Польза, прочность и красота природы

Публикуем отрывок из книги Анны Мартовицкой «Архитектурный путеводитель. Норвегия 2000-2020». Издательство DOM publishers, 2019.

mainImg
Путеводитель, презентация которого состоялась на прошедшей неделе в посольстве королевства Норвегия, прежде всего демонстрирует, как именно страна может распорядиться нефтяным ресурсом для развития рукотворной обитаемой среды и, как следствие, современной архитектуры. За пятьдесят лет, прошедшие с начала добычи, Норвегия не только превратилась в одну из самых комфортных стран Европы, но и выработала собственную архитектурную политику, немалую роль в которой играет внимание к суровому, но захватывающе красивому северному ландшафту и в не меньшей степени – к реальному, практическому решению экологических проблем. А не только к разговорам о них, что было подчеркнуто на презентации.
Анна Мартовицкая на презентации путеводителя
Предоставлено посольством Норвегии

Современная архитектура Норвегии, действительно, представляет собой развитое и разнообразное явление: оно шире столичного строительства и интереснее общепризнанных «звезд» – знаменитого туристического маршрута, который между тем безусловно прекрасен, и подводного ресторана Снохетты, бурно обсуждаемого в этом году. Двадцать последних лет, охваченных в путеводителе, дали 150 заметных объектов, собранных в 7 глав по регионам, снабженных фотографиями каждого из них, а также картами, маршрутами и GPS-координатами, зашифрованными в QR-кодах, как это принято в серии путеводителей DOM publishers. С таким путеводителем немедленно хочется отправиться осваивать норвежские просторы – путешествие будет отлично информированным. 
ЮТ
Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020
Предоставлено DOM publishers

Путеводитель вышел на английском и русском языках, купить его можно на сайте издательства, русская версия стоит 1300 рублей, английская 38 евро.

Публикуем вступительную главу об архитектуре Норвегии 2000-2020 с разрешения автора и издательства.


Анна Мартовицкая
Польза, прочность и красота природы
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что еще на рубеже XX и XXI столетий о таком явлении, как «норвежская архитектура», знали разве что продвинутые специалисты по Скандинавии, тогда как среди широкой публики Норвегия была популярна, в основном, как страна фьордов и северного сияния, а также родина многих зимних видов спорта. Двадцать лет спустя ситуация изменилась кардинально: произведения современных норвежских архитекторов привлекают к себе колоссальное (полностью заслуженное!) внимание, став для туристов таким же аттрактором, как, например, знаменитые водопады или живописный утес «Язык тролля». Завидное благосостояние Норвегии создало экономические предпосылки для успешного развития архитектуры и строительной отрасли, а продуманная государственная политика в этой сфере и действенные механизмы социально ответственного бизнеса направили усилия в максимально эффективное русло. Произведения современной архитектуры стали неотъемлемой частью развития и обновления норвежских городов – вне зависимости от масштаба последних, красноречивым свидетельством чему и служит данный путеводитель, посвященный постройкам, реализованным не только в крупнейших мегаполисах страны фьордов, но и в целой россыпи крошечных населенных пунктов. Впрочем, обо всем по порядку.
  • zooming
    1 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    2 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    3 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    4 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    5 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    6 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    7 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers

В силу своего географического расположения между Европой и Арктикой Норвегия всегда отличалась суровым климатом и, как следствие, никогда не была перенаселена. Плотность ее населения составляет менее 14 человек на квадратный километр, тогда как в соседней Дании, куда более компактной по своей территории, этот показатель почти в сто раз больше! Только четыре процента общей площади Норвегии занимают пахотные земли, причем в силу исключительно гористой местности эти территории удалены друг от друга зачастую на очень значительные расстояния. Так что неудивительно, что большинство норвежских городов – и больших, и малых – расположены по соседству со скалистыми ландшафтами, а история их развития – это история выживания в суровых природных условиях. В этих условиях речь о роскоши никогда не шла: лаконизм и рациональность были присущи национальной архитектуре Норвегии задолго до укоренения парадигмы модернизма. Все изменилось в 1970 году, когда в Норвегии начали добывать нефть, и она из одной из беднейших стран Европы превратилась в очень состоятельную державу. Показатель ВВП на душу населения вырос более чем в 25 раз, и у Норвегии появились колоссальные финансовые возможности для вложений в собственное благополучие. В этом процессе решающую роль, несомненно, сыграли национальный характер норвежцев, ориентированных, прежде всего, на практичность принимаемых и реализуемых решений, и прочные социал-демократические устои общества, ставящие во главу угла принципы устойчивости, экологичности и равенства. Сегодня Норвегия – это страна едва ли не с самой эффективной государственной программой поддержки архитектуры и дизайна, благодаря которой качественно спроектированные и реализованные объекты жилья, офисные комплексы, общественные и инфраструктурные сооружения служат одним из ключевых средств планомерного улучшения жизни граждан.

В 2009 году был принят документ «Норвежская архитектурная политика», где сформулированы основные приоритеты развития национальной архитектуры: экологичность, высокое качество проектных решений, уважительное отношение к архитектурному наследию и культурной среде, а также компетентная пропаганда знаний об архитектуре среди всех слоев общества. Действенность этих формулировок – в том, что в Норвегии они не просто декларируются, а реализуются, причем максимально повсеместно. Архитектурная политика осуществляется с участием более 10 министерств, в сотрудничестве с частным бизнесом и при максимальном вовлечении конечных пользователей и местных жителей. Итог: приблизительно треть всех новых зданий в сегодняшней Норвегии строится по индивидуальным архитектурным проектам, которые, как правило, выбираются с помощью конкурса и затем проходят процедуру общественных обсуждений. Результатом такого во всех смыслах демократического архитектурного процесса становятся здания, которые отличают выразительность объемно-пространственного решения, ясность и четкость пропорций, изысканность в подборе материалов, а также тактичное отношение к природе и ярко выраженная социальная направленность.

Конечно, законодателем мод в национальной архитектуре Норвегии на правах столицы был и остается Осло – город, на территории которого реализуется сразу несколько масштабных государственных программ, служащих эталоном для остальных регионов страны. Прежде всего, это принятая в 2000 году программа «Город у фьорда», призванная насытить всевозможными функциями и тем самым включить в активную городскую жизнь береговую линию Осло, на протяжении предыдущих веков традиционно занятую промышленностью и портом. Исторически сложившаяся гигантская зона доков, верфей и пирсов сегодня служит колоссальным ресурсом перепрограммирования территории. И хотя возрождение и возвращение Осло этих пространств началось еще в 1980-е годы, когда из района Акербрюгге была выведена первая крупная верфь, по-настоящему повсеместным этот процесс стал именно в 2000-е, когда было принято решение о включении в программу всей приморской зоны города общей площадью 225 га. На месте индустриальных сооружений, магистралей и железнодорожных путей создаются офисы, жилье, учреждения культуры, а также разнообразные рекреационные пространства, нанизанные на единый пешеходный и велосипедный маршрут Havnepromenaden. Все новые постройки проектируются максимально энергоэффективными, сокращение транспортных потоков (за счет строительства подземных и даже подводных тоннелей) и озеленение также поспособствуют улучшению экологической ситуации. Важно и то, что создание новых многофункциональных кварталов (от иконического Barcode) и знаменитой Sørenga до еще нереализованного Filipstad) не только оживляет центральную часть города, но и помогает предотвратить дальнейшее расползание пригородов. При этом максимально продуманный дизайн-код каждого из новых районов и строгий контроль за его соблюдением гарантируют гуманный масштаб их застройки и сохранение сложившихся визуальных связей «старого» Осло с морем. Важнейшей составляющей «Города у фьорда» также является культурная функция, призванная добавить в формируемый заново морской фасад столицы знаковые сооружения общественного назначения. Ее самыми известными воплощениями, безусловно, стали здания Национальной оперы мастерской Snøhetta и музея современного искусства Аструп-Фернли (единственная постройка Ренцо Пиано в Скандинавии), однако в самое ближайшее время этот список дополнит целый ряд не менее ярких объектов – так, в 2020 году откроют свои двери Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Kleihues + Schuwerk), Музей Мунка (Estudio Herreros, LPO Arkitekter) и Городская публичная библиотека им. Дейхмана (Lund Hagem Architect, Atelier Oslo).
  • zooming
    1 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    2 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    3 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    4 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    5 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    6 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers

Те же принципы – создание максимально экологичных по своей «начинке» и сомасштабных человеку по габаритам построек – положены в основу преобразования и других промышленных территорий в пределах Осло. Например, бывшая фабричная территория Vulkan, где когда-то располагалось литейное производство, превращена в многофункциональный бурлящий жизнью квартал, в застройке которого аутентичные промышленные постройки органично соседствуют с произведениями современной архитектуры. Кстати, именно здесь реализован первый проект национальной программы FutureBuilt (штаб-квартира организации Bellona, арх. LPO Arkitekter), в рамках которой в столице Норвегии и ее ближайших пригородах строятся 50 зданий с низким энергопотреблением и нулевым уровнем выбросов. Спустя десять лет после запуска FutureBuilt насчитывает уже десятки реализаций и как программа, в рамках которой в проектировании и строительстве объектов самого разного назначения системно применяются инновационные технологии и материалы, стала не менее важной вехой в развитии национальной архитектуры, чем уже упоминавшийся «Город у фьорда». Говоря о преобразовании промышленных территорий Осло, нельзя не упомянуть и район Nydalen: там, где еще десять лет назад преобладали наполовину опустевшие производства, сегодня создан потрясающий по своей энергетике жилой и офисный квартал, в облике которого старинные кирпичные строения органично соседствуют с современными постройками из бетона, стекла и дерева, а благоустроенные набережные реки получили продолжение в виде скверов и парков. «Между зеленью и водой» – так нередко характеризуют застройку Осло, и в своем современном воплощении город действительно стремится сделать этот баланс основой развития как старых, так и новых районов.

Вслед за Осло эстафету переосмысления бывших промышленных и портовых зон подхватили практически все города Норвегии, будь то крупные Ставангер и Берген или более мелкие, такие как Ларвик, Порсгрунн, Кристиансанн, Мандал и многие другие. Традиционно жившие рыболовством и судоперевозками, эти города сегодня используют пространства верфей и доков для реализации знаковых проектов – как правило, общественно-культурного назначения, – которые делают более разнообразной жизнь местного комьюнити, создают на карте Норвегии новые точки притяжения и в долгосрочной перспективе служат катализатором дальнейших позитивных преобразований прилегающих территорий.

