Формируя культурную среду

Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».

mainImg
0 В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Наиболее частыми причинами закрытия ДК становится их ветхое состоянии, отсутствие финансирования и невостребованность услуг населением. Система локальных культурных центров, создаваемая в России на протяжении ста лет, на наших глазах рискует уйти в небытие, не имея ресурсов и возможностей для адаптации к новым условиям существования, новым запросам общества, новым экономическим и социо-культурным реалиям.
  • zooming
    1 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Фрагмент декоративного оформления фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Дом кульутры в Г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 9
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Дом культуры в г. Нижний Новгород, ул.Чаадаева 17
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Витраж в фойе
    © Идентичность в типовом

За последние несколько лет предпринимались различные попытки найти решение проблемы Домов культуры. Одним из самых резонансных стал проект ДНК – создание принципиально новой системы культурных центров с авторской архитектурой и инновационной начинкой. Проводились конкурсы на проекты модернизации ДК. Были разработаны несколько интересных экспериментальных проектов реконструкции исторических зданий ДК, некоторые из которых уже реализованы. Например, ДК в Воронеже и в Железноводске. Реконструированный КЗ в Нижнем Новгороде не является ДК в полном смысле слова, но комплексный метод работы со зданием советского модернизма вполне может использоваться при реконструкции целого ряда Домов культуры, построенных в 1970-е – 1990-е годы по типовым проектам.
  • zooming
    1 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Главный фасад
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом

Одновременно с этими экспериментами, в составе федерального проекта «Культурная среда», под эгидой Министерства культуры РФ, была запущена программа бюджетного финансирования ремонта и переоснащения ДК. Всего за четыре года, начиная с 2016, были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры на общую сумму более 10 млрд рублей. Но, к сожалению, лишь в отдельных случаях в этих проектах учитывались опыт и результаты успешных экспериментов, а к реконструкциям привлекались архитекторы, специалисты по социо-культурному программированию и работе с местными сообществами. Таким образом, реализация федерального проекта в отрыве от результатов исследований, мнения экспертов и профессионалов обеспечивает лишь косметический эффект, не меняя основ существующей проблемы ДК.
Подборка реконструированных Домов культуры в рамках проекта «Культурная среда»
© Идентичность в типовом

Решить эту задачу и создать основу для координации усилий всех сторон (Департаментов культуры, архитектуры и туризма региона, руководства ДК, жителей и профессионалов), заинтересованных в возрождении системы ДК, призвана методика, которую разрабатывает команда проекта «Идентичность в типовом», стартовавшего три года назад и с тех пор успешно развивающегося под кураторством молодых архитекторов Алексея Боева и Дарьи Наугольновой (подробнее о проекте читайте здесь). При поддержке Союза московских архитекторов, Союза архитекторов России и Фонда президентских грантов команда проекта «Идентичность в типовом» начала активную работу по популяризации методов возрождения Домов культуры и одним из шагов в этом направлении стало участие в Международном фестивале Зодчество 2020 со специальной экспозицией и конференцией «Новые форматы культурных центров, как часть проекта «Культурная среда».
  • zooming
    1 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    2 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    3 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая

К участию в конференции были приглашены представители профильных департаментов различных регионов, активно работающих над модернизацией ДК, и эксперты из смежных областей, архитектуры, социологии и креативных индустрий, что позволило представить в рамках одного мероприятия точки зрения основных участников процесса и обозначить многогранность стоящей проблемы.
  • zooming
    1 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество

О ситуации с Домами культуры в столице Татарстана рассказал начальник управления культуры мэрии Казани Азат Абзалов. Как и многие другие социально-культурные программы, процесс модернизации ДК в республике ведется системно. На основе нескольких пилотных проектов выработаны подходы, которые успешно применяются на на практике. Одним из наиболее ярких событий, продемонстрировавших возможности по трансформации дворцов культуры в современные культурные центры, стал КЦ «Московский», бывший ДК имени Урицкого. Современный внешний и внутренний дизайн, новейшее оборудование и актуализированная программа, рассчитанная на все возрастные группы, сделали этот центр одной из самых популярных и востребованных площадок в Казани. Другой удачный пример – многофункциональный культурный центр «Сайдаш». Здесь удалось объединить почти несоединимое – классическую сцену с виртуальным звуком, где можно осуществлять оперные постановки и эстрадные перформансы, с обновленными залами для занятий танцами, библиотекой, коворкингом и так далее. Разумеется, при реконструкции Домов культуры проводится благоустройство прилегающей территории.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Азата Искандаровича Абзалов, начальника управления культуры Мэрии Казани
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Реконструкция Дворца культуры «Саид Галеева»
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    3 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    4 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Общий вид
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    5 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Стойка респшн
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    6 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Показ мод для старшего поколения
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    7 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    8 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    9 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Фрагмент интерьера фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    10 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Гардероб
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    11 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер холла на втором этаже
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    12 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Компьютерный класс
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    13 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Многофункциональный зал
    © Управление культуры Мэрии Казани

Не менее планомерно и активно ведет работу с региональной системой ДК Республика Саха (Якутия). Для жителей множества больших и малых населенных пунктов, расположенных на огромной территории Якутии, ДК являются основными ресурсом культурного развития. Согласно исследованиям, в поселениях, где есть учреждения культуры, значительно улучшается демография и другие социальные показатели. Общее число учреждений в республике достигает 500 и, по словам первого заместителя министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислава Левочкина, в их модернизации и строительстве новых центров по программе «Моя Якутия в XXI веке» самое активное участие принимают сами горожане. Благодаря программе софинансирования и реализации нацпроекта «Культура» в Якутии за пять лет объем субсидирования в части культуры вырос с 4 млн рублей до 225 млн. Помимо реновации ДК и создания на их базе многофункциональных общественно-культурных центров, средства выделяются на создание инфобазы деятельности ДК. В том числе, команда «Идентичность в типовом» разрабатывает для Якутии веб-сайт «Биир Ситим» – прототип интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики.
  • zooming
    1 / 5
    Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    2 / 5
    На территории Республики Саха (Якутия) расположены 486 муниципальных культурно-досуговых учреждений с филиалами
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    3 / 5
    Сельский дом культуры в с. Дикимдя
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    4 / 5
    Дом кульутры в с. Сырдах Усть-Алданского района
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    5 / 5
    Разработка пилотного сайта «Бир Ситим», объединяющего все региональные ДК в информационную систему
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Дома культуры в Московской области задействованы в реализации сразу трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Заместитель министра культуры Московской области Инга Морковкина рассказала о планах Правительства МО по комплексной реконструкции и капремонту тридцати ДК с объемом финансирования более 7 млрд руб в течение следующих четырех лет. При разработке и реализации этой программы учтен опыт предыдущих лет, когда реконструкция проводилась частично и, в результате, удавалось решить лишь некоторые проблемы, а также результаты конкурса 2018 года на концепции модернизации трех типовых ДК. «Совместно с главным управлением по архитектуре Московской области мы провели всероссийский открытый конкурс дизайн-проектов пространств культурно-досуговых учреждений. И решили важнейшую задачу – выработать новое концептуальное предложение по внешнему виду и функционалу ДК», – сказала Инга Морковкина. Были определены принципы, которые должны применяться при разработке проектов обновления ДК: современный дизайн, трансформируемость пространств, «умная мебель», многофункциональное и комплексное благоустройство территории. Уже сейчас в рамках программы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2021–2024 определены девять ДК для проведения реконструкции и семь площадок для строительства новых ДК на основе нового типового проекта, отвечающего всем требованиям.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 13
    Фрагмент презентации. Плотные площадки для реализации программы реконструкции ДК в МО
    © Министерство кульутры МО
  • zooming
    4 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    6 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    7 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    8 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    9 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    10 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    11 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    12 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    13 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество

О том, какое значение для городского сообщества может иметь модернизация хотя бы одного Дома культуры, рассказал Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области. Летом 2018 года в Воронеже состоялась открытая городская конференция «ДК ждут перемен», вызвавшая широкий общественный резонанс. На волне общего интереса, в том же году, в составе программы фестиваля «Зодчество VRN» прошел воркшоп по перепрограммированию ДК, организованный кураторами проекта «Идентичность в типовом» Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым. Молодые архитекторы и простые горожане вместе придумали три новых модели функционирования культурных центров. Кстати, одним из источников вдохновения для участников воркшопа был ДК «Московский» в Казани. К счастью, предложенные идеи не остались на бумаге. «Городская администрация выделила деньги на капремонт главного муниципального ДК – Городского Дворца культуры. Нам удалось выстроить коммуникации между администрацией Воронежа и дирекцией самого ДК, – вспоминает Андрей Еренков. – Так мы смогли реализовать первый пилотный проект переформатирования традиционного ДК под современные функции, разработали логотип, брендбук, продумали стратегию позиционирования. В результате получившееся современное культурное пространство живет новой жизнью».
  • zooming
    1 / 7
    Еренков Андрей Александрович, руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 7
    Внешний вид ДК Машиностроителей до реконструкции
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 7
    Участники воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 7
    Результаты воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 7
    Проект реконструкции ДК Машиностроителей в Воронеже.
    © Visota

Успех модернизации ДК в Воронеже стал поворотным пунктом для проекта «Идентичность в типовом». Из чисто исследовательского, он превратился в вполне прагматичный, имеющий, хоть и несколько идеалистическую, но далеко идущую цель –перезапуск всей системы Домов культуры в России. По словам Алексея Боева, система ДК, как культурных центров, не имеет аналогов в других странах и может стать мировым брендом. Ее уникальность – не только в масштабе, но и в целом комплексе социокультурных, межнациональных, межэтнических и других проблем, которые решались благодаря существованию доступных ДК. Реконструированные ДК могут не только составить конкуренцию торговым центрам, но и дать толчок креативной экономике. «В кружках ДК закладываются базисные понятия о культуре, науке, искусстве. Эта система может выращивать творческих людей, способных участвовать в развитии креативной экономики. Когда культура, наука и спорт пересекаются в одном месте, всегда получается что-то интересное», – поясняет Алексей Боев.
  • zooming
    1 / 5
    Определение перечня актуальных сервисов и функций для конкретного ДК при разработке концепции модернизации. По материалам проекта «Идентичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 5
    Анализ функций, севрсов и занимаемых ими площадей для разработки концепции перепрограммирования
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    4 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    5 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota

Коллега Алексея, куратор проекта Дарья Наугольнова сфокусировала свое вступление на комплексном подходе к проблеме: «Мы считаем, что в данный момент дома культуры монофункциональны. Это плохо сказывается на условиях жизни в небольших населенных пунктах. Часто такое здание – по сути, единственный объект, несущий элемент эстетического воспитания. И нам как архитекторам очень хочется, чтобы ДК стали более качественными с точки зрения архитектуры», – отметила Дарья Наугольнова. «Но в сфере наших интересов не только архитектура. Мы анализируем функции и структуры, которые базируются в ДК, находим их сильные стороны и недостатки. Мы проводим анализ социокультурной активности в городе, стремимся понять, какие формы активности привлекают молодежь и людей трудоспособного возраста, чтобы перепрограммировать систему и изменить архаичный стереотип восприятия ДК».

