Ускользающая красота

Фрагмент из книги «Монументальная мозаика Москвы: между утопией и пропагандой» с фотографиями Джеймса Хилла.

mainImg
Издательство «Бомбора» совместно с центром современного искусства CUBE! выпустило книгу, посвященную монументальной мозаике Москвы.

Основная ценность книги, пожалуй, в ее иллюстрациях. Фотографии, которых здесь больше сотни, сделаны Джеймсом Хиллом, обладателем Пулитцеровской премии и лауреатом World Press Photo. Качество работ и цветопередача наделяют фотографии научной и документальной ценностью. Мозаики можно рассмотреть в деталях, а указание адресов позволяет использовать книгу в том числе и в качестве путеводителя.

Под одной обложкой собраны мозаичные панно, размещенные на самых разных архитектурных объектах Москвы – от вестибюлей метрополитена до панельных домов. Материал группируется по темам: разделы посвящены армии, спорту, науке, культуре, абстракциям. Подготовка книги к публикации сопровождалась также серьезной работой по атрибуции. Во вступительной статье Екатерина Рускевич и Анна Петрова прослеживают историю мозаики от Месопотамии до советской Москвы. 

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент, исследующий женские образы. 
Е.С. Зернова «Книги – память человечества», Ул. Донская, 39/4 1960-е
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
«Женщины мира, вперед, вперед!»
Женские образы в советском монументальном искусстве интерпретировались художниками по большей части символически: все они становились знаками и аллегориями. Если в ранней московской мозаике 1930-х у Дейнеки женщина-мать еще соположена в одной серии панно с женщиной с веслом и женщиной-спортсменкой, то уже у Павла Корина за женскими образами закрепляются гендерные роли: традиционный – матери с ребенком на руках (панно на станции метро «Новослободская», 1952) и типично советский – труженицы-колхозницы (станция «Павелецкая», 1963). Для панно на «Новослободской» художнику позировала жена архитектора станции Алексея Душкина, Тамара, образ которой читается и на «Павелецкой».
А.А. Дейнека, мастерская В.А. Фролова, «Скульптура (Статуя). Станция метро »Маяковская", арх. А.Н. Душкин 1938 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
А.А. Дейнека, мастерская В.А. Фролова, «Мать с ребенком». Станция метро «Маяковская», арх. А.Н. Душкин 1938 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Женщина возглавляет «Парад трудящихся» на правой части триптиха в вестибюле станции «Добрынинская» (1951). Она держит ребенка на плече, прямо у плаката с портретом Гагарина (до 1960-х здесь был Сталин). В торце подземного зала этой же станции внутри арки размещается панно Серафима Павловского (1967), на котором «мать и дитя», выложенные смальтой и натуральным камнем», становятся центром мироздания: за ними плывут планеты и парят искусственные спутники.

Послевоенное агитационное искусство распространяет образ Родины-матери, известный по плакату (1941) Ираклия Тоидзе и отсылающий к России-матушке еще времен Первой мировой. Павел Корин на «Комсомольской-кольцевой» (1954) изображает попирающую фашистские штандарты Родину-мать с ветвью оливы и серпом и молотом в руках. Ее суровый взгляд и поза победительницы отсылает к античной Афине Палладе, а синее платье и красная накидка – к образу Богородицы (Корин происходил из династии иконописцев).
П.Д. Корин «Рабочий и колхозница», фрагмент. Станция метро «Павелецкая» Кольцевой линии, торец подземного зала 1963 г (?)
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Символом многообразия национальных культур советской империи выступают представительницы советских республик в национальной одежде (женский народный костюм действительно сохранялся во многих традициях дольше и лучше мужского). На станции метро «Киевская-кольцевая» (1953) девушки в венках и вышиванках гуляют по улицам Киева и на Красной площади в Москве. В расположенном на той же станции панно «Содружество народов – источник расцвета социалистической Родины» в народных костюмах выступают девочка и две девушки, тогда как мальчик на первом плане одет в голубую рубашку с пионерским галстуком.

