Промышленный Петербург

Фрагмент из книги «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга», раскрывающей новые грани наследия северной столицы.

mainImg
В издательстве «Северный паломник» вышла книга «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга» – переработанный и дополненный вариант исследования, впервые опубликованного в 2003 году. Новое издание так же подготовлено под редакцией доктора архитектуры, профессора Маргариты Штиглиц и содержит новые материалы и фотографии.

«В книгу вошли очерки о 51 предприятии. Выбор мотивирован, прежде всего, историко-архитектурной значимостью объектов, степенью их сохранности и реальными перспективами использования. Также 174 предприятия представлено в адресном указателе исторических промобъектов Петербурга XVIII-XX вв» – говорится на сайте издательства.

Книга раскрывает ценность наследия, оставшегося в тени классических ансамблей Петербурга, его активную градоформирующую роль, высокий технический и эстетический уровень построек. Карты и богатый иллюстративный ряд позволяет использовать книгу в качестве альтернативного путеводителя по Петербургу.

С любезного разрешения Маргариты Штирлиц публикуем рассказ об объекте, открывающем книгу – Новом Адмиралтействе.

Книгу пока еще можно приобрести в магазинах «Подписные издания», «Читай-город» и MonitorBox.
Адмиралтейский судостроительный завод

АО «Адмиралтейские верфи»

В самом названии предприятия заключается напоминание об Адмиралтействе – первой русской судостроительной верфи, непосредственным и достойным преемником которой стал этот старейший кораблестроительный завод. Его двухсотлетняя история связана с важнейшими этапами превращения России в могучую морскую державу.

Расположение комплекса в нижнем течении Невы, где она делает плавный изгиб, на трех небольших островах: Ново-Адмиралтейском, Матисовом и Галерном, было очень удобно для кораблестроения. Уже в XVIII веке здесь размещались Галерный двор, лоцманская деревня и многочисленные склады. Они смыкались с Адмиралтейством, занимавшим все обширное прибрежное пространство от Зимнего дворца до Новой Голландии и Галерной верфи.

Но благоустройство столицы требовало вывода промышленности из Адмиралтейства, находившегося в непосредственной близости от царской резиденции и городского центра. Поэтому указом императора Павла в 1800 году на Ново-Адмиралтейском острове, называвшемся тогда Калинкиным, на месте Галерного двора была основана верфь, названная Новым Адмиралтейством, куда постепенно переводилось производство крупных военных судов. На соседнем Галерном островке стали строить фрегаты, клипера и небольшие парусники. При этом Старое Адмиралтейство продолжало работать еще несколько десятилетий.

В застройке обоих островов можно выделить следующие основные этапы. Первый этап в 1825–1838-е годах связан с работами по развитию и улучшению флота, проводившимися в царствование Николая I. Архитекторы Э.Х. Анерт и И.Г. Гомзин, инженеры П.-Д. Базен, Л.Л. Карбоньер и В.П. Лебедев построили в этот период целый комплекс зданий самого разнообразного назначения – эллинги, мастерские, склады, чертежную и др. Осуществлялись также и работы по внутреннему и внешнему благоустройству завода. Тогда же был возведен первый в России каменный эллинг. Автор первоначального замысла – выдающийся инженер Пьер-Доминик Базен – взял за прототип аналогичное сооружение во Франции. Грандиозный эллинг перекрыт высокой крышей-шатром размерами 92 × 29 × 26 м. Структурную основу здания составляют кирпичные пилоны, связанные продольными аркадами. Гигантская арка на торце, обращенном к Неве, была сплошь остеклена (этот стеклянный экран разбирался перед спуском корабля). Строители остроумно перевели тип деревянного перекрытия в металлическую комбинированную безраспорную конструкцию. Мощная рама с нижним арочным поясом не оказывала давления на вертикальные опоры. Строительство этого уникального сооружения, украсившего, наряду с Сальным буяном, панораму Невы напротив Горного института, было окончено в 1838 году.
Малый каменный эллинг
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

