Модернизация системы Домов и Дворцов культуры: уровень одного ДК

С любезного разрешения авторов публикуем главу новой книги, посвященной проекту «Идентичность в типовом», вышедшей в издательстве Tatlin.

mainImg
Книга суммирует результаты исследования, длившегося два года и посвященного сохранившимся в нашей стране зданиям типовых ДК и перспективам их ревитализации. Тематически она состоит из трех частей: прошлое, настоящее и будущее. Глава, посвященная будущему, делится на три части по масштабности взгляда: вначале авторы рассматривают уровень конкретных зданий, затем региона, затем страны.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Исследование не ограничивается архитектурно-градостроительной проблематикой, в значительной части затрагивает социологию и претендует на комплексное осмысление проблемы. Оно содержит схемы, сопоставления и подборки примеров, в том числе – реальных проектов обновления ДК, разработанных авторами исследования. [См. наш рассказ о городском ДК в Воронеже и о проекте обновления ДК в Ельце]. 
  • zooming
    1 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    2 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    3 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    4 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    5 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Авторы текста и проектов – Алексей Боев и Дарья Наугольнова, основатели АБ VISOTA architects. Руководитель и координатор проекта «Идентичность в типовом» – Елена Петухова.

Вашему вниманию – фрагмент главы о будущем, посвященный уровню одного ДК. Фрагмент интересен тем, что именно он прежде всего стал результатом работы архитекторов и координатора над обновлением конкретных клубов. 

 
  
Модернизация системы Домов и Дворцов культуры на трех уровнях


В прошлых главах мы познакомились с уроками, которые мы вынесли из истории системы домов и дворцов культуры, и разобрали, в чём ее ценность для современного общества. В этой главе мы представляем вашему вниманию наше видение её возможного развития в будущем.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

В данный момент большинство ДК не реализуют и одной трети своего потенциала. Это происходит по множеству причин, но главная из них – это непонимание требований времени и запросов современного общества.
 
Требование времени сегодня – это необходимость развития креативной экономики. Экономика такого типа основывается на творческом потенциале людей, благодаря которому, они разрабатывают новые подходы в предпринимательстве, искусстве, дизайне и совершают научные открытия.
 
Креативная экономика предъявляет иные, чем индустриальная экономика, требования к людям и пространству города. Креативный город должен быть местом, где есть все условия для созидательного досуга и творчества. При переформатировании ДК смогут предоставить всем без исключения жителям возможность реализовывать свой творческий потенциал, создавать коллаборации и стартапы.

За время существования нашего проекта мы прошли путь от работы над проектами реновации отдельных ДК до понимания того, что без воздействия на всю систему масштабные изменения невозможны. Поэтому мы расширили наш проект и рассматриваем проблемы системы ДК на трёх уровнях: на уровне отдельных ДК, на уровне региона и на уровне всей страны.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
Масштаб одного ДК

Существующее состояние

Проблема угасания системы ДК заключается не в том, что современным людям не нужна культура или они не хотят развиваться. Упадок обусловлен тем, что ДК предоставляют услуги творческого и духовного развития в обществе, где у многих людей не удовлетворены базовые потребности. Во времена, когда ДК принадлежали предприятиям, их функции были намного востребованнее, потому что они определялись самими пользователями через профсоюзы. 
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

С нашей точки зрения, ДК должны пересмотреть свой подход к предоставляемым услугам и поставить в приоритет те, которые могут в короткий срок помочь людям изменить их жизнь к лучшему. В случае когда базовые потребности закрыты, у человека появляется необходимость в творческом и духовном развитии. Но даже тем людям, которые приходят в учреждение заняться творчеством, ДК не кажутся привлекательными площадками. Большинство ДК не имеют качественной инфраструктуры, к которой сегодня привыкли люди. 
  1. Услуги ДК не соответствуют потребностям посетителей. Сегодня большинство ДК подчинены местным управлениям культуры и устав их деятельности предписывает удовлетворять культурные и духовные потребности населения. Согласно пирамиде Маслоу, творческая реализация – одна из высших потребностей человека. Но высшие потребности становятся актуальны только тогда, когда удовлетворены базовые. Из истории мы знаем, что 70 лет назад целью деятельности ДК было, как раз всестороннее улучшение качества жизни рабочего. 
     
