Выставки больших надежд

В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.

mainImg
0 С любезного разрешения Strelka Press публикуем фрагмент из русскоязычного издания книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания».
 
Всемирные выставки и демонстрация образов будущего
 
Яркий пример того, каким рисовалось будущее в разное время и как эти образы представляли публике, дают всемирные выставки. В отличие от утопий и других способов изображения будущего, здесь интереснее всего оценивать не сами образы, а выбранный угол зрения.
Мощные, сложноустроенные способы демонстрации образов будущего, которые появились на международном уровне, посреди мировых войн и конфликтов сверхдержав, стали важной характеристикой прошлого века. Эти образы могли чрезмерно зависеть от корпоративных интересов или увлеченности технологиями, но из них выросли на удивление сложные и многогранные модели будущего, с которыми можно было соглашаться или спорить. Они представляли идеи будущего более развернуто, чем отдельные не связанные между собой лозунги; они предлагали пути взаимодействия с будущим, которые подхватили многие мыслители. Любопытно, что одна из наиболее выдающихся экспозиций была связана с автомобилями: эта технология оказалась в центре картины будущего, как у футуристов и завсегдатаев alt.pave.the.earth, хотя и в менее радикальном ключе.
В этой главе я отдельно остановлюсь на прославленной «Футураме», павильоне компании General Моtors на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939–1940 годах, который в другой форме воспроизвели там же на Всемирной выставке 1964 года. Хотя в этой чрезвычайно популярной экспозиции было представлено видение ближайшего будущего, она символизировала все устремленные в будущее всемирные выставки ХХ века. Я опишу исторический контекст и наследие «Футурамы », чтобы стало понятно, какие уроки для созидания будущего можно извлечь из подобных экспозиций.
Фото © Институт «Стрелка»

Еще до «Футурамы» и даже до официального возникновения всемирных выставок сначала во Франции, а затем и по всей Европе возникли национальные выставки, призванные представлять и продвигать технологические достижения. Французская промышленная выставка 1844 года, ставшая десятой по счету, была особенно впечатляющей, и вслед за ней подобные выставки прошли еще в шести городах, от ближнего Бордо до Санкт-Петербурга. Но главное – она послужила толчком к организации первого подобного события международного уровня, открытого для участников со всего мира: Великая выставка промышленных работ всех народов, которая состоялась в Лондоне в 1851 году, сегодня считается первой всемирной. Она происходила в одном из самых знаменитых временных сооружений в мировой истории, которое уступает в славе, вероятно, только Эйфелевой башне, выстроенной для другой Всемирной выставки. Хрустальный дворец сам по себе был впечатляющим технологическим достижением: со своей стеклянной крышей и фасадом он походил на предшественника Аррlе Store. Его собрали из чугунного каркаса и листового стекла, отлитого по новейшему методу.
В Хрустальном дворце на площади более 90 тысяч квадратных метров поместились не только экспозиции четырнадцати тысяч участников (их стенды вытянулись на тринадцать километров), но и многочисленные фонтаны и деревья – высота потолка была более тридцати метров. Само здание, спроектированное садоводом-ботаником Джозефом Пакстоном, было не только показательным технологическим достижением, но и оранжереей, органично вписавшейся в пейзаж Гайд-парка. Перед посетителями возникал образ того, как промышленное развитие, символом которого выступало это вместительное здание, может мирно сосуществовать с природой, обрамить и упорядочить ее. Четыре основные категории экспонатов сырье, оборудование, товары и искусство – создавали условия для культурного обмена, который касался не только технологических новшеств. На выставке побывало шесть миллионов посетителей, в том числе Чарлз Бэббидж, Чарлз Дарвин и Чарлз Диккенс (если взять для примера лишь нескольких тезок).
Великая выставка имела огромный коммерческий успех и серьезные интеллектуальные и политические последствия: она способствовала развитию международных связей и торговли сырьем между странами, а также дальнейшему промышленному прогрессу. Выдающемуся зданию, пусть и не дошедшему до наших дней, была уготована долгая жизнь: после выставки его разобрали и перенесли на юг Лондона, где оно простояло более восьмидесяти лет, пока его не уничтожил пожар.
Выставка в Лондоне дала мощный старт череде форумов, которые в течение последующих десятилетий способствовали развитию международных контактов и обменов, а заодно позволяли промышленным компаниям напрямую общаться с публикой. На этих выставках можно было увидеть удивительные достижения. В 1876 году, на первой американской всемирной выставке в Филадельфии, Александр Белл впервые продемонстрировал публике телефон. На другой проходившей в США выставке, Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго, Джордж Феррис попытался затмить Эйфелеву башню, выстроенную для Всемирной выставки 1889 года, масштабной движущейся конструкцией – колесом обозрения. В 1900 году в Париже Рудольф Дизель впервые публично продемонстрировал образец своего двигателя. В 1901 году в Буффало публике представили действующий рентгеновский аппарат. И вновь в Париже, в 1914 году, прямо перед началом Первой мировой войны испанский инженер Леонардо Торрес-и-Кеведо показал пусть несовершенный, но тем не менее поразительный шахматный компьютер машину, которая прекрасно могла разыгрывать эндшпили, пусть и не была способна ни к универсальным вычислениям, ни к розыгрышу целых партий. Хотя на всех этих выставках огромную роль играли изобретения и технический прогресс, лишь в 1939 году темой выставки явным образом стало само будущее.
 