Чрезвычайно показателен в этом смысле опыт города Драммен, расположенного в 40 км от Осло. Начиная с первой половины XIX века, он был крупным промышленным и портовым центром Норвегии, а также одним из ключевых пунктов экспорта леса. Подобным успехом на индустриальном поприще город обязан в первую очередь своим расположением на реке Драмменсельве, и именно она пострадала от промышленного бума едва ли не больше всех: к середине 1980-х годов уровень ее загрязнения превысил критический, а оба берега были сплошь застроены фабричными и портово-ремонтными комплексами. Этими территориями город был фактически отрезан от своей водной артерии, а удручающее экологическое состояние реки делало изоляцию вдвойне тяжелой и болезненной. Конечно, в одиночку город никогда бы не справился с этой проблемой, но в дело вмешалось Министерство окружающей среды, давшее старт программе регенерации акватории реки. Еще одной важнейшей для города федеральной инициативой стало строительство новой автострады – из центра Драммена были выведены все транзитные шоссе: для их перепрокладки были сооружены подземные тоннели, а также участки окружной дороги. Очищенная река (а сегодня в Драмменсельве можно купаться и ловить рыбу) и освобожденный от потока транзитного транспорта центр стали для города мощнейшими ресурсами дальнейшего развития. На заброшенных территориях бывших фабрик Драммен развернул активное строительство, очень внимательно следуя разработанному мастер-плану, основным принципом которого было сбалансированное развитие этих участков. И вновь: под балансом понимается разумное сочетание не только функций, но и застроенных/свободных пространств. Социальные и коммерческие объекты здесь всегда соседствуют с жильем, а новое строительство – с благоустроенными общественными пространствами самого разного формата (парки, скверы, набережные, площади и пр.). Так, на левом берегу реки, вдоль которого раньше проходила одна из транзитных автомобильных дорог, был разбит Elveparken (частично на насыпных территориях), который стал продолжением главной площади города с ее магазинами, кафе и ратушей. А напротив него, в бывшей главной промзоне города Grønland, развернулось основное строительство: за первые 15 лет нового столетия вдоль правого берега реки выросли малоэтажные жилые кварталы, офисные комплексы, ресторанчики, магазины, кафе. Вместо располагавшихся здесь ранее обширных парковок был построен автовокзал, а пешеходный подземный тоннель соединил новый район с главным железнодорожным вокзалом Драммена. Между собой берега соединил пешеходный мост Ypsilon (2008, арх. Arne Eggen Architects) – белоснежное вантовое сооружение, в плане получившее форму буквы Y, завоевало множество профессиональных наград (например, European Steel Bridges Award) и стало символом обновления Драммена. Эффектный силуэт моста сегодня является едва ли не самым фотографируемым объектом города, а раскинувшийся на правом берегу у его подножья научно-образовательный парк Papirbredden – воплощением успешной трансформации бывшей промзоны (LPO Arkitekter).

Продолжая разговор о глобальных приоритетах развития норвежской архитектуры, нельзя не упомянуть и тот осознанный выбор в пользу экологичных строительных материалов, который у архитекторов страны фьордов давно вошел в привычку. Если объект может быть построен из дерева – можно не сомневаться в том, что это будет сделано. В современной Норвегии из дерева (как натурального, так и термически обработанного) возводят здания любой типологии и площади, от самых камерных, вроде уличных павильонов, до масштабных жилых комплексов, как, например, Waterfront в Ставангере (AART Architects + Kraftværk), причем этот материал может служить как для виртуозной интеграции новой постройки в сложившееся окружение (см., например, жилой комплекс Breiavannet Park в том же Ставангере (Helen & Hard), так и для воплощения самых смелых пластических экспериментов (жилой комплекс Rundeskogen в Саннесе (dRMM Architects, Helen & Hard) или придания общественным пространствам необходимой тактильности и теплоты (см. проект открытого морского бассейна в районе Sørenga, в отделке которого ключевую роль играет материал Kebony – производимая в Норвегии модифицированная древесина, отличающаяся невероятно высокой устойчивостью к воздействию влаги, перепада температур и микроорганизмов). Принципиально важно и то, что, увлеченно исследуя эстетические и конструктивные возможности дерева, норвежские архитекторы продолжают многовековую историю использования этого материала, тем самым создавая удивительный симбиоз традиции и современности.

Фактически 1000-летняя традиция строительства из дерева в Норвегии не прерывалась никогда, равно как и традиция подчеркнуто аккуратного обращения с ландшафтом. Если на участке имеется перепад рельефа, норвежский архитектор обыграет его максимально виртуозно, а если с места строительства открывается красивый вид, постройка, скорее всего, будет полностью подчинена вдохновляющему созерцанию. Подобный тактичный подход к ландшафту регулируется строительными нормами и правилами, а для части территории Норвегии даже стал основным принципом долгосрочного развития. Речь о федеральной программе «Национальные туристические дороги», призванной объединить в логичные по трассировке и протяженности маршруты наиболее известные достопримечательности Норвегии и обеспечить их удобной инфраструктурой. Программа, стартовавшая в 1994 году и рассчитанная до 2029 года, являет собой весьма изобретательный механизм популяризации наследия, в котором местные архитектурно-строительные традиции играют первостепенную роль.

