Модуль культуры

Команда «Идентичность в типовом» закончила проект в Карачаево-Черкесии, одним из результатов которого стало создание нового подхода к строительству социокультурных объектов на основе модульных технологий. В качестве демонстрации возможностей системы были спроектированы два культурных центра: большой для города и маленький для села.

mainImg
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Проект «Идентичность в типовом» начинался как исследование феномена советских типовых Домов культуры, которые тысячами возводились по всей территории СССР и обеспечивали миллионам людей доступ к культурному досугу. Дома культуры строились на средства государства, региональных бюджетов, а также финансировались крупными предприятиями и совхозами. После развала Союза, в новых экономических условиях, система из почти 40 000 российских ДК продолжает существовать, балансируя на грани выживания: финансирования не хватает для обновления зданий, переформатирования деятельности, обучения сотрудников и множества других затратных опций, необходимых для адаптации к современным запросам.

Разработка методик такого комплексного обновления стала одной из ключевых задач команды проекта «Идентичность в типовом». Год за годом она пополняет портфолио новыми примерами модернизации благодаря поддержке департаментов культуры и архитектуры наиболее передовых регионов.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Однако на государственном уровне до сих пор нет четкой стратегии развития системы ДК: параллельно с дискуссией о целесообразности реконструкции старых зданий начали выделяться средства на строительство новых культурных центров. Правда, строящиеся в XXI веке Дома культуры по архитектуре напоминают сетевые торговые центры, да и по функциональности значительно уступают советским предшественникам. Государство тратит средства, получая на выходе объекты, которые не решают существующую проблему, а только усугубляют ее, не позволяя расширять спектр услуг, в том числе для внебюджетного финансирования деятельности. Экономия на проектах и строительстве культурных центров оборачивается новыми проблемами и расходами. Стало очевидно, что нужен принципиально иной подход к решению типовой задачи.
Эксперимент в Карачаево-Черкесии

В 2021 году министр культуры Карачаево-Черкесии Зураб Агирбов предложил команде проекта «Идентичность в типовом» подключиться к решению ситуации, остро стоящей в республике: старые Дома культуры приходят в упадок, некоторые закрываются из-за нехватки средств и сотрудников. При этом ежегодно на бюджетные средства строится несколько новых центров на основе типового проекта, сделанного для соседнего региона, не учитывающего потребностей жителей республики. «Идентичность в типовом» при поддержке министерства культуры республики и Союза московских архитекторов получила президентский грант и за полтора года разработала комплекс мер по решению выявленных проблем ДК региона.

Команда провела исследование, подготовила рекомендации по перепрограммированию и расширению функционала Домов культуры, создала модель онлайн-платформы для презентации работы ДК и развития комьюнити сотрудников и заинтересованных местных креативных предпринимателей. Самое же главное – разработала концепцию принципиально нового типа многофункционального культурного центра на основе модульной технологии строительства. Его отличают гибко настраиваемые размеры, структура и даже дизайн, адаптируемый под конкретную локацию и функции.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Локализация универсальности

Несмотря на универсальность решаемой проблемы, характерной не только для Карачаево-Черкесии, но и практически для всех регионов РФ, команда стремилась отразить в проекте специфику края, чтобы не повторять ошибку обезличенных центров, что уже возводятся от Владивостока до Мурманска.

Команда провела анализ региональной идентичности, архитектурных и художественных традиций, методов строительства и декорирования, наиболее распространенных материалов и орнаментов. Была собрана коллекция наиболее знаковых сооружений республики: храмовые постройки, традиционные типы жилищ из дерева и камня, постройки эпохи советского модернизма – все они стали источником вдохновения и подсказали несколько функциональных и при этом аутентичных решений. Присущий абазинским домам акцент на очаге, зеленые кровли и террасы, формы сторожевых башен, яркие, насыщенные геометрией орнаменты и многие другие выявленные элементы были переработаны и органично вошли в проект как композиционные, объемно-пространственные и декоративные решения.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Кулинарная студия
© Высота
Принцип лего

Для создания типового решения, которое легко адаптировать под различные функции и локальные задачи, команда анализировала существующие способы трансформации зданий. В первую очередь – блочную компоновку, которая напоминает конструктивистские общежития или космические станции, в которых к основному «ядру» присоединяются разные по функциям объемы. Но крупные планировочные блоки было бы сложно адаптировать под потребности небольшого села или городского района, к тому же было бы трудно обеспечить высокое качество их строительства силами местных подрядных организаций.

