Архитектура впечатлений

Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.

mainImg

Бюро Planet9 в партнерстве с Artguide Editions выпустило книгу «Архитектура впечатлений» – двухчастное издание, посвященное значению выставочного дизайна в современном культурном пространстве. Книга объединяет исследования ведущих специалистов и практический опыт бюро Planet9, реализовавших за последние 10 лет более 170 выставочно-музейных проектов.

Книга «Архитектура впечатлений», 2025
Фотография © предоставлена Planet9

Книга разделена на две части – буквально, «розовую» и «голубую», можно читать с любой стороны. В первой части эксперты – Зельфира Трегулова, Николас Ильин, Алексей Тарханов, Анна Броновицкая, Василий Успенский и другие – рассматривают историческое развитие музейных и экспозиционных форматов, от Всемирных выставок XIX века до актуальных инклюзивных практик. Вторая часть представляет ключевые проекты Planet9, сыгравшие значительную роль в становлении выставочной индустрии в России: «Виктор Цой. Путь героя», «Балабанов», «Альбрехт Дюрер» в Историческом музее, «Линия Рафаэля» в Эрмитаже, российский павильон на Венецианской биеннале и многое другое.


Книгу можно приобрести в музейных и книжных магазинах, а также на сайте Planet9. С разрешения авторов публикуем главу, в котором основатель бюро Агния Стерлигова рассказывает об опыте работы с Венецианской и Уральской биеннале.  

***

Агния Стерлигова:

Биеннáле (от итал. biennale «двух- годичный»; лат. bis «дважды» + annus «год») – художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.

Мой интерес к экспозиционному дизайну начался именно с биеннале – венецианской, архитектурной, 2012 года, когда я, работая архитектором в московском архитектурном бюро СПИЧ, была подключена к проекту i-citi/i-land – выставке в российском павильоне в Венеции. Кураторы экспозиции (Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин, Константин Чернозатонский) замыслили революционный для того времени ход: все пространство первого этажа занимали залы со стенами, состоящими из QR-кодов. Посетителям выдавали планшеты, с помощью планшетов они считывали коды и попадали в онлайн-пространство с подробным рассказом про наукоград Сколково, которым тогда занималась плеяда звездных архитекторов – Рем Колхас, Дэвид Чипперфильд, Пьер де Мерон и многие другие.

В цокольном этаже, на контрасте, была развернута уютная история про ежедневную жизнь наукоградов советского времени. Проект сильно отличался своей инновационностью от всего, что было представлено вокруг, и очереди к нему стояли внушительные. Российский павильон был удостоен Специального упоминания (Special Mention) оргкомитета биеннале, что считается второй по значимости наградой форума после «Золотого льва». А я поняла, что ничем больше, кроме архитектуры выставок и музеев, заниматься не хочу.

XIV Венецианская архитектурная биеннале

7 июня – 23 ноября 2014

Куратором XIV Венецианской архитектурной биеннале был Рем Колхас, он предложил тему «Основы» (Fundamentals). Участники должны были подумать о «последних 100 годах мировой архитектуры и пройденном ею пути от национального к глобальному, рассмотреть общие для всех стран архитектурные элементы (стены, пол, крышу и пр.) и их «вариативность», а также попытаться заглянуть в будущее...».

Надо также учесть, что в том же 2014 году российская архитектурная общественность готовилась отметить 100-летие российского павильона в Венеции, построенного Алексеем Щусевым в садах Джардини.

Два фактора – тема Fundamentals и 100-летний юбилей – легли в основу выставочной идеи, посвященной эволюции жилья в Москве за последние 100 лет. «Жилые ячейки» в столице кардинально менялись с каждой новой эпохой, и их можно было представить в качестве российских fundamentals / «архитектурных элементов»: от дореволюционных доходных домов перейти к авангарду/ конструктивизму, далее к «уплотненным» коммунальным квартирам, сталинкам, хрущевкам, П-44, «новым русским интерьерам» и под занавес – к Москве собянинской.

Проект выставки MOSKVA: urban space в рамках XIV Венецианской архитектурной биеннале. 2014
Фотография © предоставлена Planet9


Агния Стерлигова:

Мы познакомились с Сергеем Кузнецовым в 2012 году – тогда Сергей был партнером бюро СПИЧ и одним из кураторов российского павильона в Венеции. В 2014 году, будучи уже главным архитектором Москвы, он стал куратором проекта Moskva: urban space, а я занималась дизайном экспозиции. Парк «Зарядье», конкурсному проекту которого была посвящена выставка, уже построен и, кажется, был у стен Кремля всегда, но в 2014 году сам международный конкурс был прецедентом, и страсти вокруг него кипели нешуточные. Этот проект стал отправной точкой для многих последующих совместных проектов – архитектурных выставок (с командой Сергея в Москомархитектуре) и художественных инсталляций, а однажды даже сценографии к опере «Волшебная флейта». На протяжении нашего сотрудничества-сотворчества мне было очень интересно наблюдать за эволюцией Сергея – от архитектора и страстного коллекционера архитектурной графики к художнику, находящемуся в постоянном развитии. Возможность встречаться с интересными людьми и люди как источник вдохновения – одно из важных преимуществ моей работы.
Инсталляция, демонстрирующая смену времен года в парке «Зарядье». Выставка MOSKVA: urban space в рамках XIV Венецианской архитектурной биеннале. 2014
Фотография © предоставлена Planet9

Идея с жилыми ячейками была одобрена куратором биеннале Ремом Колхасом, и выставка получила статус официального события параллельной программы, ее занесли во все биеннальные гиды. Это был довольно важный момент – преодолеть барьер валидации проекта, существует большая разница между сollateral event (сопутствующим событием) и десятками, если не сотнями выставок, которые открываются во время биеннале в галереях по всей Венеции.

Под выставку была забронирована церковь Санта-Мария делла Пьета на Рива дельи Скьявоне, между пьяцца Сан-Марко и садами Джардини. Назвать выставку «Павильоном Москвы» не получилось, так как по правилам биеннале только страны могут иметь свои павильоны, не города.
Внутренний двор церкви Санта- Мария делла Пьета с инсталляцией про благоустройство будущего парка «Зарядье». Авторы: Diller Scofidio + Renfro и Transsolar – участники консорциума, победившего в международном конкурсе на разработку ландшафтно-архитектурной концепции «Зарядья». Выставка MOSKVA: urban space в рамках XIV Венецианской архитектурной биеннале. 2014
Фотография © предоставлена Planet9

И тут вмешались обстоятельства непреодолимой силы. В ноябре 2013 года в Москве подвели итоги международного конкурса на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье». Победителем стал консорциум во главе с архитектурным бюро из Нью-Йорка Diller Scofidio + Renfro. Проект приобрел международное измерение, деление на семь периодов оставили, но речь уже шла не о жилье, а о площадях и парках, апогеем развития которых становился блестящий конкурсный проект парка «Зарядье» у стен Кремля. Выставка MOSKVA: urban space открылась в срок, проработала три месяца, а парк «Зарядье» построили на самом деле, и кажется, что он был всегда.
 
XV Венецианская архитектурная биеннале

V.D.N.H. Urban Phenomenon, Российский павильон
28 мая – 27 ноября 2016


Пятнадцатая по счету Венецианская архитектурная биеннале проходила под кураторством чилийского архитектора Алехандро Аравена, который в том же году получил Притцкеровскую премию. Для биеннале он предложил тему «Репортаж с линии фронта».

Выставка в Российском павильоне называлась V.D.N.H. Urban Phenomenon и была посвящена ВДНХ, так как для московских властей, задавшихся целью возродить этот заповедник советской эпохи, именно выставка достижений народного хозяйства стала в те годы «линией фронта». Куратором проекта выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, сокуратором – директор ВДНХ Екатерина Проничева, комиссаром – ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина Семен Михайловский.

Выставка состояла из трех зон: «Вчера», «Сегодня», «Завтра».

На первом этаже мы сделали пространство с условным названием «Прошлое». Покрасили стены в черный цвет, установили гигантский лайтбокс с горельефом Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». (Горельеф был обнаружен во время реставрации ВДНХ в 2014 году, что стало сенса- цией, так как он 40 лет был скрыт за фальшстеной.) Из первого зала посетители попадали в крипту – круглое пространство, где по периметру располагались 13 скульптур – уменьшенные копии знаковых для ВДНХ объектов («Рабочий и колхозница», девушки с фонтана «Дружба народов», голова быка с павильона «Животноводство» и другие). Осмотрев «Прошлое», зритель по винтовой лестнице поднимался на второй этаж – в «Настоящее» и «Будущее».

Зал «Прошлое». Выставка V.D.N.H. Urban Phenomenon, XV Венецианская архитектурная биеннале. 2016
Фотография © предоставлена Planet9
Зал «Крипта» с уменьшенными гипсовыми копиями 13 знаковых скульптурных объектов ВДНХ. Выставка V.D.N.H. Urban Phenomenon, XV Венецианская архитектурная биеннале. 2016
Фотография © предоставлена Planet9

