Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка

Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.

0 С любезного разрешения Strelka Press публикуем фрагмент из книги «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» швейцарских исследователей Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра. Предмет их наблюдений – нью-йоркский район Сохо.

 
Фотография: предоставлена Strelka Press

 
№3. Уличные торговцы способствуют пешеходному движению
Вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, уличная торговля положительно влияет на пешеходный поток. Торговцы не только играют роль буфера между пешеходной зоной и проезжей частью, но и выступают в качестве визуальных и звуковых ориентиров, которые способствуют формированию чувства защищенности у прохожих. Зазывные крики и прибаутки уличных торговцев складываются в подобие импровизированного театрального представления, в котором прохожие на мгновение становятся заинтересованными зрителями и отвлекаются от своих переживаний.
«Чтобы улица большого города была способна выдерживать наплыв незнакомцев и даже повышать с их помощью уровень безопасности, что всегда происходит на успешных городских участках, она должна отвечать трем главным требованиям: <…> и в-третьих, на тротуаре более или менее постоянно должны быть использующие его люди. Это важно как для увеличения за их счет числа полезных глаз, так и для того, чтобы у достаточного количества людей в зданиях вдоль улицы был стимул смотреть на тротуары».
(Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М., 2011. С. 49.).
 
№24. Однообразная сетка кварталов порождает разнообразие застройки
«Кроме того, двухмерная дисциплина решетки создает прежде немыслимые возможности для трехмерной анархии. Решетка определяет тот новый баланс между
регуляцией и дерегуляцией, при котором город может быть одновременно упорядоченным и текучим: метрополисом жестко организованного хаоса».
(Колхас Р. Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена. М., 2013. C. 336.).
Колхас утверждает, что отражением строгого единства сетки улиц становится огромное разнообразие высотности и назначений использования зданий. Когда в 1790 году на Манхэттене расчертили сетку из 1860 участков правильной формы, был заложен фундамент для свойственной ему свободы выражения деловой энергии. Строгий земельный план породил желание более обособленного вторжения в третье измерение. Однородная сетка привела не к монотонности застройки, а к ее разнообразию. После того как план улиц был утвержден, начался трехлетний строительный бум, в результате которого стандартные кварталы были застроены совершенно разными, отличными друг от друга зданиями.
 
№30. Вход – это препятствие
Устройство входа определяет границу между внутренним и внешним и задает уровень психологических и физических усилий, необходимых для прохождения через него. Но на степень его выразительности также влияют размер входной группы, прозрачность материалов и ожидания того, что ждет за дверьми. Эти особенности восприятия обязательно учитываются архитекторами и дизайнерами интерьеров, которые придумывают оптимальное расположение входа для каждого конкретного магазина. Результаты их работы в Сохо самые разнообразные. Кое-где граница между общественной и частной средой может быть полностью уничтожена, когда пространство магазина ничем не отделено от тротуара. Для того чтобы попасть в другой магазин, нужно преодолеть несколько ступенек – такой вход с дополнительным барьером в пространстве должен подчеркнуть высокую ценность бренда.
 
№34. Витрины – это зеркала
Пусть витрины в первую очередь задуманы для того, чтобы выставлять предлагаемые товары, они производят тот же эстетический эффект, что и любое окно, – и его не стоит сбрасывать со счетов. В зависимости от того, как падает свет, витрины помещают фрагменты нашего окружения в новое измерение – картинки накладываются на реальность, придавая пространству улицы мнимую глубину, а бесчисленные отражения света меняют формы зданий. Для многих пешеходов, которые каждый день проходят мимо магазинов, зеркальные витрины предоставляют удобную возможность украдкой проверить свой внешний вид.

 

№42. После полудня люди начинают идти медленнее
В районе с достаточным разнообразием повседневных активностей группы людей, преобладающие в общественном пространстве, будут сменяться в зависимости от времени суток. Своим поведением, культурной принадлежностью и типом активности они будут определять настроение района. Например, по тому, как и с какой скоростью идут прохожие, можно понять, зачем они вышли на улицу в данный момент. По утрам в городе преобладает строгий темп спешащих на работу, а после полудня становится больше туристов (в самом широком смысле этого слова), которые, кажется, невольно следуют за приманками, выставленными в витринах магазинов, – с высоты птичьего полета их передвижения по улице напоминают беспорядочные зигзаги или движения по кругу. Вечером, по мере того как люди возвращаются домой, местные жители постепенно вновь становятся частью уличного пейзажа. Повторяясь изо дня в день, этот цикл наполняется ритуалами, которые упорядочивают его.
 
53. Отцы встречают друг друга на детских площадках
В отличие от многих других общественных пространств игровая площадка в широком смысле этого термина – подходящее место, чтобы погулять или провести какое-то время. Это всегда точка пересечения разных поколений, подпитываемая социальными связями местных жителей. Дети – безусловно, полноценные члены общества, и удовлетворение их потребностей обогащает общественное пространство. Более того, те социальные связи, которые возникают на детских площадках, не ограничиваются конкретным местом и временем. Они служат укреплению местного сообщества. Отцы, случайно познакомившиеся на площадке, могут через пару недель собраться вместе со своими семьями на барбекю. А в следующий раз они позовут своих друзей. Случайные знакомства становятся основой общей идентичности и безопасности на районном уровне. Чем плотнее сеть социальных связей, тем важнее роль общественных пространств в качестве мест, где люди проводят свою жизнь. Случайные встречи соседей друг с другом происходят в каждом городском пространстве, где пересекаются их пути: на перекрестке, в продуктовом магазине, во дворе и, конечно же, на детской площадке – точке кристаллизации местного сообщества в любом районе.
 
54. Маленькие площади более востребованы, чем большие
Чем меньше площадь сквера, двора или перекрестка, тем больше вероятность встретить соседа или друга. Следовательно, не только наличие таких мест, но и их размер влияет на плотность сети социальных связей района. Вообще не бывает слишком больших или слишком маленьких площадей. Размер площади в городе всегда следует рассматривать относительно количества людей, которые будут ей пользоваться. Когда на небольшой площади соберется пятнадцать человек, мы скорее будем воспринимать ее как загруженную. Площадь чуть большего размера, на которой будет находиться то же количество людей, может казаться опустевшей. Если учесть востребованность и количество посетителей, возможно рассчитать оптимальный размер площади в конкретной части города. Например, в жилых районах, где повышена потребность в уединении и безопасности, всегда будут уместны небольшие площади и скверы, территорию которых можно оживить компанией из трех-четырех человек.
«Закончу я похвалой малым пространствам. Они создают потрясающий эффект умножения, который затрагивает не только тех, кто их постоянно использует, но и гораздо большее количество людей, кто проходит мимо и наслаждается ими опосредованно, и даже еще большее количество людей, чье восприятие центра города меняется в лучшую сторону от самого факта существования таких пространств. Для города эти места бесценны, чего бы ни стоило их создание. Они складываются из базовых элементов и находятся прямо перед нашим носом».
(Уильям Уайт. Общественная жизнь малых городских пространств, William H. Whyte. The Social Life of Small Urban Spaces. New York, 2004. P. 1.).

26 Марта 2020

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Сейчас на главной
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.