Воплощением идеологем «дружба народов» и «мир во всем мире» женские образы становятся позднее, в 1960-е. Вторая мировая и последовавшая за ней холодная война обусловили противостояние и раздел сфер влияния между крупнейшими ядерными державами – США и СССР. Напряженная международная обстановка показательно разряжалась «слетами миротворцев», крупнейший из которых – Всемирный конгресс сторонников мира – проходит в 1949 году в Праге и Париже. Его эмблема – белый голубь с веткой оливы в клюве – была нарисована Пабло Пикассо и быстро стала универсальным символом мира. Профиль Сталина заменяется Павлом Кориным на летящих белых голубей в панно «Мир во всем мире» на станции «Новослободская». «Голубка Пикассо» воспроизводится Борисом Чернышевым рядом с фигурами «Девушки c Огненной земли» и «Юноши с Маркизских островов» – мозаиками здания Зеленого театра в Парке Горького, перестроенного специально для Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года.
А.А. Кулиев «Искусство», фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин») Ул. Мельникова, 7/1 1974
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Композиция Андрея Кузнецова «Матери мира» (1967) изображает детей, строящих из кубиков общую башню, в окружении матерей – женщин трех континентов: Африки, Азии и Европы. Это станковое панно, созданное для выставки «Советская Россия», было смонтировано на месте сталинского портрета в вестибюле станции «Проспект Мира», переименованной в 1957 году в честь международного движения за мир.
  • zooming
    1 / 4
    П.Д. Корин, В.Ф. Бордиченко, Б.В. Покровский «Мир во всем мире». Станция метро «Новослободская», торец подземного зала, арх. А.Н. Душкин 1952 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    2 / 4
    И.Г. Бережной «Детская книга» Сущевский вал, 49 1979 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    3 / 4
    Б.И. Казаков Панно в вестибюле Тушинская детская городская больница (Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой), главный корпус Ул. Героев Панфиловцев, 28 1989 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    4 / 4
    К.Ю. Королев «Моя Родина» («Россия»). Московский центральный автовокзал Щелковское шоссе, 75. Демонтировано 1966–1971 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Спектр женских профессий значительно расширяется в искусстве модернизма. Женщина-учитель появится на панно Екатерины Зерновой (1960-е) и Игоря Бережного (1979), женщина-художник фигурирует в вестибюле конференцзала МГИМО ((1976) 1983), женщина-архитектор – в композиции Абдуллы Кулиева «Искусство» (1974). Аллегорическими женскими фигурами оперируют Борис Тальберг («Гостеприимство», 1980), Борис Неклюдов («Времена года», 1983) и Валентин Иванов (панно с тремя женскими лицами у «Трехгорной мануфактуры», 1976). Целая галерея женских образов – от Венеры Милосской до революционерки и японки с цветком в руках – представлена Владимиром Замковым в мраморной композиции «Культура, искусство, театр» (1980) в Культурном центре Олимпийской деревни.
  • zooming
    1 / 3
    В.К. Замков «Культура, искусство, театр». Культурный центр Олимпийской деревни (Концертный зал имени С.В. Рахманинова «Филармония-2»), фойе. Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 1, 1980 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    2 / 3
    Неизвестный художник. Панно в конференц-зале Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Проспект Вернадского, 76 1976 (1983)
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    3 / 3
    Неизвестный художник. Панно в конференц-зале Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Проспект Вернадского, 76 1976 (1983)
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Манифестом женского самопредставления становится панно Елены Романовой «Женщины и мода» (1982), демонстрирующее историю костюма: античную тогу, кринолины, турнюр… Здесь символом нового времени выступает девушка на каблуках, в желтом комбинезоне.
Е.Б. Романова «Женщины и мода», фрагмент. Магазин «Женская мода» Измайловское шоссе, 6, 1982 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

 

04 Мая 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.