Формируя культурную среду

Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».

mainImg
В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Наболее частыми причинами закрытия ДК становится их ветхое состоянии, отсутствие финансирования и невостребованность услуг населением. Система локальных культурных центров, создаваемая в России на протяжении ста лет, на наших глазах рискует уйти в небытие, не имея ресурсов и возможностей для адаптации к новым условиям существования, новым запросам общества, новым экономическим и социо-культурным реалиям.
  • zooming
    1 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Фрагмент декоративного оформления фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Дом кульутры в Г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 9
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Дом культуры в г. Нижний Новгород, ул.Чаадаева 17
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Витраж в фойе
    © Идентичность в типовом

За последние несколько лет предпринимались различные попытки найти решение проблемы Домов культуры. Одним из самых резонансных стал проект ДНК – создание принипиально новой системы культурных центров с авторской архитектурой и инновационной начинкой. Проводились конкурсы на проекты модернизации ДК. Были разработаны несколько интересных экспериментальных проектов реконструкции исторических зданий ДК, некоторые из которых уже реализованы. Например, ДК в Воронеже и в Железноводске. Реконструированный КЗ в Нижнем Новгороде не является ДК в полном смысле слова, но комплексный метод работы со зданием советского модернизма вполне может использоваться при реконструкции целого ряда Домов культуры, построенных в 1970-е – 1990-е годы по типовым проектам.
  • zooming
    1 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Главный фасад
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом

Одновременно с этими экспериментами, в составе федерального проекта «Культурная среда», под эгидой Министерства культуры РФ, была запущена программа бюджетного финансирования ремонта и переоснащения ДК. Всего за четыре года, начианя с 2016, были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры на общую сумму более 10 млрд рублей. Но, к сожалению, лишь в отдельных случаях в этих проектах учитывались опыт и результаты успешных экспериментов, а к реконструкциям привлекались архитекторы, специалисты по социо-культурному программированию и работе с местными сообществами. Таким образом, реализация федерального проекта в отрыве от результатов исследований, мнения экспертов и профессионалов обеспечивает лишь косметический эффект, не меняя основ существующей проблемы ДК.
Подборка реконструированных Домов культуры в рамках проекта «Культурная среда»
© Идентичность в типовом

Решить эту задачу и создать основу для координации усилий всех сторон (Департаментов культуры, архитектуры и туризма региона, руководства ДК, жителей и профессионалов), заинтересованных в возрождении системы ДК, призвана методика, которую разрабатывает команда проекта «Идентичность в типовом», стартовавшего три года назад и с тех пор успешно развивающегося под кураторством молодых архитекторов Алексея Боева и Дарьи Наугольновой (подробнее о проекте читайте здесь). При поддержке Союза московских архитекторов, Союза архитекторов России и Фонда президентских грантов команда проекта «Идентичность в типовом» начала активную работу по популяризации методов возрождения Домов культуры и одним из шагов в этом направлении стало участие в Международном фестивале Зодчество 2020 со специальной экспозицией и конференцией «Новые форматы культурных центров, как часть проекта «Культурная среда».
  • zooming
    1 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    2 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    3 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая

К участию в конференции были приглашены представители профильных департаментов различных регионов, активно работающих над модернизацией ДК, и эксперты из смежных областей, архитектуры, социологии и креативных индустрий, что позволило представить в рамках одного мероприятия точки зрения основных участников процесса и обозначить многогранность стоящей проблемы.
  • zooming
    1 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество

О ситуации с Домами культуры в столице Татарстана рассказал начальник управления культуры мэрии Казани Азат Абзалов. Как и многие другие социально-культурные программы, процесс модернизации ДК в республике ведется системно. На основе нескольких пилотных проектов выработаны подходы, которые успешно применяются на на практике. Одним из наиболее ярких событий, продемонстрировавших возможности потрансформации дворцов культуры в современные культурные центры, стал КЦ «Московский», бывший ДК имени Урицкого. Современный внешний и внутренний дизайн, новейшее оборудование и актуализированная программа, рассчитанная на все возрастные группы, сделали этот центр одной из самых популярных и востребованных площадок в Казани. Другой удачный пример – многофункциональный культурный центр «Сайдаш». Здесь удалось объединить почти несоединимое – классическую сцену с виртуальным звуком, где можно осуществлять оперные постановки и эстрадные перформансы, с обновленными залами для занятий танцами, библиотекой, коворкингом и так далее. Разумеется, при реконструкции Домов культуры проводится благоустройство прилегающей территории.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Азата Искандаровича Абзалов, начальника управления культуры Мэрии Казани
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Реконструкция Дворца культуры «Саид Галеева»
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    3 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    4 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Общий вид
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    5 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Стойка респшн
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    6 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Показ мод для старшего поколения
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    7 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    8 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    9 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Фрагмент интерьера фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    10 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Гардероб
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    11 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер холла на втором этаже
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    12 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Компьютерный класс
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    13 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Многофункциональный зал
    © Управление культуры Мэрии Казани

Не менее планомерно и активно ведет работу с региональной системой ДК Республика Саха (Якутия). Для жителей множества больших и малых населенных пунктов, расположенных на огромной территории Якутии, ДК являются основными ресурсом культурного развития. Согласно исследованиям, в поселениях, где есть учреждения культуры, значительно улучшается демография и другие социальные показатели. Общее число учреждений в республике достигает 500 и, по словам первого заместителя министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислава Левочкина, в их модернизации и строительстве новых центров по программе «Моя Якутия в XXI веке» самое активное участие принимают сами горожане. Благодаря программе софинансирования и реализации нацпроекта «Культура» в Якутии за пять лет объем субсидирования в части культуры вырос с 4 млн рублей до 225 млн. Помимо реновации ДК и создания на их базе многофункциональных общественно-культурных центров, средства выделяются на создание инфобазы деятельности ДК. В том числе, команда «Идентичность в типовом» разрабатывает для Якутии веб-сайт «Биир Ситим» – прототип интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики.
  • zooming
    1 / 5
    Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    2 / 5
    На территории Республики Саха (Якутия) расположены 486 муниципальных культурно-досуговых учреждений с филиалами
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    3 / 5
    Сельский дом культуры в с. Дикимдя
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    4 / 5
    Дом кульутры в с. Сырдах Усть-Алданского района
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    5 / 5
    Разработка пилотного сайта «Бир Ситим», объединяющего все региональные ДК в информационную систему
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Дома культуры в Московской области задействованы в реализации сразу трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Заместитель министра культуры Московской области Инга Морковкина рассказала о планах Правительства МО по комплексной реконструкции и капремонту тридцати ДК с объемом финансирования более 7 млрд руб в течение следующих четырех лет. При разработке и реализации этой программы учтен опыт предыдущих лет, когда реконструкция проводилась частично и, в результате, удавалось решить лишь некоторые проблемы, а также результаты конкурса 2018 года на концепции модернизации трех типовых ДК. «Совместно с главным управлением по архитектуре Московской области мы провели всероссийский открытый конкурс дизайн-проектов пространств культурно-досуговых учреждений. И решили важнейшую задачу – выработать новое концептуальное предложение по внешнему виду и функционалу ДК», – сказала Инга Морковкина. Были определены принципы, которые должны применяться при разработке проектов обновления ДК: современный дизайн, трансформируемость пространств, «умная мебель», многофункциональное и комплексное благоустройство территории. Уже сейчас в рамках программы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2021–2024 определены девять ДК для проведения реконструкции и семь площадок для строительства новых ДК на основе нового типового проекта, отвечающего всем требованиям.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 13
    Фрагмент презентации. Плотные площадки для реализации программы реконструкции ДК в МО
    © Министерство кульутры МО
  • zooming
    4 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    6 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    7 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    8 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    9 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    10 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    11 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    12 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    13 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество

О том, какое значение для городского сообщества может иметь модернизация хотя бы одного Дома культуры, рассказал Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области. Летом 2018 года в Воронеже состоялась открытая городская конференция «ДК ждут перемен», вызвавшая широкий общественный резонанс. На волне общего интереса, в том же году, в составе программы фестиваля «Зодчество VRN» прошел воркшоп по перепрограммированию ДК, организованный кураторами проекта «Идентичность в типовом» Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым. Молодые архитекторы и простые горожане вместе придумали три новых модели функционирования культурных центров. Кстати, одним из источников вдохновения для участников воршкопа был ДК «Московский» в Казани. К счастью, предложенные идеи не остались на бумаге. «Городская администрация выделила деньги на капремонт главного муниципального ДК – Городского Дворца культуры. Нам удалось выстроить коммуникации между администрацией Воронежа и дирекцией самого ДК, – вспоминает Андрей Еренков. – Так мы смогли реализовать первый пилотный проект переформатирования традиционного ДК под современные функции, разработали логотип, брендбук, продумали стратегию позиционирования. В результате получившееся современное культурное пространство живет новой жизнью».
  • zooming
    1 / 7
    Еренков Андрей Александрович, руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 7
    Внешний вид ДК Машиностроителей до реконструкции
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 7
    Участники воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 7
    Результаты воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 7
    Проект реконструкции ДК Машиностроителей в Воронеже.
    © Visota

Успех модернизации ДК в Воронеже стал поворотным пунктом для проекта «Идентичность в типовом». Из чисто исследовательского, он превратился в вполне прагматичный, имеющий, хоть и несколько идеалистическую, но далеко идущую цель –перезапуск всей системы Домов культуры в России. По словам Алексея Боева, система ДК, как культурных центров, не имеет аналогов в других странах и может стать мировым брендом. Ее уникальность – не только в масштабе, но и в целом комплексе социокультурных, межнациональных, межэтнических и других проблем, которые решались благодаря существованию доступных ДК. Реконструированные ДК могут не только составить конкуренцию торговым центрам, но и дать толчок креативной экономике. «В кружках ДК закладываются базисные понятия о культуре, науке, искусстве. Эта система может выращивать творческих людей, способных участвовать в развитии креативной экономики. Когда культура, наука и спорт пересекаются в одном месте, всегда получается что-то интересное», – поясняет Алексей Боев.
  • zooming
    1 / 5
    Определение перечня актуальных сервисов и функций для конкретного ДК при разработке концепции модернизации. По материалам проекта «Идентичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 5
    Анализ функций, севрсов и занимаемых ими площадей для разработки концепции перепрограммирования
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    4 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    5 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota

Коллега Алексея, куратор проекта Дарья Наугольнова сфокусировала свое вступление на комплексном подходе к проблеме: «Мы считаем, что в данный момент дома культуры монофункциональны. Это плохо сказывается на условиях жизни в небольших населенных пунктах. Часто такое здание – по сути, единственный объект, несущий элемент эстетического воспитания. И нам как архитекторам очень хочется, чтобы ДК стали более качественными с точки зрения архитектуры», – отметила Дарья Наугольнова. «Но в сфере наших интересов не только архитектура. Мы анализируем функции и структуры, которые базируются в ДК, находим их сильные стороны и недостатки. Мы проводим анализ социокультурной активности в городе, стремимся понять, какие формы активности привлекают молодежь и людей трудоспособного возраста, чтобы перепрограммировать систему и изменить архаичный стереотип восприятия ДК».

