Формируя культурную среду

Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».

mainImg
В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Наиболее частыми причинами закрытия ДК становится их ветхое состоянии, отсутствие финансирования и невостребованность услуг населением. Система локальных культурных центров, создаваемая в России на протяжении ста лет, на наших глазах рискует уйти в небытие, не имея ресурсов и возможностей для адаптации к новым условиям существования, новым запросам общества, новым экономическим и социо-культурным реалиям.
  • zooming
    1 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Фрагмент декоративного оформления фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Дом кульутры в Г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 9
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Дом культуры в г. Нижний Новгород, ул.Чаадаева 17
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Витраж в фойе
    © Идентичность в типовом

За последние несколько лет предпринимались различные попытки найти решение проблемы Домов культуры. Одним из самых резонансных стал проект ДНК – создание принципиально новой системы культурных центров с авторской архитектурой и инновационной начинкой. Проводились конкурсы на проекты модернизации ДК. Были разработаны несколько интересных экспериментальных проектов реконструкции исторических зданий ДК, некоторые из которых уже реализованы. Например, ДК в Воронеже и в Железноводске. Реконструированный КЗ в Нижнем Новгороде не является ДК в полном смысле слова, но комплексный метод работы со зданием советского модернизма вполне может использоваться при реконструкции целого ряда Домов культуры, построенных в 1970-е – 1990-е годы по типовым проектам.
  • zooming
    1 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Главный фасад
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом

Одновременно с этими экспериментами, в составе федерального проекта «Культурная среда», под эгидой Министерства культуры РФ, была запущена программа бюджетного финансирования ремонта и переоснащения ДК. Всего за четыре года, начиная с 2016, были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры на общую сумму более 10 млрд рублей. Но, к сожалению, лишь в отдельных случаях в этих проектах учитывались опыт и результаты успешных экспериментов, а к реконструкциям привлекались архитекторы, специалисты по социо-культурному программированию и работе с местными сообществами. Таким образом, реализация федерального проекта в отрыве от результатов исследований, мнения экспертов и профессионалов обеспечивает лишь косметический эффект, не меняя основ существующей проблемы ДК.
Подборка реконструированных Домов культуры в рамках проекта «Культурная среда»
© Идентичность в типовом

Решить эту задачу и создать основу для координации усилий всех сторон (Департаментов культуры, архитектуры и туризма региона, руководства ДК, жителей и профессионалов), заинтересованных в возрождении системы ДК, призвана методика, которую разрабатывает команда проекта «Идентичность в типовом», стартовавшего три года назад и с тех пор успешно развивающегося под кураторством молодых архитекторов Алексея Боева и Дарьи Наугольновой (подробнее о проекте читайте здесь). При поддержке Союза московских архитекторов, Союза архитекторов России и Фонда президентских грантов команда проекта «Идентичность в типовом» начала активную работу по популяризации методов возрождения Домов культуры и одним из шагов в этом направлении стало участие в Международном фестивале Зодчество 2020 со специальной экспозицией и конференцией «Новые форматы культурных центров, как часть проекта «Культурная среда».
  • zooming
    1 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    2 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    3 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая

К участию в конференции были приглашены представители профильных департаментов различных регионов, активно работающих над модернизацией ДК, и эксперты из смежных областей, архитектуры, социологии и креативных индустрий, что позволило представить в рамках одного мероприятия точки зрения основных участников процесса и обозначить многогранность стоящей проблемы.
  • zooming
    1 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество

О ситуации с Домами культуры в столице Татарстана рассказал начальник управления культуры мэрии Казани Азат Абзалов. Как и многие другие социально-культурные программы, процесс модернизации ДК в республике ведется системно. На основе нескольких пилотных проектов выработаны подходы, которые успешно применяются на на практике. Одним из наиболее ярких событий, продемонстрировавших возможности по трансформации дворцов культуры в современные культурные центры, стал КЦ «Московский», бывший ДК имени Урицкого. Современный внешний и внутренний дизайн, новейшее оборудование и актуализированная программа, рассчитанная на все возрастные группы, сделали этот центр одной из самых популярных и востребованных площадок в Казани. Другой удачный пример – многофункциональный культурный центр «Сайдаш». Здесь удалось объединить почти несоединимое – классическую сцену с виртуальным звуком, где можно осуществлять оперные постановки и эстрадные перформансы, с обновленными залами для занятий танцами, библиотекой, коворкингом и так далее. Разумеется, при реконструкции Домов культуры проводится благоустройство прилегающей территории.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Азата Искандаровича Абзалов, начальника управления культуры Мэрии Казани
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Реконструкция Дворца культуры «Саид Галеева»
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    3 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    4 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Общий вид
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    5 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Стойка респшн
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    6 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Показ мод для старшего поколения
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    7 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    8 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    9 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Фрагмент интерьера фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    10 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Гардероб
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    11 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер холла на втором этаже
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    12 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Компьютерный класс
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    13 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Многофункциональный зал
    © Управление культуры Мэрии Казани

Не менее планомерно и активно ведет работу с региональной системой ДК Республика Саха (Якутия). Для жителей множества больших и малых населенных пунктов, расположенных на огромной территории Якутии, ДК являются основными ресурсом культурного развития. Согласно исследованиям, в поселениях, где есть учреждения культуры, значительно улучшается демография и другие социальные показатели. Общее число учреждений в республике достигает 500 и, по словам первого заместителя министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислава Левочкина, в их модернизации и строительстве новых центров по программе «Моя Якутия в XXI веке» самое активное участие принимают сами горожане. Благодаря программе софинансирования и реализации нацпроекта «Культура» в Якутии за пять лет объем субсидирования в части культуры вырос с 4 млн рублей до 225 млн. Помимо реновации ДК и создания на их базе многофункциональных общественно-культурных центров, средства выделяются на создание инфобазы деятельности ДК. В том числе, команда «Идентичность в типовом» разрабатывает для Якутии веб-сайт «Биир Ситим» – прототип интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики.
  • zooming
    1 / 5
    Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    2 / 5
    На территории Республики Саха (Якутия) расположены 486 муниципальных культурно-досуговых учреждений с филиалами
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    3 / 5
    Сельский дом культуры в с. Дикимдя
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    4 / 5
    Дом кульутры в с. Сырдах Усть-Алданского района
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    5 / 5
    Разработка пилотного сайта «Бир Ситим», объединяющего все региональные ДК в информационную систему
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Дома культуры в Московской области задействованы в реализации сразу трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Заместитель министра культуры Московской области Инга Морковкина рассказала о планах Правительства МО по комплексной реконструкции и капремонту тридцати ДК с объемом финансирования более 7 млрд руб в течение следующих четырех лет. При разработке и реализации этой программы учтен опыт предыдущих лет, когда реконструкция проводилась частично и, в результате, удавалось решить лишь некоторые проблемы, а также результаты конкурса 2018 года на концепции модернизации трех типовых ДК. «Совместно с главным управлением по архитектуре Московской области мы провели всероссийский открытый конкурс дизайн-проектов пространств культурно-досуговых учреждений. И решили важнейшую задачу – выработать новое концептуальное предложение по внешнему виду и функционалу ДК», – сказала Инга Морковкина. Были определены принципы, которые должны применяться при разработке проектов обновления ДК: современный дизайн, трансформируемость пространств, «умная мебель», многофункциональное и комплексное благоустройство территории. Уже сейчас в рамках программы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2021–2024 определены девять ДК для проведения реконструкции и семь площадок для строительства новых ДК на основе нового типового проекта, отвечающего всем требованиям.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 13
    Фрагмент презентации. Плотные площадки для реализации программы реконструкции ДК в МО
    © Министерство кульутры МО
  • zooming
    4 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    6 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    7 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    8 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    9 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    10 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    11 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    12 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    13 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество

О том, какое значение для городского сообщества может иметь модернизация хотя бы одного Дома культуры, рассказал Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области. Летом 2018 года в Воронеже состоялась открытая городская конференция «ДК ждут перемен», вызвавшая широкий общественный резонанс. На волне общего интереса, в том же году, в составе программы фестиваля «Зодчество VRN» прошел воркшоп по перепрограммированию ДК, организованный кураторами проекта «Идентичность в типовом» Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым. Молодые архитекторы и простые горожане вместе придумали три новых модели функционирования культурных центров. Кстати, одним из источников вдохновения для участников воркшопа был ДК «Московский» в Казани. К счастью, предложенные идеи не остались на бумаге. «Городская администрация выделила деньги на капремонт главного муниципального ДК – Городского Дворца культуры. Нам удалось выстроить коммуникации между администрацией Воронежа и дирекцией самого ДК, – вспоминает Андрей Еренков. – Так мы смогли реализовать первый пилотный проект переформатирования традиционного ДК под современные функции, разработали логотип, брендбук, продумали стратегию позиционирования. В результате получившееся современное культурное пространство живет новой жизнью».
  • zooming
    1 / 7
    Еренков Андрей Александрович, руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 7
    Внешний вид ДК Машиностроителей до реконструкции
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 7
    Участники воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 7
    Результаты воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 7
    Проект реконструкции ДК Машиностроителей в Воронеже.
    © Visota

Успех модернизации ДК в Воронеже стал поворотным пунктом для проекта «Идентичность в типовом». Из чисто исследовательского, он превратился в вполне прагматичный, имеющий, хоть и несколько идеалистическую, но далеко идущую цель –перезапуск всей системы Домов культуры в России. По словам Алексея Боева, система ДК, как культурных центров, не имеет аналогов в других странах и может стать мировым брендом. Ее уникальность – не только в масштабе, но и в целом комплексе социокультурных, межнациональных, межэтнических и других проблем, которые решались благодаря существованию доступных ДК. Реконструированные ДК могут не только составить конкуренцию торговым центрам, но и дать толчок креативной экономике. «В кружках ДК закладываются базисные понятия о культуре, науке, искусстве. Эта система может выращивать творческих людей, способных участвовать в развитии креативной экономики. Когда культура, наука и спорт пересекаются в одном месте, всегда получается что-то интересное», – поясняет Алексей Боев.
  • zooming
    1 / 5
    Определение перечня актуальных сервисов и функций для конкретного ДК при разработке концепции модернизации. По материалам проекта «Идентичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 5
    Анализ функций, севрсов и занимаемых ими площадей для разработки концепции перепрограммирования
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    4 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    5 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota

Коллега Алексея, куратор проекта Дарья Наугольнова сфокусировала свое вступление на комплексном подходе к проблеме: «Мы считаем, что в данный момент дома культуры монофункциональны. Это плохо сказывается на условиях жизни в небольших населенных пунктах. Часто такое здание – по сути, единственный объект, несущий элемент эстетического воспитания. И нам как архитекторам очень хочется, чтобы ДК стали более качественными с точки зрения архитектуры», – отметила Дарья Наугольнова. «Но в сфере наших интересов не только архитектура. Мы анализируем функции и структуры, которые базируются в ДК, находим их сильные стороны и недостатки. Мы проводим анализ социокультурной активности в городе, стремимся понять, какие формы активности привлекают молодежь и людей трудоспособного возраста, чтобы перепрограммировать систему и изменить архаичный стереотип восприятия ДК».