У проекта было две основные сверхзадачи: дать мощный толчок развитию туристической отрасли, тем самым обеспечив даже в самых отдаленных от столицы населенных пунктах достаточное количество рабочих мест, и кардинально улучшить имидж Норвегии на общемировой арене, подчеркнуть ее самобытность и привлекательность. В структуре Государственной администрации норвежских дорог (Statens vegvesen) был выделен одноименный департамент, который и занялся разработкой маршрутов, – естественно, при помощи архитекторов, инженеров, ландшафтных дизайнеров, географов и специалистов в области туризма. Всего были составлены 18 маршрутов общей протяженностью 2151 км. В 2005-м Парламент Норвегии принял программу к реализации, придав ей статус национальной. Полностью «Национальные туристические маршруты» должны открыться в 2029 году, хотя уже сегодня большинство из них функционирует.

Основной статьей расхода в рамках программы стало развитие дорожной сети, благодаря которой, собственно, в стране и возникла альтернатива крупнейшим транспортным артериям, а многие мелкие поселения, особенно расположенные на изрезанной береговой линии Норвегии, наконец-то обрели удобную связь друг с другом и с центром. Не менее важным аспектом доступности того или иного маршрута стала его благоустроенность: найдя, ради чего людям стоит поехать в отдаленный уголок Норвегии, и обеспечив им беспрепятственный путь туда, программа столь же тщательно продумала инфраструктуру каждого объекта. Удобные автостоянки, смотровые площадки и места отдыха, туалеты, мусорные баки и информационные стенды – вот обязательный минимум для любого из них, в ряде случае дополненный кафе и мини-отелями. И здесь на первый план вышла архитектура: осознав предстоящий объем строительства, инициаторы программы решили обернуть это в свою пользу. Именно архитектура, равно как современное искусство, были названы такими же приоритетами развития «Национальных туристических дорог», как и сохранение природных и исторических достопримечательностей, а один из девизов программы был сформулирован как «Дизайн своего времени». Краеугольным же камнем проекта стало положение о том, что все вновь возводимые элементы должны быть постройками самого высокого качества и при этом не доминировать над ландшафтом, а органично дополнять его.

Всего в рамках «Национальных туристических дорог» должно быть реализовано 250 объектов. 150 из них уже построены, и в немалой степени именно они сегодня формируют имидж Норвегии как передовой архитектурной державы. В программе отметились такие международные и национальные звезды, как Петер Цумтор (Мемориал в Вардё, 2011), Snøhetta (смотровая площадка Эггум на одном из островов архипелага Лофотен, 2007), бюро Jarmund/Vigsnæs (общественный центр на Лофотенских островах, 2006 и смотровая площадка на водопаде Steinsdalsfossen, 2014) и 70°N arkitektur (смотровые площадки и места отдыха на Лофотенских островах, 2004-2006). Конечно, наиболее известной постройкой среди всех перечисленных является мемориал, созданный Петером Цумтором совместно со скульптором Луиз Буржуа. И если для Буржуа ключевой темой инсталляции стала история (в XVII веке в Вардё по обвинению в колдовстве к сожжению на костре был приговорен 91 человек), то Цумтор черпал вдохновение исключительно в пейзаже и традиции: основой конструкции стали деревянные рамы для вяления трески, на которые натянута парусиновая оболочка. В ней архитектор проделал 91 окно (по числу жертв), в каждом из которых горит лампочка, – точно такие же лампочки в своих окнах до сих пор зажигают местные жители: даже в условиях полярного дня они сигнализируют о том, что рабочий день окончен и обитатели вернулись домой. В 2016 году Цумтор завершил реализацию своего второго проекта в рамках «Национальных туристических дорог»: в ущелье Аллманнаювет, на месте бывших шахт по добыче цинка, швейцарский архитектор построил музей, в облике и конструкции которого местные материалы и ландшафт также стали определяющими.

