Модуль культуры

Команда «Идентичность в типовом» закончила проект в Карачаево-Черкесии, одним из результатов которого стало создание нового подхода к строительству социокультурных объектов на основе модульных технологий. В качестве демонстрации возможностей системы были спроектированы два культурных центра: большой для города и маленький для села.

mainImg
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Проект «Идентичность в типовом» начинался как исследование феномена советских типовых Домов культуры, которые тысячами возводились по всей территории СССР и обеспечивали миллионам людей доступ к культурному досугу. Дома культуры строились на средства государства, региональных бюджетов, а также финансировались крупными предприятиями и совхозами. После развала Союза, в новых экономических условиях, система из почти 40 000 российских ДК продолжает существовать, балансируя на грани выживания: финансирования не хватает для обновления зданий, переформатирования деятельности, обучения сотрудников и множества других затратных опций, необходимых для адаптации к современным запросам.

Разработка методик такого комплексного обновления стала одной из ключевых задач команды проекта «Идентичность в типовом». Год за годом она пополняет портфолио новыми примерами модернизации благодаря поддержке департаментов культуры и архитектуры наиболее передовых регионов.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Однако на государственном уровне до сих пор нет четкой стратегии развития системы ДК: параллельно с дискуссией о целесообразности реконструкции старых зданий начали выделяться средства на строительство новых культурных центров. Правда, строящиеся в XXI веке Дома культуры по архитектуре напоминают сетевые торговые центры, да и по функциональности значительно уступают советским предшественникам. Государство тратит средства, получая на выходе объекты, которые не решают существующую проблему, а только усугубляют ее, не позволяя расширять спектр услуг, в том числе для внебюджетного финансирования деятельности. Экономия на проектах и строительстве культурных центров оборачивается новыми проблемами и расходами. Стало очевидно, что нужен принципиально иной подход к решению типовой задачи.
Эксперимент в Карачаево-Черкесии

В 2021 году министр культуры Карачаево-Черкесии Зураб Агирбов предложил команде проекта «Идентичность в типовом» подключиться к решению ситуации, остро стоящей в республике: старые Дома культуры приходят в упадок, некоторые закрываются из-за нехватки средств и сотрудников. При этом ежегодно на бюджетные средства строится несколько новых центров на основе типового проекта, сделанного для соседнего региона, не учитывающего потребностей жителей республики. «Идентичность в типовом» при поддержке министерства культуры республики и Союза московских архитекторов получила президентский грант и за полтора года разработала комплекс мер по решению выявленных проблем ДК региона.

Команда провела исследование, подготовила рекомендации по перепрограммированию и расширению функционала Домов культуры, создала модель онлайн-платформы для презентации работы ДК и развития комьюнити сотрудников и заинтересованных местных креативных предпринимателей. Самое же главное – разработала концепцию принципиально нового типа многофункционального культурного центра на основе модульной технологии строительства. Его отличают гибко настраиваемые размеры, структура и даже дизайн, адаптируемый под конкретную локацию и функции.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Локализация универсальности

Несмотря на универсальность решаемой проблемы, характерной не только для Карачаево-Черкесии, но и практически для всех регионов РФ, команда стремилась отразить в проекте специфику края, чтобы не повторять ошибку обезличенных центров, что уже возводятся от Владивостока до Мурманска.

Команда провела анализ региональной идентичности, архитектурных и художественных традиций, методов строительства и декорирования, наиболее распространенных материалов и орнаментов. Была собрана коллекция наиболее знаковых сооружений республики: храмовые постройки, традиционные типы жилищ из дерева и камня, постройки эпохи советского модернизма – все они стали источником вдохновения и подсказали несколько функциональных и при этом аутентичных решений. Присущий абазинским домам акцент на очаге, зеленые кровли и террасы, формы сторожевых башен, яркие, насыщенные геометрией орнаменты и многие другие выявленные элементы были переработаны и органично вошли в проект как композиционные, объемно-пространственные и декоративные решения.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Кулинарная студия
© Высота
Принцип лего

Для создания типового решения, которое легко адаптировать под различные функции и локальные задачи, команда анализировала существующие способы трансформации зданий. В первую очередь – блочную компоновку, которая напоминает конструктивистские общежития или космические станции, в которых к основному «ядру» присоединяются разные по функциям объемы. Но крупные планировочные блоки было бы сложно адаптировать под потребности небольшого села или городского района, к тому же было бы трудно обеспечить высокое качество их строительства силами местных подрядных организаций.