Решением проблемы мог бы стать меньший по размеру и изготовленный в заводских условиях блок, похожий на элемент конструктора «Лего», из которого, благодаря его универсальности, можно построить любое по размеру и планировочному решению здание. Оказалось, что подобная технология существует, активно используется в мире и уже применяется в России – речь о модульном строительстве.
Модульный ответ

Особенность и главное преимущество модульного строительства – изготовление элементов или целого здания не на стройплощадке, а на заводе, в контролируемых условиях и с гарантируемым качеством. Среди других плюсов – экономичность, прогнозируемые расходы, минимальные сроки изготовления и монтажа, отсутствие необходимости делать сложный фундамент, надежность и высокое качество конструкций и оборудования. Основной минус – ограниченный размер элементов, поскольку перевозить их нужно на грузовом транспорте. Технология модульного строительства – единственная гарантия снижения стоимости строительства без потери качества исполнения.

В России модули используют давно, однако самый распространенный формат – это строительные городки из металлических контейнеров, которые имеют самый заурядный дизайн и ассоциируются исключительно с чем-то дешевым, временным и некачественным. Лишь в последние 10 лет ситуация начала меняться, в первую очередь благодаря запуску нескольких компаний, производящих модульные дома, таких как, например, «ДубльДом» или «СкаутДача». Бум внутреннего туризма создал спрос на модули для строительства гостиниц и глэмпингов. Даже крупные производители деревянных конструкций начали присматриваться к перспективному рынку, анонсируя запуск собственных линеек модульных блоков и демонстрируя возможности строительства из них офисных зданий, школ и даже больниц.
zooming
Отель Точка на карте. Лодейное поле
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Rhizome

Проект культурного центра команды «Идентичность в типовом» демонстрирует возможность использования модулей для строительства не только социальных объектов самого разного масштаба, но и различных коммерческих зданий, поэтому должен привлечь дополнительное внимание производителей и заказчиков таких зданий к потенциалу и перспективам модульной технологии.
Базовый элемент

На основе собранных данных команда проекта «Идентичность в типовом» определила параметры наиболее востребованных пространств, унифицировала их и рассчитала габариты того самого блока «лего», который должен был стать базовым элементом модульной системы.

Размеры блока составляют в плане 2,5 х 7,5 м. Горизонтальная плоскость может располагаться снизу или сверху и служить, соответственно, полом или потолком будущего помещения. Высота блока варьируется.

Блоки могут соединяться по всем четырем сторонам за счет жесткого крепления конструкций. При изготовлении в блок можно встроить дополнительные перегородки, а также фасадные элементы, благодаря чему из них легко можно собирать самые разные по размерам и функциональному наполнению здания.
  • zooming
    1 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    2 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    3 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    4 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    5 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота
  • zooming
    6 / 6
    Базовый элемент модульной системы культурного центра
    © Высота

Чтобы протестировать модульную систему, команда проекта «Идентичность в типовом» разработала два проекта многофункциональных культурно-досуговых центров: один предназначен для небольшого села, другой – для города. В проектах использовались стратегии функционирования и матрицы программного наполнения, подготовленные совместно с экспертами по социокультурному программированию.
Тестирование методики. Макроформат

Во всей полноте потенциал новой концепции многофункционального культурно-досугового центра раскрывается в максимальном варианте, рассчитанном на 400 000 посетителей в год. Его площадь составляет чуть меньше 6 000 м2, два зрительных зала-трансформера вмещают 520 и 200 человек. 
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

На основе программной матрицы был составлен перечень обязательных, вспомогательных и дополнительных помещений, определены необходимые для них площади, а также возможности использования одного пространства для разных функций. Был определен минимально необходимый строительный объем здания и скомпонована базовая система из модулей, заполняющая этот объем. Затем из него были вычленены места возможного расположения макропространств залов и фойе, вестибюлей и зеленых террас, благодаря чему монолитный объем трансформировался в более сложную пространственную структуру с высотными доминантами и пластикой крупных блоков. Большие пространства внутри структуры образовались за счет удаления модулей и использования для перекрытий большепролетных ферм или балок.
  • zooming
    1 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
  • zooming
    4 / 4
    Макро модульный культурно-досуговый центр. План 3 этажа
    © Высота

При формировании объемно-пространственной композиции архитекторы учитывали традиционные для Карачаево-Черкесии орнаменты, скошенные формы покрытий, компоновку вокруг символичного очага дома, роль которого тут выполняет многосветный атриум.
Макро модульный культурно-досуговый центр
© Высота

К атриуму примыкают два основных зала с блоками вспомогательных помещений для артистов и хранения декораций. Сам атриум может выполнять роль фойе, выставочного зала, дополнительного лектория с амфитеатром или зоны кейтеринга. Также рядом с атриумом расположено кафе с кухней и дополнительной кухней-мастерской, в которой можно проводить кулинарные мастер-классы для туристов и местных жителей. При необходимости кафе и малый зал можно сдавать для проведения праздников и свадеб.

Все помещения и пространства организованы таким образом, чтобы максимально расширить диапазон их использования по отдельности и в различных комбинациях, ведь именно пустующие и при этом дорогостоящие в эксплуатации площади советских ДК являются одной из главных проблем.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Фойе
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный малый зал
© Высота

Вокруг трех основных блоков, исходя из функций и удобства для пользователей, расположены остальные помещения. Например, рядом с главным входом находится блок мастерских ручного труда: традиционные ремесла могут стать действенным «магнитом» для туристов. Если добавить небольшую краеведческую экспозицию, то культурно-досуговый центр превратится в информационно-туристический хаб, для которого уже не нужно строить отдельное здание.

