Модуль культуры

Команда «Идентичность в типовом» закончила проект в Карачаево-Черкесии, одним из результатов которого стало создание нового подхода к строительству социокультурных объектов на основе модульных технологий. В качестве демонстрации возможностей системы были спроектированы два культурных центра: большой для города и маленький для села.

mainImg
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Проект «Идентичность в типовом» начинался как исследование феномена советских типовых Домов культуры, которые тысячами возводились по всей территории СССР и обеспечивали миллионам людей доступ к культурному досугу. Дома культуры строились на средства государства, региональных бюджетов, а также финансировались крупными предприятиями и совхозами. После развала Союза, в новых экономических условиях, система из почти 40 000 российских ДК продолжает существовать, балансируя на грани выживания: финансирования не хватает для обновления зданий, переформатирования деятельности, обучения сотрудников и множества других затратных опций, необходимых для адаптации к современным запросам.

Разработка методик такого комплексного обновления стала одной из ключевых задач команды проекта «Идентичность в типовом». Год за годом она пополняет портфолио новыми примерами модернизации благодаря поддержке департаментов культуры и архитектуры наиболее передовых регионов.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Однако на государственном уровне до сих пор нет четкой стратегии развития системы ДК: параллельно с дискуссией о целесообразности реконструкции старых зданий начали выделяться средства на строительство новых культурных центров. Правда, строящиеся в XXI веке Дома культуры по архитектуре напоминают сетевые торговые центры, да и по функциональности значительно уступают советским предшественникам. Государство тратит средства, получая на выходе объекты, которые не решают существующую проблему, а только усугубляют ее, не позволяя расширять спектр услуг, в том числе для внебюджетного финансирования деятельности. Экономия на проектах и строительстве культурных центров оборачивается новыми проблемами и расходами. Стало очевидно, что нужен принципиально иной подход к решению типовой задачи.
Эксперимент в Карачаево-Черкесии

В 2021 году министр культуры Карачаево-Черкесии Зураб Агирбов предложил команде проекта «Идентичность в типовом» подключиться к решению ситуации, остро стоящей в республике: старые Дома культуры приходят в упадок, некоторые закрываются из-за нехватки средств и сотрудников. При этом ежегодно на бюджетные средства строится несколько новых центров на основе типового проекта, сделанного для соседнего региона, не учитывающего потребностей жителей республики. «Идентичность в типовом» при поддержке министерства культуры республики и Союза московских архитекторов получила президентский грант и за полтора года разработала комплекс мер по решению выявленных проблем ДК региона.

Команда провела исследование, подготовила рекомендации по перепрограммированию и расширению функционала Домов культуры, создала модель онлайн-платформы для презентации работы ДК и развития комьюнити сотрудников и заинтересованных местных креативных предпринимателей. Самое же главное – разработала концепцию принципиально нового типа многофункционального культурного центра на основе модульной технологии строительства. Его отличают гибко настраиваемые размеры, структура и даже дизайн, адаптируемый под конкретную локацию и функции.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Локализация универсальности

Несмотря на универсальность решаемой проблемы, характерной не только для Карачаево-Черкесии, но и практически для всех регионов РФ, команда стремилась отразить в проекте специфику края, чтобы не повторять ошибку обезличенных центров, что уже возводятся от Владивостока до Мурманска.

Команда провела анализ региональной идентичности, архитектурных и художественных традиций, методов строительства и декорирования, наиболее распространенных материалов и орнаментов. Была собрана коллекция наиболее знаковых сооружений республики: храмовые постройки, традиционные типы жилищ из дерева и камня, постройки эпохи советского модернизма – все они стали источником вдохновения и подсказали несколько функциональных и при этом аутентичных решений. Присущий абазинским домам акцент на очаге, зеленые кровли и террасы, формы сторожевых башен, яркие, насыщенные геометрией орнаменты и многие другие выявленные элементы были переработаны и органично вошли в проект как композиционные, объемно-пространственные и декоративные решения.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Кулинарная студия
© Высота
Принцип лего

Для создания типового решения, которое легко адаптировать под различные функции и локальные задачи, команда анализировала существующие способы трансформации зданий. В первую очередь – блочную компоновку, которая напоминает конструктивистские общежития или космические станции, в которых к основному «ядру» присоединяются разные по функциям объемы. Но крупные планировочные блоки было бы сложно адаптировать под потребности небольшого села или городского района, к тому же было бы трудно обеспечить высокое качество их строительства силами местных подрядных организаций.