По мнению Дарьи, большое значение в ребрендинге домов культуры имеет создание современного веб-сайта учреждения. Сайт – это не только удобный инструмент для записи на кружки, но и манифест, и коммуникативная площадка, которая поможет добиться самоокупаемости ДК как условия сохранения системы в целом. На этой площадке могут взаимодействовать, обмениваться опытом, помогать друг другу представители руководства региона, культурных ведомств, других департаментов, а также директора ДК, люди искусства, простые пользователи. Сайт, который команда разрабатывает для республики Саха (Якутия), может быть повторен и в других регионах, а со времением отдельные сайты могут быть объединены в общероссийскую систему.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление Дарьи Наугольновой, партнера АБ Visota, куратора проекта «Идентичность в типовом»
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Разработка нового брендинга в рамках модернизации ДК. По материалам проекта «Иденичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Логотип сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 5
    интерфейс сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 5
    Логотип сайта «Бир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию Концепция объединения регионльных порталов систем ДК в единую общероссийскую сеть
    © Идентичность в типовом

Эксперты в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Мария Седлецкая и Степан Попов в 2018 году совместно со студией графического дизайна «ABC дизайн» и архитектурным бюро «Planet 9» приняли участие конкурсе модернизации ДК в МО и рассказали о результатах исследований, которые были ими получены в процессе работы над конкурсным проектом. Сначала команда оценила ресурсный потенциал ДК, затем продумала концепцию идентичности (уникальные ремесленные традиции и производства), проанализировала состав целевой аудитории. «Мы подходили к типовым ДК 1950-х и 1960-х годов с точки зрения культурной конверсии, несмотря на то, что ни одно из зданий не является объектом культурного наследия. У конкурса были довольно жесткие условия, например, стоимость одного квадратного метра обновленного объекта не должна превышать 32 000 рублей. Но, с другой стороны, благодаря ограничениям открывался простор для воображения. Мы оперировали двумя форматами. Первый – большие пространства-трансформеры, которые могут выполнять различные функции в течение дня. Второй формат – маленькие многофункциональные помещения. Это переговорные, библиотеки, мастерские. Главный вывод, сделанный нами: ДК сегодня может стать драйвером социально-экономического развития города в целом», – рассказала Мария Седлецкая.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление экспертов в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой и Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 5
    Анализ основных трендов в развитии ДК
    © Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция культурной конверсии
    © Агентство стратегического развития «Центр»

Вывод коллег подтвердил директор проектов центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) Илья Токарев. За два года реализации программы «100 городских лидеров» поступило более 50 000 писем, в которых так или иначе затрагиваются вопросы обновления домов культуры и других муниципальных пространств – библиотек, школ и так далее. «В следующем 2021 году, который объявлен годом креативных индустрий, мы будем запускать программу пилотирования подходов к вовлечению неликвидных объектов недвижимости через социокультурные практики и построение внутригородских сообществ, подготовку управленческих команд, которые могут программировать и развивать площадки. Дальше, в зависимости от типологии площадки и особенностей внешнего окружения, они будут уходить либо в социальную, либо в коммерческую историю. Их задача – вовлекать местные сообщества, поднимать уровень человеческого капитала на отдельно взятой территории и как следствие – ревитализировать пространство», – сказал Илья Токарев. В селах и городах многофункциональные инфраструктурные площадки, которые объединяют представителей местных творческих профессий, крайне востребованы – это доказал проведенный в июле 2020 года в онлайн-формате «Креативный четверг», объединивший 20 площадок креативных индустрий по всей стране. И обновленные ДК могут взять на себя функции таких площадок.
Выступление Ильи Токарева, директора проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ)
© Зодчество

Подводя итоги конференции, Дарья Наугольнова напомнила о необходимости действовать сообща, коллегиально: «Мне кажется, что ни одной команде в одиночку не под силу будет повлиять на систему. Но если мы все вместе объединим наши экспертные знания, то сможем модернизировать систему ДК в стране».

Видео-запись конференции можно посмотерть на YouTube-канале СМА:

;

Команда проекта «Идентичность в типовом» открыта к сотрудничеству и приглашает всех, кто работает в системе ДК, в управлениях культуры городов и регионов России, кто уже реализовал проекты на базе местного ДК и готов поделиться своим опытом, кто хотел бы перезапустить ДК в своем родном городе или реализовать на базе местного ДК свой собственный проект, присоединяться к исследованию и выработке методики обновления системы ДК в России.

15 Декабря 2020

Елена Петухова

Авторы текста:

Елена Петухова, Андрей Чирков
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.