На втором этаже расположены блоки учебных классов, разделенных мобильными перегородками, а также три универсальных зала для танцев, йоги или репетиций. Их дополняют раздевалки, санузлы, буфет и блок администрации. На третьем этаже находятся мастерские, кружковые, библиотека-коворкинг, лаборатории и многопрофильные учебные кабинеты. С уровня третьего этажа можно выйти на озелененную террасу.
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Коворкинг
    © Высота
  • zooming
    Макро модульный культурно-досуговый центр. Малая студия
    © Высота

При проектировании всех помещений учитывается принцип многофункциональности и трансформируемости. Так, в залах используются системы складных трибун. Сцена также может быть сборной или можно использовать раздвижной пол, чтобы создать необходимый перепад между первым рядом и уровнем сценического пространства. Отсутствие стационарной сцены и кресел позволит не только использовать залы для проведения концертов и спектаклей или репетиций, но и проводить в них конференции, выставки и заниматься легкими видами спорта. Этой же задаче подчинена система освещения зала, которая может подниматься и опускаться. Аналогичным образом решается малый зал. Благодаря зеркальной стене, в нем можно проводить танцевальные занятия и репетиции. А если зашторить зеркала – он подойдет для камерных концертов, кинопоказов и мастер-классов.
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота
Макро модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Расположенные по периметру здания камерные классы и мастерские также могут трансформироваться за счет раздвижных перегородок. Помещения можно объединять или, наоборот, изолировать, в зависимости от специфики занятий. Важно, что здание будет жить, развиваться и адаптироваться к потребностям пользователей на протяжении всего своего существования, не требуя при этом дорогостоящих реконструкций. Все уже заложено в модульную систему.

Насколько она гибкая, можно понять на примере намного меньшего по размеру, но разработанного на основе аналогичных принципов проекта культурно-досугового центра.
Тестирование методики. Оптимум-формат

Площадь культурного центра для небольших сел почти в три раза меньше – около 1500 м2, предполагается нагрузка в 100 000 посетителей в год. «Сердцем» служит зал-трансформер на 200 человек. Он представляет собой нечто среднее между основным залом и атриумом из предыдущей макроверсии. Здесь могут проходить все основные события: для кинопоказов, концертов и спектаклей достаточно закрыть звукопоглощающими шторами проемы по периметру и принести со склада стулья для зрителей. Если же оставить проемы открытыми, зал превращается в «городскую площадь», где можно работать, встречаться с друзьями, устраивать собрания, выставки и фестивали. Если у села есть туристический потенциал, его можно развивать, проводя здесь представления для туристов.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Универсальный зал
© Высота

Рядом с залом находятся все необходимые помещения: гардероб, буфет и блок санузлов, складское помещение и медиатека, которая может быть совмещена с библиотекой и сувенирным магазином. Принцип универсальности работает и на втором этаже: там расположены кружковые, учебные кабинеты и несколько офисов. При необходимости блок дирекции может быть увеличен, что вместить помещения для поселковой администрации.
Сельский модульный культурно-досуговый центр. Кафе
© Высота
  • zooming
    1 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. Аксонометрия
    © Высота
  • zooming
    2 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 1 этажа
    © Высота
  • zooming
    3 / 3
    Сельский модульный культурно-досуговый центр. План 2 этажа
    © Высота
Перспективы внедрения

Оба проекта вместе с другими результатами исследования в Карачаево-Черкесии были презентованы министру культуры Республики Зурабу Агирбову и получили его полную поддержку.

Следующим шагом станет презентация проектов представителям министерства строительства Карачаево-Черкесии, отвечающим за возведение новых культурно-досуговых учреждений в республике. С их поддержкой можно будет решить вопрос о запуске производства модульных элементов в Карачаево-Черкесии или о выборе партнера, уже производящего их в одном из соседних регионов, чтобы снизить затраты на транспортировку.

Одновременно проект будет представлен руководителям министерств культуры и строительства других регионов, в которых уже развернуто производство модульных конструкций. При поддержке Фонда президентских грантов и Союза московских архитекторов подготовлено комплексное решение, способное переформатировать и перезапустить систему культурно-досуговых учреждений всей страны за счет строительства по-настоящему современных многофункциональных, гибко подстраивающихся под различные задачи зданий.
Сельский модульный культурно-досуговый центр
© Высота
Мастерская:
Высота https://visota.squarespace.com/
Проект:
Макро модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022
Сельский модульный культурно-досуговый центр
Россия

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян
Дизайнер: Алексей Баранов
Координатор: Елена Петухова
При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

2022

09 Февраля 2023

Похожие статьи
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.