1939 год и «Выставка будущего»
 
В конце апреля 1939 года в районе Флашинг-Медоус в нью-йоркском Куинсе, на расстоянии короткой поездки на автомобиле или метро от центра Манхэттена, открылась всемирная выставка с совершенно новой тематикой, посвященная не просто будущему, а именно его созиданию. Ее девизами стали «Рассвет нового дня» и «Строительство завтрашнего мира». Среди павильонов шестидесяти стран самое сильное впечатление производили советская, французская, польская и британская экспозиции (в последней была выставлена «Великая хартия вольностей», никогда ранее не покидавшая пределов королевства). Павильон «Еврейская Палестина» представил концепцию государства, которое позже станет Израилем.
Даже если отвлечься от международного значения выставки, там было много интересного для местных жителей и иностранных гостей: перед публикой выступал робот Электро компании Westinghouse, территорию застроили грандиозными модернистскими зданиями, прошла первая в истории Всемирная конвенция научной фантастики, послужившая сближению разных форм созидания будущего. Хотя в планах организаторов было помочь Нью-Йорку выбраться из ямы Великой депрессии, событие не принесло прибыли, а жалоб собрало достаточно – они начали поступать еще до открытия, от недовольных высокой стоимостью подготовки. Но выставка вызвала огромный резонанс: за полтора года ее посетило более 44 миллионов человек.
Культурное значение этого международного события тем более велико, что спустя всего четыре месяца после открытия над миром занялся рассвет куда более мрачного дня: началась Вторая мировая война. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция объявили войну Германии, единственной ведущей мировой державе, не участвовавшей в этой всемирной выставке. Спустя две недели Германия вторглась в Польшу [Автор путает последовательность событий: Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 года, спустя два дня в войну вступили Великобритания и Франция, а 17 сентября – дата вторжения на польские территории советских войск. – Примеч. ред. Strelka Press].
zooming
Деталь диорамы на выставке «Футурама»

Однако в те несколько предвоенных месяцев расцвет технологий и воображения продолжался, и они до сих пор в некоторой степени определяют нашу жизнь. Примером тому может служить самый популярный павильон на той выставке –«Футурама» компании General Motors. Его создатели демонстрировали, каким станет мир всего через двадцать лет – в первую очередь благодаря появлению новых скоростных шоссе. Это была не просто утопия с изрядной долей скрытой рекламы автомобилю в экспозиции отводилась ключевая роль, – но и яркая, тщательно продуманная картина будущего, в которой учли человеческие потребности и особенности общественной жизни. Дизайнером экспозиции и автором вскоре изданной книги «Чудесные магистрали» (Magic Motorways) был Норман Бел Геддес, промышленный дизайнер, также активно работавший в театре и кино.
«Футураму» увидели пять миллионов человек. По иронии судьбы очередь в павильон, во многом посвященный избавлению от пробок, иногда растягивалась более чем на полтора километра.
Бел Геддес объяснял популярность экспозиции ее темой: почти все посетители либо водили машины, либо были пассажирами, и их напрямую затрагивало будущее транспортных средств и способов передвижения. В огромной диораме «Футурамы скоростные магистрали были рациональным образом проложены по разным ландшафтам, смоделированным при помощи аэрофотосъемки и представляющим Соединенные Штаты в целом. Ее создатели предлагали подробный практический план по совершенствованию передвижения на автомобилях. Опираясь на инновации не только в автомобильных компаниях, но и у инженеров-строителей, они представляли широкой публике концепцию скоростных автомагистралей с ограниченным доступом.
Центральным объектом «Футурамы» стал, конечно, автомобиль, однако в ее картине будущего населенные пункты не были забиты транспортом: центры городов были доступны пешеходам, а на въезд автомобилей вводились ограничения. Диорама также представляла новые методы ведения сельского хозяйства, новые формы выработки электроэнергии и даже новые летательные аппараты. Поразительной новой технологией (действительно созданной на уровне прототипа к 1960 году, хотя так и не реализованной) оказалась полностью автоматизированная система управления на шоссе, которая сама поддерживала дистанцию между машинами, позволяя водителям расслабиться в дальней дороге.
Посетителей наверняка привлекали практические соображения, связанные с ежедневным использованием автомобилей, но главной наградой за долгое ожидание в очереди, вне всякого сомнения, были зрелищность диорамы и новаторская подача. Диорама располагалась внизу под стеклом, а зрители быстро перемещались вокруг нее по 500-метровой трассе, пристегнутые к креслам; все это сопровождалось звуковыми и световыми эффектами.
zooming
Деталь диорамы на выставке «Футурама»

