Дворцовый переворот

Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.

mainImg
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
Россия, Елец, ул. Радиотехническая, д.6а

Авторский коллектив:
Алексей Боев, Дарья Наугольнова

2019 — 2020
Команда проекта «Идентичность в типовом» специализируется на возвращение к жизни Домов и Дворцов культуры, которых в стране, по подсчетам, осталось больше 40 тысяч. Глобальная миссия – возродить сеть культурных учреждений шаговой доступности, для чего архитекторы ищут универсальные решения, которые можно применять в любом регионе, – и это не только новые фасады, но и социо-культурная программа и жизнеспособная экономика. На счету команды реализованный проект в родном для основателей проекта Алексея Боева и Дарьи Наугольновой Воронеже, на подходе ДК Череповца и Якутска. Сегодня рассказываем о том, как преобразится Дворец культуры в Ельце. 

Описание предоставлено командой проекта

Здание Дворца культуры при заводе «Эльта», который выпускал кинескопы для телевизоров, было построено в 1975 году строительным трестом «Елецтяжстрой». По воспоминаниям очевидцев, своим оснащением и предоставляемыми возможностями он затмил даже старый городской Дом культуры. ДК «Эльта» успешно продолжал работать даже после ликвидации завода, до недавнего времени в нем занималось около трех десятков коллективов. При этом количество посетителей в год не превышало 600 тысяч человек. А техническое состояние здания, которое с момента постройки ни разу капитально не ремонтировалось, требовало серьезной ревизии.
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
© Высота

По словам главного архитектора Ельца Марины Молодых, «ДК «Эльта» для Ельца – это центр притяжения. В нем проводились все самые основные культурные мероприятия. Но в 2019 году были выявлены проблемы с фундаментом и стенами здания. Перед руководством города и края встал вопрос о целесообразности проведения реконструкции или строительстве нового Дворца культуры. Только после проведения дополнительной технической экспертизы, которая показала, что повреждения здания не столь значительны, как считалось, и несущие конструкции можно будет укрепить, было принято решение – все-таки проводить реконструкцию. По инициативе мэра Ельца Евгения Боровских была начата работа над проектом реконструкции, к которой было приглашено бюро «Высота».
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
© Высота

Архитекторы бюро «Высота» и команда проекта «Идентичность в типовом» провели комплексное исследование и пришли к выводу, что существующее здание имеет ценность как постройка советского модернизма и большой эстетический и функциональный потенциал: красивое просторное двусветное фойе; киноконцертный зал на 600 мест с большой сценой и оркестровой ямой; вместительные лекционные, выставочные и репетиционные залы; уютный дворик, который образуют фланги здания. Но все эти пространства использовались нерационально, поскольку большая часть помещений была закреплена за отдельными творческими коллективами и пустовала, когда там не было занятий. Кроме того, работа в ДК велась, в основном, с двумя возрастными группами – детьми и пенсионерами, что так же приводило к неполной загрузке.
  • zooming
    1 / 4
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Увеличение посещаемости
    © Высота
  • zooming
    2 / 4
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Использование пространства
    © Высота
  • zooming
    3 / 4
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Расширение спектра услуг
    © Высота
  • zooming
    4 / 4
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Тайминг использования здания
    © Высота
Стратегия программирования
На основе проведенного исследования команда проекта выявила дополнительные функции, которые будут востребованы молодежью и людьми трудоспособного возраста. Кроме эстетических и художественных направлений планируется развивать дисциплины, связанные с современными технологиями, со спортом и социальными проектами. Объединение старых и новых функций даст ДК возможность функционировать в формате культурно-образовательного кластера, места развития и приобретения новых навыков и укрепления социальных связей между жителями города. К прежним функциям также были добавлены кафе с видом во внутренний дворик и сувенирный магазин, в котором будет продаваться сувенирная продукция и изделия кружков, украшенные фирменным логотипом ДК.
  • zooming
    1 / 5
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Малый концертный зал
    © Высота
  • zooming
    2 / 5
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Кафе
    © Высота
  • zooming
    3 / 5
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Библиотека
    © Высота
  • zooming
    4 / 5
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Большой танцевальный зал
    © Высота
  • zooming
    5 / 5
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Фойе 2 этаж
    © Высота
Новый план
Для реализации новой программы была проанализирована существующая структура здания и определены места, требующие планировочных изменений. Основные корректировки затронули входную зону, где размещаются фойе, гардеробы и раздевалки, а также кружковые помещения, которые нуждаются в дополнительныех перегородках. Основной упор в проекте был сделан на оптимизацию взаимного расположения функциональных зон, ранее разбросанных по всему зданию. Для этого предлагается объединить их в тематические блоки: административный, репетиционный, образовательный.