  2. Пространства используются неэффективно. ДК работают в основном вечером, так как большинство их посетителей – дети и пенсионеры. Творческие студии часто размещаются в ДК неравномерно: большие коллективы могут занимать целые залы и работать там всего несколько часов в неделю, не пуская при этом другие студии. В итоге здание ДК и его окружение используются максимум на 30–50% от возможной мощности.
     
  3. Нет вовлечения в процесс. В типовых зданиях ДК, как правило, есть большое парадное фойе, но остальная часть здания – это коридоры и кабинеты. Занимаясь чем-то в ДК или приводя туда ребёнка, люди не знают, что происходит в других репетиционных залах и студиях. Спонтанное вовлечение в процесс невозможно: чтобы стать частью какого-либо коллектива или объединения в ДК, туда нужно записаться и посещать его на регулярной основе. Процесс создания и перформанса в ДК по прежнему очень академичен: занятия по жесткому расписанию, а после отчётное мероприятие.
     
  4. Посетители – в основном дети и пожилые. Из истории системы ДК мы знаем, что очень долгий период истории основными посетителями ДК были как раз молодежь и люди трудоспособного возраста. Сейчас ДК посещают в основном дети до 12 лет и люди старше 65. Это аудитория, несомненно, важна, но без привлечения платёжеспособных посетителей ДК не сможет выйти на уровень устойчивого развития и инвестировать в социальные проекты. 

А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»


Предложение по модернизации

Создание комфортной инфраструктуры и актуального ассортимента услуг необходимый минимум в модернизации каждого ДК, причём одно невозможно без другого. Но обновление здания и набора функций – это лишь начальный этап перезапуска ДК и его устойчивого развития. Следующий этап это понимание потребностей посетителей, налаживание взаимодействия с активными сообществами, обучение персонала ДК, привлечение креативных индустрий и многое другое.

Понятие культуры не синонимично понятию искусства. Это и культура общения, и семьи, и работы в команде, и отношения к своей стране и истории. ДК должны стать учреждениями культуры в широком смысле этого слова. Проанализировав историю системы ДК, мы поняли, что ответ на вопрос «Как сделать ДК востребованными и эффективными?» уже заложен в тех выводах, которые мы получили. ДК должны отвечать требованиям времени, запросам общества, зарабатывать и быть мультифункциональными – это и есть условия дальнейшего существования и развития системы ДК. 
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  1. Услуги ДК складываются из потребностей посетителей. Для удовлетворения в первую очередь базовых потребностей людей в ДК должна быть, как минимум, создана инфраструктура: кафе, уютное фойе, комната матери и ребенка. Потребность в знаниях удовлетворят библиотека и коворкинг, спортзал – потребность в физической активности, сообщества – потребность в общении. Помимо основных функций, ДК может брать на себя и решение различных социальных проблем. Например, в некоторых районах могут быть востребованы услуги, связанные с интеграцией мигрантов: оказание им психологической поддержки, программы профориентации и дополнительного образования. 
     
  2. Полная занятость пространств. Если большинство помещений ДК будут многофункциональны, это даст возможность коллективам разной численности работать в одном помещении. ДК может заполнять свободные студии анонсируя график заполнения на сайте. Часть помещений можно сдавать на платной основе, а часть – бесплатно, но с учётом того, что арендатор привлечёт в ДК новую аудиторию. 
     
  3. Любой желающий может стать участником процесса. Пространства современного ДК должны быть открытыми, чтобы посетители могли почувствовать себя участниками процесса. Это важно, потому что современный подход к обучению основывается на принципе «сделай и пойми» – доказано, что новые знания лучше усваиваются в ходе творческой деятельности. Креативные решения чаще рождаются в неформальной, дружелюбной обстановке. 
     
  4. ДК посещают люди всех возрастов. Для привлечения посетителей всех возрастов ДК необходимо постоянно отслеживать потребности жителей и адаптировать под них свою инфраструктуру и услуги. Одной из основных, задач ДК является привлечение платежеспособных посетителей и креативных предпринимателей, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Оплачивая аренду и коммерческие услуги, они дают ДК возможность инвестировать в социальные проекты и своё развитие.
Книгу можно приобрести за 2000 р. на сайте издательства Tatlin.

28 Сентября 2021

Похожие статьи
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Сейчас на главной
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.