Решением проблемы мог бы стать меньший по размеру и изготовленный в заводских условиях блок, похожий на элемент конструктора «Лего», из которого, благодаря его универсальности, можно построить любое по размеру и планировочному решению здание. Оказалось, что подобная технология существует, активно используется в мире и уже применяется в России – речь о модульном строительстве.
Модульный ответ

Особенность и главное преимущество модульного строительства – изготовление элементов или целого здания не на стройплощадке, а на заводе, в контролируемых условиях и с гарантируемым качеством. Среди других плюсов – экономичность, прогнозируемые расходы, минимальные сроки изготовления и монтажа, отсутствие необходимости делать сложный фундамент, надежность и высокое качество конструкций и оборудования. Основной минус – ограниченный размер элементов, поскольку перевозить их нужно на грузовом транспорте. Технология модульного строительства – единственная гарантия снижения стоимости строительства без потери качества исполнения.

В России модули используют давно, однако самый распространенный формат – это строительные городки из металлических контейнеров, которые имеют самый заурядный дизайн и ассоциируются исключительно с чем-то дешевым, временным и некачественным. Лишь в последние 10 лет ситуация начала меняться, в первую очередь благодаря запуску нескольких компаний, производящих модульные дома, таких как, например, «ДубльДом» или «СкаутДача». Бум внутреннего туризма создал спрос на модули для строительства гостиниц и глэмпингов. Даже крупные производители деревянных конструкций начали присматриваться к перспективному рынку, анонсируя запуск собственных линеек модульных блоков и демонстрируя возможности строительства из них офисных зданий, школ и даже больниц.
zooming
Отель Точка на карте. Лодейное поле
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Rhizome

Проект культурного центра команды «Идентичность в типовом» демонстрирует возможность использования модулей для строительства не только социальных объектов самого разного масштаба, но и различных коммерческих зданий, поэтому должен привлечь дополнительное внимание производителей и заказчиков таких зданий к потенциалу и перспективам модульной технологии.
Базовый элемент

На основе собранных данных команда проекта «Идентичность в типовом» определила параметры наиболее востребованных пространств, унифицировала их и рассчитала габариты того самого блока «лего», который должен был стать базовым элементом модульной системы.

Размеры блока составляют в плане 2,5 х 7,5 м. Горизонтальная плоскость может располагаться снизу или сверху и служить, соответственно, полом или потолком будущего помещения. Высота блока варьируется.

Блоки могут соединяться по всем четырем сторонам за счет жесткого крепления конструкций. При изготовлении в блок можно встроить дополнительные перегородки, а также фасадные элементы, благодаря чему из них легко можно собирать самые разные по размерам и функциональному наполнению здания.
  • zooming
    1 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    2 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    3 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    4 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    5 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    6 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота

Чтобы протестировать модульную систему, команда проекта «Идентичность в типовом» разработала два проекта многофункциональных культурно-досуговых центров: один предназначен для небольшого села, другой – для города. В проектах использовались стратегии функционирования и матрицы программного наполнения, подготовленные совместно с экспертами по социокультурному программированию.
Тестирование методики. Макроформат

Во всей полноте потенциал новой концепции многофункционального культурно-досугового центра раскрывается в максимальном варианте, рассчитанном на 400 000 посетителей в год. Его площадь составляет чуть меньше 6 000 м2, два зрительных зала-трансформера вмещают 520 и 200 человек. 
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

На основе программной матрицы был составлен перечень обязательных, вспомогательных и дополнительных помещений, определены необходимые для них площади, а также возможности использования одного пространства для разных функций. Был определен минимально необходимый строительный объем здания и скомпонована базовая система из модулей, заполняющая этот объем. Затем из него были вычленены места возможного расположения макропространств залов и фойе, вестибюлей и зеленых террас, благодаря чему монолитный объем трансформировался в более сложную пространственную структуру с высотными доминантами и пластикой крупных блоков. Большие пространства внутри структуры образовались за счет удаления модулей и использования для перекрытий большепролетных ферм или балок.
  • zooming
    1 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
  • zooming
    4 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 3 этажа
    © Высота

При формировании объемно-пространственной композиции архитекторы учитывали традиционные для Карачаево-Черкесии орнаменты, скошенные формы покрытий, компоновку вокруг символичного очага дома, роль которого тут выполняет многосветный атриум.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

К атриуму примыкают два основных зала с блоками вспомогательных помещений для артистов и хранения декораций. Сам атриум может выполнять роль фойе, выставочного зала, дополнительного лектория с амфитеатром или зоны кейтеринга. Также рядом с атриумом расположено кафе с кухней и дополнительной кухней-мастерской, в которой можно проводить кулинарные мастер-классы для туристов и местных жителей. При необходимости кафе и малый зал можно сдавать для проведения праздников и свадеб.