В отличие от романа Беллами «Через сто лет», где повествование велось от первого лица, в «Футураме» предлагался угол зрения со стороны, сверху вниз, как в компьютерных играх категории «Симулятор бога» вроде SimCity. Оба взгляда создавали убедительный образ будущего, и каждый оказал большое влияние на историю Соединенных Штатов, хотя они радикально отличались по своему воплощению. И не только потому, что одно видение будущего было представлено на выставке, а другое – в литературе, и даже не потому, что в одном случае автор заглядывал на двадцать лет вперед, а в другом – более чем на сто. Дело было в том, что первый взгляд на будущее был отстраненным и почти всеведущим, а во втором случае герой сам, на улице сталкивался лицом к лицу с обществом нового типа. В деталях утопических картин обнаруживались некоторые пересечения. Так, Беллами изображал общий «зонт», череду тентов, спасающих всех от дождя, а Бел Геддес придумал единую полосу света на проезжей части, которая избавляла бы автомобилистов от слепящих фар встречных машин. Разумеется, находились и различия, но гораздо важнее были различия в том, каков был угол зрения.
Из двух столь разных и столь успешных подходов – Беллами и Бела Геддеса – нельзя выбрать один, который был бы всегда предпочтительнее для представления будущего. Профессор Аднан Моршед заметил, что ключевой транспортной технологией «Футурамы» был на самом деле не автомобиль (вкупе с усовершенствованными автомагистралями), а самолет. Самолеты использовались для съемки рельефа при создании диорамы с ландшафтами различных частей Америки, но еще важнее был необычный угол зрения посетителей на экспозицию: сверху, в равномерном движении – словно с борта самолета. С этой точки обзора казалось, что можно охватить взглядом всю страну и ее транспортную систему, поэтому специалист вполне способен привести все в порядок, создав необходимую инфраструктуру и перенаправив потоки людей.
Перекресток «Города будущего» на экспозиции «Футурама»

Субъективный взгляд с высоты человеческого роста у Беллами создавал другую перспективу, подходящую тем, кому были важнее повседневная жизнь человека и повышение общего благосостояния. В книге показана эмоциональная, межличностная достоверность альтернативного общества – тема, которая мало интересовала создателей эффективной общенациональной системы автомагистралей. Беллами утверждал, что в новом обществе можно сохранить и развить все то, что мы больше всего ценим в нашем образе жизни и повседневном опыте. Доброжелательный и сведущий проводник помогал главному герою разобраться во всем, с чем он сталкивался в выдуманном, утопическом Бостоне будущего.
Бел Геддес же стремился показать, что совершенствование транспортной системы возможно в любой части страны. Он занимался конкретной проблемой, имевшей социальное измерение, а именно дорожными пробками: медленное, неоптимизированное движение транспорта ограничивало мобильность людей. В этом контексте важнее было показать, как машины плавно и быстро перемещаются во всех направлениях, чем представить частный взгляд на общество, каким оно будет двадцать лет спустя. С высоты птичьего полета можно было не разглядеть возможные улучшения на уровне улицы, которые также могли быть включены в план «Футурамы», но зато было удобно смотреть на решение той проблемы, ради которой придумывалась эта утопия. По словам Геддеса, почти все посетители «Футурамы» были водителями или пассажирами, так что у них был свой интерес к этой проблеме. И они хотели увидеть, как можно изменить систему.
Вот один из уроков, который преподали нам General Мotors, Бел Геддес и зрелищная диорама 1939 года: cпроектированное будущее это важно. Но не менее важен и угол зрения на него. Как бы ни было представлено будущее, с выбранной точки обзора должно хорошо просматриваться его устройство, а создающийся образ – затрагивать личные струны в душе зрителя.
 