По мнению Дарьи, большое значение в ребрендинге домов культуры имеет создание современного веб-сайта учреждения. Сайт – это не только удобный инструмент для записи на кружки, но и манифест, и коммуникативная площадка, которая поможет добиться самоокупаемости ДК как условия сохранения системы в целом. На этой площадке могут взаимодействовать, обмениваться опытом, помогать друг другу представители руководства региона, культурных ведомств, других департаментов, а также директора ДК, люди искусства, простые пользователи. Сайт, который команда разрабатывает для республики Саха (Якутия), может быть повторен и в других регионах, а со временем отдельные сайты могут быть объединены в общероссийскую систему.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление Дарьи Наугольновой, партнера АБ Visota, куратора проекта «Идентичность в типовом»
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Разработка нового брендинга в рамках модернизации ДК. По материалам проекта «Иденичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Логотип сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 5
    интерфейс сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 5
    Логотип сайта «Бир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию Концепция объединения регионльных порталов систем ДК в единую общероссийскую сеть
    © Идентичность в типовом

Эксперты в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Мария Седлецкая и Степан Попов в 2018 году совместно со студией графического дизайна «ABC дизайн» и архитектурным бюро «Planet 9» приняли участие конкурсе модернизации ДК в МО и рассказали о результатах исследований, которые были ими получены в процессе работы над конкурсным проектом. Сначала команда оценила ресурсный потенциал ДК, затем продумала концепцию идентичности (уникальные ремесленные традиции и производства), проанализировала состав целевой аудитории. «Мы подходили к типовым ДК 1950-х и 1960-х годов с точки зрения культурной конверсии, несмотря на то, что ни одно из зданий не является объектом культурного наследия. У конкурса были довольно жесткие условия, например, стоимость одного квадратного метра обновленного объекта не должна превышать 32 000 рублей. Но, с другой стороны, благодаря ограничениям открывался простор для воображения. Мы оперировали двумя форматами. Первый – большие пространства-трансформеры, которые могут выполнять различные функции в течение дня. Второй формат – маленькие многофункциональные помещения. Это переговорные, библиотеки, мастерские. Главный вывод, сделанный нами: ДК сегодня может стать драйвером социально-экономического развития города в целом», – рассказала Мария Седлецкая.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление экспертов в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой и Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 5
    Анализ основных трендов в развитии ДК
    © Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция культурной конверсии
    © Агентство стратегического развития «Центр»

Вывод коллег подтвердил директор проектов центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) Илья Токарев. За два года реализации программы «100 городских лидеров» поступило более 50 000 писем, в которых так или иначе затрагиваются вопросы обновления домов культуры и других муниципальных пространств – библиотек, школ и так далее. «В следующем 2021 году, который объявлен годом креативных индустрий, мы будем запускать программу пилотирования подходов к вовлечению неликвидных объектов недвижимости через социокультурные практики и построение внутригородских сообществ, подготовку управленческих команд, которые могут программировать и развивать площадки. Дальше, в зависимости от типологии площадки и особенностей внешнего окружения, они будут уходить либо в социальную, либо в коммерческую историю. Их задача – вовлекать местные сообщества, поднимать уровень человеческого капитала на отдельно взятой территории и как следствие – ревитализировать пространство», – сказал Илья Токарев. В селах и городах многофункциональные инфраструктурные площадки, которые объединяют представителей местных творческих профессий, крайне востребованы – это доказал проведенный в июле 2020 года в онлайн-формате «Креативный четверг», объединивший 20 площадок креативных индустрий по всей стране. И обновленные ДК могут взять на себя функции таких площадок.
Выступление Ильи Токарева, директора проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ)
© Зодчество

Подводя итоги конференции, Дарья Наугольнова напомнила о необходимости действовать сообща, коллегиально: «Мне кажется, что ни одной команде в одиночку не под силу будет повлиять на систему. Но если мы все вместе объединим наши экспертные знания, то сможем модернизировать систему ДК в стране».

Видео-запись конференции можно посмотреть на YouTube-канале СМА:

;

Команда проекта «Идентичность в типовом» открыта к сотрудничеству и приглашает всех, кто работает в системе ДК, в управлениях культуры городов и регионов России, кто уже реализовал проекты на базе местного ДК и готов поделиться своим опытом, кто хотел бы перезапустить ДК в своем родном городе или реализовать на базе местного ДК свой собственный проект, присоединяться к исследованию и выработке методики обновления системы ДК в России.

15 Декабря 2020

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».