Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.11.2021

Супер-пергола

Юлия Тарабарина
Объект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Адрес:
Россия, Москва. ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.

Строительство здания бизнес-центра в 1-м Земельном переулке, 1 завершено в 2020 году.

Изящная решетка белых диагоналей его фасадов отлично просматривается с Хорошевской эстакады Третьего транспортного кольца на фоне монументальных башен расположенного неподалеку ЖК «Пресня-Сити» и составляя с ним пару заметных современных акцентов этой части города.

БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Несмотря на то, что фактически строительство было закончено, архитекторы не торопились рассказывать о проекте, просили подождать до завершения благоустройства. Просьба нередкая, мы знаем, что многие постройки выглядят лучше на фоне сформированного двора – однако в данном случае она оказалась более принципиальной, чем обычно: озеленение здесь вертикальное, высокотехнологичное и позиционируется как первый не только в Москве, но и в целом в наших широтах опыт такого рода. Летом 2021 работы были завершены и БЦ показан в очень информативном ролике блога Анны Мартовицкой, где сюжет набрал рекордную посещаемость, его посмотрели 5900 человек.

Здание нравится и вызывает интерес. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

БЦ расположен в достаточно странном месте: он окружен промзонами, с одной стороны автобусный парк, с другой электродепо метрополитена, автобаза министерства обороны, станция Москва-Товарная; в двух шагах Ваганьковское кладбище. В то же время рядом начинаются жилые кварталы с уютными, утопающими в деревьях дворами.

И очень хорошая транспортная доступность – от ТТК рукой подать, от станции метро «Улица 1905 года» 5 минут пешком. Замечательное местоположение для бизнес-центра. Неудивительно, что офисные здания на этом участке проектировали давно. 
 
Юлий Борисов, UNK
Различные авторы работали с этим участком на протяжении больше 15 лет. Для предыдущих владельцев участка Михаил Хазанов в 2003 году предлагал шикарный, на мой взгляд, проект. Мы показывали здание коллегам, которые работали с участком раньше, и должен сказать, все признали, что нам удалось предложить достойный ответ на ситуацию, сложившуюся в этом месте.
 
Мы очень рады, что заказчик пошел нам навстречу и позволил реализовать идеи – среди которых, на мой взгляд, есть несколько уникальных и даже прорывных – так, как было задумано. Это был опыт очень комфортного профессионального сотрудничества – во многом, вероятно, благодаря тому, что наш проект БЦ «Академик» для того же клиента оказался, насколько мне известно, успешным.

Итак, компания «Хортекс» заказала архитекторам UNK проект бизнес-центра в 1-м Земельном переулке в 2016 году по результатам успешной совместной работы над другим офисным зданием – БЦ «Академик» на проспекте Вернадского, белые ламели на фасаде которого складываются в обобщенный портрет создателя теории ноосферы.

В Земельном переулке контекст был другим, хотя не менее обязывающим. С одной стороны, вокруг кирпичные постройки, как жилые дома, так и корпуса промзон, среди которых встречается и XIX век. С другой стороны, в обозримой перспективе – Москва-Сити, главный деловой район города, с которым сравнительно небольшой БЦ должен был, так или иначе, конкурировать за арендаторов. Надо было предложить идею – яркую, современную, но принципиально отличающуюся от пафоса высотного делового центра. 

Такой идеей стал зеленый фасад, привлекательный для тех резидентов, которые ценят экологичный подход и природное окружение. Архитекторы решили «погрузить» офис в природу, но участок, очень небольшой, не давал возможности заполнить растениями окружающую территорию – что подсказало идею вертикального озеленения фасадов.

Юлий Борисов даже называет свое решение – в шутку, конечно – «современной дачей». В шутке есть доля правды: во-первых, архитектор сам выращивает на своем участке в районе Троицка разнообразные лианы, а во-вторых, хайтековское стекло в пол и энергичные белые диагонали, сочетаясь с листьями живого винограда, работают на образ той современности, которая использует технологии для наилучшего общения человека и природы. Есть что-то фантастическое в возможности выйти практически из любого офиса на балкон – галереи опоясывают здание по периметру и двери есть в стеклянных стенах повсеместно – и «зависнуть» над городом, теребя пятипалый лист винограда. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Дикий, или девичий, виноград был выбран как одно из очень устойчивых растений нашей полосы, быстро растущий и сравнительно неприхотливый. Кадки со всем необходимым, обогревом и поливом, расставлены на балконах на каждом этаже, для лозы натянуты струны, по которым она уже с энтузиазмом вьется. С компанией, поставившей виноград и кадки, заключен договор не только на покупку растений, но и на несколько лет обслуживания, – так что она кровно заинтересована в том, чтобы растения выжили, – поясняет архитектор.

