор Никита Шалмин. 

У сторонников строительства тоже примерно два аргумента: во-первых, территория обнесена забором и исключена из жизни города уже 30 лет, а если споры ни к чему не приведут, то неясно, какое еще время она проведет в таком состоянии; во-вторых, часть денег от продажи жилья заказчик обещает вложить в реконструкцию ТЭЦ-1 и его превращение в культурно-общественный центр города. «Это забор в центре Омска. Хотелось бы, чтобы вместо него там появились функции, которые приносят пользу. Возможно, не самое важное – говорить о том, будет ли это жилая или общественная функция», – говорит главный архитектор Омской области Наталья Старченкова.

Относительно забора и перспектив развития территории с ней согласен и глава омского отделения Союза архитекторов Сакен Хусаинов: «Не считаю, что эту застройку надо откладывать на долгую перспективу. Иначе есть риск оставить эту территорию города заброшенной, каковой она и была» (см. его интервью). Но Хусаинову не все нравится в предложенном проекте. И здесь уже сложно понять, насколько эта позиция обоснована стилевыми соображениями, а насколько протекционистскими. Поскольку актуальный на данный момент проект – московский.  

В 2021 году владелец участка предложил поработать над видением территории московскому архитектурному бюро ASADOV – их порекомендовали как, в частности, авторов концепции «Русская Европа» в Калининграде.

Глава бюро Андрей Асадов оценил техническое задание как здравое, в чем-то даже подвижническое. 
«Перед нами была поставлена задача «перезагрузить» городскую среду в данном месте, дать ей возможность дальнейшего развития. Причем заказчик сам выступил с инициативой реставрации ТЭЦ-1 и ее превращения в культурно-общественное пространство. Замечу, что далеко не всегда при реновации промзоны встречаются такие общественные инициативы – нередко в сохраняемых промышленных корпусах делают, к примеру, жилые или офисные лофты, пусть и с ресторанами в первых этажах.
 
В данном случае требовалось соотношение открытых для всех общественных пространств к закрытым жилым как 35 к 65. Что мы и сделали. Мы изучили несколько проектов, предложенных для этого места за последние 30 лет, и постарались развить все фигурировавшие там полезные идеи: продолжение лучей соседних городских улиц внутри застройки, углубленную площадь перед зданием ТЭЦ с откопанным первым этажом, разделение застройки на три квартала, пешеходный мост через Омь, восстановление утраченной в советское время трубы... Территорию настолько долго и настолько пристально рассматривали наши коллеги, что самые яркие сюжеты уже, так или иначе, где-то фигурировали.

Кое-что мы трактовали, конечно, по-своему. Мы тщательно исследовали и зарубежный, и российский опыт современного строительства в историческом центре: Гамбург, Копенгаген, Калининград, Петербург, Архангельск, Пермь, проект Сергея Скуратова в Минске. Отталкивались и от примеров создания культурных центров в историческом проме – Tate modern, MAAT в Лиссабоне, целый ряд других. И конечно же, ГЭС-2 в Москве. На старых фотографиях наша ТЭЦ-1 узнаваемо похожа на ГЭС-2, мне кажется, это один из очень хороших прообразов.
 
Заказчик, с моей точки зрения, – во многом подвижник. Во-первых, он стремится вернуть эту часть территории городу и хочет восстановить и оживить памятник. Во-вторых – он сам инициировал общественное обсуждение, которое отзывается на проекте и на нем самом достаточно болезненно. Пример соседнего участка совершенно иной: там владельцы попросту кулуарно договорились с кем-то на большую высоту».
Предшествующие проекты
Проекты для участка и здания ТЭЦ предлагали давно, их развитие вполне логично накладывается на основные периоды постсоветской истории. Первый известный нам проект – Городской центр искусств Александра Бегуна 1990 года. Функция культурная, новой застройки минимум, но уже акцентирована ось Музейной улицы и предложен пешеходный мост через Омь. В следующем по времени проекте видим квартальную застройку, не такую плотную, как в исторических кварталах к северо-востоку, судя по всему невысокими домиками. Улицы продолжают уже две главные оси: Музейную улицу и улицу Карла Либкнехта, а перед восточной стеной ТЭЦ предложена углубленная площадь. 

Самыми плотными вариантами застройки участка ТЭЦ были проекты Андрея Сергеева и ТПИ «Омскгражданпроект» 2006–2011 годов: они совмещали функцию офиса Омскэнерго и концертный зал. Здесь также были учтены обе городские оси, плюс еще две, предложен приямок у здания ТЭЦ, открытые амфитеатры и мост. Этому, масштабному предложению Омсгражданпроекта отчасти противостоит другая его работа – проект, который КП датирует 2011 годом. Здесь исчезают дополнительные функции, остается студенческий научный и культурный центр. Предложено восстановить часть бастионов и разместить в них кафе, а в самом большом турбинном зале ТЭЦ-1 автор размещает «парящий» на тонких опорах обтекаемый объем многофункциональной аудитории. СМИ также показывают проект студента СИБАДИ Александра Люлько, его функция фестивальный центр. 