Временным достижением проекта стало изящное объединение второго и первого этажей павильона в одно выставочное пространство. Все, кто хоть раз бывал на Венецианских биеннале в садах Джардини, знают, что Российский павильон имеет две двери на центральном фасаде: одна, узкая, ведет на первый этаж, ground floor. Чтобы попасть на второй этаж, нужно с улицы подняться на высокое крыльцо. Второй этаж (или бельэтаж, piano nobile) – главный: к нему примыкает терраса, с которой открывается головокружительный вид на Венецию. Перекрытие между двумя этажами можно на время разобрать, в свое время автор здания архитектор Алексей Щусев такую опцию предусмотрел, но грамотно воспользоваться ею мало кому удавалось.
Российский павильон в садах Джардини в Венеции
Фотография © предоставлена Planet9

Раздел «Настоящее» включал круглое пространство с панорамным фильмом о ВДНХ, сделанным художниками галереи «Триумф», и «Кабинет исследователя», где стояли альбомы и книги по истории комплекса. Каждая из книг была придумана и напечатана специально для биеннале, за графическую часть отвечала команда ABC Design. По стенам висели картины – гротескные оммажи ВДНХ – работы студентов Петербургской академии художеств, выбранные Семеном Михайловским.
Инсталляция «Кабинет исследователя». Выставка V.D.N.H. Urban Phenomenon, XV Венецианская архитектурная биеннале. 2016
Фотография © предоставлена Planet9
Аналитические рисунки Алексея Резвого, часть инсталляции «Кабинет исследователя». Выставка V.D.N.H. Urban Phenomenon, XV Венецианская архитектурная биеннале. 2016
Фотография © предоставлена Planet9

В разделе «Будущее» мы воспользовались наработками бывшего главного архитектора Барселоны и сооснователя Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC) Висенте Гуаярта. Он заведовал лабораторией «Шухов Лаб» в НИУ ВШЭ и обсуждал со студентами пути развития ВДНХ. Их проекты завершали выставку. В финале экспозиции располагался гигантский макет ВДНХ, изящно стилизованный под микросхему.
Зал «Будущее», посвященный развитию территории ВДНХ. Выставка V.D.N.H. Urban Phenomenon, XV Венецианская архитектурная биеннале. 2016
Фотография © предоставлена Planet9
Уральская биеннале

Екатеринбург
12 сентября 2019 – 1 декабря 2019


Один из крупнейших в России международных смотров современного искусства собрал работы более 70 художников и арт-групп из 25 стран, включая всемирно известных Карлоса Аморалеса из Мексики, звезду американского концептуализма, художницу и философа Адриан Пайпер, Александра Шишкина-Хокусая, Павла Пепперштейна. Куратором выступил Шаоюй Вэн из Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, комиссаром проекта и его пламенным мотором была Алиса Прудникова.

Тема биеннале – «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего» была продиктована, с одной стороны, интересом к современным технологиям, сулящим человечеству кардинальное продление жизни, а с другой – желанием разобраться, что стоит за страхом смерти. «Как мы можем преодолеть не только смерть, но и бессмертие?» – вопрошали организаторы.

Выставки проходили на двух нестандартных площадках: в одном из цехов действующего Уральского оптико-механического завода и в кинотеатре «Колизей», располагавшемся в здании 1845 года постройки.

Оформление лестничного пролета Уральского оптико-механического завода. Уральская биеннале в Екатеринбурге. 2019
Фотография © предоставлена Planet9

Мы очень хотели делать этот проект, можно сказать, им бредили. Основным вызовом стали просто необъятные площади завода (10 тыс. кв. м!), навигация и заброшенность (с элементами интерьера 1990-х годов) здания кинотеатра «Колизей». Решено было работать светом (недорогие светильники из строительного магазина), цветом (прозрачная зеленая пленка в роли цветофильтра), отражением (серебряные драпировки из термозащиты), крупной типографикой (чего стоили огромные буквы в слове «БЕССМЕРТИЕ» на колоннах нашего «Колизея») и всеми остальными простыми подручными средствами, позволившими в итоге сделать довольно убедительное целостное высказывание.

Вся работа была озарена духом самого Екатеринбурга, Урала. Для команды биеннале, кураторов и художников этот проект был не только про результат, но про процесс и созидательную энергию искусства.
Карлос Аморалес. Инсталляция «Черное облако». По замыслу художника, прикрепленные к стенам 30 тысяч бумажных бабочек символизируют мимолетность бытия и должны вызывать у посетителей ощущения в диапазоне от трепета до тревоги. Экспозиция Уральской биеннале в Екатеринбурге. 2019
Фотография © предоставлена Planet9
Артуро Агилар Гутьеррес. «Подношение» – цветочный ковер из Кунст-халле в Санкт-Галлене, 2016–2019. Экспозиция Уральской биеннале в Екатеринбурге. 2019
Фотография © предоставлена Planet9
Владислав Ефимов. «Без крови». В работе художник переосмысливает суть музеев биологии: они предстают местом встречи людей со смертью. Экспозиция Уральской биеннале в Екатеринбурге. 2019
Фотография © предоставлена Planet9

25 Марта 2025

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.