Авторы подсчитали, что виноград позволит экономить до 7% на летнем кондиционировании – слову сказать, здание собираются подавать на «зеленый» сертификат BREEAM. Кроме того, с южной стороны, где нужна защита от солнца, листьев будет больше, с северной меньше, а зимой, когда защита от ультрафиолета не очень нужна, листья опадают – так что «живой» фасад получается гибче и выгоднее любых солнцезащитных ламелей, даже автоматически управляемых. 
БЦ «Земельный» Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный» Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Как видим, БЦ представляет собой достаточно оригинальный вариант вертикального озеленения. С одной стороны, предложенное решение – простое. Многие выращивают на даче дикий виноград, он растет сам собой, да и в Москве есть фасады, увитые этим неприхотливым растением. С другой стороны, решение нетипично: как правило вертикальное озеленение превращает здание в «мохнатый дом», где едва видно окна, обычно зелень прилегает к стене вплотную, практически становится ее частью. Здесь не так – плоскости вьющихся растений отнесены где-то на метр от полностью стеклянного фасада и вместе с белой «перголой» образуют вторую, проницаемую оболочку здания, причем между ней и фасадом можно ходить, даже гулять. Кроме того кадки стоят не сплошь, а с разрывом: лианы не должны слиться в пастозный фон – скорее это штрихи, которые напоминают о дачно-усадебной лирике, но оставляют роль «первой скрипки» красивому, не лишенному элегантной графической напряженности, рисунку белой фасадной сетки.

Издали видна именно она – сетка диагональных линий. Самонесущая конструкция также держит на себе галереи с высокотехнологичными кадками для винограда.

Но главное – решетка визуально «собирает» здание, очерчивает его контуры и корректирует пропорции, работая при взгляде снизу вверх на эффект усиления перспективы. Анфас она, напротив, зрительно «закругляет» объем, придавая прямоугольному абрису обтекаемость и завершенность. 
БЦ «Земельный» Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный» Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Три нижних этажа, включая первый высокий (6,7 м) с лобби, кафе и магазинами, объединены крупным зигзагом наклонных опор – в основе они стальные, снаружи алюминиевые. Зигзаг обходит нижний объем, включая 3-ярусный выступ с севера, который он соединяет с основным зданием «воздушной» преградой, и формирует, таким образом, визуально цельный объем стилобата-основания.
БЦ «Земельный», вид с севера Фотография: Архи.ру
БЦ «Земельный», вид с севера
Фотография: Архи.ру
Схема построения фасада. 2020. БЦ «Земельный» © UNK
Схема построения фасада. 2020. БЦ «Земельный»
© UNK

Стекло трех первых ярусов отступает в глубину, и вдоль переулка опоры превращаются в своего рода галерею-пилонаду с подвижным V-образным ритмом вместо традиционной уверенной поступи. Внутри, за белым зигзагом, есть ряд круглых опор графитового оттенка, составляющих часть основного бетонного каркаса здания – внешние опоры на высоту 3 этажей вынесены за «теплый контур» здания. При трехэтажной высоте галереи черные и белые опоры создают ощущение очень вертикального, почти готического «леса колонн». 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру

Выше восемь этажей объединены балконами попарно, а ромбами более тонкой, алюминиевой решетки – по 4 этажа. Еще выше балконы становятся чаще, повторяются на каждом из трех следующих этажей, а ромбы объединяют этажи уже по два, чтобы на верхнем ярусе, объединенном со стенкой, маскирующей техэтаж, еще больше участить ритм и «сплющить» рисунок. Линии диагоналей в ключевых точках ломаются, но в целом складываются в последовательную структуру, образно сопоставимую с каким-то натянутым на здание супер-трикотажем. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Вечерняя подсветка усиливает эффект, подчеркивая «звездчатость» перекрестий решетки и ее эфемерность, отчасти – внеположность стеклянному объему, поскольку светящиеся контуры «зависают» перед внутренним фасадом на ощутимом расстоянии. 
БЦ «Земельный» Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный» Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
БЦ «Земельный»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