Словом, за прошедшее время ТЭЦ «накопила» внушительный пул идей, основные сюжеты повторяются, а наполнение меняется в зависимости от наличия – или, предположу, отсутствия – инвестора. Ранние проекты сосредоточены на культурном центре, поздние – полемические – на нем же. Между тем в этой истории просматривается и другая закономерность: смена инвестиционной функции с офисной на жилую. 

Рассмотрим же актуальный проект. Он суммирует идеи предшественников и соединяет их с современной архитектурой без стилизации, но рядом как общеисторических, так и контекстуальных отсылок.
Развитие городской ткани
Как мы помним, продолжение городских осей было сюжетом всех предшествующих проектов. Архитекторы любят искать оси и, пожалуй, не зря. В данном случае на линиях, продолжающих две существующие улицы, образуются бульвары. Линии симметрично сходятся, указывая на здание ТЭЦ, приводя к площади перед ним. Собственно точка схода, впрочем, лежит дальше, где-то на воде реки, однако если найти у угла биссектрису, среднюю линию, то она пройдет и по оси исторического квартала Финансового университета, и по оси среднего дома новой застройки, по его «конструктивистскому» скругленному носу. 
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Схема формообразования. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

На этой же центральной оси, суммирующей линии двух улиц, авторы предлагают установить ажурную металлическую башню, призванную напоминать об утраченной трубе ТЭЦ, не воспроизводя ее, однако, в кирпиче. Предполагается, что «труба» будет медиаинсталляцией, светиться по ночам и даже днем сообщать какую-нибудь полезную информацию. Она видна в створе каждой из двух осевых улиц и служит своего рода «ключом» построения – и центром «верхней» городской площади к западу от ТЭЦ. 
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с улицы Карла Либкнехта. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с Музейной улицы. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с юго-запада, с птичьего полета. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Двухъярусная площадь
Еще одна идея, которая также присутствовала в проектах-предшественниках – двухъярусная площадь к востоку от ТЭЦ. Архитекторы предлагают откопать нижний подвальный ярус здания: «Как в Политехническом музее у Ишигами», – поясняет Андрей Асадов, – и устроить на нижнем уровне Г-образную в плане двухъярусную площадь с амфитеатрами в двух ее торцах и гипостилем под «верхней» площадью. Так удается и выиграть еще немного общественного пространства, и усложнить его восприятие для горожан. 
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

В проекте ASADOV над углубленным уровнем нет мостиков и по длинным сторонам он окружен не амфитеатрами – а магазинами и кафе, которые предложено устроить в переднем фронте парковок под жилыми кварталами. Так углубленная площадь станет уютной, городской, по протяженному контуру возникает даже что-то подобное глубокому портику-гипостилю.
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
План парковки. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

В первых этажах вдоль улиц помещения тоже, процентов на 80, отданы коммерческой аренде, только восточная перемычка самого крупного квартала, обращенная к Воскресенскому скверу, отдана встроенному детскому саду, здесь во дворе выгорожена его площадка для прогулок. К этому же кварталу со стороны набережной примыкает ресторан, его объем выдвинут в сторону реки и рифмуется с торцом ТЭЦ. 
План 1 этажа. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Общественные пространства
Как мы помним, опасность потерять эту территорию для города из-за строительства жилья стало одной из главных претензий – не к архитектурному проекту как таковому, скорее к инвестиционному замыслу. Поэтому архитекторы проработали в проекте все, что связано с открытыми / закрытыми пространствами. Напомню, соотношение общественного и частного в проекте 35 к 65, но это если считать площади всех квартир. На поверхности закрыты только два двора «больших» кварталов. 
Схема общественных и приватных территорий. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Схема общественных функций. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Баланс жилых и общественных функций. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

Можно ли будет после строительства ЖК обнести всю территорию забором? Физически это возможно, но проницаемость новой застройки можно защитить регламентом использования территории, – поясняют авторы проекта. Если город примет регламент, соответствующий концепции, забор поперек улицы будет нарушением закона, ну и задачей города будет следить за его исполнением. Тем более под бдительным надзором общественности. Отрицательные примеры, когда архитектор планирует открытое городское пространство, а его затем перегораживают, безусловно, известны; но есть ведь и положительные примеры с сохранением общественных улиц. Хотя бы ЗИЛАРТ, «Садовые кварталы» и «Царская площадь» в Москве. 

