Модуль культуры

Команда «Идентичность в типовом» закончила проект в Карачаево-Черкесии, одним из результатов которого стало создание нового подхода к строительству социокультурных объектов на основе модульных технологий. В качестве демонстрации возможностей системы были спроектированы два культурных центра: большой для города и маленький для села.

mainImg
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Проект «Идентичность в типовом» начинался как исследование феномена советских типовых Домов культуры, которые тысячами возводились по всей территории СССР и обеспечивали миллионам людей доступ к культурному досугу. Дома культуры строились на средства государства, региональных бюджетов, а также финансировались крупными предприятиями и совхозами. После развала Союза, в новых экономических условиях, система из почти 40 000 российских ДК продолжает существовать, балансируя на грани выживания: финансирования не хватает для обновления зданий, переформатирования деятельности, обучения сотрудников и множества других затратных опций, необходимых для адаптации к современным запросам.

Разработка методик такого комплексного обновления стала одной из ключевых задач команды проекта «Идентичность в типовом». Год за годом она пополняет портфолио новыми примерами модернизации благодаря поддержке департаментов культуры и архитектуры наиболее передовых регионов.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Однако на государственном уровне до сих пор нет четкой стратегии развития системы ДК: параллельно с дискуссией о целесообразности реконструкции старых зданий начали выделяться средства на строительство новых культурных центров. Правда, строящиеся в XXI веке Дома культуры по архитектуре напоминают сетевые торговые центры, да и по функциональности значительно уступают советским предшественникам. Государство тратит средства, получая на выходе объекты, которые не решают существующую проблему, а только усугубляют ее, не позволяя расширять спектр услуг, в том числе для внебюджетного финансирования деятельности. Экономия на проектах и строительстве культурных центров оборачивается новыми проблемами и расходами. Стало очевидно, что нужен принципиально иной подход к решению типовой задачи.
Эксперимент в Карачаево-Черкесии

В 2021 году министр культуры Карачаево-Черкесии Зураб Агирбов предложил команде проекта «Идентичность в типовом» подключиться к решению ситуации, остро стоящей в республике: старые Дома культуры приходят в упадок, некоторые закрываются из-за нехватки средств и сотрудников. При этом ежегодно на бюджетные средства строится несколько новых центров на основе типового проекта, сделанного для соседнего региона, не учитывающего потребностей жителей республики. «Идентичность в типовом» при поддержке министерства культуры республики и Союза московских архитекторов получила президентский грант и за полтора года разработала комплекс мер по решению выявленных проблем ДК региона.

Команда провела исследование, подготовила рекомендации по перепрограммированию и расширению функционала Домов культуры, создала модель онлайн-платформы для презентации работы ДК и развития комьюнити сотрудников и заинтересованных местных креативных предпринимателей. Самое же главное – разработала концепцию принципиально нового типа многофункционального культурного центра на основе модульной технологии строительства. Его отличают гибко настраиваемые размеры, структура и даже дизайн, адаптируемый под конкретную локацию и функции.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Локализация универсальности

Несмотря на универсальность решаемой проблемы, характерной не только для Карачаево-Черкесии, но и практически для всех регионов РФ, команда стремилась отразить в проекте специфику края, чтобы не повторять ошибку обезличенных центров, что уже возводятся от Владивостока до Мурманска.

Команда провела анализ региональной идентичности, архитектурных и художественных традиций, методов строительства и декорирования, наиболее распространенных материалов и орнаментов. Была собрана коллекция наиболее знаковых сооружений республики: храмовые постройки, традиционные типы жилищ из дерева и камня, постройки эпохи советского модернизма – все они стали источником вдохновения и подсказали несколько функциональных и при этом аутентичных решений. Присущий абазинским домам акцент на очаге, зеленые кровли и террасы, формы сторожевых башен, яркие, насыщенные геометрией орнаменты и многие другие выявленные элементы были переработаны и органично вошли в проект как композиционные, объемно-пространственные и декоративные решения.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Кулинарная студия
© Высота
Принцип лего

Для создания типового решения, которое легко адаптировать под различные функции и локальные задачи, команда анализировала существующие способы трансформации зданий. В первую очередь – блочную компоновку, которая напоминает конструктивистские общежития или космические станции, в которых к основному «ядру» присоединяются разные по функциям объемы. Но крупные планировочные блоки было бы сложно адаптировать под потребности небольшого села или городского района, к тому же было бы трудно обеспечить высокое качество их строительства силами местных подрядных организаций.