По мнению Дарьи, большое значение в ребрендинге домов культуры имеет создание современного веб-сайта учреждения. Сайт – это не только удобный инструмент для записи на кружки, но и манифест, и коммуникативная площадка, которая поможет добиться самоокупаемости ДК как условия сохранения системы в целом. На этой площадке могут взаимодействовать, обмениваться опытом, помогать друг другу представители руководства региона, культурных ведомств, других департаментов, а также директора ДК, люди искусства, простые пользователи. Сайт, который команда разрабатывает для республики Саха (Якутия), может быть повторен и в других регионах, а со временем отдельные сайты могут быть объединены в общероссийскую систему.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление Дарьи Наугольновой, партнера АБ Visota, куратора проекта «Идентичность в типовом»
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Разработка нового брендинга в рамках модернизации ДК. По материалам проекта «Иденичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Логотип сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 5
    интерфейс сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 5
    Логотип сайта «Бир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию Концепция объединения регионльных порталов систем ДК в единую общероссийскую сеть
    © Идентичность в типовом

Эксперты в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Мария Седлецкая и Степан Попов в 2018 году совместно со студией графического дизайна «ABC дизайн» и архитектурным бюро «Planet 9» приняли участие конкурсе модернизации ДК в МО и рассказали о результатах исследований, которые были ими получены в процессе работы над конкурсным проектом. Сначала команда оценила ресурсный потенциал ДК, затем продумала концепцию идентичности (уникальные ремесленные традиции и производства), проанализировала состав целевой аудитории. «Мы подходили к типовым ДК 1950-х и 1960-х годов с точки зрения культурной конверсии, несмотря на то, что ни одно из зданий не является объектом культурного наследия. У конкурса были довольно жесткие условия, например, стоимость одного квадратного метра обновленного объекта не должна превышать 32 000 рублей. Но, с другой стороны, благодаря ограничениям открывался простор для воображения. Мы оперировали двумя форматами. Первый – большие пространства-трансформеры, которые могут выполнять различные функции в течение дня. Второй формат – маленькие многофункциональные помещения. Это переговорные, библиотеки, мастерские. Главный вывод, сделанный нами: ДК сегодня может стать драйвером социально-экономического развития города в целом», – рассказала Мария Седлецкая.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление экспертов в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой и Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 5
    Анализ основных трендов в развитии ДК
    © Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция культурной конверсии
    © Агентство стратегического развития «Центр»

Вывод коллег подтвердил директор проектов центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) Илья Токарев. За два года реализации программы «100 городских лидеров» поступило более 50 000 писем, в которых так или иначе затрагиваются вопросы обновления домов культуры и других муниципальных пространств – библиотек, школ и так далее. «В следующем 2021 году, который объявлен годом креативных индустрий, мы будем запускать программу пилотирования подходов к вовлечению неликвидных объектов недвижимости через социокультурные практики и построение внутригородских сообществ, подготовку управленческих команд, которые могут программировать и развивать площадки. Дальше, в зависимости от типологии площадки и особенностей внешнего окружения, они будут уходить либо в социальную, либо в коммерческую историю. Их задача – вовлекать местные сообщества, поднимать уровень человеческого капитала на отдельно взятой территории и как следствие – ревитализировать пространство», – сказал Илья Токарев. В селах и городах многофункциональные инфраструктурные площадки, которые объединяют представителей местных творческих профессий, крайне востребованы – это доказал проведенный в июле 2020 года в онлайн-формате «Креативный четверг», объединивший 20 площадок креативных индустрий по всей стране. И обновленные ДК могут взять на себя функции таких площадок.
Выступление Ильи Токарева, директора проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ)
© Зодчество

Подводя итоги конференции, Дарья Наугольнова напомнила о необходимости действовать сообща, коллегиально: «Мне кажется, что ни одной команде в одиночку не под силу будет повлиять на систему. Но если мы все вместе объединим наши экспертные знания, то сможем модернизировать систему ДК в стране».

Видео-запись конференции можно посмотреть на YouTube-канале СМА:

;

Команда проекта «Идентичность в типовом» открыта к сотрудничеству и приглашает всех, кто работает в системе ДК, в управлениях культуры городов и регионов России, кто уже реализовал проекты на базе местного ДК и готов поделиться своим опытом, кто хотел бы перезапустить ДК в своем родном городе или реализовать на базе местного ДК свой собственный проект, присоединяться к исследованию и выработке методики обновления системы ДК в России.

15 Декабря 2020

Елена Петухова

Авторы текста:

Елена Петухова, Андрей Чирков
Похожие статьи
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.