План и объемно-пространственное построение БЦ очень рациональны и эффективны. Три подземных яруса занимают все пятно застройки, их и отливали по современной технологии сверху-вниз, не копая предварительно котлована. Основной 15-этажный объем-башня вторит треугольным контурам участка, приводя их к равностороннему треугольнику со скругленными краями. Коммуникационный узел посередине – тоже треугольный, в нем собрано 6 лифтов и 2 эвакуационные лестницы, опять же треугольные и трехмаршевые, черно-белые и очень эффектные, с гибкими белыми поручнями из крашеного металла.
Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография © Алексей Гордиенко
Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Алексей Гордиенко
Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография © Алексей Гордиенко
Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Алексей Гордиенко

Все треугольники складываются оптимально, как близкий к идеалу конструктор, одно в другом. Внешний контур получает максимум дневного света без перегородок и коридоров. Шаг опор – 8,5 м.
БЦ Земельный. Схема ситуационного плана. 2016 © Группа компаний UNK
БЦ Земельный. Схема ситуационного плана. 2016
© Группа компаний UNK
Разрез. 2020. БЦ «Земельный» © UNK
Разрез. 2020. БЦ «Земельный»
© UNK
План типового этажа. 2020. БЦ «Земельный» © UNK
План типового этажа. 2020. БЦ «Земельный»
© UNK
БЦ Земельный. Схема плана 1 этажа. 2016 © Группа компаний UNK
БЦ Земельный. Схема плана 1 этажа. 2016
© Группа компаний UNK
БЦ Земельный. Схема плана 2 этажа. 2016 © Группа компаний UNK
БЦ Земельный. Схема плана 2 этажа. 2016
© Группа компаний UNK
План на уровне подземной парковки. 2020. БЦ «Земельный» © UNK
План на уровне подземной парковки. 2020. БЦ «Земельный»
© UNK

Благодаря центрально-симметричному плану лоты на каждом этаже можно разделить на шесть частей, а можно – на три равные части. Для улучшения ориентации каждую из трех сторон всех лифтовых холлов архитекторы – оформлением общественных зон занималось подразделение «UNK корпоративные интерьеры» во главе с Николаем Миловидовым – оформили рифленой нержавейкой с волнистой поверхностью и напылением нитрид-титана с фотохроматическим переливом, трех оттенков: пурпурного, зеленого и синеватого. По словам Юлия Борисова, оттенки созвучны цветам листьев дикого винограда осенью и служат метафизическим парафразом реальных растений во внешнем контуре. На этажах лифты белые, цветным металлом оформлены входы, а на первом этаже два лифта белых, а металлическая поверхность досталась тому лифту, который обращен в сторону лобби и входа – таким образом с улицы можно разглядеть поблескивание волнистой титановой поверхности.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография © Алексей Гордиенко
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Алексей Гордиенко
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру

Задача разнотоновых покрытий – способствовать ориентации в центрально-симметричном лифтовом холле. Заметим, что это оригинальный вариант интуитивной навигации, интерпретирующий красивую и актуальную, с переливом, фактуру натурального материала – такой подход выгодно отличается от поднадоевших ярко-радужных панелей и цифр двухметрового роста. 

Входное двусветное лобби развивает те же темы: сочетания естественных материалов с хай-тековским подходом, лаконичным, черно-белым и ультрасовременным. Подчеркнем, что как стены вокруг лифтов на всех этажах, так и объемистые круглые колонны облицованы белым каррарским мрамором хорошего качества, с минимумом прожилок. Оболочку колонн вытачивали на 4D-станке. Точечные светильники на потолке отражаются в стеклянных ширмах, под балконом 2 яруса, установленных как будто специально для этого, и складываются в россыпь, похожую на звездную. 
Интерьер лобби. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Интерьер лобби. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру

Одна из тенденций нашего времени – здания, стремящиеся по качеству отделки к эффекту, производимому емкой обтекаемой формой электронных гаджетов. Конечно, это сравнение надо приводить с поправкой на неизбежное различие масштабов и подходов, однако достаточно очевидно, что перед нами – один из примеров такого рода, «здания-айфона», стремящегося к лаконичной футуристичной версии хайтека: чистота, преобладание монохрома, скругленные углы, рассчитанные сочленения поверхностей с отделкой из разных материалов, – все работает на одну тему. Ее подхватывают электронные устройства, в изобилии распределенные по стенам и постоянно демонстрирующие идущему его лицо в окружающем интерьере – они усиливают сходство интерьера и с современным гаджетом, и с космическим кораблем из кинофантастики. 