Решением проблемы мог бы стать меньший по размеру и изготовленный в заводских условиях блок, похожий на элемент конструктора «Лего», из которого, благодаря его универсальности, можно построить любое по размеру и планировочному решению здание. Оказалось, что подобная технология существует, активно используется в мире и уже применяется в России – речь о модульном строительстве.
Модульный ответ

Особенность и главное преимущество модульного строительства – изготовление элементов или целого здания не на стройплощадке, а на заводе, в контролируемых условиях и с гарантируемым качеством. Среди других плюсов – экономичность, прогнозируемые расходы, минимальные сроки изготовления и монтажа, отсутствие необходимости делать сложный фундамент, надежность и высокое качество конструкций и оборудования. Основной минус – ограниченный размер элементов, поскольку перевозить их нужно на грузовом транспорте. Технология модульного строительства – единственная гарантия снижения стоимости строительства без потери качества исполнения.

В России модули используют давно, однако самый распространенный формат – это строительные городки из металлических контейнеров, которые имеют самый заурядный дизайн и ассоциируются исключительно с чем-то дешевым, временным и некачественным. Лишь в последние 10 лет ситуация начала меняться, в первую очередь благодаря запуску нескольких компаний, производящих модульные дома, таких как, например, «ДубльДом» или «СкаутДача». Бум внутреннего туризма создал спрос на модули для строительства гостиниц и глэмпингов. Даже крупные производители деревянных конструкций начали присматриваться к перспективному рынку, анонсируя запуск собственных линеек модульных блоков и демонстрируя возможности строительства из них офисных зданий, школ и даже больниц.
zooming
Отель Точка на карте. Лодейное поле
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Rhizome

Проект культурного центра команды «Идентичность в типовом» демонстрирует возможность использования модулей для строительства не только социальных объектов самого разного масштаба, но и различных коммерческих зданий, поэтому должен привлечь дополнительное внимание производителей и заказчиков таких зданий к потенциалу и перспективам модульной технологии.
Базовый элемент

На основе собранных данных команда проекта «Идентичность в типовом» определила параметры наиболее востребованных пространств, унифицировала их и рассчитала габариты того самого блока «лего», который должен был стать базовым элементом модульной системы.

Размеры блока составляют в плане 2,5 х 7,5 м. Горизонтальная плоскость может располагаться снизу или сверху и служить, соответственно, полом или потолком будущего помещения. Высота блока варьируется.

Блоки могут соединяться по всем четырем сторонам за счет жесткого крепления конструкций. При изготовлении в блок можно встроить дополнительные перегородки, а также фасадные элементы, благодаря чему из них легко можно собирать самые разные по размерам и функциональному наполнению здания.
  • zooming
    1 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    2 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    3 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    4 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    5 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    6 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота

Чтобы протестировать модульную систему, команда проекта «Идентичность в типовом» разработала два проекта многофункциональных культурно-досуговых центров: один предназначен для небольшого села, другой – для города. В проектах использовались стратегии функционирования и матрицы программного наполнения, подготовленные совместно с экспертами по социокультурному программированию.
Тестирование методики. Макроформат

Во всей полноте потенциал новой концепции многофункционального культурно-досугового центра раскрывается в максимальном варианте, рассчитанном на 400 000 посетителей в год. Его площадь составляет чуть меньше 6 000 м2, два зрительных зала-трансформера вмещают 520 и 200 человек. 
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

На основе программной матрицы был составлен перечень обязательных, вспомогательных и дополнительных помещений, определены необходимые для них площади, а также возможности использования одного пространства для разных функций. Был определен минимально необходимый строительный объем здания и скомпонована базовая система из модулей, заполняющая этот объем. Затем из него были вычленены места возможного расположения макропространств залов и фойе, вестибюлей и зеленых террас, благодаря чему монолитный объем трансформировался в более сложную пространственную структуру с высотными доминантами и пластикой крупных блоков. Большие пространства внутри структуры образовались за счет удаления модулей и использования для перекрытий большепролетных ферм или балок.
  • zooming
    1 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
  • zooming
    4 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 3 этажа
    © Высота

При формировании объемно-пространственной композиции архитекторы учитывали традиционные для Карачаево-Черкесии орнаменты, скошенные формы покрытий, компоновку вокруг символичного очага дома, роль которого тут выполняет многосветный атриум.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

К атриуму примыкают два основных зала с блоками вспомогательных помещений для артистов и хранения декораций. Сам атриум может выполнять роль фойе, выставочного зала, дополнительного лектория с амфитеатром или зоны кейтеринга. Также рядом с атриумом расположено кафе с кухней и дополнительной кухней-мастерской, в которой можно проводить кулинарные мастер-классы для туристов и местных жителей. При необходимости кафе и малый зал можно сдавать для проведения праздников и свадеб.