Помещения для занятий станут мультифункциональными за счет применения мобильной мебели. Например, после перестановки библиотека станет пространством для образовательных программ, коворкинга и воркшопов, а в универсальных залах могут проводится как лекции, так и выставки.
  • zooming
    1 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    2 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. План подвала
    © Высота
  • zooming
    3 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. План 2 этажа
    © Высота
  • zooming
    4 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Разрез 1-1
    © Высота
  • zooming
    5 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Разрез 2-2
    © Высота
  • zooming
    6 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Разрез 3-3
    © Высота
  • zooming
    7 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
    © Высота
  • zooming
    8 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
    © Высота
  • zooming
    9 / 9
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
    © Высота

Руководство города стремится к комплексному развитию территории, поэтому в состав проекта вошло и благоустройство прилегающей территории, которая станет новым общественным пространством для этой части города. Авторы решили перепланировать и включить в проект реконструкции и прилегающую к ДК территорию – в сквере планируется выполнить благоустройство и обустроить его для отдыха и проведения мероприятий на открытом воздухе.
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
© Высота
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
© Высота
Идентичность и ребрендинг
По словам Алексея Боева, анализ контекста, социальных и культурных традиций и других аспектов жизни горожан, позволил определиться с айдентикой и дизайнерскими решениями: «Основное направление нашей работы – исследование «Идентичность в типовом». Когда мы работаем над архитектурными проектами, то начинаем с поиска локальной идентичности, которая есть в этом месте и близка местным жителям. Например, в Ельце сохранилось старинное производство кружев. Эту тему мы задействовали на фасаде – разработали орнамент и сделали принт на стекле. А для того, чтобы акцентировать в архитектуре Дворца эстетику советского модернизма и сделать его более парадным и представительным, мы решили добавить в отделку фасада материалы, напоминающие по текстуре и цвету натуральный камень – песчаник, который добывается в Липецкой области. И скомбинировать его с анодированным алюминием, который планируем использовать при изготовлении рам, импостов и витражей».
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Концепция фасадов
© Высота

Новую жизнь в старые стены поможет вдохнуть и созданная авторами выразительная символика – логотип, который символизирует пять функций, задействованных в работе Дворца: искусство, знания и навыки, сообщества и инициативы, история и традиции, здоровье и спорт. В его основу легли узоры, встречающиеся в традиционных ремеслах Ельца.

Узнаваемый, позитивный логотип будет сопровождать всю деятельность Дворца культуры. В том числе им будет отмечена собственная продукция ДК. Появление собственной сувенирной продукции очень важно для успешной работы общественного центра, поскольку позволяет ДК самостоятельно зарабатывать на свои нужды, сокращая дотации из городского бюджета.
  • zooming
    1 / 3
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Брендинг. Логотип и паттерны
    © Высота
  • zooming
    2 / 3
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Брендинг. Логотип и паттерны
    © Высота
  • zooming
    3 / 3
    Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова. Брендинг. Фирменный силь
    © Высота

Проведенное бюро «Высота» и командой проекта «Идентичность в типовом» исследование и комплексный подход в проектировании позволит создать точку притяжения – современный общественный центр, отвечающий нуждам жителей Ельца. А выявленная авторами локальная идентичность подчеркнет ценность местных традиций, промыслов и сложившегося обихода.
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
© Высота
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
© Высота
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Городской Дворец Культуры им. Т.Н. Хренникова
Россия, Елец, ул. Радиотехническая, д.6а

Авторский коллектив:
Алексей Боев, Дарья Наугольнова

2019 — 2020

13 Июля 2021

Похожие статьи
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
Журавли и фонарики
В казанском ресторане Ichi-Go-Ichi-E команда Ideologist создавала азиатский интерьер без привязки к определенной стране или эпохе. Набор визуальных кодов включает отсылки к Японии 1980-х, ночному Гонконгу и футуристичному Сингапуру.
Радиоволна
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» подготовило концепцию приспособления к современному использованию Дома Радио – официальной резиденции Теодора Курентзиса в Петербурге. Проект подчеркнет исторические слои пространств и привнесет новое звучание, связанное с более совершенным техническим оснащением залов.
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил* для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Экстремальное гостеприимство
Клубный отель посреди лесов Камчатки, построенный по проекту Fantalis Group, далеко ушел от бревенчатых туристических баз. Из-за труднодоступности он автономен и напоминает полярную станцию, а помимо знакомства с суровым краем предлагает и элементы роскоши – самобытную архитектуру, комфортную спальню с панорамными окнами, авторский ресторан с изысканным интерьером.
Круги для движения
По проекту Мосрегионпроекта в Электростали прошла реконструкция пешеходного бульвара. Благодаря безбарьерному мощению, круглым газонам и работе с организацией транспортных потоков, променад заметно оживился и стал привлекательным для горожан, предпринимателей и творческих людей.
Красный театр
По проекту бюро ludi_architects во дворе «Бутылки» – бывшей круглой тюрьмы на острове Новой Голландия – открылся летний театр, вдохновленный атмосферой кабаре середины XX века. По вечерам здесь проходят концерты и перфомансы, днем пространство служит местом для отдыха и встреч.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.