Потолок лобби украшают черные шары из медийных экранов, – будучи включены, они транслируют яркие картины природы, также совмещая современные технологии и эко-тематику, и заодно радикальным образом оживляют белизну – бросая разнотоновые рефлексы на стены и, кроме того, напоминая нам, что у «айфона», помимо лаконичной оболочки есть еще и экран. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1 предоставлено: UNK
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
предоставлено: UNK

***

Помимо цельности и ясности пластического решения, построенного на одном приеме на грани wow-эффекта, в этом проекте интересны две вещи: трактовка натуральных материалов и отношение к контексту. В обеих много непривычного.
 
Мы привыкли, что разговор о хорошем старении натуральных материалов нередко имеет отношение к таким фактурам, которые изначально разнотоновы, как кирпич, или ноздреваты, как травертин. Патина времени усиливает обаяние этих естественных качеств, копоть подчеркивает объем известняковых рельефов, так получается красивое старение. Здесь же всё как будто наоборот – когда авторы говорят о красивом старении натурального мрамора по отношению к идеально прямой или идеально округлой поверхности, как и о натуральном происхождении нитрид-титана, создается ощущение, что они имеют в виду какой-то другой вариант старения, который сродни не увяданию, а скорее бессмертию. Натуральные материалы здесь не теплы, а прохладны, не пассеистичны, а футуристичны. Само здание футуристично, как и полагается современному бизнес-центру, авторы которого с самого начала проектирования задумались о конкуренции не с соседними офисными зданиями, а прямо с ММДЦ. Его стеклянные стены и белизна каркаса предполагают частое мытье, подсветка должна работать бесперебойно, кадки для растений требуют профессионального ухода. Вьющиеся лианы в данном случае – отнюдь не попытка пустить все на самотек, а своего рода декоративные рыбки в аквариуме, существа подвижные, красивые и разнообразные, но их красота подлежит строгому контролю и управлению. Они живые, но они часть спланированной системы, основанной на хорошем расчете и инженерном качестве всех ее составляющих.
 
В этом смысле интересна апелляция Юлия Борисова к наследию Шухова. Действительно, диагональная решетка визуально напоминает конструкции великого инженера, и даже, по словам архитектора, отчасти работает на распор. Впрочем она же, по справедливому замечанию Анны Мартовицкой, давно уже вошла в арсенал приемов суперграфики интернационального модернизма, к сонму произведений которого БЦ, безусловно, можно причислить. Интереснее другое – предложенное архитектором противопоставление передовых конструкций Владимира Григорьевича Шухова «кирпичному» контексту тогдашнего промышленного строительства. Действительно, в XIX – начале XX века на фоне кирпичных корпусов, как правило решенных в духе историзма, решетчатые металлические конструкции выделялись как нечто, принципиально необычное, ни на что не похожее, передовое. В этом смысле хрустальная башня нового БЦ, окруженная неким усредненным контекстом из розового, красного, коричневого кирпича, выделяется контрастно, становится акцентом – звучным дополнением, которого давно ждали, а в панораме города, вероятно, она и впрямь перекликается с башней на Шаболовке, как метафизический «салют» от северо-западной части города – юго-западной.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Так или иначе, а здание – заметное и в панораме, и само по себе, светится не хуже Сити и может похвастаться хорошим набором современных технологий, дорогих и качественных приемов и даже, как мы видели выше, рядом новаций, связанных как с вертикальных озеленением, так и с титановым покрытием в интерьере. Нет особенных сомнений в том, что этот БЦ, сравнительно небольшой, но отличающийся емкой и звонкой, привлекательной формой, вскоре заполнится арендаторами.