Ускользающая красота

Фрагмент из книги «Монументальная мозаика Москвы: между утопией и пропагандой» с фотографиями Джеймса Хилла.

mainImg
Издательство «Бомбора» совместно с центром современного искусства CUBE! выпустило книгу, посвященную монументальной мозаике Москвы.

Основная ценность книги, пожалуй, в ее иллюстрациях. Фотографии, которых здесь больше сотни, сделаны Джеймсом Хиллом, обладателем Пулитцеровской премии и лауреатом World Press Photo. Качество работ и цветопередача наделяют фотографии научной и документальной ценностью. Мозаики можно рассмотреть в деталях, а указание адресов позволяет использовать книгу в том числе и в качестве путеводителя.

Под одной обложкой собраны мозаичные панно, размещенные на самых разных архитектурных объектах Москвы – от вестибюлей метрополитена до панельных домов. Материал группируется по темам: разделы посвящены армии, спорту, науке, культуре, абстракциям. Подготовка книги к публикации сопровождалась также серьезной работой по атрибуции. Во вступительной статье Екатерина Рускевич и Анна Петрова прослеживают историю мозаики от Месопотамии до советской Москвы. 

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент, исследующий женские образы. 
Е.С. Зернова «Книги – память человечества», Ул. Донская, 39/4 1960-е
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
«Женщины мира, вперед, вперед!»
Женские образы в советском монументальном искусстве интерпретировались художниками по большей части символически: все они становились знаками и аллегориями. Если в ранней московской мозаике 1930-х у Дейнеки женщина-мать еще соположена в одной серии панно с женщиной с веслом и женщиной-спортсменкой, то уже у Павла Корина за женскими образами закрепляются гендерные роли: традиционный – матери с ребенком на руках (панно на станции метро «Новослободская», 1952) и типично советский – труженицы-колхозницы (станция «Павелецкая», 1963). Для панно на «Новослободской» художнику позировала жена архитектора станции Алексея Душкина, Тамара, образ которой читается и на «Павелецкой».
А.А. Дейнека, мастерская В.А. Фролова, «Скульптура (Статуя). Станция метро »Маяковская", арх. А.Н. Душкин 1938 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
А.А. Дейнека, мастерская В.А. Фролова, «Мать с ребенком». Станция метро «Маяковская», арх. А.Н. Душкин 1938 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Женщина возглавляет «Парад трудящихся» на правой части триптиха в вестибюле станции «Добрынинская» (1951). Она держит ребенка на плече, прямо у плаката с портретом Гагарина (до 1960-х здесь был Сталин). В торце подземного зала этой же станции внутри арки размещается панно Серафима Павловского (1967), на котором «мать и дитя», выложенные смальтой и натуральным камнем», становятся центром мироздания: за ними плывут планеты и парят искусственные спутники.

Послевоенное агитационное искусство распространяет образ Родины-матери, известный по плакату (1941) Ираклия Тоидзе и отсылающий к России-матушке еще времен Первой мировой. Павел Корин на «Комсомольской-кольцевой» (1954) изображает попирающую фашистские штандарты Родину-мать с ветвью оливы и серпом и молотом в руках. Ее суровый взгляд и поза победительницы отсылает к античной Афине Палладе, а синее платье и красная накидка – к образу Богородицы (Корин происходил из династии иконописцев).
П.Д. Корин «Рабочий и колхозница», фрагмент. Станция метро «Павелецкая» Кольцевой линии, торец подземного зала 1963 г (?)
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Символом многообразия национальных культур советской империи выступают представительницы советских республик в национальной одежде (женский народный костюм действительно сохранялся во многих традициях дольше и лучше мужского). На станции метро «Киевская-кольцевая» (1953) девушки в венках и вышиванках гуляют по улицам Киева и на Красной площади в Москве. В расположенном на той же станции панно «Содружество народов – источник расцвета социалистической Родины» в народных костюмах выступают девочка и две девушки, тогда как мальчик на первом плане одет в голубую рубашку с пионерским галстуком.