Решением проблемы мог бы стать меньший по размеру и изготовленный в заводских условиях блок, похожий на элемент конструктора «Лего», из которого, благодаря его универсальности, можно построить любое по размеру и планировочному решению здание. Оказалось, что подобная технология существует, активно используется в мире и уже применяется в России – речь о модульном строительстве.
Модульный ответ

Особенность и главное преимущество модульного строительства – изготовление элементов или целого здания не на стройплощадке, а на заводе, в контролируемых условиях и с гарантируемым качеством. Среди других плюсов – экономичность, прогнозируемые расходы, минимальные сроки изготовления и монтажа, отсутствие необходимости делать сложный фундамент, надежность и высокое качество конструкций и оборудования. Основной минус – ограниченный размер элементов, поскольку перевозить их нужно на грузовом транспорте. Технология модульного строительства – единственная гарантия снижения стоимости строительства без потери качества исполнения.

В России модули используют давно, однако самый распространенный формат – это строительные городки из металлических контейнеров, которые имеют самый заурядный дизайн и ассоциируются исключительно с чем-то дешевым, временным и некачественным. Лишь в последние 10 лет ситуация начала меняться, в первую очередь благодаря запуску нескольких компаний, производящих модульные дома, таких как, например, «ДубльДом» или «СкаутДача». Бум внутреннего туризма создал спрос на модули для строительства гостиниц и глэмпингов. Даже крупные производители деревянных конструкций начали присматриваться к перспективному рынку, анонсируя запуск собственных линеек модульных блоков и демонстрируя возможности строительства из них офисных зданий, школ и даже больниц.
zooming
Отель Точка на карте. Лодейное поле
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Rhizome

Проект культурного центра команды «Идентичность в типовом» демонстрирует возможность использования модулей для строительства не только социальных объектов самого разного масштаба, но и различных коммерческих зданий, поэтому должен привлечь дополнительное внимание производителей и заказчиков таких зданий к потенциалу и перспективам модульной технологии.
Базовый элемент

На основе собранных данных команда проекта «Идентичность в типовом» определила параметры наиболее востребованных пространств, унифицировала их и рассчитала габариты того самого блока «лего», который должен был стать базовым элементом модульной системы.

Размеры блока составляют в плане 2,5 х 7,5 м. Горизонтальная плоскость может располагаться снизу или сверху и служить, соответственно, полом или потолком будущего помещения. Высота блока варьируется.

Блоки могут соединяться по всем четырем сторонам за счет жесткого крепления конструкций. При изготовлении в блок можно встроить дополнительные перегородки, а также фасадные элементы, благодаря чему из них легко можно собирать самые разные по размерам и функциональному наполнению здания.
  • zooming
    1 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    2 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    3 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    4 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    5 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    6 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота

Чтобы протестировать модульную систему, команда проекта «Идентичность в типовом» разработала два проекта многофункциональных культурно-досуговых центров: один предназначен для небольшого села, другой – для города. В проектах использовались стратегии функционирования и матрицы программного наполнения, подготовленные совместно с экспертами по социокультурному программированию.
Тестирование методики. Макроформат

Во всей полноте потенциал новой концепции многофункционального культурно-досугового центра раскрывается в максимальном варианте, рассчитанном на 400 000 посетителей в год. Его площадь составляет чуть меньше 6 000 м2, два зрительных зала-трансформера вмещают 520 и 200 человек. 
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

На основе программной матрицы был составлен перечень обязательных, вспомогательных и дополнительных помещений, определены необходимые для них площади, а также возможности использования одного пространства для разных функций. Был определен минимально необходимый строительный объем здания и скомпонована базовая система из модулей, заполняющая этот объем. Затем из него были вычленены места возможного расположения макропространств залов и фойе, вестибюлей и зеленых террас, благодаря чему монолитный объем трансформировался в более сложную пространственную структуру с высотными доминантами и пластикой крупных блоков. Большие пространства внутри структуры образовались за счет удаления модулей и использования для перекрытий большепролетных ферм или балок.
  • zooming
    1 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
  • zooming
    4 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 3 этажа
    © Высота

При формировании объемно-пространственной композиции архитекторы учитывали традиционные для Карачаево-Черкесии орнаменты, скошенные формы покрытий, компоновку вокруг символичного очага дома, роль которого тут выполняет многосветный атриум.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

К атриуму примыкают два основных зала с блоками вспомогательных помещений для артистов и хранения декораций. Сам атриум может выполнять роль фойе, выставочного зала, дополнительного лектория с амфитеатром или зоны кейтеринга. Также рядом с атриумом расположено кафе с кухней и дополнительной кухней-мастерской, в которой можно проводить кулинарные мастер-классы для туристов и местных жителей. При необходимости кафе и малый зал можно сдавать для проведения праздников и свадеб.