Существующая постройка, хоть и несколько иной эпохи, стала отправной точкой и для бюро Snøhetta: немецкие укрепления времен Второй мировой войны в горном массиве Эггум архитекторы превратили в место отдыха с киоском и туалетом. Лаконичный деревянный объем словно выдвинут из каменного амфитеатра, причем выполненные из габионов брутальные стены последнего служат объединяющим мотивом для всего участка, включая оформление стоянки для автомобилей и смотровой площадки. Jarmund/Vigsnæs и 70°N arkitektur, наоборот, имели дело с незастроенными ландшафтами и свою интервенцию в них осуществили с помощью деревянных конструкций: первые выстроили павильон для велосипедистов по образу и подобию хижин для рыбаков, вторые создали лаконичную платформу, защищающую посетителей от ветра и создающую комфортные условия для наблюдения за птицами, которая своими внешними очертаниями и ступенчатой структурой вторит холмистому пейзажу.

Важно, что именно «Национальные туристические дороги» стали билетом в жизнь для многих молодых архитектурных бюро страны: Jensen&Skodvin, Reiulf Ramstad Architects, 3RW, Saunders & Wilhelmsen – вот лишь некоторые из тех, чья карьера пошла в гору именно после реализации одного или нескольких проектов, так или иначе воспевающих красоту национальных ландшафтов. В этом смысле нельзя не вспомнить смотровую площадку Стегастейн на маршруте Аурландсфьеллет, принесшую мировую славу архитектору Тому Сандерсу: место, предназначенное для изучения захватывающих дух видов на фьорд и горы, представляет собой вынесенную над обрывом деревянную консоль, угол которой скруглен, так что от пропасти наблюдателей отделяет лишь едва заметный бортик из прозрачного стекла. Не менее яркий пример – смотровая площадка на «Лестнице троллей», спроектированная Реульфом Рамстадом. Парящая над крутым скалистым сводом платформа, покрытые ржавчиной бортики которой чередуются с полностью прозрачными вставками, несколько лет назад обошла все архитектурные СМИ как пример дизайна инновационного и одновременно идеально оттеняющего суровые и величественные пейзажи норвежских фьордов. Множества наград и похвал Рамстад заслужил и за информационный центр на этом же маршруте: вытянутые треугольные объемы из необработанного бетона с озелененными кровлями очаровывают сочетанием конструктивной смелости и визуальной скромности. Используя исключительно современные материалы и формы, архитектор безошибочно считывает дизайн-код окружающей местности. Столь же смелым и при этом точным попаданием в контекст можно считать и его туристический маршрут на пляже Сельвика (2013): сооружение из грубого бетона представляет собой длинный и извилистый пандус с довольно высокими бортиками, плавно спускающийся от шоссе к берегу моря. Там, где можно было бы проложить короткие мостки, архитектор отдает предпочтение сложной спиралевидной структуре, считая, что она лучше настраивает путешественника на созерцание пейзажа. Бортики позволяют путникам в любом месте сделать паузу, кроме того, в их «складках» с легкостью нашлось место для зоны пикника, парковок, туалетов и прочего. И важно, что, несмотря на довольно внушительные габариты, постройка идеально вписана в ландшафт: изгибы дорожек повторяют структуру пролегающего неподалеку шоссе, а ее пластика и подчеркнуто шершавая текстура поверхности напоминают мегалиты.