Воплощением идеологем «дружба народов» и «мир во всем мире» женские образы становятся позднее, в 1960-е. Вторая мировая и последовавшая за ней холодная война обусловили противостояние и раздел сфер влияния между крупнейшими ядерными державами – США и СССР. Напряженная международная обстановка показательно разряжалась «слетами миротворцев», крупнейший из которых – Всемирный конгресс сторонников мира – проходит в 1949 году в Праге и Париже. Его эмблема – белый голубь с веткой оливы в клюве – была нарисована Пабло Пикассо и быстро стала универсальным символом мира. Профиль Сталина заменяется Павлом Кориным на летящих белых голубей в панно «Мир во всем мире» на станции «Новослободская». «Голубка Пикассо» воспроизводится Борисом Чернышевым рядом с фигурами «Девушки c Огненной земли» и «Юноши с Маркизских островов» – мозаиками здания Зеленого театра в Парке Горького, перестроенного специально для Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года.
А.А. Кулиев «Искусство», фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин») Ул. Мельникова, 7/1 1974
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Композиция Андрея Кузнецова «Матери мира» (1967) изображает детей, строящих из кубиков общую башню, в окружении матерей – женщин трех континентов: Африки, Азии и Европы. Это станковое панно, созданное для выставки «Советская Россия», было смонтировано на месте сталинского портрета в вестибюле станции «Проспект Мира», переименованной в 1957 году в честь международного движения за мир.
  • zooming
    1 / 4
    П.Д. Корин, В.Ф. Бордиченко, Б.В. Покровский «Мир во всем мире». Станция метро «Новослободская», торец подземного зала, арх. А.Н. Душкин 1952 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    2 / 4
    И.Г. Бережной «Детская книга» Сущевский вал, 49 1979 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    3 / 4
    Б.И. Казаков Панно в вестибюле Тушинская детская городская больница (Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой), главный корпус Ул. Героев Панфиловцев, 28 1989 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    4 / 4
    К.Ю. Королев «Моя Родина» («Россия»). Московский центральный автовокзал Щелковское шоссе, 75. Демонтировано 1966–1971 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Спектр женских профессий значительно расширяется в искусстве модернизма. Женщина-учитель появится на панно Екатерины Зерновой (1960-е) и Игоря Бережного (1979), женщина-художник фигурирует в вестибюле конференцзала МГИМО ((1976) 1983), женщина-архитектор – в композиции Абдуллы Кулиева «Искусство» (1974). Аллегорическими женскими фигурами оперируют Борис Тальберг («Гостеприимство», 1980), Борис Неклюдов («Времена года», 1983) и Валентин Иванов (панно с тремя женскими лицами у «Трехгорной мануфактуры», 1976). Целая галерея женских образов – от Венеры Милосской до революционерки и японки с цветком в руках – представлена Владимиром Замковым в мраморной композиции «Культура, искусство, театр» (1980) в Культурном центре Олимпийской деревни.
  • zooming
    1 / 3
    В.К. Замков «Культура, искусство, театр». Культурный центр Олимпийской деревни (Концертный зал имени С.В. Рахманинова «Филармония-2»), фойе. Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 1, 1980 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    2 / 3
    Неизвестный художник. Панно в конференц-зале Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Проспект Вернадского, 76 1976 (1983)
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    3 / 3
    Неизвестный художник. Панно в конференц-зале Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Проспект Вернадского, 76 1976 (1983)
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Манифестом женского самопредставления становится панно Елены Романовой «Женщины и мода» (1982), демонстрирующее историю костюма: античную тогу, кринолины, турнюр… Здесь символом нового времени выступает девушка на каблуках, в желтом комбинезоне.
Е.Б. Романова «Женщины и мода», фрагмент. Магазин «Женская мода» Измайловское шоссе, 6, 1982 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

 

04 Мая 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.