Все помещения и пространства организованы таким образом, чтобы максимально расширить диапазон их использования по отдельности и в различных комбинациях, ведь именно пустующие и при этом дорогостоящие в эксплуатации площади советских ДК являются одной из главных проблем.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Фойе
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный малый зал
© Высота

Вокруг трех основных блоков, исходя из функций и удобства для пользователей, расположены остальные помещения. Например, рядом с главным входом находится блок мастерских ручного труда: традиционные ремесла могут стать действенным «магнитом» для туристов. Если добавить небольшую краеведческую экспозицию, то культурно-досуговый центр превратится в информационно-туристический хаб, для которого уже не нужно строить отдельное здание.

На втором этаже расположены блоки учебных классов, разделенных мобильными перегородками, а также три универсальных зала для танцев, йоги или репетиций. Их дополняют раздевалки, санузлы, буфет и блок администрации. На третьем этаже находятся мастерские, кружковые, библиотека-коворкинг, лаборатории и многопрофильные учебные кабинеты. С уровня третьего этажа можно выйти на озелененную террасу.
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Коворкинг
    © Высота
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Малая студия
    © Высота

При проектировании всех помещений учитывается принцип многофункциональности и трансформируемости. Так, в залах используются системы складных трибун. Сцена также может быть сборной или можно использовать раздвижной пол, чтобы создать необходимый перепад между первым рядом и уровнем сценического пространства. Отсутствие стационарной сцены и кресел позволит не только использовать залы для проведения концертов и спектаклей или репетиций, но и проводить в них конференции, выставки и заниматься легкими видами спорта. Этой же задаче подчинена система освещения зала, которая может подниматься и опускаться. Аналогичным образом решается малый зал. Благодаря зеркальной стене, в нем можно проводить танцевальные занятия и репетиции. А если зашторить зеркала – он подойдет для камерных концертов, кинопоказов и мастер-классов.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Расположенные по периметру здания камерные классы и мастерские также могут трансформироваться за счет раздвижных перегородок. Помещения можно объединять или, наоборот, изолировать, в зависимости от специфики занятий. Важно, что здание будет жить, развиваться и адаптироваться к потребностям пользователей на протяжении всего своего существования, не требуя при этом дорогостоящих реконструкций. Все уже заложено в модульную систему.

Насколько она гибкая, можно понять на примере намного меньшего по размеру, но разработанного на основе аналогичных принципов проекта культурно-досугового центра.
Тестирование методики. Оптимум-формат

Площадь культурного центра для небольших сел почти в три раза меньше – около 1500 м2, предполагается нагрузка в 100 000 посетителей в год. «Сердцем» служит зал-трансформер на 200 человек. Он представляет собой нечто среднее между основным залом и атриумом из предыдущей макроверсии. Здесь могут проходить все основные события: для кинопоказов, концертов и спектаклей достаточно закрыть звукопоглощающими шторами проемы по периметру и принести со склада стулья для зрителей. Если же оставить проемы открытыми, зал превращается в «городскую площадь», где можно работать, встречаться с друзьями, устраивать собрания, выставки и фестивали. Если у села есть туристический потенциал, его можно развивать, проводя здесь представления для туристов.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Рядом с залом находятся все необходимые помещения: гардероб, буфет и блок санузлов, складское помещение и медиатека, которая может быть совмещена с библиотекой и сувенирным магазином. Принцип универсальности работает и на втором этаже: там расположены кружковые, учебные кабинеты и несколько офисов. При необходимости блок дирекции может быть увеличен, что вместить помещения для поселковой администрации.
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Кафе
© Высота
  • zooming
    1 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
Перспективы внедрения

Оба проекта вместе с другими результатами исследования в Карачаево-Черкесии были презентованы министру культуры Республики Зурабу Агирбову и получили его полную поддержку.

Следующим шагом станет презентация проектов представителям министерства строительства Карачаево-Черкесии, отвечающим за возведение новых культурно-досуговых учреждений в республике. С их поддержкой можно будет решить вопрос о запуске производства модульных элементов в Карачаево-Черкесии или о выборе партнера, уже производящего их в одном из соседних регионов, чтобы снизить затраты на транспортировку.

Одновременно проект будет представлен руководителям министерств культуры и строительства других регионов, в которых уже развернуто производство модульных конструкций. При поддержке Фонда президентских грантов и Союза московских архитекторов подготовлено комплексное решение, способное переформатировать и перезапустить систему культурно-досуговых учреждений всей страны за счет строительства по-настоящему современных многофункциональных, гибко подстраивающихся под различные задачи зданий.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022

09 Февраля 2023

Похожие статьи
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».