Нужно сказать, что практически каждый архитектор, участвовавший в программе «Национальные туристические дороги», построил для нее несколько объектов. Это связано с тем, что программа не проводит конкурсы на каждую из площадок, а в режиме преквалификации выбирает именно проектировщиков, с которыми хочет работать. Так, например, Ларс Берге в 2010 году создал на горном маршруте Флотане туалетные кабинки из бетона и дерева – наклонные, лаконичные, они и сами похожи на валуны, которых в этих местах хватает; в 2011-м – построил на маршруте Ведахаугане извилистую пешеходную дорожку, на всем протяжении которой сделана столь же прихотливо извивающаяся деревянная скамья, а в 2013-м реконструировал там же бывшую лесопилку, превратив ее в арт-центр и музей.

Карл-Вигго Хольмебакк и вовсе сотрудничает с проектом с момента его старта. В 1997 году именно он создал смотровую площадку Nedre Oscarshaug, в структуру которой была интегрирована первая арт-инсталляция – двухстворчатая стеклянная карта, помогающая идентифицировать окрестные горы и одновременно защищающая от ветра. В 2006-м он придумал для маршрута Рондане систему из спиралевидных дорожек и видовых площадок, которая в прямо смысле парит меж вековых сосен (причем в ходе строительства было срублено всего одно дерево, что кажется подлинным чудом с учетом масштаба созданного аттракциона). В 2008-м Хольмебакк еще раз применил этот ход – в соседнем Стрембю спроектировал еще одну сложносочиненную видовую площадку в виде спиралей, только на этот раз в бетонных бортиках еще и вырезаны сидения и столики, а в 2010-м построил зал ожидания на пристани парома, накрыв традиционный прямоугольный объем футуристичной кровлей из фиброгласа, которая вечером работает как маяк. Сейчас архитектор задействован в программе реновации территории вокруг Vøringsfossen – одного из самых известных водопадов Норвегии, где к 2020 году будет создана целая сеть видовых площадок, дорожек, мест отдыха и мини-гостиниц.

Каждые 5-8 лет состав «архитектурной сборной», работающей в рамках программы, полностью обновляется, причем у известных архитекторов при отборе нет никаких преимуществ: если они и побеждают, то благодаря идеям и предложениям, а не имени. Важно и то, что, выступая заказчиком архитектурных объектов, программа «Национальные туристические дороги» не выдвигает никаких обязательных требований к строительным материалам. И все же палитра реализованных построек обращает на себя внимание известным единообразием: дерево (причем преимущественно местная лиственница), необработанный бетон, натуральный камень, стекло, кортен. Там, где это возможно, архитекторы включали в состав проектируемых комплексов уже имевшиеся на участке сооружения (например, остов старого каменного дома в Нессебю, во время войны использовавшегося как склад амуниции, стал частью более масштабной композиции, служащей местом отдыха и медитации, – арх. Margrete B. Friis, 2006; или два деревянных сарая в Sognefjellshytta, которые соединены новым деревянным объемом – арх. Jensen & Skodvin Arkitektkontor, 2014). Также они старались привлекать местные производства: сварных стальных пластин, как в конструкциях «боксов» для наблюдения за птицами, установленных в долине реки Snefjord – арх. PUSHAK arkitekter, 2005; деревообрабатывающие – для создания конструкций и покрытия пешеходных мостов Tungeneset и Bergsbotn на острове Сенья – арх. Code Arkitektur, 2008 и 2010. Столь внимательное отношение к контексту понятно, ведь в данном случае именно он является смыслообразующим элементом каждого проекта, подталкивающим архитекторов не столько к самовыражению, сколько к сотворчеству и поиску скрытых качеств того или иного места. Урок Норвегии в том, что подобная работа может вестись централизованно, в масштабах всей страны, способствуя развитию одновременно и национальной экономики, и местной архитектуры, и международного имиджа.

26 Декабря 2019

Похожие статьи
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Сейчас на главной
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.