Последующие Всемирные выставки и новая «Футурама»
 
Всемирная выставка 1939–1940 годов в Нью-Йорке не была последней в череде всемирных выставок, но замыкала собой целую эпоху подобных международных событий. Ровно в эти же годы в США проходила еще одна всемирная выставка – Международная выставка «Голден-Гейт» в Сан-Франциско, приуроченная к завершению строительства двух грандиозных мостов в этом городе. Она была посвящена в первую очередь тихоокеанскому региону и тоже была омрачена началом мировой войны. Искусственный остров Трежер-айленд, на котором проходила выставка, вскоре после ее окончания превратили в военно-морскую базу.
Будущее продолжало оставаться главной темой всемирных выставок ХХ столетия. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе в павильоне компании Philips, спроектированном Ле Корбюзье, демонстрировалось мультимедийное представление Эдгара Вареза, одно из первых полностью электронных произведений. По случаю выставки 1962 года, главной темой которой был заявлен ХХ1 век, в Сиэтле построили смотровую башню Спейс-Нидл и линию монорельса. В центре внимания оказались научные достижения и космическая гонка; по сто посетителей за раз осматривало экспозицию «Мир завтра», поднимаясь на гидравлическом устройстве, названном «лифт-пузырь».
На Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, проходившей ровно на том же месте, что и выставка 1939–1940 годов, соорудили «Унисферу» сорокаметровой высоты глобус из стальной сетки с прикрепленными к нему орбитальными кольцами, в окружении фонтанов. Выставка, в которой участвовали многие американские компании и государственные структуры, не получила официального признания со стороны Международного бюро выставок, и многие иностранцы воздержались от участия в ней. В качестве павильона бренда Pepsi там впервые открыли аттракцион «Тесен мир» (It's а Small World) впоследствии он станет популярен в диснейлендах по всему миру.
На этот раз компания General Motors представила в своем огромном выставочном зале обновленную версию «Футурамы», где люди ходили по Луне, спускались на дно океана, по-новому осваивали поверхность Земли и передвигались по преобразившимся городам с помощью новых видов транспорта, например движущихся тротуаров.
Из новой «Футурамы» люди попадали на «Авеню Прогресса», где им показывали, как работают инженеры General Motors. Немало внимания на той всемирной выставке уделяли компьютерным технологиям и освоению космоса, но над всем этим опять висела тень войны: еще до окончания первого сезона выставки Конгресс принял Тонкинскую резолюцию, позволявшую армии США расширить свое присутствие во Вьетнаме.
Фото © Институт «Стрелка»

Еще одной историей успеха в области культурного влияния и обмена стала «Экспо-67» в Монреале, чья основная тема звучала как «Человек и его мир». В выставке, отмечавшей столетие образования Канадской конфедерации, участвовало более шестидесяти стран, а посетило ее более 50 миллионов человек. Посещаемость превысила все ожидания, как и финансовая выручка,–тем не менее убытки организаторов составили чуть более 210 миллионов канадских долларов. Всемирные выставки привлекают туристов в те города, где они проводятся, но все равно, как правило, остаются в минусе, даже если оказываются успешнее прогнозов. Выставка 1962 года в Сиэтле, которая принесла прибыль, была редким исключением.
Трудности с финансированием стали одной из причин того, что масштабные всемирные выставки, столь регулярные в конце ХIХ и ХХ веке, в последние десятилетия перестали проводиться с прежней частотой. Другими причинами спада стали падение общественного интереса к таким событиям, снижение их туристической привлекательности, а также появление у компаний возможностей демонстрировать свои достижения другими, менее затратными способами. Выставки все еще проводятся, но теперь они фокусируются на более конкретных темах, таких как энергетика. Ближайшая «всеобщая» выставка должна пройти в 2020 году
в Дубае [Из-за пандемии коронавируса открытие «Экспо-2020» перенесли на осень 2021 года.Примеч. ред. Strelka Press].
Последнее официальное появление «Футурамы » состоялось в 1964 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, но General Motors продолжила спонсировать аттракционы, связанные с темой транспорта. Компания финансировала одну из первых экспозиций в диснеевском Эпкот-центре – парке, задуманном как «постоянная всемирная выставка»: он открылся во Флориде в 1982 году, и павильон General Motors «Мир в движении» там был посвящен истории транспорта. После поездки на аттракционе в отдельной выставочной зоне, похожей на «Авеню Прогресса», можно было узнать, как специалисты компании придумывают и проектируют автомобили. Этот павильон работал до 1996 года, а потом его сменил «Тестовый полигон», где посетители могут сами проектировать машины и испытывать их на симуляторе. В своих экспозициях General Motors сначала сменила взгляд в будущее на взгляд в прошлое, а затем сконцентрировалась на настоящем времени, угол же зрения стал более частным, от первого лица. Вместо того чтобы познакомиться с общенациональной системой скоростных автомагистралей или транспортной сетью города, посетитель получает представление об одном смоделированном персонально под него автомобиле и возможность порулить им. Возможно, это отвечает интересам спонсора, но с точки зрения созидания будущего такая смена перспективы представляется не слишком благоприятной.

22 Сентября 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.