Помимо двух центральных осей, проходящих через площади вокруг ТЭЦ, в проекте есть два прохода по сторонам территории, там же несколько наземных парковок для МГН. Подземный паркинг на 503 места, по словам Андрея Асадова, предназначен не только для жителей, но и для гостей. Мест достаточно много – именно для того, чтобы избежать парковок в окрестностях. Сложно, впрочем, сказать, купят ли парковки – но, может быть, их будут продавать вместе с квартирами? 

Две общественных территории образуются на городской территории, но вплотную к границам комплекса: это бульвар на севере, перед Омскими воротами вдоль Партизанской улицы и набережная Тухачевского на юге. Набережную планируется благоустроить по программе комфортной городской среды, хотя эскизный проект с амфитеатрами и настилом над водой авторы предложили – согласно концепции, набережная делится на три уровня разной степени активности: разноформатный городской, веселый молодежный с кафе, и тихий семейный в нижней части у воды.

Есть в проекте и пешеходный мост через Омь. 
Вид с реки на пешеходный мост. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Набережная, нижний (семейный) уровень. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вечерний вид с юго-запада, со стороны реки. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
ТЭЦ-1 как ГЭС-2
Андрей Асадов сравнивает роль ТЭЦ-1 в проекте с хрестоматийным московским примером ГЭС-2 Ренцо Пьяно. Они действительно в чем-то схожи, начиная от протяженного плана и романтического вида здания и заканчивая культурно-рекреационной функцией; даже идеи с трубами перекликаются между собой. Хотя, конечно, ГЭС-2 в полтора раза крупнее, а с дороговизной ее реставрации еще нескоро, вероятно, кому-то удастся посоревноваться всерьез. Однако главное в этом сопоставлении – культурная функция и открытость здания для города; заметим, что и в истории проектирования вокруг ТЭЦ-1 зданию всегда приписывали именно такую функцию, попыток превратить его в жилье или офисы не было. 

В данном случае архитекторы для исторического здания предлагают универсальную структуру, для наполнения и программирования которой, по словам авторов, можно было бы привлечь местных активистов. В здании могут проходить выставки и образовательные мероприятия, развиваться креативные проекты. Фудкорт призван способствовать привлечению потока посетителей, он, так же как и кафе на улицах, был бы полезен для студентов соседних вузов.
Три квартала
Итак, камень преткновения – жилые дома. От 5 до 7 этажей, с соблюдением высотных ограничений, два замкнутых квартала с приватными, как мы помним, дворами и палисадниками у части квартир первых этажей. Высотность – до 6 этажей, нижние этажи выше жилых, максимальная высотная отметка 24 м. 

Любопытно, что помимо городских осей и высотных ограничений планировку кварталов определяет и роза ветров. «Наиболее сильные ветра – южный и юго-западный», – говорят архитекторы. Поэтому здания развернуты перпендикулярно ветру, а проходы в кварталы устроены диагонально, что тоже защищает от сквозняков.
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

Жилая застройка состоит из двух кварталов: «городского» западного, со стороны крепости и музеев, и «приречного» восточного у Воскресенского сквера. Они оба – семейного формата, микс квартир включает достаточно объемные предложения, но высотность «городского» квартала меньше из-за ограничений, он компактнее, его двор меньше; в его квартирах предусмотрено больше  террас, а южный угол в первом этаже отдан рынку и фудкорту и отделен от жилой части сквозным проходом в сторону крепости. «Приречный» квартал крупнее и по высоте, и в плане, квартиры первых этажей в нем наделены палисадниками, а в его первый этаж, как мы помним, встроены детский сад и ресторан. 

Центральный дом, узкий и тонкий, между двумя осевыми улицами, авторы определяют как молодежный: квартиры в нем меньше, он расположен в центре городской жизни, весь его первый этаж отдан городским функциям, а двора нет, – но его заменяют две ниши с патио на кровле первого этажа. 
  • zooming
    1 / 3
    План 2 и 3 этажей. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 3
    План 4 и 5 этажей. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 3
    План 6 этажа. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV

Архитектуру домов, предложенных архитекторами ASADOV, сами авторы определяют как современную, но адаптированную под строительство в историческом центре. Действительно, за последние 20-30 сложился достаточно устойчивый паттерн – обобщенный, построенный на сопоставлении форм, фактур и линий и не использующий декор, но оперирующий, скажем так, общими понятиями: к примеру, скатные кровли создают силуэт, созвучный с исторической застройкой, в данном случае прежде всего с кровлями ТЭЦ-1. В то же время они, как подчеркивают авторы, позволяют осветить квартиры последнего этажа сверху. Другая особенность подхода – сочетание разных фасадов, дробление объемов, которые подчиняются то кирпичной сетке, то шахматному чередованию лоджий, то варьируют выступы эркеров. Надо признать, что этот интернационально-локальный фикс архитекторы ASADOV освоили хорошо, как и описанную выше работу с миксом функций пространств разного типа. Выше Андрей Асадов упоминает «Русскую Европу», но можно вспомнить и его участие в конкурсе в Ульяновске
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

Несмотря на некоторую обобщенность решений, которая, однако, наделена способностью недвусмысленно указывать на наше время, подход обладает выраженным контекстуализмом, и дело не только в скатных кровлях и даже не в многократно упомянутых городских осях. Авторы стремятся находить и использовать максимально абстрактные зацепки в контексте – к примеру, если мы посмотрим на городское окружение, то увидим в нем довольно много ступенчатых силуэтов, и в объеме, и на планах соседних зданий, в частности, можно заметить «гармошку» модернистского ДК Дзержинского или уступчатый угол Минстроя. Не отсюда ли множество зигзагов в проекте Асадовых? Именно так решены патио «молодежного» дома, а внутренний фасад детского сада попросту параллелен фасаду ДК...

Другая особенность реакции на контекст – архитекторы стремятся подчеркнуть отличия новых домов от старой кирпичной ТЭЦ, поэтому внешние фасады своих объемов делают в основном светлыми, белыми или из бежевого кирпича. Зато внутренние стены и дворов, и патио, и других выемок – терракотово-кирпичные. 

***

Возвращаясь к спорам. Мне кажется, что их суть, помимо экономической, общественно-градозащитной, протекционистской и прочих, также касается взгляда на типологию городского пространства. 

Существует довольно популярный взгляд, который можно описать словами из анекдота: «...Ничего не трогай!». Он легко описывает отношение многих людей к любой вообще стройке в центре города. Есть незастроенная площадка? Давайте сделаем парк! Лучше всего этот метод сработал с Зарядьем, на месте которого, как мы помним, планировалась квартальная застройка от сэра Нормана Фостера. Хотя нельзя сказать, что парк Зарядье совсем уж не застроен, он скорее весь состоит из строений, просто в основном – подземных. По отношению к Тучкову буяну парковый подход сработал уже как-то, мягко говоря, кривовато. Но это два самых известных российских примеров, а сколько раз мы слышали в других случаях предложение отобрать участок у застройщика и сделать парк – не сосчитать. Но эти парки появлялись в очень тесной застройке, как небольшие пятна и потому всех так радовали.

Но если мы посмотрим на большую часть российских кремлей, то увидим, что они, в основном, пусты или полупусты. А происходит эта пустота от уважения к духовной ценности исторического центра города, в котором лучше ничего не делать, чтобы не сделать плохо.

Возвращаясь к Омску. Его крепость – большая, по площади сопоставима с московским Кремле: 28 га к 30 га, но в Кремле посетители видят только часть, поэтому он большим не кажется. В Омске же с утратой большей части стен среда внутри крепости превратилась в «рыхлую», хотя и разнообразную. По ощущениям, в XX веке город «хлынул» на эту территорию, ну и затопил ее в значительной части. Среда центра здесь ощущается далеко не везде; вот к северу от Партизанской улицы и на соседней улице Ленина – пожалуй, да. И если мы посмотрим на карту, то увидим, что зелени в центре довольно много: изрядно заросший сквер на плацу, Воскресенский сквер, сменивший Любинскую рощу, и целая группа зеленых пространств вокруг крепости, на месте отступа защитных полей, необходимый ей в XVIII веке с точки зрения фортификации. Иными словами, зелени в центре немало, а вот кварталов городского типа, с красными линиями, улицами, оживленными постоянно и не только автомобильным движением, уютных в смысле уюта городского пространства – пожалуй, не очень много. Жилая функция, как-никак, делает район круглосуточно живым и даёт энергию окружающему пространству.

В этом смысле предложенный вариант кажется перспективным. Хотя, учитывая напряженность дискуссии, сложно сказать, к чему все придет. Но хочется посмотреть, что получится. Принято считать, что общественные протесты спасают город, но ведь может быть и так, что остановят попросту любое движение в его развитии.
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    Встройка в панораму Партизанской улицы. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
Проект:
Многофункциональный комплекс в Омске
Россия, Омск, ул. Петра Некрасова

Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, В.Липадат, В.Шкуро

2021 — 2022

заказчик: АО «Центр строительных проектов»

04 Мая 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Похожие статьи
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.