Все помещения и пространства организованы таким образом, чтобы максимально расширить диапазон их использования по отдельности и в различных комбинациях, ведь именно пустующие и при этом дорогостоящие в эксплуатации площади советских ДК являются одной из главных проблем.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Фойе
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный малый зал
© Высота

Вокруг трех основных блоков, исходя из функций и удобства для пользователей, расположены остальные помещения. Например, рядом с главным входом находится блок мастерских ручного труда: традиционные ремесла могут стать действенным «магнитом» для туристов. Если добавить небольшую краеведческую экспозицию, то культурно-досуговый центр превратится в информационно-туристический хаб, для которого уже не нужно строить отдельное здание.

На втором этаже расположены блоки учебных классов, разделенных мобильными перегородками, а также три универсальных зала для танцев, йоги или репетиций. Их дополняют раздевалки, санузлы, буфет и блок администрации. На третьем этаже находятся мастерские, кружковые, библиотека-коворкинг, лаборатории и многопрофильные учебные кабинеты. С уровня третьего этажа можно выйти на озелененную террасу.
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Коворкинг
    © Высота
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Малая студия
    © Высота

При проектировании всех помещений учитывается принцип многофункциональности и трансформируемости. Так, в залах используются системы складных трибун. Сцена также может быть сборной или можно использовать раздвижной пол, чтобы создать необходимый перепад между первым рядом и уровнем сценического пространства. Отсутствие стационарной сцены и кресел позволит не только использовать залы для проведения концертов и спектаклей или репетиций, но и проводить в них конференции, выставки и заниматься легкими видами спорта. Этой же задаче подчинена система освещения зала, которая может подниматься и опускаться. Аналогичным образом решается малый зал. Благодаря зеркальной стене, в нем можно проводить танцевальные занятия и репетиции. А если зашторить зеркала – он подойдет для камерных концертов, кинопоказов и мастер-классов.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Расположенные по периметру здания камерные классы и мастерские также могут трансформироваться за счет раздвижных перегородок. Помещения можно объединять или, наоборот, изолировать, в зависимости от специфики занятий. Важно, что здание будет жить, развиваться и адаптироваться к потребностям пользователей на протяжении всего своего существования, не требуя при этом дорогостоящих реконструкций. Все уже заложено в модульную систему.

Насколько она гибкая, можно понять на примере намного меньшего по размеру, но разработанного на основе аналогичных принципов проекта культурно-досугового центра.
Тестирование методики. Оптимум-формат

Площадь культурного центра для небольших сел почти в три раза меньше – около 1500 м2, предполагается нагрузка в 100 000 посетителей в год. «Сердцем» служит зал-трансформер на 200 человек. Он представляет собой нечто среднее между основным залом и атриумом из предыдущей макроверсии. Здесь могут проходить все основные события: для кинопоказов, концертов и спектаклей достаточно закрыть звукопоглощающими шторами проемы по периметру и принести со склада стулья для зрителей. Если же оставить проемы открытыми, зал превращается в «городскую площадь», где можно работать, встречаться с друзьями, устраивать собрания, выставки и фестивали. Если у села есть туристический потенциал, его можно развивать, проводя здесь представления для туристов.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Рядом с залом находятся все необходимые помещения: гардероб, буфет и блок санузлов, складское помещение и медиатека, которая может быть совмещена с библиотекой и сувенирным магазином. Принцип универсальности работает и на втором этаже: там расположены кружковые, учебные кабинеты и несколько офисов. При необходимости блок дирекции может быть увеличен, что вместить помещения для поселковой администрации.
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Кафе
© Высота
  • zooming
    1 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
Перспективы внедрения

Оба проекта вместе с другими результатами исследования в Карачаево-Черкесии были презентованы министру культуры Республики Зурабу Агирбову и получили его полную поддержку.

Следующим шагом станет презентация проектов представителям министерства строительства Карачаево-Черкесии, отвечающим за возведение новых культурно-досуговых учреждений в республике. С их поддержкой можно будет решить вопрос о запуске производства модульных элементов в Карачаево-Черкесии или о выборе партнера, уже производящего их в одном из соседних регионов, чтобы снизить затраты на транспортировку.

Одновременно проект будет представлен руководителям министерств культуры и строительства других регионов, в которых уже развернуто производство модульных конструкций. При поддержке Фонда президентских грантов и Союза московских архитекторов подготовлено комплексное решение, способное переформатировать и перезапустить систему культурно-досуговых учреждений всей страны за счет строительства по-настоящему современных многофункциональных, гибко подстраивающихся под различные задачи зданий.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022

09 Февраля 2023

Похожие статьи
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.