Петербургские зодчие эпохи классицизма сознавали значение устья Невы как «морских ворот» города. Архитектурный замысел Нового Адмиралтейства, уже на ранней стадии учитывавший важное градостроительное значение комплекса, был разработан по принципам классической композиции. В конце Галерной улицы просматривался главный вход на завод. От него вела длинная аллея – главная композиционная и функциональная ось комплекса. Справа от нее размещалась непосредственно судостроительная часть – эллинги и главные мастерские. На береговой полосе перед зданиями – пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска кораблей. Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом объяснялся присутствием царствующих особ и свиты на 26 церемониях. В 1830-х годах были устроены пристани, набережная, чугунные ворота с решетками и мосты. Рисунки, а позднее фотографии торжественных спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны, особенно сам момент спуска, когда архитектура корабля еще неотделима от архитектуры эллинга.
Малый каменный эллинг. Гравюра середины XIX в.
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

По левую сторону от главной аллеи размещались различные мастерские – шлюпочные, литейные, меднокотельные. Среди них доминировало вытянутое вдоль дороги каменное двухэтажное здание, увенчанное башней с часами. Здесь находились канцелярия, чертежная и плазы для разбивки судов. Так уже в первой половине XIX века были заложены основы планировки старой, наиболее парадной части завода. Новый каменный эллинг, построенный рядом со старым по проекту военных инженеров С.Н. Будзынского, Н.П. Дуткина и Н.Д. Куторги в 1893 году, дополнил панораму берега. Окончательно завершил ее храм-памятник русским морякам, погибшим в Цусимском бою, Спас-на-водах, построенный в 1911 году по проекту М.М. Перетятковича (уничтоженный в 1930-е годы).
Вид со стороны реки Мойка
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Храм «Спас на водах»
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

Не сохранились также два каменных эллинга на Галерном островке. Здесь, у слияния рек Фонтанки и Невы, в начале XX века под руководством инженера Н.И. Дмитриева и архитектора А.И. Дмитриева были сооружены электростанция и новая судостроительная мастерская, а рукав Фонтанки переоборудован в бассейн для достройки судов. Последние заводские постройки предреволюционного времени – плаз и административное здание – возведены под руководством архитектора Н.П. Козлова.

В советский период завод вписал много ценных страниц в историю отечественного судостроения, однако ничего сколько-нибудь значительного в архитектурном плане на территории предприятия построено не было. Скорее, наоборот: со сносом храма-памятника Спас-на-водах была уничтожена панорама прибрежной части завода. Каменные эллинги застроили с торцов малопривлекательными зданиями из силикатного кирпича. Исчезли мощные градостроительные акценты при въезде в морскую столицу.
  • zooming
    1 / 5
    Большой каменный эллинг и мастерская на Матисовом острове
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    2 / 5
    Постройки на Галерном острове
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    3 / 5
    Застройка Галерного острова
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    4 / 5
    Кузница
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    5 / 5
    Судостроительная мастерская
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

К счастью, сами постройки еще сохранились, однако увидеть их можно только с территории завода. Современное государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» занимает оба острова – Ново- Адмиралтейский и Галерный, а также часть Матисова острова, на котором с 1792 года находился знаменитый механический и литейный завод Ч. Берда (где, в частности, был построен первый русский пароход). Здесь изготавливалось и немало металлических конструкций и декора для зданий Петербурга и других городов. Наибольшую ценность из сохранившихся построек этого завода представляют служебное здание (дом Берда) и производственный корпус с водонапорной башней. С 1881 года завод Берда стал собственностью акционерного общества Франко-русских заводов.

Все перечисленные выше здания и сооружения охраняются государством и являются великолепными образцами промышленного зодчества и памятниками истории отечественного судостроения.

Привлекательность этой территории для города очевидна. Идеи ее переустройства выдвигались еще главным технологом завода Н.И. Дмитриевым, предлагавшим вывести производство и отдать острова под жилую застройку. В наши дни также иногда поднимается тема переноса судостроения на другие территории. Подобные предложения пока не реализуются, поскольку для этого не созрели основные экономические предпосылки. Одно можно сказать с уверенностью: наиболее старая и ценная в историко-архитектурном отношении часть заводской застройки – первый каменный эллинг, мастерская и караульный дом могут быть выведены за пределы заводской территории без особого ущерба для производства и вместе с восстановленным храмом-памятником образовать музейно-выставочный и деловой центр.

17 Февраля 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.