Все помещения и пространства организованы таким образом, чтобы максимально расширить диапазон их использования по отдельности и в различных комбинациях, ведь именно пустующие и при этом дорогостоящие в эксплуатации площади советских ДК являются одной из главных проблем.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Фойе
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный малый зал
© Высота

Вокруг трех основных блоков, исходя из функций и удобства для пользователей, расположены остальные помещения. Например, рядом с главным входом находится блок мастерских ручного труда: традиционные ремесла могут стать действенным «магнитом» для туристов. Если добавить небольшую краеведческую экспозицию, то культурно-досуговый центр превратится в информационно-туристический хаб, для которого уже не нужно строить отдельное здание.

На втором этаже расположены блоки учебных классов, разделенных мобильными перегородками, а также три универсальных зала для танцев, йоги или репетиций. Их дополняют раздевалки, санузлы, буфет и блок администрации. На третьем этаже находятся мастерские, кружковые, библиотека-коворкинг, лаборатории и многопрофильные учебные кабинеты. С уровня третьего этажа можно выйти на озелененную террасу.
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Коворкинг
    © Высота
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Малая студия
    © Высота

При проектировании всех помещений учитывается принцип многофункциональности и трансформируемости. Так, в залах используются системы складных трибун. Сцена также может быть сборной или можно использовать раздвижной пол, чтобы создать необходимый перепад между первым рядом и уровнем сценического пространства. Отсутствие стационарной сцены и кресел позволит не только использовать залы для проведения концертов и спектаклей или репетиций, но и проводить в них конференции, выставки и заниматься легкими видами спорта. Этой же задаче подчинена система освещения зала, которая может подниматься и опускаться. Аналогичным образом решается малый зал. Благодаря зеркальной стене, в нем можно проводить танцевальные занятия и репетиции. А если зашторить зеркала – он подойдет для камерных концертов, кинопоказов и мастер-классов.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Расположенные по периметру здания камерные классы и мастерские также могут трансформироваться за счет раздвижных перегородок. Помещения можно объединять или, наоборот, изолировать, в зависимости от специфики занятий. Важно, что здание будет жить, развиваться и адаптироваться к потребностям пользователей на протяжении всего своего существования, не требуя при этом дорогостоящих реконструкций. Все уже заложено в модульную систему.

Насколько она гибкая, можно понять на примере намного меньшего по размеру, но разработанного на основе аналогичных принципов проекта культурно-досугового центра.
Тестирование методики. Оптимум-формат

Площадь культурного центра для небольших сел почти в три раза меньше – около 1500 м2, предполагается нагрузка в 100 000 посетителей в год. «Сердцем» служит зал-трансформер на 200 человек. Он представляет собой нечто среднее между основным залом и атриумом из предыдущей макроверсии. Здесь могут проходить все основные события: для кинопоказов, концертов и спектаклей достаточно закрыть звукопоглощающими шторами проемы по периметру и принести со склада стулья для зрителей. Если же оставить проемы открытыми, зал превращается в «городскую площадь», где можно работать, встречаться с друзьями, устраивать собрания, выставки и фестивали. Если у села есть туристический потенциал, его можно развивать, проводя здесь представления для туристов.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Рядом с залом находятся все необходимые помещения: гардероб, буфет и блок санузлов, складское помещение и медиатека, которая может быть совмещена с библиотекой и сувенирным магазином. Принцип универсальности работает и на втором этаже: там расположены кружковые, учебные кабинеты и несколько офисов. При необходимости блок дирекции может быть увеличен, что вместить помещения для поселковой администрации.
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Кафе
© Высота
  • zooming
    1 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
Перспективы внедрения

Оба проекта вместе с другими результатами исследования в Карачаево-Черкесии были презентованы министру культуры Республики Зурабу Агирбову и получили его полную поддержку.

Следующим шагом станет презентация проектов представителям министерства строительства Карачаево-Черкесии, отвечающим за возведение новых культурно-досуговых учреждений в республике. С их поддержкой можно будет решить вопрос о запуске производства модульных элементов в Карачаево-Черкесии или о выборе партнера, уже производящего их в одном из соседних регионов, чтобы снизить затраты на транспортировку.

Одновременно проект будет представлен руководителям министерств культуры и строительства других регионов, в которых уже развернуто производство модульных конструкций. При поддержке Фонда президентских грантов и Союза московских архитекторов подготовлено комплексное решение, способное переформатировать и перезапустить систему культурно-досуговых учреждений всей страны за счет строительства по-настоящему современных многофункциональных, гибко подстраивающихся под различные задачи зданий.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022

09 Февраля 2023

Похожие статьи
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Из моря на равнину
Мини-дом площадью 30 м2 бюро Piglova architects спроектировало на базе морского контейнера. Фасады облицованы планкеном, а внутри есть все для круглогодичного проживания двух человек. По мнению авторов, дом лучше всего смотрится на равнине – например, среди виноградников Краснодарского края.
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
В Сеуле завершен первый в Южной Корее Музей робототехники и искусственного интеллекта RAIM по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects. Само здание можно тоже считать частью экспозиции.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.